Задание 1
Таблица 1 - Основные статьи экспорта страны
Сектор экономики |
Отрасль специализации (или статья экспорта) |
Страны - торговые партнёры по данной статье экспорта |
Стоимость экспорта данной отрасли (год), единицы * |
Доля данной отрасли в общем объёме экспорта, % * |
Причина специализации страны на данной отрасли (кратко) |
Первичный |
Нефте- и газодобыча
|
Германия, Польша, Дания, Италия, Швеция, Финляндия |
46,44 млрд. долл. (на 2003 г.) |
43% (на 2003 г.) |
Наличие достаточно больших запасов нефти и природного газа |
Первичный
|
Рыбное хозяйство
|
Все западноевропейские страны, страны Восточной Европы Россия, США, Япония |
5,4 млрд. долл. (на 2003 г.) |
5% |
Наличие больших запасов рыбы и больших территорий для рыболовства |
Вторичный
|
Черная металлургия |
Германия, Франция, Голландия, Дания |
7,56 млрд. долл. (на 2003 г.) |
7% |
Наличие больших запасов руд металлов |
Вторичный
|
Цветная металлургия |
Те же |
3,24 млрд. долл. (на 2003 г.) |
3% |
Наличие больших запасов руд цветных металлов |
Вторичный
|
Машиностроение
|
Все западноевропейские страны, а также США, Россия и Канада |
17,28 млрд. долл. (на 2003 г.) |
16% |
Наличие высокоразвитой инфраструктуры машиностроения, в основном судостроения и строительства буровых платформ |
Вторичный
|
Пищевая промышленность
|
Все Западноевропейские страны, Швеция, страны Восточной Европы; США |
7,56 млрд. долл. (на 2003 г.) |
7% |
Наличие необходимых природных условий для развития с\х и, следовательно, пищевой промышленности как обрабатывающей; также импорт продукции с\х |
Вторичный |
Химическая промышленность
|
Германия, Франция, Голландия, Дания, Россия |
6,48 млрд. долл. (на 2003 г.) |
6% |
Наличие необходимых природных минеральных ресурсов для развития отрасли |
Вторичный
|
Целлюлозно-бумажная промышленность
|
Германия, Франция, Голландия, Дания
|
3,24 млрд. долл. (на 2003 г.) |
3% |
Наличие необходимых лесных и вводных ресурсов |
Третичный
|
Предоставление морских судов (фрахт) |
Россия, Испания, Китай, Индия |
10,8 млрд. долл. (на 2003 г.) |
10% |
Наличие большого числа кораблей, низкая стоимость грузоперевозок на них |
Задание 2
Таблица 2 - Основные показатели участия страны в международной торговле
Показатель
|
Мир
|
Норвегия
|
Россия*
|
ВВП (год), единицы |
65,82 трлн. долл. (2007 г.) |
257,4 млрд. долл. (2007 г.) |
2,076 трлн. долл. (2007 г.) |
ВВП / душу населения (год), ед. |
6 000 долл. (2005 г.) |
38 750 долл. (2004 г.) |
12 178 долл. (2006 г.) |
Динамика ВВП (годы), % |
с 2002 по 2006 среднегодовой темп роста ВВП – 2,9% |
темпы среднегодового прироста ВВП за последние 5 лет – 4,9% |
темпы среднегодового прироста ВВП за последние 5 лет – 5,9% |
Объем экспорта (год), ед. |
6340 млрд. долл. |
122,8 млрд. долл. (2004 г.) |
128,9 млрд. долл. (2004 г.) |
Объем импорта (год), ед. |
6660 млрд. долл. |
83 млрд. долл. (2004 г.) |
70 млрд. долл. (2007 г.) |
Экспортная квота (год), % |
20% (2000 г.) |
37% (2005 г.) |
32% (2005 г.) |
Импортная квота (год), % |
20% (2005 г.) |
32% (2005 г.) |
33% (2005 г.) |
Объем внешней торговли (год), ед. |
14 519 трлн. долл. (2006 г.) |
102 млрд. долл. (2007 г.) |
206,3 млрд. долл. (2007 г.) |
Динамика роста объема внешней торговли (годы), % |
Среднегодовой темп прироста торговли - 6,4% в период 1995-2000 гг. |
Среднегодовой темп прироста объема внешней торговли – 10% в период 2003-2007 гг. |
Среднегодовой темп прироста объема внешней торговли – 11,2% в период 2002-2007 гг. |
Объем внешней торговли / ВВП (год) |
23% общемирового ВВП (2005 г.) |
37% ВВП (2007 г.) |
18% ВВП (2007 г.) |
Доля внешней торговли страны в общемировой торговле, % |
0,3% экспорта и 0,8% импорта (2004 г.) |
1,9% экспорта и 1,2% импорта (2004 г.) |
Динамика доли внешней торговли страны в общемировой торговле |
Среднегодовой темп прироста доли Норвегии в общемировой торговле составил 3% в период 2001-2004 гг. |
Среднегодовой темп прироста доли России в общемировой торговле составил 9% в период 2001-2004 гг. |
Основные страны - торговые партнёры: экспорт |
Россия, Германия, Франция, Голландия, Швеция |
Китай, Индия, Украина, Белоруссия, Казахстан Германия,Франция, Польша, Финляндия |
Основные страны - торговые партнёры: импорт |
Германия, Дания, Швеция, США, Великобритания, Нидерланды |
Германия, Франция, Великобритания Япония, Китай, США |
Основные статьи экспорта
|
Продукция нефтегазовой промышленности, машиностроения, рыбного хозяйства, фрахт судов |
Продукция нефтегазовой промышленности, машиностроения, лесного хозяйства, металлургии, горнодобывающей промышленности, химической промышленности, ВПК, пищевой промышленности и с\х |
Основные статьи импорта |
Продукция машиностроения, химической промышленности, ВПК, текстильной и электротехнической промышленности |
Продукция машиностроения, фармацевтической, химической, электронной и электротехнической промышленности |
Объем инвестиций (год), ед.* |
53,6 млрд. долл.(2005 г.) |
253,8 млрд. долл.(2007 г.) |
Объем иностранных инвестиций (год), ед.* |
760 млрд. долл.(2001 г.) |
4,1 млрд. долл. (2005 г.) |
120,9 млрд. долл.(2007 г.) |
Внутренние инвестиции / Иностранные инвестиции, %* |
92,3% / 7,6% |
52,37% / 47,63% |
Сальдо платежного баланса* |
+201 млрд. крон (2003 г.) |
+53 млрд. долл. (2005 г.) |
Сальдо миграций* |
положительное |
положительное |
Задание 3
международный торговля норвегия
Эссе на тему «Особенности участия Норвегии в международной торговле»
Анализируя особенности экономики Норвегии, можно выделить несколько особенностей. Первая из них – это экспортно-ориентированный характер работы различных отраслей производства. Норвегия поставляет на мировой рынок продукцию машиностроения, целлюлозно-бумажной промышленности и лесного хозяйства, пищевой промышленности, металлургии и др., но также сильно зависит от таких отраслей, как нефтегазодобыча и нефтехимия, доля которых в экспорте Норвегии составляет 43% (по данным на 2003 год), которая, впрочем, за последние годы продолжает снижаться. В то же время (и это еще одна особенность) Норвежский рынок также зависим от импорта иностранной продукции (отраслей машиностроения, электронной, электротехнической, фармацевтической и др.). Третья особенность – это наличие некоторых хорошо развитых отраслей, работа которых ассоциируется с самой страной (к примеру, рыбное хозяйство). Развитость этих и других отраслей норвежской экономики объясняется в первую очередь наличием необходимых природных ресурсов (минеральных, лесных, водных и др.), а также правильной экономической политикой руководства страны (как следует из данных таблицы 2, более 92% всех инвестиций Норвегии принадлежат государству или, например, поддержка отечественного производства за счет импортных и экспортных квот как одной из мер). Еще одна особенность экономики Норвегии – это большая доля (а значит большая роль) Западноевропейских стран во внешней торговле Норвегии, прежде всего Германии, Франции, Великобритании, Дании и Голландии. За ними на втором месте следуют США, Швеция и Япония. А вот доля России во внешне торговле Норвегии совсем невелика – около 4%, хотя в торговле между Россией и Норвегией уже давно прослеживается тенденция к увеличению товарооборота и в перспективе она может возрасти. Большую долю Западноевропейских стран в торговле Норвегии можно объяснить их географическим положением по отношению к Норвегии и близостью к ней как к поставщику, а также наличием устоявшихся экономических связей между этими частями Европы. Также особенно значимым торговым партнером Норвегии являются США, за счет торговли с которой у Норвегии появилась тенденция к увеличению свой доли в общемировой торговле. Также хорошему развитию внешней торговли Норвегии способствует высокая доля внешней торговли в ВВП страны – 37% (на 2007 год), что также способствует и экономическому развитию государства в целом (рис. 1).
Рис. 1
Источники информации
1. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн.1: Общая характеристика мира. М: Дрофа, 2006.
2. Норвегия // Официальный сайт Норвегии в России, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://norvegiya.org/
3. Норвегия // ЦРУ: Всемирная книга фактов, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cia.gov/
4. Норвегия // Страноведческий каталог «EconRus», 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://catalog.fmb.ru/
|