Курсовая работа: Роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии России
Название: Роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии России Раздел: Рефераты по международным отношениям Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление Введение Глава 1. Теоретические аспекты международной торговли 1.1 Место международной торговли в системе международных экономических отношений 1.2 Товарная и географическая структура мировой торговли 1.3 Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности 1.4 Международное регулирование международной торговли Глава 2. Анализ внешней торговли России 2.1 Внешнеторговый оборот России 2.2 Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья 2.3 Внешняя торговля с государствами-участниками СНГ Заключение Список использованных источников и литературы Приложения ВведениеАктуальность данной темы обусловлена тем, что экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент - либерализация внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками на перспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывала приоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятых критериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономически обусловленный характер. Россия на протяжении длительного времени была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв. Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней. В начале XX в. (1904 - 1906 гг.) экспорт России, составлявший в сумме 994 млн. рублей, занимал третье место в общеевропейском торговом рейтинге после Германии (2340 млн. рублей) и США (2040 млн. рублей); на четвертом месте была Великобритания (950 млн. рублей). Приведенные цифры подтверждают возросший экономический потенциал царской России. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности. В системе внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и в восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики, в том числе ликвидацию СЭВ с его специфическими и во многом идеологизированными механизмами сотрудничества. Достижение поставленных целей тесно увязывалось с созданием нового имиджа России как государства, покончившего с идеологизацией своих взаимоотношений и нацеленного на укрепление сотрудничества с другими странами в самых различных сферах на основе общепризнанных международных норм и правил. Предметом исследования в курсовой работе выступает внешняя торговля России. Объект исследования – внешняя торговля России в 2007-2010 гг. Цель работы – раскрыть роль внешней торговли в экономическом и социальном развитии России. Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты международной торговли. 2. Провести анализ внешней торговли России. Теоретико-методологической основой работы стали разработки, концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов. В рамках системного подхода в работе использовались методы сравнительного и системного анализа, а также теоретического моделирования. Эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты президентских и правительственных структур, данные монографических изданий и периодической печати, нормативно – методическая документация, информационные ресурсы INTERNET. Глава 1. Теоретические аспекты международной торговли 1.1 Место международной торговли в системе международных экономических отношенийМеждународная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т. е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня. Международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля — это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Внешняя торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин "внешняя торговля" применим только к отдельно взятой стране. Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков: 1) на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары; 2) действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях); 3)он в большей степени подвержен монополизации (господство ТНК); 4)решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго и т. п.); 5) расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах. В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков — экспорт и импорт. Учет экспортных поставок осуществляется в ценах РОВ; учет импортных поставок — в ценах СIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как: стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления; 1.2 Товарная и географическая структура мировой торговлиТоварная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг; Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура — данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура — данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти). Ориентируясь на эти характеристики, в дальнейшем будут определены масштабы развития международной торговли, структура субъектов, участвующих в ней, и классификация объектов, являющихся предметом международной купли-продажи. Субъектами международной торговли выступают все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. "большая семерка"), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР). Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК). 1.3 Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельностимеждународный торговля экспорт импорт Государственное регулирование внешней торговли может быть односторонним — без согласований и консультаций с торговыми партнерами; двусторонним — согласование торговой политики с торгующими странами; многосторонним — когда торговая политика согласовывается многосторонними актами (соглашения в сфере торговли стран Евросоюза). Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Свобода торговли означает минимальное вмешательство государства во внешнюю торговлю. Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Тарифные методы регулирования внешней торговли — это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие методы — нетарифные. Относительно открытым считается торговый режим, при котором средний уровень импортных таможенных обложений — менее 10%, а квотированных — менее 25% импорта. Нетарифные методы подразделяются на количественные — квотирование, лицензирование, ограничения; скрытые — госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансовые — субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта). Таможенный тариф — перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являются условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции: фискальную; протекционистскую; балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров). Различают следующие виды таможенных пошлин: 1. По способу взимания: адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара; комбинированные — сочетание адвалорного и специфического видов пошлин (например, 20% таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 тонну). Применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок таможенной стоимости товара, что оставляет место для злоупотреблений. Специфические пошлины накладываются на стандартизированные товары и имеют преимущество, так как просты в администрировании. Уровень таможенных пошлин сильно зависит от цен на товары. 2. По объекту обложения: импортные; экспортные; транзитные (используются как средства торговой войны). 3. По характеру: сезонные — срок действия — от 1 месяца до 1 года (срок действия обычных тарифов на данный товар приостанавливается); антидемпинговые — применяются при ввозе товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если это наносит экономический ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства таких товаров; компенсационные — накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии. 4. По происхождению: автономные — односторонние на основании решения органов государственной власти; конвенциональные — на базе двух- или многосторонних соглашений; преференциальные — на товары из развивающихся стран для поддержки их экономического развития за счет экспорта. 5. По типам ставок: постоянные; переменные — изменяются при изменении мировых цен. 6. По способу вычисления: номинальные — указанные в тарифах; эффективные — уровень пошлин определяется с учетом пошлин, наложенных на узлы и детали товаров. Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара. Таможенная стоимость товара — нормальная, складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной деклорации. Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. той цены, по которой они продаются в стране отправки. В ЕС таможенная стоимость товара оценивается на базе СИФ, т. е. пошлина цены товара включает цену транспортировки до порта назначения и цену страхования. В Российской Федерации таможенный тариф основывается на принятой в международной практике системе классификации товаров. Таможенная стоимость определяется декларантом под контролем таможенных органов. Основным методом определения таможенной стоимости считается метод по цене сделки с ввозимым товаром. При определении таможенной стоимости в цену сделки помимо цены самого товара включаются: расходы по доставке товара до места ввоза; расходы покупателя; цена сырья, материалов и т. д., предоставленных покупателем продавцу для производства экспортного товара; лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен осуществлять в качестве условия продажи импортных товаров; доход продавца от последующих перепродаж, передачи или использования импортируемых товаров на территории РФ. Тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их переработки — применяется в целях защиты национальных производителей готовой продукции, стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов. Для развивающихся стран характерен рынок сырьевой продукции, таможенное обложение которой минимально по сравнению с готовыми товарами. В результате введения любой страной тарифа возникают экономические эффекты перераспределения (эффекты дохода и передела) и потери (эффекты защиты и потребления). Эффект дохода — увеличение доходов бюджета: происходит перемещение доходов из частного сектора в государственный. Эффект передела — перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Эффект защиты — экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства, под защитой тарифа, дополнительного количества товаров при более высоких издержках. Эффект потребления возникает в результате сокращения потребления товара из-за роста его цены на внутреннем рынке. Для большой страны характерен эффект условий торговли — перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет этой страны в результате улучшения условий торговли. Оптимальная ставка тарифа — это уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию национального экономического благосостояния. Данная ставка всегда относительно невелика. Оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны и к потерям мировой экономики в целом, так как он служит перераспределению доходов от одной страны к другой. Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пределах определенного количества он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и обеспечения национальной безопасности. Противники считают, что тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны и подрывают мировую экономику, ведут к торговым войнам, увеличивают налоги, уменьшают объем экспорта и сокращают занятость. Административной формой нетарифного государственного регулирования торгового оборота являются количественные ограничения, включающие квотирование (контингентирование), лицензирование и добровольное ограничение экспорта. Квота — количественная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным качеством или суммой на определенный промежуток времени. По направленности квоты делятся на экспортные и импортные. По охвату квоты делятся на глобальные, которые устанавливаются на определенный период времени для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления, и индивидуальные — установленные в рамках глобальной квоты, носящие временный характер. Лицензирование — это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Добровольное ограничение экспорта —количественное ограничение, основанное на обязательстве ограничить или не расширять объем экспорта под политическим давлением со стороны импортера. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидирование, кредитование и демпинг. Субсидии — это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидирование национального производства считается предпочтительной формой налоговой политики по сравнению с импортным тарифом и квотой. Крайним случаем субсидирования экспорта является демпинг — продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в странах-импортерах. В рамках ВТО признанной основой международной торговли является режим наибольшего благоприятствования. 1.4 Международное регулирование международной торговлиРегулирование ключевой сферы мировой экономики — торговли товарами и услугами — производит Всемирная торговая организация. Она была создана в 1995 г. на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, подписанного в 1947 г. ВТО — законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования в области торговли товарами и услугами, разрешения торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации. Регулирование в мировой экономике основано на том, что страны добровольно принимают решения о создании определенного международного механизма разрешения тех или иных проблем, о санкциях, применяемых к нарушителям договоренностей. В рамках ВТО установлены принципы торговли, с которыми согласились более 130 стран. Наиболее важные принципы мировой торговой системы заключаются в следующем: торговля без дискриминации; либерализация международной торговли, т.е. устранение препятствий в торговле (снижение тарифов и т. д.); применение мер ограничения импорта только на основе правил ВТО; предсказуемость торговой политики; содействие конкуренции; введение стандартов, правил торговли и унификация документации. Генеральное соглашение по торговле услугами является главным международным документом, регулирующим международную торговлю услугами с 1994 г. Соглашение определяет, что международная торговля услугами, так же, как и торговля товарами, должна основываться на принципах режима наибольшего благоприятствования, соответствующего принципам ВТО. Глава 2. Анализ внешней торговли России2.1 Внешнеторговый оборот РоссииВнешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса в августе 2010г. составил (в фактически действовавших ценах) 55,9 млрд.долларов США (1697,0 млрд.рублей), в том числе экспорт - 32,1 млрд.долларов (974,3 млрд.рублей), импорт - 23,8 млрд. долларов (722,7 млрд.рублей) (Приложение 1). Сальдо торгового баланса в августе 2010г. сложилось положительное - 8,3 млрд.дол-ларов (в августе 2009г. - положительное, 11,8 млрд.долларов). Рис. 1. Динамика экспорта и импорта Российской Федерации, в % к декабрю 2007 г. В августе 2010г. внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья составил в текущих ценах 47,3 млрд.долларов США (1434,2 млрд.рублей) и по сравнению с соответствующим месяцем 2009г. вырос на 30,1%, с государствами-участниками СНГ - 8,7 млрд.долларов США (262,8 млрд.рублей) и вырос на 32,8%. Рис. 2. Внешнеторговый оборот России в августе 2010 г. Внешнеторговый оборот по данным таможенной статистикив августе 2010г. составил 52,3 млрд.долларов США. Экспорт составил 30,6 млрд.долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 26,3 млрд.долларов, в государства-участники СНГ - 4,2 млрд.долла-ров. Импорт составил 21,8 млрд.долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 19,4 млрд. долларов, из государств-участников СНГ - 2,4 млрд.долларов (Приложение 2). Внешнеторговый оборот с основными странами партнерами в январе августе 2010 года составил 386116 млн. долл. США, экспорт при этом составил 250283 млн. долл. США, импорт составил 135832 млн. долл. США (Таблица 1). Товарный состав экспорта представлен в таблице 2. Таким образом, наибольшую долю в экспорте составили следующие виды товара: машины и оборудование, черные металлы удобрения, руды и концентраты, лесоматериалы, пшеница и меслин, рыба и морепродукты. Экспорт рыбы и морепродуктов, включая выловленные (добытые) и проданные в открытом море, в январе-августе 2010г. составил 1873,6 млн.долларов США, или 135,2% к соответствующему периоду предыдущего года, в августе 2010г. - 237,1 млн.долларов США, или 156,8% к августу 2009г. (соответственно 121,6 тыс.тонн, или 133,6%); в том числе рыбы свежей и мороженой - соответственно 1692,2 млн.долларов США, или 143,9% и 210,0 млн.долларов США, или 160,3% (116,6 тыс.тонн, или 132,2%). Таблица 1Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными странами-партнерами в январе-августе 2010 года
Таблица 2Товарный состав экспорта
Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, газа природного, угля каменного, кокса и полукокса, электроэнергии) в общем объеме экспорта в августе 2010г. составил 64,7% (в августе 2009г. - 68,5%), металлов (черных металлов, меди, никеля, алюминия) - 9,7% (8,1%), машин, оборудования и транспортных средств - 6,5% (6,4%). Товарный состав импорта представлен в таблице 3. Таким образом, наибольшую долю в импорте составили следующие виды товаров: машины и оборудование, автомобили легковые, автомобили грузовые, лекарственные средства, обувь кожаная, алкогольные и безалкогольные напитки, нефтепродукты, трубы стальные. В общем объеме импорта доля машин, оборудования и транспортных средств в августе 2010г. составила 43,7% (в августе 2009г. - 43,4%). Таблица 3Товарный состав импорта
Динамика средних фактических цен экспорта России и мировых цен на отдельные товары в % к декабрю 2008г. представлена на рис. 3,4,5,6. Средняя мировая цена на нефть (Юралс) в сентябре 2010г. составила 565,0 доллара США за 1 тонну (77,4 доллара США за баррель), по сравнению с предыдущим месяцем она возросла на 2,3%. Рис. 3. Динамика нефти и газа природного за 2008-2010 гг. Рис. 4. Динамика бензина и топлива дизельного за 2008-2010 гг. Рис. 5. Динамика меди и никеля за 2008-2010 гг. Рис. 6. Динамика пшеницы и ячменя за 2008-2010 гг. 2.2 Внешняя торговля со странами дальнего зарубежьяВнешняя торговля со странами дальнего зарубежья представлена в таблице 4. Таблица 4 Экспорт отдельных товаров в страны дальнего зарубежья
Экспорт рыбы свежей и мороженой, включая выловленную (добытую) и проданную в открытом море, в январе-августе 2010г. составил 1669,3 млн.долларов США, или 144,5% к соответствующему периоду 2009г. (1079,6 тыс.тонн, или 141,6%), в августе 2010г.-208,5 млн.долларов США, или 160,6% к августу 2009г. (113,8 тыс.тонн, или 132,3%). В таблице 5 представлен импорт отдельных товаров из стран дальнего зарубежья. Ведущее место в импорте занимали машины, оборудование и транспортные средства, а также продовольственные товары. Таблица 5 Импорт отдельных товаров из стран дальнего зарубежья.
2.3 Внешняя торговля с государствами-участниками СНГВнешняя торговля с государствами-участниками СНГ представлен в таблице 6,7. Таблица 6 Экспорт отдельных товаров в государства-участники СНГ
Таблица 7 Импорт отдельных товаров из государств-участников СНГ
Из государств-участников СНГ в Российскую Федерацию в августе 2010г. поступило 98,3% масла подсолнечного, 63,1% молока и сливок сгущенных, 68,8% продуктов, содержащих какао, 71,6% сахара белого, 47,9% масла сливочного и прочих молочных жиров, 52,9% труб стальных, 18,1% алкогольных напитков (в стоимостном выражении), 31,9% изделий и консервов из мяса, 5,1% угля каменного, от общего импорта указанных товаров. Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации в Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам. Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно. Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой. Список использованных источников и литературы 1. Быков П. Кризис на экспорт // Эксперт. 2008. № 1-2. С. 12.2. Ваганов Г.П. Броня на вывоз // Коммерсант-Власть. 2008. №8. С. 46. 3. Воинов Ю. Россия – страны Центральной и Восточной Европы: новый выбор // Внешняя торговля, 2010. № 7-9. С. 55. 4. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2009. 415 с.5. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2009. № 6. С. 41.6. Куркаев Г., Волков В. Российская экономика // Экономист 2008. №8. С. 43. 7. Манько А.М. Россия на мировых рынках, взгляд в прошлое // Внешняя торговля. 2010. № 4. С. 58. 8. Милованов В. Внешнеэкономические связи югославянских государств с Россией // Внешняя торговля. 2009. № 4-7. С. 52. 9. Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2008. № 6. С. 44.10. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 340 с.11. Скакун П. О регулировании внешней торговли и другом // Внешняя торговля. 2008. № 7-9. С. 49. 12. Ходов Л. Рынки стран Персидского залива и возможности российского экспорта // Внешняя торговля. 2009. № 1. С. 59. 13. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/environment/doklad/soderzhanie/ek_sit_RF/markets/Vneshnyaya_torgovlya/index.html Динамика внешнеторгового оборота России (по методологии платежного баланса) Динамика экспорта и импорта по странам дальнего зарубежья и государствам-участникам СНГ (по методологии платежного баланса)
|