Учебное пособие: Народные и авторские колыбельные песни
Название: Народные и авторские колыбельные песни Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие |
Тема: Народные и авторские колыбельные песни Цели: обучающая – познакомить учащихся с народными и авторскими колыбельными песнями; развивающая – развитие навыков чтения целыми словами, развитие речи учащихся, их логического мышления, развитие познавательного интереса и расширение кругозора детей; воспитательная – воспитывать интерес к чтению, к народному творчеству. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: учебник «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеева, карточки с изображением зайца, гуся, кота, волка и колыбельной (кроватки). Ход урока. I. Организация урока. Приветствие. Психологический настрой учащихся. II. Изучение нового материала. У.: Сегодня на уроке у нас очень интересная тема. Мы будем знакомиться с колыбельными песнями. Откройте учебник (стр. 50) Чтение текста про себя. - прочитайте текст про себя. Чтение текста по абзацам. - Что вы узнали о Норвегии? (холодная, северная страна) - Из каких строк вы узнаете о быте норвежской семьи? (отец сапог шьёт, мать трубит в медный рог, ткет холсты сестра, брат охотится). - Из каких слов песни видно, что это колыбельная? (баю-бай) - Пела ли вам мама колыбельные? - Какие? - Как вы думаете, для чего их поют? (Для того, чтобы ребенок быстро переходил из состояния бодрствования в состояние сна. Ведь в первые месяцы жизни ребенка сон играет большое значение в его развитии. Люди когда-то заметили, что при покачивании ребенок быстро засыпает. Это и привело к созданию колыбели). - Что такое колыбель? урок колыбельная песня народная Работа с тетрадью. - Откройте тетрадь на стр. 38 и прочитайте, что же означает слово «колыбель». (показ иллюстрации) В народе дорожили колыбельными песнями, их передавали из поколения в поколения. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно «байкать» (качать, усыплять, баюкать). Этот урок не пропадал даром, так как в крестьянской семье девочки с 6-7 лет уже сами становились нянечками. Герои народных колыбельных схожи с героями сказок. Ими могут быть (показ иллюстраций): Гули: Ай, люли, люленьки, Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стал мой Юра засыпать. Зайка: Баю, баюшки! В лесу – заюшки, Да горностаюшки. Кот: Пошел котик на торжок, Купил себе пирожок. Идет кот по лавочке, Ведет киску за лапочку. Ходят вместе они,- А ты, маленький, усни! - Посмотрите в тетрадях на задание №2. Чтение про себя колыбельных. Чтение вслух. - Прочтем эти колыбельные. Но надо помнить, что читать нужно не громко и не быстро, растягивая гласные звуки. - Чем похожи эти песни? (небольшие по объему, баю-бай, несложные по тексту, целью исполнения) Выразительное чтение. - это были русские народные песни. Что означает народные? (созданные народом) - колыбельные есть не только народные, но и авторские, которые придумал писатель. Они появились гораздо позже народных. Прослушивание «Колыбельной медведицы» из мультфильма «Умка» - о чем она? Что в ней передается? (любовь матери к своему ребенку. Пусть ничто не тревожит медвежонка, их льдина надежна, светят им «звездные» медведи, а рядом старшие соседи – белые медведи). Работа с текстом Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят…» Чтение про себя. - какие картины вы представили? - Почему так много? Чтение вслух по строфам. 1-я строфа. - почему косули робкие? Почему автор перечислил столько животных? Как много в русском языке синонимов к слову спать ? Найди их, подчеркни в тексте. - почему так уважительно сказано о соме? 2-я строфа. - Почему не надо мальчику всего бояться? 3-я строфа. - как понять слово роздых? (передышка, кратковременный отдых) - что значит «звери, легкие на роздых»? (легко засыпают) - о чем просит мама сына? (заснуть) - зачем она обращается к волкам, совам? - какие чувства передаются при чтении? (любви, тепла, покоя, готовности защищать). Янис Балтвинкс «Где ночует дрема?» Чтение про себя. - кого заинтересовал этот вопрос? - что ответила мама? - почему дрема днем обнимает совят? (совы днем спят) Чтение вслух. - где живет герой песни? - как это в дверь стучиться дрема? После 2-3-го четверостиший. - почему ребенок не хочет впускать дрему? После 4-го четверостишья. - Почему мама дала такой ответ? Сравнение колыбельных авторских песен. - Похожи ли в чем-то две прочитанные песни? (В них чувствуется любовь родителей к детям) - Чем они различаются? (Первая – поэтический гимн материнству. Вторая – песенка-фантазия ребенка) III. Закрепление - Чем схожи все колыбельные песни? (служат для того, чтобы ребенок быстрее засыпал) - В чем отличия между народными и авторскими колыбельными песнями? (авторские – объемнее, более современные, о современных событиях) IV. Подведение итогов Оценивание происходит в словесной форме. |