Курсовая работа: Привод цепного конвейера
Название: Привод цепного конвейера Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курсовая работа по дисциплине « Детали машин и основы конструирования » Екатеринбург 2009 Исходные данные Введение Проектирование механизмов и машин, отвечающих потребностям в различных областях промышленности должно предусматривать их наибольший экономический эффект, высокие технико-экономические и эксплуатационные качества. Основные требования, предъявляемые создаваемому механизму: высокая производительность, надежность, технологичность, ремонтопригодность, экономичность, минимальные габариты и цена. Все выше перечисленные требования учитывают в процессе проектирования и конструирования. Темой данного курсового проекта является «Привод цепного конвейера». Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых передач, выполняемый в виде отдельного агрегата и служащий для передачи крутящего момента от вала двигателя к валу исполнительного механизма. Проектируемый редуктор предназначен для передачи крутящего момента от вала электродвигателя к выходному валу редуктора и далее к рабочему механизму. Ведущий вал редуктора соединен с валом двигателя ременной передачей. 1. Выбор электродвигателя и расчет кинематических параметров привода Требуемая мощность электродвигателя
где P - мощность на валу исполнительного механизма, P = 80 кВт; η0 – общий КПД привода,
P
тр
= По требуемой мощности из табл.П.1 [1] выбираем асинхронный электродвигатель 4А160М8 ближайшей большей стандартной мощностью P э = 11кВт, синхронной частотой вращения n с =750об/мин и скольжением S = 2,8%. Частота вращения вала электродвигателяn
1
= n
с
(1- Общее передаточное число привода u
o
= где n – частота вращения вала исполнительного механизма, n = 40 об/мин Передаточное отношение зубчатой передачи U принимаем равным 4 по ГОСТ 2185-66 Передаточное число ременной передачи Принимаем равным 4,5 по ГОСТ 2185-66 Частоты вращения валов [7. ч .1 стр.5]; Определяем мощности, передаваемые валами: [7. ч .1 стр.5]; Крутящие моменты, передаваемые валами. Крутящий момент на валу определяется по формуле Ti
=9550 где Pi и ni соответственно мощность, кВт, и частота, мин-1 , на i–м валу.
2. Расчет цилиндрической зубчатой передачи Выбор материалов зубчатых колес Dm
=
Sm
=1,2(U+1) Диаметр заготовки для колеса равен dk =UDm =4∙128=512мм Материалы выбираем по табл.1 [1] Шестерня Материал заготовки - Сталь 40х Термическая обработка – Улучшение Твердость поверхности зуба – 235-262HB Колесо Материал заготовки - Сталь 45 Термическая обработка- Нормализация Твердость поверхности зуба – 179-207 HB Определяем средние значение твердости поверхности зуба шестерни и колеса НВ1 =0,5(НВ1 min +HB1 max )=0.5(235+262)=248,5 НВ2 =0,5(НВ2 min +HB2 max )=0.5(179+207)=193 Определение допускаемых напряжений Допускаемые контактные напряжения
где j =1 для шестерни, j =2 для колеса; sH lim j - предел контактной выносливости (табл.2 [1]),
SH j - коэффициент безопасности (табл.2 [1]), SH 1 = 1.1 SH 2 =1.1 Коэффициент долговечности определяется по формуле: КHLj
= где NHEj – эквивалентное число циклов напряжений. NH 0 j – базовое число циклов при действии контактных напряжений (табл.1.1 [3]), NH 01 16,8∙106 NH 0 2 =9,17∙106 Находим эквивалентные числа циклов перемен напряжений по формуле: NHE j = Mh •NΣ j, [11 стр.8]; где NΣ j – суммарное число циклов нагружения за весь срок службы передачи. NΣ j = 60•h•c•th Th =365•L•24•Kr •Kc •ПВ ПВ=0,30 С=1 где n - частота вращения колеса в об/мин, Kг – коэффициент использования передачи в течение года; Kс– коэффициент использования передачи в течение суток; Lr– срок службы передачи в годах; ПВ – относительная продолжительность включения. Определяем эквивалентные числа циклов перемен напряжений:
Определяем коэффициенты долговечности: KKL1
= KKL
2
= Определяем допускаемое контактное напряжение для шестерни и колеса sH1
P=
sH2
P=
Допускаемы контактные напряжения для прямозубой передачи sHР =sHР1 =480,8 МПа Допускаемые напряжения изгиба
где sF lim j - предел выносливости зубьев при изгибе (табл.4 [1]), sF lim 1 =1,75•248,5 =434,8МПа sF lim 2 =1,75•193=337,75МПа SFj - коэффициент безопасности при изгибе (табл.4 [1]), SF 1 =1,7, SF 2 =1,7; KFCj - коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки, (табл.4 [1]) KFC 1 =0,65,KFC 2 =0,65 KFLj - коэффициент долговечности при изгибе: KFL
j
= здесь qj - показатели степени кривой усталости: q 1 = 6, q 2 = 6 (табл.3 [1]); NF 0 – базовое число циклов при изгибе; NF 0 = 4•106 . NFEj
– эквивалентное число циклов напряжений при изгибе; NFE
j
= Коэффициент эквивалентности при действии напряжений изгиба определяется по табл.3 [1] в зависимости от режима нагружения и способа термообработки
NFE1 =0,06∙82∙106 =4,92∙106 NFE2 =0,06∙20∙106 =1,2∙106 Поскольку NFE 1 > NFO принимаем KFL =1 KFL
2
j
= Допускаемые напряжения изгиба:
3. Проверочный расчет передачи электродвигатель привод вал редуктор Определение геометрических параметров быстроходной ступени редуктора Межосевое расстояние определяем из условия контактной прочности :
где KН - коэффициент контактной нагрузки, предварительно примем KН =1,2 Коэффициент ширины зубчатого венца
Округлим Модуль выберем из диапазона m
= Выбираем стандартный модуль (табл.5 [1]): m =4 Суммарное число зубьев Z
Число зубьев шестерни Z
1
= Число зубьев колеса Z
2
=
Z Фактическое передаточное число u
ф
= Значение u
ф
не должно отличаться от номинального более чем на 2.5 % при u
Коэффициенты смещения шестерни и колеса: x 1 =0 x 2 = 0 Ширин a венца колеса bw
2
= Принимаем bw 2 = 140 мм по ряду на с.11 [1]. bw 1 =145мм Основные геометрические размеры зубчатых колес Определяем диаметры делительных окружностей колеса и шестерни dj =mn Zj . Убедимся, что полу сумма делительных диаметров шестерни и колеса равна межосевому расстоянию: Окружности вершин зубьев: da
j
= dj
+2 da 1 = 112+2∙4=120 мм da 2 = 448+2∙4 =456 мм. Окружности впадин зубьев: dfj
= dj
-2,5 df 1 = 112-2∙4∙1,25=102 мм df 2 = 448-2∙4∙1,25=438 мм Фактическая окружная скорость, м/с:
Для полученной скорости назначаем степень точности передачи nст =9 (табл 8.1 [3]) Проверка на выносливость по контактным напряжениям и напряжениям изгиба быстроходной ступени редуктора Условие контактной прочности передачи имеет вид Контактные напряжения
где Zσ = 9600 для прямозубых передач, КН - коэффициент контактной нагрузки. Коэффициент контактной нагрузки определяется по формуле: КН = KHα KHβ КН V , где KHα - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями, KHβ –коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса, КН V – динамический коэффициент. KHα =1+А(hст -5)Кw А=0,06 Кw =0,002HB2 +0.036(V-9)=0,002∙193+0,036(0,94-9)=0,09 KHα =1+0,06(9-5) ∙0,09=1,023 KHβ= 1+(К0 Нβ -1) Кw Для определения К0 Нβ вычислим коэффициенты ширины венца по диаметру Ψbd =0,5 Ψbа (U+1)=0,5∙0,5(4+1)=1 По значению Ψbd определим К0 Нβ методом линейной интерполяции К0 Нβ =1,07 КНβ =1+(1,07-1)0,09=1,006 Динамический коэффициент определим методом линейной интерполяции КН V =1,06 КН =1,24∙1,006∙1,06=1,09 Таким образом, Определяем недогрузку Проверка на выносливость по напряжениям изгиба Условия изгибной прочности передачи имеют вид sFj
напряжение изгиба в зубьях шестерни определяется по формуле:
где YFj - коэффициенты формы зуба, КF - коэффициент нагрузки при изгибе, Коэффициент нагрузки при изгибе определяем по формуле: KF = KFα KFβ KFV . где KFα - коэффициент распределения нагрузки между зубьями, KFβ - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса, KFV – динамический коэффициент. Данные коэффициенты определяем по таблицам: KFα =1 KFβ =0,18+0,82 К0 Нβ =0,18+0,82∙1,07=1,057 KFV =1+1,5(KHV -1)=1+1,5(1,06-1)=1,09 KF =1∙1,057∙1б09=1,15 YF
1
= Напряжение изгиба в зубьях колеса равно:
YF
2
= Силы в зацеплении Окружная сила Ft
=
Радиальная сила Fr = = Ft ∙ tg200 =8800∙0,32=2816H Параметры общие для шестерни и шестерни
4. Расчет вала Предварительный расчет тихоходного валаОриентировочно определим диаметр вала в опасном сечении, мм d
= где Т – крутящий момент в опасном сечении вала, T = 616 Н×м [τк ] – пониженные допускаемые напряжения на кручения [τк ] = 20 мПа в районе подшипника [τк ] = 15 мПа в районе посадки шестерни на вал d1
= Полученное значение округлим до ближайшего числа из ряда на с.5 [2]: d1 =50мм d2
= Полученное значение округлим до ближайшего числа из ряда на с.5 [2]: d =60мм 5. Выбор подшипников Шарикоподшипники радиальные однорядные для быстроходного вала Исходные данные Подшипник № 310 Размеры подшипника: d =50 мм, D =110 мм, B =27, мм r=3,0 Динамическая грузоподъёмность C = 61,8 кН Статическая грузоподъёмность C 0 =38 кН Определение опорных реакций В вертикальной плоскости ∑M( A) =0
∑Y=0 RAY +Fr -RBY =0 RAY = Fr -RBY =2816-1408=1408Н В горизонтальной плоскости ∑M( A) =0
∑Z=0 RAZ -Ft -RBZ =0 RAZ = Ft -RBZ =8800-4400=4400Н Суммарные опорные реакции Fr1
= Fr2
= Температурный коэффициент При рабочей температуре подшипника t<1050 принимаем КТ =1 Коэффициент безопасности Примем что зубчатая передача имеет 9 степень точности. Коэффициент безопасности в этом случае Кб =2 (табл 1.6 [3]) Эквивалентная динамическая нагрузка Р= Кб ∙КТ ∙(XVFr 1 +YFa )=2∙1(0,6∙1∙4,619+0)=5,5 кН X=0,6 (табл 6.6 [3]) Долговечность подшипника при максимальной нагрузке Lh
= m=3 шариковых подшипников Эквивалентная долговечность подшипника µn =коэффициент эквивалентности для среднего нормального режима нагружения (табл. 4.5 [3]) Поскольку LE >10 000 ч, то выбранный подшипник удовлетворяет заданным условиям работы (рис. 1). Рис. 1 6. Расчет клиноременной передачи Исходные данные Крутящий момент на ведущей звездочке T 1 = 144,1 Н•м Частота вращения ведущей звездочки n 1 = 729 мин-1 Мощность двигателя Р=11 кВт Передаточное отношение ременной передачи u=4,5 Выбор ремня По величине крутящего момента на ведущем шкиве выбираем ремень со следующими параметрами (табл.1) [3]: тип сечения - С A = 230 мм2 ; b p =19 мм; qm = 0,3 кг/м hh = 14 мм Lmin =1800 мм Lmax =10000 мм dmin =200 мм Диаметры шкивов Диаметр ведущего шкива определим по формуле (1) [3]: d
1
=40 Округлим d 1 до ближайшего значения из ряда на с.5 [3]: d 1 =224 мм. Диаметр ведомого шкива равен: d
2
=u
После округления получим: d 2 =1000 мм. Предварительное значение межосевого расстояния
Длина ремня L
= 2 Округлим до ближайшего числа из ряда на с.6 [3]: L =4000мм. После выбора L уточняем межосевое расстояние
где W = 0.5 Y = 2 (d2 -d1 )2 = 2 (1000-224)2 = 1204352 Угол обхвата на ведущем шкиве
Скорость ремня V
= Окружное усилие равно Ft
= Частота пробегов ремня
Коэффициент, учитывающий влияние передаточного числа на напряжения изгиба в ремне, Cu
=1,14- Приведенное полезное напряжение для ремней нормального сечения
Допускаемое полезное напряжение [ где C C C p - коэффициент режима работы. C p = C н -0,1(n c -1)=0,85-0,1(2 -1)=0,75 C н - коэффициент нагружения, C н =0.85 Расчетное число ремней Z
= где С z - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между ремнями (табл.3) [3], предварительно приняли С z = 0.95. Округлим полученное до ближайшего большего Z=5, при этом С z = 0.95 Z
= Сила предварительного натяжения одного ремня S
0
= 0,75 Сила, нагружающая валы передачи, Fb
= 2 S
0
Z
sin Список литературы 1. С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин Курсовое проектирование Деталей машин. 2. Г.Л. Баранов, Ю.В. Песин Расчет цилиндрических зубчатых передач. 3. Г.И. Казанский Детали машин. Методические указания по выполнению курсового проекта. |