Курсовая работа: Разработка привода и системы управления путевой машины
Название: Разработка привода и системы управления путевой машины Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФАЖТ РФ Разработка привода и системы управления путевой машины Курсовая работа по дисциплине «Приводы и системы управления путевой машины» Пояснительная запискa Руководитель: Разработал: студент __________ ___________ (подпись) (подпись) ________________ ________________ (дата проверки) (дата сдачи на проверку) Краткая рецензия: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________ ___________________________ (запись о допуске к защите) (оценка, подписи преподавателей) 2008 Содержание 1 Обзор приводов и систем управления путевых машин. Обоснование принятых схем и решений 2 Расчет параметров транспортера 3 Расчет параметров привода транспортера 4 Разработка принципиальной гидравлической схемы машины 5 Расчет параметров и подбор элементов гидропривода 6 Расчет параметров и подбор механических компонентов привода и электродвигателей Список использованных источников 1 Обзор приводов и систем управления путевых машин. Обоснование принятых схем и решений Выбор типа привода является одной из важнейших задач, которое необходимо решать при создании путевой машины. Тип привода определяется: характером загрузки привода, кинематикой перемещения, скоростью и другими характеристиками рабочего органа; условиями эксплуатации, механических воздействий, ресурсов и экономичности. На путевых машинах применяются три типа привода: гидравлический, электрический и пневматический. Наиболее распространен гидравлический привод. У гидропривода небольшие габариты и масса гидроагрегатов, простая конструкция защиты узлов от перегрузок, он легко управляется; может передавать большие усилия и мощности, обладает малой инерцией, высокой приемистостью, имеет небольшое время запаздывания при исполнении командных сигналов, малые маховые массы гидродвигателей вращательного действия (10-12% маховых масс электродвигателей той же мощности). Эти приводы широко применяются на путевых машинах, вытесняя пневмо- и электроприводы. Недостатки гидропривода: большая жесткость внешних характеристик, требует высокой точности изготовления элементов (возможны утечки рабочей жидкости), проникновение воздуха в рабочую жидкость с нарушением равномерного движения гидроагрегатов. Существуют объемные и гидродинамические гидроприводы, В первых в качестве выходного звена используют гидроцилиндры (путеукладчики, шпалоподбивочные машины и др.) и гидродвигатели. Гидродинамические приводы применяются для передачи и изменения крутящего момента в ходовых трансмиссиях мотовозов и дрезин. Наиболее распространенные объемные гидроприводы по системе питания насосов – открытые, закрытые и комбинированные. Открытая система проста, обеспечивает хорошие условия для охлаждения и отстоя жидкости, но в ней возможна кавитация, в нее проникает воздух; она имеет большие габариты. У закрытой системы давление при всасывании выше атмосферного, что предотвращает кавитацию и позволяет использовать скоростные малогабаритные насосы. Исключено попадание воздуха в систему. Закрытая система сложнее; в ней хуже охлаждается рабочая жидкость. В комбинированной системе часть отработавшей жидкости в гидродвигателе сливается в резервуар, а другая часть вместе с жидкостью, подаваемой подпиточным насосом, поступает в основной насос. Электрический привод широко применяют на путевых машинах. Используют двигатели переменного и постоянного тока. Наиболее распространены электродвигатели переменного тока асинхронные с короткозамкнутым ротором. Для поступательного перемещения рабочих органов путевых машин широко используют сочетание электродвигателя, редуктора (червячного, конического, цилиндрического) и винта. Такой привод установлен на электробаластерах, выправочно-подбивочно-отделочных машинах, щебнеочистительных машинах. Его достоинства – простота, надежность, реверсивность, компактность при большой нагрузочной способности, возможность обеспечения большой точности перемещений, а также автоматизации управления рабочим органов. Недостатки – большие потери на трение и низкий К.П.Д., невозможность применения при больших скоростях перемещения. Пневматический привод применяют на снегоочистительных, снего- и землеуборочных машинах, стругах, путеизмерителях, рельсошлифовальных вагонах. На прицепных машинах, перемещаемых локомотивом, сжатый воздух и пневмоприводу поступает от компрессора локомотива, в результате чего на путевой машине нет силовой установки и компрессора, что упрощает и удешевляет конструкцию машины, облегчает уход и обслуживание. На самоходных машинах устанавливают компрессор. Пневмосистема путевой машины состоит из подводящих воздухопроводов, соединенных с локомотивом, предохранительных клапанов, кранов управления, разводящих трубопроводов, пневмоцилиндров и пневмодвигателей. Пневмопривод прост и дешев. Его недостатки – громоздкость исполнительных механизмов и малая скорость движения поршня. Принимая во внимание вышеизложенное, а также ориентируясь на исходные данные и условия работы, выбор останавливаем на гидравлическом приводе. Это позволит выполнить все поставленные для разработки условия, а также достаточно просто увяжется с системой управления. Под системой управления понимается совокупность устройств и схемных решений для разрешения вопросов управления приводами и их защитой от нерабочих нагрузок. В задании оговорено, что следует предусмотреть защиту: 1) при наезде рабочим органом (транспортером) на препятствие; 2) от включения транспортера, если он не установлен в рабочее положение. 2 Расчет параметров транспортера Цель расчета: - определение производительности транспортера; - расчет параметров и выбор ленты, барабана и роликоопор. Условия расчета: - гидроцилиндр изменения угла наклона транспортера закрепляется на его середине; - угол наклона транспортера при переводе из транспортного положения в рабочее (max) равен ; - Транспортер имеет желобчатое сечение с углом наклона боковых роликов 20˚. Рисунок 1 – Схема для определения параметров транспортера Производительность транспортера Q, [2]: , (1) где скорость путевой машины, 230 м/с ; А – площадь вырезаемого балласта: , (2) где в – ширина вырезки балласта, в=1,8м ; h – глубина вырезки балласта, h=0,75м. . Производительность П, т/ч [2]: (3) где - плотность щебня с загрязнителями, . Ширина ленты при транспортировании насыпных грузов В, м [ ]: , (4) где - скорость ленты, предварительно принимаем по [2], ; k=240 – коэффициент, зависящий от угла естественного откоса груза [2]; =0,9 – коэффициент, зависящий от угла наклона транспортера. м. Принята стандартная ширина ленты В=1200мм. Принята конвейерная лента: Лента – 2.1 – 1200 – 4 – БКНЛ – 100 – 6 – 2 ГОСТ 20 – 85(лента типа 2.1 общего назначения с шириной 1200мм, с четырьмя прокладками из ткани БКНЛ – 100, с толщины резиновой обкладки рабочей поверхности мм и нерабочей мм). Уточнена скорость ленты , м/с: , (5) где В – ширина ленты по расчету, м; - стандартная ширина ленты, м. м/с. Диаметр барабана , мм [ ]; , (6) где к=140 – коэффициент для определения диаметра приводного барабана; z- число прокладок в ленте. мм. Принят стандартный диаметр барабана мм по ГОСТ 22644. По насыпной плотности щебня, ширине ленты и области применения принята роликоопора [ ]: Роликоопора Ж 120 – 159 – 20 ГОСТ 22645 – 77 (роликоопора верхняя желобчатая типа Ж для ленты шириной 120 см, с диаметром ролика 159 мм и углом наклона бокового ролика ). 3 Расчет параметров привода транспортера Цель расчета: определение мощностей привода транспортера, поворота и наклона транспортера. Условие расчета: обеспечение на рабочих органах тягового усилия, момента для поворота и силы для наклона транспортера. Мощность привода транспортера , кВт [2]: , (7) где - тяговое усилие транспортера, Н[2]; =0,93 – кпд приводного барабана. , (8) где ω=0,04 – коэффициент сопротивления; -горизонтальная проекция длины конвейера, м: м; q – погонная масса груза, кг/м: , (9) где - площадь поперечного сечения груза на транспортере, : ; - погонная масса движущихся частей конвейера, кг/м: , (10) где - погонная масса ленты, кг/м: , (11) где ρ=1100кг/м – плотность ленты; В – ширина ленты, м; δ – толщина ленты, м. ; - погонная масса вращающихся частей рабочей ветви; - погонная масса вращающихся частей холостой ветви; H – высота подъема груза, м: м. . кВт. Мощность привода поворота транспортера , кВт [2]: , (12) где - крутящий момент, ;- угловая скорость, . . Мощность привода наклона транспортера , кВт [2]: , (13) где - сила на штоке гидроцилиндра, ;- скорость штока, . Рисунок 2 – Схема для определения силы на штоке гидроцилиндра Сумма моментов относительно точки подъема транспортера: ; Отсюда, . ; ; . . . 4 Разработка принципиальной гидравлической схемы машины В данной курсовой работе разработана двухпоточная схема гидропривода машины. Эта схема изображена на чертеже ППМ М511.26.00.00.00.ГЗ. Машина имеет три рабочих органа: Рабочий орган вращательного действия - РО1 , имеющий привод от гидромотора, рабочий орган поступательного действия - РО2 , приводимый в действие гидроцилиндром, рабочий орган вращательного действия РО3, приводимый гидромотором. Гидродвигатели приводятся в движение от гидронасосов. Машина имеет два гидронасоса. В приводе рабочих органов используются распределители: В приводе РО1 распределитель с закрытым центром, управление электрогидравлическое, в приводе РО2 распределитель предназначенный для гидрозамка, управление электрическое, в приводе РО3 – с закрытым центром, управление электрическое. Наличие у распределителей сервоуправления значительно облегчает работу машиниста. Для включения в работу РО1 машинист нажатием на кнопку управления распределителя Р1, подает напряжение на обмотку электромагнита распределителя, распределитель переключается в рабочую позицию и направляет поток жидкости к гидромотору М1. Жидкость идет через элементы : Б-Н1-Р1-М1-Р1-ТС- АТ-Ф-Б Для остановки рабочего органа РО1 машинист, повторным нажатием на кнопку управления Р1, размыкает электрическую цепь обмотки электромагнита, в этот момент Р1 переключается в нейтральную запирающую позицию, срабатывает клапан первичной защиты КП1, автоматически переводимый в режим переливного. Жидкость от насоса идет через элементы : Б- Н1-КП1-ТС-АТ-Ф-Б. При включении в работу РО2 машинист нажатием на кнопку управления распределителя Р2, подает напряжение на одну из обмоток электромагнитов распределителя, распределитель переключается в рабочую позицию и направляет поток жидкости к гидроцилиндру Ц. Жидкость идет через элементы : Б-Н2-Р2-ГЗ-Ц-ГЗ -Р2 -ТС- АТ-Ф-Б Для остановки рабочего органа РО2 машинист, повторным нажатием на кнопку управления Р2, размыкает электрическую цепь обмотки электромагнита, в этот момент Р2 переключается в нейтральную запирающую позицию, срабатывает клапан первичной защиты КП2, автоматически переводимый в режим переливного. Жидкость от насоса идет через элементы : Б- Н2-КП2-ТС-АТ-Ф-Б. Для фиксации гидроцилиндра Ц в определенном положении при нейтральной позиции распределителя, в схему введен гидрозамок ГЗ. Включение рабочего органа РО3 аналогично включению РО2. Для защиты элементов системы от инерционных перегрузок при торможении, а также от реактивных перегрузок, которые могут возникнуть в запертых гидродвигателях М1,М2 и Ц, в схему включены клапаны вторичной защиты ОПК1, ОПК2 и блок БОПК3, состоящий из обратно – предохранительных клапанов. Давление настройки клапанов вторичной защиты выше давления настройки первичной защиты на 2МПа. Вторичная защита РО1 и РО3 установлена между силовыми линиями гидродвигателя за распределителем. Вторичная защита РО2 установлена между гидродвигателем и гидрозамком. Клапан ОПК1 срабатывает, в момент торможения РО1, когда вал гидромотора вращается по инерции, мотор переходит в режим насоса. Тогда жидкость идет через элементы: Клапан ОПК2 срабатывает при перегрузке в поршневой полости. Жидкость идет через элементы: Блок БОПК3 срабатывает в момент торможения РО3, когда вал гидромотора вращается по инерции, мотор переходит в режим насоса. Тогда жидкость идет через элементы: Гидросистема защищена от активных и инерционных перегрузок с помощью клапанов первичной защиты КП1 и КП2. При срабатывании КП1 рабочая жидкость идёт: Б -Н1-КП1-ТС-АТ-Ф1-Б, при этом гидромотор и рабочий орган останавливаются. Данный клапан является управляемым, непрямого действия. Клапан подсоединяется входом к напорной линии насоса, а выходом со сливной линией, до фильтра. Работа клапана КП2 аналогична работе КП1. Для охлаждения рабочей жидкости в летний период в сливную линию перед блоком фильтров включён теплообменный аппарат АТ, который поддерживает температуру РЖ +70 0С. Перед АТ установлен термостат. Он срабатывает при повышении температуры жидкости выше +50 0С и направляет ее поток через АТ. Установка манометров МН1 и МН2 позволяет машинисту контролировать давление в напорных линиях. Температура контролируется с помощью термометра Т, установленного в баке Б. Чистота РЖ обеспечивается непрерывной фильтрацией полнопоточным фильтром Ф1. Засоренность фильтра машинист может контролировать при помощи контрольной лампы, связанной с датчиком, установленном в фильтре. Для диагностирования гидроаппаратуры машины в гидросхему включены быстроразъемные соединения БР1 –БР9. Заправка бака рабочей жидкостью осуществляется внешним насосом, через фильтр. 5 Расчет параметров и подбор элементов гидропривода Цель расчета: определение параметров и выбор дизеля, насоса, гидродвигателей, рабочей жидкости, трубопроводов, распределителей, фильтров, предохранительных клапанов и других элементов. Условие расчета: обеспечение на рабочих органах заданных движущих сил, вращающих моментов, скоростей и перемещений при установившейся работе гидродвигателей и оптимальной температуре рабочей жидкости. Определение номинального давления. Выбор насосов и их параметров Номинальное давление для насоса привода транспортера, МПа: (14) где - мощность привода транспортнра, кВт. . Номинальное давление для насоса привода поворота транспортера, МПа: . Номинальное давление для насоса привода наклона транспортера, МПа: . Принято номинальное давление из наличия комплектующих . Мощности приводов насосов, кВт: (15) привод путевой машина транспортер где η=0,75 – значение полного кпд новой гидропередачи. кВт; кВт; кВт. Для приводов выбран аксиально-поршневой насоса 310.28. Для привода поворота и наклона аксиально-поршневой насоса 310.12. Насос выбран по необходимой мощности на их валу. Характеристики насосов сведены в таблицу 1. Таблица 1 – Характеристики аксиально-поршневых насосов с наклонным диском
Необходимая частота вращения вала насоса, которая обеспечивает требуемую мощность, , об/с:, (16) где - необходимая мощность привода насоса на его валу, Вт; - рабочий объём насоса, м3; - объёмный КПД насоса;- номинальное давление;- полный КПД насоса. об/с; об/с; об/с. Проверим полученную частоту по условию: (17) Насос Н1: 6,7<31<50– Условие выполнено. Насос Н2: 6,7<12,9<66,7– Условие выполнено. Насос Н3: 6,7<11,9<66,7 – Условие выполнено. Производительность, выбранных насосов , м3/с: , (18) м3/с; м3/с; м3/с. Выбор гидромотора привода транспортера Необходимая мощность на валу мотора, кВт: , (19) где - КПД привода рабочего органа;- мощность привода транспортера. ; . По мощности на валу мотора выбраны моторы аксиально-поршневые с наклонным диском типа 310.28 для привода конвейера, для привода наклона конвейера 310.12. Таблица 2 – Характеристика мотора аксиально-поршневого с наклонным диском типа 310.28
Частота вращения вала гидромотора, об/с: , (20) где - КПД мотора объемный. . Должно соблюдаться условие: (21) 0,83<28,4<79 - Условие выполнено. 0,83<16,4<100 - Условие выполнено. Выбор гидроцилиндра привода наклона транспортера При наклоне транспортера гидроцилиндр работает на выдвижение, должно соблюдаться условие: , (22) где - кпд цилиндра гидромеханический; - сила на штоке гидроцилиндра, Н; - диаметр поршневой полости гидроцилиндра, м. Решая данное уравнение относительно диаметра D, подберем цилиндр для передачи. . (23) м. Так как цилиндры с данным диаметром не выпускают, то, учитывая ход поршня, принят стандартный гидроцилиндр ГЦО – 50х32х630 со следующими параметрами: ; ; , при , с креплением на проушине. Выбор рабочей жидкости Таблица 3 – Характеристики рабочих жидкостей
Выбор трубопроводов Необходимый внутренний диаметр трубопровода , м: , (24) где - производительность соответствующего насоса, м3/с; допустимая скорость течения жидкости. Выбор напорных трубопроводов:=5 м/с. Необходимая толщина стенки, м:(25) где - внутренний диаметр; - допускаемое напряжение разрыва; - предел прочности (для стали 20 ); - максимальное давление жидкости, МПа . Принято , тогда Принята стандартная толщина стенки Наружный диаметр напорного трубопровода , м: , (26) . Внутренний диаметр напорного трубопровода , м: . Выбор сливных трубопроводов:=2 м/с. , (27) где - -суммарная производительность насосов. . Принята стандартная толщина стенки . Принят стандартный наружный диаметр = 32мм. Внутренний диаметр сливного трубопровода , м: . Внутренний диаметр сливного трубопровода . Выбор всасывающих трубопроводов: =1 м/с. . Принята стандартная толщина стенки . Принят стандартный наружный диаметр = 51мм. Внутренний диаметр всасывающего трубопровода , м: . Выбор распределителей Распределители выбраны из каталога фирмы Rexroth.Параметры выбранных распределителей сведены в таблицу 4. Таблица 4– Технические характеристики распределителей.
Выбор фильтров Выбраны фильтры по суммарному расходу жидкости, тонкости фильтрации и максимальному давлению. Также фильтры и их количество выбраны из условия, что пропускная способность должна быть на 20% больше суммарной производительности насосов. Выбран фильтр 1.1.25 – 25 Таблица 5 –Характеристика фильтров
Выбор предохранительных клапанов Выбор клапана первичной защиты: Qн1=8,2л/мин; . Принят клапан: МКПВ 10/3 Т 2 ПЗ ХЛ4 Qн2-3=61,8л/мин; . Принят клапан: 20-20-1-133 Таблица 6 - Параметры предохранительных клапанов.
Выбор клапана вторичной защиты: Предохранительные клапаны вторичной защиты выбраны по максимальному давлению и расходу жидкости в предохраняемой линии. Принято два обратно – предохранительных клапана ОПК 16 и блок обратно – предохранительных клапанов типа: БОПК 16.1 – 01 [2]. Параметры предохранительных клапанов сведены в таблицу 7. Таблица 7 - Параметры предохранительных клапанов.
Выбор дросселя Выбран дроссель по расходу и давлению: DV12.1.1X.M Таблица 8 – Характеристика дросселя DV12.1.1X.M
Выбор гидрозамка Гидрозамок принят по давлению и расходу: Z2S6 – 6X. Таблица 9 – Характеристика гидрозамка Z2S6 – 6X
Выбор рукавов высокого давления Для напорных и сливных линий приняты рукава высокого давления. Исходными данными будут являться внутренние диаметры трубопроводов. Для Н1: ; Для Н2: . Повнутреннему диаметру выбраны рукава резиновые высокого давления с металлическими навивками неармированные ГОСТ 25452-90: Рукав 16 х 27,6 – 100 – ХЛ ГОСТ 25452-90. Рукав 12 х 23,6– 105 – ХЛ ГОСТ 25452-90. 6 Расчет параметров и подбор механических компонентов привода и электродвигателей Цель расчета: определение параметров и выбор электродвигателей, редукторов. Условия расчета: обеспечение необходимой частоты вращения, момента и передаточных чисел. Подберем редуктор для привода транспортера. Исходными данными будут являться мощность привода транспортера кВт; частота вращения вала гидромотора n=32,1об/с=1920 об/мин; момент на валу гидромотора М=35 Нм. Частота вращения барабана транспортера, об/мин [2]: , (28) где - скорость ленты, м/с; - диаметр барабана, м. . Передаточное число: , (29) где - момент на барабане. . Список использованных источников 1 Н.В. Мокин. Гидравлические и пневматические приводы. Новосибирск, СГУПС, 2004. 354 с. 2 Кузьмин А.В., Марон Ф.Л. Справочник по расчетам механизмрв подъемно – транспортных машин. – 2-е изд. – Мн.: 1983. – 350 с. 3 СТО СГУПС 1.01СДМ.01-2007. Система управления качеством. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению. Новосибирск, 2007. 60 с. |