Курсовая работа: Расчет электрического привода
Название: Расчет электрического привода Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Задание на курсовой проектПривод состоит из следующих основных частей (рисунок 1.1): 1 – электродвигатель; 2 – клиноременная передача; 3 – конический редуктор с прямыми зубьями; 4 – открытая зубчатая пара с прямыми зубьями. Рисунок 1.1 – Кинематическая схема привода Исходные данные:
Тип ремня – клиновой. Тип зуба конической и цилиндрической передач – прямой. 2. Кинематический расчет привода2.1 Подбор приводного электродвигателяОпределим требующую мощность электродвигателя /1, с. 5/ где
где
Примем Перегрузка составляет Для того чтобы размеры редуктора, открытой и ременной передач были средними, примем двигатель марки AИР132М4 с синхронной частотой вращения 1500 об/мин /1,2/ (таблица 1). Таблица 2.1.1 – Характеристика принятого электродвигателя
Определим номинальную частоту вращения вала электродвигателя
2.2 Определение передаточных чисел приводаОпределим исходное суммарное передаточное число привода
где
По рекомендациям /1, с. 7/ подберем передаточные числа привода. Примем
Определим разницу между расчетными исходным
2.3 Определение частот вращения и угловых скоростей на валах привода
2.4 Определение вращающих моментов и мощностей на валах привода
Для удобства просмотра кинематический расчет сведем в таблицу (табл. 2.4.1) Таблица 2.4.1 – Результат кинематического расчета
3. Расчет закрытой конической передачиИндексы валов привода, которые предложены в кинематическом расчете, поменяем следующем образом, вал который является входным (быстроходным) в редуктор будет иметь индекс «1», а выходной (тихоходный) – индекс «2», это связано с удобством ведения расчета. 3.1 Материалы зубчатых колес и способ упрочнения зубьевС целью сокращения номенклатуры материала для шестерни и колеса выбираем одну и ту же сталь – 40Х. Назначаем для шестерни и колеса твердость рабочих поверхностей зубьев – НB 300 /3, с. 129/ с термической обработкой – улучшение. 3.2 Определение допускаемых напряженийРасчет зубчатых передач на прочность выполняют по допускаемым контактным 3.2.1 Допускаемое контактное напряжение Допускаемое контактное напряжение, не вызывающее опасной контактной усталости материала
где
3.2.2 Допускаемое изгибное напряжение Допускаемое напряжение изгиба при расчете на прочность
где
3.3 Определение параметров передачи3.3.1 Внешний делительный диаметр колеса ведомого колеса
где
Для прирабатывающейся передачи (НВ<350)
где
Коэффициент
Примем стандартное значение При одинаковой твердости поверхностей ширину венца шестерни принимаем равной ширине венца колеса 3.3.3 Число зубьев передачи Число зубьев колеса
Число зубьев шестерни
Определим фактическое передаточное число Отклонение от заданного передаточного числа отсутствуют. Минимальное значение внешнего окружного модуля зубьев определим из условия прочности при изгибе /3, с. 147/
где
Определим внешний окружной модуль для колес с прямыми зубьями по формуле
3.3.4 Основные геометрические параметры передачи Углы делительных конусов: колеса шестерни Конусное расстояние: внешнее среднее Внешний делительный диаметр шестерни
Внешние диаметры вершин зубьев шестерни и колеса
Средние делительные диаметры
где 3.3.5 Силы, действующие в зацеплении Окружная сила на среднем диаметре
Осевая сила на шестерне
где Радиальная сила на шестерне
Определим среднюю окружную скорость колес
Степень точности передачи – 8, т.к. 3.4 Проверочный расчет по допускаемым напряжениям3.4.1 Проверочный расчет передачи на контактную выносливость
где
где
3.4.2 Проверочный расчет на прочность зубьев при действии пиковой нагрузки Целью расчета является предотвращение остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя при действии пикового момента /1, с. 26/.
прочность обеспечена. Здесь 3.4.3 Проверочный расчет передачи на выносливость при изгибе
где
Эквивалентное число зубьев прямозубого колеса
Для прирабатывающейся косозубой передачи
что допустимо. Для шестерни
что допустимо. 3.4.4 Проверка зубьев колес не статическую прочность по кратковременно действующим пиковым моментам Целью расчета является предотвращение остаточных деформаций или хрупкого разрушения зубьев при действии пикового момента /1, с. 26/. Допускаемое напряжение вычисляют в зависимости от вида термической обработки и возможной частоты приложения пиковой нагрузки
где
прочность обеспечена. 3.5 Проверочный расчет передачи при помощи ПК «Компас»Программный комплекс «Компас» осуществляет геометрический и проверочный расчет различных передач. Расчеты осуществляются по ГОСТ. В программе имеется возможность ввести данные, полученные ручным путем, для проверки существования зацепления. В результате расчета выявлено, что зацепление с найденными параметрами существует (рис. 3.5.1). 4. Расчет открытой цилиндрической передачиИндексы валов привода, которые предложены в кинематическом расчете, поменяем следующем образом, вал, который является быстроходным в передаче, будет иметь индекс «1», а тихоходный – индекс «2», это связано с удобством ведения расчета. Открытые зубчатые передачи не рассчитываются на выносливость поверхностей зубьев по контактным напряжениям, так как в этих передачах процесс абразивного износа поверхностей зубьев происходит быстрее, чем процесс их выкрашивания от возникающих в поверхностных слоях материала переменных контактных напряжений. Расчет открытой цилиндрической передачи проведем по методики предложенной /3/ с рекомендациями по расчету открытых зубчатых передач /4/. 4.1 Материалы зубчатых колес и способ упрочнения зубьевС целью сокращения номенклатуры материала для шестерни и колеса выбираем одну и ту же сталь – 40Х. Назначаем для шестерни и колеса твердость рабочих поверхностей зубьев – НB 300 /3, с. 129/ с термической обработкой – улучшение. 4.2 Определение допускаемых напряженийРасчет зубчатых передач на прочность выполняют по допускаемым контактным 4.2.1 Допускаемое контактное напряжение Допускаемое контактное напряжение, не вызывающее опасной контактной усталости материала
где
4.2.2 Допускаемое изгибное напряжение Допускаемое напряжение изгиба при расчете на прочность
где
4.3 Определение параметров передачиИз условия сопротивления контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев /3, с. 136/
где
Коэффициент Коэффициент ширины венца зубчатого колеса цилиндрической передачи относительно диаметра
Коэффициент ширины венца зубчатого колеса цилиндрической передачи относительно межосевого расстояния /3, с. 139/
Принимаем до стандартного ближайшего значения /3, с. 139/
4.3.2 Ширина венца зубчатых колес Ширина венца зубчатого колеса определим
Принимаем Для компенсации неточностей установки колес ширину венца шестерни
4.3.3 Модуль Из условия сопротивления изгибной усталости /3, с. 140/
где
В открытых передачах расчетное значение модуля увеличивают не менее 30% из-за повышенного изнашивания зубьев /4, с.62/, поэтому примем
4.3.4 Числа зубьев передачи Суммарное число зубьев для прямозубых передач
Число зубьев шестерни
Число зубьев колеса
Определим фактическое передаточное отношение не сходится с предыдущим принятым значением, поэтому проверим его отклонение по формуле /4, с. 63/
Проверяем значение межосевого расстояния
значение сходится с предыдущим принятым значением, что исключает нарезку зубьев со смещением. 4.3.5 Диаметры передачи
Окружная скорость в зацеплении
Для редуктора общего пользования назначаем степень точности – 9 /3, с. 137/. 4.3.6 Силы, действующие в зацеплении
где 4.4 Проверочный расчет по допускаемым напряжениям4.4.1 Расчет зубьев на прочность при изгибе Для колеса /3, с. 143/
где
Для прирабатывающейся косозубой передачи
где
прочность обеспечена. Для шестерни
прочность обеспечена. 4.4.2 Проверка зубьев колес не статическую прочность по кратковременно действующим пиковым моментам Целью расчета является предотвращение остаточных деформаций или хрупкого разрушения зубьев при действии пикового момента /1, с. 26/. Допускаемое напряжение вычисляют в зависимости от вида термической обработки и возможной частоты приложения пиковой нагрузки
где
прочность обеспечена. 4.5 Проверочный расчет передачи при помощи ПК «Компас»В результате расчета выявлено, что зацепление с найденными параметрами существует (рис. 3.5.1). 5. Расчет открытой клиноременной передачиИндексы валов привода, которые предложены в кинематическом расчете, поменяем следующем образом, вал, который является быстроходным в передаче, будет иметь индекс «1», а тихоходный – индекс «2», это связано с удобством ведения расчета. Расчет цепной передачи произведем при помощи программного комплекса «Компас», который позволяет делать проектный и проверочный расчет. Для расчета исходных данных воспользуемся методикой расчета цепных передач /4/. 5.1 Предварительный расчет геометрических параметровВыбор сечения ремня произведем по номограмме /4, с. 86/ в зависимости от мощности, передаваемой ведущим шкивом и его частоты вращения. При этом учтем то, что клиновые ремни нормального сечения О применять только для передач мощностью до 2 кВт. При Минимально допустимый диаметр ведущего шкива определим в зависимости от крутящего момента на ведущем шкиве и выбранного сечения ремня. При
В целях повышения сроков службы ремней рекомендуется применять ведущие шкивы с диаметром Предварительно примем
Диаметр ведомого шкива
где
Примем Фактическое передаточное число передачи
Проверим отклонение фактического передаточного числа от заданного заранее не превышает допустимое отклонение. Ориентировочное межосевое расстояние
где
Далее расчет произведем в программном комплексе «Компас». 5.2 Проектный расчетРисунок 5.1.1 – Геометрический расчет 5.3 Проверочный расчетРисунок 5.2.1 – Проверочный расчет В результате расчета при помощи программного комплекса «Компас» получены геометрические параметры, которые позволяют передаче быть работоспособной. Сила давления комплекта клиновых ремней на вал /4, с. 97/
где
что допустимо для клиновых ремней.
где
6. Схема нагружения приводаСхему сил действующих в приводе (рисунок 6.1) вычертим по рекомендациям /4, с. 105/. Рисунок 6.1 – Схема нагружения привода Для удобства просмотра значений сил, возникающих в передачах привода с учетом индексирования, принятым для привода, составим таблицу 6.1 Таблица 6.1 – Значения сил передач привода (значения в Н)
7. Разработка чертежа общего вида редуктора7.1 Выбор материала валаВ проектируемых редукторах рекомендуется применять термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х, одинаковые для быстроходного и тихоходного вала /4, с. 110/. Примем сталь 45, с термообработкой – улучшение, со следующими механическими характеристиками /4, с. 53/
7.2 Выбор допускаемых напряжений на кручениепривод электродвигатель мощность передача Проектный расчет валов выполняется по напряжениям кручения (как при чистом кручении), т.е. при этом не учитывают напряжения изгиба, концентрации напряжений и переменность напряжений во времени (циклы напряжений). Поэтому для компенсации приближенности этого метода расчета допускаемые напряжения на кручение применяют заниженными: 7.3 Определение геометрических параметров ступеней валовПроектный расчет ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени вала. 7.3.1 Проектирование вала-шестерни Выступающий конец вала-шестерни выполним цилиндрическим (рисунок 7.3.1.1). Под звездочку цепной передачи
где
Диаметры и длины ступеней валов принимаем стандартными из ряда нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636 – 69 /4, с. 326/. Примем
Для большей технологичности деталей, по значению диаметра
Под уплотнение крышки с отверстием
где
Примем /4, с. 191/
Под резьбу
Под подшипник
Под шестерню
где
Примем
Произведем предварительный подбор подшипников для вала-шестерни /4, с. 115/. При частоте вращения Рисунок 7.3.1.2 – Подшипник вала-шестерни Таблица 7.3.1.1 – Характеристики подшипника для вала-шестерни
Наименование параметров в таблице
7.3.2 Проектирование тихоходного вала Выступающий конец вала выполним цилиндрическим (рисунок 7.3.2.1). Под шестерню цилиндрической передачи
где
Примем
Под уплотнение крышки с отверстием и подшипник
Внутренние кольца подшипников выполняют диаметрами кратными пяти, поэтому примем
Под колесо
Примем
где
где
Под подшипник глухого участка вала
где Подберем следующий подшипник (табл. 7.3.2.1) Таблица 7.3.2.1 – Характеристики подшипника для колеса
Примем
7.3.3 Компоновочная схема редуктора На рисунке 7.3.3.1 представлена компоновочная схема редуктора. Рисунок 7.3.3.1 – Компоновочная схема редуктора Расстояние от вершины колеса до нижней стенки корпуса под масло определим по формуле
7.3.4 Подбор и проверка шпонок Подбор шпонки для вала-шестерни редуктора. По диаметру участка вала
Проверку шпонок проведем по условию смятия /2, с. 21/, где минимальную рабочую длину шпонки определим по формуле (рисунок 7.3.4.1)
где
Рисунок 7.3.4.1 – К подбору и проверке шпонок
Длину шпонки определим
Примем стандартную длину шпонки /4, с. 450/
Подбор шпонок для тихоходного вала редуктора. По диаметру участка вала
Длину шпонки определим
Примем стандартную длину шпонки
По диаметру участка вала
Длину шпонки определим
Примем стандартную длину шпонки
8. Компоновочная схема приводаНа рисунке 8.1 представлена компоновочная схема привода. Рисунок 8.1 – Схем привода Позициями обозначены следующие элементы привода: 1 – электродвигатель; 2 – шкив ведущий ременной передачи; 3 – ремни; 4 – шкив ведомый ременной передачи; 5 – редуктор конический; 6 – рама сварная; 7 – натяжное устройство ремней. 9. Проверочный расчет тихоходного вала редуктораДля определения реакций опор необходимо составить расчетную схему вала (рисунок 9.1.1) Рисунок 9.1.1– Расчетная схема вала Для конических однорядных роликоподшипников точка приложения реакции смещается от средней плоскости, и ее положение определяется расстоянием
Расчетным путем определим длины
Определим изгибающий момент
Определим реакции опор в плоскости
Определим реакции опор в плоскости
Суммарные радиальные реакции опор
9.2 Изгибающие и крутящие моменты Определим изгибающие моменты в плоскости Рисунок 9.2.1 – К расчету изгибающих и крутящих моментов на валу Определим изгибающие моменты в плоскости Крутящий момент будет действовать от середины венца шестерни открытой передачи до середины венца колеса редуктора. 9.3 Определение наиболее опасного сечение вала Наиболее опасное сечение вала определим по критерию напряженности, предложенном в /5/ (рисунок 9.3.1)
где
Рисунок 9.3.1 – К определению опасного сечения Моменты сопротивления по изгибу /4, с. 270/
Значения суммарных изгибающих моментов определим ориентировочно по эпюрам
Коэффициенты концентрации нормальных напряжений /4, с. 271/. Все переходные участки валов выполним канавками (рисунок 9.3.1) Рисунок 9.3.1 – К определению Для большей технологичности примем радиусы скругления Величину буртика
Считаем что паз выполнен концевой фрезой, тогда
Расчет по определению опасного сечения сведем в таблицу 9.3.1 Таблица 9.3.1 – К определению опасного сечения
Опасное сечение – Проверочный расчет вала на прочность выполняют на совместное действие изгиба и кручения. Необходимо определить коэффициент запаса прочности в опасном сечении вала и сравнить его с допускаемым
где
где
где
где
где
прочность вала в опасном сечении обеспечена. 9.5 Проверка подшипников по динамической грузоподъемности Условие пригодности подшипника /4, с. 140/
где
Базовая динамическая грузоподъемность подшипника
где
Определим эквивалентную динамическую нагрузку для двух радиально-упорных подшипников.
Осевые составляющие радиальных нагрузок
Осевые нагрузки подшипников
Определим отношения
здесь
Из найденных соотношений выбираем соответствующие формулы для определения
где
Определим динамическую грузоподъемность по максимальной эквивалентной нагрузке подшипник подходит. 10. Проектирование элементов приводаТак как для передачи вращающего момента редукторной пары применено шпоночное соединение, то между валом и косозубым колесом рекомендуется посадка При установке элементов открытых передач на цилиндрические концы валов применим посадку при нереверсивной работе с умеренными толчками
Способ смазывания. Для редуктора общего назначения применим непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием) /4, с. 254/. Этот способ применяют для зубчатых передач при окружных скоростях от 0,3 до 12,5 м/с. Для открытой зубчатой передачи, работающей при окружной скорости до 1,5 м/с применим капельное смазывание из корыта, наполненном вязким маслом и расположенного под зубчатым колесом. Выбор сорта масла. Для закрытой зубчатой передачи при контактном напряжении Ориентировочно определим количество масла в редукторе по формуле
где
Для смазывания подшипников, расположенных в стакане, применим пластичный смазывающий материал Литол-24. Литература1 Дунаев П. Ф. Конструирование узлов и деталей машин. Учеб. пособие для студ. Техн. Спец. Вузов / П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. – 8-е изд., перераб. И доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 496 с. 2 Детали машин. Основы проектирования и конструирования: Метод. Указания по выполнению курсового проектирования / Г. Н. Лимаренко, А. А. Максимова и др. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. 64с. 3 Чернилевский Д. В. Детали машин. Учебное пособие для вузов. М.: Учебная литература, 2001. – 561с. 4 Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. Пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Калининград: Янтар. сказ, 2006. – 456 с.: ил, черт. – Б. ц. 5 Титовская В. О. Расчет и проектирование валов редукторов. Методические указания к выполнению курсового проекта. Красноярск, КГТУ, 1982, 68 с. |