Реферат: Развитие информационных технологий на рынке почтовых услуг
Название: Развитие информационных технологий на рынке почтовых услуг Раздел: Рефераты по информатике, программированию Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Информационная инфраструктура – неотъемлемый элемент современного почтового предприятия Активно развивающиеся цифровые технологии все больше проникают в нашу повседневную жизнь, трансформируют процессы производства, сферу управления, рынки услуг. Формирование "информационного сообщества" оказывает значительное влияние на деятельность операторов почтовой связи. Почтовым службам необходимо предусматривать инфраструктурные изменения в своем развитии, чтобы оставаться жизнеспособным средством связи и продолжать играть значительную роль в мировой экономике и всемирном информационном сообществе. Наряду со скоростью и удобством, которыми отличаются новые технологии, у них есть свои задачи. Для компаний и правительств, вошедших в электронный мир, безопасный доступ, доверие и конфиденциальность, логистика доставки быстро стали главными направлениями развития. Почтовые операторы владеют уникальными возможностями для решения данных проблем. Общеизвестно, что инфраструктура предприятия почтовой связи состоит из основных и оборотных фондов, систем управления и контроля, маркетинга, финансового обслуживания, службы информации и безопасности. Инфраструктуру предприятия можно представить в виде совокупности подсистем и инфраструктур: технико-технологической; административно-экономической (маркетинговые службы, управленческие структуры и др.); социальной. В условиях современного развития бизнеса и рыночной конкуренции сеть почтовой связи, в свою очередь, нами рассматривается как синтез: сети объектов почтовой связи; транспортной сети; информационной сети. Каждая из них имеет свою внутреннюю разветвленную и довольно сложную структуру. Следует особо отметить, что только синхронизированная работа всех трех "сетей" обеспечивает непрерывный производственный почтовый процесс. За последние годы в Укрпочте наиболее динамично развивалась информационная сеть, которая призвана обеспечить синхронизированную и слаженную работу предприятия в целом. Она позволяет существенно сократить временные затраты в технологических процессах и предоставляет актуальную информацию о состоянии предприятия в каждый момент времени. Системная интеграция автоматизированных систем и специализированных автономных устройств призвана организовать сбор первичных данных и их использование в технологических, учетных финансовых системах и системах бизнес-анализа. Информационную систему, как составляющую сети почтовой связи, условно можно разделить на: инфраструктурную часть, которой является корпоративная коммуникационная сеть предприятия и средства вычислительной техники; информационную среду, которая включает в себя сервисы на основе прикладного программного обеспечения для доступа к базам данных информационных компьютерных систем. Учитывая общие тенденции развития почтовой связи, в Укрпочте был начат ряд проектов по автоматизации, которые направлены на развитие информационной инфраструктуры предприятия, а именно: компьютеризацию рабочих мест по предоставлению услуг; развитие новых услуг на базе современных информационных технологий; применение цифровой идентификации почтовых отправлений с помощью кодов оптического/радиочастотного считывания (штриховые коды, RFID-метки и т. п.); применение автоматизированных систем контроля за прохождением регистрируемой почты, предоставление информации потребителям о месте нахождения отправлений; внедрение автоматизированных систем сбора и обработки статистической информации, управление ресурсами предприятия (материальными, финансовыми, людскими). Многое из перечисленного нами уже сделано, основная задача сегодняшнего дня — это системная интеграция АС и обмен данными по принципу "единичный ввод — многократное использование". Цель развития информационной инфраструктуры Укрпочты — комплексная автоматизация бизнес-процессов, создание единого информационного пространства предприятия, которое предусматривает внедрение и использование: единых справочников предприятия; стандартов систем кодирования и классификации; единого для всех уровней предприятия программного обеспечения (единого инструментария); обмена оперативной нормативно-справочной и другой информацией между информационными системами филиалов; общих стандартов по разработке программного обеспечения. На предприятии предусматривается концентрация высокотехнологичного компьютерного оборудования в созданных в ходе реструктуризации Центрах почтовой связи и дальнейшее внедрение автоматизированных систем "Финансовое управление", "Мониторинг услуг почтовой связи", "Кадры/Штат/Зарплата", АСРК и др. Всего на сети предприятия работают 10,5 тыс. компьютеров и 345 локальных вычислительных сетей, более 11 тыс. программных АРМов разных автоматизированных систем. Стратегическая цель развития национального оператора почтовой связи Украины — это обеспечение лидирующих позиций по предоставлению услуг почтовой связи, преобразование предприятия в высокоэффективную и конкурентоспособную компанию, внедряющую мировые стандарты качества, динамично продвигающуюся в прибыльные секторы экономики. Достижение поставленной цели в значительной степени определяется уровнем технико-технологической инфраструктуры, которая неразрывно связана со всеми бизнес-процессами современного успешного предприятия почтовой связи и является его неотъемлемой частью. 2. О программе развития информационно-коммуникационных технологий Сеть почтовой связи ОАО "Узбекистон почтаси" в настоящее время включает: 14 региональных филиалов; 189 районных и городских узлов; 2991 отделение связи (2305 — в сельской местности); 3 специализированных филиала (Халкаро почтамт, Халкаро Тезкор почта, Узбекистон маркаси); 1 железнодорожный, 34 авиа и 529 автомобильных маршрутов; 360 автомобилей. Внедрение информационных технологий в почтовой связи Узбекистана в настоящее время находится на начальном этапе. Информационные технологии в той или иной степени используются в некоторых узлах и отделениях почтовой связи. В различной степени обеспечивается автоматизация отдельных технологических операций и подсистем в рамках существующей технологии. На сегодняшний день в системе ОАО "Узбекистон почтаси" эксплуатируются более 830 персональных компьютеров, более 300 модемов, 600 электронных весов, создана первая очередь корпоративной сети передачи данных. Разработаны и внедрены ряд систем по автоматизации производственных процессов почтовой связи: автоматизированная информационная система бухгалтерского учета; автоматизация учета и контроля выплаты пенсий; система оперативного сбора информации по ежедневной выплате пенсий; сводный баланс и др. В настоящее время проходит апробацию автоматизированная система мониторинга прохождения почтовой корреспонденции АСМ Почта "Халкаро почтамт". Основным недостатком проводимой автоматизации является отсутствие системного подхода. Зачастую не связаны в единую технологическую цепочку информационные технологии, применяемые на рабочих местах в одной региональной (областной) организации почтовой связи. В результате инвестиции в информационные технологии приносят значительно меньшую отдачу, чем потенциально возможно. В целях устранения .указанного недостатка, значительного расширения спектра и повышения качества оказываемых почтовой связью услуг, создания современной эффективной почтовой инфраструктуры Узбекистана, основанной на информационно-коммуникационных технологиях, Правительством Республики в мае текущего года принята Программа модернизации сети почтовой связи, внедрения и развития новых видов услуг на базе информационно-коммуникационных технологий до 2010 г Таблица 1
Таблица 2
Программа предусматривает реализацию следующих целевых задач: дальнейшее развитие корпоративной сети передачи данных ОАО "Узбекистан почтаси"; модернизация, техническое переоснащение и развитие сети почтовой связи общего пользования; внедрение комплекса новых видов услуг, расширение их номенклатуры, обеспечение качественного предоставления услуг почтовой связи; развитие и внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в сети почтовой связи; совершенствование нормативно-правовой базы, широкое внедрение рыночных механизмов функционирования почтовой связи, формирование современной и эффективной инфраструктуры, развитие конкуренции в отрасли. Корпоративная сеть передачи данных ОАО "Узбекистан почтаси" будет развиваться следующими темпами: 2005— 2006 гг. — создание главного центра информатизации Общества; 2006— 2007 гг. — уровень районных центров (189 узлов и 622 отделения почтовой связи); 2008 — 2010 гг. — уровень отделений связи (1865). Каковы же основные направления модернизации сети почтовой связи и развития новых видов услуг на базе информационно-коммуникационных технологий? Модернизация сети почтовой связи предусматривает: оснащение узлов и отделений почтовой связи необходимым количеством электронных измерительных средств для обеспечения точной тарификации при пересылке различных видов почтовых отправлений (табл. 1); организацию межрегиональных обменных пунктов для оптимизации межобластных, внутриобластных и внутрирайонных автомобильных почтовых маршрутов; обновление парка почтовой автомобильной техники, осуществляющей перевозку почтовых отправлений и денежных средств, а также дооснащение их средствами подвижной связи (табл. 2); расширение технических возможностей систем видеонаблюдения и электронного контроля доступа на предприятиях почтовой связи; оснащение обменных пунктов по обработке, сортировке почтовых отправлений и периодической печати портативными рентгено-телевизионными установками, а также ручными металлодетекторами. Расширение спектра услуг предполагает внедрение комплекса новых видов услуг почтовой связи, в том числе: почтовые услуги — электронная и гибридная почта, "Товары почтой", контроль за продвижением почтовых отправлений через Интернет или по телефону; финансовые услуги — операции по финансовым платежам с использованием пластиковых карточек, электронные денежные переводы, услуги по расчетно-кассовым операциям (табл. 3); интерактивные услуги — услуги телефонии, факсимильной связи (в переговорных пунктах), основанные на компьютерных технологиях, электронная справочная система, доступ в Интернет (табл. 4); использование новых информационно-коммуникационных технологий в процессах обработки, учета и контроля почтовых отправлений. Развитие информационно-коммуникационных технологий в сети почтовой связи включает: внедрение информационно-коммуникационных технологий в почтовую инфраструктуру с соответствующей модернизацией системы доставки, обработки, сортировки и мониторинга почтовых отправлений; создание автоматизированной системы почтовой связи путем модернизации существующей корпоративной сети передачи данных с подключением к ней всех филиалов, районных, городских узлов и отделений почтовой связи, соответствующее оснащение рабочих мест компьютерными программами для оказания новых видов услуг на базе информационно-коммуникационных технологий; организация системы электронной торговли путем приема через сети передачи данных заказов на газеты, периодические и другие печатные издания, различные товары, а также доставки их заказчикам через соответствующие отделения почтовой связи; внедрение информационно-коммуникационных технологий при оказании услуг почтовой связи по пересылке международных денежных переводов с применением современных технологий передачи данных (ATM, FrameRelay, Fast, Ethernet, GigabitEthernet). Таблица 3
Совершенствование нормативно-правовой базы предусматривает: внесение изменений и дополнений в законодательство страны в части приведения его в соответствие с требованиями международной практики и стандартов, внедрение- механизма лицензирования деятельности почтовых операторов по оказанию услуг почтовой связи общего пользования по соответствующим видам деятельности; пересмотр нормативных документов по доставке пенсий и пособий предприятиями почтовой связи, исходя из принятого Правительством решения по совершенствованию управления внебюджетным Пенсионным фондом; разработка отраслевых производственно-технологических и нормативно-правовых актов почтовой связи, регулирующих деятельность по внедрению и оказанию почтовых услуг с применением информационно-коммуникационных технологий. Источниками финансирования Программы являются: собственные средства ОАО "Узбекистан почтаси"; средства Фонда развития информационно-коммуникационных технологий; иностранные инвестиции, кредиты коммерческих банков, а также гранты международных финансовых институтов. информационный почтовый платеж автоматизация 3. Система приема платежей на основе устройств самообслуживания Современные тенденции развития рынка почтовых услуг обусловлены главным образом следующими основными процессами: интенсивное развитие современных информационных технологий, использование которых позволяет расширить спектр одновременно предоставляемых услуг, приблизить их к клиенту, снизить затраты времени и операционные издержки; эволюционное развитие финансового рынка, появление новых его сегментов и инструментов; повышение требований клиентов к качеству обслуживания и усиление конкуренции на рынке приема платежей в пользу третьих лиц в отношении качественных характеристик предоставляемых услуг. Основными направлениями развития сферы приема платежей являются: использование стратегий многоканального обслуживания физических лиц; переход от оказания отдельных видов услуг к комплексному обслуживанию клиентов; переориентация при оказании стандартных услуг от прямого контакта "клиент — оператор" (через операционное окно) к самообслуживанию; расширение спектра и повышение качества оказываемых услуг. Широкое распространение получили услуги, оказываемые через устройства самообслуживания (инфокиоски), и с использованием систем удаленного доступа. Уменьшение стоимости услуг при дистанционном обслуживании физических лиц происходит вследствие снижения себестоимости автоматизированной обработки документов (по сравнению с обработкой вручную), увеличения количества проводимых операций в единицу времени, стандартизации самих услуг. При использовании многоканальной и других стратегий продаж почтовых услуг широкое распространение получил такой способ, как организация и развитие сети устройств самообслуживания (инфокиосков). Расширение спектра услуг по приему платежей осуществляется по следующим направлениям: модификация существующих (уже оказываемых) услуг. Технологические и качественные параметры базовых услуг изменяются, в частности, вследствие внедрения различных средств телекоммуникаций и каналов обслуживания, что приводит к расширению перечня разновидностей традиционных почтовых услуг; оказание принципиально новых услуг, отличных от существующих. Их разработка и внедрение связаны с усилением конкуренции между почтой, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, занимающимися приемом платежей в пользу третьих лиц, а также развитием новых сегментов финансовых рынков; внедрение вспомогательных услуг и дополнительных сервисов. Создание сети устройств самообслуживания является одной из основных задач комплексной автоматизации технологических процессов в отделении почтовой связи, включающих: создание универсальных рабочих мест оператора связи, что позволит предоставлять клиентам услуги по принципу "оказание всех видов услуг почтовой связи на одном рабочем месте (принцип одного окна); предоставление клиентам максимального количества оказываемых услуг на устройствах самообслуживания (информационно-платежных терминалах РУП "Белпочта"), приближение устройств самообслуживания по функциональным возможностям к рабочему месту оператора почтовой связи; расширение спектра оказываемых почтовой связью, услуг за счет использования новых Интернет-технологий. Основные области использования информационно-платежных терминалов РУП "Белпочта" (все виды услуг предполагают оплату как посредством пластиковой карточки, так и наличными). РУП "Белпочта" является крупнейшей организацией в стране, которая предоставляет населению услуги по приему различных видов платежей. В отделениях почтовой связи, расположенных по территории всей Республики, принимаются практически все виды платежей — за услуги жилищно-эксплуатационных служб, водоканала, энергосбыта, антенных участков, за дошкольные учреждения, налоги и т.п. В настоящее время платежи от населения принимаются как на бумажных носителях (по квитанциям), так и по электронным базам поставщиков. В последнее время прием платежей по базам в отделениях почтовой связи получает все большее применение. Использование электронных баз заметно сокращает время ввода различных реквизитов, а, следовательно, и время проведения платежа. Также удобству клиентов при оплате услуг в отделениях почтовой, связи способствует организация обслуживания по принципу "одного окна", когда все необходимые платежи можно произвести в одном операционном окне, как говорится, "не отходя от него". Однако вопрос состоит не только в применении вычислительной техники и обеспечении обслуживания клиентов по принципу "одного окна". В почтовых отделениях давно принимаются по электронным базам и, как правило, на одном рабочем месте не только все виды коммунальных, но и целый ряд других платежей в пользу самых различных организаций. А очереди остаются. Дело в том, что у каждого поставщика — своя база данных, и на каждого плательщика в ней заведен лицевой счет. Чтобы провести платеж по конкретной квитанции, оператору нужно ввести в компьютер фамилию, имя, отчество клиента или номер его лицевого счета, подождать, пока нужная информация будет найдена, и только потом провести платеж. И так по каждой услуге, если их несколько. Эти же технические сложности остаются при работе с разрозненными базами данных и на устройствах самообслуживания. Очевидно, что радикальным решением задачи уменьшения времени обслуживания каждого плательщика является объединение всех его платежей, подлежащих оплате, в единый лицевой счет. В этом случае все платежи будут проводиться с помощью одной технологической операции, клиент сможет осуществить оплату в одном месте и получить один чек. Однако создание такого единого лицевого счета сопровождается определенными трудностями, которые заключаются в том, что поставщики услуг используют для создания и ведения своих баз самое разнообразное программное обеспечение, различные системы идентификации плательщиков. В силу этого и ввиду большого количества поставщиков, информацию очень сложно интегрировать между собой. Очевидна потребность обеспечения унифицированного формата ведения баз поставщиков. Необходимо создание единого по всей Республике информационного расчетного пространства, которое будет заключаться в стандартизации форматов и протоколов взаимодействия электронных баз поставщиков по плательщикам, обеспечиваемой комплексом организационных и технических мер. Работа почтовых устройств самообслуживания является типичным примером реализации на практике принципа унификации решений в вопросах автоматизации технологических процессов. Разработанная система имеет большой потенциал для ее развития в направлении повышения удобства клиентов. Дальнейшее ее совершенствование позволит гражданам Республики осуществлять платежи не только в своем регионе, но и из любого отделения почтовой связи страны. В настоящее время в Министерстве связи и информатизации РБ и РУП "Белпочта" ведутся работы по теме "Сервер оплаты услуг". Ее целью является создание централизованной автоматизированной системы, обеспечивающей возможность каждому жителю региона (города, района) быстро и удобно совершить платеж в пользу любого из множества поставщиков услуг, осуществить различные виды выплат: оплату в любом отделении почтовой связи наличными средствами, посредством пластиковой карточки на рабочем месте оператора почтовой связи либо инфокиоска; выплату пенсий, переводов и т. п. Система должна обеспечивать поэтапное или одновременное подключение всех пунктов приема платежей в режиме online к удаленной базе данных — "Серверу оплаты услуг". Для привлечения к обслуживанию широких слоев населения важным является создание универсальных пользовательских интерфейсов, экранных форм для терминального оборудования, работающего в режиме самообслуживания. Здесь речь идет о создании универсальных программно-аппаратных решений, стандартов для устройств самообслуживания, единых и обязательных для всех организаций, занимающихся приемом платежей в пользу третьих лиц: банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, организаций почтовой и электрической связи. Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что использование современных информационных технологий в сфере приема платежей и, в частности,, внедрение в практику белорусской почты стратегии многоканального обслуживания физических лиц, комплексного обслуживания и самообслуживания клиентов, расширение спектра и повышение качества почтовых услуг будут способствовать развитию рынка приема платежей в Республике Беларусь и, как конечной цели, созданию единого расчетного и информационного пространства в интересах всех участников информационного обмена в сфере приема платежей. Внедряемые в белорусской почте технологии обслуживания клиентов, основанные на применении современных информационных систем и принципа работы по единому лицевому счету, призваны значительно сократить время осуществления платежа, устранить очереди, повысить уровень комфорта и удобства посетителей отделений почтовой связи. |