Курсовая работа: Ревизия кассовых операций
Название: Ревизия кассовых операций Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение 1. Денежные средства и денежные документы - как объект финансово-хозяйственного контроля 1.1 Денежные средства и денежные документы: экономическая сущность и задачи их контроля 1.2 Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки кассовых операций 2. Организация и методика проведения ревизии кассовых операций 2.2 Проверка организации материальной ответственности и состояния контроля сохранности наличных денежных средств и денежных документов 3. Документальное оформление материалов ревизии операций с наличными денежными средствами и денежными документами 3.1 Направления совершенствования контроля кассовых операций в организации в условиях применения ЭВМ Заключение Список использованных источников
|
Направления и вопросы тестирования |
Ответы | |||
Нет ответа | Да | Нет | Примечание | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Заключен ли договор материальной ответственности с кассиром | + | |||
Сменялись ли кассиры в проверяемом периоде | + | |||
Используются ли при оформлении кассовых документов средства автоматизации | + | Программа 1С: Бухгалтерия | ||
Назначена ли приказом руководителя комиссия для проведения инвентаризации кассы | + | |||
Соблюдались ли в проверяемом периоде сроки проведения внезапных инвентаризаций кассы | + | |||
Производит ли предприятие реализацию продукции (товаров, работ, услуг) за наличные денежные средства | + | |||
Ведется ли на предприятии журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров | + | Автоматизиро-ванным способом | ||
Оборудована ли касса предприятия надлежащим образом | + |
Источник: собственная разработка
На основании результатов тестов можно сделать вывод о том, что система внутреннего контроля сохранности наличных денежных средств и денежных документов в ООО "Сантарин" находится на достаточно высоком уровне.
Организация работы на месте ревизии заключается в следующем: предъявление документов руководителю ревизуемого объекта; ознакомление с задачами предстоящей ревизии; выявление дел с инвентаризацией товарно-материальных ценностей, предоставлением отпусков материально-ответственным лицам; выполнение ранее принятых решений по итогам предыдущих проверок и т.п.
2.2 Проверка организации материальной ответственности и состояния контроля сохранности наличных денежных средств и денежных документов
В случае возникновения у ревизора сомнений в эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, целесообразно начинать проведение проверки наличных денежных средств и денежных документов с инвентаризации кассы. При этом инвентаризация кассы не относится к числу обязательных процедур, используемых ревизором для подтверждения достоверности данных, числящихся по статье "Касса" актива баланса. Ревизор самостоятельно определяет необходимость этого этапа проверки.
Инвентаризация кассовой наличности должна проводиться внезапно, т.е. немедленно после прибытия ревизора на предприятие для проверки. Инвентаризация кассы позволяет проверяющему сделать ряд выводов о соблюдении на предприятии правил ведения кассовых операций и состоянии кассовой дисциплины.
При проведении инвентаризации особое внимание уделяется вопросам обеспечения сохранности денежных средств.
Порядок проведения инвентаризации кассовой наличности регламентируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 и Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 № 4 (в редакции от 13 октября 2008 г. № 150).
Учетной политикой ООО "Сантарин" определено, что внезапная инвентаризация кассы проводится в организации ежеквартально (приложение Д). Для проведения ревизии кассы приказом руководителя организации назначена комиссия в составе бухгалтера, экономиста и специалиста по информационным технологиям (Приложение Е).
Во время ревизии производятся полный полистный пересчет денежной наличности и проверки других ценностей, находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
По итогам работы комиссия составляет акт инвентаризации наличных денег и других ценностей (Приложение Ж). Акт применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денег и других ценностей, находящихся в кассе организации. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.
До начала инвентаризации от кассира ООО "Сантарин" берется расписка. Расписка включается в заголовочную часть формы.
При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах (материально ответственному лицу, сдавшему ценности, материально ответственному лицу, принявшему ценности, и бухгалтерии).
При обнаружении ревизией недостач или излишков денежных средств или ценностей в кассе в акте указывается сумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения.
Поскольку ведение кассовой книги в ООО "Сантарин" осуществляется автоматизированным способом комиссией производится проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов (с этой целью в состав комиссии включен специалист по информационным технологиям).
Руководителям субъектов хозяйствования, физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, при приеме на работу и назначении на должности, связанные с ведением кассовых операций, обслуживанием средств охранно-пожарной сигнализации, охраной и транспортировкой денежных средств либо периодическом привлечении лиц к указанным выше работам рекомендуется обращаться в органы внутренних дел и медицинские учреждения для получения сведений об этих лицах, имея в виду, что к ведению кассовых операций, обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, охране и транспортировке денежных средств не допускаются лица:
ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость у которых не погашена или не снята в установленном порядке;
страдающие хроническими психическими заболеваниями;
систематически нарушающие общественный порядок;
злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотические вещества без назначения врача.
Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Поэтому после издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан ознакомить кассира с Правилами ведения кассовых операций и заключить договор о его полной индивидуальной материальной ответственности. Договор хранится у инспектора по кадрам в личном деле кассира.
В ходе проверки особое внимание уделяется контролю за обеспечением сохранности денег при доставке их из банка на предприятие.
Руководитель субъекта хозяйствования, физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, должен предоставить кассиру охрану при транспортировке денежных средств и ценностей из учреждений банков или сдаче в них и, в случае необходимости, - транспортное средство.
При транспортировке денежных средств кассиру, сопровождающим его лицам и водителю транспортного средства запрещается:
разглашать маршрут движения и размер суммы доставляемых денежных средств и ценностей;
допускать в салон транспортного средства лиц, не назначенных руководителем предприятия для их доставки;
следовать пешком, попутным или общественным транспортом;
посещать магазины, рынки и другие места;
выполнять какие-либо поручения и любым иным образом отвлекаться от доставки денег и ценностей по назначению.
Ревизор должен проверить обеспечивается ли сохранность денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе предприятия, для чего проверяется, отвечает ли касса следующим требованиям.
1. Изолировано ли помещение кассы от других служебных и подсобных помещений.
2. Располагается ли она на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных домах кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна касс оборудуются внутренними ставнями, металлическими или деревянными, обитыми с двух сторон листовым металлом.
3. Имеются ли капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки.
4. Закрывается ли помещение кассы на две двери:
а) внешнюю, открывающуюся наружу, дощатую, однопольную, имеющую изнутри металлическую цепочку, смотровой глазок, запирающуюся на два внутренних врезных замка;
б) внутреннюю, открывающуюся вовнутрь, изготовленную в виде стальной решетки и закрывающуюся на навесной замок в сторону внутреннего расположения кассы, а также металлический засов.
5. Оборудована ли касса специальным окошком для проведения операций с работниками хозоргана или клиентами, закрывающимся изнутри на деревянную дверцу, обитую с двух сторон листовым металлом. С внутренней стороны дверца должна запираться на металлическую накладку с надежным навесным замком.
6. Укреплена ли касса металлическими решетками на оконных проемах между рамами либо с внутренней стороны помещения, в теплопроводах, дымоходах, вентиляционных каналах, тонкостенных перегородках и других местах кассы, доступных для проникновения в нее с внешней стороны.
7. Имеется ли сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.
8. Имеется ли исправный огнетушитель.
Кассы должны оборудоваться охранно-пожарной сигнализацией, которая выводится на пульт ведомственной охраны.
Выдача денег в кассовых пунктах должна производиться только через специальное окошко, оборудованное в соответствии с требованиями, установленными для всех касс.
Оставлять денежные средства в кассовых пунктах в нерабочее время категорически запрещается. До окончания рабочего дня все деньги и ценности под надежной охраной должны быть сданы в главную (центральную) кассу хозоргана.
Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. должны храниться у руководителей субъектов хозяйствования. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка. При обнаружении утраты ключа руководитель субъекта хозяйствования сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному субъекту хозяйствования, запрещается.
В исследуемой в данной работе организации ООО "Сантарин" инвентаризация наличных денег и иных ценностей, находящихся в кассе, проводится регулярно на основании приказа руководителя (Приложение Д) не реже одного раза в квартал. В результате проверки актов внезапной ревизии денежной наличности (Приложение Е) не установлены признаки формального отношения к ее проведению: имеется приказ руководителя о периодичности проведения инвентаризаций, состав комиссии с течением времени изменяется, не осуществляется проведение проверок кассы на отчетные даты и т.п.).
С кассиром ООО "Сантарин" заключен договор о полной материальной ответственности. В практику организации введено ознакомление сотрудников с основными нормативно-правовыми документами, связанными с их должностными обязанностями. Кассир предприятия ознакомлен с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь под роспись.
Контроль за сохранностью денежной наличности на предприятии осуществляется следующим образом. Для доставки наличных денег из банка в кассу организации используется служебный автомобиль. На основании письменного распоряжения директора предприятия, при получении в учреждении банка наличных денежных средств, водитель сопровождает кассира из банка к транспортному средству.
Помещение кассы изолировано от других служебных и подсобных помещений. Для хранения денег используется сейф. Касса оборудована охранной сигнализацией, после окончания рабочего дня дверь в кассу закрывается и сдается на ведомственную охрану. Однако прием и выдачу денег кассир производит непосредственно в помещении кассы, специальное окошко для проведения операций с наличными денежными средствами отсутствует. При этом денежная наличность для расчетов с персоналом извлекается кассиром из сейфа непосредственно в присутствии сотрудника. Указанный недостаток необходимо устранить, так как при подобной организации приема и выдачи наличных денежных средств в значительной степени возрастает вероятность совершения хищений на предприятии.
2.3 Проверка правильности документального оформления и учета операций с наличными денежными средствами и денежными документами
Ревизор должен тщательно проверить правильность отражения данных о наличии и движении наличных денежных средств в бухгалтерском балансе и регистрах бухгалтерского учета предприятия.
Информация о наличии денежных средств на начало и конец отчетного года содержится в балансе ООО "Сантарин" формы № 1 (Приложение И). По строке 250 отражаются денежные средства по счетам 50, 51.52, 55,57. Согласно требованиям, предъявляемым к годовой отчетности, баланс заполняется предприятием в миллионах рублей.
Для проведения проверки правильности заполнения баланса в ООО "Сантарин" необходимо на 1 января 2009 года сверить данные бухгалтерского баланса, кассовой книги, кассового отчета, учетного регистра по счету 50 "Касса". Остаток наличных денежных средств в кассе ООО "Сантарин" на 1.01.10 отсутствует, что подтверждается данными анализа счета 50 за декабрь 2008 г. и кассовой книги.
В балансе ООО "Сантарин" на 1 января 2010 года сумма денежных средств по строке 260 составляет 8,8 млн. руб. Данная сумма совпадает с остатком денежных средств на текущем счете предприятия, что подтверждается данными выписки банка на 1.01.10 и регистрами учета по счету 51 "Расчетный счет". Результаты осуществление указанной проверки отражаются проверяющим в следующей вспомогательной таблице.
Таблица 2.2 - Проверка соответствия остатков по счету 50, отраженных в балансе, кассовой книге, анализе счета 50 на 1.01.10 г.
Дата | Сальдо на начало периода по | Отклонения данных | Примечание | ||||
балансу | кассовой книге | анализу счета 50 | баланса от кассовой книги | баланса и анализа счета 50 | Кассовой книги и анализа счета 50 | ||
На 1 января 2010 г. | - | - | - | - | - | - | - |
Источник: собственная разработка
В ходе проверки ревизор контролирует правильность оформления первичных документов по учету кассовых операций (расходных и приходных кассовых ордеров, платежных ведомостей), в которых должны быть указаны номера документов, даты, подписи кассира.
В ООО "Сантарин" оформление приходных и расходных ордеров (Приложения К, Л) осуществляется с применением средств вычислительной техники. Организацией используются приходные ордера, зарегистрированные в электронной базе данных учетных документов.
Кассовые документы ООО "Сантарин" проверены на предмет незаполнения отдельных реквизитов (номер, дата и др.). Подобные нарушения могут допускаться с целью повторного использования документов для присвоения наличных денег.
Реквизиты кассовых ордеров заполнены в полном объеме, приходные и расходные ордера имеют раздельную нумерацию и выписываются в бухгалтерии предприятия в момент совершения операции. Для их регистрации используется журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Заполнение журнала автоматизировано. Поскольку пропуски в нумерации ордеров могут свидетельствовать об уничтожением документов или других злоупотреблениях, очередность номеров тщательно проверена. Все ордера в журнале расположены в порядке очередности, пропусков нет.
В ООО "Сантарин" кассовая книга ведется автоматизированным способом. При этом обеспечена полная сохранность кассовых документов и защита программных средств, выполняющих функции обработки кассовых документов от несанкционированного доступа. Листы кассовой книги формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" (Приложение М). Одновременно формируется машинограмма "Отчет кассира" (Приложение Н). Обе названные машинограммы составляются к началу следующего рабочего дня, имеют одинаковое содержание и включают все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги за год. Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года. Нарушения при оформлении кассовой книге не выявлены.
ООО "Сантарин" ежегодно заключает договоры с банком на расчетно-кассовое обслуживание. Банком не установлен организации лимит остатка кассы на 2010 год. В связи с этим вся денежная наличность сдается организацией в банк для зачисления на рублевый счет.
В процессе проверки соблюдения лимита остатка кассы составлена следующая вспомогательная таблица.
Таблица 2.3 - Проверка соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе
Дата | Фактический остаток | Отклонения от лимита |
01.02.2010 | нет | нет |
02.02.2010 | нет (Приложение М) | нет |
…. | …. | …. |
Источник: собственная разработка
Организацией не получено разрешение банка на использование наличных денежных средств при проведении расчетов между юридическими лицами в пределах пятидесяти базовых величин.
Использование наличных денег в организации по целевому назначению проверено путем сопоставления данных о полученных в банке деньгах с данными об их расходовании (балансовым методом).
Для проверки сверены данные в отчете кассира и приложенных к нему документах, журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, а также в учетных регистров по дебету и кредиту счета 50 "Касса".
С целью проверки полноты и своевременности оприходования в кассу денег, полученных со счетов организации в банке, проведена встречная и взаимная сверка данных банковских выписок со счетов организации, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге. Расхождения не выявлены.
Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки хранятся у главного бухгалтера предприятия в сейфе. Испорченные чеки с надписью "Аннулировано" хранятся подклеенными к корешкам чеков.
Однако в нарушение Правил ведения кассовых операций, в чековой книжке обнаружен предварительно подписанный незаполненный чек. Как правило, подобные действия практикуются на предприятии с целью облегчения работы кассира в случае обнаружения банком недочетов в заполненном чеке. Однако подобные действия со стороны главного бухгалтера и руководителя являются недопустимыми, поскольку могут способствовать хищениям наличных денежных средств.
Информация по проверке оприходования в кассу полученных в банке денег систематизируется в таблице следующей формы.
Таблица 2.4 - Контроль полноты и своевременности оприходования наличных денег, полученных со счетов ООО "Сантарин" в банке
Номер чека | Дата выписки чека | Сумма по чеку, руб. | По выписке банка | Оприходовано по кассе | Отклонения | ||||
дата полу-чения | сумма, руб. | дата | № ордера | сумма, руб. | дни | сумма, руб. | |||
307469 | 05.02.10 | 26750 | 05.02.10 | 26750 | 05.02.10 | 1556715 При-ложение К | 26750 | нет | нет |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
Источник: собственная разработка
Одновременно с проверкой полноты оприходования полученных из банка денег устанавливают правильность отражения по кассе наличных денег, внесенных в банк и зачисленных на счета предприятия. С этой целью составляют отдельную ведомость с указанием даты, номера и суммы расходного кассового ордера, суммы и даты зачисления денег на счет предприятия согласно выписке банка, в которой отражено поступление денег. Указанные сведения следует группировать в ведомости следующей формы (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Контроль своевременности и полноты зачисления денег на счета в банке
Списано по кассе | Зачислено на счет согласно выписке банка | Отклонения | ||||
дата | № расходного ордера | сумма, руб. | дата | сумма, руб. | дни | сумма, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
16.02.10 |
7 | 18300 Приложение П |
16.02.10 | 18300 | - | - |
… | … | … | … | … | … | … |
Источник: собственная разработка
Тщательной проверке подлежат операции по оприходованию выручки за реализованную продукцию и оказанные услуги работникам предприятия за наличный расчет, так как по данным операциям чаще встречаются злоупотребления, связанные с полным или частичным неоприходованием поступивших в кассу денег.
ООО "Сантарин" не производит реализацию товарно-материальных ценностей за наличный расчет. В организациях, осуществляющих данные операции для выяснения полноты оприходования денег за реализованные товарно-материальные ценности необходимо проверить отчеты об их движении, а также записи по счетам их учета и реализации. При этом дебетовые записи по счету реализации (в части реализации за наличный расчет) должны сверяться с кредитовыми записями по счетам учета материальных ценностей, а кредитовые записи по счету реализации (за наличный расчет) - с дебетовыми записями по счету "Касса".
В случае расхождений следует проверить указанные операции по существу и установить причины отклонений. При наличии задолженности работников или других лиц за купленные материальные ценности необходимо проверить реальность возникновения такой задолженности.
Контролируя кассовые операции, нужно установить соответствие корреспонденции счетов действующим положениям и правилам ведения бухгалтерского учета. Такой контроль осуществляется по всем кассовым операциям на основании данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах. Он позволяет выявить хозяйственные операции с неправильной корреспонденцией, повлекшие искажение учетной и отчетной информации или списание похищенных сумм. В ООО "Сантарин" для проведения указанной проверки в ООО "Сантарин" использованы анализ счета 50, карточка счета 50.
При проверке записей по счету 50 "Касса" в ООО "Сантарин" установлено, что бухгалтерские записи, не соответствующие Типовому плану счетов отсутствуют.
В случае обнаружения нетипичных записей, для контроля за ними ревизору следует составить следующую вспомогательную ведомость (таблица 2.6).
Таблица 2.6 - Нетипичные проводки, требующие дальнейшей проработки
Наименование, номер документа | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | Содержание операции | Вопросы, рекомендуемые проводки | Дальнейшая проработка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
… | … | … | … | … | … |
… | … | … | … | … | … |
Источник: собственная разработка
В процессе контроля за учетом денежных документов следует убедиться в равенстве остатков данных аналитического учета остатку по синтетическому счету 50-3 "Денежные документы". По данным аналитического учета необходимо установить своевременность и правильность оприходования денежных документов в количественном и суммовом выражении на счет 50-3 "Денежные документы". В ООО "Сантарин" денежные документы не числятся.
При контроле правильности выплаты денег по платежным ведомостям в ООО "Сантарин" установлено, что все внесенные в расчетно-платежные ведомости лица фактически работают в организации и среди них нет подставных, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. Платежные ведомости сверены с показателями учета личного состава и табелей, с приказами о зачислении на работу и увольнении, с данными первичных документов о начислении заработной платы.
Проверены итоги в платежных ведомостях, так как нередко допускаются факты умышленного завышения итогов в графе "К выдаче на руки" на предполагаемую сумму присвоения. Итоги подсчитаны верно, дописанные суммы, подчистки, неоговоренные исправления отсутствуют.
Во всех ведомостях проверена подлинность подписей получателей денег. Для этого подписи в одних ведомостях сопоставлены с подписями в других. Поправки и подчистки отсутствуют.
Таким образом, в ходе проверки правильности документального оформления и учета операций с наличными денежными средствами и денежными документами в ООО "Сантарин" нарушения не выявлены.
3. Документальное оформление материалов ревизии операций с наличными денежными средствами и денежными документами
Качество ревизии зависит не только от уровня ее организации и правильности проведения, но и от оформления обобщающих материалов: основного акта комплексной либо тематической ревизии, частного (промежуточного) акта ревизии, справок, накопительных ведомостей, приказов, издаваемых по результатам рассмотрения ревизий. На основании этих документов принимаются меры к ликвидации недостатков и нарушений; разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям; привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности виновные должностные и материально ответственные лица. Содержание и качество оформления этих документов позволяют также судить об уровне проведенной проверяющими работы, их квалификации и компетентности.
По результатам ревизии, в ходе которой выявлены факты нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, руководителем ревизионной группы (ревизором) на основании справок специалистов, включенных в состав группы, составляется основной акт комплексной ревизии (Приложение Р). Если же в процессе проведения комплексной ревизии не установлено фактов нарушений действующего законодательства в сфере экономических отношений, бесхозяйственности и т.п. - руководитель ревизионной группы оформляет результаты ревизии путем составления справки.
Акты и справки подписываются руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем и главным бухгалтером (финансовым директором) ревизуемого субъекта предпринимательской деятельности либо индивидуальным предпринимателем.
В случае отказа должностных лиц проверяемого субъекта хозяйствования от подписания акта ревизии в нем делается соответствующая запись. Отказавшиеся от подписи имеют право изложить в письменной форме мотивы отказа.
При наличии возражений по содержанию акта ревизии (справки) подписывающие его должностные лица ревизуемой организации либо индивидуальный предприниматель делают об этом записи перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта должны представить в ревизующую организацию возражения в письменной форме по тем аспектам, с которыми они не согласны или возражают по их существу. В случае непредставления таких возражений в установленный срок замечания должностных лиц ревизуемой организации не принимаются во внимание. В случае представления возражений в установленный срок их обоснованность проверяется руководителем ревизионной группы (ревизором), проводившим ревизию, и по ним составляется заключение в письменной форме, с содержанием которого знакомят соответствующих должностных лиц ревизуемой организации (заинтересованных лиц).
Руководитель ревизионной группы вправе потребовать представление письменных объяснений должностных лиц ревизуемого предприятия и лиц, непосредственно виновных в установленных ревизией нарушениях и злоупотреблениях. Данные объяснения прилагаются к основному акту ревизии и являются его неотъемлемой частью.
Промежуточный акт ревизии имеет такую же структуру, как и основной акт ревизии. Единственное отличие состоит в том, что в результативной части излагаются результаты исследования только одного участка финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Он подписывается руководителем ревизионной группы, соответствующими должностными лицами ревизуем организации, а также лицами, причастными к выявленным нарушениям и злоупотреблениям, от которых в обязательном порядке изымаются письменные объяснения. Факты, изложенные в промежуточном акте, включают в основной акт ревизии, а сам он является приложением к нему.
Один экземпляр промежуточного акта передается руководителю ревизуемой организации, второй является приложением к сопроводительному письму, с которым материалы ревизии передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела и предъявления гражданского иска. Такие материалы должны передаваться правоохранительным органам в оригиналах в десятидневный срок. За своевременность их передачи, полноту и надлежащее качество персональную ответственность несет руководитель контролирующей организации.
Выявленные факты однородных нарушений могут отражаться в накопительных ведомостях, прилагаемых к каждому экземпляру акта ревизии, в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: размер причиненного ущерба (при его наличии), период, на протяжении которого совершалось нарушение, даты и номера документов. В основном акте комплексной ревизии приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующие приложения, в которых приводятся накопительные ведомости по однородным нарушениям. Группировка нарушений способствует сокращению объема акта ревизии, а также делает его более компактным.
Записи в ведомости производят по установленным фактам нарушений, применительно к разделам акта комплексной ревизии. Ведомости подписываются руководителем ревизионной группы (ревизором) и главным бухгалтером ревизуемой организации с целью подтверждения выявленный фактов нарушений, злоупотреблений и бесхозяйственности.
3.1 Направления совершенствования контроля кассовых операций в организации в условиях применения ЭВМ
Внедрение компьютерной обработки данных субъектами предпринимательской деятельности на базе современных ПЭВМ вносит существенные изменения в организацию и методику проведения ревизии кассовых операций. Бухгалтерский учет в условиях применения ПЭВМ является не только информационной, но и контрольной подсистемой. Ее функция - обеспечить все уровни управления необходимой информацией для непрерывного контроля за различными сторонами финансово-хозяйственной деятельности управляемого объекта. Создание информационного банка плановых, нормативных и фактических данных позволяет использовать в любой период времени большие объемы экономической информации для контроля за выполнением плановых (прогнозных) заданий, выявления и устранения нарушений и недостатков в расходовании ресурсов.
Применение компьютерной обработки данных расширяет круг задач ревизии кассовых операций. Прежде всего, в тщательном изучении нуждаются используемая на предприятии программа автоматизации бухгалтерского учета и ее применение в части учета кассовых операций, достоверность носителей входящей информации и выходных документов на машиночитаемых носителях. Неотъемлемым элементом проверки кассовых операций становится изучение качества самой программы и предусмотренной ею системы контроля, регистров аналитического и синтетического учета, выявление и исправление ошибок, возникающих при выверке исходной информации. В процессе проверки необходимо установить, насколько эффективна применяемая система текущего контроля на следующих сталях технологического процесса обработки учетно-аналитической информации по затратам производства:
приемка и регистрация первичной документации по учету кассовых операций;
арифметическая обработка документов (таксировка);
создание учетных регистров по кассовым операциям.
При проведении проверки кассовых операций в системе компьютерной обработки данных сохраняются основные элементы его методологии. Использование ПЭВМ существенно влияет на процесс изучения ревизором системы учета кассовых операций субъекта предпринимательской деятельности и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.
Применение ПЭВМ в учетно-аналитической работе проверяемого предприятия приводит к изменению отдельных элементов организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля:
для проверки правильности кассовых операций наряду с традиционными первичными документами используются и первичные документы на машиночитаемом носителе;
постоянные нормативно-справочные показатели могут быть проверены по данным, хранящимся в памяти компьютера или на машиночитаемых носителях информации (например, заноситься в константы);
вместо журналов ордеров по счетам счета наличных денежных средств могут формироваться автоматизированные учетные регистры (например, анализы, карточки счетов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам).
Субъект предпринимательской деятельности обязан предоставить контролирующей организации необходимый доступ к системе компьютерной обработки данных. Если это условие проверяемой организацией не выполняется, ревизор имеет право потребовать представления необходимых ей документов на бумажных носителях информации, чтобы не было ограничения объема проверки.
При проведении ревизии кассовых операций в условиях применения ПЭВМ проверяющий должен иметь представление о техническом, программном и математическом обеспечении компьютеров, а также системах обработки учетно-аналитической информации.
В процессе проверки кассовых операций в качестве одного из основных источников информации используются машинограммы по счетам учета расчетов по оплате труда, созданные в результате обработки учетно-аналитической информации и использования ПЭВМ. Необходимыми условиями, придающими машинограмме юридическую силу, являются:
соблюдение требований стандартов, предусмотренных программами автоматизации учета;
наличие таких реквизитов, как дата создания машинограммы, наименование и местонахождение создавшей ее организации, подписи ответственных лиц.
Если в машинограмме обнаружены сделанные от руки исправления, то она должна содержать дату и подпись внесшего их должностного лица, а также необходимые пояснения. Обоснованность этих исправлений (замена одних показателей другими, внесение дополнительных данных и т.п.) нужно выяснить в ходе проверки. В условиях использования ЭВМ для обработки учетно-экономической информации перенос данных с первичных документов на магнитные носители сопровождается их кодированием на основе предварительно разработанных программ и алгоритмов.
В условиях применения в учете ПЭВМ значительно снижается трудоемкость проверок, так как отпадает необходимость производить арифметические проверки множества накопительных документов, учетных регистров и отчетных таблиц, составленных cпомощью компьютеров в виде машинограмм. Достоверность арифметических подсчетов в них обычно сомнений не вызывает. Тщательного изучения требуют только сделанные в машинограммах исправления: замены одних показателей другими, внесение дополнительных данных и т.п. При проверке машинограмм важно выяснить правильность их оформления: наличие заголовка, подпись работника, составившего данный документ.
Ревизору необходимо убедиться в том, что информационная база внутри компьютера обеспечивает сохранность информации, ее архивирование, простоту доступа, кодирование и декодирование информации, ограничение несанкционированного доступа к ней. Актуальность данных обеспечивается регламентированием источников и потребителей информации, периодичностью и условиями ее обновления и использования.
При проверке кассовых операций в условиях применения ПЭВМ следует обращать внимание на следующие вопросы:
необходимость сверки регистров кассовых операций, получаемых с помощью ПЭВМ, с данными первичного учета;
наличие несанкционированных изменений программного обеспечения. Изменения, вносимые в программное обеспечение проверяемой организацией в связи с изменением законодательства, должны быть документированы, согласованы, одобрены и проверены разработчиком программного обеспечения.
Источниками получения доказательств при проведении проверки кассовых операций являются данные, подготовленные в системе компьютерной обработки данных субъекта предпринимательской деятельности в виде таблиц, ведомостей, регистров бухгалтерского учета проверяемой организации по кассовых операций. Ревизор имеет возможность применять их, их копии, в том числе фотокопии, в качестве рабочей документации, сопровождая обработку этих документов ссылками, пометками, специальными символами. В случае работы проверяющего непосредственно в системе компьютерной обработки данных субъекта предпринимательской деятельности (без вывода на печать) рабочие документы, подтверждающие факт сбора доказательств, составляются ревизором самостоятельно.
Для повышения эффективности проверки ревизору целесообразно изучить основные программы бухгалтерского учета, наиболее широко применяемые предприятиями Республики Беларусь. Знание программы позволит проверяющему самостоятельно формировать необходимые учетные регистры по учету кассовых операций, наиболее полно отражающие информацию, проверяемую в данный момент. При этом сократиться время, затрачиваемое на ожидание документов, их распечатку.
В условиях использования ПЭВМ при проверке кассовых операций применение такого способа получения доказательств, как проверка арифметических расчетов клиента, становится бессмысленным. Расширяется сфера применения способа прослеживания. Прослеживание - это процедура, в ходе которой ревизор проверяет некоторые первичные документы по учету кассовых операций и их отражение в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие операции отражены в учете правильно (или неправильно).
Для использования возможностей программы ревизору необходимо получить разрешение руководства организации на ее использование в целях проверки.
Помимо использования бухгалтерских программ, ПЭВМ может применяться ревизором для получения нормативно-правовой, справочной и другой информации, необходимой для качественной проверки правильности кассовых операций в проверяемой организации. Проверяющими сегодня широко используются возможности информационно-аналитических систем "Консультатн-плюс", "Эксперт", "Главбух-инфо" и других.
Таким образом, применение средств автоматизации повышает эффективность проверки кассовых операций, сокращая при этом время на ее проведение и трудоемкость.
Заключение
В ходе исследования, проведенного в данной курсовой работе, рассмотрена методика ревизии кассовых операций в обществе с ограниченной ответственностью "Сантарин".
На основании материалов, изложенных в работе, могут быть сделаны следующие выводы.
Использование юридическими лицами наличных денежных средств носит ограниченный характер. В современных условиях организациями предпринимаются меры по сокращению наличного денежного оборота.
Ревизия операций с наличными денежными средствами и денежными документами способствует укреплению платежной дисциплины и повышению эффективности использования финансовых ресурсов в организации.
Внезапная инвентаризация кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе проводится ООО "Сантарин" соответствии с Правилами ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь в сроки, установленные руководителем организации, но не реже одного раза в квартал. В ходе инвентаризаций, проведенных в ООО "Сантарин", недостачи и излишки денежных средств в кассе не выявлены.
При проверке движения денежных средств в кассе в ООО "Сантарин" сверены данные бухгалтерского баланса, кассовой книги, кассового отчета, учетного регистра по счету 50 "Касса". Расхождения не обнаружены.
При проверке записей по счету 50 "Касса" в ООО "Сантарин" установлено, что бухгалтерские записи, не соответствующие Типовому плану счетов отсутствуют.
В ООО "Сантарин" оформление приходных и расходных ордеров осуществляется с применением средств вычислительной техники. Организацией используются приходные ордера, зарегистрированные в электронной базе данных учетных документов.
Кассовые документы ООО "Сантарин" проверены на предмет незаполнения отдельных реквизитов (номер, дата и др.). Реквизиты кассовых ордеров заполнены в полном объеме, приходные и расходные ордера имеют раздельную нумерацию и выписываются в бухгалтерии предприятия в момент совершения операции. Для их регистрации используется журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Заполнение журнала автоматизировано. Поскольку пропуски в нумерации ордеров могут свидетельствовать об уничтожением документов или других злоупотреблениях, очередность номеров тщательно проверена. Все ордера в журнале расположены в порядке очередности, пропусков нет.
В ООО "Сантарин" кассовая книга ведется автоматизированным способом. При этом обеспечена полная сохранность кассовых документов и защита программных средств, выполняющих функции обработки кассовых документов от несанкционированного доступа. Нарушения при оформлении кассовой книге не выявлены.
ООО "Сантарин" ежегодно заключает договоры с банком на расчетно-кассовое обслуживание. Банком не установлен организации лимит остатка кассы на 2010 год.
В ООО "Сантарин" в проверяемом периоде наличные денежные средства в иностранной валюте, денежные документы не учитывались.
Результаты проверки операций с наличными денежными средствами и денежными документами отражены в акте ревизии.
В качестве нарушения в акте отмечено то, что о прием и выдачу денег кассир ООО "Сантарин" производит непосредственно в помещении кассы, специальное окошко для проведения операций с наличными денежными средствами отсутствует. При этом денежная наличность для расчетов с персоналом извлекается кассиром из сейфа непосредственно в присутствии сотрудника. Указанный недостаток необходимо устранить, так как при подобной организации приема и выдачи наличных денежных средств в значительной степени возрастает вероятность совершения хищений на предприятии.
Список использованных источников
1. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 года № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в редакции от 26.12.07 № 302-З) // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
2. Закон Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности" от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII (в редакции от 8.07.08 г. № 369-З) // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
3. Инструкция о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, и оказании услуг, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3.09.2004 г. № 100 (в редакции от 01.04.2009 г. № 34) // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
4. Кодекс Республики Беларусь "Об административных правонарушениях", утвержденного 21 апреля 2003 г. № 194-З (в редакции от 1 5.06.2009 г. № 29-З) // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
5. Правила наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.08.2007 г. № 166 // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
6. Инструкция о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 г. № 1 (в редакции от 30.06.2008 г. № 86) // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
7. Правила ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2004 г. № 98 (в редакции от 08.10.2008 г. № 145) // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
8. Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 27.01.1997 г. № 12 "Об использовании специализированных форм первичных учетных документов, применяемых в торговле" // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
9. Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.1999 г. № 311 "Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации" (в редакции постановления от 9.07.2004 № 108)
10. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 19.04.2001 г. № 43 "Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации" (в редакции постановления от 9.07.2004 г. № 107) // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
11. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь "Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь от 17.01.2008 г. № 4 (в редакции от 13.10.2008 г. № 150) // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
12. Постановление Министерства по налогам и сборам от 3.09.2004 г. № 99/134 "О порядке приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем" (в редакции от 25.07.2006 г. № 79/89) // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
13. Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 24.08.2007 г. № 166 "Об утверждении Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь" // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
14. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 г. № 4 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь" // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
15. Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 89 от 30.05.2003 г. // Аналитическая правовая система "Бизнес-Инфо".
16. Аудит: Учебник. Под редакцией В.И. Подольского. - М.: Экономистъ, 2004. - 494 с.
17. Дробышевский Н.П. Ревизия и аудит: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2004. - 265 с.
18. Камышанов П.И., Барсукова И.В., Густяков И.М. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 520 с.
19. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет в промышленности: Учебное пособие. - Мн.: Книжный дом, 2005. - 686 с.
20. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для ВУЗов. - М.: Омега-Л, 2004. - 656 с.
21. Междунарожные стандарты финансовой отчетности: Учеб. пособ. / И.И. Бочкарева и др.; под общ. ред. И.А. Смирновой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 671 с.
22. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. пособ.; Под общ. ред.А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - М.: Кнорус, 2004. - 592 с.
23. Николаева О.Е. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 239 с.
24. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Инфра-М, 2004. - 470 с.
25. Плотницкий М.И. Экономическая теория: Учебное пособие. - Мн.: ООО "Современная школа", 2006. - 392 с.
26. Проданова Н.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2006. - 320 с.
27. Прокопович И. "Правила ведения кассовых операций, расчеты наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь" // "Главный бухгалтер. ГБ". 2005. № 38.
28. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебник. - Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005.512 с.
29. Рахман З., Шеремет А. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. - М.: Инфра-М, 1996. - 272 с.
30. Рыбак Т. "Учет кассовых операций и наличной иностранной валюты" // "Главный бухгалтер. ГБ". 2005.45.
31. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет: Учеб. - методич. пособие. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 432 с.
32. Харламова О.И., Бабына В.Ф., Панова Т.И. Ревизия и аудит: Учебно-методический комплекс. - Гомель: ГГУ им.Ф. Скарины, 2005. - 172 с.
33. Хижевская Ю. Порядок определения в строительных организациях фонда оплаты труда рабочих-сдельщиков. // Главный бухгалтер. Строительство. 2002. № 3. // Информационно-правовая система "Главбух-Инфо".
34. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: Учебный комплекс. - Мн.: Книжный дом, 2005. - 479 с.
35. Шидловская М.С. Финансовый контроль и аудит. - Мн.: Вышейшая школа, 2001. - 495 с.
36. Экономика, организация, планирование промышленного производства: Учеб. пособие. / Под общ. ред. Т.В. Карпей. - Мн.: Дизайн Про, 2003. - 272 с.
37. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: ООО "Современная школа", 2006. - 392 с.