Курсовая работа: Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению
Название: Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к школьному обучению 1.1 Основные характеристики среднего детства 1.2 Игра - как ведущий тип деятельности детей среднего возраста 1.3 Понятие "школьной зрелости". Готовность к школе 1.4 Характеристика тренинговой программы подготовки детей к школьному обучению 1.5 Принципы работы с детьми Глава 2. Программа психологической подготовки детей к школьному обучению Заключение
|
№ Темы | Тема встречи | Кол-во встреч |
1 | Беседа с родителями | 1 |
2 | Тестирование детей | 1 |
3 | Знакомство с группой. | 1 |
4 | Развитие произвольного поведения. | 3 |
5 | Сотрудничество, развитие навыков общения. | 3 |
6 | Формирование целенаправленного внимания, памяти. | 5 |
7 | Развитие навыков управления эмоциональной сферой. | 3 |
8 | Развитие тонкой моторики рук. | 2 |
9 | Заключительная встреча. | 1 |
Содержание занятий по каждой теме.
Тема 1. Беседа с родителями.
Цель: Ознакомление родителей с программой психологической подготовки детей к школьному обучению.
Встреча №1.
Я думаю, вы согласитесь с тем, что мечта каждого родителя - вырастить малыша здоровым, психически гармоничным и счастливым. Но часто, руководствуясь своим представлением о здоровье, гармонии и счастье мы непоправимо насилуем естественную природу детства. Мы ежедневно стараемся управлять жизнью ребенка, заставляя его действовать и жить по нашим представлениям и предписаниям. И тогда, вопреки нашим ожиданиям, вопреки желанию взрослых вырастить жизнерадостных, самостоятельных детей, мы часто получаем совсем обратное: детей пассивных, несамостоятельных или неуправляемых, лишенных познавательных интересов и способностей к творчеству.
Как избежать этого?
Если обратиться к природе естественного развития ребенка, то можно понять, что силой ничего не возьмешь от природы, силой можно только разрушить. Поэтому не стоит подчинять, подавлять, управлять своим малышом, а лучше постараться сделать так, чтобы ребенок естественным для него путем становился увереннее в себе, самостоятельнее, добрее.
Произвольная психологическая регуляция у маленьких детей не развита и соблюдение предписанного взрослыми правила из страха наказания - это не самоконтроль, а форма самозащиты от грубой агрессии взрослых. Поэтому необходимо развивать в ребенке способность к произвольности в управлении своими эмоциями и действиями. И таким образом научить его самостоятельно справляться с собой.
Предлагаемая программа составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного и младшего возраста и с учетом проблем, с которыми сталкивается ребенок в начале обучения: неспособность сосредоточиться на задании, неумение перестроиться от одного вида деятельности к другому, страх вхождения в новый коллектив.
Чтобы избежать или ослабить трудности вхождения в школьный ритм, программа нацелена на развитие произвольного поведения, на развитие различных видов внимания, моторных навыков, на развитие мышления.
Занятия проводятся в форме игр на увлекательные для детей темы.
Элементами игр являются специальные упражнения, которые включают в действие фантазию ребенка, эмоции, пластику.
Направленность упражнений-игр различна. Есть упражнения на развитие внимания, памяти, умения добиваться конечной цели. Есть упражнения на выражение эмоций: направлены они на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение активно выразить свое. Включены также упражнения на установление взаимопонимания: целью этих упражнений является развитие умения устанавливать контакт с окружающими, взаимодействовать с партнером. Важное значение имеет развитие тонкой моторики. И поэтому в программу включены пальчиковые игры: они подготавливают руку к письму, развивают внимание и терпение, стимулируют фантазию. Есть упражнения, которые учат ребенка направлять свое внимание на внутренние ощущения, и таким образом они учат осознавать, различать эти ощущения и уже потом - произвольно менять их характер.
Есть основание полагать, что если начать развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия в управлении самим собой.
Тема 2. Тестирование детей.
Цель: Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению.
Встреча №2.
Психологическая готовность к школе это прежде всего желание получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, это и определенный уровень развития произвольных когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания и др.), а так же развитие речи и фонематический слух.
В соответствии с этими понятиями и была разработана практическими психологами А.Д. Андреевой и Е.Е. Даниловой диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению.
Авторы этой программы не рекомендуют начинать обследование с графического задания, поскольку, как они считают, некоторым детям это задание представляется очень трудным и поэтому провоцирует у них чувство неуверенности в себе.
I. Установление контакта с ребенком и выявление уровня развития произвольного поведения.
Методика Л. Красильниковой "Да" и "нет" не говорите". (Текст методики приводится по А.Г. Лидерс, 1995).
Инструкция. Мы с тобой будем играть в игру. Я тебе буду задавать вопросы, а ты - отвечать. Но договоримся так: ты не должен, не имеешь права, не будешь отвечать мне словами "да" и "нет". Например, если я спрашиваю: "У тебя есть игрушка?", ты не должен говорить: "Да". Ты должен ответить так: "У меня есть игрушка", т.е. без слова "да". Или, например, я спрашиваю: "Люди ходят по потолку?". Ты не говоришь: "Нет", а отвечаешь: "Люди по потолку не ходят". Итак, слова "да" и "нет" не говорить. Все понял?
Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция повторяется.
Перечень вопросов:
1. Как тебя зовут?
2. Ты мальчик или девочка?
3. Ты ходишь в ясельную группу детского сада?
4. Ты любишь ходить в детский сад (школу)?
5. Ты живешь далеко от детского сада (школы)?
6. Ты любишь мороженое?
7. Какого цвета бывает мороженое?
8. Ты ел черное мороженое?
9. Ты умеешь ходить на руках?
10. Ты умеешь летать?
11. Твой папа (мама) играет в куклы?
12. Ночью солнышко светит?
13. Волк боится зайца?
14. Ты любишь ходить к врачу?
15. Какого цвета халат у врача?
16. Доктор стрижет детей?
17. Тебя зовут … (неверное имя)?
18. Корова умеет летать?
19. Ты сейчас спишь?
20. Ты ходишь в школу?
21. На тебе надето платье (штаны)?
22. Зимой трава бывает?
23. Трава белая?
24. Какого цвета снег?
25. Снег горячий?
Во время проведения методики не следует давать ребенку обратную связь об успешности его ответов. При возможности следует фиксировать в протоколе речевые ответы ребенка полностью, а также длительность пауз перед ответами, недомолвками и пр.
Оценка результатов . Правильными являются те ответы, которые соответствуют введенному правилу "да" и "нет" не говорить", неправильными - те, в которых присутствуют запрещенные слова. Ответы, которые не являются ни правильными, ни неправильными - это тот случай, когда дети или молчат (10 - 30сек), или пытаются что-то ответить, но у них ничего не получается. К этой группе можно отнести и исправляемые ребенком прямо в ходе ответа собственные ошибки. Правильным можно считать и кивок, т.к. ребенок в этом случае явно пытается соблюсти правило.
Возрастная норма для детей 6-7 лет составляет примерно 51% от всего числа вопросов, т.е. число правильных ответов д. б. больше 11.
II. Определение особенностей речевого развития и наглядно-образного мышления.
Раскладывание четырех сюжетных картинок по порядку и составление по ним рассказа. Используется два набора картинок - основной и упрощенный. В качестве диагностического материала можно использовать наборы картинок из книги Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной "Помоги принцу найти Золушку" (1994). Первоначально предлагается основной набор. Если ребенок не справляется с этим заданием, ему дается упрощенный вариант.
Инструкция . Перед тобой несколько картинок. Разложи их по порядку: что сначала, а что потом? Объясни, почему ты так думаешь. Сочини рассказ по ним.
Система оценок:
3 балла - картинки разложены правильно. Рассказ связный, логичный, соответствующий содержанию картинок.
2 балла - картинки разложены с нарушением последовательности, однако рассказ связный, отражает предложенную ребенком версию событий.
1 балл - картинки м. б. разложены правильно, но связный рассказ отсутствует. В лучшем случае описываются детали изображения.
0 баллов - картинки разложены неправильно, связный рассказ отсутствует.
Для более точного оценивания речевого развития ребенка к полученному им баллу добавляется еще один балл в случае, если лексика ребенка богата и разнообразна, рассказ яркий и образный.
III. Определение особенностей развития речи и пространственных представлений.
Понимание логико-грамматических конструкций (Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова, 1994).
Ребенку последовательно предлагаются следующие задания:
- Покажи карандашом тетрадь.
- Нарисуй крест под кружком, круг - под крестом.
- Колю ударил Петя. Кто драчун?
Если ребенок испытывает замешательство, задание повторяют.
Система оценок:
3 балла - правильное выполнение всех заданий.
2 балла - правильное выполнение двух заданий.
1 балл - правильное выполнение одного задания.
Перед ребенком обязательно должны лежать карандаш, тетрадь и листок бумаги.
IV. Готовность руки к освоению письма. Развитие зрительно-моторной координации.
Срисовывание слова, написанного латинскими буквами. Слово-образец предлагается ребенку на отдельной карточке:
faquir
Инструкция: Посмотри, здесь что-то написано. Ты, может быть, еще не научился писать, но попробуй, ты, наверное, тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и постарайся написать так же.
Система оценок соответствует схеме, используемой в методике Керна - Йирасека (1978):
5 баллов - полное соответствие образцу. Размер букв не достигает двойной величины. Присутствует точка над буквой i. Отклонение от горизонтальной строки - не более 30 градусов.
4 балла - слово достаточно хорошо прочитывается. Допускается пропуск или повторение одного элемента при высоком уровне выполнения остальных.
3 балла - слово еще можно прочитать, но с трудом; большинство элементов слова присутствуют.
2 балла - видимость письма сохраняется; можно вычленить 2-3 буквы.
1 балл - почти каракули; вычленяются элементы отдельных букв.
V. Дополнительное задание.
Рекомендуется использовать задание "Рисование мужской фигуры", результаты выполнения которого позволяют существенно дополнить психологический портрет ребенка. Оценка этого задания производится по схеме, предлагаемой в тесте Керна - Йирасека.
Общее время обследования - примерно 20 минут.
Примечание . Результаты, показанные ребенком по каждому тестовому заданию, имеют самостоятельное значение и не должны суммироваться. В противном случае общий суммарный показатель приводит к нивелированию индивидуальных различий. Общий показатель не позволяет получить полноценное представление о характере психологической готовности ребенка к обучению.
Тема3. Знакомство с группой.
Цель: З накомство ведущего с детьми, детей друг с другом, установление рапорта.
Встреча №3.
Упражнение №1. "Имя и движение".
Цель: Знакомство детей, возможность почувствовать свою принадлежность к группе.
Инструкция:
Сядьте в один большой круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение - руками, ногами, всем телом. Вся группа хором повторяет имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого передается ход своему соседу. Я начну первая…
Анализ упражнения:
- Чье имя ты запомнил?
- Чьи движения тебе понравились больше других?
- Знаешь ли ты, что значит твое имя?
Упражнение №2. "Друг к дружке".
Цель: Обеспечение контакта и взаимодействия детей, возможность почувствовать свое тело.
Инструкция:
Сейчас мы будем играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку… А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с другом:
- правая рука к правой руке!
- нос к носу!
- спина к спине!
Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: "Друг к дружке!", вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: "Друг к дружке!"
- ухо к уху!
- бедро к бедру!
- пятка к пятке!
Пусть дети поменяют 5-6 партнеров.
Анализ упражнения:
- Понравилась тебе игра?
- Легко тебе было действовать быстро?
- Были ли названы такие части тела, которые ты не сразу понял?
Упражнение №3. " Игра с мячом".
Цель: Закрепление стадии знакомства, развитие направленного внимания, произвольного поведения.
Материалы : Мяч среднего размера.
Инструкция:
Ребята, станьте в кружок. Сейчас по моей команде-хлопку тот, у кого мяч, начнет передавать его соседу слева и говорить свое имя. Тот, кто берет мячик, повторяет названное имя. И затем по команде передает мяч дальше по кругу, называя свое имя. И так до завершения круга. Понятно? Тогда начали.
Если группа легко справилась с предыдущим условием, ввести дополнительную команду: два хлопка - запрещающая команда и передавать, и брать мяч.
Анализ упражнения :
- Легко тебе было справиться с заданием?
- Запомнил имя своего соседа?
- Как ты себя чувствовал, когда что-то не получалось?
Упражнение №4. "Молекулы"
Цель: Почувствовать принадлежность к группе, развитие направленного внимания.
Инструкция:
Станьте, пожалуйста, вкруг. Сейчас я включу музыку, и вы начнете двигаться по комнате в любом направлении. Но будьте внимательны, следите за моими командами. Как только я дам сигнал и скажу: "Объединиться по двое", вам нужно будет тут же объединиться в пары. Если я скажу: "Объединиться по четыре", вам нужно будет собраться в группу из 4 человек. И т.д.
Закончить упражнение объединением всех членов группы.
Тема №4. Развитие произвольного поведения.
Цель: Игры, предлагаемые в этом разделе, направлены на воспитание у детей произвольного поведения. Однако, любые игры с правилами требуют от ребенка волевых усилий и таким образом косвенно способствуют развитию произвольности.
Встреча №4.
Упражнение №1. "Игра с мячом".
Цель: Настрой на занятия, развитие произвольного поведения.
Материалы: Мяч среднего размера.
Инструкция: Аналогична инструкции к упр. №3 (Встреча №2).
Упражнение №2. "Сороконожка".
Цель: Обучение взаимодействию, сплочение группы.
Инструкция:
Дети встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую "цепь", сохранить Сороконожку в целости.
Анализ упражнения:
- Кем легче было быть: головой или хвостом Сороконожки?
- Что ты делал, чтобы Сороконожка осталась в целости?
- Понравилось тебе быть сороконожкой? Чем?
Упражнение №3. "Инструкция".
Цель: Умение выслушать, выполнить и дать указание.
Инструкция:
Ведущий вызывает из группы одного желающего - водящего. Задача водящего - дать группе инструкцию, что детям надо сделать. Группа выполняет. Примеры инструкций: сделать два шага в сторону, сесть на пол, схватиться правой рукой за левое ухо и т.п.
Анализ упражнения:
- Понравилось тебе быть водящим?
- Если понравилось, то чем?
- Легко было выполнять команды?
Упражнение №4. "Да - нет".
Цель: Развитие произвольного поведения.
Инструкция:
Мы с вами будем играть в игру. Я кому-то из вас буду задавать вопросы, а вы - отвечать. Но договоримся так: вы не должны, не имеете права, не будете отвечать мне словами "да" и "нет". Например, если я спрашиваю: "У тебя есть игрушка?", тот, кому задается вопрос, не должен говорить: "Да", а должен ответить так: "У меня есть игрушка", т.е. без слова "да". Или, например, я спрашиваю: "Люди ходят по потолку?", а в ответе не должно быть: "Нет". Должно быть: "Люди по потолку не ходят". Итак, слова "да" и "нет" не говорить. Все поняли? Тогда начнем!
Анализ упражнения :
- Легко было соблюдать условие?
- Что делал, когда ошибался?
Завершение. "Отправление письма".
Инструкция:
Дети сидят в одном общем кругу, взявшись за руки. И передают по кругу пожатие-"письмо", полученное от другого участника.
Встреча №5 (конспект)
Упражнение №1. "Быстрые превращения".
Цель: Развитие фантазии, умения управлять своим телом.
Упражнение №2. "Мячи"
Цель: Развитие произвольного поведения.
Упражнение №3. "Друг к дружке".
Цель: Развитие произвольного внимания, взаимодействия друг с другом.
Упражнение №4. " Большие пальцы вверх".
Цель: Обучение сосредоточению.
Завершение. "Шепчем вместе".
Встреча №6 (конспект).
Упражнение №1. " Послушай тишину".
Цель: Развитие произвольного внимания, умения владеть собой.
Упражнение №2. "Игра в мяч".
Цель: Развитие внимания, координации движения.
Упражнение №3. "Колпак мой треугольный".
Цель: Развитие концентрации внимания, контроля поведения.
Упражнение №4. "Слепой самолет"
Цель: Формирование умения сосредоточиться, давать и выполнять команды, доверия.
Завершение. "Повтори движение".
Тема №5. Сотрудничество, развитие навыков общения.
Цель: Игры, включенные в эту тему, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умения взаимодействовать со сверстниками, выбирать партнера по игре.
Встреча №7.
Упражнение №1. " Дрожащее желе".
Цель: Овладение навыком контроля мышечного напряжения, ощутить себя членом группы.
Инструкция:
Подойдите все ко мне и встаньте напротив, плотно прижавшись друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе - это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будите раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками…
В течение одной минуты показывайте, как вы держите в руках огромное блюдо и встряхиваете его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко остановитесь - дрожащее желе успокоится не сразу.
Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила ее на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться… Начинайте таять, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.
Упражнение №2. "Кенгуру".
Цель: Умение взаимодействовать с партнером, сплочение группы.
Инструкция:
Участники делятся на пары. Один из них - кенгуру - стоит, другой - кенгуренок - сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стороны, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д.
Затем поменяться ролями.
Упражнение №3. " Менялки игрушек".
Цель: Обучение взаимодействию при помощи невербальных средств, например, осуществляя контакт глазами.
Материалы: Мелкие игрушки.
Инструкция:
Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача - угадать, кто с кем менялся игрушками.
Можно договориться заранее, сколько попыток дается ведущему для отгадывания.
Анализ упражнения:
- Как ты догадался, кто поменялся игрушками?
- Как удалось молча договориться об обмене игрушкой?
Упражнение №4. "Бездомный заяц"
Цель: развитие быстроты реакции, отработка навыков невербального взаимодействия.
Инструкция:
Каждый игрок - заяц - чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами - один-два метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы незаметно от него (взглядами, жестами) договариваются об обмене, чтобы перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.
Завершение. "Испорченный телефон".
Цель: Приведение в равновесие эмоционального состояния.
Инструкция:
Дети друг другу "на ушко" передают услышанное от предыдущего ребенка слово.
Встреча №8 (конспект).
Упражнение №1. "Живые картинки".
Цель: Научение невербальным способам общения.
Упражнение №2. "Сороконожка"
Цель: Научение взаимодействию со сверстниками, сплочение группы.
Упражнение №3. " Симметричный рисунок".
Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.
Упражнение №4. "Большой PUZZLE".
Цель: Сплочение группы, установление контакта с партнером, умение добиваться конечной цели.
Завершение. "Живой "Большой PAZZLE".
Встреча №9 (конспект).
Упражнение №1. "Раздувайся пузырь"
Цель: Развитие навыка согласованности действий, внимания к партнеру.
Упражнение№2. "Охота на динозавриков".
Цель: Невербальное взаимодействие с окружающими.
Упражнение №3. "Бездомный заяц"
Цель: Отработка навыков невербального общения, развитие быстроты реакции.
Упражнение №4. " Живые картинки".
Цель: Развитие невербального способа общения.
Завершение. "Карусели".
Тема №6. Формирование целенаправленного внимания, памяти.
Цель: Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим поведением и вниманием. Необходимо своевременно помочь ребенку развить эти качества.
Встреча №10.
Упражнение №1. " Передай маску"
Цель: Мобилизация внимания, эмоциональный настрой.
Инструкция:
Посмотрите, пожалуйста, все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (Зафиксировать на лице какое-то выражение, медленно повернуть голову, чтобы у всех детей была возможность увидеть). А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева". Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и передаем его соседу слева. Выражение лица м. б. комическим или угрожающим, страшным или смешным.
Упражнение №2. "Веселая игра с колокольчиком".
Цель: Развитие слухового восприятия.
Материалы : Колокольчик.
Инструкция:
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий. Водящему завязываются глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
Упражнение №3. "Кого не хватает?".
Цель: Развитие внимания, памяти, возможность подчеркнуть важность каждого ученика.
Материалы : Большое покрывало.
Инструкция:
Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда нет кого - то в группе? Каждый человек в группе важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь.
Я хочу сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза.
Если дети долго не могут отгадать, попросить спрятавшегося что-нибудь сказать, чтобы остальные смогли узнать его по голосу.
Анализ упражнения:
- Почему важен каждый ученик в классе?
- Как ты показываешь, что они важны для тебя?
Упражнение №4. "Сто мячей".
Цель: Навык распределения внимания, установление контакта с окружающими.
Материалы: один или несколько мячей среднего размера.
Инструкция:
Игра проводится в несколько этапов с постепенным усложнением в зависимости от готовности группы.
Главное условие - играть молча.
Все участники встают в круг. В руках у ведущего - мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно "договорившись" с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно "договорившись" с ним взглядом и т.д. Задача играющих - поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.
Следующий этап: игра проводится точно так же, только ведущий вводит еще один дополнительный мяч. Между этапами может пройти не одна неделя. Главное - не форсировать события.
Завершение: "Паровоз".
Инструкция:
Станем в цепочку, возьмем друг друга за локотки, руки согнем и поехали, изображая руками движение колес поезда, мелко переступая ногами по всему залу.
Ведущий сканирует стихотворение Д. Хармса "Поезд". Дети повторяют толь рефрен: Тук тук-тук, чух-чух-чух.
Поезд мчится и грохочет, Поезд мчится вдоль полей,
Машинист вовсю хлопочет. Эй, цветы водой полей,
Поезд мчится под горой, Поезд мчится темным лесом,
Для детей вагон второй. В гости едет к нам профессор.
Поезд мчится все вперед,
А толстяк все ест и пьет.
Вот мы и приехали.
Встреча №11 (конспект).
Упражнение №1. "Солнце, заборчик, камешки"
Цель: Мобилизация внимания, развитие тонкой моторики рук.
Упражнение №2. "Коровы, собаки, кошки".
Цель: Развитие целенаправленного слухового восприятия, умения вступать друг с другом в контакт.
Упражнение №3. "Сто мячей".
Цель: Развитие навыка распределения внимания, установление контакта с окружающими.
Упражнение №4. "Кого не хватает?"
Цель: Развитие внимания, сплочение группы.
Завершение: "Колпак мой треугольный".
Встреча №12 (конспект).
Упражнение №1. "С закрытыми глазами угадай, кто подал голос…".
Цель: Настрой на занятие, развитие внимания.
Упражнение №2." Говори".
Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия, развитие целенаправленного внимания.
Упражнение №3. "Сто мячей".
Цель: Развитие навыка распределения внимания.
Упражнение №4. "Запомни движения".
Цель: Развитие моторной памяти.
Завершение. "Хоровод".
Встреча №13 (конспект).
Упражнение №1. "Солнце, заборчик, камешки".
Цель: Развитие внимания, тонкой моторики рук.
Упражнение №2. "Слушай и исполняй".
Цель: Развитие внимания и памяти.
Упражнение №3. "Бездомный заяц".
Цель: Развитие внимания, быстроты реакции.
Упражнение №4. "Говори".
Цель: Развитие направленного внимания, умения контролировать импульсивные действия.
Завершение. "Письмо".
Встреча №14 (конспект).
Упражнение №1. "Ладонь - кулак".
Цель: Развитие активного внимания.
Упражнение №2. "Коровы, собаки, кошки".
Цель: Развитие целенаправленного внимания.
Упражнение №3. "Колпак мой треугольный".
Цель: Научение контролировать внимание, управлять движениями.
Упражнение №4. "Броуновское движение".
Цель: Развитие распределения внимания.
Завершение. "Испорченный телефон".
Тема №7. Развитие навыков управления эмоциональной сферой.
Цель: У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности. Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет устанавливать эмоциональный контакт, научится регулировать свое общение.
Встреча №15.
Упражнение №1. "Тряпичная кукла и солдат".
Цель: Снятие эмоционального напряжения, мышечного контроля.
Инструкция:
Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так… (Показать позу). А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпичные. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Показать и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными…
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).
Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Снова станьте солдатом…
Теперь опять тряпичной куклой…
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины…Теперь стряхните воду с волос… Теперь - с верхней части ног и ступней…
Упражнение №2. "Три лица"
Цель: Распознавание своих и чужих эмоций.
Инструкция:
Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы мне подражали.
Сначала я покажу вам печальное лицо. Вспомните, как выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать руками, чтобы выразить печаль?
Сейчас я вам покажу свирепое лицо. Все представили, как это выглядит? Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки…
Третье лицо - счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмем руку к сердцу…
Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз: печальное, свирепое, счастливое…
Теперь разделитесь на пары и встаньте со своим партнером спиной к спине. Давайте еще раз повторим все три выражения лица. Сделаем все по очереди печальное лицо, свирепое, а потом счастливое… Теперь вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три…Покажите свое лицо партнеру. Какая пара выбрала одно и тоже лицо?
Упражнение №3. "Только вместе".
Цель: Получить возможность почувствовать то же, что и партнер.
Инструкция:
Разбейтесь на пары и встаньте спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь мне очень интересно, сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться?
Анализ упражнения:
- С кем тебе вставать и садиться было легче всего?
- Что было самым трудным в этом упражнении?
Упражнение №4. "Что я чувствую?"
Цель: Развитие способности к самовыражению, распознавание своих и чужих эмоций.
Инструкция:
Сядьте все вместе в круг. Сейчас мы будем загадывать и разгадывать чувства. Один из вас выйдет на середину и придумает, какое чувство он нам без слов покажет. Выбирайте чувство, которое вам самим хорошо известно по опыту или которое вы часто наблюдаете у родных. Придумайте также ситуацию, в которой это чувство возникает.
Например, кто-то может представить себе такую картинку: "Утром я слышу будильник, который прерывает мой прекрасный сон. Я знаю, что должен вставать, но я еще хочу спать…" И это ребенок может нам показать, как он лежит в кровати, вздрагивает неожиданно, потому что слышит будильник, и прячет голову под подушку, чтобы еще пару минут поспать. Помните, что вы не должны говорить ни слова, когда предлагаете нам свою загадку, но вы можете пользоваться различными подходящими звуками. В примере, который я приводила, ребенок двигался. Но вы можете показать также "застывшую" картинку. Понятно ли вам, как мы будем играть?
Анализ упражнения:
- Понравилось тебе загадывать загадку группе?
- Какие чувства легче, а какие тяжелее показывать?
- Быстро ли догадывался, какие чувства были задуманы?
Завершение. Хоровод.
Встреча №16 (конспект).
Упражнение №1. "Быстрые превращения".
Цель: Осознавание эмоций.
Упражнение №2. "Эмоциональный словарь".
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Упражнение №3." Птица, лягушка".
Цель: Развитие самообладания, координации.
Упражнение №4. "Три лица".
Цель: Распознавание своих и чужих эмоций (гнев, страдание, раздумье).
Завершение. Скульптурная группа "Солнышко".
Встреча №17 (конспект).
Упражнение №1. "Игры в воде".
Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние свое и др. человека.
Упражнение №2. "Кукольный театр".
Цель: Развитие понимания своих и чужих чувств.
Упражнение №3. "Три лица".
Цель: Та же. (Стыд, удивление, сочувствие).
Упражнение №4. "Живые картинки".
Цель: Осознавание эмоций, разрядка.
Завершение. Пантомима "Мое настроение".
Тема №8. Развитие тонкой моторики рук.
Цель: В этот раздел вошли пальчиковые игры и упражнения с бумагой. Подобные занятия активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи и помогают дошкольникам подготовить руку к письму.
Встреча №18.
Упражнение№1. "Братцы".
Цель: Подготовка руки к письму, развитие фантазии, внимания, терпения.
Инструкция:
Ребята, вы умеете делать из бумаги фигурки? Самолетики, кораблики? Однако, мало кто из вас знает, что эти фигурки называются оригами. Слово это пришло к нам из Японии. Там в течение веков монахи ставили в храмах на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символическое подношение Божеству. Позже оригами стало семейным развлечением японцев, частью национальной культуры.
Сегодня мы будем делать Золотую рыбку. Нам понадобится красивая бумага и гибкие пальчики. А чтобы пальчики стали гибкими, мы их разомнем.
Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться. Да скучно ему гулять одному. Зовет он братца вдвоем прогуляться. Да скучно им гулять двоим. Зовут братца втроем прогуляться. Грустно старшим сидеть в избе. Зовут они братцев домой к себе. |
(Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты) (Отвести вбок мизинец) (Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию) (Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца) (Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию) (Отвести вбок три прижатых пальца) (Большой и указательный четыре раза соединяются кончиками) (Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется) |
При повторении работает другая рука.
Если дети легко справились с первой игрой, предложить им любую другую игру большей сложности ("Гости", "Лестница").
Упражнение №2. Оригами "Золотая рыбка".
Цель: Развитие фантазии, точности движений.
Материалы: Золотистая или серебряная бумага.
Инструкция:
Теперь мы готовы делать Золотую рыбку.
Детям дается подробная инструкция и работа выполняется вместе с ними.
Завершение. "Загадай желание"
Инструкция:
Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Теперь у каждого есть своя Золотая рыбка. И вы можете ее о чем-нибудь попросить. Закройте глаза и обратитесь со своим желанием к рыбке. Но помните, это должно быть доброе желание, это желание никому не должно нести зла.
Занятие №19.
Упражнение №1. Пальчиковые игры "Гости", "Лестница в небо".
Цель: Подготовка руки к письму, развитие фантазии.
Упражнение №2. Оригами "Павлин".
Цель: Развитие тонкой моторики руки, пространственного представления.
Завершение. "Похвастайся игрушкой".
Тема№9. Заключительная встреча.
Встреча №20.
Упражнение №1. "Одинокая звезда".
Цель: Развитие эмпатии, чувства группы.
Материалы : Яблоко, а лучше - на каждых двух детей по яблоку.
Инструкция:
Знаете ли вы историю, в которой кто-то был одиноким? Чувствовали ли вы себя когда-нибудь одиноким? Чего вам больше всего хотелось? Я хочу рассказать вам историю про маленькую одинокую звездочку…
В давние-предавние времена небо по ночам было совсем темным. На нем совершенно не было звезд, кроме одной крошечной звездочки. Она жила высоко в небе и, когда оглядывалась вокруг, то замечала, что она совершенно одна. И от этого ей становилось грустно. Ей очень хотелось видеть на небе другие звезды, чтобы ловить их лучи и дарить им собственный свет. Однажды отправилась звездочка на землю к одному старому мудрому человеку, жившему на высокой горе. И когда она его нашла, то спросила: "Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Мне не с кем поговорить, некому подарить свой свет. Иногда я даже плачу - настолько мне одиноко". Старый человек знал, каково это - чувствовать себя одиноким. Он знал, что тогда пропадает желание играть, еда становится невкусной и не поются веселые песни… Ему понравилась маленькая звездочка. А так как он был очень-очень мудрым, он пообещал, что поможет ей. Сначала старик пошел в свою хижину и взял блестящий черный мешок. Он открыл его, запустил туда руку и достал множество сверкающих звезд. "Смотри-ка, - сказал старик, - Это ли не прекрасно? Теперь на небе много звезд, это твои братья и сестры. Ты можешь с ними беседовать, ты можешь дарить им свой собственный свет и ловить лучи от них. Но поскольку ты так долго была одинока, я хочу сделать для тебя еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась здесь, на земле. Я создам на чем-то необыкновенном твое изображение". Он щелкнул пальцами, и изображение маленькой звездочки раз и навсегда запечатлелось на земле. И здесь заканчивается эта история.
Кто догадался, как мудрый старик сохранил изображение звездочки? (Достаньте одно яблоко и положите его на виду). Да, в каждом яблоке есть место для счастливой крошечной звездочки. Давайте внимательно посмотрим, действительно ли есть маленькая звезда в этом яблоке.
(Разрежьте яблоко горизонтально так, чтобы получились две равные половины. Разъедините эти половинки и покажите детям звездочку, в виде которой располагаются яблочные зернышки. Если есть еще яблоки, дайте каждому ребенку по половинке яблока.)
Теперь, ребята, встанем вкруг, один позади другого. Сделайте круг таким тесным, чтобы посередине, вытянув руки, вы могли коснуться друг друга. Там, в середине, наша звезда очень теплая. Там ее сила, которая необходима, чтобы посылать свет как можно дальше, к другим звездам, нам на Землю.
Теперь вытяните другую руку назад и представьте себе, что из ваших рук льется свет звезды, чтобы обрадовать другие звезды и детей на Земле. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло звезды, а рукой, которая вытянута в другую сторону, теплый свет, источаемый вашей звездой. А теперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небу - передвигайтесь по комнате маленькими шажками.
Анализ упражнения:
- Почему мудрый старик помог звездочке?
- Можешь ли ты описать, что почувствовала маленькая звезда, когда нашла на небе так много братьев и сестер?
- С кем ты разговариваешь, когда тебе одиноко?
- Ты замечаешь, когда кому-нибудь из близких или товарищей одиноко?
- Что ты чувствуешь, когда сделал для кого-нибудь что-то хорошее?
Завершение. "Созвездие".
Материалы: Несколько больших листов ватмана, краски или фломастеры, на стене плакаты созвездий.
Инструкция:
А теперь представим, что каждый из нас звездочка на небе. Но мы уже не одинокие звезды. Мы с вами встретились здесь, познакомились, много узнали друг о друге, многому научились. Мы образовали целое созвездие. Знаете что это такое?.
Давайте теперь нарисуем наше созвездие… (Совместное рисование.)
Заключение
При поступлении ребенка в первый класс чаще всего пытаются определить общий уровень его умственного развития. И не принимают во внимание уровень психологической готовности ребенка к началу систематического обучения. Отсюда нередки проблемы первоклассника, его долгое включение в учебный процесс. Для подготовки ребенка к вхождению в школьный ритм и была составлена данная программа. При ее составлении были учтены основные закономерности психического развития среднего детства. А так как ведущей деятельностью детства является игра, то весь тренинг составлен из игровых упражнений.
Программа целиком не была апробирована, но отдельные упражнения использовались на развивающих занятиях в подготовительной группе детского сада. Практика показала, что упражнения хорошо воспринимаются детьми.
В дальнейшем планируется проведение этих занятий в подготовительных группах детских садов, в первых классах начальной школы. Мне кажется более целесообразным проводить психологическую подготовку детей до начала обучения, чтобы меньше уходило времени на адаптацию, чтобы быстрее ребенок включился в учебный процесс.
При разработке учитывалось так же и то, что дети, оказавшиеся на занятиях, могут не принадлежать к одному коллективу. Это значит, что тренинг может проводиться не только на территории детсада или школы, но и на любой другой площадке.
Эту программу можно рассматривать, как основу психологических тренингов для младших школьников для развития у них коммуникативных навыков, способности осознавать и контролировать свои переживания, развития чувства принадлежности к группе.
Литература
1. Божович Л.И. "Личность и ее формирование в детском возрасте", М 1968.
2. Обухова Л.Ф. "Детская психология: теория, факты, проблемы". М 1998.
3. Эльконин Д.Б. "Избранные психологические труды" М 1989.
4. Мухина В.С. "Возрастная психология", М 2000.
5. Г. Крайг "Психология развития", СПб 2000.
6. К. Фопель "Как научить детей сотрудничать?", 1-4тт, М 1998.
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Тренинг эффективного взаимодействия детей". СПб 2000.
8. Валявский А.С. "Как понять ребенка?", СПб 1998.
9. Г. Шоттенлоэр "Рисунок и образ в гештальттерапии", СПб 2001.