Учебное пособие: Тверские храмы и монастыри XVIII века
Название: Тверские храмы и монастыри XVIII века Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования администрации города Твери МОУ СОШ №40 Городской педагогический конкурс уроков Направление работы: Русская культура XVIII века По теме: "Тверские храмы и монастыри XVIII века" Выполнила: Быстрова Людмила Владимировна Должность: Преподаватель истории Тверь, 2008 Пояснительная запискаКраеведческая работа начинается заранее и заканчивается на уроке. Однако если на начальном этапе учащиеся используют материал, который добыли сами, то в дальнейшем получают краеведческие знания в готовом виде. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средство конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого краеведческого урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края, во втором - лишь частично. Причем на уроке с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может иметь место на любом этапе урока. Краеведческий материал может излагаться на уроке как учителем, так и учащимися. Учитель истории должен стремиться к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии нашего Отечества. Требования к качеству речи1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы. 2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. 3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д. 4. Правильность речи, чистота речи. 5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией. 6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху. Тема урока:"Родной край в XVIIIвеке. Тверские храмы и монастыри"Цели и задачи урока:- Ознакомить учащихся с основными достижениями Тверской архитектуры XVIII века - Ознакомить с формированием и развитием идеологии Российского православия XVIII века - Продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества Материально-техническое обеспечение урока:- Интерактивная доска или мультимедийный проектор, подключенные к ПК Ход урокаПроверка выполнения д/з. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.10 мин. Работа по карточкамК-1. Отметьте правильный ответ: 1. Инициатором открытия Московского университета является: а) Е.Р. Данилова б) М.В. Ломоносов в) В.Н. Татищев г) Г.Р. Державин д) Г. Миллер 2. Соотнесите имя исторического деятеля и его достижение:
К-2. 1. Новым явлением в системе образования в XVIIIвеке стало: а) приглашение специалистов из других стран б) зарождение общеобразовательной школы в) переход к светскому образованию г) переход ко всеобщему начальному образованию 2. Соотнесите событие и его дату:
К-3. Какой вклад в развитие русской науки и техники внесли нижеперечисленные исторические деятели: Е.Р. Дашкова ______________________________________________ М.В. Ломоносов _____________________________________________ Л. Эйлер __________________________________________________ И.П. Кулибин ______________________________________________ К-4. Отметьте правильный ответ: 1. Особенностями развития художественной культуры в XVIIIвеке являлось: а) подражание западным образцам культуры, копирование их б) возврат к традициям русской старины в) достижение единства европеизма и национального своеобразия г) заимствование образцов культуры Востока, копирование их 2. Заполните пропуски в тексте: Основоположником новой системы стихосложения в русской поэзии был ____________________ Автором первых трагедий и комедий, директором Российского театра в Петербурге являлся ____________________. Первыми авторами, посвятившими свои работы острым социальным и политическим проблемам, стали ________________________________. Родоначальником течения сентиментализма в русской литературе был _______________________. О необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества первым в русской литературе заявил __________________________ в своем произведении _____________________________. Блестящий журналист и сатирик ______________________ в своих произведениях ___________________________ бичевал пороки ________________________. Работа с классом (в это время). Фронтальный опрос.Вспомним основные понятия и термины: - рационализм - фольклор - классицизм - реализм - барокко - сентиментализм Отвечает по карточкам один ученик и получает оценку. Класс в это время слушает, дополняет, исправляет. 5 мин. Вопросы к классу:1. Назовите достижение культуры России в XVIIIвеке 2. Перечислите выдающиеся памятники культуры России XVIIIвека (показать картинки) 3. Каковы были отношения государства и церкви в XVIIIвеке Заканчивается опрос, собираются карточки, проверяются классом = оценки. Объяснение нового материалаВступительное слово учителяНа прошлом уроке мы изучили с вами культуру Русского государства в XVIIIвеке. А на этом уроке мы обратимся с вами к архитектуре нашего родного края. И тема нашего урока звучит так: "Тверские храмы и монастыри". урок краеведческий тверской храм О Твери и Тверском крае написано много книг, стихов, песен, научных трудов. Прославляли Тверь и Тверскую землю Пушкин, Радищев, Салтыков-Щедрин. Многие крупнейшие государственные деятели принимали участие в строительстве Твери, и ее борьбе за независимость. Это и Михаил Тверской и Екатерина IIВеликая. Архитектурное наследие тверского края велико. Много славных имен миру архитектуры дала наша земля: по преданию, тверитянином был легендарный зодчий Древней Руси Федор Конь, известно имя Г.Д. Макова, строившего в середине XVIвека прекрасный соборный храм Свенского монастыря под Брянском. В историю мировой архитектуры вошли имена новоторжцев, знаменитых зодчих XVIIIвека Н.А. Львова и С.И. Чевакинского. В создании городских и усадебных ансамблей, храмов на Тверской земле участвовала целая плеяда русских зодчих. Это П.Р. Никитин и М.Ф. Казаков, Д. Кваренги и К.И. Росси, В.И. Стасов и И. Мичурин, Ю.М. Фельтен. А теперь давайте совершим путешествие по храмам нашего города. Детские сообщения - 8 чел (см. приложение)Итог урока, выставление оценок, д/з.Многие памятники старины возвращены к жизни нелегким трудом реставраторов. Прекрасное сооружение вновь служит людям, во многих из них открыты музеи, концертные залы. Какая это красота! Ведь давно подмечено: архитектурный облик любого города или села в известной степени формирует мировоззрение его жителей, участвует в художественном, нравственном воспитании молодого поколения. Так будем же знать и бережно хранить Тверскую старину. Это наши корни, наше наследие. Д/з: найти материал о храмах города Твери, построенных до XVIIIвека. Принести фотографии. |