Курсовая работа: Комплексный правовой анализ конституционных основ государственности РФ

Название: Комплексный правовой анализ конституционных основ государственности РФ
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

"ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

КАФЕДРА "ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА"

КУРСОВАЯ РАБОТА:

"Комплексный правовой анализ конституционных основ государственности РФ"

Выполнила

Студентка юридического факультета группы Ю1-3

Хачатурова К.И.

Научный руководитель: к. ф. н., к.ю.н., доцент Попова Анна Владиславовна

МОСКВА 2011

Оглавление

Введение

1.Политические основы Российской Федерации

1.1Демократическое государство

1.2 Федеративное государство

1.3 Правовое государство

1.4 Республиканская форма правления

2. Экономические основы

3. Социальные и духовные основы

3.1 Социальное государство

3.2 Светское государство

4. Пробелы и дефекты в конституционном праве

Заключение

Библиография


Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что Конституция РФ закрепляет базовые принципы, такие как правовой статус человека, равенство прав и свобод, очерчивает круг этих прав. Это важно, потому что Конституция означает верховенство закона и должна отражать реальные общественные отношения. При изменении общественного правосознания изменяться и основы конституционного строя. На данный момент, закрепленные положения, отражают настроения, царящие в российском обществе, регулярно происходят демонстрации, несанкционированные митинги, ущемляются права людей, гражданское общество не функционирует полноценно, а Конституция призвана разрешить противоречия, она нужна для того, чтобы положить начало несуществующим идеалам, задается вектор действия. Не зря отмечается день Конституции 12 декабря. Изменение в основах конституционного строя, ведет к изменению всей правовой системы.

Задачами работы проанализировать конституционные основы является, выявить и подробно рассмотреть основы конституционного строя в статьях с 1 по 16 Конституции РФ, выявление их актуальности, определение пробелов и путей их преодоления,

Целью курсовой работы – исследование и анализ особенностей основ конституционного строя, определение направлений совершенствования правовых аспектов Конституции РФ

Статья 1 Конституции РФ 1993 гласит о том, "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Последовательность и подбор слов неслучайны. Они расположены по степени важности и на сегодняшний момент являются признанными нашей страной и народом. В данной работе рассмотрим каждое из этих понятий.

1. Политические основы Российской Федерации

1.1 Демократическое государство

Существование демократии признается главным структурным элементом основ конституционного строя. При демократии народ является источником власти, то есть оказывает влияние на процессы протекающие в государстве. Раскрывая понятие необходимо отметить, что функционирование государств на демократических принципах означает, Россия провозглашается государством народовластия. "Традиционно демократия рассматривается как политический режим, предоставляющий гражданам возможность беспрепятственно реализовывать свои политические и личные права". Составляющими демократического государства являются:

1. народный и государственный суверенитеты (ст.3 ч 1)

2. осуществления власти народом (народовластие) (ст. 3 ч 2)

3. выборность (ст. 3)

4. права и свободы человека - высшая ценность (ст.2)

5. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10)

6. политический плюрализм (ст. 13)

7. учет мнений меньшинства

8. местное самоуправление (ст. 12)

"На верхней ступени находятся народный и государственный суверенитеты, территориальная целостность. Именно народ принимает Основной Закон, конституирует сложившуюся на данной земле определенную систему ценностей. Без наличия его как единой социальной силы невозможно само установление конституционного строя". Сущность народного суверенитета заключается в том, что народ применяет власть исключительно в своих интересах, независимо от каких бы то ни было социальных сил. Без государственного суверенитета невозможно существование страны в целом. Никто не может вмешиваться во внутренние дела государства. Народный суверенитет находится в тесном взаимодействии с государственным, так как первый невозможен без второго. Государство должно иметь обеспечить возможность народу реализовывать свои права.

Народный суверенитет осуществляется через народовластие, заключающиеся в принадлежности власти гражданам страны и осуществлении ее через выборы в государственные органы и органы местного самоуправления. "В условиях народовластия осуществление власти конструируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане". Следовательно, народовластие заключается в праве народа избрание и на выборность в органы власти и местного самоуправления.

Ст. 3 Конституции РФ:

"1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы".

В уставах и конституция субъектов РФ можно также найти перечень форм народовластия. Высшие формы народовластия присутствуют в ст.2 Конституции Адыгеи, ст.6 Устава (Основного закона) Алтайского края, ст.9 Устава Амурской области, ст.3 Устава Липецкой области, ст. 3 Устава Магаданской области, ст.2 Конституции Мордовии, ст.10.1 Устава Мурманской области, ст. 3 Конституции Мари Эл, ст.3 Устава Новгородской области, ст.4 Устава Новосибирской области: "1. Вся власть принадлежит проживающему на территории области народу и исходит от него. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". С помощью народовластия народ использует право на участие в выборах.

Различают демократию по форме волеизъявления:

- Представительная (выбирается представители для осуществления интересов и воли народа ). Черты представительной демократии- "выборность, решение важных вопросов в жизни общества, функции законодательной (правотворческой ) власти, принятие бюджета".

- Непосредственная (решения принимаются непосредственно гражданами) касается референдума и свободных выборов

В России имеет место последняя. Выборность в органы власти- способ реализации прав граждан, их прав, являющихся "высшей ценностью". Выборность также присуща республиканской форме правления, к которой Россия и относится. Выборность- отражение действия прав и воли народа и наличие ее, способ претворения их в жизнь.(ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 08.03.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ФЗ от 26.11.1996 №138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"). В выборах имеют права участвовать все граждане, кроме людей, не достигших 18 лет, иностранцев (ФКЗ от 28 июня 2004 №5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" ст. 13), недееспособных, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Появление открепительных талонов, позволяет голосовать избирателю не на своем участке. Предоставление дополнительных возможностей государством участия в выборах, как например, голосование по телефону, дает возможность избирателям всегда реализовывать свои права. Прямые выборы означают прямое волеизъявление граждан, наделенных властью, таким образом, они участвуют в управлении государством. На сегодняшний момент в ст. 81 Конституции РФ закрепляются всеобщие, равные, прямые, тайные выборы. Система таких выборов направлена на признание человека высшей ценностью (ст.2) со стороны государства и общества, а следовательно, и необходимостью соблюдать его права и свободы и обеспечивать их. Права и свободы, а также действия, связанные с их претворением в жизнь, являются фундаментом для функционирования всей системы права. С их помощью происходит формирование Государственной Думы, избрание президента, формирование и функционирование гражданского общества. Существование отраслевых кодексов (УК РФ, ГК РФ, КоАП и т.д.), направленных на охрану общественных отношений, защиту прав (гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и коллективных) и регулирование поведения и их соблюдение подтверждает то, что они признаются государством, выступающего гарантом. "Следование законным интересам и учёт мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений, – это обязанность государства, это обязанность демократического государства. Способность эту обязанность выполнять является главным критерием эффективности такого государства". Данные положение были освящены и президентом РФ Дмитрием Медведевым в Посланиях Федеральному Собранию в 2009-2011. "Политические свободы граждан и их частная собственность неприкосновенны. Они играют решающую роль в становлении российской демократии. Гарантируемый Конституции уровень свободы личности, зрелость демократических институтов и процедур – это источник нашего дальнейшего подъёма. Мы должны обеспечить широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в их решении. Конституция утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа – не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. То есть придаёт им практическую силу и поддерживает всеми ресурсами государства". С другой стороны, отмена графы "против всех" в избирательных бюллетенях ущемляет права граждан. Они не могут в полной мере осуществить права.

Установление прав и свобод как "высшей ценности" в Конституции показывает то, уважение личности и ее приоритетное значение- неотъемлемая часть конституционного государства, обязанность. Закрепленный Конституцией положения невозможны без предоставления прав и свобод гражданам. Государство не в праве превышать пределы своей власти и действовать в ущерб людям. "Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты". Для осуществления в полной мере прав и свобод необходимы соответствующие условия, социальные, экономические, политические. Необходимо доверие к государству, правовая настройка общества, а как следствие этого признание прав и свобод гражданами, тогда "принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества". Гражданские права могут быть ограничены федеральным законом в том случае, если они противоречат нравственности, наносят вред здоровью, основам конституционного строя.

Разделение властей способствует разграничению компетенций органов. Каждая ветвь занимается своей подконтрольной только ей юрисдикцией и областью. Они не могут выходить за пределы своих полномочий установленных Конституций в ст. 10. Это обеспечивает "рассредоточение, распределение, демонополизацию власти", эти ветви власти не могут подчинить или подчиняться друг другу, ущемлять полномочия друг друга. Разделение властей не может позволить превалировать одной власти над другой, это предотвращает возвышение, утверждение авторитаризма. "Принцип разделения властей предусматривает систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам". Разделение властей способствует единству государства. В РФ существует разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную. Законодательную власть осуществляет Парламент, нижнюю палату (Государственная Дума) избирают граждане, Совет Федерации формируется путем отбора кандидатов с такими условиями: "гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации".Исполнительная власть принадлежит Правительству РФ, состоящему из Федеральных министерств, ему подчиняющихся, служб и агентств. Судебную власть исполняют: суды общей юрисдикции (Верховный суд, районные суды, мировые суды, военные суды), Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды, Арбитражные суды субъектов РФ), Конституционный Суд РФ. В соответствии со ст. 118- 129 судебная власть в РФ: осуществляется только судами, имеет полную самостоятельность, реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путем: "закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе "О судебной системе РФ", соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства, признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны, закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства, финансирования судей из федерального бюджета".

Народовластие порождает свободомыслие, чьей формой является политический плюрализм. В РФ на 2010 год февраль – март зарегистрировано в Минюсте 7 политических партий. Существование диверсифицированности закрепленной в Конституции не позволяет власти взять контроль в свои руки, гарантирует не обращение к тоталитарному режиму и предоставляет людям возможность реализовать свои интересы, мысли, свободы (ст. 2), позволяет гражданам участвовать в управлении государством. Никогда не будет навязана и установлена единая идеология. "Политическое многообразие нашего общества определяет и структуру нашей многопартийной системы. Сегодня мы можем сказать: многопартийная система в Российской Федерации в целом сложилась. Она стала стабильно функционирующим, общенациональным политическим институтом, важнейшим инструментом, обеспечивающим фундаментальные права и свободы нашего народа, в том числе и его исключительное право на власть. Они располагают организационной структурой, кадровым, интеллектуальным потенциалом – всем, что необходимо для работы во всероссийском масштабе. Их программы отражают весь спектр существующих в обществе политических взглядов". Право регулирования деятельности и порядок, условия вступления в политические партии принадлежит ФЗ от 11.07.2001 №95-ФЗ "О политических партиях".

Местное самоуправление одна из форм осуществления народовластия. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ гражданское общество вправе осуществлять свои полномочия без вмешательства государственных органов, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. К предмету регулирования вопросов местного самоуправления относятся: "утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, установления местных налогов и сборов". Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, так как население саморегулирует вопросы местного значения, само управляет частью общественных дел в рамках закона ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" устанавливает, принципы и права граждан, формы местного самоуправления. При проведении муниципальных выборов, референдумов, даже иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, могут избираться и быть избранными, равными правами на осуществление местного самоуправления обладают все граждане, независимо от происхождения, пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений и т.д. Еще раз подтверждается принцип ст. 2 Конституции РФ, признающий права и свободы высшей ценностью. В соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1999 №1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" провозглашает цели развития местного самоуправления: "успешная реализация государственной политики в области местного самоуправления позволит к созданию системы взаимодействия населения и позволит обеспечить обретение гражданами навыки демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыки общественного контроля за эффективностью их деятельности". Таковы составляющие российской демократии, закрепленный в Конституции РФ.К сожалению, не всегда, то, что де- юре соответствует де-факто. "В современной действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Фактически не реализуется в полной мере и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями". Важным составляющим современного Российского государства составляет его правовая направленность.

1.2 Федеративное государство

В Конституции ст. 1 понятие "федеративный" следует после понятия демократический. Действительно, закрепление федеративных принципов составляющих основывается на принципе демократизма.

- Государственная целостность РФ

- Единство системы государственной власти

- Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

- Равноправие и самоопределение народов РФ

- Равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

В составе Российской Федерации находится 21 республика,9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Россия также подразделяется на 7 федеральных округов (Центральный, Северо-западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный). В соответствии со статьей 5 Конституции РФ "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации". Это положение вызывает неоднозначное понимание у многих авторов, так как в соответствии с п. 2 ст. 5 "Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство". Республика пользуется большими правами (конституция), ее статус выше, чем у остальных субъектов, они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности исходя из этого, возникает вопрос о равноправии статусов субъектов. Ответом является то, что однопорядковые формы государственности имеют равный конституционный статус и одинаковый порядок изменения статуса. Такое же равноправие распространяется и на взаимоотношение субъектов с федеральными органами государственной власти. Ни у кого из субъектов не может быть больше прав на какие- либо преимущества по сравнению с другими субъектами. Единство системы государственной власти проявляется и в ст. 72, к совместному ведению сторон подлежит: издание федеральных законов и связанных с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч.2), обеспечение признания, соблюдения и защиту прав и свобод, единство статуса личности на всей территории РФ, защита прав национальны меньшинств, обеспечение законности, обеспечение общественной безопасности, разграничение государственной собственности, вопросы воспитания, культуры, спорта, здравоохранения, координация внешнеэкономических связей и т.д. В РФ субъекты лишены права сецессии, не могут устанавливать особые полномочия, порядок организации и деятельности судов, прокуроров, регулировать процессуальный порядок проведения суда, вопросы помилования и амнистии. Господствует верховенство законов Конституции РФ, субъекты Федерации не вправе заключать соглашения, имеющие международно-правовой характер (международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ, заключаются по согласованию с соответствующими органами власти субъекта Федерации), государственный суверенитет, единство пошли и сборов, свободное перемещение товаров и услуг, единое гражданство – все и есть государственная целостность, то есть то, что едино на все территории РФ.

Под понятием федеративное государство понимается такая территориальная организация, где есть центр и подчиненные ему части-субъекты , которые имеют независимость, но могут иметь свою законодательную систему, не противоречащую главному закону – Конституции РФ, иметь суверенитет в отдельных вопросах, находится во взаимоотношениях с центром, основываться на принципе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. (ФЗ от 04.07.2003 №93-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Способами правового разграничения являются: Конституция РФ, федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Разграничение очерчивает предметы ведения каждой из сторон-участников, обеспечивает нормальной функционирование органов государственной власти, равновесие полномочий, делает невозможным сосредоточение власти в руках одного органа власти. Ее гарантией выступает единство системы государственной власти. Ст.67 п.1 Конституции РФ "Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними".

"Одной из основ федеративного устройства России является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов". (ст. 5). Предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов нашел четкое отражение в ст. 73 Конституции РФ. "Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, этим субъектам предоставляется самостоятельность в осуществлении полной государственной власти". Такая власть выражается в: образовании субъектам органов государственной власти (п.2 ст.11 и ч.1 ст. 77 Конституции РФ), представлении в Совете Федерации (ч.2 ст.95). Необходимо согласие субъектов РФ при решении таких вопросов как: изменение границ между субъектами (п.3 ст.67), статуса субъектов (ч.5 ст. 66), делегирование полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти (ч.2 и 3 ст.78). наделение субъектов такими полномочиями не означает, что они являются суверенными и независимыми, так как источником установления полномочий является Конституция РФ. (Постановление от 07.06.2000 N 10-П). "По смыслу Преамбулы, ст. 3-5, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 65, ст. 66 и п. "б" ст. 71 Конституции в их взаимосвязи, субъекты Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях (уставах) они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным". Наличие государственной целостности провоцирует аппарат управления территорией, единой системы государственной власти, создание законодательной базы, опираясь на принцип демократии, субъекты наделены определенными правами и независимостью, ограниченной законом. Проводится разграничение компетенций государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, распределение власти помогает избежать концентрации власти в центре.

Необходимо отметить, что употреблено слово не органов, а именно власти, так как государственная власть понятие более широкое по объему, чем государственные органы, и последние входят в понятие государственная власть. Существует единый аппарат, выражающийся в наличии единого органа или системы органов, сфера действия которых исходит из единого центра, их решения не могут быть взаимоисключающими.

Суверенитет нации обеспечивает российский федерализм. "Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности".

Признается суверенное право всех наций на свободное самоопределение. Дважды говориться о самоопределении народов в Конституции. В Преамбуле и в ч. 3 ст. 5. Преамбула: многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конституцию, "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов", а в ст. 5 Конституции РФ уделяется внимание принципу равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Каждый народ имеет право на сохранение родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучений, творчества, исповедовать любую религию, быть защищенным от дискриминации по национальному признаку. Так событие на Манежной площади 11 декабря 2010 г. нарушило последнее из прав. Массовый выход людей на улицу с лозунгами "Россия- для русских". Националисты избивали и убивали людей кавказской внешности. В настоящее время мигранты не могут быть уверены в охране своих прав. Действия радикалов подрывают конституционный строй, поэтому необходимо изменения сознания людей, например, введением специальный предметов в школе. Российская молодежь нуждается в осознании того, что России исторически складывалась как многонациональная страна, не знающая различий между разницей в вероисповедании, национальности и т.д.

Мне кажется, что основываясь на принципах демократизма, народы наделены правом на самоопределение и самообразование, что обеспечивает равенство прав. Черта федерализма обеспечивает народу выбор культуры, быта, наделяет права субъекты федерации и облегчает систему управления страной, благодаря децентрализации государственных органов. По мнению М. Б. Баглая, благодаря предоставлению правовой основы для самоопределения национальности, Конституция смягчила "развитие деструктивного национализма". При анализе федеративного устройства, выделяются такие проблемы, как : " Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характеризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъектности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитет Российской Федерации неделим ("распространяется на всю ее территорию"), а значит, субъекты

Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равноправия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются государствами, а другие в лучшем случае только некими государственными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноценным конституции, и если да, то почему они по-разному называют-

ся, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин "самоопределение народов"? Означает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее законно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Конституцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что означает равноправие субъектов "между собой" во взаимоотношени-

ях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Федерации?" Путем преодоления неточностей формулировок, могут служить только толкования Конституционного Суда или введение федеральных законов, "а они будут отрегулированы путем вошедших в силу обычаев".

1.3 Правовое государство

Одним из юридических свойств Конституции РФ является ее верховенство над другими законами, которое выражается в формировании правового государства. В ст. 1 в формулировке-описании Российского государства после понятия демократическое шло понятие правовое. Это не совпадение, ведь демократия должна иметь правовую поддержку. Реализация прав, исправное функционирование государства возможно только при наличии законов, составленных с учетом интересна народа, выражения его интересов. В Конституции нет четкого представления о понятии правового государства, но в учебнике Малько выделяются следующие принципы правового государства:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальный, содержательный аспект)

- наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридический аспект)

Первый аспект ярко выражен статьей 2 Конституции РФ. "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Гарантия прав и свобод задача такого государства. Различаются следующие виды прав и свобод: личные (жизнь, достоинство личности, на свободу и неприкосновенность, частную жизнь, неприкосновенность жилища, свобода передвижений, места жительства, свобода совести, вероисповедования, мысли и слова), политические (свобода печати и информации, право на объединение, на мирные собрания и публичные манифестации, участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе, участвовать отправлении правосудия, обращений), экономические, социальные и культурные (право на экономическую деятельность, частной собственности, трудовые права и свободы, защита материнства, детства и семьи, право на социальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, свобода творчества, право на участие в культурной жизни).

Второй аспект претворяется в жизнь, опираясь на такие принципы, как:

- активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод

- разделение властей

- федерализм

- верховенство права (господствующее положение закона, все субъекты подчиняются принятым нормам права ст. 15)

- взаимная ответственность государства и личности и т.д.

- соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права

- высокий уровень правосознания и правой культуры в обществе

- наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектам права

Верховенство права означает, что основополагающие направления общественных отношений, задаются законом. В Конституции РФ Глава 1 посвящена Основам конституционного строя. Такое свойство закона подчеркивает его всеобщность, никакие отношения не должны остаться неурегулированным. Закон должен быть напечатан. В противном случае за невыполнение или нарушение прописанных там норм права, ответственность не последует. Общедоступность- еще одна черта, без которой не может существовать правовое государство. Любой гражданин и человек должен иметь доступ применять, использовать закон, реализовывать права, независимо от расы, национальности, цвета кожи, языка и т д. Государство несет политическую, правовую и моральную ответственность за непредоставление такого права, так как цель правового государства - служение обществу. "Правовое государство в равное мере ограничивает и обеспечивает государственную деятельность, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека, cправедливость и правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и с другими индивидами". Говоря об ответственности государства перед обществом, нельзя не упомянуть про ответственность обратную, общества перед государством. Граждане обязуются выполнять принятые законы. Это относится к уровню правовой культуры и правосознанию людей. Высокий развитый уровень правосознания порождает соответствующий уровень правовой культуры. Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод объясняется тем, что своими действиями индивиды ограничивают власть государства. "Общество и каждый индивид должны поддерживать свою "правовую форму" бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать справедливость" . Правовое государство существует для людей, они не должны чувствовать равнодушие, различие к закону. В государстве, где законы не работают, граждане испытывают правовой нигилизм. Они не видят смысла инициировать дела в судах, активно бороться за свои права, потому что результат не будет в их пользу. "Вторая тема – это значение Конституции для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда. Для избавления от коррупции и правового нигилизма." Государству необходимо помогать гражданам в реализации их прав, нести за это ответственность, но сами люди обязуются соблюдать закон. Корреляция прав, обязанностей граждан и государства, происходит, благодаря "наличию развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми может столкнуться гражданин. В каждом конкретном случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых гражданин мог бы с успехом защитить свои права, интересы".Привить людям доверенность к государству- ключ к претворению в жизнь прав и обязанностей обоих сторон.

Гражданское общество формируется, благодаря реализации демократических принципов и принципов правового государства:

- верховенство закона

- равноправия граждан

- разделения властей

- независимость судебной системы

- развитие местного самоуправления

- эффективной многопартийности

- независимость свободных СМИ

- демократических и свободных выборов

- гражданских инициатив

- защиты прав и свобод человека и гражданина

"Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между самими индивидами, не опосредованные государством. В таком обществе свободно развивается ассоциативная жизнь или, как ее называют, публичная сфера (в отличие от приватной), сфера массовых движений, партий, группировок по интересам, убеждениям, любым другим признакам. Это общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основании позиции государственных институтов и общества".Гражданское общество – система независимых от государства общественных институтов (семья, церковь), призванных обеспечивать интересы и потребностей индивидуальных граждан или коллективных образований, "Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства". Взаимодействие гражданского общества и государства раскрывается в ряде вопросов: влияние и взаимная ответственность гражданского общества на государство и наоборот, в целях эффективного функционирования государством своих функций (влияние на государство через избирательную систему, СМИ), взаимопомощь обеих сторон в правовой форме, подкрепленная справедливым правосудием, контроль гражданским обществом действий государства. Гражданское общество отстаивает права и свободы граждан (это не только обязанность государства). Государственные меры по обеспечению прав и свобод должны подкреплять инициативу граждан, а не быть основным популярным средством.

Закон, как правило, отвечает правосознанию людей на данный момент. Изменения в первом тянут за собой неразрывные последствия в преобразовании закона, из этого необходимо заключить, что еще одним признаком правового государства является целесообразность закона. "Вся система законодательных мероприятий имеет исключительно важное значение для высокого юридического статуса человека. Она призвана развивать демократию, эффективную гуманистическую организацию государственной власти". Взаимодействие государства и общества, соблюдение обоими сторонами закона и выполнение обязанностей, соблюдение прав, защита общества государством, подчинение государства праву и знание людьми законов, выражающих интересы общества, утверждение народа источником власти и есть сущность правового государства. "Нужно подчеркнуть: укрепление демократии не означает ослабления правопорядка. Любые попытки под демократическими лозунгами раскачать ситуацию, дестабилизировать государство, расколоть общество будут пресекаться. Закон один для всех: и для правящей партии, и для оппозиционных. А свобода, как известно, предполагает ответственность".

1.4 Республиканская форма правления

Россия по форме правления характеризуется как республиканская, но в главном законе РФ не уточнен тип республики. Такие авторы, как М.Б. Баглай, О. М. Кутафин относят Россию к типу смешанных республик, которые известные, как сочетающие сильные стороны от каждой из их составляющих. Принципами смешанной республиканской формы являются (по мнению М.Б. Баглая):

- Президент избирается всеобщим голосованием

- Президент располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства

- Наравне с Президентом действует Председатель правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед Парламентом

- Президент обладает широкой компетенцией: он глава государства, верховный главнокомандующий, налагает право вето на решения парламента, назначает главу правительства, распускает парламент и назначает новые выборы, единолично вводит чрезвычайное положение

- Парламент контролирует деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения вотума недоверия им.

Конституция РФ закрепляет следующие признаки республиканской формы: отказ на властвование длительное время, "создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод, формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок". Республиканская форма правления связана с демократией. Республика способствует подъему демократии, так как имеет такие принципы, являющиеся демократическими. В России президент избирается всенародным голосованием. В его компетенцию входит: охрана суверенитета, обеспечение целостности территории, взаимодействия органов государственной власти, представитель Российской Федерации на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Ст. 83 Конституции РФ определяет полномочия президента. "назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации".

В РФ Парламент (Федеральное собрание) состоит из 2х палат- Госдума и Совет Федерации. Нижняя палата парламента, законодательный орган, формируется путем выборов, а верхняя палата – за счет сенаторов выбранных местными парламентариями. ( Глава 5 Конституции РФ). ГосДума (нижняя палата) имеет срок своих полномочий 5 лет. Депутаты обладают неприкосновенностью. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. К ведению Совета Федерации относится в соответствии со ст. 102 Конституции РФ

" а)утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов".

А к ведению ГосДумы

"а)дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности".

Правительство РФ (состав: Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.) - исполнительная власть. Председатель Правительства назначается президентом с утверждения внесенной кандидатуры на утверждение в Госдуму. К ведению Правительства (ст.114)относятся вопросы: денежной политики, финансовой, кредитной, управление федеральной собственностью, принятие мер по обеспечению безопасности, законности прав и правопорядка. Существуют парламентская и президентская республики. Неуточнение формы в Конституции влечет за собой возможность изменения формы управления, например в сторону чисто парламентской или президентской республики.

Я считаю, что Россия на пути к становлению демократического государства. В Конституции РФ закреплены соответствующие положения, ложащиеся в основы всех остальных актов. В некоторых школах вводится предмет "право", что свидетельствует об озабоченности будущим страны. Существует выборная система, система функционирования органов местного самоуправления, но, к сожалению, часто возникают проблемы по реализации гражданами своих прав и свобод. Подтверждением последнему может служить, упоминание в законах о запрете ущемления прав людей друг другом. (Пояснительная записка к проекту ФЗ "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ).

2. Экономические основы

В целях развития рыночной экономики экономическими основами конституционного строя по ст. 8 являются препятствие монополии, беспрепятственное перемещение товаров, "единство экономического пространства", поддержка конкуренции. Основным разработчиком целей развития и выразителем главных социально- экономических интересов большинства населения является государство, взаимодействующее с такими общественными институтами, как политическими партиями, профсоюзами, организациями частного бизнеса. Обеспечение благосостояния – общенациональная цель. В России введен в действие Закон РСФСР от 22 марта 1991(ред. от 26.07.2006) №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", устанавливающий :

- Предотвращение (блокирование) монопольной деятельности

- Запрет на ущемление интересов других субъектов

- Устанавливаются условия недействительных сделок

- Запрет на принятие дискриминирующих действий

- Введение антимонопольного законодательства

Ограничение товаров на перемещение может быть прекращено в случае угрозы безопасности жизни, здоровья людей, экологической обстановке. Развитие конкуренции способствует выработке товара, улучшенного качества, повышает шкалу удовлетворения рынком покупателей, способствует здоровому соревнованию между производителями. Конкуренция является единственным способом реализации собственного интереса. Для предотвращения дискриминации действует ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба), в компетенцию которой входят вопросы контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ и принимаются следующие меры и санкции: запрет слияний крупных фирм, крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (попытка сговора с конкурентами), прямая демонополизация. Закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1 ("О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). Запрещаются сделки тех компаний, совокупно имеющих в своей собственности долю более 35 % рынка, так как они заведомо снижают шансы других компаний в получении их доли прибыли. Антимонопольное законодательства- совокупность законов, регулирующих различные проявления сговоров (картели, "нескоординированная олигополии"). Основой является ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливает: монопольно высокую, монопольно низкую цену товаров, недобросовестную конкуренцию, антимонопольные требования к торгам, предоставление государственных или муниципальных преференций, государственный контроль за конкуренцией, ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Постановление Правительства РФ от 30.05.2007 №334 "Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля" устанавливает величины стоимости активов финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства. Принципы установления экономических основ исходят из обеспечения экономического роста, занятости, стабильности цен, поэтому уделяется внимание антиинфляционной, конъюнктурной, социальной политикам и политике занятости. Государство несет ответственность за предпринимаемые им действия. В Конституции затрагиваются и отношения собственности. Оно гарантирует защиту и закрепляет существование таковой. Ст. 8 ч. 2 "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Земля может принадлежать указанным формам, а собственники вправе осуществлять право собственности, а также передавать в качестве взноса в уставной капитал акционерных обществ, образовывать совместную долевую собственность. "Конституция и дальнейшее расширение экономической, предпринимательской свободы. Именно в этом успех формирования среднего класса, роста малого и среднего бизнеса, становления инновационной экономики".

В настоящее время политика государства направленная на внедрение инновационных технологий, влияющих в свою очередь на модернизацию экономики. Развитие экономической сферы связывают еще и с инвестициями. Считаю, что в будущем, с появлением новых отраслей развития, будет необходимо дополнить Конституцию РФ такими предложениями, как :гарантируется защита предпринимательства от рисковых вложений, государственная поддержка предприятий- стартеров, способных в средний срок окупаемости бизнеса данной отрасли приносить прибыль. Экономическая сфера обязательна должна быть контролируема законами, в противном случае, развития не будет.

3. Социальные и духовные основы

3.1 Социальное государство

Социальным является государство, гарантирующее такой стадии общественного развития, которая обеспечивает достойные условия существования, социальную справедливость, свободное развитие человека. "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В Конституции РФ нет четкой дефиниции словосочетанию "социальное государство", но исходя из демократических принципов, заявленных нашим государством, можно понять, что значение слова социальный включает в себя (в соответствии со ст. 7):

- Охраняется труд и здоровье людей

- Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда

- Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан

- Развивается система социальных служб

- Устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

- Предоставление малообеспеченным жилья бесплатно или за доступную плату

- Достаточное финансирование системы здравоохранения и программ по укреплению здоровья населения

- Сохранение общедоступности образования (ст. 43)

- Улучшение окружающей среды

Подразумевается, что каждый человек должен трудиться, а государство обеспечивать полную занятость населения, поскольку труд обеспечивает минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009- 4330 руб.) и проживание. "Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связана с семьей". Семья находится под протекцией у государства, так как рождение детей признается делом государственной важности, от этого зависит будущее развитие государства. Именно поэтому в ст. 38 отмечается защита семьи, материнства, отцовства, детства- должны находится под контролем государства и защитой общества. Государство обеспечивает поддержку многодетным семьям, инвалидов и пожилых граждан. ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливает набор социальных услуг, предоставление социальных услуг, их получателей, социальные доплаты к пенсии, помощь малоимущим, инвалидам, пенсионерам. Приняты законы в сфере социальной защиты, как: Федеральными законами от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. от 22.07.2008), от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 14.07.2008), от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 22.07.2008), от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. от 30.04.2008), от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 30.04.2008) действуют Федеральные законы от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004), от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в ред. от 14.07.2008), от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. от 14.07.2008), от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 14.07.2008) и др. Для инвалидов, пенсионеров и многодетных семей необходимо развитие системы социального обслуживания. ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" обеспечивает предоставление социальной поддержки : социально-медицинских, бытовых, психолого-педагогических, социальных- правовых услуг, материальной помощи. Созданы специальные комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков, социальные дома для одиноких престарелых, геронтологические центы. Законодательство (ФЗ от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей и связанных с их рождением, воспитанием. Закон обеспечивает поддержку семьям, материнства, отцовства путем выплаты пособий (по беременности, родам, при рождении ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком). Демографическая политика- одно из приоритетных направлений государства. Для того чтобы избежать спада рождаемости, 1 января 2007 г. принят ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". По закону при появлении второго ребенка или последующего, получает право на получение материнского капитала в размере 250 тыс.руб. Такая мера призвана стимулировать рождаемость. Как демократическое, российское государство пытается обеспечить социальное неравенство путем социального обеспечения. Такое обеспечение может проходить как на бесплатной основе, так и платной. Бесплатное "предоставляется гражданам не способным с самообслуживанию, в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов". Платные услуги оказываются в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. Также людям пенсионного возраста, гражданам, не способным работать, имеющих болезнь, инвалидность и других льготных условий предоставляется пенсии, пособия, увеличение которых спровацированно инфляционными явлениями и мировым уровнем цен на продукты.

Многодетным семьям устанавливаются льготы на пользование ЖКХ услугами в размере не ниже 30%, устанавливается бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет, бесплатный проезд на внутригородском транспорте, прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь, бесплатное питание для учащихся общеобразовательных учреждений, один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры, выставок. (Указ Президента РФ от 05.05.1992 №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"). Происходит предоставление многодетным семьям "2х или более помещений, при этом одна квартира предоставляется в районе проживания", а в случае предоставления нескольких жилых помещений, "все предоставляемые жилые помещения должны находиться в районе проживания". (Закон г. Москвы от 31.05.2006 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве").

Для трудоспособного населения предусматривается охрана труда, путем введения ТК РФ. Занятыми считаются :работающие по найму, учащиеся, работающие неполный день, военнослужащие, выбранные или утвержденные на оплачиваемую должность. Одним из основных законов в трудовой сфере является Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", определяющий государственную политику в области занятости, полномочия федеральных органов в области содействия занятости населения, права граждан в области занятости (право на выбор места работы, на профессиональную деятельность за пределами территории России, на обжалование действий органов службы занятости и их органов, социальные гарантии и компенсации, защиту от безработицы, определение минимальных норм социальной защищенности (на 2010 год- 850-макс. 4900)). Цель государства- создание равные условие труда, независимо от национальности и пола, расы, религиозных установок, политических убеждений и т. д., содействовать в обеспечении всех граждан работой, создание бирж труда, развитие способностей граждан к производительному и творческому труду, регулирование и распределение доходов. Важным аспектом политики государства является обеспечение безработных. Им выплачиваются пособия (если безработный зарегистрирован на рынке труда), подбирается подходящая работа, производится переквалификация рабочих (выплачиваются пособия) как по желанию гражданина, так и в период, например, экономического кризиса, когда создается структурная безработица и падает спрос на специалистов во многих отраслях. Прогресс общества невозможен без получения каждым из его членов образования. Право на образование стоит также в перечне социального обеспечения. Ст. 43 Конституции РФ "каждый имеет право на образование", " 2.гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии". Составляющей частью социальной политики, является предоставление культурных прав, в частности права на свободу творчества, право на участие в культурной жизни. Предоставление различных прав основывается на принципе демократизма, основывающемся на ст. 2 Конституции РФ. Пользование благами право граждан, но государство обязано содержать людей в нормальных достойных условиях, установить социальную справедливость, отношения межу классами, улучшить жизнь граждан и обеспечить реализацию их прав.

Принят закон об улучшении экологической обстановки. ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" постановляет, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 14), поощряет предпринимательскую деятельность, связанную с охраной окружающей среды (ст. 17), определяет допустимые нормативы вредных веществ в воздухе, устанавливает экологическую экспертизу, природные объекты, находящиеся под защитой, меры их охраны, контроль в области охраны окружающей среды, виды ответственности за нарушение законодательства (административная, имущественная, дисциплинарная, уголовная).

На данный момент государство плохо справляется с возложенными на него обязанностями в социальной сфере. Очевидным фактом, является то, что прожиточный минимум составляет 5902 (на 4 квартал 2010 года)на душу населения. Данная сумма бесконечно мала по сравнению с необходимыми затратами, например платой за квартиру, приобретение продуктов, возможно приобретение лекарств. Издержки превосходят во много раз сумму прожиточного минимума. Нельзя не отметить, что действительно на сегодняшний момент существуют льготы для пенсионеров, многодетных семей, но возникает вопрос: почему же в общественных местах граждане видят пожилых людей, просящих денег, или людей без особого места жительства, за которыми, казалось должен быть установлен уход и контроль. Ведь государство ответственно за создание и поддержание специальных заведений. Минимальный оклад труда составляет 4 330 на 2009 год. Ситуация идентична положению с прожиточным минимумом. Уровень инфляции повышается скорее, чем цены на продукты. Стоимость корзины продуктов составляет 2,634 (по данным Росстата, опубликовано на сайте Российской газеты).

3.2Светское государство

Россия позиционирует себя как светское государство, подкрепляя это ст.14 Конституции РФ. Данная статья провозглашает отсутствие всякой религии, в качестве главенствующей и равно подчиняет все религиозные объединения закону.

На территории России признается религиозный плюрализм, смешение религий, таких как: ислам, православие, католицизм, буддизм, иудаизм и т.д. Но ни одна из них не может быть воспринята в качестве государственной. Государство отделено от церкви. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе заниматься функциями религиозных объединений. Оно не должно вмешиваться в их деятельность, если она не противоречит законодательству. Государственные процедуры и работа не может сопровождаться обрядами и церемониями. Военный или государственные служащие не должны использовать служебное положение, публично выражать отношение к религиям, только если это входит в их полномочия. ( ФЗ в ред. от 2 февраля 2006 г. " О Государственной гражданской службе Российской Федерации" п.3 ст.17). Органы власти не могут сращиваться с религиозными группами и организациями, не государственные лица не вправе представлять бенефиции какой-либо из конфессий. Но в свою очередь, "государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и помощь в реставрации, содержании и охране зданий, объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями". Религиозные организации вправе организовывать в соответствии со своими уставами и законодательством РФ образовательные учреждения. Для этого необходимо согласие органов местного самоуправления. (ФЗ от 26 июня 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях") Таким образом, государство взаимодействует с церковными организациями и группами. Священнослужители могут участвовать в выборах, быть избираемыми, но не могут занимать государственные должности и не могут избираться, в качестве работников духовенства, а в качестве подданных российского государства. Церковь вправе решать самостоятельно вопросы иерархической и институционной структуры.

Статус светского государства не является ущемлением и умалением прав свободы вероисповедования. В ст.28 Конституции РФ закрепляется свобода вероисповедания, право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Равенство религиозных объединений заключается в отсутствии преимуществ одной религии перед другой и перед законом, недопустимости ограничения религиозных прав. "Светский характер последнего (государства) являются признаками большей демократичности политических режимов, чем тех, где этого не существует. На особую роль в истории страны, становлении и развитии ее духовности, уважении к ним указано в преамбуле ФЗ от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединений". В ст.4 сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

По моему мнению, светский характер государства необходим при существовании демократии. Последняя дает право исповедовать любую религию. Это немало важно для построения эффективного функционирования государства. Нельзя в современном мире ставить ограничения на религиозную веру людей, так как это может превратиться во вражду и ненависть к целым народам. Россия всегда была многонациональным государством. Религия не должна противоречить закону.

4. Пробелы и дефекты в конституционном праве

Существуют и пробелы в конституционном праве РФ. Одной из серьезных проблем, является проблема толкования, встречается она и в вопросах, связанных с федеративным устройством (1.2). В нормах содержится неопределенность, преодоление которой влечет необходимость толкования норм Конституционным Судом РФ. Толкование допускается в отношении норм Конституции РФ, Конституций и уставов субъектов РФ. Пробелы же в законе можно устранить только путем издания дополнительных законов, направленных на ликвидацию отсутствующих норм. "Федеральные законы, как "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", претерпели десятки изменений. Законы о внесении изменений и дополнений реально нечитаемые, поэтому правоприменители фактически пользуются текстами, скомпонованными справочно-поисковыми системами "Консультант", "Гарант". Законодатель не учитывает, что закон направлен как к исполнителю, так и обычным гражданам, которым должны быть доступны и понятны все формулировки закона. Имеет место и невключение правовых норм в документ, как например: в ст.135 Конституции РФ говорится: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. А этот федеральный конституционный закон до сего дня так и не появился. Это и пробел, и дефект. Принятые законы означают удовлетворение ими на определенном этапе. Так, переход от однопартийной системы к многопартийной поощряется, так как политический плюрализм закреплен Конституции РФ, но в самом процессе становится очевидно, что огромное число партий - это тягость для граждан, для избирателей. Рождаются средства ограничения, усложнения создания новых политических партий и их участия в политическом, особенно избирательном, процессе. Профессор Авакьян С.А., видит дефект несовместимости и непроработанности конституционно- правовой идеи, "Пример: идея усиления влияния Президента РФ на представительный орган власти субъекта РФ воплощена в его праве на роспуск органа в случае, если тот не поддерживает кандидатуру, предложенную Президентом на пост высшего должностного лица субъекта РФ. Но эта идея не сочетается с другой конституционно-правовой идеей - самостоятельности субъекта РФ". Можно заметить, что из числа субъектов права законодательной инициативы Конституция исключила правотворческую инициативу граждан, т.е. говоря обобщенно - народ, что противоречит преамбуле и ст.3 Конституции. Более того, "в соответствии с Федеральным законом о политических партиях ликвидация партии происходит по решению Верховного Суда РФ. Но появляется Федеральный закон о юридических лицах, по которому ликвидация юридического лица имеет место по решению районного суда. Верховный Суд РФ перестает рассматривать соответствующие обращения Министерства юстиции и предлагает ему обращаться в районные суды по месту регистрации юридического лица.Конституция очерчивает рамки разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ в ст. 11. Но ориентируясь на практику 1994- 1999, это привело к тому, что стало более выгодным заключать двусторонние договоры, чем многосторонние, а это ведет к распаду, отделению единого федеративного государства.

В Конституции написаны полномочия президента РФ , но не обозначены возможности привлечения Президента РФ к конституционно-правовой ответственности в случае нарушения главного закона России. "Представляется целесообразным перераспределить финансовые полномочия между районным и сельским уровнем власти с тем, чтобы усилить централизацию в этой сфере, обеспечить единство районных бюджетов, исключить необоснованное предоставление дотаций сельским поселениям. Необходимо законодательно усилить требования к кандидатам на должность главы муниципального образования, в том числе в части, касающейся уровня образования. К сожалению, среди этой категории должностных лиц встречается немало случайных людей, которые не понимают задачи, стоящие перед местным самоуправлением и используют свои должностные полномочия лишь в собственных корыстных целях. Представляется целесообразным восстановить "порог явки" на муниципальных выборах не только для обеспечения подлинного представительства народа в местных органах власти, но и для того, чтобы исключить ситуацию, при которой муниципальное должностное лицо могло бы быть избрано голосами преимущественно своих родственников (подобное имело место в некоторых сельских поселениях). Необходимо законодательно урегулировать и сделать реально осуществимым институт отзыва глав муниципальных образований, не оправдавших доверия населения. Федеральное законодательство не препятствует развитию этого института. Представляется важным развивать на муниципальном уровне институты непосредственной демократии, прежде всего местные референдумы и сходы граждан. Инициатива по их использованию должна исходить снизу, от населения. Наиболее важные для местного сообщества решения должны приниматься самими гражданами".

Считаю, что нужно работать над преодолением дефектов и устранением пробелов, так как их наличие создает определенные сложности в реализации прав и обязанностей людей, вызывают непонимание граждан страны. С помощью пробелов появляются "дыры" в законе, которыми пользуются многие предприниматели или налогоплательщики. "Устранению коллизий, пробелов дефектов, усилению системности и внутреннего единства конституционного права призвана способствовать правовая реформа, концепция которой разрабатывается по инициативе Президента РФ, издание дополнительных законов и толкование норм права".


Заключение

Конституция РФ– нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой на территории нашей страны, дающий начало всей ее законодательной базе. Усвоив основы конституционного строя, можно утверждать, что именно такие положения необходимы в качестве основополагающих. Конституция закрепляет экономическое, политическое и социальных развитие общества. Без существования прав и свобод, демократического режима, федеративного характера государства, правовой основы и республиканской формы правления не возможно функционирование государства, которое Правительство пытается достигнуть. Так, например, иностранным инвесторам при заключении договора гарантируется предоставление национального режима, свободного и равноправного, что не возможно было бы без существования ст.19 Конституции РФ. При совершении преступлений, предусмотренных гл 29 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. 07.03.2011) (государственная измена, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, диверсия, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества, деятельности экстремистской организации, разглашение или утрата документов, содержащих государственную тайну) устанавливается уголовная ответственность, что означает, протекционизм и защита конституционных норм со стороны государства.

Основы конституционного строя защищаются и путем функционирования Конституционного Суда РФ, в чьи полномочия входит: разрешение дел по несоответствию или соответствию законов, находящихся ниже Конституции по юридической силе, и подзаконных актов, разрешает споры о компетенции, дает толкование конституционным нормам. (ФКЗ от 21. 07.1994 (ред. от 28. 12. 2010) "О конституционном суде российской федерации").

Граждане России должны соблюдать, исполнять и использовать права и обязанности, предоставленные государством, активно бороться за свои интересы, заставлять законы работать. Нужно задать темп работы правового механизма, для того, чтобы в будущем избежать противоречий, непонимания и не эффективного применения физическими и юридическими лицами возможностей закона. Я считаю, что необходимо защищать основы конституционного строя, применять меры для сохранения общественных отношений.

правовой политический конституция государство

Библиография

1. Нормативные правовые акты

a. Законы

1) Конституция Российской Федерации: принята на всенар. Голосовании 12 дек. 1993 г.// Р. Г., №7, 21.01.2009, ст.

2) Европейская хартия местного самоуправления [Страсбург, 15 октября 1985 г.: ратифицирована Федер. Собр. (федер. закон от 11 апр.1998 Г. № 55-ФЗ)]//Собрание законодательства Рос.Федерации.—7.09.1998.-№ 36, ст.4466

3) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [от 30 нояб. 1994 г.№52-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации.- 05.12.1994. -№ 32. – ст.3301

4) Уголовный кодекс Российской Федерации. [от 13.06.1996 №63-ФЗ]// Собр.Законодательства Рос. Федерации-17.06.1996.- № 25.- гл.2954

5) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 (в ред. от 03.06.2006). (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, № 40, ст. 3822, "Парламентская газета", № 186, 08.10.2003, "Российская газета", N 202, 08.10.2003.

b. Подзаконные акты

6) Указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1370 "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5011, Российская газета, № 208, 21.10.1999

2. Судебная практика

7) Обзор законодательства и судебной практика Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года: обзор судебной практики Верхового Суда ФР от 12.05.2004// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]-. Электрон.дпн.-М.,2004-2005.- режим доступа: http://www.consultant.ru/

3. Литература

8) Конституционное право Российской Федерации: Учебник.- под. ред. Баглая М.Б.:- 2007. С. 784

9) Конституционное Право Российской Федерации: Учебник для вузов/ под ред. Козлова Е., Кутафин О. – М.,Проспект , 2010-603 с/

10) Теория государства и права : Учебник. Под ред. Малько А.- -М.: Юристъ,2007.- 304 с.

11) Гражданское общество и правовое государство: Учебник.- под ред.В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. 92 с.

12) Основы конституционного строя России: Понятие, содержание, вопросы становления: Учебник.- под. ред. Румянцева, О.Г — М. : Юрист, 1994 .— 288с.

13) Конституционного право Российской Федерации: Учебник.- под. ред. Шумкого И. М.:-2007.

4. Периодическая печать

a. Журналы

14) Авакьян С А "Проблемы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения" // "Конституционное и муниципальное право".- 2007.- №8 с. 56

15) О.В. Брежнев "Государственная власть и местное самоуправление"// "Федеральное Законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Проблемы применения, тенденции развития, перспективы совершенствования".- 2010.-№ 4 . С.67

16) Кравченко И.И. Концепция Гражданского общества в философском развитии/ И.И. Кравченко// Журн. Полис.- 1991.- № 5.С.136

17) Мамонов М. Конституционный строй Российской Федерации// Государство и право.- 2004.-№10- С. 42-45

18) Мамут Л.С. Конституционные основы современной российской государственности//Общественные науки и современность.- 2008.-№4- С. 46-57

5. Интернет-Ресурсы

19) Консультант Плюс [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- М., сор.2010- 2011.- режим доступа: http://www.consultant.ru

20) Президента РФ [Электронный ресурс]: Новости.- Электрон. дан.-М., сор. 2011.- режим доступа: http://www. kremlin.ru/news/9637