Курсовая работа: Теоретический анализ основ рационально-эмотивной терапии и особенностей её практического применения
Название: Теоретический анализ основ рационально-эмотивной терапии и особенностей её практического применения Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа |
Содержание Введение 1. Теоретические основы рационально-эмотивной терапии 1.1 Основные принципы рационально-эмотивной терапии 1.2 Формула А-В-С в рационально-эмотивной терапии 2. Терапевтический процесс в рационально-эмотивной терапии 2.1 Цель, задачи и этапы терапевтического процесса 2.2 Основные техники рационально-эмотивной терапии 3. Уникальность и ограничения рационально-эмотивной терапии Заключение Список использованных источников и литературы Введение Пытаясь привнести в психотерапию логику и рассуждение, в 1954 году Эллис начал развивать свою систему консультирования, основанного на принципах логического и рационального анализа. На это его натолкнула неудовлетворённость результатами, а также теорией и техниками психоанализа, в которых он видел пассивность и бездеятельность. В результате своей терапевтической деятельности Эллис убедился в том, что иррациональные, невротические ранние навыки обладают значительной стойкостью, поскольку индивиды упорствовали в переобучении себя этим навыкам, оказывая сопротивление терапии и достижению инсайтов. Тогда Эллис принялся обучать своих пациентов изменять мышление и принимать рациональный подход к проблемам. Чтобы усовершенствовать и популяризовать этот подход, названный впоследствии рационально-эмотивной терапией, Эллис написал сотни книг, статей и даже песен и книжек-раскрасок.[1] Много лет он посвятил совместной с коллегами работе над созданием прочной эмпирической базы для своей теории. Наша тема является актуальной, потому что в настоящее время рационально-эмотивная терапия является подходом, к которому время от времени прибегает почти каждый консультант.[2] При этом она продолжает развиваться и совершенствоваться. Объектом изучения является психотерапия. Предмет – рационально-эмотивная терапия. Целю нашей работы является изучение теоретических основ рационально-эмотивной терапии и особенностей её практического применения. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить основные принципы рационально-эмотивной терапии. 2. Рассмотреть формулу А-В-С. 3. Определить цель, задачи и этапы терапевтического процесса в рационально-эмотивной терапии. 4. Изучить основные техники, используемые в рационально-эмотивной терапии. 5. Выявить, в чём заключается уникальность и ограничения рационально-эмотивной терапии. Наша работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении мы обозначили актуальность проблемы, выделили объект и предмет изучения, поставили цель, в соответствии с которой сформулировали 5 основных задач. В основной части работы эти задачи последовательно решаются. Заключение содержит выводы, сделанные в процессе изучения подхода рационально-эмотивной терапии. Список литературы состоит из 22 источников. 1. Теоретические основы рационально-эмотивной терапии 1.1 Основные принципы рационально-эмотивной терапии Основные идеи рационально-эмотивной терапии (РЭТ)были сформулированы Альберотм Эллисом в 1955 г. и продолжают развиваться. По данным Г. Кассинова, озвученным во время I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации[3] , А. Эллис был признан одним из трех самых выдающихся и влиятельных психотерапевтов в Америке и Канаде. Первоначально метод получил название рациональной терапии, т.к. был нацелен на коррекцию способа мышления пациентов. Затем он был переименован в метод рационально-эмоциональной терапии, чтобы «сфокусировать внимание психотерапевта на лечении эмоциональных нарушений, вызванных дезадаптивными процессами мышления»[4] , а также для того, чтобы избежать путаницы с другими рациональными подходами и классической рационалистической философией, от которой, по мнению Паттерсона, А. Эллис хотел отмежеваться[5] . В 1993 г. А. Эллис вновь переименовал этот метод, назвав его рационально-эмоционально-поведенческой терапией (РЭПТ), чтобы подчеркнуть, что речь идет о полной и всеобъемлющей форме психотерапевтического вмешательства, использующей самые разные методы (когнитивные, эмоциональные и поведенческие) для решения как эмоциональных, так и поведенческих проблем. Эллис утверждает, что концепции, составляющие его систему, не являются оригинальными. Хотя многие из них он открыл на собственном опыте, некоторые уже были ранее сформулированы древними и современными философами, психологами, психотерапевтами и социологами[6] . Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) основывается на ряде допущений о человеческой природе и происхождении человеческих несчастий, или эмоциональных нарушений. Вот некоторые из этих допущений:[7] 1. Люди сочетают в себе рациональное и иррациональное. Когда они мыслят и действуют рационально, более вероятно, что они будут эффективны, счастливы и компетентны. 2. Мысли и эмоции неразделимы. Эмоции сопровождают мышление, а мышление, как правило, предвзято, субъективно и иррационально. Эмоциональное или психологическое нарушение — невротическое поведение — является результатом иррационального и нелогичного мышления. 3. Люди по своей биологической природе предрасположены к иррациональному мышлению, строят в соответствии с этим окружающие условия и переживания. Индивиды с серьезными нарушениями (психотики) отличаются более выраженной склонностью к расстройствам мышления. 4. Мышление у людей происходит обычно с использованием символов или языка. Индивидов с выраженными эмоциональными нарушениями характеризует то, что они поддерживают свои нарушения и сохраняют нелогичное поведение за счет внутренней вербализации своих иррациональных идей и мыслей. Эллис утверждает, что фразы и предложения, которые люди часто себе повторяют, становятся их мыслями и эмоциями. По его словам, постоянная стимуляция служит причиной стойкости расстройств поведения и эмоций, а простое понимание корней нарушения в процессе психоанализа не является достаточным условием устранения нарушения. 5. Продолжительность состояний эмоциональных нарушений, которые являются результатом внутренней вербализации, определены, таким образом, не внешними событиями или обстоятельствами, а восприятием и установками в отношении этих событий, которые включены в интернализованные высказывания о них. Эллис обнаруживает истоки этой концепции у Эпиктета и приводит его высказывание: «Люди расстраиваются не столько из-за вещей, сколько из-за своих взглядов на них». Он также цитирует сходную фразу из «Гамлета»: «Нет ни хорошего, ни плохого, все делает таким или другим наш разум»[8] . 6. Негативные и направленные во вред себе мысли и эмоции можно устранить путем перестройки восприятия и мышления, чтобы мышление стало логическим и рациональным, перестав быть нелогичным и иррациональным. В РЭТ выделяется три основных психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), эмоции и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.[9] Эллис также разделяет когниции на холодные, тёплые и горячие. Горячие когниции влияют на более интенсивные чувства. Холодные когниции являются дескриптивными и предполагают наличие относительно слабого чувства или его отсутствие. Тёплые кокниции — это предпочтительные мысли или рациональные установки. Они включают в себя оценку холодных когниций, влияют на чувства, как слабые, так и сильные, и порождают такие чувства.[10] Источником психологических нарушений, по мнению Эллиса, является система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А. Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений. Поэтому иррациональные установки не соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.[11] Важным в РЭТ является понятие "ловушка", т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют его деятельность, не препятствуют достижению целей.[12] Исходя из допущений, перечисленных выше следует, что все три психологических аспекта функционирования человека (когниции, эмоции, поведение) взаимосвязаны, изменение одного из них часто вызывает изменение других. Если человек изменяет способ мышления, т.е. думает о событии по-другому, очень вероятно, что вслед за этим изменится и его эмоциональная реакция на событие и, возможно, также изменится поведение. Поведенческая психология делает акцент на изменении окружающей обстановки для изменения поведения, в то время как на изменении содержания мыслей сосредотачивается когнитивная психология. Психологических направлений, ориентированных непосредственно на эмоции, существует немного, поскольку на эмоции, как считают С. Уолен, Р. Дигуссепп и Р. Уэсслер, трудно оказать прямое воздействие. В этом отношении теория РЭТ, по их мнению, является уникальной, поскольку она фокусируется на взаимодействии мыслей и эмоций.[13] Итак, первый и наиболее важный принцип рационально-эмотивной теории состоит в том, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека. Проще говоря, как мы думаем, так и чувствуем. Не события и другие люди заставляют нас "чувствовать хорошо" или "чувствовать плохо", а наши собственные мыслительные процессы определяют самочувствие. Поэтому, хотя внешние события в прошлом или настоящем оказывают влияние на нас, но они не являются причиной наших эмоций. Наши внутренние качества, наше восприятие и оценка внешних событий и обстоятельств являются более прямым и мощным источником наших эмоциональных реакций. Второй главный принцип рационально-эмотивной теории гласит, что в основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация.[14] Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин "иррациональные суждения", который ниже мы рассмотрим более подробно. 1.2 Формула А-В-С в рационально-эмотивной терапии РЭТ считает, что практически всё, что делает человек, он делает потому, что хочет жить и получать удовлетворение от жизни. Целью человека обычно является получение удовлетворения от общения с самим собой и другими людьми, получение удовлетворения в работе и финансах, а также в других видах деятельности. Когда на пути к осуществлению этих целей возникает препятствие, у человека появляется выбор между адекватной и неадекватной эмоциональной реакцией и между полезным и вредным для себя поведением. Для иллюстрации этого процесса Эллис создал модель A-B-C. В этой модели А – activatingevent, возбуждающее событие, В – beliefsystem, система убеждений, C – emotionalconsequence, эмоциональное последствие. Когда за важным возбуждающим событием «А» следует сильное эмоциональное последствие «С», может показаться, что именно А вызывает С, но на самом деле эмоциональное последствие возникает под влиянием В – системы убеждений человека.[15] Рассмотрим подробнее каждый из трёх компонентов АВС-модели. Пытаясь достичь своих целей, люди взаимодействуют с рядом активирующих событий «А», которые могут способствовать достижению этих целей или блокировать его. Чаще всего это события, происходящие в настоящем времени, или собственные мысли и чувства людей, возникающие в настоящий момент, но иногда активирующие события могут заключаться в воспоминаниях или мыслях о прошлом опыте. Эллис считает, что людям свойственно выискивать и реагировать на подобные «А» в силу биологической и генетической предрасположенности, конституциональной истории, предшествующего межличностного и социального опыта и обусловленных врожденной предрасположенностью и приобретенных привычек. Эллис также подчёркивает, что «А» фактически никогда не находятся в чистом состоянии, они почти всегда взаимодействуют с «В» и «С» или частично включают их в себя.[16] Согласно теории РЭТ, у людей имеется множество взглядов, мыслей или идей «В» по поводу активирующих событий «А», и эти «В» оказывают сильное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие следствия «С». Как было уже сказано выше, часто кажется, что «А» напрямую вызывают «С» или играют в них важную роль. Эллис показывает, что это представление редко является верным, т.к. по его словам, обычно «В» служат главным медиатором между «А» и «С» и потому более непосредственным образом вызывают или определяют «С». «В» может принимать различные формы, потому что существует множество видов когниций. В РЭТ внимание уделяется главным образом рациональным взглядам, которые, по мнению Эллиса, ведут к продуктивному поведению, и иррациональным взглядам, которые ведут, согласно его теории, к саморазрушительному и асоциальному поведению. Основные виды «В», выделяемые в РЭТ: безоценочное наблюдение, безоценочное заключение, позитивные оценки-предпочтения, позитивные оценки-долженствования, негативные оценки-предпочтения, негативные оценки-долженствования. «С» всегда порождается взаимодействием «А» и «В». Хотя «С» и не вызывается напрямую возбуждающим событием «А», оно всегда находится под значительным влиянием «А», потому что люди всегда в той или иной степени реагируют на стимулы окружающей среды. Когда «С» представляет собой эмоциональное расстройство, «В» обычно является главной или самой непосредственной причиной «С». Однако в случаях, когда «А» очень сильно, его воздействие на «С» может быть весьма существенным. Примером таких сильных возбуждающих событий «А», вызывающих значительные эмоциональные нарушения, могут быть стихийные бедствия, такие как наводнение, землетрясение и т.п. «С» обычно включают в себя чувства и поведение, но может включать мысли. Эллис приводит такой пример: если «А» - какое-то неприятное событие и «В» - рациональная или иррациональная идея, то «С», скорее всего, будет в первом случае представлять собой здоровое чувство фрустрации или разочарования, во втором – нездоровое чувство сильной тревоги, неадекватности, депрессии.[17] Таким образом, в основе патологических эмоциональных реакций чаще всего лежат иррациональные убеждения. В своём первом докладе по РЭТ, сделанном на конференции Американской психологической ассоциации, Эллис перечислил 12 выделенных им иррациональных убеждений. Продолжая разрабатывать РЭТ, он пришёл к выводу, что все иррациональные убеждения можно свести к трём основным. Все остальные являются как бы их подпунктами. Эллис сформулировал эти три убеждения следующим образом: "Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я ничтожество". Это иррациональное убеждение ведет к тому, что человек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самом себе. Это требование Эго. "Я должен добиваться успеха, иначе я – ничтожество". Второе иррациональное убеждение таково: "Вы – люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники – должны, обязаны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете!" Отсюда озлобленность, ярость, убийства, геноцид. И, наконец, третье иррациональное убеждение: "Условия, в которых я живу – окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, – должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая больших усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения? Я не могу переносить этого! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя!" Отсюда низкая устойчивость к фрустрации.[18] Эллис убеждён, что эти ложные идеи, принимаемые и подкрепленные постоянным самовнушением, могут привести к эмоциональным нарушениям или неврозу, поскольку их невозможно осуществить.[19] Эти основные иррациональные убеждения, в действительности являющиеся разнообразными комбинациями двенадцати идей и сведенные к трем, отражают еще один ключевой момент РЭТ: использование выражений типа «следовало бы», «надо» и «должен» в нашем мышлении. Согласно Эллису, именно такое категоричное мышление заводит людей в беду. Категоричные утверждения такого типа отражают иррациональность и могут вызывать или усугубить эмоциональное нарушение. Все эти «долженствования» являются отличительными особенностями иррациональных или алогичных убеждений в системе РЭТ.[20] 2. Терапевтический процесс в рационально-эмотивной терапии 2.1 Цель, задачи и этапы терапевтического процесса Рационально-эмотивная терапия, согласно Эллису, представляет собой «лечение неразумности здравым смыслом».[21] Несмотря на существование других способов контролирования эмоций — за счет электрических и химических процессов, использования сенсомоторных техник или каких-либо действий, продиктованных любовью и уважением к другому человеку,— психотерапия делает все это за счет использования церебральных процессов. Люди, как существа мыслящие, способны избегать большинства эмоциональных нарушения или несчастий, научившись мыслить разумно.[22] Основная цель РЭТ – помочь людям осознать, что они могут жить более рационально и продуктивно. По мнению Глэддинга, люди часто вызывают у себя расстройство, заменяя желания и стремления долженствованием, внутренними императивами.[23] Эллис указывает, что, когда человек использует слова типа «должен», «обязан», «вынужден», он превращает желания в требования и начинает думать иррационально. Многие считают, что желания должны осуществляться и что если желания остаются невыполненными, результат будет катастрофическим. РЭТ помогает клиентам прекратить формирование таких требований и превращение неудачи в «катастрофу». В РЭТ клиенты могут выражать некоторые отрицательные чувства, но главная цель состоит в том, чтобы помочь им избежать чрезмерной эмоциональной реакции на событие. Одной из задач терапии является помощь клиентам в устранении или ослаблении иррациональных последствий, или эмоциональных нарушений. Второй задачей является уменьшение тревоги (самообвинения), враждебности и гнева (обвинения других или обстоятельств). Третья задача — снабдить клиентов методом разумного анализа их собственных нарушений, с помощью которого они смогут поддерживать состояние минимальной тревожности и враждебности.[24] Паттерсон и Уоткинс считают, что в рационально-эмотивной терапии существуют и другие задачи, касающиеся психического здоровья, которые не выражены явно, а лишь подразумеваются. Они включают, хотя и не ограничиваются этим, пробуждение интереса к себе (с признанием прав других); социальный интерес, стремление к независимости, самостоятельности и ответственности; терпимое отношение к несовершенству человеческой природы; принятие неопределенности; гибкость и открытость изменениям; научное мышление; приверженность чему-либо вне себя; готовность рисковать или желание попробовать что-то новое; принятие себя; реализм (осознание нереальности утопий).[25] Для того чтобы помочь клиентам избавиться от алогичных, иррациональных идей и установок, заменить их логичными, рациональными идеями и установками, психотерапевт, во-первых, должен показать клиентам, что эти идеи и установки алогичны, разъяснить, почему это так, продемонстрировать (с помощью модели A-B-C) взаимосвязь между иррациональными идеями, с одной стороны, и несчастьями и эмоциональными нарушениями, с другой. Эллис полагает, что это делается в большинстве психотерапевтических подходов; однако это делается пассивно, косвенно и дальше этого не идет. Во-вторых, необходимо помочь клиентам осознать то, что их эмоциональное нарушение поддерживается за счет алогического мышления; иначе говоря, их состояние обусловливается их собственным иррациональным мышлением в настоящем, а вовсе не сохраняющимся влиянием ранних событий. В-третьих, психотерапевт должен помочь клиентам изменить их мышление и отказаться от иррациональных идей. Если при некоторых подходах предполагается, что клиенты сделают все это самостоятельно, сторонники рационально-эмотивной терапии сознают, что алогическое мышление может быть настолько сильно, что клиенты не могут достичь изменений без помощи извне. Таким образом, терапия преимущественно состоит из оспаривания иррациональных убеждений. Предполагается, что в процессе оспаривания возникают желаемые когнитивные эффекты, эмоциональные эффекты и поведенческие эффекты. Четвертый и заключительный шаг предполагает выход за обсуждение конкретных алогичных идей клиентов; рассматриваются иррациональные идеи в целом наряду с более рациональной философией жизни. В результате этого процесса клиенты усваивают рациональную философию жизни; иррациональные установки и убеждения заменяются рациональными. Таким образом, удается избавиться от негативных эмоций, а также саморазрушающего поведения.[26] При использовании метода рационально-эмотивной терапии работа с клиентом строится в несколько этапов и опирается на модель А-В-С. Первый этап – кларификация, прояснение параметров события «A», в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции. «А» включает в себя объективное событие и субъективное восприятие этого события. На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом целью коррекции, по мнению Осиповой, является не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого – принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях. Второй этап – идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события «С». Цель этого этапа – выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие, так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других механизмов защиты. У некоторых клиентов осознание и вербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены. Осипова считает, что такие затруднения могут возникать у одних – из-за словарного дефицита, у других – из-за поведенческого дефицита (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций). Такие клиенты реагируют полярными эмоциями, или сильной любовью, или полным отвержением. Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события. А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы[27] : 1. Катастрофические установки. 2. Установки обязательного долженствования. 3. Установки обязательной реализации своих потребностей. 4. Глобальные оценочные установки. Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько), показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации. Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть отношения, которая может быть расширена в последующем. Третий этап – реконструкция иррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне воображения, уровне поведения – прямого действия. Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки. При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых установок ему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тренировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией. Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, парадоксальной интенции, техники моделирования. Четвертый этап – закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий. РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.[28] 2.2 Основные техники рационально-эмотивной терапии Некоторые когнитивные психотерапевты, например, Поль Дюбуа и Альфред Адлер использовали в своей работе почти исключительно интеллектуальные техники – такие, как убеждение и обучение. Другие когнитивисты, к примеру, Джордж Келли, работали в основном с эмотивными техниками, скажем, с фиксированной ролевой игрой. Некоторые когнитивно-бихевиоральные психотерапевты – один из них Эммелькамп – в основном прибегали к бихевиоральным методам, например к десенситизации in vivo.[29] Теория РЭТ гласит, как уже было сказано выше, что мысли, эмоции и чувства неразрывно связаны между собой. Поэтому с самого своего возникновения РЭТ уделяла одинаковое внимание всем трём модальностям (когнитивной, эмотивной и бихевиоральной). Она стала первой по-настоящему мультимодальной психотерапевтической школой.[30] РЭТ свободно заимствует техники из других терапевтических систем, но принимаются лишь те из них, которые не противоречат базовой теории РЭТ. Говоря о техниках, Эллис подчёркивает, что РЭТ-терапевтов волнуют, в частности, кратковременные и долговременные эффекты конкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики, имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченные последствия.[31] В настоящее время существует огромное количество когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник, но они, по мнению Эллиса, не являются «чистыми». Это значит, что каждая содержит в себе и когнитивные, и эмоциональные, и поведенческие элементы, но один из них является преобладающим.[32] Рассмотрим основные техники РЭТ. Когнитивные техники. Самой распространенной техникой является дискутирование (оспаривание) иррациональных идей. Есть три подкатегории оспаривания: детекция, дебатирование идискриминация. Детекция включает в себя поиск дисфункциональных взглядов, которые ведут к саморазрушительным эмоциям и поступкам. Когнитивно-иррациональные установки могут быть обнаружены благодаря явным или не выраженным непосредственно признакам требовательности «должен», «обязан», «надо». Кроме того, Эллис обращает внимание на явные и неявные фразы типа «Это ужасно!» или «Я не могу этого вынести», которые указывают на производные от имеющихся первичных и вторичных иррациональных убеждений. Дебатирование представляет собой множество вопросов, которые терапевт задает клиенту, чтобы помочь ему отказаться от своей иррациональной идеи. Терапевт требует от своих клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса является объяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают критики. Нельсон-Джоунс перечисляет некоторые вопросы для обсуждения, которые терапевты должны задать клиентам, а клиенты — самим себе: «Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться?» «Могу ли я рационально защищать это убеждение?» «Какие существуют доказательства истинности этого убеждения?» «Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения?» «Почему это ужасно?» «Почему я не могу этого вынести?» «Каким образом это делает меня отвратительным (слабым) человеком?» «Почему я должен всегда все делать плохо в будущем?» «Каким эффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое иррациональное убеждение?»[33] По мнению Нельсон-Джоунса, желательный когнитивный результат обсуждения определенных иррациональных убеждений и их производных — это составление оптимального набора предпочтительных убеждений или эффективных новых философий, связанных с каждым убеждением. Желательные эмоциональные и поведенческие результаты должны быть получены на базе эффективных новых философий, и эти результаты должны взаимодействовать с данными философиями.[34] Дискриминация обозначает помощь терапевта клиенту в определении четких различий между неабсолютными ценностями и абсолютистскими. Формальная версия дискутирования, которая включает несколько главных компонентов, известна как ДИВ (Дискутирование Иррациональных Взглядов). ДИВ – это один из примеров когнитивной домашней работы, которая часто дается клиентам между сеансами после того, как их научили его проводить. Клиенты могут пользоваться аудиокассетами, чтобы облегчить процесс дискутирования. Они могут прослушивать аудиозаписи терапевтических сеансов, и записывать собственные дискуссии по поводу своих иррациональных идей. Существует три когнитивных метода, которые терапевты часто предлагают клиентам для закрепления новой рациональной философии: – библиотерапия, когда клиентам рекомендуются материалы для чтения и книги по самопомощи; – прослушивание аудиокассет с записью РЭТ – лекций на различные темы; – проведение РЭТ с другими, когда клиент использует РЭТ, чтобы помочь своим друзьям и родным решить их проблемы. Также применяется множество семантических методов. Иногда используются техники определения, цель которых – помочь клиенту использовать язык менее саморазрушительным образом. Например, вместо слов «Я не могу…» Эллис предлагает использовать выражение «Я еще не научился».[35] Достаточно часто используют техники «за» и «против». Здесь клиентов побуждают перечислить как негативное, так и позитивное, относящееся к конкретному понятию, например, «курение». РЭТ-терапевты используют множество имажинативных техник. Часто прибегают к рационально-эмоциональному воображению и к методу временной проекции. Эмоциональные техники. РЭТ-терапевты предлагают своим клиентам эмоциональную установку на безусловное принятие, множество юмористических методов, рассказов, басен, стихов, афоризмов, девизов и острот. РЭТ-терапевты полагают, что клиенты сами способны помочь себе перейти от интеллектуального инсайта к эмоциональному методу энергичного оспаривания своих иррациональных взглядов. Сила и энергия играют большую роль в широко распространённых РЭТ-упражнениях атаки стыда. Эллис так описывает эти упражнения: клиенты преднамеренно стремятся вести себя «неприлично» на публике, для того чтобы научиться принимать себя и переносить последующий дискомфорт. Поскольку клиенты не причиняют вреда ни себе, ни другим людям, небольшое нарушение социальных правил часто служит подходящим упражнением на преодоление стыда.[36] Упражнение на принятие риска относиться к той же категории. Клиенты умышленно идут на просчитанный риск в тех областях, где они хотят что-либо изменить. Вместе с такими упражнениями часто используется повторение рациональных самоутверждений с чувством и силой. Поведенческие техники. РЭТ приветствует использование поведенческих техник (особенно домашнего задания) с самого своего зарождения в 1955 году, поскольку она признает, что когнитивные изменения зачастую облегчаются изменениями поведенческими. Поведенческие методы, применяемые в РЭТ, включают в себя упражнение «оставайся там», которое предоставляет клиенту возможность вынести хронический дискомфорт, оставаясь в неприятной ситуации в течение длительного времени; упражнения, в которых клиента побуждают к тому, чтобы он заставлял себя приступать к делам сразу, не откладывая их на потом, в тоже время претерпевая дискомфорт от борьбы с привычкой откладывать все на завтра; использование наград и наказаний, чтобы побудить клиента взяться за неприятное задание, преследуя отсроченные цели; время от времени в РЭТ прибегают к терапии, принятой Келли, когда клиентов побуждают вести себя так, «как будто» они уже мыслят рационально, чтобы они могли на опыте понять, что изменения возможны. Мы перечислили основные техники, применяемые в РЭТ. Кроме этого существуют техники, которых в РЭТ избегают. Приведём ниже названные А. Эллисом и У. Драйденом примеры таких техник. К ним относятся: – техники, которые делают клиентов более зависимыми (излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения); – техники, которые делают клиентов более легковерными и внушаемыми (восприятие мира через розовые очки); – техники многоречивые и малоэффективные (психоаналитические методы свободные ассоциации); – методы, которые в короткие сроки помогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильного улучшения (эмпирические техники, техники гештальт – терапии); – техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (релаксация, йога и др.); – методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (постепенная десенсибилизация); – техники, в которых присутствует античная философия (лечение внушением и мистицизм); – техники, которые пытаются изменить активирующее событие «А» прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные взгляды «В» (техники семейной терапии); – техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг).[37] 3. Уникальность и ограничения рационально-эмотивной терапии По мнению Эллиса, любой из видов психотерапии, включая РЭТ, имеет свои ограничения. Он утверждает, что никого из клиентов, даже при эффективном использовании РЭТ, не удавалось излечить полностью (хотя состояние многих существенно улучшалось), потому что люди склонны создавать свои эмоциональные нарушения и от этой склонности никогда не удаётся полностью и безвозвратно избавиться.[38] Эллис также перечисляет некоторые факторы, ограничивающие эффективность РЭТ. К ним относятся слишком ярко выраженные неадекватные чувства, которые люди ошибочно считают неизбежными, поэтому предпринимают лишь слабые попытки изменить их. Некоторые «вредные» чувства (чрезмерная тревога, ярость, чувство вины) иногда имеют положительный результат, люди начинают считать их всегда благоприятными и взращивать их в себе, вместо того, чтобы от них отказаться. Это также значительно снижает эффективность РЭТ. Некоторые техники РЭТ, например, принятие клиентом ответственности за неправильное поведение без обвинения себя, требуют от клиентов умения проводить весьма тонкие различия, но таким умением наделены не все. Ещё одним ограничением является критерий, определяющий возраст и интеллектуальные способности клиентов, а именно, им должно быть не меньше 8 лет и их интеллектуальный уровень должен быть не ниже среднего, для того, чтобы понять и научиться применять РЭТ. Эллису принадлежит мысль о том, что у большинства людей от природы существует склонность с лёгкостью создавать свои проблемы, но с трудом их решать. Он выделяет различные механизмы сопротивления, помогающие людям противостоять благоприятным переменам. Перечислим некоторые из них: 1) привычка мыслить, чувствовать и вести себя дисфункционально, от которой трудно отказаться; 2) склонность к физической, эмоциональной и интеллектуальной инерции; 3) желание получить удовольствие прямо сейчас, любой ценой, не думая о будущем (“близорукий гедонизм”); 4) совершение некоторых действий и употребление некоторых веществ (таких, как игра на деньги или неумеренное потребление алкогольных напитков), несмотря на их очевидный вред; 5) чрезвычайно развитые внушаемость, доверчивость и конформизм; 6) тенденция поддаваться подозрительности и панике вместо того, чтобы быть внимательными и осторожными; 7) склонность к мании величия; 8) приверженность принципу “все или ничего”; 9) нереалистичное мышление; 10) желание тянуть время и избегать того, что не нравится; 11) часто проявляющееся нежелание быть настойчивым; 12) склонность к чрезмерным обобщениям и другим логическим ошибкам; 13) бездумность и торопливость; 14) склонность создавать свои эмоциональные расстройства, а потом обвинять себя в этом; 15) наличие таланта догматического, абсолютистского, жесткого, антинаучного мышления.[39] Несмотря на все ограничения, у РЭТ есть и преимущества. Эллис выделяет следующие преимущества РЭТ: 1. Она может приносить положительные результаты достаточно быстро. Часто удается помочь людям (при условии их активности) достичь существенных улучшений в течение 3—6 месяцев. 2. РЭТ пользуется в основном теми техниками, которые подходят большинству клиентов. Если эти техники не оказываются эффективными при работе с конкретным клиентом, психотерапевт выбирает из имеющегося в его распоряжении арсенала другие когнитивные, эмотивные и бихевиоральные методы, которые могут подойти для необычного или трудного случая. 3. Несмотря на то, что РЭТ оказывается наиболее эффективной при работе с умными, образованными клиентами, обладающими высоким уровнем мотивации, ее можно применять и в упрощенной форме с несложным языком для детей, малообразованных или внутренне сопротивляющихся. РЭТ применима к гораздо более широкому кругу людей, чем любой другой популярный вид психотерапии. 4. РЭТ находит применение не только в обычной психотерапевтической работе — она широко используется в образовании, общении, бизнесе. Основные положения и техники РЭТ описаны в многочисленных популярно-психологических книгах. Через эти каналы РЭТ помогает миллионам людей, не получающим или получающим недостаточно психотерапевтической помощи. 5. РЭТ, исходно появившаяся как индивидуальная психотерапия, сегодня успешно применяется в других формах, включая группы, “рациональные марафоны”, семинары, интенсивные занятия, компьютерную терапию, работу с кризисами и т.д.[40] Существует также и множество других мнений относительно положительных и отрицательных сторон РЭТ. К примеру, Дж. Коттлер и Р. Браун считают, что любой человек многогранен, у него есть как мысли, так и чувства; РЭТ уделяет чрезмерное внимание мыслительным процессам, в то время как чувства в работе не затрагиваются, что может привести к их подавлению и отрицанию. Также, по их мнению, РЭТ не подходит для работы с некоторыми клиентами, например, с теми, у кого уже есть проблемы с чрезмерной интеллектуализацией. Они обращают внимание на то, что многие когнитивно-поведенческие консультанты жалуются на скуку и профессиональное «выгорание», когда им приходится использовать одни и те же аргументы и доводы в работе со всеми клиентами. Дж. Коттлер и Р. Браун считают, что консультант, использующий РЭТ, должен обладать определенными психологическими качествами; РЭТ сложно использовать в своей работе тем консультантам, которые не настроены достаточно воинственно и в то же время не умеют быстро остывать и которых не привлекают жаркие споры и яростные схватки. По их мнению, консультант в РЭТ играет достаточно активную и директивную роль и при этом довольно многословен, из-за этого клиент может чувствовать с его стороны доминирование и подавление и при этом не брать на себя ответственность за результаты работы.[41] Наряду с приведёнными выше недостатками, РЭТ обладает также и специфическими достоинствами. Дж.К. Зейг и В.М. Мьюнион выделяют некоторые из них: 1. РЭТ последовательно и активно помогает людям приходить в лучшее состояние и затем оставаться такими, а не просто почувствовать себя лучше. 2. Она быстро выявляет самые важные когнитивные, эмотивные и поведенческие аспекты тех нарушений, которые имеются у людей, и показывает им, как активно искоренять и изменять присущие им тенденции самосаботажа. Она является, по сути, краткосрочной психотерапией. Большое внимание уделяется в ней методам самопомощи. 3. Рационально-эмотивная психотерапия всегда стремится осуществить глубинные изменения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах; почти неизменно использует ряд методов влияния на мышление, чувства и действия и, следовательно, может быть отнесена к числу первых интегративных (и в определенной степени эклектических) направлений в психотерапии. 4. В ней применяется необычный для других направлений психотерапии подход, который может быть назван психообразовательным: постоянное использование брошюр, книг, аудио- и видеозаписей, диаграмм и применение других методов, принятых в образовании. Это делается для того, чтобы ускорить психотерапию и сделать ее более интенсивной. Данные методы приносят также большую пользу тем людям, которые не посещают психотерапевтов или делают это редко.[42] рациональный эмотивный терапия эмоциональный Заключение В рационально-эмотивной терапии выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), эмоции и поведение. Эти три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них ведёт к мзменению других. РЭТ основывается на том, что мысли определяют эмоции, а в основе патологических эмоций лежат нарушения мыслительных процессов, которые Эллис назвал иррациональными убеждениями. РЭТ использует модель А-В-С, разработанную Эллисом. С точки зрения РЭТ, не объективные события А вызывают позитивные или негативные эмоции С, а их внутреннее восприятие и оценка В. Основная цель РЭТ – помочь людям осознать, что они могут жить более рационально и продуктивно. Работа консультанта сводится к опознаванию иррациональных установок, к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок. РЭТ отличается большим разнообразием применяемых в процессе терапии когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник. Совместное использование различных видов техник значительно улучшает результаты терапевтического процесса. РЭТ находит применение не только в обычной психотерапевтической работе — она широко используется в образовании, общении, бизнесе. Исходно появившаяся как индивидуальная психотерапия, сегодня РЭТ успешно применяется в других формах, включая группы, “рациональные марафоны”, семинары, интенсивные занятия, компьютерную терапию, работу с кризисами и т.д. Как и любой вид психотерапии, РЭТ имеет свои достоинства и недостатки, оценивая которые каждый консультант или психотерапевт сам определяет, будет ли он использовать РЭТ в своей работе. Список использованных источников и литературы 1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.: Психотерапевтический колледж, 2009. – 487 c. 2. Александров А.А. Психотерапия: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с. 3. Гейвин Х. Когнитивная психология /Пер. с англ. – М. И др.: Питер, 2003. – 268 с. 4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2009. – 736с. 5. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Речь, 2009. – 352с. 6. Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. — СПб., изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. — С. 88-98 7. Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия /Сост. Т.В. Власова. – Владивосток: ГИ МГУ, 2009. – 110 с. 8. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006 г. - 1876 с. 9. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с. 10. МакМаллин Р.Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2009. — 560 с. 11. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с. 12. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 510с. 13. Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – 544с. 14. Психотерапия — что это? Современные представления/Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. — М.: Независимая фирма "Класс", 2009. — 432 с. 15. Психотерапия. Справочник практического психолога//под.ред. С.Л. Соловьевой – СПб: АСТ, 2005. – 352с. 16. Уолен С., Дигуссепп Р., Уэсслер Р. Практическое руководство по рационально-эмотивной терапии. – СПб.: Питер, 2000. – 307с. 17. Фёдоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб.: Питер, 2009. – 352с. 18. Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 2. Осень патриархов: психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия / Под ред. Дж.К. Зейга / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 416 с. 19. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питер, 1999. – 224с. 20. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход /Пер. с англ. - СПб.: Сова, 2002. - 272 с. 21. Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 352с. 22. Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 224 с. [1] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С.129 [2] Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. – С.119 [3] Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. — СПб., изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. — С. 89 [4] Там же. – С. 90 [5] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 131 [6] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 131 [7] Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.: Психотерапевтический колледж, 2009. – С.116 [8] Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 2. Осень патриархов: психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия / Под ред. Дж.К. Зейга / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — С. 290 [9] Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – С. 46 [10] Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – С. 111 [11] Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питер, 1999. – С. 95 [12] Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – С. 48 [13] Уолен С., Дигуссепп Р., Уэсслер Р. Практическое руководство по рационально-эмотивной терапии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 25 [14] Там же. – С. 27 [15] Фёдоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб.: Питер, 2009. – С. 258 [16] Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 109 [17] Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 112 [18] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 136 [19] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 136 [20] Там же. – С. 137 [21] Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! — СПб.: Питер Пресс, 1997. — С. 43 [22] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 140 [23] Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2009. – С. 230 [24] Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2009. – С. 232 [25] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 143 [26] Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – С. 151 [27] Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! — СПб.: Питер Пресс, 1997. — С. 94 [28] Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – С. 55 [29] Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия / Сост. Т.В. Власова. – Владивосток: ГИ МГУ, 2009. – С. 19 [30] Там же. – С. 20 [31] Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 193 [32] Эллис А., Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. - СПб.: Сова, 2002. – С. 211 [33] Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – С. 121 [34] Там же. – С. 121 [35] Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 207 [36] Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 209 [37] Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – С. 212 [38] Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 2. Осень патриархов: психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия / Под ред. Дж.К. Зейга / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — С. 295 [39] Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 2. Осень патриархов: психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия / Под ред. Дж.К. Зейга / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — С. 301 [40] Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 2. Осень патриархов: психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия / Под ред. Дж.К. Зейга / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — С. 299 [41] Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. – С.136 [42] Психотерапия — что это? Современные представления/Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. — М.: Независимая фирма "Класс", 2009. — С. 131 |