Дипломная работа: Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников
Название: Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
методика ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРА В ОбучениИ изобразительной деятельности старших дошкольников ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Содержание Введение Глава 1.Обучение изобразительной деятельности 1.1 Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности 1.2 Этапы формирования изобразительной деятельности старших дошкольников 1.3 Анализ образовательных программ по изобразительной деятельности в детском саду 1.4 Организация работы компьютерно-игрового комплекса Глава 2. Методика проведения занятий 2.1 Обзор компьютерных графических средств по изобразительной деятельности 2.2 Организация учебного и игрового процесса 2.3 Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада Заключение Литература Введение Поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его ведущей практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем становится для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Министерство образования России обращает внимание на то, что новые информационные технологии (НИТ), являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их [9]. Компьютер как инструмент развития изобразительной деятельности детей на занятиях рисования необходим для творческой активизации процесса обучения. Уже с пяти лет дети успешно осваивают и используют компьютер как инструмент для рисования, игр, для развития творческого мышления. Компьютер хотя и является объектом технической среды, очень удачно входит в синтез с традиционной, природной средой обучения, значительно расширяет возможности для интенсивного, эмоционального введения ребенка в мир искусства и художественного творчества. Основы информационной культуры значительно оптимизируют учебный процесс в целом, повышают интерес детей к обучению. Для этого создаются развивающие программы по изобразительному искусству для дополнительного образования. С детьми проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием одного или нескольких компьютеров. Преподаются основы рисунка, композиции, цветоведения. Компьютер дает педагогу возможность широко использовать метод художественно-педагогической техники на каждом занятии: гармонично соединяются изобразительное искусство, литература, история искусств, музыка, благодаря чему дети выводятся через всестороннее эстетическое воспитание на путь самостоятельного творчества. Дети обучаются не только рисовать на экране дисплея, но и тиражировать свои рисунки, дополнять их композиции текстами собственных сочинений, создавая уникальные монохромные и многоцветные художественно-графические композиции. Компьютерные программы по рисованию дают возможность детям использовать любой художественный материал: карандаши, фломастеры, тушь, перо, различные краски, разнообразные фоны; создавать рисунки, аппликации, фотоколлажи, заниматься графикой, живописью, дизайном. У педагога появляются большие возможности для творческих разработок, подготовки и изготовлению наглядных пособий, поурочных раздаточных материалов, создания методического фонда лучших детских рисунков, сохранив их все в памяти и воссоздать любой из них или, при необходимости, все одновременно. Разработана оригинальная система использования компьютерных средств в дидактике детского сада. Она обеспечивает новое содержание игровой деятельности детей и требует создания определенных условий. В ее основе лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса на базе НИТ – компьютерно-игровой комплекс (КИК) [9]. КИК представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «развивающую предметную среду» и методологию его использования. Компьютерно-игровой комплекс в детском саду успешно функционирует, если он органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее, гармоничное развитие каждого ребенка. В КИК необходимо работать творчески. Основная цель педагога – не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу [9]. Поэтому, соединяя традиционные уроки рисования и возможности графических компьютерных средств, можно говорить о комбинированных уроках ИЗО, которые целесообразно проводить на КИК. Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью совершенствования методики обучения изобразительной деятельности старших дошкольников с применением компьютерных программ. Проблема исследования состоит в противоречии между возможностью использования графических средств компьютера в рамках существующих образовательных программ и недостатком методических разработок для компьютерного игрового комплекса для ДОУ. Цель исследования состоит в разработке методики проведения занятий по ИЗО с использованием графических средств компьютера. Объектом исследования является процесс обучения изобразительной деятельности старших дошкольников на занятиях по рисованию. Предмет исследования: процесс развития изобразительной деятельности старших дошкольников с использованием графических средств компьютера. Гипотеза исследования: Методика проведения комбинированных уроков рисования, включающая использование графических средств компьютера, будет способствовать эстетическому воспитанию и включению ребенка в процесс самостоятельного творчества. Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи: 1. Изучить опыт обучения ИЗО в дошкольных учреждениях, изучить существующие подходы и методики по рисованию. 2. Выявить возможности и перспективы использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников. 3. Разработать систему задач и упражнений, адаптированную к использованию в условиях ДОУ в КИК на занятиях по рисованию в старшей группе. 4. Осуществить экспериментальную проверку разработанного методического комплекса по обучению изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях. Методы исследования: 1) анализ психолого-педагогической, методической литературы и графических средств компьютера по проблеме дипломной работы; 2) анализ процесса обучения изобразительной деятельности; 3) беседы с воспитателями. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны конспекты занятий по изобразительной деятельности с использованием графических средств компьютера. Разработанные методические материалы по изобразительной деятельности внедрены в детском садукомпенсирующего вида для детей с ограниченными речевыми возможностями № 321 Октябрьского района. В исследовании участвовали дети 5-7 лет в количестве 12 человек. Глава 1. Обучение изобразительной деятельности В данной главе будут рассмотрены: психология обучения рисованию детей от 2 до 7 лет (до-изобразительные и изобразительные стадии); обучение изобразительной деятельности в детском саду старших дошкольников; проведен обзор образовательных программ: Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Л.В. Руссковой «Программа воспитания и обучения в детском саду» и программы Комаровой Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». 1.1 Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, распространено мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. При всей кажущейся привлекательности этой точки зрения, ее несостоятельность становится очевидной для всех, кто когда-нибудь пробовал заставить ребенка научиться рисовать. Глядя на подобные рисунки, психологу трудно поверить, что ребенок может так видеть и воспринимать окружающий мир, и невозможно отделаться от мысли, что его рукой водила рука взрослого. Чем больше взрослый будет добиваться внешней похожести детского рисунка на взрослое видение окружающего мира, тем более высокие психологические барьеры перед занятиями рисованием будут устанавливаться в психике малыша. Поэтому взрослым не рекомендуется вмешиваться в процесс выполнения той огромной интеллектуальной работы, которую совершает мозг рисующего ребенка. Детские психологи выделяют две основные стадии развития детского рисунка: до-изобразительная и собственно изобразительная [17]. Первая ступень до-изобразительной стадии начинается на втором году жизни ребенка и характеризуется следующим интеллектуальным открытием малыша: карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец, если подвигать ими по какой-либо поверхности, оставляют на ней очень интересные следы. Начинаются первые хаотические движения этими предметами по любой подвернувшейся под руку поверхности, которые очень нравятся малышу, что связано с получением удовольствия от самого процесса движения. Ребенок может отвернуться в сторону и при этом с радостью продолжать свое занятие. Вторая ступень до-изобразительной стадии наступает примерно через полгода, разумеется, если ребенку не мешали активно действовать на первой. В противном случае, развитие способности к рисованию отодвигается на более поздний период. На этой ступени у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль за совершением своих движений, ребенок познает зрительно то, что делает его рука. Для взрослых произведения будущего художника продолжают оставаться хаотическими нагромождениями «каракулей», в то время как для ребенка установление зрительно-моторных координаций - это большое достижение, и его энтузиазм возрастает в несколько раз. На этой ступени так же, как и на предыдущей, от родителей требуется только понимание и терпение, а также поставка оборудования для изобразительной деятельности: чем младше ребенок, тем более качественными материалами необходимо его обеспечить. На третьей ступени до-изобразительной стадии, на которую ребенок переходит через шесть-двенадцать месяцев, он совершает следующее интеллектуальное открытие - оказывается, что у листа бумаги, на котором он «малюет», есть края. Малыш начинает учитывать эти границы и контролировать свое игровое поведение на листе бумаги. На четвертой ступени до-изобразительной стадии в детском рисовании совершается интеллектуальный взлет: ребенок начинает интерпретировать свои «каляки-маляки». Малыш ощущает себя всемогущим. Он может изобразить все, что захочет: «папа едет на машине», «мама и Саша идут в магазин», «Юля катается на велосипеде». Стадия интерпретации наступает к двум с половиной - трем годам. Если в этом возрасте начать навязывать ребенку свои образцы правильного рисования, это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе, помешать построению собственной картины мира, а значит, задержать психическое развитие ребенка и формирование его представления о своем месте в окружающем мире. На стадии интерпретации взрослый нужен ребенку только как понимающий слушатель. Однако большинство детей этого возраста болезненно относится к вторжению взрослого в созданный ими мир, поэтому родителям лучше просто спрашивать кто есть кто и не пытаться показывать, как это надо нарисовать правильно, если ребенок об этом не просит. Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала «примитивных» людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу. К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии: ребенок делает важное мировоззренческое открытие - окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними - линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: «Зима наступила». Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам - выше всех членов семьи. К пяти годам дети знакомятся с довольно большим количеством цветов, не все их называя правильно, но охотно и разнообразно используя в рисовании и аппликации. В старшей группе, помимо уточнения знания названий цветов и обогащения цветовых представлений, ставиться новая задача – научить делить цвета на группы и сопоставлять эти группы между собой. Выполняя рисунок или аппликацию, дети могут определять, что будет светлого цвета, что темного, что яркого. Чтобы дети научились выбирать нужный оттенок цвета, они должны хорошо знать цвета красок в коробке акварели, в палитре красок гуашь, в наборе цветных карандашей, цветных восковых мелков или цветной бумаге. К шести-семи годам дети уже понимают, что в рисунках, лепке, аппликациях можно изобразить различные предметы и явления. Изображения будут красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, если они разнообразны по величине, цвету, расположению на листе бумаги. В «Программе воспитания в детском саду» указывается, что у детей шестого года жизни развивается способность анализировать и обобщать воспринимаемые предметы, выделять и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). На этой основе становиться возможным учить детей передаче отношений предметов между собой, отношений частей предметов и их расположение относительно друг друга. С этой целью детей учат при обследовании предметов перед изображением сравнивать их между собою по свойствам, а так же сопоставлять части одного и того же предмета. В этом возрасте у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире. Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное - получить результат, т.е. изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали (например, если ребенку через два дня показать его же рисунок прыгающей девочки и спросить, что это такое, он может ответить, что это забор). Еще одно важное отличие детских рисунков заключается в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом, двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представление о предмете. Поэтому иногда очень трудно догадаться, что малыш рисует. Характер изображений детей определяется тем, что выделяет для себя ребенок в предмете и что он знает о нем. Поэтому одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать. У ребенка, как правило, нет потребности в наблюдении натуры (он почти не смотрит на предмет, который рисует), поэтому его рисование можно определить как рисование по представлению. Постепенно рисунки детей становятся все более похожими на изобразительную реальность. Но, как отмечает В.С. Мухина, детским рисункам присуща явная тенденция к закреплению традиционных графических образов, которые быстро превращаются в шаблоны. Распространенными шаблонами являются изображение домиков, деревьев, цветов и т.д. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью и передаются из поколения в поколение. Закрепление графических образов и превращение их в шаблоны представляют большую опасность для развития детского рисования. Ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных схем отдельных предметов. Поэтому в задачи обучения рисованию должно входить разрушение застывших шаблонов и стимулирование собственного творчества детей. 1.2 Этапы формирования изобразительной деятельности старших дошкольников В детских садах, в соответствии с требованием программы, воспитатели учат детей создавать рисунки, лепить аппликацию, используя различные материалы: карандаши, краски, кисти, мелки, цветную бумагу, пластилин, глину, клей, ножницы и многое другое. При этом дети овладевают разными способами действия с материалами, умением сочетать их в изобразительной деятельности для получения более выразительных работ. По самому своему характеру изобразительная деятельность требует развития у детей восприятия и ощущений, формирования наглядных представлений. Задача образного отражения действительности заключается, прежде всего, в том, чтобы передать в рисунках, лепки и аппликации такие характерные свойства предметов, как форма, величина, строение, цвет, положение в пространстве. Но получение детьми изображения, адекватного предмету, - только часть задачи образного отражения действительности. В него входит и выражение своего понимания, отношения к явлению, его творческая интерпретация. Однако все это оказывается возможным только при условии овладения умением создавать изображения, в которых облик предмета узнается и взрослыми и детьми. В организации обучения изобразительной деятельности выделяется несколько следующих друг за другом этапов. Прежде всего, организуется восприятие предмета в целом. Воспитатель знакомит с предметом, как таковым, давая ему общую характеристику, при этом подбирает яркие, образные слова, определяющие качества предмета. Например, показывая яблоко, он может сказать: «Посмотрите, дети, какое сочное, большое, румяное яблоко!» После целостного восприятия предмета начинается обследование с анализом. Вначале выделяется самая крупная часть предмета, затем – более мелкие. Потом определяется форма крупных частей. После этого характеризуется строение предмета, его конструкция (как по отношению к основной, самой большой, части расположены все остальные). Затем выделяется цвет предмета, но если цвет хорошо известен детям или если он не будет передаваться в изображении (лепка из глины, рисование черным карандашом), его можно не определять. В заключении внимание детей вновь обращается к предмету в целом. Закончить процесс обследования нужно таким образом, чтобы дети могли прямо приступить к выполнению работы. Поэтому можно в конце обследования предложить детям подумать и сказать, с чего они начнут рисовать. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель может подсказать, что начинать надо с самой большой, или основной, части, к которой прикрепляются все остальные, например рисование машины лучше начать с кузова, а изображение живых существ (птички, зайчика, мишки) – с туловища. Обследуя предмет под руководством воспитателя, дети постепенно усваивают способы такого обследования и могут делать это самостоятельно. В тех случаях, когда на занятиях невозможно показать предмет и дается только его изображение, нужно учить детей способам обследования картинки, которые, по существу, те же самые, что и при обследовании предмета. Усвоив эти способы, дети смогут применять их не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Это будет способствовать накоплению личного сенсорного опыта. Важным моментом для последующего изображения является включение в обследование движения. Последовательное обведение контура предмета глазом, рукой, ощупывание его способствует четкому восприятию формы предмета, его частей. Движение руки по предмету организует восприятие, способствует уточнению представлений детей о форме предмета, его конфигурации. Формирование изобразительных движений в процессе обучения рисованию включает обучение умениям правильно держать карандаши, кисти, мелки и правильно пользоваться ими. Производя то или иное движение в рисовании, ребенок испытывает мышечно-двигательные ощущения: он чувствует положение карандаша в руке, воспринимает движение им по бумаге. Одновременно происходит и зрительное восприятие. Ребенок не только ощущает само движение, но и воспринимает то изображение, которое возникает в результате движения рук: линии на рисунке. Постепенно, при обучающем воздействии педагога, ребенок начинает осознавать зависимость изображения, качества и характера линий от производимого движения: посильнее нажал на карандаш – получилась более яркая или толстая линия. Воспитатель развивает наблюдательность и любознательность детей и наталкивает их на самостоятельные поиски способов изображения тех предметов, которые они раньше не рисовали и не лепили. Помощь педагога в этих самостоятельных поисках заключается, прежде всего, в наводящих вопросах, в предложении сравнить предметы (менее знакомые с известными). У детей формируется обобщенные представления о том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Это очень важный момент в обучении изобразительной деятельности: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира. Следовательно, в процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для целенаправленного восприятия, формирования представлений, развития воображения детей. 1.3 Анализ образовательных программ по изобразительной деятельности в детском саду 1) Программа Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» Авторы данной программы считают, что эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в рисовании, лепке, аппликации. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю. С целью оказания педагогам помощи в обучении детей ИЗО и было создано методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей», в котором раскрывается содержание и методы работы во всех группах детского сада, даются рекомендации по обучению детей рисованию, лепке, аппликации, по отбору программного материала для занятий, установлению последовательности и взаимосвязи их, по использованию разнообразных методов руководства деятельностью детей. В приложении имеются примерные планы и конспекты отдельных занятий. Одна из главных особенностей предлагаемой методики заключается в том, что развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей, представлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения собственного личного опыта. Важное условие развития ИЗО – овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисования, лепки, аппликации, способов работы с ними. В данном пособии эти вопросы раскрываются при описании работы в каждой возрастной группе. Большинство воспитателей знают, какие методы и приемы обучения ИЗО существуют, но не всегда умеют применять их на занятиях. В связи с этим авторы считают необходимым давать в тексте описания занятий, раскрывать использование отдельных методических приемов. Пособие написано с учетом исследований по ИЗО детей дошкольного возраста и достижений практики. Исследования по сенсорному воспитанию, по формированию ручной умелости способствовали совершенствованию методики развития у детей изобразительных движений, овладению разнообразными способами изображения, созданию выразительного образа. При написании пособия авторы учитывали материалы, позволяющие рассматривать занятия рисованием, лепкой, аппликацией как одно из наиболее эффективных средств подготовки детей к школе. Предлагаемые в программе содержание занятий и методы неоднократно проверялись как в опытных, так и в массовых детских садах, а также на семинарах (краткосрочных и постоянно действующих), проводимых с воспитателями. Программа состоит из пяти частей, в которых последовательно раскрывается методика работы с детьми по ИЗО в возрастных группах детского сада. В каждой части даются перспективные планы по всем видам ИЗО и конспекты занятий. Форма планов позволяет видеть взаимосвязь рисования, лепки, аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающей средой, музыкальными занятиями и др. Это особенно важно для начинающих педагогов, не умеющих еще охватить все стороны работы в целом, представить их во взаимосвязи, обеспечить наиболее полное решение всех задач воспитания в разных видах деятельности детей. Но данная форма вовсе не является обязательной для каждого воспитателя: она приводится для того, чтобы показать возможности перспективного планирования. 2) Русскова Л.В. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Важное значение для решения задачи по всестороннему развитию и воспитанию детей дошкольного возраста и подготовке их к школе имеет правильная и своевременная реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду». Методические рекомендации окажут педагогам помощь в организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. В пособии раскрывается методика воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. В центре внимания воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, находятся задачи полноценного физического развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, совершенствования зрительного, слухового, осязательного восприятия, формирования первоначальных навыков познавательной и предметной деятельности. Ввиду того, что только в активной деятельности осуществляются усвоение ребенком знаний и умений, развитие его способностей, во втором разделе пособия — «Дошкольный возраст» — раскрывается содержание разных видов детской деятельности и методы руководства ими во всех возрастных группах. Важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. В игре развиваются мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки. Основной формой обучения дошкольников являются занятия, которых детям последовательно и в системе дают соответствующие возрасту ребенка представления об окружающем мире: о мире чисел, изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве, музыке; формируют умения и навыки практической деятельности, а также первоначальные навыки учебной деятельности. В пособии раскрыта методика проведения занятий по всем разделам программы, освещены основные методы и приемы обучения на разных возрастных этапах. В программе также даются рекомендации по эстетическому воспитанию: по ознакомлению детей с изобразительным и музыкальным искусством, по организации их самостоятельной художественной деятельности. Проводятся занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации и конструированию. На занятиях ИЗО значительно обогащаются представления ребенка о цвете, изучается последовательность расположения цветов спектра. При обучении детей изображению с натуры, основное внимание уделяется на передачу соотношения предметов и их частей по величине – делается карандашом набросок основной формы, а затем только раскрашивается. Рассматривается изображение человека и животного в движении. Старшие дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы, расписывают свои работы из глины. Вводится асимметричная композиция, типа хохломской и жостовской росписей, когда завитки или цветы заполняют поверхность формы. Дети обучаются различным способам создания выразительного образа. Важной задачей является развитие у ребенка чувства композиции, умения лепить скульптурные группы из 2-3 предметов. Совершенствуются умения детей в декоративной лепке. В методических рекомендациях внимание педагогов обращается на то, что воспитательно-образовательная работа в дошкольном учреждении не должна быть ограничена рамками занятий. Воспитателю следует систематически побуждать детей к наблюдениям за окружающим (явлениями общественной жизни, природы) в процессе прогулок, бытовой деятельности. Он должен интересоваться всем, что волнует детей, привлекает их внимание, находить время и тему для беседы с каждым воспитанником. Внимание педагога обращается на то, что задача всестороннего гармонического развития и воспитания ребенка дошкольного возраста может быть успешно решена при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей, установления с воспитанниками доверительных взаимоотношений. Педагог не должен допускать подавления личности ребенка, его самостоятельности и активности. 3) Программа Комаровой Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». В программе изобразительная деятельность рассматривается как важное средство эстетического воспитания детей. Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка. Предлагаемые в этой методике занятия составлены на основе следующих положений: 1. Занятия по изобразительной деятельности являются средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления. 2. Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг, музыкальные занятия и др.) в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. 3. Особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Эта взаимосвязь диктуется спецификой изобразительной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения. Исходя из этого, целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать детям создавать рисунки, лепку, аппликацию, которые затем могут быть использованы в игре, вводить в занятия игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать детям отражать в своих работах образы детских игр: сюжетно-ролевых, подвижных, игр-драматизаций. 4. Содержание, методика проведения и организация занятий по изобразительной деятельности должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке, лепке, аппликации широкий круг явлений и предметов. Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. 5. Занятия составлены с учетом преемственности между разными возрастными группами, между детским садом и младшими классами общеобразовательной школы. Для более систематичного и планомерного руководства детской изобразительной деятельностью разработаны занятия на год для всех групп детского сада, начиная со второй младшей. Занятия спланированы так, что в течение года одна и та же тема дается несколько раз в разных вариантах. Такая работа дает возможность упражнять детей в изображении наиболее сложных предметов, позволяет сформировать у них прочные навыки и умения. Одна из задач обучения изобразительной деятельности состоит в том, чтобы развивать творческие возможности детей. Поэтому подобраны такие приемы руководства занятием, которые направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. Этому помогает образное, эмоциональное объяснение педагога. В каждой возрастной группе воспитатель привлекает детей к обсуждению выполненных работ с учетом их возрастных особенностей. Обсуждение надо проводить живо, эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики изображенных детьми предметов и явлений, подчеркнуть их выразительность, а не ограничиваться простым перечислением. Если воспитатель дает образную характеристику детским работам постоянно, то дети постепенно научатся оценивать работы. Чтобы подчеркнуть выразительность изображений, можно использовать стихи, песни, прочитать их самому педагогу или предложить это сделать детям. Важным условием успешного проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации является связь их со всеми сторонами воспитательной работы. Поэтому при отборе тематического содержания следует учитывать, что дети будут наблюдать в окружающей жизни, какие события им предстоит пережить, о чем им будут читать, рассказывать и т.д. Начиная со старшей группы, некоторые темы рекомендуется разделить на два занятия. Делается это для того, чтобы дети могли полнее выразить свои впечатления о том или ином событии, явлении, передать развернутый сюжет. Невозможность нарисовать, вырезать и наклеить все, что хотелось бы, снижает настроение ребенка, его интерес к занятию. Более того, недостаток времени часто приводит к формальному решению, иногда даже предлагаемому педагогом, который, зная, что более полного изображения дети создать не успеют, ограничивает их («Нарисуйте домик и около него елочку», «Нарисуйте два дерева»). Когда же на тему отводится два занятия, ребенок может и продумать замысел, и выразить его (на занятии по заданию решение тоже может быть разным), и создать более совершенное и полное изображение. Разумеется, делить на два можно лишь занятия сюжетного характера и по замыслу, разрыв в занятиях не должен быть большим, иначе интерес к теме может угаснуть. Использование методических рекомендаций этого пособия позволяет педагогам развивать изобразительное творчество детей дошкольного возраста, формировать у них знания, навыки и умения, необходимые для образного воплощения предметов и явлений действительности. К концу обучения в подготовительной группе у детей должно быть развито эстетическое восприятие. Они должны видеть и понимать красоту окружающей жизни, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. У детей формируются умения контролировать свои действия, добиваться улучшения изображения, оценивать и аргументировать оценку своих работ и работ других детей в соответствии с задачей изображения. Дошкольники задумывают интересное и разнообразное содержание своего рисунка, лепки и аппликации, дополняют изображение деталями, добиваясь выразительной передачи образов предметов и явлений, используя разнообразные средства выразительности. Дети овладевают разнообразными формообразующими движениями, позволяющими рисовать, лепить и вырезывать различные предметы, составлять изображение по частям и слитно (в рисунке - слитной линией контура, в лепке - из целого куска, в аппликации - силуэтно). У детей развивается чувство цвета, умение создавать изображения и декоративные композиции, по-разному решая их в цвете: разноцветные, в определенной цветовой гамме. Дети учатся создавать узоры по мотивам народного декоративного искусства, расписывать лепку, создавать декоративные пластины. 1.4 Организация работы компьютерно-игрового комплекса В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации явилась разработка метода введения информационных технологий в систему дидактики детского сада как средства обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса. Разработана оригинальная система использования компьютерных средств в дидактике детского сада [9]. Она обеспечивает новое содержание игровой деятельности детей и требует создания определенных условий. В ее основе лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса на базе НИТ – компьютерно-игровой комплекс (КИК). КИК представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «развивающую предметную среду» и методологию его использования. В состав КИК входят: · компьютеры (5-7 для детей и 1 для педагога), снабженные оригинальной программно-методической системой развивающих, обучающих и диагностических игр «КИД/Малыш» и другими полезными программами; компьютеры размещаются на специально сконструированной эргономичной мебели и располагаются в компьютерном игровом зале; · наборы твердых и мягких игровых предметных средообразующих модулей, обычные и нетрадиционные игры и игрушки, расположенные в игровом зале, который непосредственно примыкает к компьютерному; · специальное оборудование для помещения, предназначенного для активных движений, занятий спортом и психологической разгрузки (спортивный зал). Оборудование КИК соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим и психолого-педагогическим требованиям. Компьютерно-игровой комплекс в детском саду успешно функционирует, если он органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее, гармоничное развитие каждого ребенка. В КИКе должен работать специалист, знающий технические возможности компьютера, владеющий навыками управления им, четко выполняющий санитарные нормы и правила пользования компьютеров в учреждениях образования, хорошо ориентирующийся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающий этические правила их применения и владеющий методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, специалист должен хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей и воспитательно-образовательную программу в ДОУ. Работать в КИК должен педагог с высшим или средним специальным педагогическим образованием, прошедший дополнительное обучение по новым информационным технологиям, либо специалист с техническим образованием, но с условием обязательного дополнительного образования по проблемам дошкольного воспитания. Работа педагога в КИК включает следующие три направления: 1. Работа с детьми. Учитывая особенности детей, разбить их на подгруппы и постепенно приобщать к новой для них деятельности – компьютерным играм. Совершенствовать методику организации компьютерных игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также содержания развивающих компьютерных игр. 2. Работа с воспитателями. Организация постоянно действующего семинара–практикума для ознакомления воспитателей с условиями работы и программно-методическим обеспечением КИК, установления содержательных связей в воспитательно-образовательной работе с детьми. 3. Работа с родителями. Знакомство родителей с особенностями деятельности детей в КИК (выступления на родительских собраниях, организация открытых просмотров занятий, консультации, беседы). Работа с детьми – ведущий раздел работы педагога КИК. Он требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы детей. Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, игру, гимнастику для глаз и др., длится 25 минут. При этом дети могут быть за экраном не более 15 минут. Учитывая, что одновременно занимаются 7 человек, для обслуживания одной возрастной группы требуется 2-2,5 час. Остальное рабочее время педагог КИК тратит на анализ результатов дня, подготовку следующего материала, работу с воспитателями и родителями. При таком расписании воспитатель КИК в течение недели может обслужить 4 группы, оставляя пятый день для методической работы, тем более что понедельник следует считать нежелательным днем для занятий детей на компьютерах. Возможны и другие варианты организации работы в КИК. В КИК необходимо работать творчески. Основная цель педагога – не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. Педагог КИК – всегда исследователь. Он умело переключает внимание с поведения ребенка (его действий, эмоциональных проявлений, речи) на результаты, полученные в ходе игры, побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей. Педагог КИК ведет организационно-методическую работу. К этой работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные игры. В ДОУ составлен четкий график занятий детей в КИК на неделю. Занятия с каждой возрастной группой проводятся 1 раз в неделю. Особое место в организации работы КИК отводится санитарно-гигиеническим требованиям. Основные гигиенические требования: к помещению; к рабочим местам в КИК и рабочей позе; к воздушной среде компьютерного зала; к освещению; к техническим параметрам ПК; к физическим и химическим факторам внутренней среды помещения, где размещаются компьютеры; к режиму развивающих занятий с использованием ПК; к программным педагогическим средствам. КИК должен быть ориентирован на север, северо-восток, северо-запад. Поверхность пола ровная, обладающая антистатическими свойствами. Покрытие ковровыми изделиями не допускается. Площадь на одно рабочее место с ПК должна быть не менее 6 кв.м. Количество рабочих мест зависит от ее площади, но не должно превышать 12. Не допускается вместо стульев использование кубов, табуреток, скамеек без опоры для спины. Стол и стул должны подбираться в соответствии с ростом детей. Ребенок должен сидеть за рабочим столом с ПК так, чтобы линия взора (от глаз до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась в центр или на 2/3 высота экрана. Оптимальное расстояние от глаза до экрана составляет 60-70 см, допустимое – не менее 50 см. Для повышения влажности воздуха необходимо использовать увлажнители или устанавливать емкости с водой типа аквариумов. Для очистки от пыли ежедневно перед началом и после окончания занятий проводится влажная уборка, и протираются экраны выключенных дисплеев. КИК должны иметь естественное и искусственное освещение. Солнечные лучи и блики не должны попадать в поле зрения ребенка и на экраны дисплеев. Не стоит принуждать детей «спокойно» сидеть за компьютером и спрашивать разрешения на любое перемещение. Ребенок должен быть совершенно свободен при выборе, с кем и когда ему работать, отвлечься или вообще уйти. Уровень детского «шума» и дисциплинированность регулируются не прямыми «ценными» указаниями, а косвенными замечаниями, переключением внимания ребенка на другую задачу и проблемную ситуацию или другими демократичными методами (воспитатель КИКа, ЯщенкоА.Ф.). Глава 2. Методика проведения занятий В этой главе для описания методики проведения занятий по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста мы рассмотрим компьютерные графические средства по ИЗО с описанием и системными требованиями, разберем организацию учебного и игрового процесса в ДОУ и диагностику готовности детей к работе на компьютере. Приведем примерные конспекты занятий в подготовительной группе детского сада, основанные на методике Комаровой Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» и методике Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», с использованием компьютерных графических средств. 2.1 Обзор компьютерных графических средств по изобразительной деятельности
2.2 Организация учебного и игрового процесса Для нормального функционирования и эффективного обучения детей с применением компьютерных программ существуют требования к организации учебного и игрового процесса [9,16]. Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:I. Компьютерный зал.1. Компьютеры, IBM класса, 4 или 5 поколения – 4-8 шт.2. Компьютер, IBM класса, 6 поколения – 1 шт.3. Принтер цветной струйный HP или EPSON – 1 шт.4. Сканер планшетный, TWAIN стандарта – 1 шт.Компьютеры должны быть объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и звуковыми картами. На каждом мониторе MPRII должен иметься защитный экран, либо мониторы должны соответствовать стандарту ТСО-95, компьютерный зал имеет вентилятор, оформлен кактусами, имеет аквариумы с водой для поддержания воздушного режима. Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста детей.II. Игровой зал - зал для предкомпьютерной подготовки и послекомпьютерной релаксации.1. Раздаточный материал на каждого ребенка.2. Дидактические игры.3. Разнообразные игрушки.4. Средообразующие модульные предметы.5. Магнитофон для проведения физкультурных минуток и релаксации.6. Мягкая мебель.Зал оформлен обилием разнообразных цветов.III. Техническое помещение.IV. Сан. узел.Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению программы проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития [24].Диагностика проводится 3 раза в год (Д. Павлов). В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка.а) Изучение личности:1) изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха; изучение самоконтроля.б) Изучение познавательной сферы:2) оценка уровня общего психического развития;3) изучение объема произвольного внимания;4) изучение устойчивости и распределения внимания;5) изучение зрительной и слуховой памяти;6) изучение оригинальности воображения;7) изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;8) изучение умственной работоспособности.в) Изучение физического развития:9) изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;10) изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.В середине года (декабрь, январь) проводится диагностика развития речи:11.) изучение грамматического строя речи;12) изучение звуковой стороны речи;13) изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;14) изучение коммуникативных умений.В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.а) Изучение личности:15) изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого;16) изучение целенаправленности деятельности.б) Изучение познавательной сферы:17) оценка уровня общего психического развития (сравнение с результатами первой диагностики);18) изучение общей способности к обучению;19) изучение устойчивости внимания;20) изучение объема памяти;21) изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;22) изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словеснологическим мышлением.в) Изучение физического развития:23) изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки.В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.Предполагается, что результаты деятельности ребенка в ходе каждого занятия, коррекционная работа для устранения пробелов в знаниях, а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям.Занятие проводится по следующей схеме:Ход занятия: 1. Организационный момент (2-3 мин.) – сообщение темы занятия, рассаживание детей по местам. 2. Подготовительный этап (8-10 мин.) – включает в себя устные упражнения, игры, повторение. 3. Основная часть (20-30 мин.) – рисование, лепка, аппликация по теме занятия. 4. Занятие за компьютером (10-15 мин.) 5. Заключение (5-10 мин.) – вопросы по прошедшему занятию, обсуждение результатов, анализ работ. Для предупреждения переутомления детей, рекомендуется включать в ход занятий физкультурные минутки, гимнастику для глаз и рук, подвижные игры. Физ. минутка. Игра "Гномик"Спрятался ловко в моем кулачке маленький гномик в большом колпачке. Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем, маленький гномик покинет свой дом (дети зовут так, как сказано). За маленьким гномиком, давай-ка, все движения повторяй-ка, раз и два и три ну-ка, повтори! (Дети повторяют движения, которые им показывает педагог) Пальчиковая гимнастика:
2.3 Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада Конспекты занятий основаны на методике Комаровой Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» и методике Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» [7, 11]. Занятие 1. Тема: Рисование поезда Цель: Учить вычленять основные части предмета, называть и определять их форму по сходству с геометрической; передавать в рисунке форму, относительную величину и расположение частей. Усваивать правильные приемы пользования карандашом при рисовании линий и закрашивании рисунка: держать карандаш, отступя от конца примерно на 5-6 см, не сжимать его крепко пальцами, не сгибать указательного пальца; учить рисовать контур предмета простым графитным карандашом, линии вести плавно, легко, неотрывно. Раскрашивать равномерными движениями туда - обратно в одном каком-нибудь направлении, изменять направление штрихов не нажимать на карандаш слишком сильно. Подготовка к занятию: До занятия показать детям рисунки поездов в книжках, оставить их для самостоятельного рассматривания. Подобрать крупное изображение поезда, чтобы всем было видно. Приготовить бумагу размером в писчий лист, цветные карандаши и простой карандаш. Методика проведения занятия: Показать картинку поезда. Вызывать детей и просить их называть части: локомотив, вагоны, колеса, труба. Предложить определить форму этих частей. Более мелкие части и детали дети могут рассмотреть самостоятельно. Образец, па которому велось объяснение, убирается, когда дети начинают рисовать: создавать образ поезда они должны по памяти. Предложить сперва нарисовать вагоны поезда, а затем все остальные части. Когда весь поезд будет готов, раскрасить его и нарисовать небо, траву, рельсы. В конце занятия рассмотреть рисунки и оценить, правильно ли нарисованы все части поезда, красивый ли рисунок, тщательно ли раскрашен. Примечание: Такое занятие может быть проведено и в подготовительной группе. Тогда больше внимания уделяется точности передачи формы и строения, а также композиции рисунка. Рисунок поезда может быть выполнен и красками. Занятие с использованием компьютера: С помощью педагога в программе «Обучение с приключениями. Развивай-ка для малышей» дети раскрашивают картинку с поездом и его пассажирами. Развивается фантазия, творческое мышление и формируются понятие формы и цвета за счет большого набора графических средств (кисть, карандаш, перо, мелок, заливка и т. д.) и многообразия оттенков и форм. Занятие 2. Тема: Лепка собачки Цель: Освоение формы предмета в лепке, выделение величины отдельных частей. Передавать строение фигуры собачки: овальное туловище, передние и задние лапы, овальная голова с оттянутой мордочкой и висячими ушами. Подготовка к занятию: Подобрать игрушку-собаку, приготовить глину (пластилин), доски по числу детей. Методика проведения занятия: Рассмотреть собачку (игрушку). Отметить овальное плотное туловище, круглую голову с оттянутой мордочкой, уши, как листочки, короткие толстые лапы. Во время рассматривания все время спрашивать детей. Вспомнить, какого зверя лепили раньше, у которого голова похожа на голову собачки (медведя). Сказать, что собачку надо лепить по частям. Показывать приемы работы не надо: у детей уже есть необходимый опыт. Предложить детям сначала продолговатое туловище. Потом разделить вторую половину и из одной части лепить голову. Потребовать точности в передаче выпуклого лба и оттянутой мордочки, длинных плоских ушей, коротких лап. Все части тела должны быть хорошо примазаны. В конце занятия отметить, что дети справились с заданием — собачки получились у всех. Найти работы, в которых собачки наиболее похожи на игрушку, и объяснить, почему у некоторых ребят это не получилось. Спросить детей, какую они собачку вылепили: сердитую или добрую, где она живет: в доме или во дворе. рисование графический компьютер дошкольник Занятие с использованием компьютера:В программе «Антошка. Приключения на Дне Рождения» детям дается задание найти тень предложенных животных, а затем раскрасить их. Развивается внимание, мышление и цветовосприятие ребенка. Занятие сопровождается приятным музыкальным сопровождением. В конце занятия предлагаются занимательные загадки. Занятие 3. Тема: Рисование красками картинки про собак Цель: Учить задумывать и выражать в рисунке несложный сюжет; передавать строение четвероногого животного; различно располагать изображение на широкой полосе. Развивать воображение. Подготовка к занятию: Приготовить бумагу светлого тона — светло-зеленую или светло-коричневую, краски пяти-шести цветов, включая белую, черную, коричневую. Можно заменить набор гуаши коробкой акварели, тогда дети сами выбирают нужные цвета. Подобрать сюжетные картинки с изображением собак разных пород. Методика проведения занятия: Выставить несколько картин с изображением собак разных пород. Обратить внимание детей на то, что собаки бывают разные по величине, по строению: у одной длинное туловище, длинные ноги, вытянутая морда и длинные свисающие уши, а у другой остренькая мордочка, короткие ноги и круглая голова, хвост кверху и т.д. Сказать детям, что нужно нарисовать двух-трех собак, лучше разных, придумать, что собаки делают, где находятся. Указать детям, что изображения должны располагаться на всем листе бумаги. Картины, которые дети рассматривали, убрать, чтобы рисунки создавались самостоятельно. В конце занятия все рисунки надо выставить на доске, предложить назвать самые лучшие, в которых отражено интересное содержание, хорошо нарисованы собаки. Попросить некоторых детей рассказать об их рисунках. Занятие с использованием компьютера: С помощью программы «Несерьезные уроки: Учимся рисовать» обратить внимание детей на подбор и смешивание красок в процессе раскрашивания картинок, поработать с цветом. По заданию дети раскрашивают воздушного змея тем цветом, который назовет девочка. Занятие 4. Тема: Рисование цветными карандашами. «Домики трех поросят» Цель: Научить отражать в рисунке несложный сюжет, передавать характерные особенности предметов, красиво располагать их на листе бумаги. Использовать в рисунке разные материалы: графитный карандаш, цветные карандаши или цветные восковые мелки (в соответствии с их выразительными возможностями). Закреплять умение рисовать прямые линии в разных направлениях, закрашивать рисунки, не заходя за контур, накладывая штрихи в одном направлении, без просветов, передавать штрихами фактуру веток, кирпичей, соломы, из которых построены домики; отрабатывать легкость линий. Подготовка к занятию: Накануне или за день до занятия прочесть детям книгу «Три поросенка» поговорить о том, какие домики построили себе поросята, рассмотреть иллюстрации. Спросить, какой домик оказался прочнее, почему. Сказать детям, что они будут рисовать домики, которые построили себе поросята, предложить подумать, как можно передать их особенности. Методика проведения занятия: В начале занятия вспомнить сказку о трех поросятах, спросить, какие они построили себе на зиму домики, из какого материала. Напомнить, что самый прочный домик был у Наф-Нафа: он начал строить его задолго до зимы, делал все аккуратно, не спеша, клал камни ровно, и дом получился прочный — никакой холод и волк в нем не страшны. Вот и надо постараться нарисовать ровный, прямой, прочный, красивый домик. Затем напомнить, из чего построил домик второй поросенок, из чего — третий. После этого предложить подумать, как нарисовать домики, чтобы они все уместились на листе. Проследить, чтобы все правильно взяли карандаш. В процессе занятия проверять, правильно ли дети держат карандаш, применяют ли освоенные на занятиях приемы рисования линий, закрашивания рисунка. Проследить, какие приемы будут использовать при изображении соломенной избушки. Тем детям, которые закончат работу раньше, можно предложить нарисовать около домиков листья, дерево или еще что-нибудь. Желающие пусть нарисуют поросят. По окончании занятия все рисунки рассмотреть вместе с детьми, отметить, кому удалось хорошо показать, из какого материала построен тот или иной домик; спросить, видно ли, что один домик прочный, а другой не прочный почему об этом легко догадаться. Занятие с использованием компьютера:В программе «Мышка Мия. Юный дизайнер», используя различные наборы графических средств (кисть, карандаш, перо, мелок, заливка и т.д.), дети рисуют один из домиков поросят с помощью готовых шаблонов или придумав собственный дизайн. Располагают вокруг домика поросят или траву и деревья. Развивается фантазия ребенка, творческое воображение, а яркие краски и занимательные загадки повышают мотивацию и не дают заскучать. Занятие 5. Тема: Рисование зебры Цель: Учить рисовать с натуры игрушку, точно передавая форму тела, его частей их величину и расположение по отношению друг к другу. Закреплять навык рисования предмета легкой слитной линией (графитным карандашом), аккуратно раскрашивать рисунок, накладывая штрихи в одном направлении, в пределах контура, не нажимая на карандаш слишком сильно. Подготовка к занятию: Приготовить деревянную точеную игрушку упрощенной формы, бумагу размером в половину писчего листа, карандаши. Методика проведения занятия: В начале занятия показать детям игрушку, предложить ее внимательно рассмотреть и при этом говорить, какой формы тело зебры, какой формы голова, уши, какие ноги, шея, как они расположены, как раскрашена зебра. Спросить у детей, с чего удобнее начать рисунок, чтобы он хорошо разместился на листе. Затем предложить вспомнить прием рисования овала (вначале закруглить, потом вести немного прямо, опять закруглить и опять немного прямо), правила закрашивания рисунка. Подчеркнуть, что рисунок получится красивым, если выполнять все правила при закрашивании. В процессе работы направлять внимание детей на передачу формы предмета и его частей, аккуратное закрашивание, закреплять умение свободно и легко держать карандаш. По окончании занятия выставить рисунки на стенд. Предложить детям выбрать наиболее похожие на игрушку и аккуратно закрашенные. Выбор того или иного рисунка дети должны объяснить. Примечание: Игрушка может быть взята любая, но необходимо, чтобы четко выделялась форма тела и его частей. Занятие с использованием компьютера: В программе «Азбука раскраска» дети находят букву «З» и раскрашивают картинку на нее – Зоопарк. Развивается фантазия и цветовосприятие ребенка. Смешивая краски и получая новые цвета, дети придумывают им название и применение. Занятие 6. Тема: Лепка птички Цель: Учить детей лепить птицу из целого куска, оттягивая части и придавая им нужную форму, сглаживать поверхность. Подготовка к занятию: Подобрать дымковскую игрушку — птичку простой формы, без сложных украшений. Приготовить глину, воду для сглаживания поверхности фигурок или смоченные водой губки. Методика проведения занятия: Рассмотреть с детьми дымковскую игрушку — птичку, уточнить представления детей о форме тела, шеи, головы птички, подставки, на которой она стоит. Предложить назвать форму тела, обвести ее рукой. Показать детям прием лепки птички из целого куска с оттягиванием шеи, головы, хвостика и при этом спрашивать, много ли надо оттянуть глины для шеи, что еще надо лепить, как оттянуть хвостик и т.п. Затем обратить внимание на то, что для каждого приготовлено два комочка глины: один поменьше - для подставки, другой побольше - для птички. Предложить детям начать лепить с птички. В процессе работы следить за тем, чтобы дети лепили пальцами, требовать более точной передачи образа. В конце занятия рассмотреть вылепленных птичек, предложить детям выбрать самых удачных, сказать, что, когда птички подсохнут, их можно будет раскрасить. Занятие с использованием компьютера: С помощью программы «Музыка и живопись для детей» дети переносятся в мир волшебства и классической музыки, они просматривают анимированные образы животных, сопровождаемые сюитой М.П.Мусоргского "Карнавал животных". Развивается кругозор ребенка (знакомство с картинами художников прошлого века), музыкальный слух, воображение. Занятие 7. Тема: Рисование. «Дети пляшут» Цель: Развивать творчество. Учить передавать в рисунке образы пляшущих детей, форму и относительную величину их фигур, а также изменение фигур при движениях; правильно располагать рисунок на листе с учетом нескольких изображений. Упражнять в умении рисовать карандашом и раскрашивать кистью. Учить самостоятельно подбирать краски. Подготовка к занятию: До занятия предложить желающим показать движения танцев, которые они разучивают к празднику. Обратить внимание всех на то, что в пляске положение рук и ног может быть самым различным. Подобрать или подготовить картину с изображением пляшущих детей (движения должны быть несложные — руки на бедрах, руки вверх, одна рука поднята с платком и т.д.). Приготовить бумагу размером в альбомный лист (можно цветную), простой карандаш, краски: белую, красную, желтую, черную, голубую. Методика проведения занятия: Напомнить детям, что они уже рисовали, как малыши делают зарядку, а сегодня нарисуют, как мальчики и девочки пляшут на празднике. Повесить картину с изображением детей в праздничных костюмах. Вызвать одного ребенка, потом другого, третьего и попросить принять позу какой-либо из пляшущих фигур; остальные внимательно смотрят. Предложить нарисовать несколько пляшущих детей; объяснить, что фигуры должны быть крупными и хорошо размещаться на листе. Посоветовать, прежде всего, наметить головы, а затем рисовать фигуры в целом. Рисунок выполняется карандашом, а затем раскрашивается красками. В связи с этим нужно напомнить, что карандашом рисуют только основное, без деталей, легкой линией, не нажимая. Когда дети начнут раскрашивать, сказать, что надо постараться красивее одеть пляшущих девочек и мальчиков, подумать, какие краски подойдут для одежды. Из наиболее удачных рисунков можно составить фриз и вывесить в групповой комнате. Если кто-нибудь хочет исправить свой рисунок или выполнить второй, надо предоставить ему такую возможность в свободное время. Примечание: Можно дать на каждый стол одну пустую чашечку для краски, предложить детям взять белой краски и к ней прибавить немного оранжевой. Спросить, какой цвет они получили. Сказать, что этим цветом (розовым) нужно раскрасить лица, руки, ноги (в одежде детей тоже можно использовать розовый цвет). Можно дать акварель и белую гуашь; новый цвет дети составят на палитре, смешивая белую краску с другими. Подобное, но несколько более сложное занятие может быть проведено в подготовительной группе: «Дети в карнавальных костюмах пляшут на новогоднем празднике» и т.п. Занятие с использованием компьютера: В программе «Азбука раскраска» дети находят букву, с которой начинается их имя и раскрашивают предложенную картинку на эту букву. Развивается воображение, цветовосприятие ребенка, повторяется с детьми алфавит и правописание имен. Задание 8. Тема: Лепка горшочка для цветка Цель: Учить детей лепить полую форму, слегка расширяющуюся кверху. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями и вдавливать (придавая нужную форму); лепя пальцами, сглаживать края изделия, его поверхность. Использовать при лепке стеку. Подготовка к занятию: Подобрать простой глиняный или обливной горшочек. Приготовить глину. Методика проведения занятия: Показать цветочный горшок, предложить детям жестом двух рук изобразить его форму, затем спросить, какую форму нужно придать комку глины, чтобы удобно было лепить горшок. Уточнить ответы детей: надо вылепить широкий, толстый столбик. Когда все слепят такой столбик, показать, как придать ему форму горшочка, поворачивая между ладонями и слегка сдавливая книзу. Перевернув горшочек, выровнять о доску его верх, после этого осторожно вынуть стекой глину изнутри, оставляя ровные края. В процессе занятия уточнять используемые детьми приемы лепки, напоминать и показывать на отдельном куске глины. Готовые изделия поставить на стол воспитателя или на отдельный стол, рассмотреть их, отметить наиболее удачные и неудачные. Примечание: Если кто-либо из детей закончил горшочек раньше других и сделал ей правильно, можно предложить вылепить еще один. В свободное время надо дать возможность всем желающим поупражняться в лепке горшочков разного размера. Занятие с использованием компьютера: В программе «Учись рисуя» дети раскрашивают картинки с цветами, повторяют названия цветов и их цветовую палитру, учатся считать, писать, распознавать голоса зверей и птиц, звучание музыкальных инструментов. Занятие 9. Тема: Рисование. «Разные здания на улице» Цель: Учить передавать в рисунке различные здания города или села, расположенные рядом по одной стороне улицы. Расширять представление о различных прямоугольниках — широких и узких, высоких и низких. Развивать технические приемы рисования карандашом: держать карандаш, отступя от конца примерно на 5-6 см, не сжимать его крепко пальцами, не сгибать указательного пальца. Упражнять в умении вести линии плавно, легко, неотрывно, раскрашивать равномерными движениями туда - обратно в одном направлении; изменять направление в соответствии с формой данной части рисунка, не спешить, не размахиваться, не нажимать сильно. Красиво подбирать цвета при закрашивании зданий, использовать в первую очередь светлые тона для окраски стен Подготовка к занятию: Провести экскурсию. Предварительно подобрать такое место, откуда дети могут увидеть несколько зданий разного размера и назначения. Дать детям высказаться о том, что они видят. Уточнить разницу в высоте и ширине домов, отметить различное назначение зданий и связанные с этим характерные признаки. В уголке книги поместить иллюстрации, на которых изображены городские или сельские дома разной высоты и назначения. Подготовить бумагу размером в писчий лист, простые графитные карандаши. Методика проведения занятия: Воспитательница сообщает детям, что они будут рисовать разные дома на улице. Просит припомнить, что они видели дома более высокие и пониже, широкие и узкие. Есть дома, где помещаются ясли, детский сад, столовая, кино магазин и т.д. Во многих домах живут. Напомнить детям, как надо держат) карандаш и как рисовать: сначала несколько разных по высоте и ширине домов (только стены и крыши), а затем изобразить окна и другие детали. Располагать дома надо не у самого края листа, а, немного отступив, чтобы осталось место для улицы. В конце занятия рассмотреть рисунки и обсудить с детьми, похожи ли дома на те, которые есть в данном городе (поселке, селе), в каком доме находится кинотеатр, универсальный магазин, школа и пр. Подвести детей к пониманию, что здания разного назначения отличаются друг от друга, выглядят по-разному. Примечание: Напомнить детям, чтобы они ничего не штриховали графитным карандашом; в свободное время давать желающим их рисунки для закрашивания цветными карандашами. Показать, какие надо делать легкие движения, чтобы получить светлую окраску стен и крыш домов. Раскрасив, дети могут по их желанию что-нибудь добавить к своему рисунку. Занятие с использованием компьютера: Используя программу «Секреты живописи для маленьких художников», дети рисуют различные здания, увиденные ими на экскурсии. Программа знакомит ребенка с основами рисования, научит использовать различные способы и инструменты для создания картин, самостоятельно ставить задачу, вычленять главное в художественном замысле, определять этапы его воплощения, планировать свои действия и расположение рисунка на листе. Занятие 10. Тема: Рисование с натуры вазы с цветами или ветками Цель: Совершенствовать умение определять форму предмета и его частей, передавать в рисунке расположение частей и их относительную величину. Учить детей продумывать расположение рисунка на листе и легкими линиями наносить его контур; исправлять допущенные ошибки. Обращаться к натуре в процессе рисования, самостоятельно подбирать цвета в соответствии с натурой. Правильно пользоваться кистью при проведении линий и закрашивании. Подготовка к занятию: Выбрать крупную вазу простой формы (без узоров и рисунков). Подобрать живые цветы или ветки с шишками, ягодами. Приготовить бумагу размером в альбомный лист (можно цветную — голубую, серую, желтоватую), 8-10 красок, пустые чашечки для самостоятельного получения детьми некоторых тонов путем прибавления яркого цвета в белую краску (розоватого, светло-желтого, светло-зеленого). Вместо гуаши можно дать акварель: дети получат новый цвет, смешивая краски на палитре. Методика проведения занятия: Поставить на видное место вазу простой формы (круглой, овальной, цилиндрической) с несколькими крупными цветами (маки, тюльпаны, калужница, купальница). Привлечь внимание детей. Дать возможность рассмотреть вазу молча и обменяться впечатлениями. Вызвать детей и предложить им определить форму вазы; «обрисовать» форму руками в воздухе, затем рассмотреть форму венчиков цветов, листьев, сказать, как расположены цветы, листья, в какую сторону склоняются ветви. Попросить показать на пустом листе жестом, где расположить вазу и букет. В процессе выполнения рисунка следить за правильностью передачи отношений по величине вазы и букета. Давать советы по выбору красок нужного оттенка. Добиваться крупного изображения. В конце занятия рассмотреть рисунки и полюбоваться теми, в которых самые красивые ваза и цветы. Лучшие рисунки желательно окантовать и на некоторое время повесить в группе. Примечание: Другие занятия с натуры могут проводиться по такой же методике; меняется содержание, но анализ натуры, постановка задачи и требования к изображению остаются в основном теми же. Занятие с использованием компьютера: С помощью программы «Мышка Мия. Юный дизайнер» дети рисуют поздравительные открытки с цветами к 8 марта мамам. Развивается фантазия, творческое воображение ребенка. Дети учатся задумывать композицию своей работы и размещать ее на листе, предложенном программой. Занятие 11. Тема: Декоративное рисование. «Снежинка» Цель: Учить детей создавать декоративный рисунок на розете. Учить симметрично располагать узор, использовать различные приемы работы кистью: концом, всем ворсом, примакиванием и т.п. Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие. Воспитывать инициативность, самостоятельность. Подготовка к занятию: Наблюдать с детьми за узорами на окнах, за падающими снежинками. Приготовить 2-3 образца снежинок. Листы темной бумаги в форме розеты (диаметр 12 см). Методика проведения занятия: Рассмотреть с детьми примерные образцы снежинок, выделить основные элементы, из которых составлены снежинки, определить способы рисования кистью (всем ворсом, концом), композицию снежинки. Предложить детям самим придумать, какую снежинку кто хочет нарисовать. По окончании все снежинки рассмотреть, выбрать самые красивые. Занятие с использованием компьютера: С помощью программы «Обучение с приключениями. Развивай-ка для малышей» с детьми повторяется понятие формы и цвета. Задание на сбор фрагментов мозаики развивает воображение и тренирует внимание. Методические рекомендации к занятиям: Конкретное содержание занятий может меняться в зависимости от того, в каких условиях живут дети, и какие непосредственные впечатления у них накопились: одни дети проводят лето в пригородах большого города, другие в сельской местности, третьи уезжают совсем в другие области (например, из северных областей на юг). Не учитывать эти различия будет большой ошибкой. Вот почему рекомендации лишь примерные. Просмотрев примерные планы занятий, можно заметить, что один и тот же предмет изображается несколько раз в разных темах - птица, четвероногое животное, человек. С изменением содержания рисунка или лепки возникает необходимость и в изменении характера изображения. После того как дети лепили воробьев на кормушке, они вырезывают и наклеивают птиц на ветках. Научившись лепить собаку и усвоив ее строение, дети рисуют собак разной породы, имеющих характерные отличия. Такое распределение занятий по циклам - про птиц, собак, человека в движении и др. - дает возможность хорошо понять основное строение, основные черты этих групп предметов. Вместе с тем в каждое занятие включается что-то новое. Дети замечают и осваивают это новое, сравнивая его с тем, что рисовали и лепили ранее. В ряде занятий перед детьми ставится задача передать отношение предметов по величине - большие и маленькие елки, воробьи и голуби, собака и щенок и др. Аппликация дается в виде коллективных работ. Каждый ребенок вырезает и склеивает изображение, а затем находит ему место в общей композиции. В группе должны быть созданы условия для самостоятельной художественной деятельности. Усваиваемые детьми на занятиях знания, умения и навыки по рисованию, лепке, аппликации, способы творческой деятельности позволяют детям самостоятельно и активно создавать изображения по своему желанию, свободно применять полученные умения для подготовки рисунков, аппликаций для игр, инсценировок, вечеров-досугов, праздников. Такое направление творческих способностей детей следует поощрять, побуждать детей к творческой активности. Не только психологи, но и родители заметили, что в процессе компьютерных занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно. В исследованиях многих психологов отмечалось, что у маленьких детей еще нет желания запомнить. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и в этом незаменимым помощником является компьютер. Он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, ускоряя его запоминание и делая его более осмысленным и долговременным. На всех занятиях на компьютере (от самых простых до сложных) детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, удерживать мышь, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. Компьютер значительно расширил возможности предъявления информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к обучению, но и возможность регулировать предъявление заданий по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к занятиям – неуспех, обусловленный непониманием взрослого или материала, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести начатое до конца, опираясь на необходимую помощь педагога или программы. Одним из источником мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла развивающие цели занятий. В ходе исследования были рассмотрены психологические аспекты обучения рисованию детей от 2 до 7 лет (до-изобразительные и изобразительные стадии). В организации обучения изобразительной деятельности в детском саду мы выделили три следующих друг за другом этапа: восприятие предмета в целом, обследование с анализом и выделение цвета предмета. Был проведен анализ образовательных программ по изобразительной деятельности в детском саду: программа Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Л.В. Руссковой «Программа воспитания и обучения в детском саду» и программа Комаровой Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». В рамках информатизации дошкольного образования рассмотрена система использования компьютерных средств в дидактике детского сада, в основе которой лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса на базе информационных технологий – компьютерно-игровой комплекс. Были решены следующие задачи: 1. Изучен опыт обучения ИЗО в дошкольных учреждениях и существующие подходы и методики по рисованию. 2. Выявлены возможности и перспективы использования компьютерных программ в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников. 3. Разработана система задач и упражнений, адаптированная к использованию в условиях ДОУ в КИК на занятиях по рисованию в старшей группе. 4. Осуществлена экспериментальная проверка использования разработанного методического комплекса по обучению изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях. Проводя педагогический эксперимент, мы пришли к выводу, что, аккуратно выполняя все упражнения на компьютере, с помощью воспитателя, ребенок учится: - правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение и цвет предметов. Правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и центр - изображение не должно быть слишком велико и слишком мало, быть сдвинутым к одному краю экрана. - правильно располагать рисунок на листе в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета; - сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; - соблюдать последовательное выполнение рисунка начинать рисунок с построения всего изображаемого предмета, затем переходить к прорисовке его частностей и заканчивать уточнением общих очертаний и форм. Все эти навыки ребенок получает за счет упражнений, реализованных в программах для детей по ИЗО, работа в которых предельно проста. Литература 1. AlisaStudio – разработка мультимедийных обучающих программ (http://www.alisastd.ru/forma.htm). 2. Wunderkind- материалы для обучения и развития ребенка (http://wunderkinder.narod.ru). 3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.: ил. 4. Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. 5. Единый каталог в Интернет // (http://www.allshops.ru ). 6. Игрушки и пособия для детского сада: Оборудование пед. Процесса: Кн. для воспитателя дошк. учреждений Москвы Сост. Л.Ф. Островская; Под. ред. В.М. Изгаршевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 175с.: ил. 7. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей./Под ред. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. – 208 с., ил., 16 л. вкл. 8. Институт новых технологий. Творческие среды Лого // (http://www.int-edu.ru/logo/index.html). 9. Информатика и образование. – 2003. - №№2, 3. 10. Каталог дисков в Интернет (http://www.bolero.ru). 11. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил. 12. Компьютерное детство – развивающие игры для малышей. ИЗО (http://igrushechki.narod.ru/Izo.htm ). 13. Мазанова Наталия Болеславовна, курс «Учимся рисовать» (http://schools.keldysh.ru/schin16/prezent/tvorchestvo/ferst0.htm ). 14. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /Сост. Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с. 15. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУ (http://www.5ka.ru/62/13294/1.html). 16. Образовательный портал: учебное оборудование, учебные пособия, каталог учебного оборудования, перечень учебного оборудования, учебно материальная база // (http://www.Ucheba.com). 17. Психология обучения рисованию // (http://www.russianlink.com/); (http://www.7ya.ru). 18. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384с.; ил. 19. Развитие познавательных процессов на уроках ИЗО (http://www.reftrat.su/refs_new/811/ref_part_0.shtml). 20. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей /Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с., ил. 21. Силберг Дж. 500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3 до 6 лет Пер. с англ. Е.Г. Гендель. - Мн.: ООО «Попурри», 2004, - 464 с.: ил. 22. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с. 23. Смирнова Е.О., Бугуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста:Кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1991. 24. Челябинский областной институт усовершенствования учителей: Димитрий Павлов. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. - Челябинск, 1992. – 136c. 25. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. –360с. |