Лабораторная работа: Исследование эмоциональной и волевой сферы
Название: Исследование эмоциональной и волевой сферы Раздел: Рефераты по психологии Тип: лабораторная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление 1. Исследование эмоциональной сферы 1.1 Методика САН 1.2 Тест личностной тревожности Спилберга 1.3 Тест агрессивности Баса-Дарки 1.4 Тест нервно-психического напряжения Немчина 2. Исследование волевой сферы 2.1 Тест ВСК 2.2 Исследование субъективного контроля 2.3 Исследование настойчивости 2.4 Исследование импульсивности 1. Исследование эмоциональной сферы Диагностическое обследование, проводилось на 2 испытуемых Н.П. – 29 лет и Е.Е. – 50 лет, с целью исследования эмоциональной и волевой сферы. Следовательно, по каждой методике будут расписаны результаты тестирования к каждому испытуемому. 1.1 Методика САН Цель : оперативная оценка самочувствия, активности, настроения . Описание : опросник, который состоит из 30 пар противоположных характеристик. По содержанию эти характеристики входят в 3 группы: самочувствие, активность, настроение. По 10 пар в каждой шкале. Выраженность каждой полярности может быть представлена в баллах от -3 до 3. Процедура проведения : испытуемый должен оценить в баллах каждую из предлагаемых характеристик своего состояния. Инструкция : выразите количеством баллов от -3 до 3 свое состояние, имея ввиду, что баллы 2, 3, и -2, -3 более близки к предлагаемым оценкам, а 0, 1 и -1 менее. При этом баллы 3, 2 соответствуют оценкам левого столбца, а -2, -3 – правого.
Вывод Испытуемый Н.П. Полученные результаты свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого. Но соотношение баллов говорит о нарастании усталости, так как самочувствие и активность снижены по отношению к настроению. Испытуемый Е.Е. Полученные результаты свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого. Сниженная активность и самочувствие по отношению к настроению, говорит о начальной стадии утомления. 1.2 Тест личностной тревожности Спилберга диагностический тревожность агрессивность настойчивость Цель: определить степень интенсивности реактивной тревожности и частоту выраженной личностной тревожности. Описание : данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Процедура проведения : испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав, как он себя чувствует в данный момент (реактивная тревожность, 1-20 вопросы) и как он себя чувствует обычно (личностная тревожность, 21-40 вопросы). На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности реактивной тревожности и по частоте выраженной личностной тревожности. Инструкция : прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно . Цифры справа означают: «1» – никогда; «2» – почти иногда; «3» – часто; «4» − почти всегда.
Вывод Испытуемый Н.П. Реактивная тревожность низкая , что свидетельствует о спокойной обстановке в данный момент. Испытуемый чувствует себя комфортно и расслабленно. Личностная тревожность умеренная , испытуемому свойственна психоэмоциональная устойчивость, умение быстро выстраивать нужную линию поведения, способность быстро действовать, также в состоянии адекватно оценивать ситуацию, какой бы она ни была. Испытуемый Е.Е. Реактивная тревожность умеренная, что свидетельствует о пограничном состоянии либо до стресса, либо после. Испытуемый слегка обеспокоен, но держит ситуацию под контролем. Личностная тревожность умеренная , испытуемый не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают равновесие («выходит из себя».) 1.3 Тест агрессивности Баса-Дарки Цель: выявление уровня агрессивности и изучение выраженности видов агрессии. Описание : опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. Процедура проведения : испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав в качестве ответа вариант «да» или «нет». Инструкция : прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте «да» или «нет», долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Вывод Испытуемый Н.П. Агрессивность – низкая. Испытуемый может проявить физическую агрессию, только если их систематически «изводят». В остальных случаях сдерживается, даже если его ударят. Тем не менее, направляет агрессию косвенным путем, может нелестно отозваться о людях которые ему не нравятся, в крайних случаях «хлопает дверью» или «стучит кулаком по столу». Любит поспорить на повышенных тонах. На крик отвечает криком. Враждебность – низкая. Испытуемый вполне доволен своей судьбой, отношение к людям в целом доверительное. Однако иногда ему кажется, что над ним смеются и завидуют. Но ведет себя при этом спокойно. Может раздражаться, но быстро успокаивается. Весьма терпим к чужим недостаткам, и требует к себе того же отношения. Не обидчив. Испытуемый Е.Е. Агрессивность – высокая. Испытуемый всегда проявляет физическую агрессию, особенно если угроза направлена на его достоинство и семью. Он легко выходит из себя, при этом может ударить обидчика. Любит посплетничать о людях, которые ему не нравятся, если что-то идет не по его правилам, обижается. В приступе гнева, может схватить первую попавшуюся под руку вещь и сломать её. При этом непременно «стучит кулаком по столу» и «хлопает дверью» демонстрируя свой гнев. Если ему не нравится поведение кого-либо, может сказать все что думает. Если кто-то повысит на него голос, в ответ получит такой же ответ. При этом считает себя не агрессивным, своё поведение оправдывает «нормальной» реакцией на угрозу. Враждебность – средняя. Испытуемый считает себя не справедливо обделенным судьбой. Но согласен с тем, что сам не всегда пользовался благоприятной ситуацией. Склонен к зависти, хотя стыдится этого и старается скрыть. К людям относится с легким недоверием. Может нагрубить тому, кто ему не нравится. Подозревает, что его обсуждают, за его спиной. Не особенно верит в то, что люди говорят правду, к «чужакам» относится настороженно. Ведет себя снисходительно по отношению к чужим недостаткам. Не любит когда им командуют, и с удовольствием нарушает правила, которые ему не нравится. При этом умудряется испытывать чувство вины. В связи с этим предпочитает завязывать дружеские отношения с начальством или вовсе не работать. 1.4 Тест нервно-психического напряжения Немчина Цель: изучение степени нервно-психического напряжения. Описание : Опросник состоит из 30 пунктов, каждый из которых отражает различные аспекты нервно-психического напряжения. Процедура проведения : испытуемому предлагается ответить на 30 вопросов, выбрав вариант ответа, который соответствует его состоянию в настоящее время. Инструкция : «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком, плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время. При этом в каждом блоке признаков, где указаны 3 варианта проявления признака, может быть Толька одна отметка галочкой. Блоки не должны пропускаться». Испытуемый Н.П.
Испытуемый Е.Е.
Вывод Испытуемый Н.П. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации. Испытуемый Е.Е. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации. 2. Исследование волевой сферы 2.1 Тест ВСК Цель: Методика ВСК направлена на изучение волевых качеств индивида. Предназначена для обобщённой оценки индивидуального развития волевой регуляции, под которым понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Описание : опросник ВСК содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. В результате суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков», по шкале «настойчивость» от 0 до 16, по шкале «самообладание» от 0 до 13. Процедура проведения : испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав в качестве ответа вариант «да» или «нет». Инструкция : прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте «да» или «нет», долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Вывод Испытуемый Н.П. Испытуемый не всегда способен себя контролировать, в случае если начатое дело не получается, может его бросить. В зависимости от трудностей ответственность колеблется, так же как и устойчивость намерений. Может принять решение что-то сделать именно сейчас, но передумать в пользу более увлекательного времяпрепровождения, если дело для него не имеет высокой ценности. При этом отдает себе отчет в собственном поведении. Иногда оправдывается болезнью или непонятной слабостью. Готовы к восприятию нового, с поправкой, что это «новое» будет положительное. Подолгу колеблются в принятии решения. В связи, с чем предпочитают пользоваться готовыми решениями. Испытуемый Е.Е. Испытуемый не всегда способен себя контролировать, в случае если начатое дело не получается, может его бросить. В зависимости от трудностей ответственность колеблется, так же как и устойчивость намерений. Может принять решение что-то сделать именно сейчас, но передумать в пользу более увлекательного времяпрепровождения, если дело для него не имеет высокой ценности. При этом отдает себе отчет в собственном поведении. Иногда оправдывается болезнью или непонятной слабостью. Готовы к восприятию нового, с поправкой, что это «новое» будет положительное. Подолгу колеблются в принятии решения. В связи, с чем предпочитают пользоваться готовыми решениями. 2.2 Исследование субъективного контроля Цель: определить локус субъективного контроля. Описание : методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень сформированности субъективного контроля как у одного, так одновременно и у нескольких человек. Данный тест представлен в виде опросника из 44 вопросов. Процедура проведения : испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав в качестве ответа вариант «да» или «нет». Инструкция : предлагаемый вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны вы с данным утверждением или нет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны – знак «–». Помните, что в тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел вам в голову. Испытуемый Н.П. 0 _______________¦______________ 44 28 экстернальный интернальный Интернальный, внутренний локус контроль (средний уровень). Испытуемый Е.Е. 0 _______________¦______________ 44 23 экстернальный интернальный Интернальный, внутренний локус контроль (средний уровень). Вывод Испытуемый Н.П. Интернальный, внутренний локус контроль (средний уровень) – приписывает ответственность собственным способностям и усилиям. Активная позиция по отношению к своему здоровью. Лучше работает в одиночестве. Активно ищет информацию и обычно осведомлен о ситуации. Благожелателен, уверен в себе и терпим. Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля. Испытуемый Е.Е. Интернальный, внутренний локус контроль (средний уровень) – приписывает ответственность собственным способностям и усилиям. Активная позиция по отношению к своему здоровью. Лучше работает в одиночестве. Активно ищет информацию и обычно осведомлен о ситуации. Благожелателен, уверен в себе и терпим. Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля. 2.3 Исследование настойчивости Цель: определить уровень настойчивости. Описание : бланки с тремя наборами слов для составления предложений. Регистрируется время составления предложений. Процедура проведения : в процессе исследования испытуемому последовательно предъявляют бланки с наборами слов и просят составить из слов предложения. Трудность составления предложений из первого и второго набора слов практически одинакова, а из третьего набора составить предложение практически невозможно, но испытуемый об этом не должен знать. Инструкция : используя все слова набора, напечатанные на бланке, составьте осмысленное предложение. Время Вашей работы фиксируется. Испытуемый Н.П. Уровень настойчивости Рн = 1,1 – низкий уровень. Испытуемый Е.Е. Уровень настойчивости Рн = 1,2 – низкий уровень. Вывод Испытуемый Н.П. Умение и желание добиваться поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия, отсутствует. Испытуемый Е.Е. Умение и желание добиваться поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия, отсутствует. 2.4 Исследование импульсивности Цель: определить уровень импульсивности. Описание : опросник В.А.Лосенкова, состоящий из 20 вопросов, к каждому из которых дана четырехбальная шкала ответов. Процедура проведения : Испытуемому предлагают текст опросника с четырехбальной шкалой ответов по каждому вопросу. Инструкция : предлагаемый вам опросник содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите кружочком номер выбранного Вами ответа. В тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Старайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел вам в голову. Испытуемый Н.П. Импульсивность – 40, уровень средний, импульсивность умеренная. Испытуемый Е.Е. Импульсивность – 41, уровень средний, импульсивность умеренная. Вывод Испытуемый Н.П. Самоконтроль в общении и деятельности средний. Импульсивно реагирует только на индивидуальные раздражители. Жизнь распланирована только на самое ближайшее будущее. Имеют стойкие интересы, только если считают их стоящими. Испытуемый Е.Е. Самоконтроль в общении и деятельности средний. Импульсивно реагирует только на индивидуальные раздражители. Жизнь распланирована только на самое ближайшее будущее. Имеют стойкие интересы, только если считают их стоящими. |