Контрольная работа: Влияние Византии на политическое, правовое и духовное развитие Древней Руси
Название: Влияние Византии на политическое, правовое и духовное развитие Древней Руси Раздел: Рефераты по истории Тип: контрольная работа |
Введение Влияние Византии на политическое, правовое и духовное развитие Древней Руси до сих пор остается объектом многих исследований со стороны историков, политиков, правоведов, культурологов. В августе 1991г. в Москве проведен 18-й Всемирный конгресс византиноведческих исследований, в котором приняли участие около 700 ученых почти из 40 стран мира и на котором проблема отношений Руси и Византии была одной из самых приоритетных. На самом разном уровне знаний и культуры в обществе обсуждается вопрос о якобы открывавшихся некогда перед Русью альтернативных и «упущенных» предками путях развития и о возможных глубоких и давних причинах часто поражающих Россию бедствий и крутых поворотов в её истории[1] . Объект исследования представленной работы – отношения Византии с Древней Русью. Предмет исследования – определение факторов в отношениях Византии с Древней Русью, повлиявших на становление политической, правовой и духовной культуры Древней Руси. Целью исследования является определение роли Византии в отношениях с Русью на дальнейшее развитие нашей страны. В работе использованы труды Гумилева Л.Н., Бибикова М.В., Владимирского-Буданова М.Ф., обзор исторических трудов Литаврина Г.Г., а также учебники Исаева И.А., Рыжова К.В., Вальковой В.Г., Вальковой О.А. Основная часть работы состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены различные факторы, обусловившие становление культуры Древней Руси. В заключительной части обобщены результаты влияния Византии в становлении политической, правовой и духовной культуры нашей страны. 1. Политическое влияние Международно-политическая концепция Византии, её отношения с Русью, были обусловлены традиционализмом идеологических установок. Они заключались в римском имперском универсализме, в эллинистическом противопоставлении греков и «варваров», в христианском экуменизме с идеей общей церкви, сочетавшимся с византийской идеей самодержавия. Одновременно нельзя не отметить гибкость византийской дипломатии в балансировке между традиционной теорией и учетом политических реалий. Принципы и методы византийской дипломатии во взаимоотношениях с Русью включали в себя установление межгосударственных договорных отношений, вводивших международную политику в правовое русло, препятствовавшее совершению неожиданных набегов, разгромов городов, оказанию военного давления[2] . Наибольшее влияние Византийской культуры проявилось при становлении Московского княжества (XIII–XVв.в.) и формировании великорусского государства (XV-XVIв.в.). Очень важное место в отношениях между государствами уделялось церемониям приемов, торжественных обедов, официальных и неофициальных бесед. Брак Московского государя - князя Ивана III Васильевича с племянницей последнего византийского императора Софьей был важным событием в русской истории. При Софье утвердились многие порядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам Великий князь вдруг как-то возвысился в глазах современников, которые заметили, что Иван после брака на племяннице византийского императора явился вдруг самовластным государем и возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и Гедемина должны были благоговейно преклониться наравне с последним из подданных. Именно в то время Иван III стал внушать страх одним своим видом. Этот брак укрепил положение Древней Руси на международной арене. Желая показать, что Москва во всех отношениях является преемницей Константинополя, Иван III впервые на Руси ввёл обряд венчания на царство. Кроме того, он объединил Московский герб с гербом Византии: московского Георгия Победоносца, убивающего змея, с византийским двуглавым орлом[3] . Позднее, Иван IV Грозный стал именовать себя царем по аналогии с византийским императором. До XV века митрополит на Руси назначался с согласия византийского патриарха.Так же как в Византии, на Руси стали возникать монастыри, церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями[4] . Учет византийской концепции политической иерархии в мире и дипломатической практики империи в отношениях с другими государствами помогает оценить русско-византийские договоры и взаимоотношения обоих государств. 2. Правовое влияние Первое знакомство русских с византийским правом относится еще ко времени, предшествовавшему принятию христианства: византийскими элементами проникнуты договоры русских с греками X века, регулировавшие отношения русских и греков во время пребывания первых в Царьграде. С принятием христианства в Россию занесены были греческим духовенством сборники византийского права, церковного и светского. 2.1 Договоры с Византией В результате походов заключались русско-византийские договоры, регулировавшие торговые и политические отношения между государствами. Три договора с Византией 911, 945, 971г.г. имели целью обеспечить регулирование торговых отношений между двумя странами. Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся сводом устных норм обычного права. Будучи международными, эти договоры в ряде случаев фиксируют межгосударственные нормы, но древнерусское право находит в них яркое отражение[5] . · Договор 2 сентября 911 г. заключён после успешного похода дружины князя Олега на Византию в 907г. Он восстанавливал дружественные отношения государств, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право (вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении). · Договор 945 года заключён после неудачного похода войск князя Игоря на Византию в 941 г. и повторного похода в 944 г. Подтверждая в несколько изменённом виде нормы 911 года, договор 945 года обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты, вводил ряд ограничений для русских купцов. Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии, не оставлять застав в устье Днепра, помогать друг другу военными силами. · Договор июля 971 года заключён князем Святославом Игоревичем с императором Иоанном Цимисхием после поражения русских войск в болгарском Доростоле. Составленный в неблагоприятных для Руси условиях, он содержал обязательства Руси воздержаться от нападений на Византию[6] . Из договоров с Византией X в. видно, что купцы играли видную роль в международных отношениях Руси, когда они не только осуществляли куплю за границей, но и выступали в роли дипломатов, имевших широкие связи с иностранными дворами и общественными верхами. В договорах также упоминается смертная казнь, штрафные санкции, регламентировались право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров. При этом в договорах предусматривалась реализация права кровной мести и других норм обычного права[7] . Договоры Руси с Византией являются исключительно ценным источником по истории государства и права Древней Руси, древнерусского и международного права, русско-византийских отношений. 2.2 Рецепция византийского права Проводником Византийского права являлось духовенство, применявшее его в церковном суде. Сообразно с компетенцией этого суда влиянию Византийского законодательства подверглось преимущественно право семейное и наследственное. Так, все положения Русской Правды об опеке и наследовании супругов воспроизводят начала Эклоги. В этих же сферах проявлялось влияние духовенства и на законодательную деятельность князей[8] . Кроме Русской Правды в Древнерусском государстве действовали церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X–XI в.в.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская правда. Церковники перевели на древнерусский язык ряд памятников византийского права (Кормчие книги, Закон судный людем и др.)[9] . После исследований некоторых историков - правоведов признается несомненным, что на Руси с самых первых времен существования христианства были известны в славянском переводе оба Номоканона, употреблявшиеся в византийской церкви: Номоканон в 50 титулов и Номоканон в 14 титулов. Первый из них был переведен на славянский язык ещё до крещения Руси. Второй в его древнейшей редакции был переведен на Руси при Ярославе I. Одновременно с Номоканонами в Россию были занесены и другие памятники Византийского законодательства - Эклога и Прохирон, которые вместе с Номоканонами входили в состав древних сборников, известных под названием Кормчей Книги. Также при первых христианских князьях перешел к нам и «Закон судный людем» — переделка 17-го титула исаврийской эклоги, т. е. устава о преступлениях и наказаниях[10] . Кроме того, в Древней Руси были известны и другие юридические сборники византийского происхождения. Например, Компиляция, относящаяся к концу XII - началу XIII века и носящая в рукописях название «Книги законные, ими же годится всякое дело исправляти всем православным князем». В состав ее входят: 1) «Закони земледельнии от Оустиниановых книг» — земледельческий устав; 2) «Закон о казнех»; 3) «Закон о разделении браком», т.е. о причинах развода и 4) «Главы о послусех»; три последние отдела заимствованы из Прохирона и Эклоги. Прямых свидетельств о практическом применении земледельческого устава (остальные части компиляции были известны из Кормчей) не имеется, но весьма вероятно, что он применялся в духовных судах, в особенности по отношению к крестьянам, сидевшим на землях духовенства[11] . Другой юридический сборник, по своему характеру и содержанию весьма близкий к «Книгам законным», появился в конце XIII - начале XIV в. под названием «Мерила праведного». Этот сборник составлен был из готового славянского материала, заимствованного из Кормчей, и должен был служить как нравственным наставлением, так и юридическим руководством для судей. В московскую эпоху Византийское право применялось непосредственно только духовными судами; светские учреждения знали его лишь постольку, поскольку оно отражалось в государевых указах, а потому влияние его на практику не могло получить решающего значения. На указной деятельности московских государей оно отражалось также в меньшей степени, чем в Руси домосковской. Тем не менее многие статьи Соборного уложения 1649г. заимствованы из византийского права. Впоследствии некоторые из этих статей перешли в Свод Законов. Несравненно глубже было влияние духовенства, руководствовавшегося византийскими законами, в области уголовного права. До принятия христианства на Руси господствовал материальный взгляд на преступление как на причинение обиды и вреда. Духовенство вносит новое воззрение — формальное; преступление становится нарушением предписаний закона. Начинает проникать и система наказаний, заимствованная из Эклоги, а именно смертная казнь, телесные и членовредительные наказания. Преступления взяты из византийских сборников, а наказания — русские. В «Русской Правде» из византийских наказаний заимствованы только поток и разграбление, т.е. ссылка преступника с конфискацией его имущества. Телесные наказания вытесняют денежные штрафы; смертная казнь получает широкое развитие. В то же время в системе наказаний происходит и другая существенная перемена. В памятниках домосковской Руси, например в «Русской Правде», господствует система безусловно определенных наказаний. В памятниках московского государства, как и в Эклоге, часто встречаются наказания неопределенные: предписывается чинить наказание по усмотрению, как «государь укажет», или «наказати смотря по вине»[12] . Под влиянием Византийского права возник институт душеприказчиков, сделан был первый шаг к различению детей законных и незаконных, к ограждению личной и имущественной самостоятельности жены и проч. 3. Духовное влияние Киевская Русь, приняв в 988 году христианство из рук Византии, унаследовала целую систему духовных, эстетических, моральных ценностей, свойственных христианской культуре. 3.1 Церковь. Христианство Церковь играла крупную роль в экономической и политической жизни Древнерусского государства. С принятием христианства высшую церковную иерархию стало возглавлять византийское духовенство. Лишь при Ярославе киевским митрополитом был поставлен Илларион, русский по происхождению[13] . По приказу Ивана III греческий монах Максим Грек переводил греческие церковные книги на русский язык. Несмотря на все перипетии и сложности в отношениях с Византией, принятие Русью христианства от неё стало неизбежным. Здесь для Руси не существовало иных исторических альтернатив. Иудаизм и ислам был представлен соседними с Русью кочевыми и полукочевыми народами, весь образ жизни и менталитет которых был абсолютно чужд земледельцу-славянину. А униженный и маловлиятельный к концу X века Рим был слишком далеко. Весь ход становления и развития Древнерусского государства и само его геополитическое положение обусловили ту историческую закономерность, которая сделала именно Византию «крестной матерью» Древней Руси[14] . 3.2 Станковая и монументальная живопись В области станковой живописи первым толчком влияния византийской живописи был привоз на Русь икон в X-XI в.в., которые потом копировали. Привозимые иконы помещались в новопостроенные храмы и на многие века становились почитаемыми святынями. Русское слово «икона» восходит от греческого «эйкен», что означает изображение, образ, подражание. Иконопись строго следует богословским канонам письма иконы, разработанным в Византии на VII Вселенском Соборе ещё в 787 году. И древнерусская иконопись унаследовала традиционные принципы изображения святых, закреплённых иконописными подлинниками византийского образца. Византийский канон живописи не был безоговорочно принят русскими художниками. В живопись мастеров из Византии, творящих в Киеве, Новгороде и других городах, проникают русские образы. Например, роспись собора св.Софии в Киеве представляет собой один из великолепнейших образцов фресковой живописи 11 века. Это один из самых ранних из известных нам памятников монументальной живописи, отлично сохранившийся[15] . 3.3 Архитектура В период сложения на Руси монументальной архитектуры, в конце X – 1-й половине XI века, роль византийского влияния была очень велика. Отсутствие собственных традиций каменно-кирпичной архитектуры и собственных мастеров привело к тому, что строительство в Киеве на ранней его стадии было целиком в руках приезжих греческих зодчих. Тем не менее полного совпадения византийских и киевских построек даже в тот период не наблюдается. Византийское искусство, унаследовав громадный опыт художественного развития античности, выработало к X веку особый вид храма, чья композиция и выразительность стали образцами для архитектуры всей Восточной Европы. Это был так называемый крестово-купольный храм, структура которого стала основополагающей для зодчества домонгольской Руси. На её основе были созданы оригинальные высокохудожественные произведения. Таким был первый каменный храм, построенный в 991-996г.г. – Десятинная церковь, впоследствии разрушенная татаро-монголами в XIII веке[16] . 3.4 Музыкальная культура византия русь дипломатия влияние Византийская эстетика оказала огромное влияние на музыкальную культуру, надолго определив путь развития русской музыки. Древняя Русь восприняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением как непосредственный источник. Летописец в «Повести временных лет» объясняет выбор новой веры по византийскому образцу красотой византийского богослужения, поразившей русских послов. Феодосием Печерским было введено на Руси основополагающее понятие византийской музыкальной эстетики – «ангелогласное пение». Оно сыграло важную роль в развитии русской церковной хоровой музыки всех последующих эпох. В Византии идея ангелогласного пения развивалась у Псевдо-Дионисия Ареопагита. Византийский канон лёг в основу певческой церковной культуры Древней Руси. Однако, если в Византии музыкально-поэтический канон богослужения складывался постепенно на протяжении нескольких столетий и оформился окончательно к X веку, в Древней Руси канон был воспринят целиком вместе с крещением Руси и рассматривался как нечто незыблемое, священное. Его нарушение на Руси могло рассматриваться как ересь.В дальнейшем первоначальная византийская основа церковного пения видоизменялась, ассимилировалась на русской почве[17] . Заключение Несомненно, влияние Византии на политическое, правовое, духовное развитие Древней Руси имеет всемирно-историческое значение. В период становления государства Древней Руси Византия как самая культурная в то время страна Европы помогла Руси выйти из мрака язычества, содействовала Руси в обретении своего государственного достоинства, явилась для Руси источником славянской грамоты, ставшей главным фактором быстрого и всестороннего прогресса древнерусской культуры[18] . Древняя Русь унаследовала многие порядки и обычаи византийского двора, в т.ч. обряд венчания на царство, государственные титулы, объединение Московского герба с гербом Византии. Так же как в Византии, на Руси стали возникать монастыри, церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями. Из русско-византийских договоров древнерусское право переняло многие межгосударственные нормы. Основными источниками византийского права, заимствованными древнерусским правом явились Номоканоны, Эклога, Прохирон, «Закон судный людем». Преступление стало рассматриваться не как причинение обиды и вреда, а как нарушение предписаний закона. К концу X века, когда Русь приняла христианство, окончательно сложился классический византийский стиль, сохранявшийся почти без изменений около полутора столетий. Торжественный, возвышенный характер византийского искусства, глубокая одухотворённость его образов, наглядно демонстрирующих христианские идеалы, оказались созвучными мироощущению и художественно-эстетическим потребностям Древней Руси. Список использованных источников и литературы 1. Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т.II. Европа: V-XVII в.в./ Нац. обществ.-научный фонд; Руководитель науч.проекта Г.Ю.Семигин. – М.: Мысль, 1999.- 829 с. 2. Бибиков М.В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси/ Рос.Академия наук; Ин-т всеобщей истории. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 736 с. 3. Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. - М.: Рольф, 1999.-352 с. 4. Византия и Русь / Сост. Т.Б.Князевская. М.: Наука, 1989. – 336 с. 5. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1995г. – 640 с. 6.Гумилёв Л.Н. От Руси до России / Сост. и общ.ред. А.И.Куркчи. – М.: «Институт ДИ-ДИК», 1997. – 560 с. 7. Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996. – 8. История государства и права СССР часть 1 «Юридическая литература» Москва 1972г. под ред. Калинина Г.С. и Гончарова А.Ф. 9. Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – 398 с. 10. Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т.7. Документы крестьянской реформы. – М.: Юрид.лит., 1989. – 816 с. 11. Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2001. – 656 с. [1] Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.5-7. [2] Бибиков М.В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси/ Рос.Академия наук; Ин-т всеобщей истории. – М.: Языки славянской культуры, 2004. –с.71. [3] Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2001. - с.38. [4] Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996. – с.18. [5] История государства и права СССР часть 1 «Юридическая литература» Москва 1972г. под ред. Калинина Г.С. и Гончарова А.Ф., с.76-85. [6] Бибиков М.В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси/ Рос.Академия наук; Ин-т всеобщей истории. – М.: Языки славянской культуры, 2004. –с.68-70. [7] Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996. – с.16. [8] История государства и права СССР часть 1 «Юридическая литература» Москва 1972г. под ред. Калинина Г.С. и Гончарова А.Ф., с.76-85. [9] Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996. – с.17. [10] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1995г. – с.114-115. [11] Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т.II. Европа: V-XVII в.в./ Нац. обществ.-научный фонд; Руководитель науч.проекта Г.Ю.Семигин. – М.: Мысль, 1999.- с.101-103. [12] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1995г. – с.114-115. [13] История государства и права СССР часть 1 «Юридическая литература» Москва 1972г. под ред. Калинина Г.С. и Гончарова А.Ф., с.86. [14] Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.7. [15] Византия и Русь / Сост. Т.Б.Князевская. М.: Наука, 1989. – с.139. [16] Византия и Русь / Сост. Т.Б.Князевская. М.: Наука, 1989. – с.141-142. [17] Византия и Русь / Сост. Т.Б.Князевская. М.: Наука, 1989. – с.145-152. [18] Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX – начало XII в.) – Спб.: Алетейя, 2000. – с.6-7. |