Курсовая работа: Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
Название: Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа |
РПА МИНЮСТА РОССИИ Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал) КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО» Тема: «РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» Выполнила: студентка 5 курса 66 группыРожко Светлана Александровна САРАТОВ 2011 г. План Введение I. Понятие режима, его цели и функции II. Содержание режима в исправительных учреждениях III. Основные средства обеспечения режима в исправительных учреждениях Заключение Библиографический список Введение В этимологическом смысле слова режим означает точно установленный распорядок или уклад жизни. В русском языке дополнительно отмечают режим как систему правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели. Режим в исправительных учреждениях охватывает оба аспекта его филологического толкования. Термин “режим” встречается в первых юридических документах, регулирующих исполнение и отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы, изданных в период становления Советского государства. Он используется в текстах Временной инструкции “О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового” - 1918 г., “Положения об общих местах заключения РСФСР” - 1920 г., первых отечественных исправительно-трудовых кодексах. По своему происхождению термин “режим” - слово французское и в дословном переводе имеет три значения: 1) государственный строй, образ правления; 2) точно установленный распорядок жизни труда, отдыха, сна, питания и т.д.; 3) система правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели. Анализ правовой литературы, законодательства и ведомственных нормативных актов показывает, что “режим” - категория юридическая. Причем уголовно-исполнительное законодательство признает две его составляющих. Это режим исполнения и режим отбывания лишения свободы. “Режим исполнения” выступает как система нормативно-правовых предписаний об исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, адресованных персоналу учреждений уголовно-исполнительной системы. “Режим отбывания наказания” как нормативно урегулированный процесс отражает уклад, образ жизни осужденного в период отбывания лишения свободы. В целом, по мнению Н.А. Стручкова, А.В. Папуашвили, “Режим - установление того, что нужно государству, а не отражение желаемых осужденными отношений”. Так как речь идет о режиме осужденного, то этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений. В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно и не вызывало особых дискуссий. Под режимом исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества понимается порядок исполнения и отбывания ареста, лишения свободы на определённый срок, пожизненного лишения свободы. Понятие, признаки и содержание режима для указанных видов наказаний едины. Определение, данное законодателем, далеко не бесспорно и перегружено перечислением основных требований. Вместе с тем из определения очевидно, что режим есть порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания лишь уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. В этом требовании реализуется принцип законности в деятельности исправительных учреждений и обращении к осужденным. Кроме того, это положение определяет соподчинённость норм, регламентирующих режим, закладывает основы для разграничения компетенции соответствующих органов и должностных лиц по принятию подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима в исправительных учреждениях. К местам лишения свободы законодатель относит исправительные учреждения (ст. 73 УИК РФ), которые включают в себя исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию. Актуальность рассматриваемого вопроса, касающегося режима в исправительных учреждениях и средств его обеспечения, объективизируется необходимостью создания таковых правовых предпосылок, которые обеспечивают соблюдение законности в сфере применения наиболее острых форм принуждения – исполнения уголовного наказания. В общем, режим разрешает многие возникшие вопросы в уголовно-исполнительной системе. В режиме осуществляется кара, то есть совокупность мер принуждения и правоограничений, и этим самым он выражает сущность и содержание наказания. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания, а его нормы обеспечивают их порядок реализации правоограничений. Также следует отметить, что законодатель по-прежнему режим относит к основным средствам исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), поэтому все теоретические наработки в области научных исследований по проблемам режима сохраняют актуальность и в настоящее время. Цель моей курсовой работы состоит в определении значимости исправительных учреждений и в раскрытии их правового режима. Передо мной поставлены задачи : 1. Дать определение режиму в исправительных учреждениях и подчеркнуть его значение в уголовно-исполнительной системе. 2. Выявить цели и функции режима. 3. Указать на режимные правила. 4. Перечислить элементы в сложной системе контактов осуждённых. 5. Рассмотреть общую теорию основных средств обеспечения режима в исправительных учреждениях. Практическая значимость моей работы заключается в возможности её использования в учебном процессе при изучении данной темы. I. Понятие режима, его цели и функции Режим в исправительных учреждениях - урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, соединенного с мерами исправительного воздействия, создающий условия для применения других средств исправления осужденных, обеспечивающий достижение целей и решение задач, постановленных законодателем перед учреждениями уголовно-исполнительной системы. Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно чётко обозначает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно связывает такие категории уголовно-исполнительного наказания, как порядок условия и исполнения и отбывания наказания (ч.2 ст.9, ч.1 ст.82), определяет его место в системе средств исправления осуждённых, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Наконец, законодательное определение режима обусловливает предмет и объём правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу и в связи с исполнением лишения свободы. Режим в исправительных учреждениях обращён как к администрации этих учреждений, так и к осуждённым. Именно поэтому режим определён законодателем как порядок исполнения и отбывания наказания. Функция исполнения наказания принадлежит государству в лице администрации исправительного учреждения, а обязанность отбыть наказание входит в правовой статус осуждённого. Поэтому в нормах УИК РФ можно легко обнаружить режимные правила, обращённые исключительно к администрации, например, обязанность обеспечить осуждённых одеждой единого образца (ч.4 ст.82 УИК). Здесь же можно выделить режимные правила, обращённые непосредственно к осуждённым и составляющие режим отбывания наказания, например, запрет иметь деньги, ценные бумаги и другие ценности (ч.9 ст.82 УИК). Большинство же режимных правил обращены как к администрации исправительного учреждения, так и к осуждённым. Последние обязаны выполнять режимные правила, а администрация – создать надлежащие условия и контролировать их выполнение. По своему содержанию можно выделить пять групп режимных правил. Первая группа – это режимные правила, определяющие объём и порядок карательного воздействия на осужденных к лишению свободы. Кара по своей правовой форме выражается в совокупности правоограничений, которые в свою очередь представляют собой специальные обязанности (запреты) осуждённых. Системообразующим карательным элементом в наказании в виде лишения свободы является изоляция осуждённых от общества. Однако такая изоляция не может быть абсолютной. Нормы режима определяют степень такой изоляции, допуская регламентированные предоставление свиданий осуждённым (ст.89 УИК), переписку (ст.91 УИК) и предоставление телефонных разговоров (ст.92 УИК). Регламентируется и другие контакты осужденных с внешним миром, а также пользование осуждёнными определёнными объектами материального мира и благами цивилизации (приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости – ст.88 УИК). Вторая группа – это правила, которые создают условия для применения других средств исправления осуждённых – воспитательной работы, общественно-полезного труда, общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия (ч.2 ст.9 УИК).[1] Указанные средства исправления реализуется не сами по себе, а в рамках нормативных правил, исполнение которых обязательно для администрации исправительного учреждения и осуждённых. Обязательны эти правила и для других участников уголовно-исполнительных отношений, например, для общественных объединений, родственников осуждённых иных граждан. Так, в рамках режимных правил определяются время и места проведения воспитательных мероприятий, трудовой распорядок, правила поведения осуждённых на производстве, во время учёбы в школе или профессиональном учебном заведении. Третья группа режимных правил обособлена в связи с их целевой направленностью. Это режимные правила, направленные на предупреждение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных во время отбывания наказания. В местах лишения свободы отбывают наказание лица, не отличающиеся правопослушным поведением. Многие из них совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Поэтому помимо работы, направленные на изменение нравственных установок осужденного, должны быть предусмотрены специальные меры, исключающие либо затрудняющие совершение осуждёнными новых преступлений. Эти меры, реализуемые в рамках режима, направлены одновременно и на предупреждение нарушений режима в исправительных учреждениях. В качестве примера следует привести режимные правила, регламентирующие проведение обыска осужденных и помещений, в которых они проживают, досмотра их вещей, порядка приобретения и хранения вещей и предметов в исправительных учреждениях (ст.82 УИК). Направлены на предупреждение преступлений и иных правонарушений среди осужденных режимные правила, регламентирующие основания и порядок осуществления цензуры корреспонденции (ч.2 ст.91 УИК), досмотра лиц, их вещей и транспортных средств (ч.6 ст.82 УИК), посылок, передач и бандеролей (ч.4 ст.90 УИК), введения режима особых условий в исправительных учреждениях (ст.85), применения мер безопасности к осужденным (ст.86) и т.д. Четвёртую группу образуют режимные правила, обеспечивающие жизнедеятельность осужденного в местах лишения свободы. Осужденного нельзя рассматривать исключительно в качестве субъекта претерпевания кары за совершённое преступление, либо объекта воспитательного воздействия со стороны администрации исправительных учреждений и других участников воспитательного процесса. Осужденный – это прежде всего человек, который должен во время отбывания наказания жить, удовлетворять свои естественные потребности в жилье, питании, гигиене, медицинском и социальном обслуживании. Поэтому большой блок режимных правил направлен на регламентацию жизнедеятельности осужденного во время отбывания наказания. Режимными правилами устанавливается порядок оказания медицинской и социальной помощи осуждённым (ст.98-101 УИК), питания осуждённых и их вещевого довольствия (ч.3 ст.99 УИК), проживания (ч.1,2 ст.99) и т.д. Большинство норм, регламентирующих эти вопросы, содержится в подзаконных нормативных правовых актах, в том числе и в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. К пятой группе относятся режимные правила, в основе которых находятся моральные нормы и стандарты поведения человека. Не редко их называют правилами человеческого общежития. В условиях повседневной жизни их исполнение является проявлением навыков повседневного нравственного поведения людей, а обеспечиваются такие нормы силой общественного осуждения. В условиях отбывания лишения свободы моральные нормы становятся правовыми, нашедшими своё закрепление в УИК РФ и Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.[2] Соответственно появляется правовая ответственность осуждённых за их невыполнение. Именно это подчёркивается в части 1 статьи 11 УИК, когда в качестве основной обязанности осуждённых указывается на обязанность соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения. Примерами моральных норм поведения, закреплённых для осужденных в качестве правовых, являются обязанности: бережно относиться к имуществу исправительного учреждения, содержать в чистоте жилые и служебные помещения, соблюдать правила личной гигиены, запреты играть в карты и другие азартные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды, давать и присваивать клички, использовать нецензурные или жаргонные выражения и т.д. Возведение моральных норм и стандартов поведения в разряд правовых и соответственно режимных правил призвано усилить воспитательный потенциал наказания, предупредить возникновение конфликтов между осуждёнными и тем самым избежать совершения преступлений, вызванных межличностными отношениями. Согласно ч.6 ст.82 УИК РФ – важное правовое значение имеет территориальная сфера действия правил режима. Таким образом, их следует разделять не только по субъектам воздействия, но и по действию в пространстве. Кроме тех целей, которые даны в самом определении режима, режим в исправительных учреждениях преследует и другие цели. Так, режим должен обеспечить охрану и изоляцию осуждённых. Охрана осуждённых, организуемая по внешнему периметру исправительных учреждений, направлена на предупреждение и пресечение побегов осуждённых, групповых неповиновений, массовых беспорядков, проникновения на объекты этих учреждений запрещённых предметов, а также лиц, не имеющих права на посещение объектов мест лишения свободы. Такого рода меры обеспечивают соблюдение порядка и отбывания наказания. Физическая изоляция осужденных от общества выражается в лишении их права свободного передвижения вне пределов территории исправительного учреждения, ограничения их социальных связей и общения с лицами, находящимися на свободе. Им запрещено нарушать границы учреждений. Степень изоляции осуждённых в первую очередь зависит от характера и степени общественной опасности совершённого преступления, рецидива. Чем опаснее для общества совершённое осуждённым преступление, а также его рецидив, тем строже условия изоляции. Максимальной степени они достигают к колониях особого режима и тюрьмах, где отбывают наказание наиболее опасные преступники. Минимальные условия изоляции создаются в колониях-поселениях. Степень изоляции зависит также от возраста и пола осужденных; от их поведения: злостные нарушители режима содержатся на строгих условиях, в помещениях камерного типа, переводятся в тюрьмы; при положительном поведении они переводятся на облегчённые условия, а также в колонии-поселения. Изоляция осуждённых от общества носит относительный характер. Им предоставляются свидания и телефонные разговоры, выезды за пределы места лишения свободы, переписка и др. Надзор за осуждёнными имеет задачей предупреждение и пресечение среди них преступлений и иных правонарушений, обеспечение личной безопасности как самих осуждённых, так и персонала этих учреждений. Надзор осуществляется круглосуточно на всех объектах мест лишения свободы, в жилых помещениях, при проведении культурно-массовых мероприятий, на производственных объектах, в местах проведения досуга (библиотеке, клубе и т.д.). Для повышения эффективности надзора за осуждёнными хорошо используются технические средства. Надзор осуществляет служба безопасности исправительного учреждения, на которую возложены проверка наличия осуждённых, выполнение ими распорядка дня, возложенных на них обязанностей, обыск помещений и осуждённых, досмотр их личных вещей, посылок и передач. К надзору за осуждёнными привлекаются сотрудники других служб исправительных учреждений, которые обязаны контролировать соблюдение осуждёнными правил поведения. Режим признан обеспечить выполнение осуждёнными на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов. Нормы режима создают правовой механизм осуществления осуждёнными своего правового статуса. Они определяют порядок реализации прав на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст.88); проведение свиданий (ст.89); получение посылок, передач и бандеролей (ст.90); телефонных переговоров (ст.92); осуществление выездов за пределы исправительных учреждений (ст.97) и т.д. Персонал исправительных учреждений призван неуклонно выполнять перечисленные правовые предписания. Режим обеспечивает личную безопасность как осуждённых, так и персонала. В ст.13 УИК закреплено право осуждённых на личную безопасность.[3] Для осуществления этого права нормы режима предусматривают систему правовых и организационных мер. Осуждённый в случае возникновения его личной безопасности может быть переведён в безопасное место или другое исправительное учреждение. Средствами обеспечения личной безопасности кроме режима служит надзор, оперативно-розыскная деятельность, применение мер безопасности и оружия. Нормы режима обеспечивают раздельное содержание различных категории осуждённых. Материальные нормы о раздельном содержании осуждённых сформулированы в ст.80 УИК. Они направлены на предупреждении приёма в одно исправительное учреждение лиц, которые должны содержаться раздельно, например бывших работников судов и правоохранительных органов, осуждённых, совершивших преступлении в соучастии. Одновременно режим обеспечивает изменение условий отбывания наказания, которые реализуются в двух формах: путём перевода в другое исправительное учреждение (ст.78) и в пределах одного исправительного учреждения (ст.87). Также в некоторых статьях предусмотрены правила изменений условий содержания в пределах одного вида исправительной колонии. В узком смысле слова следует считать режимом отбывания наказания - совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и обязательных для осужденных. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания. В широком смысле режим отбывания наказания охватывает всю совокупность материальных и процедурных норм, регламентирующих деятельность администрации учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение наказания, обеспечивающих его реализацию, а также совокупность условий и правил отбывания уголовного наказания осуждёнными. Исходя из понимания режима в широком смысле, следует рассматривать его функции , в систему которых входят карательная, воспитательная, обеспечивающая и профилактическая (социального контроля). Карательная реализуется путём установления системы правоограничений, применяемых к осуждённым в процессе отбывания наказания. Воспитательная функция режима осуществляется путём реализации кары и применения основных средств исправления. Правила режима вынуждают осуждённого соблюдать установленный порядок отбывания наказания, приучают его к дисциплине. Данную функцию нельзя переоценивать, так как правоограничения, кара, применяемые к осуждённым, создают лишь предпосылки для организации эффективного воспитательного процесса. Обеспечивающая функция режима реализуется путём создания правовых средств, использование которых даёт возможность привлекать осуждённых к труду, проводить воспитательные мероприятия, общеобразовательное и профессиональное обучение. Правила режима устанавливают порядок привлечения осуждённых к труду и организации их труда, порядок проведения воспитательных мероприятий, организацию работы общеобразовательных школ, профтехучилищ, курсов в местах лишения свободы и т.д. Все эти правила нашли закрепление в различных нормативных актах, принятых Минюстом России самостоятельно или совместно с другими ведомствами. В отличие от карательной и воспитательной функции, обеспечивающая направлена и на других субъектов, в частности граждан, находящихся на территории и объектах исправительных учреждений, а также территориях прилегающих к ним.[4] Посредство режима реализуется функция социального контроля, которая осуществляется путём регламентации поведения осуждённых, организации надзора за ними и оценки поведения на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже вид наказания, назначенного осуждённого, тем интенсивнее реализуется в режиме социально-контрольная функция. При осуществлении этой функций предупреждается противоправное поведение осуждённых. Функции режима реализуются комплексно, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создаёт одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций. II. Содержание режима в исправительных учреждениях Содержание режима в исправительных учреждениях определяется его основными требованиями (целями), признаками и функциями и включает в себя совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания в исправительных учреждениях. Рассмотрим некоторые из них: правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений - правила по обеспечению изоляции осуждённых, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав и обязанностей осуждённых, предупреждению с их стороны преступлений и иных правонарушений. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений уточняют и конкретизируют некоторые существенные аспекты обеспечения режима, не нашедшие отражения в уголовно-исполнительном законодательстве. Также они дают возможность единообразного применения законодательных положений в процессе функционирования отдельных исправительных учреждений с учётом специфики их деятельности, то есть особенностей состава осуждённых, природно-климатических условий конкретной оперативной обстановки по месту дислокации и т.д. Внутренний распорядок в исправительных учреждениях включает в себя: 1) время подъёма и отбоя, приёма пищи; - порядок личного приёма осуждённых; 2) правила их поведения во время работы и отдыха; 3) перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осуждённых; 4) перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе; 5) порядок изъятия предметов, запрещённых к использованию; 6) правила производства проверок, проведения свиданий, приёма и вручения посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным. Данный перечень адресован администрации учреждений, которая несёт ответственность за состояние законности и правопорядка в этих учреждениях. Существует и самостоятельная группа норм, направленная на предупреждение и пресечение преступлений. Они делятся на 2 основные категории: профилактические и пресекающие. К профилактическим относятся те, в которых зафиксировано запрещение использовать в местах лишения свободы деньги и ценные вещи, приобретать продукты питания и предметы первой необходимости не по безналичному расчёту. Также правила по организации контроля, обеспечивающие надзор за осуждёнными, производство обысков, досмотров и цензуры корреспонденции и процедурные нормы (изъятие предметов). Пресекающие правила регулируют оперативно-розыскную деятельность. Правила, относящиеся к осужденным, подразумевают: регулирование поведения; установление распорядка дня; реализацию прав и выполнение обязанностей; применение исправительных средств; социальную защиту.[5] Режимные правила, определяющие объём и порядок карательного воздействия на осуждённых к лишению свободы проявляются довольно своеобразно. Сначала действует общий запрет, выражающийся в лишении осуждённого права передвижения, свободы выбора места жительства, образа жизни и социальных контактов, затем допускаются исключения из запрета, иначе говоря, из состояния изоляции от общества. Изоляция от общества обеспечивается вооружённой охраной осуждённых, системой аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора за поведением осуждённых, в том числе с целью предупреждения уклонения от отбывания наказания, побегов осуждённых из мест лишения свободы. Осуждённым запрещено приближаться к охранным сооружениям, нарушать линию охраны исправительного учреждения. Изоляция обеспечивается также особыми режимными правилами, допускающими передвижение осуждённых за пределами исправительного учреждения. В качестве общего правила установлено, что осуждённые к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Также под конвоем осуществляется перемещение осужденных в иных случаях: при следовании в медицинское учреждение, на объекты труда, находящиеся за пределами исправительного учреждения и т.д. Режимные правила допускают исключения из изоляции осужденного от общества, в виде строго регламентированных контактов осужденного с внешним миром: родственниками, семьёй, институтами гражданского общества и т.п. А также пользование определёнными объектами материального мира и благами цивилизации. Рассмотрим все эти элементы режима в том порядке, в котором они даны в нормах УИК. Приобретение осуждёнными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости. Во-первых, нормы расходования средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости характеризуют карательное содержание лишения свободы. Именно поэтому, чем строже режим исправительного учреждения, тем в меньшем объёме разрешается приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Во-вторых, приобретение продуктов питания является важным элементом дополнительного или субсидиарного питания осуждённых, что, несомненно, влияет на поддержание из здоровья в местах лишения свободы (принцип гуманизма). Свидания осуждённых направлены на сохранение социально-полезных связей, смягчение степени их физической изоляции. Они могут выступать в качестве стимула правопослушного поведения осуждённого и использоваться администрацией исправительного учреждения в целях оказания воспитательного воздействия на осуждённых. Получение и передача (по заявлению) осуждёнными посылок, передач и бандеролей способствует: во-первых, укреплению социально-полезных связей осуждённых с семьёй, близкими родственниками; во-вторых, сохранению необходимого уровня состояния здоровья осуждённых, поскольку в посылках и передачах осуждённому направляются продукты питания, лекарства, предметы медицинского назначения и т.п. Получение и отправление писем, телеграмм и денежных переводов это не только элемент режима, но и важная форма социальной связи с семьёй, близкими родственниками. Это одновременно и средство защиты осуждённым своих прав и законных интересов, поскольку, как правило, путём переписки осуждённые обжалуют допущенные в их отношении незаконные действия. Телефонные разговоры представляют собой один из элементов в сложной системе контактов осуждённых с внешним миром. Как рекомендуется в новых Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.), осуждённые должны иметь право на неограниченное количество писем, телефонных звонков, электронных сообщений для поддержания связи с родственниками, другими осуждёнными (при соблюдении условий) и представителями общественных организаций. Европейскими правилами рекомендовано неограниченное количество свиданий, писем, телефонных звонков, электронных сообщений.[6] Право на прогулку предусмотрено для осуждённых, содержащихся в запираемых помещениях. Осуждённые, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, хотя и содержатся в не запираемых общих камерах, но также имеют право на прогулку. Это связано с тем, что названные учреждения имеют специфическую планировку: осуждённые, содержащиеся в не запираемых камерах, в отличие от исправительных колоний, строго ограничены в свободе передвижения и в большинстве случаев лишены доступа к открытому воздуху. Просмотр осуждёнными кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач представляют собой элемент режима отбывания наказания, который смягчает изоляцию осуждённого от общества. Кроме того, он увеличивает воспитательный потенциал наказания, поскольку, с одной стороны, позволяет обращаться к гражданским чувствам осуждённого, с другой, как правило, сами кинофильмы, теле- и радиопередачи несут глубокий воспитательный заряд. Именно поэтому в Европейских правилах рекомендуется предоставлять осуждённым право на получение регулярной информации о социально-политических, экономических, международных и иных событиях, происходящих в обществе путём прослушивания радиопередач и просмотра телевизора, за исключением случаев особого запрета со стороны органа судебной власти на определённый срок в индивидуальном порядке. Приобретение, хранение и передача литературы и письменных принадлежностей. В новых Европейских пенитенциарных правилах 2006 года возможность осуждённых читать газеты, подписываться на периодические издания, изучать другие публикации является одним из средств получения ими регулярной информации о событиях, происходящих в обществе. Осуждённым разрешается пользоваться библиотекой исправительного учреждения. Содержание литературы и кино-, видеофильмов должно иметь исключительно познавательную и воспитательную направленность, а не пропагандирующую войну. Институт передвижения осужденных без конвоя или сопровождения преследует три цели: а. Необходимость обеспечения хозяйственных и производственных нужд в исправительных учреждениях. b . Закрепление позитивных изменений в поведении осуждённого, поскольку такое сопровождение предоставляется положительно характеризующимися осуждённым, находящимся в данном учреждении не менее 6 месяцев и содержащимся в воспитательных колониях. с. Социальная адаптация данной категории осуждённых. Лица, которым предоставлено право передвижения без конвоя, работая в качестве водителей, работников складов, подсобных хозяйств, котельных, одновременно приобретают социально-полезные навыки самостоятельной жизни на свободе. Основаниями для предоставления передвижения без сопровождения являются различные по своей природе обстоятельства. В порядке их приоритетности следует выделить: - экономические – наличие работы, характер которой требует необходимости передвижения осуждённого за пределами учреждения; и социальные – совокупность признаков личности, которые позволяют сделать вывод о том, что осуждённый при предоставлении ему такой возможности не будет создавать опасности для окружающих и не совершит побег. Нормы УИК РФ, регламентирующие основания и порядок предоставления выездов осужденных за пределы исправительных учреждений, являются реальным выражением действия принципа гуманизма, закреплённого в статье 8 УИК. Указанный институт позволяет смягчать изоляцию от общества, укреплять полезные социальные связи осуждённых.[7] Они в полной мере соотносятся с международными стандартами обращения с осуждёнными. Так, в Европейских правилах рекомендуется предоставление осуждённому возможности покидать пределы исправительного учреждения под конвоем или самостоятельно для посещения больного родственника, похорон или какой-либо другой уважительной причине. Выезды могут быть как краткосрочными, так и длительными. При решении вопросах о выездах учитывается характер и тяжесть совершённого преступления, отбытый срок наказания, его личность и поведение. Работающие осуждённые имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней – для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 дней – в иных исправительных учреждениях. Особое место в системе режима занимают нормы, обеспечивающие социальную защищённость осужденных. По своему содержанию призваны нормативно обеспечить правовую защиту этих лиц в условиях осуществления государственного принуждения. К ним относятся: положения о запрещении жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; право на заявления, жалобы и обращения; на личную безопасность; право на охрану здоровья. В Уголовно-исполнительном кодексе впервые на базе трудового законодательства решён вопрос обязательного страхования и пенсионное обеспечение, а также получение пособий осуждённым. К иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или на прилегающих к ним территориях, относятся: священнослужители, судьи, прокуроры, представители общественных объединений, СМИ, депутаты, лица, прибывшие на свидание с осуждёнными, оказывающие юридическую помощь, вольнонаёмный персонал и т.д. Все они обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка и порядок взаимоотношений с осуждёнными. В случае их нарушения могут применяться установленные законом меры воздействия. К Правилам режима, направленным на предупреждение преступлений и иных правонарушений, со стороны осуждённых, относят - проведения обыска и досмотра в исправительных учреждениях, носящие профилактическую направленность. Другими важными режимными правилами также являются: цензура корреспонденции, проведение проверок наличия осуждённых, пользование заточным и другим промышленным оборудованием, запрет покидать пределы изолированных участков производственных и жилых зон. Администрации исправительных учреждений законом предоставлено право проводить обыск и досмотр осуждённых и помещений, где они проживают, а вещи подвергать досмотру (это является и их обязанностью). К их числу относятся граждане, посещающие исправительные учреждения по специальному разрешению администрации, а также имеющие постоянные и временные пропуска из числа персонала. Обыск и досмотр проводится в целях обнаружения вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передач, бандеролях либо приобретать. Их перечень устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.[8] Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством РФ. Хранение приобретённых осуждёнными ценных бумаг обеспечивается администрацией исправительного учреждения.[9] III. Основные средства обеспечения режима в исправительных учреждениях уголовный пожизненный арест наказание Материальные нормы, определяющие содержание и признаки режима, а также его основные требования, предполагают наличие комплекса процедурных норм, регулирующих правовой механизм реализации режима. В систему процедурных входят также нормы, устанавливающие средства обеспечения режима в исправительных учреждениях, они адресованы ко всем субъектам уголовно-исполнительных отношений, но прежде всего к администрации этих учреждений. Цель – неукоснительное соблюдение режимных правил. В теории уголовно-исполнительного права средства обеспечения могут быть общего и специального характера. К средствам общего характера относят комплексное применение основных средств исправления, охрану, надзор за поведением осуждённых, контроль за деятельностью исправительных учреждений. К специальным средствам относятся: охрана осуждённых и надзор за ними, меры безопасности, применяемые к осуждённым, и меры обеспечения их личной безопасности, оперативно-розыскная деятельность, меры взыскания и поощрения, применяемые к осуждённым, введение в исправительных учреждениях режима особых условий. Рассмотрим их более подробно: Технические средства надзора и контроля (ст.83 УИК) Эффективно функционирующая система технических средств надзора обеспечивает постоянный и всеобъемлющий контроль за поведением осужденных в жилых и производственных помещениях, в локальных участках, при проведении массовых воспитательных мероприятий. Она помогает выявлять случаи передачи запрещённых предметов, пресекать их, а также обеспечить доказательную базу для привлечения лиц, передающих запрещённые предметы, изделия и вещества осуждённым. Высокую эффективность показывает система для предотвращения и пресечения побегов, нарушений установленного порядка, а также получение необходимой информации о поведении осуждённых. При этом технические средства обеспечивают администрацию исправительных учреждений информацией о попытках осуждённых пересечь периметр зоны, в том числе и под землёй. Технические средства за поведением осуждённых предупреждают правонарушение уже тем фактом, что они имеются в наличии и бесперебойно действуют. Вместе с тем некоторые средства, особенно при попытке их несанкционированного преодоления, способны причинить вред здоровью людей, в том числе нанести физические увечья и травмы. Обо всём этом осуждённые предупреждаются во время нахождения в карантинном отделении, от них берётся письменная расписка о том, что они проинформированы о применении в исправительных учреждениях аудиовизуальных, электронных и иных технических средств. Необходимость предупреждения осуждённых о применении аудиовизуальных средств, например, промышленного телевидения, объясняется ещё и тем, что телевизионные камеры устанавливаются в камерах, спальных помещениях и других жилых помещениях исправительного помещения. Данные меры связаны с вторжением государства в личную жизнь осуждённых и об этом они должны быть заранее предупреждены. Имеются всякие современные технические разработки, позволяющие обеспечить неприкосновенность периметра учреждения. Их выбор и внедрение в повседневную деятельность зависит от: а) результатов их испытания, исключающих излишнее, невызываемое опасностью правонарушения причинения вреда жизни и здоровью осуждённых и иных лиц; б) выделения материальных средств для оснащения исправительных учреждений промышленными новинками в сфере надзора за поведением осуждённых и обеспечением безопасности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера назначения подразделяются на средства: наблюдения; поиска и обнаружения; оповещении (сигнализации); связи; активного (пассивного) противодействия противоправным деяниям. Перечень таких средств определяется Правительством РФ, поскольку данное решение связано с выделением финансовых средств на их приобретение и оснащение исправительных учреждений. Порядок использования технических средств определяется нормативно-правовыми актами Министерства юстиции РФ, техническими регламентами, инструкциями, стандартами, прилагаемыми к тому или иному техническому устройству. Оперативно-розыскная деятельность (ст.84 УИК) Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет её как вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, оперативными подразделениями государственных органов, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[10] Цели оперативно-розыскной деятельности: 1. Обеспечение личной безопасности субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений; 2. Выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, в том числе совершённых осуждёнными и персоналом как до поступления в исправительное учреждение, так и после прибытия в него; 3. Розыск бежавших, уклоняющихся от отбывания лишения свободы. Указанными целями направленность оперативно-розыскной деятельности не исчерпывается. Нередко направлена оперативно-розыскная деятельность на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, готовящихся и совершаемых вне исправительных учреждений, но посягающих на их безопасность и нормальное функционирование. Оперативно-розыскные мероприятия, с помощью которых решаются её задачи (ч.1 ст.84 УИК), - это опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление деятельности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение и эксперимент; контролируемая поставка. Для проведения отдельных мероприятий, таких как, контроль почтовых отправлений, прослушивание переговоров, существенным образом затрагивающих права граждан, необходимо разрешение суда. Если же одним из участников переписки или переговоров является осуждённый, то решение суда необязательно. Оперативно-розыскные мероприятия могут проводить и другие уполномоченные на то органы, такие как, органы ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы наркоконтроля, МВД, ФСО, налоговой службы, пограничной охраны и т.д.[11] Для проведения оперативно-розыскной деятельности в каждом исправительном учреждении созданы соответствующие подразделения. Режим особых условий в исправительных учреждениях (ст.85 УИК) Представляет собой вводимый только уполномоченными на то должностными лицами по основаниям, определяемым УИК, на строго ограниченное законом время порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. Отличия от законодательных установлений, регламентирующих общие требования к такому порядку отбывания наказания: А . введение специального (усиленного) варианта несения службы сотрудниками учреждения, сопряжённого с ограничением деятельности некоторых подразделений учреждений; Б. изменение распорядка дня; В . Введение ограничения либо отмена допуска на объекты учреждения; Г . приостановление некоторых прав осуждённых, предусмотренных ст.88-97 УИК. Можно выделить 2 группы оснований введения режима особых условий: 1. Внешние - чрезвычайное, военное или особое положение. Введение чрезвычайного положения влечёт за собой ограничение ряда конституционных прав и свобод граждан, проверку документов и досмотр вещей и т.д. Основаниями его введения являются: попытки насильственного изменения конституционного строя; межнациональные конфликты; блокада отдельных местностей; стихийные бедствия; эпидемии; крупные аварии и т.д. Стихийные бедствия – природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы и т.д.), последствия которых носят катастрофический характер, с возможными человеческими жертвами и нанесением существенного материального ущерба. Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающие отдельные ограничения прав и свобод, обязанностей граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений.[12] Такое положение носит временный характер на всей территории РФ и её отдельных местностях. Оно преследует исключительно интересы обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства. Военное положение в соответствии с Конституцией[13] вводится Президентом в случае агрессии или её угрозы против РФ. Режим такого положения закреплён в ФКЗ «О военном положении».[14] Особое положение может быть объявлено, например, в связи с введением на определённой территории режима прямого президентского правления, порядок введения которого определён ФЗ. 2. Внутренние основания – совершение преступлений с участием большой группы осуждённых. Массовые беспорядки – активные умышленные деяния большой группы людей, существенно нарушающие общественную безопасность. Особенностями этого преступления являются насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооружённого сопротивления представителям власти (ст.212 УК).[15] Массовые беспорядки, как правило, парализуют нормальное функционирование органов власти и управления. Массовые беспорядки в местах лишения свободы создают угрозу не только общественной безопасности, установленному законом порядку исполнения и отбывания наказания, но и жизни, здоровью осуждённых и персонала исправительных учреждений. Групповые неповиновения в отличие от массовых беспорядков проявляются главным образом в неактивных способах выражения своего недовольства или протеста: отказа от работы, приёма пищи, соблюдения внутреннего распорядка; и в меньшем количестве. Режим особых условий, объявляемый по данным причинам, является крайней мерой. Срок действия режима =30 суток. Функциональные обязанности сотрудников определяются специально разработанным планом действий при чрезвычайных обстоятельствах. Меры безопасности и основания их применения Призваны обеспечить безопасность персонала, самих осуждённых, других лиц, например граждан, посещающих эти учреждения, безопасность охраняемых объектов, зданий и транспортных средств. Меры безопасности следует отличать от мер дисциплинарного взыскания. Меры безопасности направлены на пресечение общественно опасных действий осуждённых, действий, которые добровольно не прекращаются и грозят наступлением особо опасных последствий. Меры взыскания применяются как мера наказания за действия осуждённых, которые уже закончились или уже пресечены. Сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в отношении осуждённых. При их применении должны соблюдаться следующие условия : а) предупреждение о намерении их использования, предоставление достаточного времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление их применения создаёт непосредственную опасность жизни и здоровья персонала, военнослужащих внутренних войск, а также осуждённых и заключённых, может повлечь за собой иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным; б) обеспечение наименьшего причинения вреда осуждённым и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи; в) информирование непосредственного начальника о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости при отсутствии специальных средств или оружия персонал вправе использовать любые подручные средства. В законодательстве определены основания применения физической силы к осуждённым, в том числе боевых приёмов самбо. Она допускается для задержания осуждённых, пресечения не только преступлений, но и дисциплинарных правонарушений, совершаемых осуждёнными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований. Детально регламентированы также случаи допустимости применения сотрудниками специальных средств и газового оружия: 1) для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан; 2) для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осуждёнными и заключёнными, а также задержание правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление персоналу; 3) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений и транспортных средств; 4) при конвоировании и охране осуждённых и заключённых, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе; 5) для задержания или возвращения осуждённых и заключенных, бежавших из-под стражи или из исправительного учреждения. К осуждённым могут применяться резиновые палки, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водомёты и бронемашины, служебные собаки, газовое оружие. Спецсредства и газовое оружие, а также интенсивность их применения определяются с учётом обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Законом определён исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается применение огнестрельного оружия. Случаи , при которых должно предшествовать предупреждение о его применении (голос либо выстрел вверх): 1) для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан; 2) для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников исправительных учреждений, осуждённых, заключённых и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием; 3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств (ТС); 4) для отражения группового или вооружённого нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения, а также транспортные средства; 5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осуждённых и заключённых, а также для задержания вооружённого лица, отказывающегося выполнять законное требование сотрудника о сдаче оружия; 6) для остановки ТС, с использованием которого совершается побег осуждённым или заключённым; 7) для предупреждения осуждённых и иных лиц при намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи. В ряде случаев огнестрельное оружие применяется без предупреждения: 1) для отражения нападения (в том числе – с целью завладения оружием) на работников исправительных учреждений, осуждённых, заключённых и других граждан; 2) при побеге из мест лишения свободы с оружием, при помощи ТС либо из него во время движения; 3) при попытке осуждённого приблизиться или прикоснуться к сотруднику с обнажённым огнестрельным или холодным оружием либо с предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудниками персонала расстояние. О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник исправительного учреждения в течение 24 часов с момента его применения обязан доложить непосредственному начальнику или начальнику ОВД. Применение всех вышеперечисленных средств запрещается в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооружённого сопротивления совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.[16] Заключение Важнейшим направлением уголовно-исполнительной политики России является исправление осужденных. Данное положение красной линией проходит через все уголовно-исполнительное законодательство и международные стандарты по обращению с осужденными. Достижение цели исправления, несмотря на известные сложности воспитательного воздействия, должно стать главным направлением деятельности учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания. Основные средства исправления имеют режимное внутреннее содержания. Режим является правовой категорией, посредством режима реализуется кара, но вместе с тем режим имеет определенное воспитательное значение. Он приучает осужденных к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации исправительных учреждений. Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания - один из важных вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов. От реального состояния режима в исправительном учреждении, в частности, от степени подчинения его требованиям осуждённых зависит эффективность применения к ним всех остальных средств исправления. Следовательно, режим является базовым средством системы исправительного воздействия на осуждённых Строгое соблюдение режима отбывания наказания создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как порядок привлечения их к труду, воспитательным мероприятиям, общему образованию и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся также нормы, определяющие материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных. Самостоятельное значение имеют нормы режима, регламентирующие предупреждение преступлений и иных правонарушений, как со стороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц. Методологические основы и методы исследования. Общеметодологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. В исследовании использованы общетеоретические положения и практические разработки юристов, социологов и философов. В качестве теоретической основы исследования проблематики исполнения наказаний, ее системы и видов были взяты работы В.М. Анисимкова, С.М. Зубарева, С.А. Капункина, А.И Зубкова, А.С. Михлина, В.И. Селиверстова, М.Ф. Костюка, П.Г. Пономарева и других видных ученых, занимающихся проблемой уголовно-правовых санкций и проблемами их исполнения. В качестве методов познания использовались логический, историко-правовой, системный и другие методы. Общетеоретической и информационной базой являлись основные положения юриспруденции, действующее законодательство, нормативно-правовые акты, литература по уголовно-исполнительному праву и специальные литературные другие источники, дающие развернутое рассмотрение данной темы.. В своей работе я уделила внимание анализу норм Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, определяющих систему и основных средств его исполнения. Во введении рассмотрены актуальность темы исследования. I глава выявляет понятие, цели и функции и определяет значение режима в исправительных учреждениях в современном мировом хозяйстве. II глава раскрывает структуру содержания. III глава посвящена средствам обеспечения данного режима. В заключении сделаны выводы по проведённому исследованию. Библиографический список Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ М, 2010. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. №237.-25 дек. Ст.87. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации 2010. Принят Государственной Думой 26 мая 1996, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996, подписан Президентом РФ от 13 июня 1996, №63-ФЗ. 3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 2010. Принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года. 4. Федеральный конституционный закон от 20 мая 2001 г. №3-ФЗ «О чрезвычайном положении» Ст.1. 5. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1 ФКЗ «О военном положении» 6. Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Вед. Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ 1993 г. № 33. Ст.28-31 7. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 14 августа 1995. № 33. Ст. 3349. 8. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 №205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 21 ноября 2005 года. №47. Специальная литература 1. Азаров В.А. «Уголовно-процессуальные и оперативно - розыскные средства достижения цели раскрытия преступлений», «Государство и право» - 2007. - №10. 2. Анисимков В.М., Зубарев С.М., Капункин С.А., [и др.] Уголовно-исполнительное право: Учебник. – М.: Проспект, 2011. – 209-217,219-220,223,225,227,229-234,236,238-243,245-247с. 3. Барабанов Н.П., Даудов А.В., Казак И.Б., Савардунова В.Н. Криминальная субкультура осужденных: теоретический, криминологический, психологический аспекты, функциональный механизм. Рязань. 2009. – 113с 4. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. Л., 2006. – 125с. 5. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: учебное пособие. 2009. 6. Гальперин И.М. Социальные изменения и содержание наказания. В кн.: Планирование мер борьбы с преступностью. М., 2008. - 95-96с. 7. Громов М.А. Обеспечение порядка и безопасности в исправительных учреждениях. Рязань, 2002. – 156-158с. 8. Ефимов М.А. Лишение свободы как вид уголовного наказания. Свердловск, 2004. – 227с. 9. Ивашин Д.И. Правовое положение осужденных к лишению свободы в РФ. Хабаровск. 2004. – 185с. 10. Защита прав человека в местах лишения свободы: Сборник нормативных актов и официальных документов / Под редакцией О.О. Миронова. М.: Юриспруденция, 2007 11. Зубарев С.М. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы России (история, теория, методология). М., 2005. 12. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор А.И. Зубков. – М.: Издательская группа ИНФРА•М – НОРМА, 2007. – 159-160,163,166-168с. 13. Костюк М. Ф. Объект уголовно-правовой охраны в исправительных учреждениях / Законность. 2009. - № 10 – 109с. 14. Малинин В.Б. «Гуманизм УК — не в ущерб жертве преступления». // Жизнь и безопасность №2 / 2009. – 185с. 15. Минаков Г.Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и гарантии их реализации: Учебное пособие. М., 2009. – 89с. 16. Михлин А.С., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право: Вопросы и ответы. – 4-е издание исправленное и дополненное. – М.: ИД Юриспруденция, 2009. – 85,87-89,92,99-100с. 17. Общественный контроль в местах заключения. Состав. Л. Волкова, А. Прибылов. М., 2007. 18. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации: Учебное пособие. Рязань. 2009. – 99-102с. 19. Словарь русского языка: в четырёх томах / под редакцией А.П. Евгеньевой. Т.3. М.: 1983. – 697с. 20. Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. 2009. – 169-175с. 21. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юридических вузов / Под редакцией д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. – 5-е издание испр. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006. – 188-189,191-193,202-203,210,217с. 22. Шамис А.В. Основные средства воздействия на осуждённых и механизм их реализации. Томск: ТГУ, 2006 23. Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания / Государство и право РФ. 2004. - №1 – 101с. Материалы практики Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» от 12 ноября 2001. № 14 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 1. [1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 2010. Принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года. [2] Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 №205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 21 ноября 2005 года. №47. [3] Минаков Г.Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и гарантии их реализации: Учебное пособие. М., 2009.-С. 89 [4] Уголовно-исполнительное право: Учебник для юридических вузов / Под редакцией д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. – 5-е издание испр. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006.-С. 191-192 [5] Михлин А.С., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право: Вопросы и ответы. – 4-е издание исправленное и дополненное. – М.: ИД Юриспруденция, 2009.-С. 87 [6] Зубарев С. М. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы России (история, теория, методология). М., 2005. [7] Малинин В.Б. «Гуманизм УК — не в ущерб жертве преступления». // Жизнь и безопасность №2 / 2009.-С. 185 [8] Анисимков В.М., Зубарев С.М., Капункин С.А., [и др.] Уголовно-исполнительное право: Учебник. – М.: Проспект, 2011.-С. 236 [9] Смотр. стр.238 [10] Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 14 августа 1995. № 33. Ст. 3349. [11] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор А.И. Зубков. – М.: Издательская группа ИНФРА•М – НОРМА, 2007.-С. 163 [12] Федеральный конституционный закон от 20 мая 2001 г. №3-ФЗ «О чрезвычайном положении» Ст.1. [13] Конституция РФ М, 2010. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. №237.-25 дек. Ст.87. [14] Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1 ФКЗ «О военном положении» [15] Уголовный кодекс Российской Федерации 2010. Принят Государственной Думой 26 мая 1996, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996, подписан Президентом РФ от 13 июня 1996, №63-ФЗ. [16] Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Вед. Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ 1993 г. № 33. Ст.28-31 |