Курсовая работа: Привод ленточного конвейера для перемещения штучных грузов
Название: Привод ленточного конвейера для перемещения штучных грузов Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курсовая работа «Привод ленточного конвейера для перемещения штучных грузов» Харьков 2004 Ленточный конвейер служит для транспортировки штучных грузов. Он мал по габаритам. Поэтому нашёл большое применение в эксплуатации. Курсовой проект по дисциплине конструкция машин и механизмов – первая самостоятельная расчетно-конструкторская работа, в ходе выполнения которой студент приобретает навыки практического приложения теоретических знаний, полученных при изучении фундаментальных и общетехнических дисциплин. Реализация этого имеет место при выполнении курсового проекта, который основан на проектировании многоступенчатых редукторов с обеспечением по минимуму условий равнопрочности деталей с минимальным суммарным межосевым расстоянием, разбивке общего передаточного отношения редуктора между отдельными его ступенями. Основные задачи проектирования при этом следующие: ¾ расширить знания, полученные при изучении теоретического курса. ¾ приобщить студентов к элементам научно-исследовательской работы путем более глубокой проработки отдельных вопросов. ¾ усвоить общие принципы и конструирование типовых деталей и узлов с учетом конкретных эксплуатационных и технологических требований и экономических соображений. В данном проекте произведён расчёт и проектирование двухступенчатого цилиндрического редуктора. Расчёт состоит в определении основных элементов зубчатых передач по ступеням: расчёт на контактную и изгибную прочность зубчатых колёс, позволяющее определить модули колёс. Одной из основных частей (разделов) проекта является предварительный расчёт валов на прочность и определение их размеров под подшипники, а также расчёт на усталостную прочность по коэффициенту запаса S. Проведён расчёт и выбор подшипников качения по динамической грузоподъемности C. Проведён проверочный расчёт болтовых соединений крепления узлов привода и рамы. F – тяговое усилие конвейера (Н) V – скорость тяги конвейера (м/с); -КПД редуктора; Dб – диаметр барабана (мм); nб – скорость вращение барабана (об/мин); – передаточное отношение редуктора; – начальный диаметр шестерни (мм); – предел выносливости материала зубьев (МПа); SFM – коэффициент безопасности для зубьев; – предел контактной выносливости; – коэффициент ширины зубчатого винца; – число зубьев шестерни (колеса); – модуль зацепления (мм); – межосевое расстояние (мм); – ширина зубьев шестерни (колеса) (мм); WFT – расчетная удельная нагрузка (Н); T– крутящий момент на валу (Н*м); – диаметр вала (мм); – время работы передачи (ч); - передаточное отношение зубчатой передачи; KHL , KFL – коэффициенты долговечности; KH , KHV – коэффициенты неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий; KFC – коэффициент, учитывающий приложение 2-х-сторонней нагрузки; YR – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности зуба; YS – коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений; NF – число циклов перемены напряжений при изгибе; NH – число циклов перемены напряжений при расчете на контактную выносливость. 1. Исходные данныеСпроектировать привод ленточного конвейера в цехе сборки узлов ЛА. Исходные данные для расчета: 1. Тяговое усилие лебедки F = 5000H; 2. Скорость ленты V = 0,6 м/с; 3. Время работы передачи = 15000 ч; 4. Диаметр барабана в = 0,4 м 5. Смазка зубчатого зацепления – окунанием. 6. Режим работы постоянный.
Рис. 1. Схема привода 1 - электродвигатель; 2 - муфта упругая втулочно-пальцевая (МУВП); 3 - редуктор; 4 - зубчатая муфта; 5 - барабан конвейера. 2. Определение основных параметров привода2.1 Выбор двигателяПотребная мощность двигателя: кВт, где – КПД привода. , где = 0,98 – КПД муфты; = 0,99 – КПД пары подшипников; = 0,97 – КПД цилиндрической зубчатой передачи; = 0,98 – КПД ленты (трение ленты о барабан). =0,98 = 0,85. = 4 кВт. Таблица 1
2.2 Определение числа оборотов барабанаДиаметр барабана = 300 мм. Число оборотов барабана определим по следующей зависимости: = 28,6 (об/мин) 2.3 Определение общего передаточного отношения редуктора Общее передаточное число привода = 24,5.
Согласно рекомендациям передаточное число тихоходной ступени Тогда, передаточное число быстроходной ступени
2.4 Определение крутящих моментов на валах На ведомом: ; На промежуточном: ; На ведущем: 3. Расчет первой ступениМатериал для шестерни и колеса назначаем:
3.1 Проектировочный расчёт1. Определение числа зубьев шестерни и колеса: U12 =5,5 Принимаем z1 =24; z2 =z1 ∙U12 =24∙5.5=132 Принимаем угол наклона зуба в=8˚6 34Ѕ(одно из стандартных значений), cosв = 0.99. 2. Определение числа зубьев эквивалентных колёс: 3. Определение числа циклов перемены напряжений шестерни и колёс: ; ; ; ; . 4. Определение допускаемых напряжений: а) контактные: , так как ; ; ; б) изгибные: так как ; в) предельные: ; 5. Расчётная нагрузка: − для 8-й степени точности, принятой мной в предположении, что Vокр. =3–8 м/с. 6. Начальный (делительный) диаметр шестерни: ; ; ; 7. Модуль зацепления: а) окружной: ; б) нормальный: Принимаем = 1,5 мм. 8. Межосевое расстояние: ; 3.2 Проверочный расчёт 1. Проверочный расчет на контактную выносливость. ; Определение коэффициентов ZH , ZM , ZE : цилиндрический редуктор подшипник зубчатый . Так как cosв=0.9915 и бtw =20˚, то ; Епр =2,15∙105 МПа, нtw =0,3; ; Уточнение окружной скорости: ; ; ; Уточнение коэффициента расчётной нагрузки: ; , где д = 0,004; q0 = 56; ; ; ; ; Проверка передачи на контактную выносливость: ; Недогрузка составляет 20%. С целью получения более рациональной передачи уменьшаем ширину зубчатого венца, благодаря чему действительные контактные напряжения приблизятся к допускаемым. Принимаем bw1 =15 мм, тогда ; ; ; ; Недогрузка составляет 2.8%, что допустимо. 2. Проверка передачи на изгибную выносливость: для для ; ; Так как 79,55<84, проверяем на прочность зуб шестерни где ; ; 3. Проверка на контактную изгибную прочность при действии максимальной нагрузки: ; . 4. Определение геометрических и других размеров шестерни и колеса: ; ; ; ; ; ; ; ; . 4. Расчет второй ступениМатериал для шестерни и колеса назначаем
4.1 Проектировочный расчёт1. Определение числа зубьев шестерни и колеса: U34 =4,5 Принимаем z1 =20; z2 =z1 ∙U34 =20∙4.5=90. 2. Определение числа циклов перемены напряжений шестерни и колёс: ; ; ; ; . 4. Определение допускаемых напряжений: а) контактные: , так как ; ; ; б) изгибные: так как ; в) предельные: ; 4. Определение коэффициента расчётной нагрузка: − для 8-й степени точности, принятой мной в предположении, что Vокр. =3–8 м/с. 6. Начальный (делительный) диаметр шестерни: ; 7. Модуль зацепления: ; Принимаем = 4 мм., тогда 8. Межосевое расстояние: . 4.2 Проверочный расчёт 1. Проверка передачи на контактную выносливость. ; Определение коэффициентов ZH , ZM , ZE : . Так как в=0˚ и бtw =20˚, то ; Епр =2,15∙105 МПа, нtw =0,3; ; Уточнение окружной скорости: ; Уточнение коэффициента расчётной нагрузки: ; , где д = 0,004; q0 = 56; ; ; ; ; Определяем удельную расчётную окружную силу: ; Недогрузка составляет 2,8%, что допустимо. Недогрузка составляет 2.8%, что допустимо. 2. Проверка зубьев передачи на изгибную выносливость: для для ; ; Так как 80,15<87,5, проверяем на прочность зуб шестерни где ;; 3. Проверка на контактную изгибную прочность при действии максимальной нагрузки: ; . 4. Определение геометрических и других размеров шестерни и колеса: ; ; ; ; ; ; ; . 5. Расчет валов5.1 Проектировочный расчёт Основными условиями, которым должна отвечать конструкция вала, являются достаточная прочность, жесткость, обеспечивающая нормальную работу зацеплений и подшипников, а также технологичность конструкции и экономия материала. 1. Быстроходный вал: , где физ =35 Мпа; ; Принимаем значение d1 =25 мм. 2. Промежуточный вал: ; Принимаем значение d2 =34 мм. 3. Тихоходный вал: ; Принимаем значение d3 =55 мм. 5.2 Проверочный расчёт валов Быстроходный вал.
Рис. 5.1. Схема нагружения быстроходного вала Окружная сила, действующая в зацеплении:
Радиальная сила, действующая в зацеплении:
Эквивалентная нагрузка: , где Dm – диаметр муфты. Найдём реакции связей. ;
.
. Найдём моменты действующие на вал и построим эпюру моментов. ; ; ; ; ; ; . Эпюры моментов изображены на рис. 5.2. Рис. 5.2. Эпюры моментов Коэффициент запаса при одновременном действии нормальных и касательных напряжений , где – коэффициент запаса для нормальных напряжений; – коэффициент запаса для касательных напряжений. . Здесь = 250 МПа – предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений изгиба; , – для изменения напряжений изгиба по симметричному знакопеременному циклу; – эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали. = 53 МПа. , где = 2,5 – эффективный коэффициент концентрации напряжений для полированного образца; = 1,25 – коэффициент состояния поверхности; = 0,8 – коэффициент влияния абсолютных размеров детали. = 3,78. Коэффициент запаса = 1,24. Коэффициент запаса для касательных напряжений . Здесь = 150 МПа – предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений кручения; – для нереверсивной передачи при изменении напряжений кручения по пульсирующему отнулевому циклу; – эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали; = 0,1 – коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений при кручении. = 6,9 МПа. , где = 2,4 – эффективный коэффициент концентрации напряжений для полированного образца; = 1,25 – коэффициент состояния поверхности; = 0,7 – коэффициент влияния абсолютных размеров детали. = 3,8. Коэффициент запаса = 9,55 Коэффициент запаса при одновременном действии нормальных и касательных напряжений . Расчёт на статическую прочность , где б0 =0
Промежуточный вал
Рис. 5.3. Схема нагружения промежуточного вала Окружная сила, действующая в зацеплении:
Радиальная сила, действующая в зацеплении:
Найдём реакции опор.
. Найдём моменты действующие на вал и построим эпюру моментов. ; ; ; ; ; ; .
Рис. 5.4. Эпюры моментов Проверка вала на выносливостьКоэффициент запаса при одновременном действии нормальных и касательных напряжений , где – коэффициент запаса для нормальных напряжений; – коэффициент запаса для касательных напряжений. . Здесь = 250 МПа – предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений изгиба; , – для изменения напряжений изгиба по симметричному знакопеременному циклу; – эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали. = 42,4 МПа. , где = 2,5 – эффективный коэффициент концентрации напряжений для полированного образца; = 1,25 – коэффициент состояния поверхности; = 0,8 – коэффициент влияния абсолютных размеров детали. = 3,45. Коэффициент запаса = 1,7. Коэффициент запаса для касательных напряжений . Здесь = 150 МПа – предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений кручения; – для нереверсивной передачи при изменении напряжений кручения по пульсирующему отнулевому циклу; – эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали; = 0,1 – коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений при кручении. = 4,34 МПа. , где = 2,4 – эффективный коэффициент концентрации напряжений для полированного образца; = 1,25 – коэффициент состояния поверхности; = 0,7 – коэффициент влияния абсолютных размеров детали. = 3,8. Коэффициент запаса = 9,09. Коэффициент запаса при одновременном действии нормальных и касательных напряжений . Расчёт на статическую прочность. , где б0 =0
Ведомый вал. Схема нагружения ведомого вала представлена на рис. 5.5.
Рис. 5.5. Схема нагружения промежуточного вала Произведём расчёт сил действующих на вал:
Найдём реакции опор действующие на рассматриваемый вал.
Найдём моменты действующие на вал и построим эпюру моментов. ; ; ;
Рис. 5.6 Эпюры моментов. Проверка вала на выносливостьКоэффициент запаса при одновременном действии нормальных и касательных напряжений , где – коэффициент запаса для нормальных напряжений; – коэффициент запаса для касательных напряжений. . Здесь = 250 МПа – предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений изгиба; , – для изменения напряжений изгиба по симметричному знакопеременному циклу; – эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали. = 9,65 МПа. , где = 2,5 – эффективный коэффициент концентрации напряжений для полированного образца; = 1,25 – коэффициент состояния поверхности; = 0,8 – коэффициент влияния абсолютных размеров детали. = 3,45. Коэффициент запаса = 7,57. Коэффициент запаса для касательных напряжений . Здесь = 150 МПа – предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений кручения; – для нереверсивной передачи при изменении напряжений кручения по пульсирующему отнулевому циклу; – эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали; = 0,1 – коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений при кручении. = 24,8 МПа. , где = 2,4 – эффективный коэффициент концентрации напряжений для полированного образца; = 1,25 – коэффициент состояния поверхности; = 0,7 – коэффициент влияния абсолютных размеров детали. = 3,8. Коэффициент запаса = 1,59. Коэффициент запаса при одновременном действии нормальных и касательных напряжений . Расчёт на статическую прочность. , где б0 =0
. 6. Подбор и расчет шпоночного соединенияДля крепления колеса первой ступени и гибкого вала применена призматическая шпонка 20х12х20 ГОСТ 8789–68. Материал шпонки – сталь 45 ГОСТ 1050–88. Наиболее опасной деформацией для шпонок и пазов является смятие от крутящего момента : , где – рабочая длина шпонки, равная прямолинейной рабочей части боковой грани; = 34 мм – диаметр вала. У шпонок исполнения А (со скругленными концами) . В редукторах при среднем режиме работы допускаемые напряжения смятия принимают равными МПа. Действующее напряжение смятия: = 0,06 МПа. . Для крепления колеса второй ступени и гибкого вала применена призматическая шпонка 16х10х45 ГОСТ 8789–68. Материал шпонки – сталь 45 ГОСТ 1050–88. Наиболее опасной деформацией для шпонок и пазов является смятие от крутящего момента : , где – рабочая длина шпонки, равная прямолинейной рабочей части боковой грани; = 65 мм – диаметр вала. У шпонок исполнения А (со скругленными концами) . В редукторах при среднем режиме работы допускаемые напряжения смятия принимают равными МПа. Действующее напряжение смятия: = 0,13 МПа. . 7. Выбор и проверочный расчёт подшипниковПри частоте вращения об/мин подшипники выбирают по динамической грузоподъемности. Выбор подшипников по динамической грузоподъемности состоит в проверке его расчетной долговечности при заданных условиях работы. Номинальная долговечность подшипника в миллионах оборотов , где С – каталожная динамическая грузоподъемность данного типоразмера подшипника, Н; Р – эквивалентная расчетная нагрузка на подшипнике, Н; р = 3 – степенной показатель (для шарикоподшипников). В качестве радиальной нагрузки на подшипник принимаем максимальную реакцию в опорах вала: . На ведущем валу принят подшипник 305 ГОСТ 8338–75. Каталожная динамическая грузоподъемность = 17,6 кН. Радиальная нагрузка
Динамическую грузоподъёмность определяют по формуле: Здесь ; Ln – расчётный ресурс, ч; n – частота вращения, мин -1 ; а1 – коэффициент, вводимый при необходимости повышения надёжности; а23 – коэффициент, учитывающий качество материала подшипников. Принятый подшипник отвечает условиям задания по динамической грузоподъёмности. Подшипники промежуточного вала .На промежуточном валу принят подшипник 307 ГОСТ 8338–75. Каталожная динамическая грузоподъемность = 26,2 кН. Радиальная нагрузка
Динамическую грузоподъёмность определяют по формуле: Здесь ; Ln – расчётный ресурс, ч; n – частота вращения, мин -1 ; а1 – коэффициент, вводимый при необходимости повышения надёжности; а23 – коэффициент, учитывающий качество материала подшипников. Принятый подшипник отвечает условиям задания по динамической грузоподъёмности. Подшипник ведомого вала. На ведомом валу принят подшипник 311 ГОСТ 8338–75. Каталожная динамическая грузоподъемность = 56 кН. Радиальная нагрузка . Динамическую грузоподъёмность определяют по формуле: Здесь ; Ln – расчётный ресурс, ч; n – частота вращения, мин -1 ; а1 – коэффициент, вводимый при необходимости повышения надёжности; а23 – коэффициент, учитывающий качество материала подшипников. Принятый подшипник отвечает условиям задания по динамической грузоподъёмности. 8. Расчёт болтового соединения с учётом не раскрытия стыкаРис. 8.1 ; ; ; ; L и B – длина и ширина основания. ,, отсюда, ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; . Условие выполняется. 9. Подборка смазкиСмазочные материалы в машинах и механизмах применяют с целью уменьшения интенсивности изнашивания, снижения сил трения, отвода от трущихся поверхностей теплоты и продуктов изнашивания, а также для предохранения деталей от коррозии. Наиболее широкое распространение получили нефтяные жидкие масла. Для смазывания зубчатых передач со стальными колёсами значение вязкости определяется по формуле: ; ; . Выбираем масло И-100А по ГОСТ 20799–75. 10. Компановка Крутящий момент Т1 через муфту (13) передаётся на входной вал редуктора (1). С выходного вала момент передаётся на барабан ленточного конвейера (2) через зубчатую муфту (14). Двигатель крепиться к плите (3) болтом М12х2.58ГОСТ 7808–70 (4). Редуктор крепиться к плите 4-мя болтами М16х2.58ГОСТ 7808–70 (6). В процессе выполнения курсового проекта был спроектирован привод конвейера для перемещения грузов. Были выбраны материалы колеса и шестерни, произведены расчеты цилиндрической и планетарной передач на контактную выносливость, контактную прочность, выносливость при изгибе; выполнена проверка планетарной передачи на условия соседства, сборки и уравнение соосности. Вал первой ступени рассчитан на сложное сопротивление и выносливость, вал второй ступени – на кручение и выносливость. Выполнена проверка подшипников двух валов и барабана (водила) по динамической грузоподъемности, тепловой расчет передачи, подобраны фундаментные болты редуктора и проверены болты крепления двигателя к раме. 1. Киркач Н.Ф., Баласанян Р.А. «Расчет и проектирование деталей машин» – Харьков: Основа, 1991 г.2. Васильев В.З., Кохтев А.А., Цацкин В.С., Шапошников К.А. «Справочные таблицы по деталям машин» – М.: Машиностроение, 1966 г.3. «Расчет и проектирование зубчатых передач» – Харьков: ХАИ 1978 г.4. Анурьев В.И. «Справочник конструктора – машиностроителя»: в 3-х томах – М.: Машиностроение, 1980 г.5. «Курсовое проектирование деталей машин» под ред. Кудрявцева В.Н. – Ленинград: «Машиностроение», 1984. |