Дипломная работа: География теневой экономики в Российской Федерации
Название: География теневой экономики в Российской Федерации Раздел: Рефераты по географии Тип: дипломная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание теневой экономика регион российский Введение Глава 1 Географические особенности теневой экономики 1.1 Классификация теневого сектора российской экономики 1.2 Виды преступлений экономической направленности по регионам Российской Федерации 1.3 Опыт зарубежных стран по предотвращению развития теневой экономики 1.4 Мероприятия, направленные на выявление теневой деятельности в субъектах Российской Федерации Глава 2 Территориальные различия преступности по федеральным округам Российской Федерации 2.1 Характеристика экономических правонарушений и преступности по федеральным округам и Сибирскому федеральному округу 2.2 Предложения по противодействию развития теневого сектора экономики в Российской Федерации и Красноярском крае Глава 3 Использование материалов дипломной работы в пропаганде предотвращения правонарушений и преступности Заключение Библиографический список Введение Актуальность темы. Переход России к рыночной модели жизнедеятельности не дал ощутимых позитивных результатов для основной части населения России, негативно сказался на состоянии многих сфер общественной жизни. Прежде всего, переход к рынку в значительной степени криминализировал российскую экономику, на территории Федерации сформировался негативный для любой страны теневой сектор экономики. Стоит отметить, что по территории Российской Федерации наблюдаются некоторые географические особенности развития этого процесса. Именно поэтому актуально изучить их различия в разных федеральных округах страны, а также отдельно на территории Красноярского края. Исходя из актуальности проблемы, учитывая её недостаточную теоретическую и методическую проработанность определена тема исследования: «Географические особенности развития теневого сектора экономики Российской Федерации». Объект исследования: теневой сектор экономики Российской Федерации. Предмет исследования: географические особенности теневого сектора в России. Цель исследования: проанализировать и описать географические особенности теневого сектора экономики в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. Дать определение понятию «теневая экономика». 2. Провести классификацию теневого сектора экономики Российской Федерации. 3. Охарактеризовать территориальные различия преступности по федеральным округам Российской Федерации. 4. Показать использование материалов дипломной работы в пропаганде предотвращения правонарушений и преступности. Методы исследования определены в соответствии с целью и задачами дипломной работы. В ходе исследования применялись методы: статистические, картографические, анализ географической и экономической литературы, периодических изданий, материалов Интернет. Теоретическая значимость работы обусловлена ее новизной и заключается в изучении и обобщении важной для науки и практики проблемы географических особенностей развития теневого сектора в Российской Федерации. Практическая значимость работы состоит в проведении исследований по проблемам теневого сектора в федеральных округах Российской Федерации. В первой главе рассматриваются географические особенности теневой экономики Российской Федерации и опыт зарубежных стран по предотвращению развития теневой экономики. Во второй главе показываются территориальные различия преступности в теневом секторе экономики по регионам России. Третья глава посвящена использованию материалов дипломной работы в пропаганде предотвращения правонарушений и преступности. Глава 1 Географические особенности теневой экономики 1.1 Классификация теневого сектора российской экономики В экономике страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую. В различных странах используются следующие термины: «неофициальная», «подпольная», «скрытая» экономика (выделяется англоязычными авторами); «неформальная» (во французских изданиях); «тайная», «подводная» (в работах итальянских специалистов); «теневая» (в немецких источниках). Таким образом, можно сделать вывод, что в литературе нет единого термина, определяющего данный феномен. Проведя анализ различных источников, и ознакомившись с мнением разных авторов, можно привести следующие виды разделения теневой экономики в России, которые объединены в виде схемы (рис. 1) [12, С. 10]. Рис. 1 Классификация понятий теневой экономики 1. Неофициальная или скрытая экономика. Она включает в себя все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место не фиксируемые официальной статистикой производство товаров и услуг. 2. Неформальная экономика обычно связана с производством продукции в домашнем или подсобном хозяйствах, использованием профессиональных знаний и личного имущества для выполнения работ и оказания услуг. Причем результаты такой деятельности служат извлечению доходов от продажи товаров или оказания услуг на рынке товаров и услуг. 3. Фиктивная экономика. Она состоит из экономики приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошеннических действий, связанных с получением и передачей денег. 4. Подпольная, криминальная или нелегальная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности. Например, осуществление с нарушением требований законодательства деятельности по производству и продаже наркотиков, оружия и другой подобной деятельности. Это экономическая деятельность, связанная с прямым нарушением закона (Уголовного и Гражданского кодексов) и посягательством на легальные права собственности. Помимо описанных определений в науке выделяется характеристика неформальной экономики по степени легальности хозяйственных операций. Она делит теневой сектор экономики на следующие разновидности: 1. Легальная (неофициальная) экономика – экономическая деятельность, не нарушающая ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов, которая при этом не фиксируется в отчетности и контрактах. Хорошим примером служит натуральное производство домашних хозяйств. 2. Внеправовая экономика – экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но не регламентированная действующим законодательством и находящаяся, таким образом, во внеправовых зонах. Хрестоматийным примером стала деятельность "финансовых пирамид" в середине 90-х годов, от которой пострадали миллионы людей, но в процессе которой просто использовались "дыры" в законодательстве. 3. Полуправовая экономика – экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы (разные способы уклонения от налогов, бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформления). 4. Нелегальная, криминальная экономика – экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. Примеры: наркобизнес, незаконное производство и торговля оружием, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы [33, С. 24-26]. В работах некоторых ученых можно найти ещё одну классификацию теневой экономики - по характеру и степени регистрации хозяйственных операций. С этой точки зрения теневая экономика (и вся неформальная экономика в целом) делится на следующие сегменты: 1. Деление по мотивам действий хозяйствующих агентов в отношении отчетности: а) скрытая экономика – деятельность, сознательно укрываемая хозяйствующими агентами от статистических и налоговых органов; б) потерянная экономика – деятельность, не попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов. 2. Деление по охвату деятельности статистическим учетом: а) учтенная экономика – деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой в результате специальных дорасчетов; б) неучтенная экономика – деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных. Таким образом, под теневой экономикой понимаются все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, но которые противоречат утвержденному законодательству, так как представляют собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, являющихся уголовными преступлениями различной степени тяжести [10, С. 102-103]. В криминологических целях целесообразно остановиться на двух признаках теневой экономики: деструктивности и противоправности. Деструктивность теневой экономики – сущностный экономический признак. Однако не всякая деструктивность является противоправной и тем более криминальной. Более того, некоторые сектора теневой экономики могут быть и относительно конструктивными (например, теневики-цеховики» в бывшей советской экономике). Противоправность – признак формальный, и, часто, субъективный, особенно в российских условиях, когда многие законоположения лоббируются теневым капиталом и принимаются коррумпированными законодателями (например, закон о банкротстве, с помощью которого и участия судов, а также судебных приставов осуществлялся и продолжает еще осуществляться криминальный передел собственности) [15, С. 76-77]. Теневая экономика на территории Российской Федерации представлена теневым сектором, по которому можно составить несколько классификаций, которые бы описывали участников правонарушений, а также отрасли хозяйственной деятельности, в которой они происходят. Разделяются классификации в зависимости от: - участников теневой экономики; - контроля организованной преступностью объектов хозяйственной деятельности; - степени проникновения теневой экономики в различные сферы деятельности. Описать данные классификации можно следующим образом. Всех участников теневой экономики, условно можно разделить на три группы, которые можно отразить в виде пирамиды (рис. 2) [24, С. 28-29].
Рис. 2 Пирамида движущих сил теневого сектора экономики Своеобразная надстройка теневой экономики - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами. В середине - теневики-хозяйственники. К ним относят предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и «челноков». Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки [31, С. 37-41]. С переходом России к рыночным отношениям, акционированию и приватизации государственной и общественной собственности криминальные возможности организованной преступности в сфере экономики многократно умножились. Ее представители активно действуют в самых различных отраслях экономики, внедрились в легальные сферы и общественную жизнь. При этом участники организованной преступности могут быть либо в форме организованной группы, либо группы объединенной по предварительному сговору. Под предварительным сговором понимается сговор до начала выполнения действий, составляющих объективную сторону преступления. Организованная группа – более опасная разновидность соучастия с предварительным соглашением. Организованной группе свойственны профессионализм и устойчивость, объединенность членов, заблаговременность объединения, цель объединения – совершение одного или нескольких преступлений [11, С. 34-35]. По результатам проведенного анкетирования экспертов МВД России 10% опрошенных считают, что организованная преступность полностью контролирует деятельность субъектов экономики; 65% ответили, что она является одним из важных факторов (наряду с другими), оказывающим негативное влияние на криминальную ситуацию в сфере экономики; 23% - играет второстепенную роль, хотя и оказывает негативное влияние на криминальную ситуацию в сфере экономики; 1% - не оказывает сколь-нибудь значимого влияния на криминальную ситуацию в сфере экономики; остальные воздержались от ответа [21]. Организованная преступность стремится установить контроль над высокодоходными предприятиями, отраслями и сферами хозяйственной деятельности. Чаще всего находятся под контролем организованной преступности следующие объекты экономики (табл. 1, рис. 3) [21]. Таблица 1 Распределение объектов отраслей экономики, находящихся под контролем организованной преступности в 2007 г.
Рис. 3 Распределение объектов отраслей экономики, находящихся под контролем организованной преступности, по мнению опрошенных, в % Из приведенных таблицы и диаграммы видно, что мнение опрошенных групп респондентов совпадает по большинству объектов отраслей и сфер хозяйственной деятельности, находящихся под контролем организованной преступности, в первую очередь к ним относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, затем следуют предприятия и организации потребительского рынка, а также сфера внешнеэкономической деятельности. Определенные различия во мнениях наблюдаются в отношении организаций кредитно-финансовой сферы. По всей видимости, работники хозяйствующих субъектов поставили эту сферу на первое место в связи со значительным распространением ранее фактов хищений денежных средств путем предоставления фальшивых авизо, хищений кредитных ресурсов, незаконного сбора денежных средств от населения под большие проценты с последующим их присвоением [30, С. 35]. Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Наиболее активно организованные преступные формирования действуют в топливно-энергетическом комплексе, далее следует производство и незаконный оборот этилового спирта, алкогольной, табачной и иной продукции. На третьем месте по степени активности организованных преступных групп находятся такие отрасли и сферы, как предприятия и организации потребительского рынка; внешнеэкономическая деятельность; добыча, производство и использование драгоценных металлов и драгоценных камней; бюджетная и внебюджетная сфера. Четвертое место занимают сфера интеллектуального пиратства; банковская сфера; банкротство предприятий различных отраслей и сфер экономики [5, С. 44]. Таким образом, можно сделать вывод, что теневая экономика в России в настоящее время в той или иной форме проникла во все сферы хозяйственной деятельности экономических субъектов. В качестве доказательства можно предложить схему увеличения степени распространения теневой экономики в зависимости от сферы деятельности (рис.4) [13, С. 40-41]. Рис. 4 Степень проникновения теневой экономики по сферам деятельности Данная схема позволяет увидеть, что степень проникновения теневой экономики по видам деятельности, достаточно высокая она в сфере предоставления услуг населению и во внешнеэкономической деятельности. Оба эти вида экономической деятельности достаточно сильно подвержены влиянию теневой экономики. В сфере услуг имеет место практика оказания услуг без официального оформления. Кроме того, большой спектр услуг оказывается физическими лицами, незарегистрированными в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не подающими сведения о доходах в налоговые органы. Во внешнеэкономической деятельности на протяжении всего периода экономических преобразований наблюдается рост экономических преступлений, из них самые популярные в настоящее время - незаконное возмещение НДС по экспорту, невозвращение экспортной выручки, неуплата таможенных платежей, коррупция, ввоз и вывоз товаров по нелегальным каналам. Предприятия распределяются по секторам экономики на государственные, частные и смешанного типа. Частный сектор гораздо менее контролируем государством и, следовательно, гораздо более подвержен влиянию теневой экономики. Структурирование рынков по типу конкуренции включает монопольный рынок, олигопольный рынок и рынок свободной конкуренции. Конкурентный рынок с большим количеством независимых участников контролировать гораздо тяжелее, а значит, и возможностей для распространения теневой экономики здесь намного больше. Рынки также можно разделить на рынок рабочей силы, рынок товарных потоков и рынок финансовых потоков. На рынке рабочей силы - это теневая занятость и скрытая оплата труда, на рынке товарных потоков - неофициальное производство и неучтенный сбыт товаров, на рынке финансовых потоков - неучтенный оборот наличных денежных средств. Особого внимания заслуживает сектор «наукоёмкость продукции». Наименьшую распространенность теневая экономика получила в сфере высокотехнологичных наукоемких товаров, в силу, вероятно, дороговизны их производства, ограниченности спроса и невозможности скрыть от государственного контроля факт совершения сделки продажи и получения дохода. [24, С. 53-54]. Таким образом, приведённые классификации говорят о том, что теневой сектор экономики может различаться в зависимости от его участников и сферы деятельности. Предоставив классификацию теневого сектора и пирамиду движущих сил, схему увеличения степени распространения теневой экономики переходим к следующему разделу этой главы «Виды преступлений экономической направленности по регионам». 1.2 Виды преступлений экономической направленности по регионам Российской Федерации Одной из ведущих причин криминализации экономических отношений в России, по утверждению специалистов, является неподготовленность механизма хозяйствования к новым экономическим условиям, именно поэтому переход на рельсы экономического развития рыночного типа оказался достаточно болезненным, повлекшим, наряду с другими негативными последствиями, бурный всплеск экономической преступности [29, С. 144]. На территории Российской Федерации основные виды преступлений экономической направленности выделяются на основании Уголовного кодекса, согласно которому преступления в сфере экономической нарушают порядок осуществления экономической деятельности, установленный различными отраслями права в соответствующих законах, регулирующих экономическую деятельность [16, С. 48-49]. Сегодня, очевидно, что теневая экономика и связанная с ней преступность в сфере экономической деятельности, являются неизбежными спутниками любого государства. Но указанное явление имеет разный масштаб распространенности и свои специфические особенности на каждой определенной территории. Исходя из сказанного, необходимо изучить и тщательно проанализировать информацию о том, какие виды преступлений экономической направленности фиксируются на разных территориях Российской Федерации, в разных её регионах. Проводя данное исследование, была выявлена проблема отсутствия такой информации в литературных и периодических источниках. Поэтому сравнение проводилось по данным, которые удалось найти в сети Интернет. На основе описанных далее данных в отношении развития различных видов преступлений экономической направленности по федеральным округам Российской Федерации, можно составить сводную таблицу, отражающую конкретные сведения по федеральным округам и тому, какие статьи Уголовного кодекса фигурируют в преступлениях наиболее часто (табл. 2) Таблица 2 Основные виды экономической преступности в федеральных округах Российской Федерации
Далее следует более подробно описать представленные в таблице данные. Данные последних лет, которые представлены в интерактивных источниках, свидетельствуют о следующих видах экономических преступлений на территории Российской Федерации. По данным сайтов интерактивных новостей – Информационного агентства «Росбалт» (www.rosbalt.ru), агентства экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС» (www.prime-tass.ru), а также экономических сайтов, в частности Комитета по борьбе с коррупцией (www.com-cor.ru), сайта «Бизнес в Центральном федеральном округе» (www.cfo.allbusiness.ru). По Центральному федеральному округу можно представить следующие данные (рис. 5).
Рис. 5 Виды правонарушений в Центральном федеральном округе В округе постоянно большим является количество мошенничества, незаконного предпринимательства, взяточничества. Анализ данных свидетельствует, что участники организованных преступных формирований в преобладающем большинстве контролируют предприятия малого и среднего бизнеса, лиц, занимающихся частнопредпринимательской деятельностью. В основном это муниципальные рынки, в дирекцию которых входят лидеры организованных преступных группировок или их ставленники. Руководители отдельных акционерных обществ используют криминальных лидеров в целях своей безопасности. Существует и тенденция криминализации руководства крупных промышленных предприятий региона, как правило, в условиях коррумпированной поддержки со стороны чиновников властных и исполнительных органов. Широкое распространение получили хищение денежных средств с использованием подложных платёжных документов, безвозвратное получение и нецелевое использование льготных кредитов, ссуд, дотаций, должностные злоупотребления руководителей и служащих банков. На территории данного региона выявляются случаи контрабанды, изготовления и сбыта платежных банковских карт или документов, государственных наград, штампов, печатей и бланков, фиксируются преступления в банковской сфере, в том числе связанные с преднамеренным банкротством, особое внимание уделялось раскрытию фактов хищения и незаконного расходования бюджетных средств. По Северо-Западному федеральному округу были изучены следующие электронные Интернет-издания – сайт информационного агентства «СеверИнформ» (www.severinform.ru), сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Северо-Западному федеральному округу (www.fsfmsz.ru), электронное издание «Деловая пресса» (www.businesspress.ru). Они позволили сделать следующие выводы по региону. В Северо-Западном федеральном округе существует следующая ситуация в отношении преступлений экономической направленности (рис. 6).
Рис. 6 Виды правонарушений в Северо-Западном федеральном округе Постоянно ведется борьба с коррупцией, фиксируются незаконное завладение государственной собственностью, допускаются многочисленные корыстные злоупотребления при ее управлении, процветает уклонение под различными предлогами от налогообложения. Правоохранительными органами Северо-Западного федерального округа постоянно проводится работа по выявлению и пресечению фактов легализации денежных средств, полученных преступным путем. Также проводится работа правоохранительных органов по выявлению в сфере незаконного предпринимательства в особо крупном размере. Особая роль в данном регионе отводится профилактике и расследованиям особо значимых преступлений экономической направленности, таких как финансовые мошенничества, хищение бюджетных средств, преступления коррупционной направленности, а также дел, связанных с финансированием террористической и экстремистской деятельности. Охарактеризовать виды преступлений экономической направленности в Приволжском федеральном округе можно исходя из данных предоставленных следующими источниками – Регионального информационного агентства Правительства Нижегородской области «Время Н» (www.vremyan.ru), информационного агентства Удмуртии «День» (www.dayudm.ru), порталов «Малый и средний бизнес Самарской области» (www.sme.samregion.ru) и Министерства внутренних дел Российской Федерации (www.mvd.ru). Анализируя эти источники были получены следующие сведения (рис.7).
Рис. 7 Виды правонарушений в Приволжском федеральном округе На территории Приволжского федерального округа также отмечается рост преступных посягательств в сфере экономической деятельности. Преступные интересы преступных группировок распространяются на потребительский и сырьевой рынки, кредитно-финансовую систему, внешнеэкономическую деятельность. Наибольший ущерб экономической, хозяйственной и финансовой системе наносит деятельность организованных преступных формирований с межрегиональными и международными связями. Обширные связи таких формирований за пределами Поволжья и России используются для легализации (отмывания) грязных денег. Растет трансграничная преступность. Количественный рост операций со странами СНГ связан не только с изменением конъюнктуры рынка, но и с различием систем уголовного правосудия России и Казахстана. В регионе постоянно выявляются факты квалифицированного мошенничества, присвоений или растрат. Сотрудниками подразделений по налоговым преступлениям фиксируются факты уклонения от уплаты налогов физических лиц и организаций. Устанавливаются случаи незаконного предпринимательства. Возбуждаются уголовные дела, связанные с неправомерными действиями при банкротстве, преднамеренным и фиктивным банкротством. Замечаются коррупционные проявления, преступления в сфере изготовления или сбыта поддельных денежных купюр. Характеристика экономической преступности Уральского региона, была найдена в таких источниках – информационном агентстве «Новости Федерации» (www.regions.ru), порталах Главного управления МВД России по Уральскому федеральному округу (www.mvd-urfo.ru) и Управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе (www.genprok-urfo.ru), инновационном портале Уральского федерального округа «Инвур» (www.invur.ru). В Уральском федеральном округе встречаются следующие виды преступлений экономической направленности, которые опираются на те или иные условия развития региона (рис. 8).
Рис. 8 Виды правонарушений в Уральском федеральном округе К факторам, осложняющим обстановку в Уральском федеральном округе, прежде всего относятся крупнейшие транспортные узлы, граница с Казахстаном, проблемы, связанные с перераспределением собственности, конверсией военно-промышленных предприятий. Наличие крупной сырьевой базы, в первую очередь топливно-энергетической, большое количество предприятий военно-промышленного комплекса, переход крупных предприятий и целых отраслей производства из государственной формы собственности в коллективную и частную, отсутствие централизованного контроля за их деятельностью обусловливают функционирование источников хищения и каналов контрабандного вывоза стратегического и иного важного сырья, подпольных цехов по изготовлению огнестрельного оружия. Для данного региона характерны следующие виды экономических преступлений – совершение коммерческого подкупа, совершение мошеннического хищения денежных средств, фиксируются факты легализации доходов, полученных преступным путем, число налоговых преступлений, возбуждаются уголовные дела, связанные с изготовлением поддельных денег и ценных бумаг. Описание основных видов преступлений экономической направленности Южного федерального округа было взято из таких информационных сайтов, как – Информационное агентство «REGNUM» (www.regnum.ru), Российское агентство международной информации «Южный округ» (www.ug.rian.ru), электронное издание собрания трудов «Южнороссийское обозрение» (www.ippk.edu.mhost.ru). Данному округу можно дать следующую характеристику (рис. 9).
Рис. 9 Виды правонарушений в Южном федеральном округе На территории округа действуют организованные преступные формирования как общеуголовной, так и экономической направленности. Основную долю экономических преступлений составляют хищения, фальшивомонетничество, мошеннические операции с использованием фиктивных документов, подставных лиц и коммерческих структур в наиболее значимых отраслях экономики - зерновой рынок, нефтебизнес, кредитно-финансовая система, алкогольный бизнес, потребительский рынок. Помимо этого для региона характерны случаи подделки денег и ценных бумаг (кредитных карт и иных платежных средств), постоянно выявляются преступления по фактам взяточничества, также нередки преступления связанные с вымогательством. По Сибирскому федеральному округу проанализированы источники – Информационных агентств «ФедералПресс, Сибирь» (www.uralpolit.ru) и «Сибирь» (www.ria-sibir.ru), сайт Национальной безопасности (www.nacbez.ru), портал федеральных органов власти Сибирского федерального округа (www.sibfo.ru). В Сибирском федеральном округе наблюдается следующая ситуация (рис. 10).
Рис. 10 Виды правонарушений в Сибирском федеральном округе В Сибирском федеральном округе постоянно фиксируются факты налоговых преступлений связанных с нарушением налогового законодательства, легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Для территории округа характерны преступления в сфере фальшивомонетчества. Округ постоянно ведет борьбу с мошенничеством (постоянно наблюдается увеличение числа мошеннических действий в отношении банковских структур), с коррупцией и взяточничеством. Данные по Дальневосточному округу были заимствованы со следующих интерактивных сайтов – Интернет-газет «Охрана.RU» (www.oxpaha.ru) и «ZRPRESS.ru»(www.zrpress.ru), порталаМинистерства внутренних дел Российской Федерации (www.mvd.ru). В этом округе сложилась следующая ситуация (рис. 11).
Рис. 11 Виды правонарушений в Дальневосточном федеральном округе Дальневосточный федеральный округ развивается за счет оборонных объектов (авиа- и судостроительные заводы, военно-морские базы), в экономике преобладали отрасли энергетики и промышленности, связанные с разработкой природных ресурсов. Анализ складывающейся в округе обстановки свидетельствует о тенденции к увеличению числа хищений денежных средств в кредитно-банковской сфере, незаконному вывозу за рубеж капиталов, стратегического сырья, продукции рыбодобывающей и лесной промышленности. Продолжается процесс сращивания организованных групп общеуголовной ориентации с группировками, действующими в сфере экономики. Значительная часть сконцентрированных в криминальной сфере теневых капиталов способствует усилению потенциала организованной преступности в регионе. Увеличивается её интеграция в экономическую сферу с целью получения сверхвысоких незаконных доходов. Криминальная ситуация становится более напряженной в районах с высокой степенью предпринимательской активности, благоприятными возможностями быстрого оборота финансового капитала, в том числе нелегального, для извлечения высокой прибыли (Приморский край, Сахалинская, Камчатская области). В центре криминальных интересов преступных сообществ находятся приграничные территории, места добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов, морепродуктов, транспортные магистрали. Для обеспечения безопасности своей преступной деятельности сообщества устанавливают связи с представителями органов государственной власти и управления на региональном и федеральном уровнях. Основными видами противоправной деятельности организованных формирований остаются: вымогательство части прибыли у различных коммерческих структур; незаконный вывоз сырья, материалов, морепродуктов за границу; создание лжекоммерческих структур и использование фиктивных документов с целью совершения хищений; совершение мошенничества при заключении сделок на поставки продукции или сырья; организация игорного бизнеса; проституция; сокрытие различных видов доходов от налогообложения. Общую ситуацию по федеральным округам можно проанализировать нанеся на карту страны всю информацию о встречающихся в регионах основных преступлений экономической направленности (рис. 12).
Рис. 12 Виды преступлений экономической направленности по федеральным округам Правовое регулирование нарушений в сфере экономической деятельности, на всей территории России осуществляется, как сказано выше, исходя из Уголовного кодекса, но на основании тех преступлений экономической направленности, которые фиксируются в отдельных регионах, субъекты Федерации принимают в дополнение к Уголовному кодексу свои законодательные акты, устанавливающие ответственность за те или иные правонарушения. Это объясняется тем, что с учетом уже имеющегося опыта нормотворчества самих регионов и обширной правоприменительной практики законодательных органов различных субъектов Российской Федерации, а главное исходя из тех видов преступлений экономической направленности, которые характерны для каждого округа, регионы вводят такие дополнения. Следует привести примеры некоторых из них. Алтайский край, Республика Мордовия, Ленинградская, Орловская, Тверская области вводят раздел «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности». В Республике Тыва, Оренбургской, Ростовской, Тульской, Кировской и Мурманской областях действуют законы предусматривающие отдельную главу под условно общим для всех наименованием «Правонарушения в сфере торговли». Также стоит отметить, что в субъектах Российской Федерации (Ставропольский край, г. Москва, Пензенская, Саратовская и Липецкая области и др.) действуют законы, предусматривающие административную ответственность за отдельные административные деликты, которые можно разделить на две группы: 1) законы, устанавливающие ответственность за административные правонарушения в сфере торговли на рынках и оказании услуг (Ставропольский край, г. Москва); 2) законы, устанавливающие ответственность за административные правонарушения, связанные с оборотом спиртосодержащей продукции домашней выработки (Пензенская, Саратовская, Липецкая, Псковская, Челябинская, Ивановская, Архангельская области, Алтайский край). Помимо перечисленных установлена ответственность за следующие правонарушения: 1. Нормы, предусматривающие ответственность за реализацию табачных изделий с нарушением установленного порядка (например, статья «Розничная продажа табачных изделий» Кодекса Кабардино-Балкарской Республики). 2. Нормы, предусматривающие ответственность за организацию и проведение азартных игр (статья «Организация и проведение азартных игр на деньги, вещи и иные ценности в общественных местах» Кодекса Коми-Пермяцкого автономного округа). 3. Нормы, предусматривающие ответственность за обман потребителей (статья «Обман потребителей гражданами» Закона Алтайского края). Нормы, предусматривающие ответственность за распространение и демонстрацию эротической продукции (статья «Нарушение правил, относящихся к специальным отметкам и упаковке эротической продукции» Закона Читинской области) [34, С. 167-171]. Представленные данные можно отразить картографически, для более наглядного видения, как некоторые регионы России дополняют Уголовный кодекс РФ своими законами, в зависимости от правонарушений на их территории (рис. 13).
Рис. 13 Законы субъектов России в сфере незаконной экономики Рассмотрев теневой сектор экономики России, рассмотрим опыт зарубежных стран по предотвращению развития теневой экономики. 1.3 Опыт зарубежных стран по предотвращению развития теневой экономики В предотвращении развития теневой экономики России большой интерес представляет зарубежный опыт профилактики этого явления. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Вена, 2002 г.) был создан специальный Комитет по разработке международной конвенции против коррупции и «отмывания» незаконных денежных средств. В борьбе с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, активно участвуют такие организации, как Интерпол, Мировой банк, Европейский совет, Оффшорная группа банковских инспекторов, Базельский комитет по надзору за банковской деятельностью и другие международные организации, действует также международная программа ООН по борьбе с наркоманией. Во многих странах приняты законодательные акты, предусматривающие жесткие меры борьбы с отмыванием незаконно добытых денег. В законодательстве большинства развитых государств предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц банков за несоблюдение этих мер и за содействие в проведении сомнительных и подозрительных банковских операций. Практический интерес для нашей страны имеет, в частности, опыт Китая по контролю за движением теневого капитала и предотвращению незаконных экономических операций. В развитых рыночных странах государство борется с теневым сектором, уделяя приоритетное внимание прежде всего усилению ответственности за налоговые преступления. Так, важнейшим законодательным актом, определяющим ответственность за налоговые преступления и проступки, в Германии является Положение о налоговых правонарушениях. Во Франции основным законодательным актом, регламентирующим ответственность за совершение налоговых преступлений, является Общий кодекс о налогах. Здесь к правонарушениям относятся и действия, направленные на сокрытие бухгалтерских данных путем обмана. В Великобритании ответственность за налоговые преступления и проступки установлена в специальных законодательных актах. При этом виды правонарушений подразделяются на несколько групп: проступки, связанные с нарушением сбора налогов; преступления, связанные с мошенничеством и подделкой в сфере налогообложения; таможенные правонарушения. В США все налоговые преступления квалифицируются по степени их тяжести на тяжкие и менее тяжкие. Налоговое законодательство этой страны предусматривает уголовную ответственность не только лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, но и должностных лиц и работников налоговой службы. Нормы, регулирующие порядок взыскания налогов, контроль за неуплатой и правонарушениями, в отдельных штатах США являются более дробными. Особо интересен опыт борьбы с теневой экономикой Восточных государств. К примеру, в ОАЭ отсутствует налогообложение как таковое, что изначально заставляет государство изыскивать иные способы поддержание государственной казны. Кроме того, возможность получения полной прибыли без вычета налогов позволяет снизить себестоимость продукции и максимально использовать прибыль для развития производства. При этом государство экономит огромные денежные средства ввиду отсутствия необходимости содержания налогового аппарата. Отсутствие подоходного налога в этой стране делает ее привлекательной для вложения в нее инвестиций как физических, так и юридических лиц, а также способствует высокой конкуренции на рынке рабочей силы. Следует заметить, что многие приемы борьбы с теневой экономикой не имеют должного эффекта, а лишь затрудняют деятельность субъектов экономических отношений (так, например, запрет для юридических лиц использовать жилые помещения в качестве юридического адреса с целью борьбы с компаниями-однодневками привел к усложнению процедуры регистрации для многих учредителей). Но, несмотря на сказанное, представляется что вышеизложенный опыт законодательного закрепления воздействия на теневую экономику, накопленный разными странами, вполне может быть адаптирован к современным российским реалиям. Помимо перечисленных мер в борьбе с экономической преступностью необходимо международное сотрудничество [28, С. 23-24]. Для этого необходимо присоединиться к принятым международным конвенциям, в частности таким, как проект Конвенции Совета Европы, предусматривающей конфискацию выручки от преступления; разработать проект конвенции о принципах сотрудничества России со странами СНГ в борьбе с организованной преступностью; подготовить предложения о присоединении к конвенциям Совета Европы по вопросам борьбы с преступностью, в частности: Европейской конвенции о взаимной правовой помощи (1959 г.), Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.), Протоколу о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах (1961 г.), Европейскому соглашению о передаче заявлений о правовой помощи (1977 г.), международно-правовым документам о противодействии «отмыванию» средств, полученных противоправным путем [10, С. 101-110]. 1.4 Мероприятия направленные на выявление теневой деятельности в субъектах Российской Федерации Борьба с теневой деятельностью в экономике и её последствиями постоянно проводится на территории Российской Федерации. Проблема минимизации экономической преступности требует на сегодняшний день комплексного решения. Для того чтобы, достигнуть наибольших результатов по этому направлению необходимо проведение постоянного мониторинга экономической безопасности регионов и территорий. Для этого необходимо применять целый комплекс методов выявления теневой деятельности субъектов экономических отношений, чтобы в дальнейшем, исходя из полученных результатов, применять необходимые методы борьбы с экономической преступностью [12, С. 35]. Для выявления используются различные методы, которые делятся на 3 группы: учетно-статистические, методы открытой проверки и экономико-правовые. 1. Учетно-статистические методы используются для установления статистических закономерностей, обеспечивают наиболее полную регистрацию теневой деятельности. Различают: А) Метод специфических индикаторов, который связан с использованием одного показателя, отражающего уровень экономической деятельности. Б) Метод мягкого моделирования, который предполагает выделение факторов, определяющих теневую экономику, в их совокупности, используется для расчета её относительных объемов. В) Структурный метод, основанный на использовании информации о размерах теневой деятельности в различных отраслях производства. Г) Экспертный метод, включающий в себя использование экспертных оценок. Д) Смешанные методы, когда строится модель, учитывающая большое количество детерминант и индикаторов теневой деятельности. 2. Методы открытой проверки, как правило, используют различные контролирующие органы, они выявляют теневую деятельность в той мере, в которой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов. 3. Экономико-правовые методы чаще всего применяются органами внутренних дел, прокуратуры при раскрытии и расследовании преступлений, а также в процессе доказывания в гражданском или уголовном судопроизводстве. Методы экономико-правового анализа включают в себя: А) Метод бухгалтерского анализа – системное исследование элементов бухгалтерского учета (баланса, счетов, проводится инвентаризация и т.п.); отклонений от обычного порядка отражения экономической деятельности в одном из элементов метода бухгалтерского учета (между аналитическим и синтетическим учетами, между первичным и сводными документами и т.п.); нарушений технологического процесса учетной работы (мнимое исправление учетных записей, нарушение правил учета, проведения инвентаризации). Б) Метод документального анализа – изучение документов с целью выявления несоответствий, которые могут быть в виде: - противоречий в содержании отдельного документа; - противоречий в содержании учетных документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции; - противоречий в содержании учетных документов, отражающих однородные операции. В) Метод экономического анализа – изучение различных взаимосвязанных и взаимоопределяемых экономических показателей (показателей, характеризующих те или иные стороны экономической деятельности, специальных расчетных показателей, найденных на основе отчетных данных и т.д.) [2, С. 307-310]. Таким образом, методы, описанные выше, необходимы для своевременного выявления теневой деятельности субъектов Российской Федерации и дальнейшей борьбы с ними. На территории Российской Федерации постоянно ведется борьба с экономической преступностью. В нашей стране выделяется две взаимосвязанные стратегии борьбы с экономической преступностью. Первая стратегия – это путь ограничений и пресечений нежелательных форм экономического поведения, вторая стратегия, напротив, предполагает поощрение желательных общественно полезных экономически эффективных форм поведения [36, С. 236-237]. Первая стратегия – путь ограничений и пресечений нежелательных форм экономического поведения, означает, прежде всего, создание невыносимых условий для криминального предпринимательства [3, С. 269]. Создание таких условий выражается в следующей совокупности мероприятий. Во-первых, в ограничении оборота предметов, представляющих повышенную опасность для окружающих (оружия, наркотических средств и т.д.) и в ужесточении контроля за таким оборотом. Во-вторых, в усилении контроля государства за кредитно-финансовой сферой. Наилучшей профилактикой отмывания денет через кредитно-финансовую сферу, является прозрачность финансовых сделок для уполномоченных органов. В-третьих, необходимо, ограничить необоснованную либерализацию внешнеэкономической деятельности, способствующую незаконному вывозу из России сырьевых ресурсов, проникновению в нашу страну транснациональных преступных группировок, их сращиванию с российской организованной преступностью. В-четвертых, необходимо провести ревизию произведенной в стране грабительской приватизации, способствующей крупномасштабной легализации капитала. В-пятых, в связи с ограниченным введением земли в гражданский оборот, реформой жилищно-коммунального хозяйства необходимо законодательно предусмотреть обязательное декларирование источника средств, за счет которого приобретается имущество. Помимо создания невыносимых условий для криминального предпринимательства данная стратегия борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности предполагает вытеснение из этой сферы криминальных методов регулирования экономических отношений. Особенно актуальным в этом плане представляется вытеснение криминальных структур из сферы отношений по возвращению кредиторам долгов. Таким образом, вытеснение криминальных структур из сферы экономических отношений предполагает, прежде всего, возвращение государства в сферу этих отношений, восстановление его регулятивных функций, силы и авторитета [32, С. 72-78]. Вторая стратегия борьбы с экономической преступностью, предполагающая поощрение желательных общественно полезных экономически эффективных форм поведения, заключается в следующем. Во-первых, создание благоприятных условий для законной предпринимательской деятельности. Такая деятельность должна быть направлена на отдание приоритета в экономической политике и вкладыванию капитала в производственную сферу, а не в торгово-финансовую, которая в большей степени подвержена криминализации. Создание благоприятных условий для законной предпринимательской деятельности предполагает также стимулирование предпринимательства, непосредственно направленного на удовлетворение интересов законопослушных потребителей, на поощрение государством добросовестного труда, создающего материальные блага, активизацию государством защиты всех форм собственности, имеющих законное происхождение [20, С. 3]. Во-вторых, государство должно стимулировать деятельность законопослушных предпринимателей по созданию и усилению ими системы криминологической безопасности своих объектов собственности, а также вносить свой вклад в такую деятельность. Криминологическая безопасность представляет собой комплекс организационно-управленческих, правовых, специальных, социально-психологических, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на защиту объекта [31, С. 43]. Криминологическая безопасность включает защиту объекта от внешних и внутренних угроз. Внешняя безопасность предполагает защиту объекта от конкурирующей фирмы, деятельности враждебного государства, партнера по экономической деятельности, преступных группировок. Система внутренней безопасности предусматривает защиту объекта экономики главным образом от преступных действий сотрудников, состоящих в трудовых отношениях с предприятием [15, С. 245]. Вклад государства в систему криминологической безопасности предпринимательской деятельности может состоять в создании необходимой законодательной базы для такой безопасности, выявлении и пресечении преступлений против безопасности, выявлении и розыске преступников, взаимодействии с частными охранными и детективными предприятиями, службами собственной безопасности предприятий, обеспечивающими криминологическую безопасность [8, С. 16-17]. Помимо перечисленных методов борьбы государством постоянно проводится комплекс работ направленных на совершенствование системы противодействия экономическим преступлениям в стране. В государстве разработана программа по усилению борьбы с экономической преступностью и коррупцией, комплекс организационно-правовых мероприятий которой включает: - разработку общей концепции обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства и концепции Основ государственной политики в области борьбы с организованной преступностью; - обеспечение при формировании бюджета приоритетного и полного финансирования судебной системы и правоохранительных органов, учреждений и органов, исполняющих наказания; - создание механизма контроля за полнотой поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; - подготовка и рассмотрение дополнительных законопроектов, направленных на защиту конституционных прав граждан, на противодействие преступности, коррупции в государственном аппарате [10, С. 101-109]. Глава 2 Территориальные различия преступности по федеральным округам Российской Федерации 2.1 Характеристика экономических правонарушений и преступности по федеральным округам и Сибирскому федеральному округу Национальные интересы России в сфере экономики, являются ключевыми. На рубеже XX-XXI вв. закономерную тревогу вызывает фиксируемый уголовной статистикой рост экономических преступлений. Оценивая картину в целом, можно сказать, что объем преступлений в сфере экономической деятельности в соотношении ко всей современной преступности пока не велик, но криминализация этой сферы имеет устойчивый поступательный характер [19, С. 105-106]. Исходя из вышеизложенного, прежде чем приступить к анализу территориальных различий преступности в теневом секторе экономики по регионам России, следует описать, как изучается в целом преступность в разных субъектах нашей Федерации. Изучение преступности в целом по стране без раскладки по регионам, её составляющим – достаточно обезличенный процесс. Высокий уровень преступности в одних субъектах Федерации при изучении средних величин гасится низким в других, не видна вариация признака по регионам, нивелируются важные различия, необходимые для определения стратегических мер профилактики и борьбы с преступностью [35, С. 62-63]. Традиционно в одних регионах России группируются относительно высокие показатели преступности, а в других достаточно низкие, хотя, естественно преобладают показатели близкие к средним. В связи с этим возникает вопрос, являются ли сходными тенденции преступности в различных субъектах Российской Федерации или преобладают местные условия, и динамика преступности в регионах носит существенно отличный характер. Простой способ проверить это заключается в совместном рассмотрении временных рядов преступности во всех субъектах РФ. Если ряды, несмотря на реальный уровень преступности, изменяются синхронно (наблюдается либо общий подъем, либо общий спад), то можно говорить о том, что преступность в субъектах РФ имеет общую тенденцию. Таким образом, можно сделать вывод, что преступность в субъектах РФ имеет тенденцию параллельного, или синхронного, изменения, при этом имеют место общие, более или менее выраженные подъемы и спады [35, С. 66-67]. В связи с вышеизложенным следует рассмотреть следующее. Охарактеризовать количество правонарушений и преступности по федеральным округам, до 2007 года, так как статистические данные в нашей стране по этим показателям доступны только до этого периода. Прежде чем приступить к описанию динамики преступлений по округам, следует показать, как изменялись данные по России в целом и по регионам [27]. Динамика изменений количества экономических правонарушений в России приведена на (рис. 14). Рис. 14 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Российской Федерации Анализируя данный график, можно сделать следующие выводы. В России до 2004 г., наблюдался спад показателей преступности, а с 2004 г. до 2007 произошел их рост. Это позволяет сказать, что на территории Федерации не наблюдается четкой тенденции к снижению или росту числа преступлений в сфере экономики. Далее следует оценить какая ситуация за этот период наблюдалась в отдельных регионах Российской Федерации. Изучив данные Федеральной службы государственной статистики, можно по каждому федеральному округу составить график. По Центральному федеральному округу складывается следующая ситуация (рис. 15) [27]. Рис. 15 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Центральном федеральном округе В данном федеральном округе с 2000 по 2007 гг. наблюдается спад числа преступлений. Для Северо-Западного федерального округа характерна такая ситуация (рис. 16) [27].
Рис. 16 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Северо-Западном федеральном округе В Северо-Западном федеральном округе с 2000 по 2004 гг. показатели уменьшились, с 2004 года видно достаточно высокое увеличение числа правонарушений. Ситуация в Южном федеральном округе такая (рис. 17) [27].
Рис. 17 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Южном федеральном округе Для Южного федерального округа также характерна изменчивая динамика показателей. До 2004 года шел спад числа правонарушений, после чего произошел значительный рост в динамике показателей. Приволжский федеральный округ имеет за последние годы такую ситуацию (рис. 18) [27].
Рис. 18 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Приволжском федеральном округе Анализируя полученный график можно увидеть, что с 2000 по 2004 гг. в регионе наблюдалась динамика снижения числа преступлений в сфере экономической деятельности, а с 2004 происходил достаточно устойчивый рост показателей. Таким образом, 2004 г. как и в других федеральных округах, является переломным для фиксируемых правонарушений. В Уральском федеральном округе наблюдается следующая статистика (рис. 19) [27].
Рис. 19 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Уральском федеральном округе Уральский регион является единственным в России, где до 2004 г. наблюдался постоянный спад количества зарегистрированных преступлений в сфере экономики. После 2004 г. был рост описываемых показателей. По Сибирскому федеральному округу видна следующая ситуация (рис. 20) [27]. Рис. 20 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Сибирском федеральном округе В Сибирском федеральном округе также переломным является 2004 г., до него в регионе наблюдалось уменьшение количества экономических преступлений, после – их увеличение. В Дальневосточном округе наблюдается такие данные (рис. 21) [27].
Рис. 21 Динамика числа зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Дальневосточном федеральном округе График, отражающий показатели экономических преступлений в Дальневосточном федеральном округе, позволяет увидеть снижение числа правонарушений до 2004 года, и дальнейшую тенденцию роста. Диаграмма, которая бы отражающая зарегистрированные преступления в сфере экономики в федеральных округах, за последний 2007г, представлена на (рис. 22). Рис. 22 Различия экономических преступлений в округах России в 2007г. Таким образом, наиболее высокие показатели в Центральном и Приволжском округах, далее следуют Южный и Сибирский округа, меньше всего преступлений в Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном округах. Наглядно территориальные различия представлены на (рис. 23). Рис. 23 Территориальные различия преступлений в теневом секторе экономики в 2007 г. Далее будет актуально более подробно рассмотреть и охарактеризовать экономические правонарушения и преступность в Сибирском федеральном округе, а также представить динамику их числа, по отдельным регионам округа. На состояние правопорядка и безопасности в сфере экономики Сибирского региона оказывает влияние ряд региональных криминогенных факторов, среди которых: сложная ситуация в хозяйственно-финансовой сфере; расслоение населения по имущественному признаку; слабая социальная защищенность граждан, низкий уровень жизни; высокий уровень безработицы; неэквивалентная эксплуатация Федеральным центром природных и трудовых ресурсов региона, возложением издержек социального развития и придание некоторым субъектам Сибирского федерального округа статуса «регион-донор» без учета местных экономических особенностей; интенсивная миграция и освоение территории округа гражданами СНГ, Китая, Монголии; высокая концентрация исправительных учреждений, а соответственно и лиц, ранее судимых. Также стоит отметить, что заметное влияние на состояние криминогенной обстановки в Сибирском федеральном округе оказывает углубляющийся правовой нигилизм. Отдельные формы противоправного поведения стали рассматриваться как обыденные. Таким образом, среди всех экономических преступлений большее их количество совершается на потребительском рынке, в финансово-кредитной системе, большой процент правонарушений связаны с внешнеэкономической деятельностью, в то же время наблюдается рост преступлений связанных с приватизацией. В Сибирском федеральном округе регистрируется множество фактов изготовления или сбыта поддельных денег и ценных бумаг, незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства, легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, незаконного получения кредита. Часто регистрируется незаконная предпринимательская деятельность в сферах, связанных с использованием стратегического сырья и материалов [6, С. 8-9]. В дальнейшем обстановка на территории Сибирского федерального округа останется сложной из-за значительного числа промышленных объектов, использующих в технологическом процессе стратегическое сырье и материалы [1, С. 181]. В последние годы прослеживается устойчивая тенденция внедрения преступных группировок в легальный бизнес, в том числе с использованием преступно нажитых доходов. Наиболее крупные группировки стремятся получить контроль над такими экономически выгодными отраслями, как добыча и переработка леса, нефти, каменного угля, цветных металлов, торговля. Отмечается активизация преступников, занимающихся хищением и незаконным оборотом драгоценных металлов, в основном на местах их добычи и переработки. Значительное место в округе занимает вопрос криминализации внешнеэкономической деятельности, выражающейся в контрабандном вывозе стратегических сырьевых ресурсов, сокрытии и невозвращении валютной выручки и т.д. Усиливается противоправный ввоз потребительских товаров без уплаты таможенных пошлин, в частности алкогольной и табачной продукции, автотранспорта, аудио-, видеотехники [25, С. 47-49]. Динамика количества зарегистрированных преступлений в сфере экономики в Сибирском федеральном округе значительно отличается по его территории (табл. 3) [27]. Таблица 3 Количество зарегистрированных экономических преступлений в Сибирском федеральном округе
Анализ данных таблицы позволяет увидеть, что наиболее высокие показатели преступлений в сфере экономики наблюдаются в Новосибирской, Иркутской и Кемеровской областях, а также Красноярском крае. Низкие показатели, отражающие экономические правонарушения – в автономных округах. Сравнение данных за 2007 год показано на (рис. 24). Рис. 24 Показатели экономической преступности в регионах Сибирского федерального округа в 2007 г. Так как различия в числе экономических преступлений в регионах Сибирского федерального округа достаточно велики, можно объединить данные показатели в несколько групп. В первую группу относятся регионы, число преступлений в сфере экономики в которых более 5000, во вторую группу от 3000 до 5000, в третью группу – от 1000 до 3000, в четвертую – менее 1000. Показатели экономических преступлений за 2007 год в Сибирском федеральном округе приведены в табл. 4. Таблица 4 Группировка регионов Сибирского федерального округа, по числу зарегистрированных экономических преступлений
Более наглядно ситуация представлена на (рис. 25).
Рис. 25 Регионы Сибирского федерального округа по числу экономических преступлений в 2007 г. Помимо более конкретного описания экономических правонарушений и преступности Сибирского федерального округа, стоит также подробно остановиться на ситуации по данным критериям в Красноярском крае. В Красноярском крае фиксируются следующие правонарушения и преступления в экономической сфере: хищения; мошенничество; незаконные сделки с валютными ценностями; изготовление поддельных денег; должностные преступления; взяточничество; сокрытие доходов; обман потребителей; продажа товаров, не отвечающих требованиям безопасности; контрабанда; преступления, связанные с приватизацией; незаконное предпринимательство. На сегодняшний день проблемой правонарушений в сфере экономики занимается служба по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Красноярского края. Служба по борьбе с экономическими преступлениями выполняет важнейшие задачи в условиях новых экономических угроз и непростой криминальной обстановки. Наиболее подвержены коррупционным проявлениям землепользование, строительство, лесопользование, распоряжение государственным и муниципальным имуществом, различные процедуры согласования (лицензионные, разрешительные), законодательство о государственных и муниципальных закупках [7]. Особое внимание уделяется направлению, связанному с нецелевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов (ПНП). В 2008 году проведено более 294 проверок физических и юридических лиц, получивших средства федерального бюджета, в том числе по ПНП «Здоровье» - 87, «Образование» - 89, «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - 43, субъектов АПК края в рамках выполнения государственной программы в 2008 году - 75. Продолжается работа по борьбе с преступлениями и правонарушениями в лесопромышленном комплексе с использованием передовых методов. Совместно со специалистами администрации края сотрудниками милиции проведено 3 оперативно-профилактических мероприятия с использованием вертолета ГУВД по Красноярскому краю. В ходе воздушных рейдов выявляются места совершения незаконных порубок, с поличным задерживаются «черные лесорубы». Одно из направлений деятельности УБЭП - борьба с интеллектуальным пиратством. Наработана практика выявления преступлений, предусмотренных ст. 176 УК РФ (Незаконное получение кредита). Продолжаются проверки крупных предприятий и организаций. С Восточно-Сибирским филиалом Сбербанка России налажен оперативный информационный обмен, так как именно через данный банк сегодня проходит основная масса кредитов, выданных на территории края [7]. За последние годы в Красноярском крае наблюдается следующая характеристика преступлений в теневом секторе экономики (рис. 26) [27]. Рис. 26 Динамика экономической преступности в Красноярском крае По диаграмме наглядно видно, что в крае спад экономической преступности до 2004 г. сменился резким ростом показателей, начиная с 2005 года. В настоящее время сохраняется тенденция роста. За 2009 г. также прогнозируется рост экономических преступлений в крае. Такие выводы были сделаны на основании прошлых данных, а также в связи с финансовым кризисом характерным для всей страны. По словам заместителя начальника Сибирского УВДТ МВД РФ Раисы Сухоруковой: «В период экономического кризиса доля экономических преступлений увеличится, потому что каждый будет стремиться получить не только прибыль, но и сверхприбыль. Часто эти методы будут незаконными» [14]. По территории Красноярского края число расследованных экономических преступлений распределяется следующим образом (табл. 5) [23, С. 21-23]. Таблица 5 Количество расследованных преступлений экономической направленности по городам и районам в 2007 г.
Как видно из табл.6 районы Красноярского края отличаются по числу преступлений экономической направленности. Таблица 6 Районы Красноярского края, по числу экономических преступлений
Данные таблицы представлены на (рис.27).
Рис. 27 Распределение районов Красноярского края по числу экономических преступлений В целом можно сделать вывод, что на уровень экономической преступности Красноярского края, оказывают влияние политические, экономические и правовые факторы. Среди политических можно выделить коррумпированность чиновников, доступ криминальных структур к управлению определенной частью производства и проникновение их во властные структуры, среди экономических – высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов, неэффективная налоговая политика, значительный государственный сектор экономики. К правовым причинам роста преступности в экономической сфере можно отнести снижение социально-правовой активности населения, неэффективность работы правоохранительных органов, несовершенное законодательство. Для преступности экономической направленности характерны высокий уровень наносимых государству экономических потерь и особая социальная опасность. Среди остальных регионов Сибирского Федерального округа, Красноярье в наибольшей степени ощущает на себе развитие теневой экономики и постоянный рост «черного» капитала. Это – оборотная сторона реализации масштабных инвестиционных проектов, привлекших в край кратно увеличившиеся финансовые потоки, не всегда имеющие легальное происхождение. 2.2 Предложения по предупреждению развития теневого сектора экономики Российской Федерации и Красноярскому краю Для эффективного противодействия преступности в сфере экономики необходимо обеспечить разработку и проведение единой общегосударственной антитеневой политики. Для её разработки можно предложить следующие рекомендации: - необходимо обеспечить устойчивый рост производительных сил, совершенствование применяемых технологий на базе ускорения научно-технического процесса. Современное высокотехнологичное производство, характеризующееся высоким уровнем обобществления и интеграции экономических субъектов, оставляет последним всё меньше места для обособленного (в том числе теневого) «творчества, заставляя их всё больше соблюдать общие «правила игры» и не противопоставлять свои интересы интересам других субъектов; - следует создать эффективную систему антикризисного регулирования, которая позволит в значительной степени нейтрализовать одну из важнейших причин теневой экономики – экономические кризисы; - важно осуществить финансовое оздоровление экономики, оптимизацию бюджетной и банковской систем, значительно ограничив на этой основе инфляцию, рост цен, нестабильность национальной валюты и другие сопутствующие процессы, являющиеся «питательной почвой» для «зерен» теневой экономики; - необходимо ускорить проведение налоговой реформы в направлении уменьшения общего количества налогов, сокращения ставок налогообложения, устранения двойного налогообложения. Благодаря снижению налоговой нагрузки будет происходить дальнейшее ослабление теневой налогосберегающей «мотивации» налогоплательщиков и увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет роста налогооблагаемой базы, обусловленного усилением заинтересованности хозяйствующих субъектов в легальном повышении своей предпринимательской и потребительской активности; - важно обеспечить проведение эффективной антимонопольной политики в целях нейтрализации теневого «потенциала» предприятий-монополистов; - следует неуклонно совершенствовать действующее законодательство, обеспечивать его научную обоснованность, прогрессивный и динамичный характер, достаточную жесткость в сочетании с разумным гуманизмом. Это позволит успешно бороться с чрезмерным консерватизмом и нездоровой пассивностью нашего законодательства, своевременно обновлять нормативную базу и решать другие аналогичные задачи, имеющие важное антитеневое значение; - необходимо дальнейшее преобразование политической системы общества, укрепление организационных, материальных, информационных, профессиональных, правовых, научных и других основ функционирования органов государственной власти и управления, что будет содействовать ослаблению теневых «импульсов», исходящих сверху; - с помощью идеологии, культуры, религии и других «надстроечных» средств требуется провести радикальную перестройку общественного сознания в направлении приоритетного формирования у социальных объектов интеграционных интересов. Вследствие этого возникнут предпосылки для значительного ослабления социально обособленных мотивов хозяйственного поведения, основанных на абсолютизации экономической самодостаточности как основы теневого самовыражения и противостояния субъектов друг другу. По Красноярскому краю: - усилить политический фактор по истреблению криминальных структур в управлении производством и проникновении их во властные структуры; - в правовом факторе совершенствовать дополнительные законы, направленные на инвестиционные проекты, использование лесных и других ресурсов на реализацию приоритетных национальных проектов; - в политическом факторе поддерживать предпринимательство за счет ослабления теневой «налогосберегающей» политики; - совершенствовать работу с Восточно-Сибирским филиалом Сбербанка России (незаконное получение кредитов). Таким образом, приняв предложенные рекомендации, станет возможным значительно уменьшить теневые процессы, происходящие в нашей стране и Красноярском крае. Глава 3 Использование материалов дипломной работы по пропаганде борьбы с правонарушениями и преступностью Информацию, полученную в ходе проведенного в дипломной работе исследования, целесообразно использовать в качестве ознакомления для служебной подготовки сотрудников в органах МВД и системы исполнения наказания. Материал, возможно, преподносить в виде лекционного материала. Лекция на тему «Теневая экономика в современной России» К теневой экономике в науке относятся все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, но которые противоречат утвержденному законодательству, так как представляют собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, являющихся уголовными преступлениями различной степени тяжести Теневая экономика делится в зависимости от совершаемых преступлений на следующие виды: 1. Легальная (неофициальная) экономика – экономическая деятельность, не нарушающая ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов, которая при этом не фиксируется в отчетности и контрактах. Хорошим примером служит натуральное производство домашних хозяйств. 2. Внеправовая экономика – экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но не регламентированная действующим законодательством и находящаяся, таким образом, во внеправовых зонах. Примером является деятельность "финансовых пирамид" в середине 90-х годов. 3. Полуправовая экономика – экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы (разные способы уклонения от налогов, бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформления). 4. Нелегальная, криминальная экономика – экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. Примеры: наркобизнес, незаконное производство и торговля оружием, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и т.д. На территории Российской Федерации теневая экономика представлена теневым сектором, который различается в зависимости от федеральных округов страны. Посмотрите на таблицу, в ней наглядно видно, какие виды преступлений экономической направленности фиксируются в том или ином регионе.
На территории России постоянно ведется борьба с теневой деятельностью в экономике и её последствиями. В нашей стране выделяется две взаимосвязанные стратегии борьбы с экономической преступностью. Первая стратегия – путь ограничений и пресечений нежелательных форм экономического поведения, которая означает, прежде всего, создание невыносимых условий для криминального предпринимательства. Вторая стратегия борьбы с экономической преступностью, предполагает поощрение желательных общественно полезных экономически эффективных форм поведения. Помимо перечисленных стратегий государством постоянно проводится комплекс работ направленных на совершенствование системы противодействия экономическим преступлениям в стране. В государстве разработана программа по усилению борьбы с экономической преступностью и коррупцией, комплекс организационно-правовых мероприятий которой включает: - разработку общей концепции обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства и концепции Основ государственной политики в области борьбы с организованной преступностью; - обеспечение при формировании бюджета приоритетного и полного финансирования судебной системы и правоохранительных органов, учреждений и органов, исполняющих наказания; - создание механизма контроля за полнотой поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; - подготовка и рассмотрение дополнительных законопроектов, направленных на защиту конституционных прав граждан, на противодействие преступности, коррупции в государственном аппарате. Таким образом, можно сделать вывод, что в России на сегодняшний день, постоянно ведется борьба с экономической преступностью, что позволяет заметно сократить проявления теневого сектора в нашей стране. Заключение Анализ особенностей теневого сектора экономики нашей России и его географических особенностей позволяет сделать следующие выводы: - в экономике каждой страны, в том числе и России, присутствуют негативные явления, оказывающие отрицательное влияние на всё общество в целом и на экономику в частности. Это явление получило название теневая экономика, которая обозначается разными авторами как неофициальная, неформальная, фиктивная, подпольная и т.д. Под теневой экономикой понимаются такие виды экономической деятельности, которые противоречат законодательству страны в которой они осуществляются и являются уголовными преступлениями различной степени тяжести; - выделяется следующая классификация теневого сектора российской экономики: в зависимости от участников теневой экономики; контроля организованной преступностью объектов хозяйственной деятельности; степени проникновения теневой экономики в различные сферы деятельности; объема теневой экономики в различных отраслях. - в дипломной работе определен термин «географические аспекты теневой экономики и экономических преступлений». - преступления экономической направленности в Российской Федерации имеют различия в зависимости от регионов. Анализ основных видов экономических правонарушений на различных территориях, позволил выявить следующие тенденции: наиболее часто встречающимися преступлениями являются – мошенничество, изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг, пластиковых карт, уклонение от уплаты налогов, коммерческий подкуп; реже всего встречаются в федеральных округах – лжепредпринимательство, вымогательство, контрабанда; - в Российской Федерации постоянно ведется борьба с экономической преступностью на основе применения различных методов выявления правонарушений (учетно-статистических, экономико-правовых и методов экономической проверки); необходимо изучение территориальной дифференциации этих правонарушений, что и выявлено в дипломной работе. - количественные показатели экономических правонарушений в Российской Федерации имеют следующую динамику – с 2000 по 2004 г.г. наблюдался спад экономических преступлений, в последующие годы появилась тенденция роста; - ситуация правонарушений экономической направленности по федеральным округам примерно одинаковая. Во всех округах до 2004 г. фиксировалось уменьшение показателей отражающих число правонарушений в области экономики, а начиная с 2005 г. наблюдался их рост. Это говорит о том, что на всей территории нашей страны проявляются общие закономерности, которые лишь немного отличаются в зависимости от округа; - по данным за 2007 г. наибольшее число преступлений в сфере экономики наблюдалось в Центральном и Приволжском федеральных округах, самое низкое в Дальневосточном; - данные по Сибирскому федеральному округу, показывают, что регионами с наиболее ярко выраженной экономической преступностью являются Новосибирская область и Красноярский край, менее в автономных округах (Усть-Ордынском Бурятском и Агинском Бурятском); - в Красноярском крае начиная с 2004 г. наблюдается тенденция роста числа экономических преступлений. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости изучения изложенных в дипломной работе проблем с позиции экономической и социальной географии. Библиографический список 1. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сб. материалов междунар. науч. конф.: в 2 ч. / Сибирский юридический институт МВД России; отв. ред. С.Д. Назаров. Красноярск, 2006. Ч. 1. 2. Актуальные проблемы раскрытия и расследования преступлений: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7 / Отв. ред. С. Д. Назаров, В. Е. Корноухов. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2005. 3. Алексеев А. И. Криминология. – М., 1988. 4. Атлас Красноярского края и республики Хакасии. - Новосибирск, 1994. 5. Бобровских А. В. Неформальные экономические отношения в Современной России. – М.: Наука, 2004. 6. Большая проблема малого бизнеса // Предпринимательство в Сибири: генезис, опыт развития и перспективы. – Красноярск, 1996. 7. В Красноярском крае милиция активно выявляет преступления в экономической сфере // www.mvd.ru 8. Ветров Н. И., Зацепин М. Н. Милиция и безопасность предпринимательства. – М., 1995. 9. Географический атлас России. – М.: Издательство «АСТ», 2008. 10. Годунов И. В. Организованная преступность от расцвета до заката: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2008. 11. Досюкова Т. В. Уголовно-правовые, криминологические и социально-психологические особенности форм соучастия в преступлениях в сфере экономической деятельности // Государство и право. 2005. № 8. 12. Дубровский А. Ю. Специфика управления теневыми хозяйственными процессами в России // Вестник МГУ. Серия 21: Управление (государство и общество). 2004. № 4. 13. Елисеева. И. И. Измерение теневой экономики России. Экономические исследования: теория и приложения. Гальперинский сборник. – СПб.: Европейский ун-т в С.-Петербурге, 2000. 14. Красноярский край ждет рост экономических преступлений, считают эксперты // www.newslab.ru 15. Крысин. А. В. Безопасность предпринимательской деятельности. – М., 1996. 16. Кузнецова Н. Ф. Основные черты Особенной части УК РФ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1996. № 5. 17. Купринец Л. М., Лысенко Ю. Ф. Социально-экономическая география России, СНГ и государств Балтии: Учебно-методическое пособие в помощь студентам географических и экономических специальностей и учителям географии. – Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 18. Курицын И. И., Волгин А. В., Юпатова В. Н. Российская Федерация. Социально-экономическая география: Уч. Пособие для студентов педвузов. – М.: Школьная Пресса, 2001. 19. Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). – М.: Волтерс Клувер, 2006. 20. Луговенко Т. П. Уголовно-правовой и криминалогический подходы к определению преступлений в сфере экономической деятельности // Известия ВУЗов. Правосудие. 2004. № 2. 21. Митюшев Д. И. Налоговые преступления (спорные вопросы ответственности). Автореф. дис. канд. юрид. Наук. – Красноярск, 2002. 22. Молокоедов В. В. Cращивание организованной и экономической преступности – новая форма криминальной активности // Владивостокский центр исследования организованной преступности. www.crime.vl.ru 23. Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1996. 24. О состоянии преступности в крае (Аналитическая записка) / Красноярскстат, Красноярск, 2008. 25. Пескова Д. Р. Теневая составляющая экономического роста: Автореферат диссертации кандидата экономических наук: 08.00.01 / Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. – Уфа, 2006. 26. Смоляков П. Критерии оценки общественной опасности экономических преступлений // Уголовное право. 2005. № 4. 27. Состояние преступности за 1997-2005 гг. в Сибирском федеральном округе: аналитический обзор / Под ред. С. М. Малькова. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006. 28. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996, № 63-ФЗ. 29. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru 30. Хасиев А. А. Социологическое исследование социально-трудовых отношений в системе теневой экономики // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 2. 31. Уголовное право и современность: межвузовский сборник научных трудов: Выпуск 9 / отв. ред. И. А. Кирниллов. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2005. 32. Чирков Д. К. Криминалогическая характеристика преступлений экономической направленности, совершенных организованными группами // Следователь. 2006. № 7. 33. Шаваев А. Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики. – М., 1995. 34. Шеслер А. В. Криминалогическая характеристика и профилактика преступности в сфере экономической деятельности: Учебное пособие. – Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2005. 35. Экономическая и социальная география: Основы науки: Учеб для студентов высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 36. Экономические правонарушения в Уральском федеральном округе: предупреждение, пресечение и противодействие. – Екатиренбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2005. 37. Юзиханова Э. Г. Тенденции и закономерности преступности в субъектах Российской Федерации // Государство и право. 2006. № 8. 38. Яковлев А. М. Социология экономической преступности. – М., 1988. |