Курсовая работа: Планирование туризма на водном транспорте
Название: Планирование туризма на водном транспорте Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Планирование туризма на водном транспорте» Введение 1. Товарная политика предприятия……………………………………….…… 2. Основные характеристики проектов судов…………………………………. 3. Расчет расходов по содержанию судов………………………………..….... 4. Анализ формирования цены на перевозку одного пассажира………..….. 5. Объем реализации (продаж) продукции (работ, услуг), прибыль и рентабельность продаж…………………………………………………………. 6. Формирование доходов, расходов и финансового результата деятельности предприятия…………………………………….………………………………… 7. Расчет критической точки безубыточности………………….……………… 8. Расчет за полученный кредит………………………………………….……… 9. Расчет движения денежных средств……………..…………………………... 10. Формирование конкурентоспособной цены на перевозку одного пассажира…………………………………………………………………..……. Заключение Приложение Литература Введение Туризм играет значительную роль в развитие экономики региона так и в целом по стране. В соответствии с проведенными опросами туристов, использующих водный транспорт на различных маршрутах, было выявлено, что основными мотивами выбора водных путешествий являются желание отдохнуть на воде, провести время в спокойной, размеренной и комфортной обстановке, увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и другие достопримечательности. Кроме того, отдых на воде, по мнению специалистов, наиболее полезен для здоровья: медленное перемещение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма, исходя из этого тема курсовой работы «Планирование на водном транспорте» является актуальной, особенно в Санкт-Петербурге. В связи с этим многие предприятия стараются организовать свои маршруты на водном транспорте, чтобы привлечь туристов и следовательно иметь стабильный доход от своей деятельности. Основной целью курсовой работы является повышение эффективности деятельности предприятия. Но достигая этой цели возникает множество проблем, которые надо исключить для достижения эффективности работы. Также мы исследуем в курсовом проекте, товарную политику предприятия, производственную мощность, себестоимость продукции, формирование цен на продукцию, доходов и расходов, а также объём реализации продукции, прибыль, рентабельность продаж, кредит. Нашими задачами при написании курсовой работы являются: · Глубоко изучить исследуемую тему; · разработка предложений по решению указанных проблем и оптимальный выбор рационального типа пассажирского судна, работающего на линии, для использования его в качестве водного автобуса в навигационный период. 1. Товарная политика предприятия водный путешествие туризм себестоимость рентабельность Рынок речных круизов Северо-Западного региона переживает бурный рост, по емкости, составляющий не менее четверти от российского рынка в целом: по стране более 100 теплоходов делают порядка 1800 круизов. На маршрутах, осуществляемых из Петербурга в навигацию 2009 года, было задействовано 39 пассажирских теплоходов, осуществлено немногим больше 400 круизов, из которых почти 300 – рейсы, с заходом на Валаам. Несмотря на ежегодный рост цен на путевки на 20-30 %, количество российских граждан, желающих отправится в круиз – увеличивается. Это одна из главных тенденций круизного рынка Петербурга – рост интереса отечественных туристов к российским речным круизам. При разработке маршрута водного транспорта учитывается тот факт, что значительным объектом притяжения пассажиропотоков приходится на летний период (с середины мая до начала октября), который совпадает с периодом летней навигации. По скоростным маршрутам определена средняя скорость в 40 км/ч.(экономия топлива, оживленное движение на р.Неве); время остановки – до 5 мин. В представленных методических указаниях предлагается разработать и проанализировать следующий скоростной маршрут: Пассажирский морской вокзал - Выставочный комплекс "Ленэкспо" - Большая Нева (Вверх) - Горный институт им.Плеханова - Английская набережная,4 - Медный всадник - Летний сад - Набережная Робеспьера (напротив дома № 20) - Смольная набережная ( напротив д.6) - Синопская набережная (напротив дома № 2). В обратную сторону: Свердловская набережная (напротив гостиницы «Охтинская») - Арсенальная набережная (Финляндский вокзал) - Кронверкская набережная (стрелка Васильевского острова) - Университетская набережная,5-7 - Горный институт им.Плеханова – Ленэкспо - Пассажирский морской вокзал. Данный маршрут должен удовлетворять как потребности населения нашего города для поездок социального характера (на работу, за покупками и т.д.), так и туристов, которых привлекает Санкт-Петербург с архитектурной точки зрения со всеми его достопримечательностями и памятниками культурного наследия, на которые можно посмотреть с другой стороны, проезжая на комфортабельном судне по рекам и каналам Санкт-Петербурга. 2. Основные характеристики проектов судов. Теплоход проекта № 342 Э. Тип судна - пассажирский теплоход внутреннего плавания с дизельной силовой установкой. Назначение - перевозка пассажиров и туристов по внутренним водным путям. Класс регистра и район плавания - "О". Водные бассейны разряда "О" - возможность прохода через Ладожское и Онежское озера с ограничением по погодным условиям: высота волны не более 2,5 метров. Серия этих судов была спроектирована и начала строиться на отечественных заводах с 1969 г. Это пассажирский двухвинтовой теплоход обтекаемой формы, на двух подводных крыльях. Скорость движения увеличивается из-за уменьшения сопротивления корпуса судна, который при движении выходит из воды вследствие подъемной силы крыльев в водной среде. Судно предназначено для скоростной перевозки пассажиров на транзитных и местных линиях в светлое время суток в условиях рек и водохранилищ. Корпус разделен на 8 отсеков водонепроницаемымипереборками. Общая пассажировместимость теплохода 124 места, которыеразмещены в трех салонах: в носовом салоне -26 мест, в среднем - 46 мест, в кормовом - 52 места. Все салоны оборудованы откидными мягкими креслами. Между средним и кормовым салонами имеется небольшая точная открытая палуба. На судне имеются три служебные каюты экипажа, буфет с холодильником, туалет. Рулевая рубка расположена на крыше надстройки и имеет хороший обзор. Два главных двигателя марки М-400 номинальной мощностью 1000 л.с. каждый обеспечивают эксплуатационную скорость 65 км/час (максимальная - до 70 км/час). Для запуска главных двигателей установлена система сжатого воздуха. Материал корпуса и надстроек - дюралюминий, крылья из стали. Для внутренней обшивки салонов используется пластик, пол покрыт линолеумом. Теплоход оборудован осушительной, противопожарной, санитарной, вентиляционной и отопительной системами. На судне имеется необходимое радиооборудование. Спасательные средства - 128 пенопластовых нагрудников и две резиновые надувные лодки вместимостью по 5 чел. Штатное расписание теплохода зависит от сменности работы экипажа. В Таблице 1 приводится штат команды при работе в две смены. Следует отметить, что на пригородных линиях команда работает обычно в две смены (6 чел. - 3 одновременно на вахте). За последние годы внутреннее оборудование некоторых судов было модернизировано для поддержания их соответствия, современным стандартам. 8- часовой работе в 2 смены. Теплоход проекта № 340 Э Большая серия этих теплоходов была спроектирована и начала строиться на отечественных заводах с 1957г. Теплоход обтекаемой стреловидной формы на подводных крыльях с одновинтовым движителем. Эксплуатационная скорость 60 км/час, но может развивать скорость до 65 км/час. Такая скорость движения обеспечивается при выходе на подводные крылья. Судно предназначено для перевозки пассажиров, в основном, на речных участках, но разрешается выходить на водохранилища при определенных ограничениях (имеет класс Речного регистра «О»). Они обслуживают, в основном, местные и пригородные линии. Корпус и надстройки теплохода выполнены из дюралюминия и алюминиемагниевых материалов. Подводные крылья и поддерживающие стойки изготовлены из нержавеющей стали. Корпус разделен на отсеки водонепроницаемыми переборками, чем обеспечивается непотопляемость судна. Для пассажиров оборудован мягкими креслами салон. В кормовой части имеется небольшая открытая палуба со скамейками. Общая пассажировместимость теплохода 64 чел. На судне имеется буфет, туалет и другие служебные помещения. Рулевая рубка размещена ближе к носовой части и возвышается над надстройками. В рубке, помимо навигационных приборов, установлена кока для отдыха. Пассажирский салон и служебные помещения внутри покрыты пластиком, а пол линолеумом. В отличие от иностранных судов на подводных крыльях его крылья не выступают за корпус судна и позволяют швартоваться бортом к любому причалу или судну. Судно оборудовано емкостями для топлива, питьевой воды и сточных вод, обеспечивающими автономность его плавания до 500 км. Главный двигатель марки М-400 мощностью 1000 л.с. (эксплуатационная мощность 800 л.с.). Силовая установка обслуживается системой сжатого воздуха и управляется с рулевой рубки. Судно оборудовано осушительной, противопожарной, санитарной, вентиляционной и отопительной системами. В носовой части имеется якорь. В виде спасательных средств имеются нагрудники и круги. Штат команды на теплоходе примерно такой же, как на теплоходе типа «Метеор» и зависит от сменности работы экипажа. Должностные оклады членов экипажа ниже, чем на теплоходе типа «Метеор». Штатное расписание теплохода проекта № 342 Э Определить сумму окладов в рублях и процентах. Таблица 1
Решение: Должностной оклад в %= (Сумма окладов по каждой должности /Итоговую сумму окладов)*100% 1) (27000/105700)*100%=25,54% 2) (22000/105700)*100%=20,81% 3) (20000/105700)*100%=18,92% 4) (25400/105700)*100%=24,03% 5) (11300/105700)*100%=10,7% Штатное расписание теплохода проекта № 340 Э Определить сумму окладов в рублях и процентах. Таблица 2
Решение: Должностной оклад в %= (Сумма окладов по каждой должности /Итоговую сумму окладов)*100% 1) (26000/99700)*100%=26,07% 2) (21000/99700)*100%=21,06% 3) (19000/99700)*100%=19,05% 4) (23400/99700)*100%=23,49% 5) (10300/99700)*100%=10,33% 3. Расчет расходов по содержанию судов Судовой коммерческий расчет представляет собой такой метод организации работ, когда результаты труда членов экипажа постоянно соизмеряются с затратами средств в денежном выражении, и вся команда судна борется за экономию расходов материалов, топлива, денежных средств, за снижение себестоимости перевозок и достижение высокого уровня рентабельности. Расходы по содержанию судна в процессе эксплуатации называются эксплуатационными. Их величина зависит от типа и мощности судна, продолжительности эксплуатационного периода, цен на топливо, смазку и другие материалы, численности и должностных окладов членов экипажа, соотношения времени, затраченного на движение и стоянки, установленных норм амортизационных отчислений и других показателей. Пароходство и командный состав флота должны быть заинтересованы в том, чтобы расходы по содержанию судна были как можно меньше. Эксплуатационные расходы судна складываются из следующих статей затрат: . заработная плата (основная и дополнительная); . отчисления в общественные фонды потребления; . расходы на рацион коллективного питания; . расходы на топливо; . расходы на смазку; . стоимость навигационных материалов; . расходы на износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря; . расходы на зимний ремонт; . расходы на навигационный ремонт; . расходы на зимний отстой; . амортизационные отчисления; . расходы на комплексное обслуживание флота; . судовые сборы на навигационное обслуживание; . прочие прямые расходы. Суммируя эти затраты денежных средств по всем статьям, определяются общие эксплуатационные расходы по судну. Расходы по содержанию судна в эксплуатации. Таблица 3
Решение: Время переработки членами экипажа судна: Тпер =(2,143*Тэ+8,5*Дпр )/5,7 сут, где: 2,143 - количество часов переработки в каждые сутки Тпер= (2,143*180+8,5*4)/5,7=73,6 суток 1) Заработная плата с отчислениями на социальные нужды в период эксплуатации составляет: Изп = Фзп /30,5*( Тэ * Кпр + Твэ + Тпер. )* Квл * Кдз * Ксн * Крн , руб Метеор: Изп= 105700/30,5*(180*1,3+7+73,6)*1,2*1,08*1,26*1,0=1780379,97 руб. Ракета: Изп =99700/30,5*(180*1,3+7+73,6)*1,2*1,08*1,26*1,0=1679303,75 руб. 2) Затраты на оплату труда в период зимнего отстоя: Метеор: Изо =182,4 тыс.руб. Ракета: Изо= 125,9 тыс.руб. Расходы на амортизацию теплохода определяются по формуле: руб, Метеор: ИА= (6304000*4,5)/100=283680 руб. Ракета: ИА= (5157000*4,5)/100=232065 руб. 4) Отчисления в ремонтный фонд 5% от балансовой стоимости: Метеор: (6304000*5)/100=315200 руб. Ракета: (5157000*5)/100=257850 руб. 5) Расходы на навигационные материалы 0,3% от балансовой стоимости: Метеор: (6304000*0,3)/100=18912 руб. Ракета: (5157000*0,3)/100=15471 руб. 6) Остальные прочие расходы 5% от заработной платы в период эксплуатации и зимнего простоя: ((Заработная плата с отчислениями на социальное страхование+Затраты на оплату труда в период зимнего простоя)*5)/100 Метеор: ((1780379,97+182,4)*5)/100=89028,1руб. Ракета: ((1679303,75+125,9)*5)/100=83971,5 руб. Полная себестоимость: (Заработная плата с отчислениями на социальное страхование+Затраты на оплату труда в период зимнего простоя+Расходы на амортизацию теплохода+Отчисления в ремонтный фонд+Расходы на навигационные материалы+Прочие расходы) Метеор: 1780379,97+182,4+283680+315200+18912+89028,1=2487382,47руб Ракета: 1679303,15+125,9+232065+257850+15471+83971,5=2268787,15руб. Анализ затрат, приходящихся на одного пассажира. Таблица 4
Количество круговых рейсов=8*2=16рейсов Рейсы за период=180-7-4=169дней Количество рейсов за 169 дней=169*16=2704рейса Затраты приходящиеся на одного пассажира: Метеор: Затраты=Полная себестоимость/Количество пассажиров Количество пассажиров= Количество рейсов за 169 дней*Пассажировместимость*Коэффициент использования пассажировместимости Количество пассажиров=2704*124*0,65=217942,4чел Затраты на одного пассажира=2487382,47/217942,4=11,41 руб. Ракета: Количество пассажиров=2704*64*0,65=112486,4 чел. Затраты на одного пассажира=2268787,15/112486,4=20,16 руб. Вывод: Наименьшая средняя себестоимость приходящаяся на одного пассажира при перевозке получилась при использовании судна модели «Метеор».Это можно объяснить: затраты на оплату труда в период зимнего простоя у модели судна «Метеор» составляет 182,4 тыс.руб. а у «Ракеты»125,9 тыс.руб ,следовательно затраты у «Метеора» выше из-за большей паассажировместимости (124 человека), также расходы на амортизацию составляют у «Метеора» 283680 руб., а у «Ракеты» 232065руб. 4. Анализ формирования цены на перевозку одного пассажира Определение цены, ценообразование, ценовая политика - важные элементы деятельности предприятия в условиях рынка. Предприятию важно не только произвести, но и сбыть товар (продукцию или услугу) с выгодой для себя, возместив все расходы, и получить прибыль. Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. Соотношение отдельных элементов, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены товара является его себестоимость. В соответствии с наиболее общим определением себестоимость - это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. При этом перечень статей затрат, их состав и методы распределения устанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. В настоящее время на практике большинство коммерческих организаций не пользуется развернутой номенклатурой статей калькуляции, а самостоятельно определяет их состав. При этом обычно выделяют прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты с отчислениями на социальные нужды, прочие прямые затраты и накладные расходы. Помимо себестоимости важнейшим для предприятия элементом цены является прибыль. Прибыль - это форма дохода, полученная после того, как товар будет реализован по установленной цене. Предполагается, что предприятие должно быть нацелено на получение максимально возможного объема прибыли. Государство также должно быть заинтересованно в увеличении прибыли предприятий, так как в структуре доходов государственного бюджета налог на прибыль занимает второе место после налога на добавленную стоимость. Относительной величиной прибыли является рентабельность. Прибыль, включаемая в расчетную оптовую цену, должна обеспечивать предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующим законодательством без потерь для бюджета. Прибыль от реализации услуг по свободным ценам определяется как разница между выручкой от реализации услуг, без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами, включенными в себестоимость. Никаких предельных нормативов рентабельности при этом не предусматривается. Не менее важное место в составе цены занимают налоги. Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль. Во-первых, налоги в цене является главным источником формирования доходов государственного бюджета. Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению. В-третьих, могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение, инфляцию или снижение. В-четвертых, налоги выполняют активные социальные действия — определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения. В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и налог на прибыль. Расчеты цены на перевозку одного пассажира: Метеор: Цi=11,41*((100+27)/100)=14,5 руб. Ракета: Цi=20,16*((100+46)/100)=29,4руб. Цены у предприятий-конкурентов.
Вывод: Рассмотрев маршруты предприятий-конкурентов можно сделать вывод, что все цены на маршруты у них выше наших почти в 3 раза. Цена по перевозке на «Метеоре» без налога на добавленную стоимость составит 14,5 руб., а на «Ракете» 29,4 руб. Следовательно, спрос на наш продукт будет больше в 3-4 раза, по сравнению с другими предприятиями. 5.Объём реализации (продаж) продукции (работ, услуг), прибыль и рентабельность продаж Реализация продукции, поступление изготовленной продукции в народно-хозяйственный оборот с оплатой её по существующим ценам. Реализованной считается продукция, отпущенная за пределы промышленного предприятия и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией. Факт Реализация продукции свидетельствует о том, что произведённая продукция необходима народному хозяйству для удовлетворения определённых общественных потребностей. Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и её себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государства в целом. Важным элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции, но значение которых усиливается в условиях развития предпринимательства. Рентабельность -это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании. Анализ рентабельности продаж. Таблица 6.
Решение: 1)Выручка от продаж =Количество видов продукции (работ, услуг) *Цена единицы вида продукции (работ,услуг) Метеор: Выручка от продаж=217942,4*14,5=3160164,8 руб. Ракета: Выручка от продаж=112486,4*29,4=3307088,4 руб 2)Прибыль от продаж=Выручка от продаж – Затраты на производство и реализацию продукции(себестоимость) Метеор: Прибыль от продаж=3160164,8-2487382,47=672782,33руб. Ракета: Прибыль от продаж=3307088,4-2268787,15=1038301,25руб. 3)Рентабельность продаж =( Прибыль от продаж/Выручка от продаж)*100 Метеор: Рентабельность продаж=(672782,33/3160164,8)*100=21,3 Ракета: Рентабельность продаж =(1038301,25/3307088,4)*100=31,4 Вывод: Наибольшая рентабельность получилась по перевозкам, производимых «Ракетой» и составила 31,4 %. Это можно объяснить тем, что у теплохода «Ракеты» больше прибыль от продаж, по сравнению с «Метеором», и меньше затрат на производство и реализацию продукции, т.е. полная себестоимость меньше. 6. Формирование доходов, расходов и финансового результата деятельности предприятия В условиях рыночных отношений целью деятельности любого хозяйственного субъекта является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются бюджетные доходы. Поэтому одна из важнейших составных частей экономического анализа это анализ формирования прибыли. Прибыль часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: - оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции и получение прибыли; - определение влияния факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты; - выявление резервов увеличения объема реализации рентабельной продукции и суммы прибыли. В данной работе требуется рассчитать показатели доходов и расходов: · прибыль до налогообложения П до нал = Ппр – Рвнереал где: Ппр – прибыль от продаж Рвнереал – внереализационные расходы · сумму налога на прибыль (действующая ставка налога 20 %) Снал = П до нал × 20 ÷ 100 где: П до нал – прибыль до налогообложения · сумму чистой прибыли ЧП = П до нал – Снал Эффективность деятельности оценить показателем рентабельности. Rпр = ЧП ÷ В × 100 где: ЧП – чистая прибыль В – выручка от продаж В состав доходов включаются: - прибыль от продаж; - доходы от участия в других организациях (не предусмотрены); - прочие операционные доходы (отсутствуют). - внереализационные доходы (не предусмотрены). Расходная часть включает: - прочие операционные расходы (не планируются); - внереализационные расходы (планируются в сумме 46 тыс. руб. за год; это налоги и платежи, относящиеся на финансовый результат, в частности, налоги на имущество, на рекламу, на пользователей автодорог, с владельцев автотранспорта и другие платежи). Анализ рентабельности продаж по чистой прибыли. Таблица 7
Решение: 1)Прибыль до налогообложения=Прибыль от продаж-Внереализационные расходы Метеор: Прибыль до налогообложения=672782,33-46000=626782,33руб Ракета: Прибыль до налооблажения=1038301,25-46000=992301,25руб 2)Сумма налога на прибыль=Прибыль до налогообложения *20% Метеор: Сумма налога на прибыль=626782,33*20%=125356,5руб Ракета: Сумма налога на прибыль=992301,25*20%=198460,25руб 3) Чистая прибыль=Прибыль до налогобложения –Сумма налога на прибыль Метеор: ЧП=626782,33-125356,5=501425,83руб Ракета: ЧП=992301,25-198460,25=793841руб. 4) Рентабельность продаж по чистой прибыли = (ЧП/Выручка от продаж) *100% Метеор: Рентабельность продаж по ЧП=(501425,83/3160164,8)*100%=15,8% Ракета: Рентабельность продаж по ЧП=(793841/3307088,4)*100%=24% Вывод: Рентабельность продаж по чистой прибыли оказалась наименьшей у «Метеора» и составила 15,8 %, а наибольшая рентабельность у «Ракеты» - 24 %. Это вызвано факторами: - чем больше полная себестоимость, тем рентабельность меньше; - чем больше выручка от продаж, а также прибыль, тем рент-ть больше. 7. Расчет критической точки безубыточности Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы. Безубыточность работы предприятия – такое его состояние, которое характеризуется ситуацией, когда текущие доходы от реализации продукции превышают общую сумму затрат на производство и реализацию продукции. Точка безубыточности — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли. В данном разделе необходимо оценить сколько следует выпустить и реализовать продукции (работ, услуг), чтобы покрыть текущие затраты предприятия и производство не оказалось убыточным, то есть достичь точки безубыточности. Проанализировав Таблицу 3 можно разделить все расходы на условно -переменные и условно – постоянные за год : Постоянные и переменные затраты. Таблица 8
Также нужно рассчитать критическую точку безубыточности по объему выручки от реализации и по количеству реализованных видов продукции (работ, услуг). Расчет производится по всем видам продукции (работ, услуг). Расчёт точки безубыточности: Таблица 9
Решение: 1) Переменные расходы на 1 пассажира=Переменные расходы за год/Количество перевезённых пассажиров за год Метеор: Переменные расходы на 1 пассажира =89028,1/217942,4=0,41руб Ракета: Переменные расходы на 1 пассажира=83971,5/112486,4=0,75руб 2) Коэффициент пропорциональности= Переменные расходы на 1 пассажира/Стоимость перевозки Метеор: Коэффициент пропорциональности =0,41/14,5=0,0282% Ракета: Коэффициент пропорциональности =0,75/29,4=0,0255% 3)Критический объём реализации вида продукции= Постоянные расходы за год/(1-Коэффициент пропорциональности) Метеор: Критический объём реализации вида продукции=2398354,37/(1-0,0282)=2472530,3руб. Ракета: Критический объём реализации вида продукции=2184815,64/(1-0,0255)=2252387,3руб. 4)Критическое количество продукции= Критический объём реализации вида продукции/Стоимость перевозки Метеор: Критическое количество продукции=2472530,3/14,5=170519,3ед. Ракета: Критическое количество продукции=2252387,3/29,4=76611,8ед. Зависимость изменения размера прибыли от объема реализации, от постоянных и переменных затрат, а также точку безубыточности можно представить на графике. «Метеор» «Ракета» 8. Расчет за полученный кредит в банке Кредит — экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на принципах возвратности, срочности, платности. Также возможны другие условия предоставления денежных средств, такие как целевое использование, обеспеченность и другие. Кредит играет важную роль в саморегулировании величины средств, необходимых для совершения хозяйственной деятельности. Благодаря кредиту предприятия располагают в любой момент такой суммой денежных средств, которая необходима для нормальной работы. Роль кредита важна для пополнения оборотных средств, потребность в которых у каждого предприятия не стабильна, меняется в зависимости от условий работы: рыночных, природных, климатических, политических и др. Роль кредита велика для воспроизводства основных фондов. Используя кредит, предприятие может совершенствовать, увеличивать производство значительно быстрее, чем при его отсутствии. Банковский кредит — денежная ссуда, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента. Совокупный расчет уставного капитала предприятия показал, что для начала производственной деятельности у него недостаточно собственных источников и необходимо получить в банке кредит. Переговоры с банком показали возможность получения кредита в сумме 6,8 млн.руб. на срок 12 месяцев под годовую процентную ставку 18%. Кредит предоставляется за 2 месяца до начала работы предприятия, погашение кредита начинается в конце второго месяца работы предприятия, не позднее последнего рабочего дня. Погашение кредита производится по согласованному графику. Исходя из названных условий следует выполнить расчет в таблице помесячного погашения кредита и процентов по нему. Возможность кредитных платежей соизмерить с наличием чистой прибыли. (Оплата процентов за кредит включена в себестоимость тур. продукции, в прочие расходы).
Эффективная ставка Эф.ст = Итоговая сумма % за кредит в банк ÷ Итоговая сумма кредита × 100 Эф.ст = 927000 ÷ 6800000 × 100 = 13,63 % Вывод: В результате равномерных выплат общая сумма взноса не колеблется значительно, но не обеспечивается средствами предприятия. В сумме, чистой прибыли не хватает (сумма кредита – ЧП) по проекту «Метеор» - 6260024,89 руб. и по проекту «Ракета» - 5949999,38 руб. При выбранном варианте графика погашения кредита, погашение кредита обеспечивает в отличие от 18% - годовых только 13,63 %. 9. Расчёт движения денежных средств В мировой практике большое внимание уделяется изучению и прогнозу движения денежных средств. Это связано с тем, что из-за объективной неравномерности поступлений и выплат либо в результате непредвиденных обстоятельств возникают проблемы с наличностью. Какой бы ни была причина отсутствия наличных денег, последствия для предприятия могут быть очень серьезные. Отсутствие минимально необходимого запаса денежных средств свидетельствует о серьезных финансовых затруднениях. Чрезмерная величина денежных средств говорит о том, что реально предприятие терпит убытки, связанные с инфляцией и обесценением денег, так и с упущенной возможностью их выгодного размещения и получения дополнительного дохода. В этой связи возникает необходимость оценки движения денежных потоков предприятия. Одним из способов оценки достаточности денежных средств является расчет длительности периода их оборота. Период оборота денежных средств показывает срок с момента поступления денег на расчетный счет до момента их выбытия. Для того чтобы раскрыть реальное движение денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступления и их расходования, а также увязать величину полученного финансового результата с состоянием денежных средств, необходимо выделить и проанализировать все направления поступления (притока) и расходования (оттока) денежных средств. Для этого используется форма № 4 «Отчет о движении денежных средств». В составе отчета денежных средств выделяют три раздела: текущая, инвестиционная и финансовая деятельность. Текущая деятельность связана с производством и реализацией продукции, работ, услуг, т.е. с получением дохода. Инвестиционная деятельность включает операции, связанные с реальными и портфельными инвестициями долгосрочного характера. Финансовая деятельность связана с операциями по краткосрочному финансированию предприятия. В международной практике под финансовой деятельностью подразумевают движение денежных средств, связанное с изменениями в составе и размере собственного капитала и займов предприятия, включая банковские кредиты. Изменения в собственном капитале в данном разделе отчета связаны с эмиссией акций или иным денежным увеличением уставного капитала, а также полученным эмиссионным доходом. Однако в отечественной практике изменение собственного капитала вследствие полученного финансового результата в составе финансовой деятельности не учитывается, поскольку доходы и расходы, связанные с формированием финансового результата, учитываются в текущей деятельности. Для анализа движения денежных средств можно использовать два метода: прямой и косвенный. При использовании прямого метода сопоставляются абсолютные суммы поступления и расходования денежных средств по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой. Достоинство данного метода состоит в том, что он позволяет оценить общие суммы прихода и расхода денежных средств предприятия, определить статьи, по которым формируется наибольший приток и отток денежных средств в разрезе видов деятельности. Информация, полученная при использовании данного метода, применяется при прогнозировании денежных потоков. Однако данный метод имеет существенный недостаток, потому что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения денежных средств на счетах предприятия. В результате анализа движения денежных средств должны быть получены ответы на следующие вопросы: - в каком объеме и из каких источников были получены денежные средства, каковы основные направления их использования; - способно ли предприятие в результате текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами; - в состоянии ли предприятие расплатиться по текущим обязательствам; - достаточно ли полученной предприятием прибыли для обслуживания его текущей деятельности; - достаточно ли собственных средств предприятия для инвестиционной деятельности; - чем вызваны расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств. «Метеор»
«Ракета»
10. Формирование конкурентоспособной цены на перевозку одного пассажира Я предлагаю увеличить цену на стоимость перевозки одного пассажира по проекту «Метеор» и «Ракета» до 90 руб., что является на 6 руб. дешевле, чем у конкурентов и позволяет оценить нашу цену как более конкурентоспособной. Рассчитаем объем реализации (продаж) продукции (работ, услуг), прибыль и рентабельность продаж с новой ценой. Анализ рентабельности продаж. Таблица 6(2)
Решение: 1)Выручка от продаж =Количество видов продукции (работ, услуг) *Цена единицы вида продукции (работ,услуг) Метеор: Выручка от продаж=217942,4*90=19614816 руб. Ракета: Выручка от продаж=112486,4*90=10123776 руб 2) Прибыль от продаж=Выручка от продаж – Затраты на производство и реализацию продукции(себестоимость) Метеор: Прибыль от продаж=19614816-2487382,47=17127433,53руб. Ракета: Прибыль от продаж=10123776-2268787,15=7854988,85руб. 3)Рентабельность продаж =( Прибыль от продаж/Выручка от продаж)*100 Метеор: Рентабельность продаж=(17127433,53/19614816)*100=87,31 Ракета: Рентабельность продаж =(7854988,85/10123776)*100=77,58 Вывод: Наибольшая рентабельность получилась по перевозкам, производимых «Метеором» и составила 87,31 %. Это можно объяснить тем, что у теплохода «Метеора» больше прибыль от продаж, по сравнению с «Ракетой». Сформируем доходы, расходы и финансовый результат деятельности предприятия. Таблица 7 (2) Анализ рентабельности продаж по чистой прибыли.
Решение: 1) Прибыль до налогообложения=Прибыль от продаж-Внереализационные расходы Метеор: Прибыль до налогообложения=17127433,53-46000=17081433,53руб Ракета: Прибыль до налооблажения=7854988,85-46000=7808988,85руб 2)Сумма налога на прибыль=Прибыль до налогообложения *20% Метеор: Сумма налога на прибыль=17081433,53*20%=3416286,7руб Ракета: Сумма налога на прибыль=7808988,85*20%=1561797,77руб 3)Чистая прибыль=Прибыль до налогобложения –Сумма налога на прибыль Метеор: ЧП=17081433,53-3416286=13665146,83руб Ракета: ЧП=7808988-1561797,77=6247191,08руб. 4)Рентабельность продаж по чистой прибыли = (ЧП/Выручка от продаж ) *100% Метеор: Рентабельность продаж по ЧП=(13665146,83/19614816)*100%=69,6% Ракета: Рентабельность продаж по ЧП=(6247191,08/10123776)*100%=61,7% Вывод: В результате изменения цены по перевозкам до суммы 90 рублей показатели рентабельности изменились: По Метеору на 53,8%, по Ракете на 37,7%. Таблица 9 (2) Расчет точки безубыточности.
Вывод: В результате изменения цены на перевозку пассажиров на сумму 90 рублей изменилось критическое количество. По Метеору на 143763,9 единиц, по ракете на 52140,3 единицы. Теперь с рассчитанными показателями можем определить движение денежных средств. «Метеор»
«Ракета»
Для того, чтобы избежать отрицательных показателей по неиспользованной прибыли, я предлагаю: 1) Для «Метеора» изменить сумму ежемесячных выплат по кредиту 2) Для «Ракеты» пролонгировать срок использования кредита График ежемесячных выплат представлен ниже: «Метеор»
«Ракета»
Заключение Благодаря выполнению данной курсовой работой, я приобрела практические и теоретические знания по планированию туризма на водном транспорте. Эти знания для меня актуальны, т.к. необходимы для моей дальнейшей карьеры в сфере туризма. В данной курсовой мною была достигнута основная цель – повышение эффективности деятельности предприятия. Также решены следующие задачи: 1. глубокое изучение исследуемой темы 2. освоение методов научно – исследовательской работы, подбора и анализа литературы и материала 3. приобретение навыков грамотного оформления научных работ 4. выработка умения участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать свое мнение 5. разработка предложений по решению указанных проблем и оптимальный выбор рационального типа пассажирского судна, работающего на линии, для использования его в качестве водного автобуса в навигационный период. Проведя сравнительную характеристику, мы выявили тип пассажирского судна, наиболее выгодного для предприятия. Я полагаю, снижение доли переменных расходов в себестоимости повысило бы эффективность деятельности предприятия. Список литературы 1. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В. П. Грузинов, В. Д. Грибов. - 2 изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 208 с. 2. Экономика предприятия: Учеб. пособие / И. В. Сергеев. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.. 3. Экономика организации (предприятия): Учеб. / К. А. Раицкий. - 4 изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2003. 4. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика,2001. 5. www.wikipedia.org 6. www.5ka.ru 7. http://market-pages.ru/ |