Курсовая работа: Методика работы над проектом на уроке иностранного языка (старшая ступень обучения)
Название: Методика работы над проектом на уроке иностранного языка (старшая ступень обучения) Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика работы над проектом на уроке иностранного языка(старшая ступень обучения)ОглавлениеВведениеГлава I. Роль проекта в современной методике обучения иностранному языку1.1 Ретроспективный анализ использования проектной методики в зарубежной отечественной системе образования1.2 Виды проектовГлава II. Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы2.1 Теоретические основы проекта по теме“LiteraryTouraroundtheNorthregion”2.2 Содержание и реализация проекта по теме “LiteraryTouraroundtheNorthregion”ВыводыЗаключениеСписок использованной литературыВведение Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения иностранного языка (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.Цель работы : Применить проектную методику в системе учебных и вне учебных занятий, доказать эффективность её использования при обучении иностранного языка. Цель потребовала решения ряда задач :1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения в еёпсихологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении на завершающем этапе средней общеобразовательной школы.3. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных и вне учебных занятий с использованием проектнойметодики на старшей ступени (10 - 11 классы) среднейобщеобразовательной школы.5. Проанализировать собственный опыт использования проектнойметодики в системе учебных и вне учебных занятий на старшой ступени обученияИЯ, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогическойтехнологии в системе образования.Объект исследования: процесс обучения английскому языку на старшейступени обучения (10 – 11 класс ) средней общеобразовательной школы.Предмет исследования: проектная методика в системе учебных ивне учебных занятий по сквозной теме.Предмет исследования: проектная методика в системе учебных и вне учебных занятий.Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессеовладения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы (10-11 класс) применять проектную методику, то она будет способствовать:- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся кболее качественному овладению иностранным языком ;- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения;- языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;- более результативному решению задач образования,развития и воспитания личности учащегося.Практическая значимость : заключается в применении в педагогическомпроцессе по ИЯ разработанных автором данной дипломной работы методическихрекомендаций в системе учебных и вне учебных занятий,позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы дляобщеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ и реальным владением ИЯна завершающем этапе обучения (10 – 11 классы).Теоретическая значимостьНаучная новизна исследования состоит:- в ретроспективном анализе проектной методики в образовании, в том числе вобучении ИЯ;в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированнойпедагогической технологии в языковом образовании;- в психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы учебныхи вне учебных занятий по сквозной теме: “ ” для учащихсястаршей ступени обучения. Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данногоисследования потребовало обращения автора к следующим методам научного исследования: Структура работы: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме.2. Беседа с преподавателями и учащимися.3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения ИЯ настаршей ступени обучения средней общеобразовательной школы.4. Анкетирование среди учащихся и учителей.5. Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы учебных ивне учебных занятий по сквозной теме на старшей ступени обучения ИЯ.Выпускная квалификационная работа структурно представлена тремя главами,выводами по главам, заключением, списком использованной литературы,приложением.Глава I. Роль проекта в современной методике обучения иностранному языку 1.1 Ретроспективный анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования иностранный язык урок проектВ рамках ретроспективного анализа использования проектной методики взарубежной и отечественной системе образования в данном параграфецелесообразно рассмотреть :-сущностную характеристику метода проектов как предпосылки современногопроектного обучения иностранного языка;- проектную методику как основа для реализации личностно-деятельностногоподхода к обучению иностранного языка.В последнее время наблюдается общемировая направленность на гуманизациюобразования, что находит свое выражение в ориентации процесса обучения наразвитие личности учащегося.Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования,направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболеехарактерна проектная методика обучения , где широко используется «эго-фактор»(я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личностьучащегося, через его потребности и интересыОбращение ученых и практиков к проблеме личностно-ориентированного обученияимеет давнюю историю. В конце XIX века дидактические поиски западныхпедагогов были проникнуты вниманием к эмоциональной привлекательностиобучения. Идеи гуманистического направления в философии и образовании былисвязаны с методом проектов, который также называли «методом проблем» или«методом целевого акта».Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связиразвивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучениебыло направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активногосамостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать ивоспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их применять напрактике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался методпроектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материалас жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческойсовместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении однойобщей проблемы.Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеямамериканского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников ипоследователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса. Джон Дьюи (1859 - 1952), американский педагог, психолог, философ-идеалист,подверг критике господствовавшую тогда в США школьную систему за отрыв отжизни, абстрактный, схоластический характер всего обучения, основанный наприобретении и усвоении знаний. Дж. Дьюи предложил реформу школьногообразования, согласно которой знания должны были извлекаться из практическойсамодеятельности и личного опыта ребенка.Дж. Дьюи отмечал: «. знание, которое можно назвать знанием, умственноевоспитание, ведущее к какой-нибудь цели – дается лишь в процессе близкого иреального участия в активностях социальной жизни».Дж. Дьюи выдвигает лозунг, который является одним из основныхтезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение посредствомделанья ».При этом Дж. Дьюи выделяет ряд требований к успешности обучения:- проблематизация учебного материала;- активность ребенка;- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.Таким образом, Дж. Дьюи утверждает, что ребенок усваивает материал не простослушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у негопотребности в знаниях и ,следовательно, является активным субъектом своегообучения.Подробное освещение метод проектов получил также в работах В.Х. Килпатрика иЭ. Коллингса (США). В.Х. Килпатрик так определяет программу школы, работающуюпо методу проектов: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой такимобразом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию иобогащению целого потока других опытов».В соответствии с этим был сделан вывод о том, что школьная программа должнабыла создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно с учителемв процессе обучения, основы которой необходимо брать из окружающейдействительности.В начале ХХ века Коллингс предлагал разделять проекты на следующие типы:1) экскурсионные (Excursion projects) –например, осмотр подсолнухов миссис Мерфи, цель которого – узнать, почему она «сажает свои подсолнухи в задней части двора, а не в переднем палисаднике вместе с другими цветами?»2) трудовые (Hand projects), которые «стремятся выразить различного рода мысли в конкретной форме – смастерить кроличью ловушку, приготовить какао для школьного завтрака и т.п.»3) игровые (Play projects) – «праздник масленицы, пасхи, мороженного, кукол, игра в магазин, «в сыщиков», праздники, устраиваемые с целью прославления церковных событий, исторических героев».4) проекты рассказывания (Story projects)- сюда входят рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания.Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века.Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделялиС.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствоватьнепосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач. Сторонники метода проектов В.М. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся.В 1929-1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и изданию комплексно-проектных программ. При таком построении учебного процесса, как нередко утверждали многие педагоги-практики, учащиеся оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной цели. Однако данная цель часто носила лишь узко- практический характер и не в полной мере способствовала должному развитию учащегося. Например, учащиеся должны были выполнить следующие исследовательский проекты-дела: «Как мистер Мозер разводит таких прекрасных кур»; «Что мы узнали о Солнце? »; «Уход за курами организация живого уголка» и др. В.Петрова приводит пример игрового проекта «Устройство горы для катания», проводимой в 5-ой школе города Москвы для младших групп 1-ой ступени. «Вокруг этой темы, - пишет В.Петрова, - была развернута учебная тема: подготовка к зиме и защита от холодов. Дети, с одной стороны, делали варежки, чинили теплую одежду для того, чтобы иметь возможность кататься на своей горе, а с другой – наблюдали явления замерзания воды, формы снежинок и пр.». В результате такого подхода учебные предметы отрицались, систематическоеусвоение знаний под руководством учителя на уроке подменялось работой повыполнению заданий-проектов. Вследствие этого уровень общеобразовательнойподготовки школьников резко снизился. Н.К. Крупская в 1931 году, рассматривая вопрос о возможности некоторых элементов метода проектов в условиях советской школы, предостерегала об «опасности узкого практицизма», и провозглашала разработку таких проектов, накоторых « .возможна была бы большая учеба».Рассуждение Н.К. Крупской о глубокой связи теории и практики, об «опасностиузкого практицизма», о необходимости посредством исследовательской работыразвития личности учащегося, являются, по мнению автора данного дипломногоисследования, наиболее существенными положениями при современном пониманиипроектного обучения.В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е.С. Полат,лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских,поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат,значимый для ученика, с одной стороны, а с другой разработка проблемыцелостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализациирезультатов» . «Чтобы добиться такого, результата», - продолжает Е.С. Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекаядля этой цели знания из разных областей, способность прогнозироватьрезультаты и возможные последствия разных вариантов решения, уменияустанавливать причинно-следственные связи». Исходя из вышесказанного, необходимо сделать следующий вывод: проектноеобучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательнуюпрактическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы,в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научнойтеории и их глубокое усвоение. Подходя у данному вопросу с психологической точки зрения, необходимо заключить, что в основе проектного обучения лежит принцип «эго-фактора», который предполагает такой подход к учащимся, который может быть соотнесен с развиваемым в настоящее время личностно-деятельностным подходом в методике обученияКакова же сущностная характеристика личностно-деятельностного подхода ?В основе личностно-деятельностного подхода лежат психолого-педагогические положения П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.В Зимней, А.А.Леонтьева, Д.Б.Эльконина. Сформулированный личностно-деятельностный подход был определён концепцией общего среднего образования, выдвинутой временным научно-исследовательским коллективом в 1988 году в качестве одного из системно-образующих факторов перестройки всего школьного образования. Как отмечается авторами концепции, личностно-деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности [21]. Рассматривая проектную методику в контексте личностно-деятельного подхода, отметим сначала, что означает личностный, то есть первый компонент. Личность, как подчеркивает И.А. Зимняя, «выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов» [63]. Таким образом, в центре обучения находится сам школьник, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность. Сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно-ориентированного обучения, состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.Вследствие этого личностно-ориентированное обучение, лежащее в основепроектной методики, предполагает изменение основной схемы взаимодействия. Как отмечает И.А. Зимняя, «вместо широко распространенной схемы субъектно- объектного взаимодействия S→O, где S – учитель, субъект педагогического воздействия и управления, а О – ученик, объект, должна иметь место схема субъектно-субъектного равно партнерского учебного сотрудничества. То есть обучение осуществляется по схеме S1↔Sn , где S1 – это учитель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру,информативный для школьника, интересный собеседник, содержательная личность, Sn – это школьник как единый взаимодействующий, коллективный, совокупный субъект партнерского общения» [71].На завершающем этапе средней общеобразовательной школы личностно-ориентированное проектное обучение является особенно значимым по следующим причинам:1. Учащиеся 10 – 11 классов в психологическом плане относятсяк юношескому возрасту, который представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью.2. Промежуточность общественного положения и статусаюношества способствует активизации мыслительной деятельности старшеклассников и повышению степени их самостоятельности.3. На старшей ступени обучения активно развивается на основерефлексии свое собственное самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».4. Перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку иопределение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимостьразвития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции. [45]. Далее рассмотрим деятельностный компонент, также лежащий в основе проектного обучения. Обратимся к общим положениям теории деятельности, сформулированными А.Н. Леонтьевым, И.А. Зимней.Существенной особенностью любой деятельности, как подчеркивает И.А. Зимняя [65], является ее мотивированность. Так как объектом обучения в преподавании ИЯ, согласно личностно-деятельностному подходу, служит речевая деятельность, а языковая система выступает только как средство реализации этой деятельности, то, как и всякая деятельность, речевая деятельность должна основываться на коммуникативно-познавательной потребности учащихся высказать свою мысль. Эта потребность, как подчеркивает И.А. Зимняя [70], входит в общую систему его мотивации. Соответственно у учителя ИЯ возникает педагогическая и психологическая проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже существующей у школьника потребности общения на иностранном языка и познания средством этого языка личностно-значимой действительности. Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения иностранного языка. Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, по мнению автора данного исследования, являются:- связь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта должна бытьсвязана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практическойдеятельности;- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников: впроцессе применения проектной методики очень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и эффективности его обучающего воздействия;- ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя:переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что даетобучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности. Таким образом, проектная методика реализует личностный подход к учащимся, требующий прежде всего отношение к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.1.2 Виды проектов Проект – это одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. В целом метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. В ее основе лежит личностно-деятельный подход к обучению. Под проектом понимается самостоятельная планируемая и реализуемая на иностранном языке работа, например, выпуска газеты или журнала, сборник статей, подготовка выставки, спектакля, концерта и др. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы. Относительно иностранного языка, проект – это “самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, где происходит интеграция четырех видов деятельности.Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует: · повышению значимости языка как средства общения; · развитию умения работать в коллективе; · расширению кругозора учащихся; · повышению мотивации учащихся4 · поощрению творчества; · воспитание самостоятельности; · интеграция всех четырех видов речевой деятельности; · развитию обще учебных умений. Основные требования к использованию данного метода: · наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированных знаний и путей решения; · теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов; · самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; · структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных материалов); · использование исследовательских методов: o определение проблемы; o определение задач исследования; o выдвижение гипотез; o обсуждение методов; o оформление результатов; o анализ данных; o выводы. Существуют определённые принципы проектной деятельности: · вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы и различных упражнений, изучение текстов таких, как диалоги, таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты); · решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться); · самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов); · создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед общением на иностранном языке помогает лучше усваивать трудные темы программы); · учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится); · личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях); · адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом). При использовании проектной технологии перед учителем стоят следующие задачи: · развитие познавательных умений и навыков; · умение ориентироваться в информационном пространстве; · самостоятельно конструировать свои знания; · интегрировать знания из различных областей наук; · критически мыслить. Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов: 1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: · исследовательские, · творческие, · ролево-игровые, · информационные, · практико-ориентированные. 2. По признаку предметно-содержательной области: · моно проекты, · межпредметные проекты. 3. По характеру контактов: · внутренние или региональные, · международные. 4. По количеству участников проекта: · личностные, · парные, · групповые. 5. По продолжительности проекта: · краткосрочные, · средней продолжительности, · долгосрочные. Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов: 1.Проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects). 2. Проекты-интервью (Survey projects). 3. Проект-производство (Production projects). 4. Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisational projects). Проектная деятельность требует большой подготовки. Необходимо продумать весь ход работы, методы и формы, промежуточный и итоговой контроль, просчитать результат, распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта. Типология проектов, получившая наибольшее распространение в практике преподавания. Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий: · тематика проектов может быть связана со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблеет и т.д.; · проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возмофжности аутентичных, источников информации; · необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся класса, предложив каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки. Выполнение проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты. Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали. Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество. Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами ИЯ ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение должно быть близко к общенаучному стилю, носить академический характер. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам. Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организация деятельности учащихся, оценивания результатов работы. Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся. Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей ИЯ, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов. Работа над творческими проектами включает в себя три этапа: I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала). II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ, возможных трудностей). III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов). Для более подробного рассмотрения этапов работы, представляю алгоритм: 1 шаг – Определение темы. 2 шаг – Определение финального продукта. 3 шаг – Определение структуры и времени. 4 шаг – Сбор информации. 5 шаг – Переработка информации и обсуждение. 6 шаг – Систематизация и подготовка презентации. 7 шаг – Презентация. 8 шаг – Вывод и рецензирование. В зависимости от уровня и возраста подготовки учащихся проект может представлять собой коллаж, объявление, афишу, оформление ранее проведенных исследований, интервью, отчеты о посещении различных мест с иллюстрациями и фотографиями, картами, а также электронные ваприанты: сайты и презентации. В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения: – общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.; – специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.; – собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение. Особенностью системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом в работе над проектом учитель: · помогает ученикам в поиске нужных источников информации; · сам является источником; · координирует весь процесс; · поощряет учеников; · поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Если проанализировать деятельность учителя во время проекта, то на начальном этапе учитель превращается в организатора познавательной деятельности. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. В результате работы по проектной методике в течение трех лет, мною отмечены следующие положительные результаты обучения: Учащиеся самостоятельно освоили изученный материал по учебной теме, расширив тем самым словарный запас и кругозор, закрепили имеющиеся грамматические. навыки. Повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт работы в парах, группах сменного состава. Повысили уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы. Практической частью методического объединения является проект на уроке иностранного языка при изучении страноведческой темы. Метод проектов реализуется в данном случае через групповую работу с опережающей подготовкой. Целью данного проекта является создание учебно-информационного пособия “Австралия. Взгляд изнутри”. При проведении урока по методу проекта прослеживаются следующие этапы: · Подготовительный этап – разбиение на группы, выделение подтем. · Основной этап – распределение обязанностей, работа по поиску, отбору и компоновке информации и иллюстраций: o первый шаг – поиск информации (география, история, политика и т.д.) o второй шаг – анализ и сопоставление найденной информации со школьной программы; o третий шаг – отображение информации в форме страноведческой статьи, подготовка иллюстративных таблиц для каждой группы, подготовка вопросов и тестов. · Заключительный этап – представление презентации и ее оценивание. Одним из инициаторов внедрения метода проектов в практику преподавания иностранных языков стала профессор Е.С.Полат.Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению пректной деятельностью:1. Интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте) анализировать информацию, делать обобщения, выводы и умение работать с разнообразными справочными материалами);2. Творческие (умение генерировать идеи, для чего требуется знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последсивия того или иного решения);3. Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собиседником; умение лаконично изглагать свою мысль).По характеру конечного продукта проектной деятельности выделяют следующие виды проектов:1) конструктивно-практические проекты . Например, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание, разроботка ситуации общения;2) игровые-ролевые проекты . Например, разыгрывание ситуации, драматизация события, сочинение собственной пьесы;3) информационные и исследовательские проекты . Напримет, «Английский язык и его использование в качестве средства международног общения», «Особенности поведения англичан в различных ситкациях общения»;4) проекты конкретного социального обследования (surveyproject). Например, «Использование английского языка в России»;5) издательские проекты . Например, заметка в газету;6) сценарные проекты . Например, «Программа вечера английского языка»;7) творческие проекты (creativeworks). Например, сочинение на свободную тему , перевод произведения на родной/ иностранный язык. Приведенные виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены в области изучаемого языка и культуры или носить междисциплинарный характер.Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении иностранному языку являются:1) наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующие интегрированногозначения, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick'sDay, ThanksgivingDay, Halloween, Christmas, Mother'sDay и т.д., организация путешествий в разные страны;проблемы семьи: проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.;2) практическая, теоретичкская значимость предпологаемых результатов (например, совместные выпуск газеты, альмахана с репортажем с места событий; пограмма туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство кваритиры и т.д.).3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочного время;4) структурирование содержательного части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);5) использование исследовательских методов, придусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности);Выдвижение гипотезы их решения;Обсуждение методов исследования (статических, экспериментальных, наблюдений и пр.);Обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д. );Сбор систематизация и анализ полученных данных;Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;Выводы, выдвижение новых проблем исследования. Таблица 1. Этапы проектирования
Из таблицы 1 видно, что технологией осуществления проекта предусмотрено триэтапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаютсяопределенные задачи, устанавливается характер деятельности учащихся иучителя. Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам учитель.Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном онасостоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия дляпоявления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочномпланировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в ролипомощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительнойинформации. Существенная роль отводится координации действий между отдельнымимикро группами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функциейучителя является консультационно-координирующая. На заключительномэтапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учительпринимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектнойдеятельности и подведении итогов.Анализ литературы по данной проблеме позволил выявитьнесколько способов оценки проектной деятельности учителя. Наиболееинтересными, по мнению автора данного дипломного исследования, являются :- способ оценки, разработанный доктором педагогических наук, проректоромАкадемии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работниковобразования И. Чечель ;- способ оценки, разработанной доцентом МПГУ П.С. Лернером. И. Чечель предлагает для старшеклассников наиболее сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4-х уровнях (0, 5, 10, 20баллов). Оценка складывается из суммы среднеарифметической величиныколлективной оценки, самооценки и оценки преподавателя. И. Чечель выделяет 5критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, каждый из которыхоценивается отдельно. П.С. Лернер оценивает общее влияние исследовательской поисковой деятельностина образовательный процесс.П.С. Лернер предлагает комплексный вариант, интегрирующий объективную часть(коллективное оценивание экспертов-учащихся данного класса) и субъективнуючасть, формируемую самим учащимся по 12 позициям.6).Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап применениярезультатов проектирования: учащиеся делают заключения о возможностиприменения полученных практических результатов в жизни своего города, страны, атакже приходят к формулированию новых проблем.Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь«переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этомзаключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют илихотят отказаться от функции лидера и стать консультантом-координатором, тоесть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявленияинициативы и самостоятельности. Далее рассмотрим типологию проектов, их структурирование, сущностнуюхарактеристику.Рассматривая в данном дипломном исследовании технологию использованияпроектной методики при обучении ИЯ на старшей ступени средней школы,необходимо прежде всего отметить, что проекты могут быть разными и ихиспользование в учебном процессе требует от учителя серьезнойподготовительной работы. Метод проектов можно применить как и в обычномклассе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся втечение различного по продолжительности времени, так и с использованиемсовременных средств информационных технологий, в частности, компьютерныхтелекоммуникаций.Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбираянеобходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности исоответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом,важно ознакомиться с их типологией.Современный подход к вопросу классификации проектов, ссылаясь на исследованиеЕ.С. Полат [41], прежде всего определяется рядом обще дидактическихпринципов.Рассмотрим таблицу классификации современных проектов (таблица 2):Таблица 2. Таблица классификации современных проектов
Выводы 1. Интегративной целью обучения ИЯ на современном этапе образованияявляется способность и готовность учащихся осуществлять иноязычноемежличностное и межкультурное общение в заданных государственным стандартомобразования пределах. Проектная методика, в основе которой лежит концепцияличностно-деятельностного подхода, отвечает современным образовательнымтребованиям .Целью обучения ИЯ является совершенствование всех компонентов иноязычнойкоммуникативной компетенции учащегося в процессе иноязычной речевойдеятельности, мобилизация творческих способностей и личностного потенциалаучащегося при осознании школьниками себя как субъекта учебной деятельности поовладению ИЯ, критической рефлексии собственного опыта учебной деятельности испособности к саморазвитию в процессе гибкой конструктивной мыслительнойдеятельности.В соответствии с поставленной целью содержание обучения ИЯ сиспользованием проектной методики являются лингвистические и социокультурныезнания, которые формируется у учеников в процессе овладения новым языковымматериалом по теме проекта в процессе поиска значимой информации из иноязычныхисточников.Группа навыков и умений по оперированию знаниями, приобретаемыми в процессепроектной деятельности, включает интеллектуальные (умения работать синформацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизироватьзнания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологическойинформации, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения ивыводы, работать со справочными материалами); творческие (умениегенерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбиратьболее рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умениевидеть новую проблему); коммуникативные (умение вести дискуссию,слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленнуюаргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконичноизлагать свою мысль); а также навыки и умения связанные с осуществлением всехвидов речевой деятельности и методологические (умения работать в библиотеках,на компьютере, в телекоммуникационных сетях). Названные навыки и умения должныбыть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга.Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения ИЯ с помощью проектной методики:- принцип коммуникативности;- принцип ситуативной обусловленности;- принцип проблемности;- принцип соизучения языка и культуры;- принцип автономности.2. Любой проект – это способ организовать совместную деятельность учащихся,согласовать взгляды, идеи, приемы, средства в достижении общей цели.Организация совместной проектной деятельности: планирование и исполнение,контроль и оценка предполагает совокупность технологических шагов, в процессекоторых происходит творческое взаимодействие участников проекта, ихвзаимоотношение, создание творческих содружеств на пути к достижениюпрактически значимого результата проектной деятельности.Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:Подготовительный 1) представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблемпо обсуждаемой тематике;2) выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»),обсуждение и обоснование каждой из гипотез;3) обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждойгруппе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверкивыдвинутой гипотезы; оформление результатов;Основной: 1) работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей илиопровергающей гипотезу;2) текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов инеудач);Заключительный: 1) защита проектов (презентация результатов);2) оценка результатов, выявление новых проблем;Этап практического использования результатов работы над проектом (в качественаглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д.).3. При организации проектной деятельности, структурировании выполненияпроекта необходимо учитывать, что проекты могут быть различными, обладаяопределенными типологическими признаками:- доминирующий в проекте метод или вид деятельности(исследовательский, творческий, ролево-игровой и т.д.);- предметно-содержательная область (монопроект или межпредметныйпроект);- характер координации проекта (открытая или скрытая,телекоммуникационные проекты);- характер контактов (внутренний, региональный или международный);- количество участников проекта (личностные, парные, групповые);- продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности,долгосрочный);4. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип«успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса научащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Я сам Я хочу Я могу Я умею Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающеевоздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний иопыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью,развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление,инициативу и рефлексию. ИЯ при этом выступает средством познания нового иинтересного, приобщения к диалогу культур.Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организациютворческой деятельности учащихся, что является главным условием становленияличности. Заключение В результате проведенного дипломного исследования по проблеме использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме настаршей ступени обучения автором были сделаны следующие выводы:1. Проектная методика является новой педагогической технологией обучения ипредставляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочнойсистеме. Необходимость применения проектной методики в современном школьномобразовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе кболее полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальнойдеятельности.В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методическойлитературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясьинновационной технологией, соотносится с основными задачами современногошкольного образования:· сделать преподавание более проблемно-ориентированным;· шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);· стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения ;· усилить степень автономии учащихся;· пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.Однако, решение данных задач школы является затруднительным притрадиционном подходе в образовании, направленном в большей степени наусвоение и воспроизведение школьного материала и развитие необходимыхумений.2. Проектная методика находит все более широкое применение при обученииучащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциалаучащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место несубъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционнойклассно-урочной системе), а субъектно-субъектные с доминирующейконсультационно-координирующей функцией учителя;б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией приусловии личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной речевойдеятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С однойстороны, в проектной работе соблюдается взаимосвязь теории и практики, т.е.учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (стенгазета,юмористический фотоколлаж, запись интервью, журнал, дневник) применяютопределенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают ихфункционирование при решении различных проблем, что влечет за собой поисквсе новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другойстороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активнуюмыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученикапри личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом егоречевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции –формирования и формулирования мыслей.Таким образом, проектная методика основана на личностно-деятельностномподходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковойличности развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурнойкомпетенции школьников в целом.3. Применение проектной методики наиболее результативно на завершающем этапе(10-11 классы) средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектнойметодики при этом отвечает основным психологическим особенностямстаршеклассников, их мотивам и потребностям и позволяет наиболее полнораскрывать их личность. Прежде всего, это обусловлено:- проблемным характером проектной деятельности, ее интегративностью: в основе проектной методики лежит практически или теоретически значимая проблема,связанная с реальной жизнью, решение которой требует от участников знаний нетолько в рамках данного предмета, но и в других областях;- автономным характером проектной деятельности: проектная методикапредполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путемсамоорганизации и возможности проявления собственной инициативы в процессеактивно-познавательной мыслительной деятельности.Таким образом, актуальность темы дипломного исследования, ее практическая итеоретическая значимость в современной системе образования способствовалирешению ряда задач, поставленных в начале исследования:1. Нами было дано теоретическое обоснование проектной методики в еепсихолого-педагогическом аспекте с учетом специфики иностранного языка какучебного предмета на старшей ступени обучения.2. Была исследована и обоснована технология использования проектнойметодики при обучении ИЯ, проанализирован опубликованный педагогический опытпо данной проблеме. (Международный телекоммуникационный образовательныйархеологический проект “GlobalVillage- FortRoss”).3. Была разработана и апробирована в опытно-экспериментальной работесистема учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики посквозной теме “LiteraryTourAroundNorthregion” на старшей ступени обучения, а такжебыл проанализирован собственный опыт использования проектной методики приобучении иностранного языка. Проект системы учебных и внеучебных занятий по теме:“Literary Tour Around North region ” проводился для учащихся 10-11 кл. Саумалкольской казахской средней шклоы села Саумалколь. Результаты разработанного нами проекта показали ее определенные преимущества перед традиционным обучением иностранного языка. В процессе дипломного исследования использовались беседы и анкетированиясреди учащихся и учителей с целью выявления эффективности проектного обучениякак новой педагогической технологии.Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом проектнаяметодика является эффективной инновационной технологией, которая значительноповышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся,уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общееинтеллектуальное развитие учащихся.Однако собственные наблюдения показали, что в большинстве своем использованиепроектной методики все еще уступает применению традиционного подхода впроцессе обучения.Это обусловлено неполной или несвоевременнойинформированностью учителей о специфике использования данного альтернативногоподхода в процессе обучения, консервативной атмосферой большинстваобщеобразовательных школ, а также существующими трудностями использованияпроектной методики со стороны учащихся: языковые сложности, недостаточнаяспособность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации исамообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего,исследования основных теоретических и практических основ использованияпроектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающихтрудностей, что и было предпринято в данной дипломной работе.Таким образом можно считать правомерным и результативным решение цели, задачи адекватность формулировки гипотезы данного научного исследования. Список использованной литературы 1. Ангеловски Крсте. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер.смакед. / Крсте Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.2. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М.А. Ариян // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 17-22.3. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В.Г. Асеев. –Иркутск: ИГПИ, 1989. – 190 с.4. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.5. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегияобновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. – С.11-15.6. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обученияиностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С.5-8.7. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 5. – С. 7-11.8. Бим И.Л., Миролюбов А.А. К проблеме уровня обученности иностраннымязыкам выпускников полной средней школы / И.Л. Бим, А.А. Миролюбов // Иностр. языки в школе. – 1998. – № 4. – С. 3-10.9. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Е.М. Борисова //Иностр. языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 27-31.10. Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Улан-Удэ, 2002. – 25 с.11. Вайсбурд М.Л. Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки кучастию в международных экологических проектах / М.Л. Вайсбурд, С.Н.Толстиков // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 4. – С. 3-10.12. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Обучение реальному общению по экологической тематике на английском языке в условиях международного экологического проекта / М.Л. Вайсбурд, С.Н. Толстиков // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 5. – С. 11-16.13. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации/В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180.14. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкогоязыка / С.Л. Венедиктова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 11-14.15. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке / Ж.Л. Витлин // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 23-29.16. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научн. ст. / Калинингр. ун-т. – 2000. – С. 25-27.17. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – М.: Мир, 1976. – 369 с.18. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – 2-еизд. доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с.19. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.20. Есипов Б.П., Равкин З.И. Метод проектов / Б.П. Есипов, З.И. Равкин //Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – Т.2. – С. 806.21. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.22. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9- 15.23. Иванова Е.В. Работа старшеклассников с различными информационнымиисточниками / Е.В. Иванова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 41-42.24. Игнатова Т.Ю. Английский для общения: Интенсивный курс / Т.Ю. Игнатова. – М.: Высшая школа, 1997. – 402 с.25. Князев М.Н. Проблемы технологии обучения иностранному языку насовременном этапе в западноевропейской методике / М.Н. Князев // Иностр.языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 105-107.26. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранными языками как образовательная цель / Н.Ф. Коряковцева // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 1. – С. 9-14.27. Крупская Н.К. О методе проектов: Стенограмма доклада на конференции по методу проектов / Н.К. Крупская. – Москва – Ленинград: Госуд. учеб. пед. изд- во, 1931. – 22 с.28. Лукина Э.Ю., Богданова С.Ю. Housing: Методические указания для студентов 1 курса / Э.Ю. Лукина, С.Ю. Богданова. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 40 с.29. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.30. Милованова Л.А. О профильно-ориентированном обучении английскому языку в старших классах / Л.А. Милованова // Иностр. языки в школе. – 1999. – № 1. – С. 65-71.31. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд // Иностр. языки в школе. – 1995. – № 5. – С. 13-18.32. Мишина Г.С. Из опыта работы с международными e-mail проектами / Г.С.Мишина // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 54-57.33. Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе (на материале фр. языка): Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, 1994. – 16 с.34. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С.Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 20-27.35. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 496 с.36. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.37. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.38. О концепции реформирования системы образования РФ: Рек. парламент.слушаний // Педагогика. – 1998. – № 4. – С. 9-11.39. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы поиностранному языку / Сост. Е.Е. Горчилина. – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.40. Петрова В. Метод проектов / В. Петрова. – Москва – Ленинград: МолодаяГвардия, 1929. – 77 с.41. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.42. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.43. Полякова Е.Б., Раббот Г.П. English for Teenagers / Е.Б. Полякова, Г.П.Раббот. – М.: Слово, 1996. – 186 с.44. Проблема учебного процесса в инновационных школах. Вып. 5: Сб. науч. тр. / Под ред. О.В. Кузьмина. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2000. – 142 с.45. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностр. языки (англ., нем., фр., исп.) 1-11 кл общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 175 с.46. Равкин З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская педагогическаяэнциклопелия в 3 т. – М., 1993. – Т.1. – С. 567-568.47. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т.2. – С. 344-345.48. Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Е.М. Соловова // Иностр. Языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 8-11.49. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с.50. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов / Т.Ю. Тамбовкина // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 63-68.51. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / О.В. Теслина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 41-46.52. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Н.В. Туркина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 46-48.53. Учебники нового поколения. Серия учебников английского языка для V, VI, VII, VIII, IX, X, XI кл. средней школы. Авторы В.Н. Богородицкая, Л.В.Хрусталева // ПС English. – 2000. – № 18. – С. 5-12.54. Фасхутдинова Г.М. Новые УМК по английскому языку для X и XI кл.общеобразовательной школы / Г.М. Фасхутдинова // Иностр. языки в школе. –1997. – № 5. – С. 51-53.55. Чернилевский Д.В. Технология обучения и ее выбор / Д.В. Чернилевский // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т. 2. – С.248-249.56. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностивсезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.57. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10.58. Щукина Н.М. Опыт работы гимназии по вовлечению старших школьников в выполнение иноязычных интегративных проектов (на материале работы с УМК по английскому языку для X-XI кл. В.В. Сафоновой, И.П. Твердохлебовой, Е.Н. Солововой и др.) / Н.М. Щукина // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 4. – С. 63-70.59. Fried-Booth Diana L. Project Work / Diana L. Fried-Booth / – OxfordUniversity Press, 1986. – 89 p.60. Hutchinson Tom. Introduction to Project Work / Tom Hutchinson / – OxfordUniversity Press, 1991. – 23 p.61. Mythology of International Project Work // ПС English. – 2000. – № 38. –p.6.62. Phillips Diane. Projects with Young Learners / Diane Phillips, SarahBurwood, Helen Dunford / – Oxford University Press, 1999. – 180 p.63. Ribé Ramon, Vidal Núria. Project Work. Step by Step / RamonRibé, Núria Vidal / – Heineman English Language Teaching, 1993. –70 p.64. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе -2000-№2,3. р.24 |