Учебное пособие: Разработка уроков по рускому языку
Название: Разработка уроков по рускому языку Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие |
Тема: Закрепление изученного по теме «Подлежащее» Цель: 1. Повторение изученного по теме «Подлежащее» 2. Развивать устную и письменную речь, самостоятельное мышление, воображение учащихся; 3. Осуществлять эстетическое воспитание: интерес к творчеству казахских композиторов, любовь к музыке Наглядные пособия: учебник, правила, схема, раздаточный материал, карточки выхода Тип урока : урок – повторение по интерактивной методике Форма урока : урок – практикум Методы: словесно – практический, наглядный. Ход урока: І. Организационный момент: 1. Подготовка класса к уроку. 2. Психологический настрой. ІҮ. Постановка цели урока: 1. Беседа: - Что изучает синтаксис? - Из чего состоит грамматическая основа? - Подлежащее? - Способы выражения подлежащего ІІ. Проверка домашнего задания: 1. Упр 5 стр. 154 (допишите словосочетания, используя слова из текста) 2. Упр 8 стр. 154 (запишите и выучите пословицы, которые вам понравились, объясните их смысл) ІІІ. Опрос: 1. Выражение подлежащего словосочетаниями ҮІІ. Закрепление знаний: 1. Деление на мини группы (выбор лидера, название группы) 2. Составление и утверждение правил урока 3. Работа по группам І. Беседа: 1 группа: Прочитайте и объясните значение выражения «Музыка живет во мне с тех пор, как услышал я пение матери» М.Ю. Лермонтов 2. группа: Подготовьте сообщение на тему: «И звуки прелестные звучат вокруг нас» - Какая музыка звучит в твоей душе? - С чего начинается твоя музыка? - О чем поет твоя душа? ІІ. Эссе: Напишите мини-сочинение, продолжив «Если бы я был музыкантом (композитором, певцом)»… І І І. Музыкальная пауза: – Прослушайте мелодию, какая картина возникла у вас перед глазами ІҮ . Работа по тексту «Народная песня»: – Спишите, вставьте подлежащее, произведите синтаксический разбор Народная песня Казахский … богат песнями. В этих песнях запечатлена многовековая … народа, его надежды и мечты, горе и радость. … звучала всюду: в лачугах и мазанках, на воле и застенках, на ярмарках и в бескрайней степи. Жизнь кочевника немыслима без …. Звонкой песней … открывал той, песни пели на игрищах за аулом, песней встречали рождение ребенка, с нею провожали человека в последний путь. В дни празднеств за каждой юртой звучал …. «Песня – украшение жигита», – говорит народ. … пользовались у народа особым уважением, были самыми желанными гостями. … кичливого бая бледного перед искусством певца. Слова для справок : жигит, песня, народ, история, жарапазан, богатство, акыны – импровизаторы, жизнь. Ү. Подведение итога: – Зачем человеку нужна песня? – В каком возрасте к нам приходит музыка? – Какие песни поет молодежь? – Почему молодежь любит рок – музыку? – Не устарела ли классическая музыка? ҮІІІ. Домашнее задание: 1. Напишите сочинение на тему «Современная музыка». Что это такое?» используя данные слова: Сцена, занавес, микрофон, поп-музыка, фонограмма, ударник, гитара, рок-опера, «фанера», хит, рэп. Исполнить, сыграть, спел, озвучить, написать, оранжировать, интонировать. Тема: Морфологический разбор глагола. Повторение изученного о глаголе подлежащее русский язык глагол Цель: 1. Закрепить знания учащихся о глаголе, роли глагола в предложении, морфологическом разборе глагола; 2. Развивать устную и письменную речь, мышление, воображение учащихся; 3. Воспитывать интерес к предмету, любознательность, стремление получать знания. Наглядные пособия: учебник, план морфологического разбора глагола, карточки Тип урока : комбинированный Форма урока : урок – практикум. Методы: словесно – практический, наглядный, частично-поисковый. Ход урока: І. Организационный момент: 1. Подготовка класса к уроку. 2. Психологический настрой. ІІ. Проверка домашнего задания: 1. § 84 Упр 632, упр 642 ІІІ. Опрос: – Условное и повелительное наклонение глагола ІҮ. Подготовка к усвоению знаний: 1. Беседа: – Роль глагола в предложении Ү. Усвоение знаний: 1. Слово учителя: – Глагол служит для того, чтобы передать действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? 2. Работа по плану морфологического разбора глагола: І. Часть речи. Общее значение. ІІ. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (И.п.ед. ч); 2. Постоянные признаки: вид, переходность, спряжение; 3. Непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо (если есть), род (если есть) ІІІ. Синтаксическая роль. ҮІ. Проверка понимания новых знаний: Образец разбора: С юга стремительно надвигалась черно-сизая туча. Надвигалась – глагол І. Что делала? – надвигалась, н.ф. – надвигаться ІІ. Пост. – неперех, 1 спр, несов вид; непост. – изъяв. накл, ед. ч., ж.р, прош вр. ІІІ. Туча (что делала?) – надвигалась ҮІІ. Закрепление знаний: 1. Работа по учебнику : а) выполнение упражнений: – Упр 647 стр. 240 (составьте небольшой текст на одну из тем «В библиотеке» или «Приближение грозы», употребляя следующие глаголы: 1. Не говори, не шепчи, не передавай, не шурши 2. Не шумит, не гремит, не взошло, не идет, не прояснилось, не сверкает, не льётся) – Упр 652 стр. 243 (поставьте указанные в скобках глаголы в форме повелительного наклонения) – Упр 653 стр. 243 (перестройте предложения, употребив личные глаголы в безличном значении) б) работа по карточкам: 1. Кто больше назовет? а) глаголы труда б) глаголы звучания и цвета в) глаголы движения г) глаголы, обозначающие состояние человека д) глаголы, обозначающие состояние природы 2. Выберите из скобок глагол нужной формы и запишите предложения, определите вид глагола Я случайно (увидел, видел) среди деревьев три небольшие березки. Они (постояли, стояли) на тихой травянистой полянке, их гибкие ветки (свисали, свисли) к земле. Зелень клейких листочков была очень нежна. Белые стволы (засияли, сияли) молодо, ясно, радостно. (По А. Астафьеву) 3. Определите время глагола, сделайте разбор Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнулаи погасла последняя звезда. Загремели бубенцы. Поднялись олени. Все живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового дня. (По Г. Федосееву) ҮІІІ. Домашнее задание: 1. § 95 Контрольные вопросы и задания 2. Упр 659 стр. 245 (к данным глаголам подберите антонимы и перестройте предложения, спишите подчеркивая приставки, прелоги и окончания существительных) 3. Упр 667 стр. 248 (составьте схемы предложений) Тема: Язык мой – друг мой! Цель: 1. Закрепить имеющиеся знания учащихся о русском языке, дать понятие о роли языка в формировании общественного сознания; 2. Развивать устную и письменную речь, самостоятельное мышление, воображение учащихся; 3. Воспитывать интерес учащихся к предмету, любознательность, стремление получать новые знания. Наглядные пособия: учебник, Конституция РК, картинки, высказывания о языке. Тип урока : урок по сообщению новых знаний Форма урока : урок развития речи. Методы: словесно – практический, наглядный, частично-поисковый. Ход урока: І. Организационный момент: 1. Подготовка класса к уроку. 2. Психологический настрой. ІҮ. Подготовка к усвоению знаний: 1. Что такое язык? 2. Сколько языков существует в мире? 3. Каков статус казахского языка в Республике Казахстан? 4. Какое место занимает русский язык? Ү. Усвоение знаний: 1. Слово учителя: – Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День языков. Это общий праздник для всех народов Казахстана. В основе многонационального праздника языков лежит такая идея: каждый язык – это часть духовного наследия всего человечества, а каждая культура – это бесценный вклад в мировую цивилизацию. – В качестве рабочих языков ООН (Организации Объединенных Нации) использует следующее: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский. Таким образом, русский является одним из международных языков. Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и её окресностей. Одним из создателей современного русского литературного языка был Александр Сергеевич Пушкин, который осуществил синтез, соединение литературного русского языка предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Русскую речь можно услышать в наши дни во многих странах мира. На этом языке созданы многие шедевры литературы, написаны научные труды, способствующие развитию мировой культуры. 2. Высказывания великих людей о языке. Русский язык прочно вошел в круг тех языков, которые широко распространены в международном общении, которые во многих странах признаются предметом школьного преподавания – иностранным языком, которые служат «рабочими языками» в ООН и в других международных организациях, на конференциях, в научных публикациях, всемирных транспортных, почтовых, радио – и телевещательных сетях. (В. Костомаров) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! И. Тургенев Я пишу на киргизском и русском языках… киргизский и русский для меня как две руки – левая и правая, и я не могу обойтись без какой-либо из них! Ч. Айтматов Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, – с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас для выражения ещё не известных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. С. Маршак 1. Работа по Конституции РК Раздел 1. Общие положения Статья №7 1. В Республике Казахстан государственным является казахский язык. 2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. 3. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана. ҮІ. Проверка понимания новых знаний: 1. Самостоятельная работа. - Определите роль языка в формировании общественного сознания (на основе высказывании о языке) ҮІІ. Закрепление знаний: 1. Работа по тексту «Роль языка в формировании общественного сознания» А) чтение текста Б) беседа по содержанию ҮІІІ. Домашнее задание: 1. Сообщение «Язык мой – друг мой! » Высказывания великих людей о языке. Русский язык прочно вошел в круг тех языков, которые широко распространены в международном общении, которые во многих странах признаются предметом школьного преподавания – иностранным языком, которые служат «рабочими языками» в ООН и в других международных организациях, на конференциях, в научных публикациях, всемирных транспортных, почтовых, радио – и телевещательных сетях. (В. Костомаров) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! (И. Тургенев) Я пишу на киргизском и русском языках… киргизский и русский для меня как две руки – левая и правая, и я не могу обойтись без какой-либо из них! (Ч. Айтматов) Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, – с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас для выражения ещё не известных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. (С. Маршак) |