Учебное пособие: Решение задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого
Название: Решение задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие |
сложение вычитание сумма математика Решение задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого УМК «Планета знаний» Дата проведения 27 апреля 2011 года Место проведения :МОУ-СОШ№13, городской семинар директоров Тема: Решение задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого Цель: 1. познакомить с задачами на нахождение суммы и неизвестного слагаемого , научить соотносить схему и задачу, путем тестирования подбирать необходимое решение к задаче, развивать навыки определения из ряда предложенных задач указанную учителем, использовать навыки тестирования, научиться преобразовывать задачи на нахождение суммы в задачи на нахождение неизвестного слагаемого, закрепить названия компонентов при сложении, изучить взаимосвязь между сложением и вычитанием, научиться определять место каждого компонента в схеме, совершенствовать навыки сложение и вычитания двузначных чисел в пределах 100 без перехода через десяток вида: 61+12, 85-80,85-5,85-12., познакомить с некоторыми животными джунглей 2. Развивать вычислительные навыки и логическое мышление, прививать ответственность за выполненное задание, воображения, развивать музыкальный вкус ребенка 3. Воспитание интереса к математике и морским путешествиям, коллективистских качеств личности, чувство взаимовыручки, любознательности. Задачи :используя здоровьесберегающие технологии провести урок-путешествие с учетом возрастных интересов и способностей, неординарный урок с использованием мультимедиа, включая в урок современные технологии, методы и способы, ввести в урок подготовку к ГИА в качестве устного и письменного тестирования, провести физминутку и групповую работу исключительно ссылаясь на личностное ориентирование , сделать урок музыкальным , тем самым свести до минимума мозговой штурм на ребенка сглаживая это необычностью преподнесения и присутствующей загадочностью на уроке. Ход урока: · Орг. Момент. Слайд №1 Сегодня у нас открытый урок по математике. Темой нашего урока будет : Решение задач. Скажите, а какие арифметические действия мы уже изучили в течении первого года обучения?(сложение и вычитание) · Но сегодня мы будем не только юными математиками , но юными путешественниками Слайд №2. Дети рассматривают слайд , учитель продолжает: и все записи мы будем делать в своих записках путешественников . (на партах учеников лежат специально приготовленные листы ) Для начала запишите число и классная работа. Учитель: «Как вы думаете ,ребята,что необходимо путешественникам в пути? Слайд №3 (карта и компас) Учитель: «Правильно, но не только это. · Задачи на урок. Слайд №4. Ребята сегодня на уроке нам понадобится знание состава чисел первого десятка, название компонентов при сложении, навыки сложения и вычитания двузначных чисел, умение делить числа на разрядные слагаемые,знание «круглых» чисел. В результате Слайд №5нашего путешествия мы научимся решать задачи на нахождение суммы неизвестного слагаемого. А направимся мы к острову где находятся джунгли. Покажем как мы с вами знаем состав числа 10. Игра в мяч. Работа по командам или по парам по желанию детей. Учитель: «Перед вами карты по которым мы определим наш маршрут. Задание: соедините все круглые числа по карте №1 в порядке возрастания, во второй карте в порядке убывания. Соревнование «Кто быстрей?» Производится проверка. Устное проговаривание «круглых чисел» хором. Слайды №6,7 Приближается ночь.Слайд 8. Ночью на море опасно тем, что можно наткнуться на валуны, подводные скалы или рифы. Но в нашем случае Слайд №9.у каждого валуна свой номер. Рассмотрите внимательно эти числа. Чтобы не наткнуться на валун нужно правильно определить верхнюю надводную и нижнюю подводную части , иначе говоря разбить числа на разрядные слагаемые. Например: 35- это 3 десятка и пять единиц. Число 35 можно представить в виде суммы чисел 30 и 5(42,54,87,21,16.) Если мы благополучно справимся с этим заданием , мы обойдем опасность. Выполняется устное комментирование.(устное поощрение детей.) Слайд №10(Щебет птиц, музыка) Приближаемся к острову с джунглями. И вот вам сразу задача: мы в пути находились 2 недели. Сколько это составит дней? Проведем небольшое тестирование. Слайд №11 Перед вами три решения данной задачи. Подумайте и выберите только одно. Обоснуйте свой выбор. 7+7=14 2+2=4 7+2=9 запись решения и краткой записи задачи на нахождение суммы в записки путешественника Работа над определением наличия в задаче условия и вопроса. Слайд №12 Учитель: «Как выяснили ,путешествуя, мы пробыли в море 14 дней. Но вот какая неприятность случилось. Из этих 14 дней провизии хватило только на 13 дней. Внимание вопрос: Можно ли это назвать задачей?» (Выбирается ответ:нет) Почему?(нет вопроса) Вывод: значит, в задаче должны быть и вопрос и условие. Слайд №13 Поставьте вопрос к задаче.(На сколько дней не хватило провизии?) Какие числа фигурируют в задаче? (14 и 13) Решение:14-13=1 Поместите схему и решение к задаче в «записки путешественника» Мы с вами высадились на остров и решили отдохнуть у водопада. Послушайте шум падающей воды. Слайд №14 Заодно вы с вами вспомним как называются компоненты при сложении. Взор на наглядность над доской (слагаемые и сумма) Слайд №15 Ребята, а кто это приближается к водопаду ? (слоны) Рассказ о слонах. А вы знаете , ребята , что слоны спят всего лишь 32-4 часа в сутки. Но зато у них отменный аппетит и слон съедает от 45 до 450 кг травянистой растительности. Бивни их весят 120 кг, а слонята рождаются около 50 кг. У них царит матриархат. Слайд с задачей №16 Но если слонов поместить в неволю , то он будет съедать :3 кг сена,10 кг моркови и 5 кг хлеба. Всего-? Как вы считаете сколько кг еды потребляет слон за сутки? Звучат короткие ответы. А почему вы выбрали это число? Каким арифметическим действием вы решали задачу? Какие числа вы складывали? (перечисляют) Сколько слагаемых в данной сумме?(3) А может ли быть сумма состоять из 4, 5, 6 слаемых? (да) Доказывают. Посмотрите на слайд и выберите необходимую схему для задачи. Оформите её в своих «записках путешественника) и напишите решение и ответ к задаче. Слайд №17. В джунглях наступила ночь. Это очень опасное время суток , т.к. многие животные ведут ночной образ жизни и выходят на охоту. Бегемоты одни из самых кровожадных хищников. Тише … не вспугните их… ребята, а где в основном проводят время бегемоты? (в воде) Правильно! Но парадокс заключается в том , что они не умеют плавать и лишь бегают по дну реки. И через каждые 4-5 минут. Они выныривают со дна глотнут воздух и обратно, но еще один секрет бегемотов в том , на дне реки они могут пробыть до 30 минут. А вот и задача: бегемот пробыл под водой 10 минут, потом 15. Сколько всего минут находился бегемот под водой? Запишите условие и решение. Слайд №18. А теперь сами с числами данными на слайде составьте задачи о джунглях. (10, 30, 25, 15, 5, 16,12,8) Запишите свою задачу в записки путешественника. Слайд 19. Далее мы встретили маленькую птичку колибри. Она размером с бабочку. И питается также нектаром. Слайд№20 Физминутка. А самое главное было в нашем путешествии встреча с Лаурой и Джоном. Слайд 21 Перед детьми три задачи на нахождение суммы , неизвестного слагаемого. 1)У Лауры- 15 бананов У Джона- 3 Всего-? 2) У Лауры- ? бананов У Джона- 3 Всего-18 3)У Лауры- 15 бананов У Джона- ? Всего-18 -Каков ответ на вопрос задач? (дети считают в уме и проговаривают ответы без объяснения решения) -Сложеним или вычитанием вы решали первую задачу?(сложением) -Почему? (надо ответить на вопрос: сколько всего?) Что необходимо узнать во второй и третьей задачах?(неизвестное слагаемое) Каким действием надо воспользоваться для решения задач?(вычитанием) Почему?(потому что находим неизвестное слагаемое) Слайд №22 проведем небольшое тестирование выберите необходимую схему к первой задаче. И изобразите её в «записках» Слайд №23 Прочитайте краткую запись ко второй задаче и выберите из трех примеров нужное решение:18+15 15+18 18-15 Решение тестов .-у вас в записках помещены тесты Чтение учителем. Чтение учеником Выполнение Объяснение индивидуальное ТЕСТ. №1 СКОЛЬКО БЫЛИ В ПУТИ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ЕСЛИ ПРОШЛО 2 НЕДЕЛИ И ЧЕТЫРЕ ДНЯ. А) 4 ДНЯ Б)14 ДНЕЙ В)18 ДНЕЙ №2 ПОКЛЕВАТЬ ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ФРУКТЫ СЛЕТЕЛИСЬ 14 БОЛЬШИХ ПОПУГАЕВ И 5 МАЛЕНЬКИХ. ПОДБЕРИ ВОПРОС К ЗАДАЧЕ: А)СКОЛЬКО БЫЛО КРОКОДИЛОВ? Б)СКОЛЬКО БЫЛО ВОРОБЬЁВ? В)СКОЛЬКО ПОПУГАЕВ УЛЕТЕЛО? Г)СКОЛЬКО ВСЕГО БЫЛО ПОПУГАЕВ МАЛЕНЬКИХ И БОЛЬШИХ? №3 В ДЖУНГЯХ ИЗ 24 ЧАСОВ ДЕНЬ ДЛИЛСЯ 10 ЧАСОВ. Сколько часов продолжалась ночь? Подбери нужное решение: А)14 Б)10 часов В)20 часов Г)11 часов Слайд №25.Джунгли являются легкими нашей планеты земля. В них большие запасы леса. И все чаще люди вырубают леса и могут исчезнуть многие редкие животные и растения. .Давайте и мы с вами будем беречь природу! Рефлексия. Ребята итак наше путешествие подходит к концу. Чему мы научились в результате него?( решать задачи на нахождение суммы и неизвестного вычитаемого) А можно ли задачу на сложение преобразовать в задачу на нахождение слагаемого. Приведите пример. Садимся в корабль и отплываем к себе на Родину. Слайд №27 Прощайте джунгли! |