Реферат: Христианская этика
Название: Христианская этика Раздел: Рефераты по этике Тип: реферат |
Содержание Введение 1. Христианская этика 1.1 Тема ненасилия в христианской этике 1.2 Жизнь и Миссия Моисея 1.3 Законодательство Моисея 1.4 Справедливость и милосердие 2. Иисус Христос: мораль и религия 2.1 «Любите врагов ваших» 2.2 «Царство Моё не от мира сего» 2.3 «Как я возлюбил вас» 3. Свобода человека в христианстве Заключение Список Литературы Введение Прежде чем переходить к рассмотрению основных моментов христианской этике, определим само понятие этики. В строгом смысле этика не является наукой. Аристотель говорил, что её предметом являются не знания, а поступки. Этику было бы точнее определить не как науку о морали, а как моральный опыт. Стало быть, невозможно говорить о христианской этике рассматривая этот предмет отдельно от Иисуса Христа. И поэтому при исследовании этой темы мы часто будем обращаться к величайшей книги данной людям – Библии. В Библии нет места, которая содержала бы в себе столько практических истин для христианской этике, как главы:6;7;8 - послание к Римлянам, в которых Апостолам Павлом выделена основная мысль о не возможности человеку самому изменить свою жизнь к лучшему, освободится от всего негативного. Но что невозможно человеку возможно Богу. 1. Христианская этика 1.1 Тема ненасилия в христианской этике христианская этика моисей христос В свете проблем преодоления насилия и утверждение мира христианская этика формирует принципиальные ценности гуманистического ненасилия. Более того, творческая, освобождающая ненасилие находится в центре христианской этике, ни смотря на, то, что в истории христианской церкви эти ценности не раз оставались попранными. В Библии прослеживается учение прогрессивного понимая путей и средств преодоления насилия и его корней, которое достигает кульминационного момента в учении и жизни Иисуса Христа. Рассмотрим существенные моменты этого учения, излишне будет описывать их, правильней будет просто привести подлинный текст этого учения. «Но вам слушающим говорю: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя давай, и от взявшего твоё, не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники тоже делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будите сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш» (Евангелие от Луки 6:27-36). Уже в текстах Ветхого Завета насилие рассматривается как негативная, жизни разрушающая сила, за которую люди несут ответственность, от которой следует отказаться и человеку и обществу в целом. Этот отказ означает примирение между Богом и человеком, между всеми людьми. Чтобы приблизиться к этой универсальной гармонии, к этому примирению, человек должен был обратить себя к Божественному закону, то есть быть справедливым и признать новое измерение человеческих отношений: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Что это означало для человечества? Поклонение богу Справедливости, Правды, Любви, Богу - сотворившему небо и землю, отказ от поклонения иным богам (идолам). Обеспечение основных человеческих прав слабых, обездоленных, иноземцев, неимущих, рабов - наравне со всеми членами общества. Это ненасильственное сопротивление злу предполагает освобождение как угнетенного, так и угнетателя, прощение и возможность примирения под знаком милосердия. В этой ненасильственной освободительной борьбе раскрывается еще одно измерение любви, которое обнаружил Иисус в конце своей жизни своим учением и своей деятельностью: это - самоотверженная любовь, которую Он явил тем, что отдал свою жизнь за грехи всего человечества. Голгофа - бесспорное откровение любви Божьей, но в первую очередь откровение Божьей святости. Святость всегда идет впереди любви, и Бог не может поступиться Своей Святостью из за Своей Любви. «Ничто не чистое не войдет в Царство Небесное» Апостол Иоанн говорит о святости и о Любви в Евангелие от Иоанна (3:16-17,36)- «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасён через Него. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Павел подробно описывает гнев Господень в послании к Римлянам в первой главе стих восемнадцатый, направленный против греха и неверия. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдою». Описание любви начинается лишь с пятой главы стих пятый: «А надежда не постыжает, потому что Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Почему умер Христос? На кресте грешник был спасен. Бог явил себя, а зло-сокрушено. 1.2 Жизнь и Миссия Моисея Единственным источником сведений о жизни и учении Моисея является Пятикнижие, именуемое в иудейской традиции Торой и составляющие основу Ветхого Завета. Моисей родился в опасные времена. Его усыновила дочь Фараона и дала ему образование в самом передовом центре цивилизации. Но впоследствии он отрекся от принадлежности к египетскому царскому дому и отказался называться сыном дочери Фараоновой. Отважная попытка помочь своему народу окончилась неудачей. Страшась мести Фараона, он бежал в Медиам, где провел последующие сорок лет. Пока Моисей находился сорок лет у Медиамитян, Израильтяне продолжали страдать под рабским ярмом. Интересно, что явление Бога Моисею произошло на той же самой горе, где позднее Бог дал ему закон. Именно там внимание Моисея было привлечено кустом, который горел, но не сгорел. При этой встрече с Моисеем Всевышний поручил освободить Его Народ из Египта. Бог решил: а) вывести народ из Египта; б) ввести в землю хорошую, пространную «Где течет молоко и мед». Моисей сформулировал две взаимосвязанные истины раскрывающие своеобразие человеческого бытия, как бытия нравственного. Во-первых, над человеком есть Бог, воле которого он должен, безусловно, повиноваться. Во-вторых, человек не существует сам по себе, а является частицей более широкой исторической общности-народа. И связь с Богом, и принадлежность к народу образует поле справедливости, на котором только и могут возрасти семена человеческого согласия и благополучия. О жизни Моисея можно подробно прочитать в книге Ветхого Завета «Исход». 1.3 Законодательство Моисея При прохождении через пустыню народ Израиля был подвержен многим испытаниям. В результате этих испытаний Господь дал народу простой принцип, которого Он должен был держаться: послушание несет благословение; непослушание-суд, наказание. Бог дал Моисею первый оригинал Десятисловия на горе Синай Моисей разбил эти скрижали из камня на которых десять слов были написаны перстом Самого Бога, когда узнал, что народ поклонялся вылитому из золота изваянию тельца. После того как Израиль был должным образом наказан, но спасен от полного уничтожения по ходатайственной молитве Моисея, Бог повелевал ему приготовить две скрижали из камня, на них Бог еще раз написал Десятисловие; За пределами Европейской-Иудаисткой культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с Десятью Заповедями. Они являются общей основой, своего рода введением к детализированному своду законов, охватывающему все общественные значимые аспекты поведения человека и включаемому сотни разнообразных норм правил гигиены до форм благочестия. Обычно принято подразделять Заповеди Десятисловия на две группы: первые четыре, относящиеся к сфере сакрального права, и вторые шесть, относящиеся к сфере мирского права. Исключительно важной сточки зрения связи Бога и народа является четвертая заповедь. Она гласит: «Помни день отдохновения». В нем отношение к Богу и отношением к ближним оказывается одним и тем же отношением. Суббота - время духовного сосредоточения, размышления о Боге, очень важно для того, чтобы за повседневной суетой, за всякими частными делами не потерять из виду общих целей. Это день, который отдается Богу. И в то же время, это - день, в который перед лицом Бога уравниваются все люди в пределах Израиля независимо от их социального статуса. Отдохновения приписано рабам и чужеплеменникам, находящимся в доме, и даже домашнему скоту. В субботнем отдохновении духовное единство Израиля перед Богом находит своё предметное воплощение. «Если ты удержишь ногу свою ради субботы от исполнения прихоти твоей во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господнем, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: То будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Книга пророка Исайи 58:13-14). Существует прочная традиция рассматривать Десять Заповедей Моисея как первые во времени и один из важнейших по сути нравственных кодексов. Они вводятся как прямые и первые указания Бога. Мораль выводится через отрицание корысти. Они подлежат исполнению, без каких либо оговорок и ограничений, из их истинности вытекают благодеяния. Только соблюдая заповеди, вы сможете жить. Как мы уже отмечали, Господь через Моисея, обращается не к отдельному индивиду. Он ведет диалог с Израилем как целым. Бог обещал, если они примут условия и будут их соблюдать, сделает их своим народом. Закон не был дан Израильтянам с той целью, чтобы соблюдая его, они могли достичь праведности. -«Потому что делами закона не оправдывает пред Ним никакая плоть; ибо законам познаётся грех». (Послание к Римлянам 3:20). «А что законом некто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет». (Послание к Галатам 3:11). Праведность перед Богом всегда давалась лишь по вере в Него. Целью введения закона, было показать Израильтянам их греховность в противопоставление святости и праведности Бога и таким образом обосновать осуждение человечества. Моисеев закон, как он представлен в «Исходе» распадается на 3 части: Десятисловие (Исход 20:1-21), книга Завета с содержащимися в ней гражданскими и религиозными правилами и установлениями (Исход 20:22 по 24:11) и церемониальными (Исход 24:12 по 31:18). 1.4 Справедливость и милосердие Смысловым центром этики Моисея является идея справедливости. Отсюда и необратимое наказание, за совершенные поступки, а также и милосердие Бога к народу, которое он оказывал на протяжении всего пути и странствования. Ведь милость не заслуживают, её оказывают. «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступление остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать» (Книга Михея 7:18). «Книга Исход» повествует об освобождении потомков Авраама из Египетского рабства, о завете Бога с ними на горе Синай и о сорокалетнем странствовании в пустыни, о пути в землю обетованную. Освободитель-Бог, посредник между Богом и Израильтянами Моисей, мужественный и верный слуга Божий. Самые знаменитые события, происходившие с народом во время их странствования, убедительно показывает на милосердие Господа по отношению к народу, искушавшего его всё это время: чудесное питание народа манной с неба; исцеление укушенных ядовитыми змеями, одним взглядом на повешенного на дереве медного змея и чудесное изведение воды из скалы. Весь Ветхий Завет дышит строгостью и в тоже время милосердием. 2. Иисус Христос: Мораль и религия 2.1 «Любите врагов ваших» Иисус Христос является основателем мировой религии носящей его имя. Он же - создатель жизни учения, которое кратко можно определить как этику любви. Иисус Христос соединил мораль и религию в единое целое: Его религия имеет моральное содержание, Его мораль имеет религиозные истоки. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте места гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». И так, если враг твой голоден, накормим его; если жаждет, напой его: ибо, делая это, ты соберешь ему на голову горящие угли. Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Послание к Римлянам 12:18-21). Царство Божие – в этих двух словах ключ к Его жизни учению. В них заключена Его благая, радостная весть, Его Евангелие. Как известно, слово «Евангиле» по-гречески означает «благая весть». «Благовествовать я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лука 4:43) -говорит Иисус о своей миссии. Иисус рассказывает о Царстве Божьем как о хорошо известной истине, и говорит о нём как пришедший оттуда. Особенностью Евангелие Иисуса Христа является весть о Царствии Небесном, вначале сходящем на землю в виде внутреннего процесса перерождения греховного человеческого сердца, а в будущем – в виде воцарения на земле Потомка Давида по плоти, Того предречённого в Ветхом Завете Еммануила - Иисуса, который «спасёт людей своих от грехов их» (Исайя 7:14, Матфея 1:21). Но перерождение греховного человеческого сердца не происходит само по себе. «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и Фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». (Евангелие от Матфея 5:20). «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Евангелие от Матфея 7:21). «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою борется, и употребляющие усилие восхищают его» (Евангелие от Матфея 11:12). Человечеству необходимо преодолеть Силою Господа через покаяние, все греховные стихи этого мира, живущие в сердце человека. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, Ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Послание к Галатам 5:19-21). Сердце человека должно быть преисполнено: «…любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верою, Кротостью, воздержанием …» (Послание к Галатам 5:22-23). «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость в Святом духе» (Послание к Римлянам 14:17). 2.2 «Царствие Моё не от мира сего» В ответ на вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» Иисус ответил: «Царствие моё не от мира сего». Постигнуть это Царство в терминах жизненной философии Пилата невозможно. Напротив, нужно решительно отказаться от этой философии. Первое, что требуется от человека,- это осознать несущественность, второстепенных всех земных целей и стремлений. Нужно правильно обозначить масштаб ценностей и понять одну истину: «...Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лука 16:15). Иисус после крещения удалился в пустыню, где Он «…постился сорок дней, и сорок ночей, напоследок взалкал» (Матфея 4:2). «И приступил к нему искуситель, и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, И говорит Ему: Если Ты сын божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелом Своим заповедует о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». Опять берёт его Диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матфея 4:3-10). Сатана делал всё, чтобы Его свернуть с пути предназначенного Ему служения. Вся вселенная с интересом следила за этими событиями. На карту была поставлена судьба всего Божьего творения. Какого характера было искушение? Оно могло включать в себяобыкновенные искушения людей, возникающие в их борьбе за хлеб, власть и славу. Но это было далеко не всё. Он знал, что Его миссия состоит в спасении мира. Вопрос заключался в том, как это осуществить. Фактически диавол предложил Ему использовать чудодейственную силу, которой он был наделён как Сын Божий – силу которая никогда прежде не была даже известна обыкновенному смертному человеку, силу давать людям хлеб, ради которого им ненужно трудиться, силу, покоряющую стихии природы. Он легко мог стать правителем мира и силой заставить людей исполнить Его волю. Именно это предложил ему сатана. Но миссия Иисуса состояла не в том, чтобы заставить людей, а в том, чтобы изменить сердца. Что же представляло собой Царство, ради которого приходил в этот мир Христос? Это Царство вовсе не политическое по своему характеру, но Царство Иисуса- это господство в сердцах людей, и через контроль над их сердцами. Господство в их жизни и преображение её. Человеческое сердце, является той сферой, в которой царствует Иисус, ради установления такого Царства Он приходил на эту землю, чтобы всё человечество любило Его. Почему мы должны любить Его? Для того чтобы стать поданными Ему. Привязанность, преданность Ему и обожания Его является источником всей красоты и утешения жизни; они преображают характер человека и возрождают Его душу. 2.3«Как Я возлюбил вас» Любовь есть первое в человеческой жизни, то вечное, бессмертное, божественное начало, которое придёт бренной мирской жизни, отсутствующий в ней смысл. Через любовь человек становится человеком и придаёт человеческий смысл всему, что он делает. Что же такое любовь? Вот характеристика любви, приведённая апостолом Павлом в послании к Коринфянской церкви: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, Не радуется неправде, а сорадуется истине; Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знания упразднится» (Первое послание к Коринфянам 13:4-8). В канун пасхи, находясь с учениками на последней вечери Иисус Христос дал им новую заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; По тому узнают вас все, что вы Мои ученики, если будите иметь любовь между собою» (Евангелие от Иоанна 13:34-35). Любовь - совершенство человеческого характера. В этой же главе мы читаем о деянии Иисуса Христа. Он умывает ноги ученикам. Это было вызвано спором учеников Иисуса между собой, о том, кто из них займёт главные посты в Царстве. Эти споры были одной из постоянных проблем. Несмотря на повторяемые Христом заявления, о Своём распятии которые принимались учениками, до последней минуты, как притчи, казалось, что триумфальный въезд состоявшийся пять дней до этого. Почти предвещал подходящее время для воздвижения трона мировой империи в Иерусалиме. Христос опустился на свои колени,- чтобы умыть их ноги – действия означающие низкий, раболепный труд, чтобы тем глубоко запечатлеть в их сознании одну истину: Он призвал их не господствовать, а служить. О, как пострадало в продолжение всех столетий Церковь, потому что руководители её были поглощены манией величия! Для удовлетворения мирских и себялюбивых человеческих амбиций, были созданы мощной организацией и высокие посты. Великие церковни вместо смиренного служения Христу, использовали имя Христа для служения самим себе. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, Ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Послание к Галатам 5:19-21). Одним из духовным законов естественного мира является правило «…что посеет человек то и пожмёт» (Галатам 6:7),Будь то семя пшеницы или чертополоха. 3. Свобода человека в христианстве «И так стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Послание к Галатам 5:1). Воплощением человеческой свободы с полной уверенностью можно назвать Иисуса Христа. Апостол Павел не мог себе представить, как человек мог рисковать своим спасением (свободой), полагаясь на дела, а не на милосердия Христа. От ига рабства греха нас спасает Христос. Мы не можем спасти себя сами. Но свобода во Христе не даёт нам права продолжать грешить. Те, кто следует плотским увлечениям, не могут получить спасение. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, Ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Послание к Галатам 5:19-21). Одним из духовных законов естественного мира является правило: «…что посеет человек, то и пожмёт» (Галатам 6:7), будь то семя пшеницы или чертополоха. Неоднократно Иисус Христос призывает нас к познанию истины, чтобы избежать заблуждений и не потерять свободу. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие от Иоанна 8:32). Истина- это истинное учение Христа, что Он Сын Божий, и что следование, за ним, означает соблюдение Его заповедей, а Его основная Заповедь та, чтоб любили друг друга. Заключение Непостижима Любовь Божья к падшему Его созданию. И наши попытки объяснить её будут весьма скромными. Непостижимы Его пути для примирения с Собой блудного сына! Для воплощения Искупителя был приготовлен особый народ, хранивший откровения о Боге среди народов, погрязших в грубом материализме. И такой народ возник из одной семьи кочевников - пастухов и множится, охраняемым Промыслом Божьим от вымирания в Египте, воспитываемый в пустыни, караемый и милосердный во всё продолжение истории, которая завершается вторым пришествием отвергнутого Израилем Миссии – Христа. Список Литературы 1.Библия. 2.Самуил Дж. Шульц. «Ветхий Завет говорит» 1960г. 3.Меррил С. Тенни «Мир Нового Завета» 1988г. 4.Генри Геллей - Библейский справочник 1996г. 5.Эрик Нюстрам - Библейский словарь. 6.Методическая литература Библейского Колледжа 1993г. г.Москва. 7.Гусейнов А. А. – Введение в этику 1985г. |