Реферат: Правовая оценка терроризма
Название: Правовая оценка терроризма Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Терроризм - насилие, угроза его применения или иные преступные деяния, создающие опасность жизни, здоровью личности, уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов и направленные на понуждение государства, международной организации, физического или юридического лица совершить или воздержаться от совершения каких-либо действий, осложнение международных отношений, нарушение суверенитета, территориальной целостности, подрыв безопасности государства, провокацию вооруженных конфликтов, устрашение населения, дестабилизацию общественно-политической обстановки, для достижения политических, религиозных, идеологических и иных целей. Виды терроризма По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на: - неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.); - организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, государственный терроризм). Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном мире. По своим целям терроризм делится на: - националистический - преследует сепаратистские или национально- освободительные цели; - религиозный - может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную (исламистский терроризм); - идеологически заданный, социальный — преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский "левый", экологический терроризм и др. Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах. Рассуждая о конкретных проявлениях террора и терроризма, некоторые исследователи и говорят о: · терроризме оппозиционеров по отношению к власти и терроризме самих властей, государственном терроризме, терроризме как направлении государственной политики; · терроризме индивидуальном, при котором адресатами терактов являются конкретные лица в силу личных действий или принадлежности к определённой группе или организации (русские цари и государственные сановники; Анвар Садат, Индира Ганди — и терроризме массовом, или слепом, в отношении случайных людей (взрывы в Оклахоме, Москве, Волгодонске); · уголовном терроризме. Из истории терроризма Террор как специфическое явление общественно-политической жизни имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и практику терроризма, хотя, прямо скажем, у современного террора уже нет его прежней романтизировавшейся им же самим идеологической оболочки и направленности. Мотивы действий большинства современных террористических организаций, групп и отдельных лиц весьма и весьма далеки от "высоких идеалов". Сегодня в мире стали проявлять больше общественного и научного внимания к этой проблеме, пишутся книги, издаются специальные журналы. С другой стороны и государство, столкнувшееся лицом к лицу с практическим террором, вынуждено заниматься разработкой стратегии и тактики борьбы с ним. Терроризм является постоянным спутником человечества. Еще в I веке нашей эры в Иудее действовала секта сикариев (сика - кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. В качестве оружия сикарии использовали кинжал или короткий меч — "сику". Это были экстремистски настроенные националисты, возглавлявшие движение социального протеста и настраивавшие низы против верхов и в этом отношении являющаяся прообразом современных радикальных террористических организаций. В действиях сикариев прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма: в мученичестве они видели нечто приносящее радость и верили, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий. Сыграли важную роль в поражении Иудейского восстания 66-71 гг. и были уничтожены с его разгромом. В частности, их действия в осаждённом Иерусалиме привели к его разрушению после захвата города римлянами. Еще Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителя, враждебного, по их мнению, народу. На рубеже античности и Средневековья в Индии действовали различные тайные общества. Члены секты "душителей" уничтожали своих жертв с помощью шёлкового шнурка, считая этот способ убийства ритуальным жертвоприношением богине Кали. Один из членов этой секты сказал: "Если кто-нибудь хоть раз испытает сладость жертвоприношения, он уже наш, даже если он овладел разнообразными ремеслами, и у него есть все золото мира. Я сам занимал достаточно высокую должность, работал хорошо и мог рассчитывать на повышение. Но становился самим собой, только когда возвращался в нашу секту" В средние века представители мусульманской секты ассошафинов (Хашашаинов - "курителей гашиша" или, в европейском произношении, "ассассинов") убивали префектов и халифов. Около 1090 года некто Хасан ибн ас-Саббах, захватил в горной долине к северу от Хамадана (современный Иран) крепость Аламут. В течение последующих полутора столетий сторонники и последователи Горного Старца, под именем которого вошёл в историю основатель секты, опираясь на контролируемый район, который сегодня профессионалы антитеррора назвали бы "серой зоной", лишили покоя правящие династии на обширном пространстве от Средиземного моря до Персидского залива. Движимые неясной до конца религиозной мотивацией, практически неуловимые, и от этого ещё более устрашающие адепты секты (с позиций сегодняшнего дня — боевики), убили за период своей деятельности сотни халифов и султанов, военачальников и представителей официального духовенства, посеяв ужас во дворцах правителей, существенно дестабилизировав политическую ситуацию на обширном геополитическом пространстве Востока, и затем были уничтожены монголо-татарами в середине XII века. Согласно легенде, перед направлением на запланированное убийство его будущие исполнители усиленно обрабатывались наркотическими веществами конопляной и опийной групп, в том числе гашишем. Отсюда происходит распространённое название секты — Hashishin, дошедшее до Европы в искажённом французском произношении Assassin, от которого, в свою очередь, и произошло английское слово Assassination, означающее "политическое убийство", и слово "ассассин" (Assassin), которое во многих современных языках означает "наёмный убийца", "киллер". В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае. На территориях современного Ирана, Афганистана и некоторых других стран животный страх на своих противников из мусульманской суннитской знати и правителей наводила могущественная и предельно закрытая секта исмаилитов, использовавшая в своей борьбе доведенные до совершенства способы физического устранения неугодных лиц. В 1848 г. немецкий радикал Карл Гейнцген доказывал, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из "высших интересов человечества". Гейнцген явился в какой-то мере основоположником теории современного терроризма. Он считал, что силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. И здесь Гейнцген надеялся на отравляющий газ, ракеты, а также требовал поиска новых средств уничтожения. Это и есть так называемая "философия бомбы", которая появилась в XIX веке, хотя ее корни уходят к оправданию тираноубийства в греческой истории. Концепция "философии бомбы" получила дальнейшее развитие и углубление в "теории разрушения" Бакунина. Последний в своих работах отстаивал мысль о признании лишь одного действия - разрушения. В качестве средств борьбы он предлагал яд, нож и веревку. Революционеры, считал Бакунин, должны быть глухи к стенаниям обреченных и не должны идти ни на какие компромиссы, что русская почва должна быть очищена мечом и огнем. Доктрина "пропаганды действием" была выдвинута анархистами в 70-е годы XIX века. Суть ее в том, что не слова, а только террористические действия могут побудить массы к давлению на правительство. Эта же мысль проходит позднее и у Кропоткина, когда он определяет анархизм как "постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита". К концу XIX века особая роль в пропаганде терроризма в Европе и США принадлежит Иоганну Мосту, который проповедовал "варварские средства борьбы с варварской системой". Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX века Его представители - русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 90-х годов, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США. До первой мировой войны терроризм считался орудием левых. Но, по существу, к нему прибегали индивидуалисты без политических платформ, а также националисты не только левых, социалистических ориентаций. С окончанием войны террор на свое вооружение взяли правые. Национал-сепаратисты и фашистские движения в Германии, Франции и Венгрии, "железная гвардия" в Румынии. Крупнейшими терактами того времени были политические убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург в 1919 г., югославского короля Александра и французского премьер-министра Барту в 1934 г. В основе этих движений находятся разные идеологические платформы, но фактически те и другие руководствуются положениями доктрин "философии бомбы" и "пропаганды действием". В XX веке спектр мотивов для использования методов террора существенно расширился. Если русские народовольцы, первомартовцы и эсеры рассматривали террор как самопожертвование на благо общества, то для "красных бригад" он служил способом и средством самоутверждения. "Красный террор" и "черный" террор фашистского, неонацистского толка стоят недалеко друг от друга и не имеют ничего общего с тем, что делами народовольцы. У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком "благе общества" здесь и говорить не приходится. В XX веке состоялся перенос терроризма на государственный уровень, чего до этого не было. Террористическое государство "давило" своих граждан беззаконием внутри страны, заставляло их постоянно ощущать свое бессилие и слабость. Оно не меняло своего поведения и за пределами своих границ. Исторический пример - фашистская Германия. В последние годы многие действия США на международной арене стали очень близки по своему характеру к террористическим. После развала СССР бандитская традиция пустила свои корни во многих районах и уголках постсоветского пространства. Попытки насилием добиться своих целей, даже самых благородных, вызвали появление на древе государственного терроризма новых диких ростков - вооруженных конфликтов на территории Грузии, Азербайджана, Армении и Молдовы, в Таджикистане и Киргизии и т.д. Сегодня миру уже грозят ядерным терроризмом, терроризмом с применением отравляющих веществ. Характер эпидемии приобрели похищения людей в целях шантажа или получения выкупа. Политологи выделяют четыре глобальные волны терроризма Нового и Новейшего времени: - связанная с распространением в 1880-х годах в России, Европе, а затем и Северной Америке революционных идеологий (иногда объединяемых под названием анархизма, хотя ни российские народники, ни ирландские фении анархистами в строгом смысле слова не были); - связанная с антиколониальным, национально-освободительным движением XX века; - имеющая отношение к деятельности "новых левых" в 1970-е годы; - волна, связанная с глобализацией, начавшаяся в конце 1970-х и продолжающаяся до сих пор (в том числе и современный религиозный терроризм). Суждения о природе терроризма: Терроризм не есть нечто беспричинное или нечто коренящееся в каких-то дефектах человеческой биологической природы. Это — явление социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей. Сейчас же говорят о терроризме вообще, полностью игнорируя социальную сущность тех или иных террористических актов. Тем самым стремятся скрыть социальную природу происходящей мировой войны, изобразить её так, будто с одной стороны стоят благородные борцы за благо всего человечества (США и их союзники), а с другой — недочеловеки-террористы, И чтобы хоть как-то сгладить чудовищное неравенство сил, изобретается некая мощная мировая террористическая сеть, якобы угрожающая самому существованию человечества. (А. А. Зиновьев, "Как иголкой убить слона", 2005 г.) Террористические организации Террористическая организация — организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической и подлежит ликвидации на основании решения суда. Активными подразделениями террористической организации, через которые она достигает своих целей, являются террористические группы. Террористические организации можно представить как производственные предприятия, основным продуктом которых является насилие. Организации, признанные террористическими Африка · Аль-Иттихад аль-Исламия · Аль-Кайда в Исламском Магрибе · Бригады Исламбули · Вооружённая исламская группа · Gama'a al-Islamiyya · Египетский исламский джихад. араб. الجهاد الإسلامي المصري, al-Jihād al-Islāmi (другие названия: Аль-Джихад, Группа джихад, Группа новый джихад, "Авангард завоевания", Талаа ал-Фатах) · Исламская боевая группа Ливии · Такфир аль-Хижра Европа
Азия
терроризм насилие преступный оборона Южная Америка
Организации, признанные террористическими в России 1) "Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа" 2) "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана" 3) "База" ("Аль-Каида") 4) "Асбат аль-Ансар" (Ливан) 5) "Аль-Джихад" ("Священная война") или "Египетский исламский джихад" 6) "Исламская группа" ("Аль-Гамаа аль-Исламия") 7) "Братья-мусульмане" ("Аль-Ихван аль-Муслимун") 8) "Партия исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами") 9) "Лашкар-И-Тайба" 10) "Джамаат-И-Ислами" ("Исламская группа") 11) "Движение Талибан" 12) "Исламская партия Туркестана" (бывшее "Исламское движение Узбекистана") 13) "Общество социальных реформ" ("Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи") 14) "Общество возрождения исламского наследия" ("Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами") 15) "Дом двух святынь" ("Аль-Харамейн") 16) "Джунд аш-Шам" (войско Великой Сирии) 17) "Исламский джихад — джамаат моджахедов" 18) "Аль-Каида в странах исламского Магриба" (прежнее название — "Салафистская группа проповеди и джихада") 19) "Имарат Кавказ" ("Кавказский Эмират") 20) "Ингушский джамаат" Организации, признанные террористическими в США Список иностранных террористических организаций регулярно составляется и публикуется Госдепартаментом США. 1) Организация Абу Нидаля 2) Группа Абу Сайяф (Филиппины) 3) Бригады мучеников аль-Акса 4) Ансар аль-Ислам (Ирак) 5) Вооруженная исламская группа (Алжир) 6) Асбат аль-Ансар (Ливан) 7) Аум Синрикё (Япония) 8) ЭТА (Испания) 9) Коммунистическая партия Филиппин / Новая Народная Армия (Филиппины) 10) "Преемственная" Ирландская Республиканская Армия (Continuity IRA) (Северная Ирландия) 11) Гамаа Исламия (Египет) 12) Хамас 13) Харакат уль-Муджахидин (Пакистан) 14) Хезболла (Ливан) 15) Исламский джихад 16) Исламское движение Узбекистана (Узбекистан) 17) Джейш-э-Мохаммед (Пакистан) 18) Джемаа Исламия (Юго-Восточная Азия) 19) Аль-Джихад (Египетский Исламский Джихад) 20) Кахане хай и Движение КАХ (Израиль) 21) Конгра-Гел (бывшая Рабочая партия Курдистана) 22) Лашкар-э-Тайба (Пакистан) 23) Лашкар и Джангви (Пакистан) 24) Тигры освобождения Тамил-Илама (Шри Ланка) 25) Ливийская Исламская Вооружённая Группа (Ливия) 26) Марокканский Исламский Боевой Фронт (Марокко) 27) Организация моджахедов иранского народа (Иран) 28) Национальная Освободительная Армия (ELN, Колумбия) 29) Палестинский фронт освобождения 30) Палестинский Исламский Джихад 31) Народный фронт освобождения Палестины 32) Народный фронт освобождения Палестины — Главное командование 33) Аль-Каида 34) Истинная (Real) Ирландская Республиканская Армия (Северная Ирландия) 35) Революционные вооружённые силы Колумбии — Армия народа 36) Революционные ячейки (бывшая "Революционная Народная Борьба") (Греция) 37) Революционная Организация 17 Ноября (Греция) 38) Революционная народная освободительная партия-фронт (Турция) 39) Салафистская группа проповеди и джихада (Алжир) 40) Сендеро Луминосо (Перу) 41) Танзим Каида-т аль-Джихад фи Биляд ар-Рафидейн (Аль-Каида в Ираке) 42) Объединённые силы самообороны Колумбии Основные принципы борьбы с терроризмом Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности. Основными принципами борьбы с терроризмом являются: · законность; · приоритетность прав, свобод и законных интересов личности; · приоритетность мер по предупреждению терроризма; · неотвратимость наказания; · сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом; · единоначалие в руководстве антитеррористической операции, привлекаемыми силами и средствами. Основными стратегическими задачами, возложенными на Министерство обороны по противодействию международному терроризму являются: -анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма; -выработка предложений о направлениях развития сотрудничества в данном направлении; -участие в формировании и развитии эффективной системы выявления, предупреждения и пресечения террористических акций, соответствующей оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма; -координация совместной деятельности по недопущению совершения террористических актов на ядерных объектах, а также терактов с использованием средств массового поражения; -участие в организации мероприятий по ликвидации существующих террористических организации и незаконных вооруженных формирований, перехвату и закрытию каналов незаконного оборота оружия, боеприпасов, расщепляющихся и высокотоксичных материалов; -проведение согласованных мероприятий по информационному и организационному противодействию формирования у граждан террористических намерений и настроений. Предупреждение террористической деятельности Предупреждение террористической деятельности осуществляется путем проведения комплекса политических, социально-экономических, правовых и других профилактических мер государственными органами, органами самоуправления граждан и общественными объединениями, а также предприятиями, учреждениями, организациями. Запрещается: · пропаганда терроризма; · создание и функционирование террористических групп и организаций; · аккредитация, регистрация и функционирование юридических лиц, их отделений (филиалов) и представительств (в том числе иностранных и международных организаций), причастных к террористической деятельности; · въезд в Республику Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства, причастных к террористической деятельности; · сокрытие сведений и фактов о готовящихся или совершенных террористических акциях. Антитеррористи́ческий Це́нтр госуда́рств-уча́стников Содружества Независимых Государств (Антитеррористический Центр СНГ, АТЦ СНГ) — отраслевой орган Содружества Независимых Государств, обеспечивающий координацию взаимодействия компетентных органов государств-участников Содружества Независимых Государств в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Образован Решением Совета глав государств-участников СНГ (СГГ СНГ) от 21 июня 2000 года. 1 декабря 2000 года Решением СГГ СНГ утверждено Положение об Антитеррористическом Центре СНГ, установлении численности сотрудников и финансовом обеспечении деятельности. Штаб-квартира находится в Москве. Руководитель АТЦ СНГ утверждается Решением СГГ СНГ, в настоящее время — генерал-полковник милиции Андрей Петрович Новиков. История создания АТЦ СНГ. 1 октября 1999 года в г. Киеве Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ выступил с обращением к главам государств и главам правительств государств-участников Содружества Независимых Государств по ситуации в сфере борьбы с терроризмом и предложил рассмотреть вопрос о создании при Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ Временного антитеррористического центра, на который возложить координацию взаимодействия органов внутренних дел стран Содружества в борьбе с терроризмом, в пределах компетенции министерств внутренних дел. 25 января 2000 года в Москве состоялся обмен мнениями участников Совета глав государств СНГ (СГГ) о противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ. Решением данного совещание стала разработка Советом руководителей органов безопасности и специальных служб, Советом министров внутренних дел и Советом министров обороны государств-участников СНГ целевой программы борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, предусмотрев, в том числе, создание единого антитеррористического центра. Существенную роль в объединении усилий стран СНГ в противодействии терроризму и иным проявлениям экстремизма сыграло внеочередное заседание Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ, проведенное в Москве 10 марта 2000 года по инициативе МВД России. На нем были рассмотрены и одобрены проекты Программы государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года и Положения об Антитеррористическом Центре государств-участников Содружества Независимых Государств. Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года была утверждена 21 июня 2000 года Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств. Во исполнение пункта 2.1 Программы Решением этого же заседания Совета создан Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ и утвержден проект Положения о Центре. Фактической датой начала функционирования Центра можно назвать 1 декабря 2000 года, с момента утверждения Решением СГГ СНГ в г. Минске Положения об Антитеррористическом Центре СНГ, установлении численности сотрудников и финансовом обеспечении деятельности. Список использованной литературы 1. Закон Республики Узбекистан "О борьбе с терроризмом", 15 декабря 2000 г. N 167-II (В Закон внесены изменения и дополнения в соответствии с разделом XXII Закона РУз N 621-II от 30.04.2004 г.) 2. Закон Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма", 26 августа 2004 года N 660-II (В настоящий Закон внесены изменения согласно статьи 1 Закона РУз от 27.04.2007 г. ) 3. Официальный сайт Антитеррористического Центра СНГ http://www.atcsng.ru/ 4. Статья "Терроризм" в словаре "Террор и террористы" 5. Askimam.ru |