Контрольная работа: Туризм Кингисеппского района Ленинградской области
Название: Туризм Кингисеппского района Ленинградской области Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение В настоящее время рынок российского туризма развивается крайне неравномерно. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма, провозглашенный Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, в стране наиболее активно функционирует все-таки рынок выездного туризма. Это значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж денег над их поступлением в национальную экономику. Такой отрицательный баланс неблагоприятно сказывается как на экономике страны в целом, так и регионов в частности. Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требует взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений. Развитие туризма для каждой страны (региона) имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущества проявляются в следующем: -увеличивается денежный поток в регион, в том числе приток иностранной валюты; -растет валовый национальный продукт; -создаются новые рабочие места; -реформируется структура отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением; -привлекается капитал, в том числе иностранный. Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм: -влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т.д. -способствует оттоку денег за границу при туристском импорте; -вызывает экологические и социальные проблемы. Бесконтрольное развитие туризма может негативно повлиять на экологическую обстановку в стране, изменить стиль жизни коренного населения. Данная курсовая работа посвящена изучению Кингисеппского района Ленинградской области.Я попытаюсь наиболее полно определить его перспективность (или бесперспективность) в туристском плане, оценить его возможности по приему туристов, выделить привлекательные направления развития в нем туризма. Также, подходя с практической точки зрения, я сформирую базу данных туристских ресурсов региона, проведу анализ рынка путешествий. После этого я постараюсь разработать тур по данному региону и рассчитать его примерную стоимость. тур стоимость 1. Формирование базы данных туристских путешествий района 1.1 Историко-географическое описание района Как муниципальное образование области, Кингисеппский район был образован в 1930 году. Сегодня его территория составляет 2900 км2 , на которой проживает 74400 человек. Районный центр – город Кингисепп, который удален от Санкт-Петербурга 138 км. Район на западе по реке Нарве граничит с Эстонией, на севере примыкает к Финскому заливу Балтийского моря, на востоке граничит с Ломоносовским и Волосовским районами, на юге – со Сланцевским районом. Физико-географическая характеристика района : площадь района – 2,9 тысячи квадратных километров. Почти вся территория находится на Принарвской низменности и относится к Балтийско-Ладожскому ландшафтному округу. Характерные для района ландшафты – низменные озерно-ледниковые и озерные. Лишь на крайнем востоке в пределы района входят склоны Ижорской возвышенности, ограниченные на западе глинтом; они относятся к Лужско-Волховскому ландшафтному округу. Кингисеппский район – это еще и целый ряд довольно крупных островов – Гогланд, Сескар, Мощный и другие. Значительная часть района относится к Лужскому речному бассейну. Река Луга протекает здесь в нижнем течении и впадает в Лужскую губу Финского залива. На юге района Луга протекает в глубокой долине, врезанной в известняки. Река Нарва протекает в районе на участке ниже Нарвского водохранилища. Это водохранилище с низкими песчаными берегами образовалось после постройки гидроэлектростанции, оно перекрыло Нарвские пороги, имевшие высоту около 10 метров. Луга и Нарва соединены между собой протокой Россонью, которая в течение года меняет направление своего течения. В половодье на Луге она течет в Нарву, а при высокой воде в Нарве – в Лугу. Из других рек района наиболее значительная – Систа. Она берет начало на Ижорской возвышенности и впадает в Копорский залив. На Кургальском полуострове расположены озера Липовское и Белое. На северо-востоке цепочка озер (Глубокое, Копанское, Хаболово, Бабинское и др.) вытянулись по древней ложбине стока. Территория Кингисеппского района сильно заболочена, чему способствуют плоский рельеф и близкое к поверхности залегание водоупорных пород – ленточных глин и морены. Болотами заняты почти 12% всей территории района. Преобладают верховые, сфагновые болота. Крупнейшие из болот – Пятницкий мох, Большой мох, Куровицкое, Кургальское, Крикковское. В почвенном покрове господствуют подзолистые, торфяно-подзолистые, глееватые торфяные почвы. На Ижорской возвышенности – сравнительно плодородные дерново-карбонатные почвы. Среди полезных ископаемых района наибольшее значение имеют фосфориты, известняки, доломиты, торф, глины, пески. Демографическая ситуация в районе : после выхода из состава района г. Ивангорода численность населения Кингисеппского района составила около 75 тысяч человек, доля городского населения – а это жители г. Кингисеппа – порядка 70 процентов. Сельские жители живут на территории 9 волостей в 193 населенных пунктах, средняя людность которых составляет 120 человек. При этом 126 поселений имеют людность до 50 человек. Экономика района : Кингисеппский район – район многоотраслевой промышленной специализации; здесь развиты химическая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство животноводческой специализации, транспортные и стивидорные услуги. В 2007 году в Кингисеппском районе насчитывалось 49 крупных и средних предприятий, в том числе: промышленных – 12, сельскохозяйственных – 12, строительных – 4, транспортных – 3, торговли и общественного питания – 11. Транспорт : железная дорога, поезда местного и пригородного сообщения Санкт-Петербург-Гатчина-Волосово-Кингисепп. Поезда дальнего сообщения Санкт-Петербург-Нарва-Таллинн. Автомагистраль Е-20 Санкт-Петербург-Таллинн. Порт Усть-Луга в Лужской губе на Финском заливе. История : древним населением этого края были финно-угорские народы: Водь и Ижора. Несколько тысячелетий назад они пришли на эту территорию с Уральских гор, которые были их первоначальной родиной. В VIII–IX веках территорию современной Луги начали заселять славяне с Новгородских земель, которых называли Ильменскими словенами, в честь озера Ильмень. В IX–X вв. на побережье Финского залива и вдоль реки Луги возникло множество славянских поселений, и эти земли стали владением Великого Новгорода. Позже Шведские и Ливонские рыцари пытались захватить богатые новгородские земли, но им это не удавалось (Невская битва, Ледовое побоище, 1240 г.). В XIV веке усилилась военная опасность: Великий Новгород вел постоянную борьбу с за пограничные земли и эта борьба потребовала строительства новой мощной крепости вблизи ливонской границы. Как рассказывают старинные русские летописи, в 1384 году лучшие каменщики, плотники и воеводы отправились на среднее течение реки Луги и за 33 дня построили новую крепость Ям . В конце XV века эти земли вошли в состав единого Московского государства. В 1558 году между Россией и Ливонией разгорелась ожесточенная война за выход в море (она получила название Ливонской и продолжалась более двадцати лет). В 1582 году Ливонская война завершилась неудачно для России и русские города Ям, Ивангород и Копорье были переданы под власть Шведского короля. В 1617 году Россия была вынуждена подписать Столбовской мир, по которому эти крепости полностью переходили Швеции. В 1681 году стены крепости Ям были взорваны. В 1700 году началась новая война против Швеции, в результате которой был открыт выход в море и возвращены Русские земли. По специальному указу Петра I крепость Ям укрепили и переименовали в Ямбург , а в 1708 году передали во владение князю Александру Меньшикову, помощнику Петра I. В этом же году Ямбургский уезд вошел в состав Санкт-Петербургской губернии. В 1712 году столицу Русского государства из Москвы перенесли в Санкт-Петербург. Город Ямбург оказался ближним уездом новой столицы. При Петре I в Ямбурге были построены заводы по производству «хрустальной посуды» для царского двора и украшений для музыкальных фонтанов в Петергофе. В октябре 1917 года в Петрограде, а затем почти по всей России была установлена Советская власть. Вслед за Октябрьской революцией началась гражданская война, которая в 1918 году охватила всю страну, в том числе и Ямбург. 17 мая 1922 года город Ямбург переименован в Кингисепп в честь руководителя эстонских коммунистов В.Э. Кингисеппа (1888–1922 гг.). Так город получил свое третье имя. Культура : в Кингисеппе работают два дома культуры и общественный центр, где регулярно проводятся праздники, концерты, фестивали, танцевальные и театральные постановки представленные не только самодеятельными коллективами, но и звездами российской эстрады и театра. В Кингисеппскую централизованную библиотечную систему входят 24 библиотеки. Их общий фонд универсален и составляет более 444800 экземпляров. В Кингисеппе развита и сфера услуг: для обслуживания жителей и гостей города работают бары, клубы, кафе, бассейн, парикмахерские, косметические салоны, туристские агентства, гостиницы и несколько служб такси. Для увлеченных спортом работают секции и тренировки по футболу, волейболу, гандболу, бодибилдингу, карате-до, таэкван-до, дзюдо, вольной борьбе, боксу, лыжам, шейпингу, бальным танцам, конному спорту и многие другие. Туризм : Деревенский туризм, водный туризм, поездки за грибами и ягодами, паломнический туризм, археологический и культурно-познавательный туризм. Спортивный туризм. Экологический туризм. 1.2 Туристские путешествия, обусловленные целью поездки Таблица 1.2.1
1.3 Туристские ресурсы, обусловленные потребительскими возможностями туристов Таблица 1.3.1. Объекты размещения
Таблица 1.3.2. Объекты питания
1.4 Туристские путешествия, обусловленные транспортной доступностью региона Таблица 1.4.1
1.5 Активные и пассивные развлечения в регионе Таблица 1.5
Кингисеппский район нельзя назвать особо развитым с туристской точки зрения. Здесь насчитывается 20 объектов, представляющих туристский интерес, 8 предприятий размещения и 25 питания, но, несмотря на столь значительные цифры, их качественная составляющая значительно уступает многим регионам области. В отношении транспортной доступности район ничем не отличается от своих смежных собратьев, хотя в будущем и возможны сдвиги в сторону улучшения (строительство пассажирского терминала в Усть-Лужском порту). Однако попробуем посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Этот район обладает обширными территориями, практически не затронутыми или мало освоенными в хозяйственной деятельности человека. К сожалению, до последнего времени развитие экологического туризма здесь шло преимущественно на самодеятельном уровне, практически без поддержки властей. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к развитию этого сектора туристской отрасли. И способствует этому не только распространившийся благодаря международным программам научный экологический туризм, но и понимание властями актуальности и выгодности данного процесса. Наиболее благоприятны для использования в рекреационных целях территории, прилегающие к Финскому заливу и рекам Луга и Нарва, которые характеризуются разнообразным рельефом и уникальными живописными ландшафтами. Особенно привлекательны для «зеленых» туристов острова, расположенные в акватории Финского залива: Гогланд, Большой и Малый Тютерсы, Мощный, Сескар и другие. Препятствием к их освоению служит неопределенность юридического статуса пользователя островами. В настоящее время администрацией Кингисеппского района разрабатывается программа использования группы островов в туристических и рекреационных целях. Поистине находкой для агроэкотуризма могли бы стать чистейшие природные озера Липовское и Белое, находящиеся на территории Кургальского заказника. Они интересны как с познавательной, так и рекреационной (лицензированная рыбалка и охота) точек зрения. Фермеры, проживающие на ближайших к озерам территориях, имеют практически готовую материально-техническую базу для развития сельского туризма. На многих территориях района экологический туризм может стать альтернативой разрушающей природу хозяйственной деятельности. 2. Анализ рынка туристских путешествий региона 2.1 Обзор туристских фирм региона Таблица 2.1
2.2 Характеристика туристских путешествий Таблица 2.2. Характеристика туристских путешествий, организуемых турфирмами региона
К сожалению для региона и к счастью для будущих новаторов Кингисеппский район на рынке путешествий СПб практически не представлен (я говорю «практически» потому, что в наше время многие фирмы сделают и организуют что угодно под конкретного покупателя, в частности организовать тур в г. Кингисепп взялись турфирмы «Ривьера» и «Академия»). Те две фирмы, которые находятся непосредственно в самом Кингисеппе, тоже не представляют конкуренции, так как не имеют рецептивных программ и нацелены лишь на выездной туризм. 3. Программа нового туристского путешествия в регионе 3.1 Выбор и обоснование нового туристского путешествия в регионе Изучив туристскую индустрию Кингисеппского района (см. вывод к разделу 1), проанализировав туристские путешествия организуемые местными турфирмами и опираясь на маркетинговые исследования данного региона, можно сделать вывод, что перспективной программой обслуживания будет познавательный либо экологический тур. В своей курсовой работе я попробую «совместить приятное с полезным» и разработать познавательно-экологический тур для школьников, который может быть использован в программе школьного курса экологии (биологии). 3.2 Маршрут нового туристского путешествия в регионе и проект программы путешествия Вербальная модель турпродукта: Тур «Туда и обратно» (по одноименной книге Толкиена) рассчитан на группу школьников. Ориентировочный размер группы – 20 чел. Маршрут: СПб – Кингисепп – дер. Выбье (Кургальский заказник) – дер. Котлы (Котельский заказник) – дер. Велькота (заказник «Дубравы») – Кингисепп – СПб. Передвижение: СПб – Кингисепп – СПб – электричкой от Балтийского вокзала. Остальная часть маршрута – автобусом. Размещение: гостиница «Спорт» – г. Кингисепп Питание: Кафе – пос. Усть-Луга Кафе «Ностальгия» – г. Кингисепп Экскурсии: 1.Посещение Кургальского заказника 2.Посещение Котельского заказника 3.Посещение заказника «Дубравы» 4.Обзорная экскурсия по городу Кингисеппу В стоимость тура включены: ж/д билеты, размещение в 3-х местных номерах, все вышеперечисленные экскурсии, услуги гида, а также трехразовое питание. 3.3 Договорной план с поставщиками услуг Таблица 3.3.
3.4 Программа тура 1-ый день: 7.30 – сбор на Балтийском вокзале 8.02–12.33 – переезд до города Кингисеппа 12.45–13.40 – переезд до деревни Выбье 13.45–15.00 – экскурсия по Кургальскому заказнику 15.00–15.15 – переезд до поселка Усть-Луга 15.20–16.00 – обед в кафе 16.00–16.30 – переезд до деревни Котлы 16.30–17.30 – экскурсия по Котельскому заказнику 17.30–17.45 – переезд до деревни Велькота 17.45–18.45 – экскурсия по заказнику «Дубравы» 18.45–19.30 – переезд до г. Кингисеппа и размещение в гостинице «Спорт» 20.00 – ужин в кафе «Ностальгия», свободное время. 2-ий день: 10.00 – завтрак в кафе «Ностальгия» 11.00–12.30 – обзорная экскурсия по г. Кингисеппу 12.30–14.00 – свободное время 14.25–18.10 – переезд до СПб с пересадкой в г. Гатчина 3.5 Технологическая документация тура Технологическая карта. Туристского путешествия по маршруту «Туда и обратно» на 2010 год. Основные показатели маршрута: вид маршрута: познавательно-экологический тур категория сложности: минимальная протяженность маршрута: 410 км продолжительность путешествия: 2 дня/1 ночь число туристов в группе: 20 человек + руководитель + сопровождающий гид стоимость путевки: 650 руб./чел. Программа обслуживания туристов по маршруту: внутримаршрутные перевозки осуществляются предприятием: АТП №1 Краткое описание путешествия: Тур «Туда и обратно» является познавательно-экологическим. Он рассчитан на 2 дня и 1 ночь. Тур посвящен изучению уникальных природных объектов Кингисеппского района. В программу входит знакомство с тремя заказниками и познавательная экскурсия по историческому центру города Кингисеппа. Руководитель туристского предприятия обслуживающего маршрут: Терехина К.В. подпись Информационный листок
Отклонение от московского времени, часы: 0 Географическая широта: 59°21' Географическая долгота: 28°39'. Объекты туристского интереса – развлечения ·Южное побережье Финского залива. Усть-Лужский порт. ·Охотничий заказник «Кургальский полуостров». ·Дюны «Лисьи Горы». ·Соборы церкви, этнографические деревни. ·Екатерининский собор. ·Крепость Ям 1384 г. (г. Кингисепп). ·Дом культуры. ·Иван-город: крепость (1492 г.). Никольская и Успенская церкви. ·Арсенал. Оборонительные сооружения – 10 башен. ·Историко-архитектурный музей. ·Старинные дворянские усадьбы Роткирха, Пятницкая, Блоков, Альбрехтов и другие (пос. Вильковицы, Котлы). Что может сделать каждый школьник для сохранения природных памятников ·Соблюдать правила поведения в заказниках. ·Принять участие в уборке мусора из заказника. ·Подкормить птиц и зверей зимой и ранней весной. ·Сделать и повесить искусственные гнездовья для птиц, бельчатники. ·Во время сильных морозов сделать проруби в водоемах, чтобы не было заморов рыб. ·Рассказать своим знакомым о назначении заказников, правилах поведения в них и о том, чем они могут помочь в деле сохранения заказников. 3.6 Кадровое обеспечение тура
3.7 Расчет стоимости тура
Заключение В своей курсовой работе я рассмотрела Кингисеппский район. К сожалению он не достаточно развит с туристской точки зрения, и судя по отсутствию предложений, только истинные энтузиасты могут счесть его перспективным. Тот вид туризма, к которому обратилась я, тоже не является самым популярным, но в наше время уже никто не в силах оспаривать его значимость. Более того, хочется надеяться, что экологическое направления наряду с рекреационной составляющей получит свое развитие в сфере социального туризма, а затем, возможно, и выйдет на коммерческую основу. Пока же разработанный мною тур имеет предельно низкую стоимость и рассчитан на «добровольно-принудительное» посещение в рамках школьной программы. Но мне хочется надеяться, что краткое, полуразвлекательное знакомство с жизнью заказников нашей области оставит свой след в головах подрастающего поколения и в будущем кто-то из них серьезно займется как экологическими проблемами нашей Родины, так и многими им сопредельными. Список литературы 1.«Туристский путеводитель по Ленинградской области» под общей редакцией М.Б. Биржакова 2009 г. 2.«Реестр туристских ресурсов Ленинградской области 2008 г.» 3.«Туроперейтинг» Е.Н. Ильина 4.www.moigorod.ru |