Реферат: Сравнительная характеристика систем местного самоуправления Дании и Норвегии

Название: Сравнительная характеристика систем местного самоуправления Дании и Норвегии
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Содержание

Введение

Глава I Организация местного самоуправления в Норвегии

Глава II Организация местного самоуправления в Дании

Глава III Сравнительная характеристика систем местного самоуправления Дании и Норвегии

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Местное или муниципальное самоуправление – это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.[1]

Европейская Хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право и действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».[2]

Главная цель создания системы местного самоуправления — улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением.

Таким образом, можно сказать, что местное самоуправление – один из основных элементов, обеспечивающих благосостояние государства и общества.

Именно поэтому в странах Северное Европы вопросам местного самоуправления уделяется большое внимание.

Скандинавское местное самоуправление обладает специфическими чертами, которые позволяют выделить особую скандинавскую модель местного самоуправления.

Местное самоуправление в скандинавских странах имеет давние традиции. В Норвегии оно было введено в 1837 году после нескольких лет конфликта между норвежским парламентом и королем Швеции. В Дании законы, касающиеся местного самоуправления в городских муниципалитетах, действуют с 1837 года. В Швеции первые законы о местном самоуправлении появились в 1862 году, в Финляндии — в период с 1865 по 1873 год.[3] В каждой из упомянутых стран, кроме Норвегии, положения о местном самоуправлении внесены в конституции.

Во всех четырех странах структуры местного самоуправления могли опереться на традиции самоорганизации, прежде всего в сфере управления делами церковных общин. В связи с этим церковное административное деление стран на приходы было использовано в качестве основы для создания единиц местного самоуправления.

Актуальность данной работы объясняется исключительной важностью местного самоуправления в социально-политической системе, а также особенностью скандинавской системы местного самоуправления, которая являемся одним из ключевых звеньев для государств «всеобщего благоденствия».

Цель моей работы – изучить организацию местного самоуправления в Норвегии и Дании. Я выбрала эти страны ввиду свойственных им особенностей. Дания – наиболее европеизированная северная страна, на принципах организации датского местного самоуправления более всего сказывается опыт континентальной Европы и ЕС. Норвегия же страна, более отодвинутая на периферию Европы, она не является членом ЕС и придерживается более традиционных принципов организации местного самоуправления.

В своей работе я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить принципы организации местного самоуправления в Норвегии

2. Изучить принципы организации местного самоуправления в Дании

3. Сравнить принципы организации местного самоуправления в этих странах, выявить общескандинавские черты и национальные различия.

Следует отметить, что данная тема недостаточно широко освещена в литературе.

Общую информацию по организации местного самоуправления в зарубежных странах можно найти в работах В.Б. Евдокимова «Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты» и в учебнике «Конституционное право зарубежных стран» под редакцией М.В. Баглая и Л.М. Энтина.

Скандинавская модель местного самоуправления довольно подробно описана в книге М.А. Исаева «Политическая система стран Скандинавии и Финляндии».

Что же касается отдельных стран, Норвегии и Дании, то основная информация доступна из электронных источников, таких как официальный сайт Норвегии в России, сайт MinistryofLocalGovernmentandRegionalDevelopment (Министерство местного самоуправления и регионального развития Норвегии), информационная брошюра «TheDanishLocalGovernmentSystem» («Датская система местного самоуправления») и др. Также информацию по странам можно найти в учебном пособии Е.Л. Болдыревой «Политическая система стран Северной Европы».

Вопрос датских самоуправляющихся территорий освещается в справочнике Дж. Д. Дербишайра «Политические системы мира».

Таким образом, в своей работе я постаралась дать комплексное представление о скандинавской системе местного самоуправления на примере Норвегии и Дании.

Глава I Организация местного самоуправления в Норвегии

Норвегия разделена на 19 округов (фюльке) и 430 муниципалитетов (коммун). [4] [Приложение 1]

Столица, Осло, классифицирована и как муниципалитет и как регион, и, соответственно,наделен правами и обязанностями того и другого уровня.

Нынешняя муниципальная система была установлена Актом о местном управлении от 1847 года, который был основательно пересмотрен в 1992 году. Базовым принципом этого Акта является то, что муниципалитеты могут делать все, что не запрещено законом. Данный закон не регулирует, какие обязанности возлагаются на местные органы власти, эти обязанности прописываются отдельными актами. При этом важно отметить, что вотличие от других скандинавских стран и большинства европейских, местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии.

Норвегия имеет несколько фрагментарную муниципальную структуру, в том смысле, что имеются очень разные размеры территориальных единиц. Население их варьируется от 1000 человек до полумиллиона жителей. Большинство имеют население менее 5000 человек, и лишь 10 муниципалитетов обладают населением более 50 000. [5]

Муниципалитеты являются самым важным звеном местной государственной администрации. Местное управление и самоуправление рассматриваются современным законодательством Норвегии как одно целое в отношении коммун и фюльке.

Коммуны несут ответственность за:

· систему начального образования

· социальные услуги

· политика в области занятости

· местное планирование

· муниципальные дороги

· водоснабжение и канализационную систему

В обязанности окружных властей входят:

· среднее образование

· некоторые технические службы

· региональный транспорт

· развитие малого и среднего бизнеса

· региональная культура и спорт

Муниципалитеты и округа предоставляют две трети всех социальных услуг.

Каждый из этих уровней власти финансируется посредством местного налогообложения, пошлин и местных предпринимателей, а также частично за счет поступлений из центральных органов власти и других государственных институтов или займов.

Округа представляют собой традиционное административное деление, сохранившееся со времен средневековья, когда местные окружные советы обладали значительной властью. Эта средневековая система постепенно разрушалась после того, как Норвегия стала единым государством, а при вступлении в унию с Данией стала централизованной. Вновь местное управление в муниципалитетах было восстановлено только в 1837 году.[6] После реформы по слиянию коммун в 1967 году, число муниципалитетов колеблется от 420 до 440, решение о размежевании коммун принимается королем исходя из соображений экономической целесообразности. 18 окружных администраций Норвегии (Осло традиционно не является округом) были основаны в 1975 году с целью обеспечения административного уровня власти между государством и муниципалитетами.

Округа и муниципалитеты управляются выборными советами. Центральное правительство в фюльке представлено губернатором, который назначается королем. Выборы проходят раз в четыре года одновременно с общенациональными выборами в Стортинг. Депутатские мандаты распределяются в соответствии с системой пропорционального представительства, и их число варьируется от 13 (в муниципальных советах) и 25 (в окружных советах) до 85. Муниципальный совет является высшим органом муниципалитета. Муниципальный совет избирает исполнительный комитет, состоящий как минимум из пяти членов и включающий в себя представителей всех партий соответствующего совета и мэра. Исполнительный комитет рассматривает предложения о создании четырехлетнего экономического плана, финансовые, бюджетные и налоговые вопросы. Другие обязанности Исполнительного комитета определяются муниципальным советом. Совет может создавать комитеты для рассмотрения муниципальным обязанностей. Совет может также предоставить полномочия по принятию решений этим комитетам. Например, в городском совете Бергена действуют 4 комитета: 1) по финансам, культуре и развитию предпринимательства; 2) по здравоохранению и социальной работе; 3) по защите окружающей среды и городскому развитию; 4) по образованию и спорту.[7] Также могут назначаться особые органы управления для мелких территориальных подразделений коммун. К полномочиям исполнительного комитета относится административная деятельность в пределах муниципалитета, исполнение решений, принятых Советом.

Совещания в выборных органах должны быть открытыми для общественности. Тем не менее, отдельные вопросы могут быть обсуждены за закрытыми дверями, когда, например, дело касается неприкосновенности частной жизни.

Как и в других странах Северной Европы, в Норвегии в 1988 году был принят закон о культурной автономии саамов, согласно которому ими избирается национальный представительный орган Саметинг, состоящий из 39 депутатов.[8] Выборы в него проводятся на пропорциональной основе сроком на 4 года. Принять же участие в выборах в Саметинг могут только этнические саамы.

Основные задачи Саметинга - обеспечение государственных гарантий саамскому языку: возможность обучения на родном языке, обращение в органы государственной власти и проведение церковных служб на саамском языке.

В отличие от других скандинавских стран и большинства европейских, местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии, и таким образом не имеет конституционной защиты. Акт от 1847 года включает в себя часть специального законодательства, и может быть в любой момент изменен голосованием в Стортинге. Это дает центральным властям большое влияние.

Ввиду довольно значительной самостоятельности муниципалитетов, больное значение приобретает контроль их деятельности. В рамках самоконтроля муниципальный совет осуществляет надзор за деятельностью муниципалитета. Муниципальный совет имеет право запрашивать отчеты и имеет решающее слово во всех вопросах. Он также избирает специальный наблюдательный комитет для наблюдения за деятельностью муниципалитетов и осуществления строгий контроль бухгалтерских систем.

Государство сохраняет за собой прерогативу по контролю за органами местного самоуправления в лице коммунального департамента, который может отменять решения этих органов на основании допущенной ошибки при принятии решения; постановление об отмене также может быть принято по собственной инициативе в порядке общего надзора за законностью[9] .

Физическое лицо также может обратиться с жалобой в муниципальный совет или в специальный комитет по рассмотрению жалоб назначаемый муниципальным советом, а так же к омбудсману.

Глава II Организация местного самоуправления в Дании

В административно территориальном отношении Дания поделена на 273 коммуны и 5 крупных административных областей (Столичная область, Зеландия, Северная Ютландия, Центральная Ютландия, Южная Дания), исключая Фарерские острова и Гренландию, которые являются самоуправляющимися территориями. [Приложение 2] До 1 января 2007 года вся территория была поделена на 14 административных единиц - амтов, но муниципальная реформа 2007 г. реорганизовала амты в 5 крупных административных региона.

Города Копенгаген и Фредериксберг выделяются в самостоятельные административные единицы, но имеют меньшие права, чем области.[10]

В части VIII п. 82 Конституции Дании закреплено право муниципалитетов самостоятельно осуществлять под контролем государства ведение местных дел.

Правовой основой местного управления в стране является Конституция 1953 года, Закон о местном управлении 1970 года, и законы, касающиеся организации деятельности публичной власти в той или иной сфере. В Дании отсутствует практика принятия специальных законов, регулирующих отдельные аспекты деятельности местной власти. [11]

Принцип самоуправления местных сообществ закреплен в Конституции, а центральные органы власти имеют право принимать решения, затрагивающие функционирование местного самоуправления, лишь при наличии закона, предусматривающего подобные меры.

Структурой местного управления низшим уровнем территориальной организации является коммуна. На этой ступени существуют лишь органы самоуправления, состоящие из членов представительного уровня - совета коммуны и бургомистра, руководящего работой совета и муниципальной администрации.

По закону о местном самоуправлении 1970 года, вопросы местного значения решаются муниципальными советами, численный состав которого должен быть нечетным от 5 до 31 члена. Члены коммунального управления избираются сроком на 4 года из числа граждан постоянно проживающих в коммуне, обладающих избирательным правом и не совершивших уголовных преступлений, делающих невозможным избрание такого человека в местные органы самоуправления. Выборы в совет проводятся одновременно по всей стране раз в четыре года, - в тот же день, что и выборы в парламент, действует система пропорционального представительства. Выборы обеспечивают пропорциональное распределение мест в муниципальных органах в соответствии с долей голосов (для списка или определенного кандидата из этого списка). Кроме совершеннолетних датских граждан, правом голоса обладают иностранцы, проживающие на территории коммуны не менее трех лет.

Совет самостоятельно определяет число своих членов; таким образом, оно варьируется от одной коммуны к другой, но в рамках конкретного муниципального образования меняется сравнительно редко. Деятельность совета осуществляется, прежде всего, через комиссии, которым он предоставляет большую часть своих полномочий, и которые принимают решения от его имени. В рамках структуры местной организации местный совет несет общую политическую ответственность и отвечает за общее стратегическое руководство, тогда как реальные профессиональные решения принимаются в основном комитетами. Закон о местных органах самоуправления предусматривает необходимость назначения комитетов, которым местный совет сможет передавать задачи для решения. Закон требует, чтобы был образован финансовый комитет и по крайней мене один постоянный комитет. Но местный совет может также образовать несколько постоянных комитетов и временный комитет. Структура этих комитетов определяется каждым отдельным муниципалитетом при разработке распорядка. В каждом комитете имеется отдел для решения актуальных и профессиональных задач.

Заседания местного совета являются открытыми и общедоступными, но только сам местный совет может опубликовать протоколы своих заседаний. В некоторых случаях местный совет проводит дискуссию за закрытыми дверями. При отсутствии публики местный совет может проводить рассмотрение только персональных дел.

Законом установлен крайне незначительный список вопросов, по которым решения могут приниматься лишь на пленарном заседании совета: в частности, это вопросы территориального планирования и принятия бюджета.[12] Количество, характер деятельности и состав комиссий определяются советом самостоятельно; законом предусмотрено лишь обязательное создание комиссии по финансам, а также, как минимум, одной постоянной комиссии. На практике количество комиссий может меняться от трех до десяти.

Бургомистр избирается советом из своего состава сроком на четыре года. Он совмещает функции председателя совета и председателя комиссии по финансам. Бургомистр является лишь представителем совета, и может действовать только от имени последнего и во исполнение его решений. Он может быть смещен досрочно лишь в результате соответствующего решения судебных органов.

Следующим уровнем территориальной организации является округ. Самоуправление на этом уровне осуществляется советом округа и председателем, избираемым советом из своего состава. Органы управления округом формируются на тех же основаниях, что и органы коммуны, повторяя все их характеристики. Так же как и в коммунах, решающую роль здесь играет комиссия по финансам, возглавляемая председателем совета.

Дания является одной из стран, где децентрализация управления осуществлена в наибольшей степени. Большинство задач и полномочий передано на местный и региональный уровень, хотя и сохранено регулирование центральными органами власти значительной доли муниципальной политики. Но, несмотря на то, что большая часть служб децентрализована, в Дании действует законодательно установленный принцип, согласно которому уровень услуг (будь то здравоохранение, образование или газо- и водоснабжение) должен быть одинаковым для всех граждан на всей территории королевства. Таким образом, органы самоуправления свободны в том, что касается организации, но не могут влиять на уровень предоставляемых услуг.

К числу основных полномочий местного самоуправления на коммунальном уровне в Дании относятся:

· выплата пенсий, социальных пособий

· организация работы начальных школ

· здравоохранение

· местное планирование

· политика в области занятости

К задачам, которые решаются на уровне округа, относятся:

· вопросы организации здравоохранения

· управление средними школами

· эксплуатация региональных дорог

· регулирование работ по защите окружающей среды и другое физическое планирование.

Кроме указанного выше, муниципальные и губернские советы могут добровольно расширять себе круг задач. К таким добровольным задачам можно отнести, например, учреждение музыкальных школ, обеспечение коммунальных услуг (потребителями оплачивается их полная стоимость), открытие спортивных клубов и т.д.[13]

В состав Дании входят и две самоуправляющиеся территории - Фарерские острова и Гренландия.

Благодаря статусу автономности, с 1948 года Фарерские острова представляют самоуправляющуюся народную общность в датском государстве. Фарерские острова обладают правом создания собственной администрации - народного собрания (Лагтинга), состоящего из 25-32 депутатов, который избирается сроком на 4 года на пропорциональной основе. Борьбу за места в парламенте ведут 4 партии: Социал-демократическая, Консервативная народная, Республиканская партия и партия Союза.[14]

Исполнительная власть принадлежит правительству (ландстюри) во главе с председателем. Правительство же Дании на островах представляет верховный комиссар (ригсомбудсман).

Парламент Фарерских островов наделен полномочиями по следующим вопросам: планирование материальных ресурсов, минеральные земельные и водные ресурсы, все морские ресурсы, защита окружающей среды, промышленность островов, трудоустройство и трудовые отношения, налогообложение, социальные вопросы, здравоохранение, культура и образование. На островах действуют два официальных языка - фарерский и датский.

Дания сохраняет за собой контроль и ответственность за страхование, банковское дело, оборону, внешнюю политику, правосудие и финансовое обеспечение островов. Также государственно-правовая связь Фарерских островов с метрополией выражается в том, что от Фарер избираются 2 представителя в Фолькетинг.

Гренландия, как и Фарерские острова, признана особым народным сообществом в пределах датского государства. На острове также есть свой парламент - Ландстинг, который избирает председателя и членов островного правления. К ведению Ландстинга относятся вопросы местного самоуправления, местные налоги и пошлины и т.п.

Дания оставляет за собой те же сферы политики, что и в отношении Фарер.

Для координации экономической, финансовой и промышленной политики государственные власти могут контролировать деятельность органов местного самоуправления и влиять на решения, которые принимаются этими органами местного самоуправления.

Государственный контроль определяется Законом о местном самоуправлении (общий контроль) и законами в отдельных сферах (контроль в различных секторах деятельности органов местного самоуправления: сфера социальной защиты, сфера защиты окружающей среды и т.д.).

Контроль над деятельностью органов самоуправления осуществляется в основном тремя инстанциями. Во-первых, министерства и ведомствав рамках своих сфер деятельности могут осуществлять оперативный контроль, а в специально оговоренных законом случаях (серьезные решения, связанные с землепользованием, например) решение совета должно получить одобрение министерства. Во-вторых, на уровне округов существует специальный коллегиальный орган, контрольный комитет. Он состоит из четырех членов, выбираемых окружным советом из своего состава, и главы округа. В случае явного нарушения закона контрольный комитет может дать предписание совету или бургомистру (председателю), отменить либо приостановить незаконное решение, наконец - обратиться в административный суд. Контроль не является перманентным. Наконец, граждане или организации, чьи интересы были ущемлены решением местных властей могут обратиться к омбудсману, который выполняет в данном случае функцию административного суда.

местный самоуправление скандинавский

Глава III Сравнительная характеристика систем местного самоуправления Дании и Норвегии

В организации местного самоуправления Норвегии и Дании можно выделить значительное количество общих черт. Они характерны не только для этих стран; выделяя эти черты, можно говорить об общескандинавской системе организации местного самоуправления.

Прежде всего, стоит отметить глубокие корни и давние традиции местного самоуправления в этих странах, а также жизнеспособность этой системы.

Особенностью всех скандинавских стран является двухуровневая организация местного самоуправления: на уровне округа или фюльке и коммуны. Не менее примечательной чертой скандинавского местного управления является его базирование на системе комитетов, которые формируются органами местного самоуправления по их усмотрению для решения вопросов местного значения в определенной сфере.

Существенной чертой является значительная децентрализация исполнительной власти в этих странах. Местные органы управления обладают достаточно широкими полномочиями. Государство уменьшает полномочия своих органов на местах в пользу самоуправления. Максимально децентрализованное управление связано с фактическим отсутствием у государства исполнительских полномочий, а также функций управления в сферах здравоохранения, социального обеспечения, образования, регулирования труда и занятости, экологической политики и т.д. В этих областях государство осуществляет лишь общее законодательное регулирование и значительную часть финансирования. Муниципалитеты вольны заниматься любыми вопросами, которые они находят важными для местного сообщества, если только данные вопросы не являются компетенцией государства и не регулируются отраслевым законодательством. При этом можно отметить общие формулировки компетенции местного самоуправления.

Немаловажно также подчеркнуть, что политика децентрализации в скандинавских странах сопровождается постоянной территориально-административной реформой, в основе которой лежит рациональный принцип экономического районирования. В результате таких мер достигается снятие напряженностей между географическими полюсами страны, что в конце концов оказывает благоприятное влияние на всю политическую систему в целом.[15]

Функции местных органов власти обеих стран также схожи. Для муниципалитетов это начальное образование, здравоохранение, социальные услуги, жилищное строительство, газо- и водоснабжение, местная культура. На уровне округа выделяются такие функции, как среднее образование, региональное планирование, строительство дорог и региональный транспорт, региональная культура, региональный спорт.

Также систему организации местного самоуправления в Скандинавских странах объединяет развитая система контроля за деятельностью местных органов власти. Контролирующую функцию выполняют государственные министерства и ведомства, контрольные комитеты, наконец, особую роль в этой сфере играет институт омбудсмана.

Таким образом, именно эти черты определяют основу скандинавской системы местного самоуправления.

Однако каждая из рассмотренных мной стран имеет свои особенности системы организации местного самоуправления, отражающие специфику ее социально-политической системы.

Важно отметить, что датское местное самоуправление имеет конституционную защиту: принцип самоуправления местных сообществ закреплен в п. 82 Конституции Дании. Вотличие от других скандинавских стран, местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии, и таким образом не имеет конституционной защиты. Формально правительство и парламент может в любое время повлиять на работу местного самоуправления - Акт от 1837 года включает в себя часть специального законодательства, и может быть в любой момент изменен голосованием в национальном парламенте – Стортинге.

Существенно различие и в принципах назначения на должность главы округа. В Норвегии губернатор назначается королем. В Дании же председатель Совета округа выбирается из его состава.

Анализируя эти различия, можно сделать вывод, что в Дании значительно сильнее осуществлена децентрализация власти, органы местного самоуправления более независимы и самостоятельны.

Существуют также некоторые различия в функциях, выполняемых местными органами власти в этих странах. Например, в Норвегии функция развития малого и среднего бизнеса передана региональным органам власти, в то время как в Дании эта функция передана на коммунальный уровень.

Несколько различается также сама структура организации муниципального управления: например, в Норвегии существует основной Исполнительный комитет, которому переданы важные функции, в том числе, финансового и бюджетного планирования и многие другие. В Дании же предусмотрено только обязательное создание финансового комитета, который функционирует на равных основаниям с другими комитетами.

Особенностью Дании является то, что в выборах в органы местного самоуправления могут принимать участие иностранные граждане, проживающие на территории данной коммуны не менее трех лет.

Следует также отметить большую консервативность норвежской муниципальной политики: фундаментальные ее принципы заложены еще Актом о местном управлении от 1847 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что Дания испытала значительное влияние общеевропейского опыта организации местного самоуправления и в этой области следует общим тенденциям Европейского Союза, проводя дальнейшую децентрализацию и укрупнение исторически сложившихся регионов. Норвегия же выявляет приверженность традиционным принципам организации местного самоуправления, которые имеют глубокие исторические корни.

Заключение

Скандинавская система местного самоуправления – особенное явление. Она отражает основные принципы политической системы и власти скандинавских стран, такие как демократия, социальная ориентированность, децентрализация. Скандинавская система местного самоуправления заслуживает особого внимания как система, доказавшая сою жизнеспособность и эффективность.

Можно выделить следующие черты скандинавского местного самоуправления.

Во-первых, это двухуровневая система организации власти на местах: она включает региональный и муниципальный (коммунальный) уровни. Самоуправление на этих уровнях различается по своим функциям. Основными функциями региональной власти являются среднее образование, региональное планирование, региональный транспорт, региональная культура и спорт. Муниципалитеты отвечают за начальное образование, здравоохранение, социальные услуги, жилищное строительство. Руководство округами и муниципалитетами осуществляется окружными и муниципальными советами. Деятельность местных органов власти организуется через систему комитетов, которым советы предоставляют часть своих полномочий.

Отличительной чертой системы скандинавского самоуправления является значительная децентрализация власти и делегирование полномочий на местный уровень. Местные органы власти обладают широкими полномочиями, для них создан режим «наибольшего благоприятствования», однако при условии, что их деятельность напрямую касается общественных интересов.

Наконец, скандинавскую систему местного самоуправления отличает развитая система контроля местных органов власти, в которую, помимо соответствующих министерств и ведомств, включен особо значимый для скандинавских стран институт омбудсманов.

Однако, каждая из скандинавских стран имеет свои особенности, присущие системе местного самоуправления.

Норвегия отличается консерватизмом в области муниципального управления, ее административно-территориальное деление ведет свою историю со времен средневековья, а основы местного самоуправления заложены Актом о местном управлении от 1847 года, который был пересмотрен лишь в 1992 году. При этом местное самоуправление в Норвегии конституционно нее закреплено, то есть правительство и Стортинг имеют значительное влияние в этой области.

Дания отличается наиболее высокой степенью децентрализации. Датское самоуправление имеет конституционную защиту, председатель совета округа и бургомистр (председатель совета коммуны) выбираются самими советами из своего состава, в отличие от Норвегии, где губернатор назначается королем.

Таким образом, модно отметить, что Дания в этой области следует общеевропейским тенденциям, в то время как Норвегия более привержена традиционным принципам организации местного самоуправления.

Местное самоуправление – независимое основание общественной жизни, оно по своей сути та опора, которая обеспечивает реализацию интересов проживающих на компактных территориях граждан. Таким образом, местное самоуправление выступает как неотъемлемая часть гражданского общества и форма выражения власти народа. Местное самоуправление скандинавских стран позволяет им успешно и эффективно реализовывать социально-ориентированную политику на местах, учитывая интересы местных сообществ.

Список литературы

1. Болдырева Е.Л. Политическая система стран Северной Европы: Учебное пособие/ СПбГУТ. – СПб., 2005. – 108 с.

2. Дербишайр Дж. Д. Политические системы мира: в 2-х т. Т. 2 / Дж. Д. Дербишайр, Я. Дербишайр. - М.: РИПОЛ КЛАССИК,2004. - 496 с.

3. Евдокимов В.Б. Местные органы власти зарубежных стран: Правовые аспекты/ В.Б. Евдокимов, Я.Ю. Старцев. – М.:Спарк, 2001. – 251 с.

4. Исаев М.А. Основы конституционного строя Норвегии. / М. А. Исаев ; МГИМО (У) МИД РФ. – М.: Муравей, 2001. – 213 с.

5. Исаев М.А. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии / М.А. Исаев, А.Н. Чеканский, В.Н. Шишкин; МГИМО. - М.: РОССПЭН, 2001. - 279 с.

6. Конституции государств Европы: в 3 Т. Т. 1/ Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: НОРМА, 2001. – 824 с

7. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов./ под ред. М.В. Баглая, Л.М. Энтина. – М.: НОРМА, 2000. – 832 с.

8. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. – М.: ИГиП РАН, 1999. – 329 с.

9. Туровский Р. Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. - Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 398 с.

10. Ministry of Local Government and Regional Development. Local Government in Norway: [Электронныйдокумент]. – (http://www.regjeringen.no/upload/KRD/Vedlegg/KOMM/internasjonalt/H-2224_red160908.pdf). Проверено 16.11.2009.

11. The Danish Local Government System: [Электронныйдокумент]. – (http://www.kl.dk/ImageVault/images/ImageVaultHandler.asp). Проверено 18.11. 2009.

12. Бектурганова А.Гендерный аспект моделиместного самоуправления (на примере Дании): [Электронный документ]. – (http://pravo.pushkinlibrary.kz/text/GenderBook/Daniya.doc) Проверено 18.11.2009.

13. Кокорев Д.А. Сопоставление правовых особенностей городского самоуправления России с основными моделями местного самоуправления : [Электронный документ]. – (http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0903/2.html). Проверено 13.11.2009.

14. Норвегия – официальный сайт в России. Местные органы управления: [Электронный документ]. -(http://www.norvegia.ru/About_Norway/policy/political/local/). Проверено 13.11.2009.

15. Тор Хансен. Это несокрушимое норвежское самоуправление: [Электронный документ]. – (http://dialogs.org.ua/crossroad_full.php?m_id=3502). Проверено 13.11.2009.

Приложение 1

Административно-территориальное деление Норвегии

Приложение 2

Административно-территориальное деление Дании


[1] Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов./ под ред. М.В. Баглая , Л.М. Энтина. – М.: НОРМА, 2000. – С. 291.

[2] Там же. – С. 291.

[3] Кокорев Д. А. Сопоставление правовых особенностей городского самоуправления России с основными моделями местного самоуправления: [Электронный документ]. – (http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0903/2.html). Проверено 13.11.2009.

[4] Норвегия – официальный сайт в России. Местные органы управления: [Электронный документ]. -(http://www.norvegia.ru/About_Norway/policy/political/local/). Проверено 13.11.2009.

[5] Тор Хансен. Это несокрушимое норвежское самоуправление: [Электронный документ]. – (http://dialogs.org.ua/crossroad_full.php?m_id=3502). Проверено 13.11.2009.

[6] Болдырева Е.Л. Политическая система стран Северной Европы: Учебное пособие/ СПбГУТ. – СПб., 2005. – С. 82.

[7] Болдырева Е.Л. Политическая система стран Северной Европы: Учебное пособие/ СПбГУТ. – СПб., 2005. – С. 82.

[8] Болдырева Е.Л. Политическая система стран Северной Европы: Учебное пособие/ СПбГУТ. – СПб., 2005. – С. 82.

[9] Исаев М.А. Основы конституционного строя Норвегии. / М. А. Исаев ; МГИМО(У) МИД РФ. – М. : Муравей, 2001. - С. 168.

[10] Конституции государств Европы: в 3 Т. Т. 1/ Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: НОРМА, 2001. – С. 755.

[11] Бектурганова А.Гендерный аспект моделиместного самоуправления (на примере Дании): [Электронный документ]. – (http://pravo.pushkinlibrary.kz/text/GenderBook/Daniya.doc) Проверено 18.11.2009.

[12] Кокорев Д. А. Сопоставление правовых особенностей городского самоуправления России с основными моделями местного самоуправления : [Электронный документ]. – (http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0903/2.html). Проверено 13.11.2009.

[13] Болдырева Е.Л. Политическая система стран Северной Европы: Учебное пособие/ СПбГУТ. – СПб., 2005. – С. 94.

[14] Дербишайр Дж. Д. Политические системы мира: в 2-х т. Т. 2 / Дж. Д. Дербишайр, Я. Дербишайр. - М.: РИПОЛ КЛАССИК,2004. – С. 405.

[15] Исаев М. А. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии / М.А. Исаев, А.Н. Чеканский, В.Н. Шишкин; МГИМО. - М.: РОССПЭН, 2001. – С. 266.