Реферат: Владимирский собор в Херсонесе

Название: Владимирский собор в Херсонесе
Раздел: Рефераты по строительству
Тип: реферат

Содержание:

Кафедральный Свято-Владимирский собор в Херсонесе

Святой князь Владимир и Крещение Руси

Возведение храма

Рождение красоты: роспись и украшение собора

Архитектура Владимирского собора

Годы испытания. От закрытия до разрушения и забвения собора

Восстановление собора

Огласительные беседы

Кафедральный Свято-Владимирский собор в Херсонесе

На центральной площади древнего города Херсонеса находится один из крупнейших в православном мире храмов – величественный Свято-Владимирский собор. Храм с удивительной и трудной судьбой; его очень долго хотели построить, на его возведения ушли десятилетия. Богослужение в соборе шло всего 36 лет, а в руинах он простоял более полувека.

Храм, построенный как монумент одному из величайших событий в истории восточных славян - Крещению Руси, волею судеб стал своеобразным отражением драматической истории нашего государства с начала XIXи до конца XXвеков.

За последнее столетие Херсонес и Владимирский собор стали понятиями неразделимыми. Независимо от того, в каком виде собор находился – действующего храма, заброшенной руины или стройки, он всегда был и остается одним из символов Херсонеса, связующей нитью между седой древностью и сегодняшним днем.

Владимирский собор в древнем Херсонесе - это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, оно поражает своей величественностью, необыкновенной красотой и соразмерностью линий. Свято-Владимирский Херсонесский собор - всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром.


Святой князь Владимир и Крещение Руси

Русские писатели XI века Крещение Руси связывают с завоеванием Корсуни (Херсонеса Таврического). Из сохранившихся письменных источников известно, что перед походом на Корсунь князь Владимир заключил договор о военной помощи Византии со стороны Руси для борьбы с византийским бунтовщиком Вардой Фокой. Князь Владимир отправил войско во владение империи. За это князь Владимир потребовал выдать за него замуж сестру византийских соправителей Константина и Василия, так как ему было необходимо родство с Византией. На это он получил ответ: "Крестись, и тогда пошлём сестру свою тебе”. Князь Владимир стремился поднять свою страну до высоты Византии через этот брачный союз. Это открывало ему путь к византийской культуре и вводило русский народ в общность христианских народов. Владимир стал настаивать на том, чтобы вначале к нему прислали Анну, а уже потом он крестится. Князь чувствовал себя обиженным и даже оскорбленным, поскольку выполнил главное условие договора: послал военную помощь, и поэтому не спешил креститься. Византия тоже в свою очередь не спешила с выполнением своего обязательства. Да и сама Анна горевала при мысли о замужестве с князем варварской страны, предпочитая даже смерть этому супружеству. Выхода из сложившейся ситуации не предвиделось, а момент был очень удобен для Владимира и упустить его было нельзя. И тогда князь Владимир прибегает к силе: вот в чем причина внезапного нападения на крымское владение Византии - Херсонес.

В "Повести временных лет” говорится: "При осаде Херсонеса херсонесский протопоп Анастас написал Владимиру на стреле следующее послание: "Царь Владимир, если хочешь взять город, найди с восточной стороны трубы, по которым течёт в город пресная вода. Если ты их разобьёшь, то лишишь город воды”. Стрела была пущена к шатру князя Владимира. Он воскликнул: "Если сбудется - крещусь”. Город, лишившись воды, сдался. Из Херсонеса в Константинополь был послан ультиматум: "Если не отдадите Анну за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу”. Ультиматум Владимира в Константинополе вынуждены были принять. Решающим доводом для царевны Анны в пользу брака с русским князем послужили слова, влагаемые летописцами в уста её братьев: "Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а землю греческую избавит от ужасов и войны”. В Херсонесе Анну ждала печальная весть: буквально за несколько дней до её прибытия в город, у Владимира заболели глаза и он ослеп. И послала к нему царица, так называет её летописец, сказать, чтобы он крестился скорей: "Ежели ты не крестишься, то не избежишь недуга своего”. И приказал Владимир крестить себя. Когда епископ Корсунский возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир и, увидев своё внезапное исцеление, сказал: "Теперь узнал я истинного Бога!” Увидев чудо исцеления князя, начала креститься и его дружина. После Крещения была приведена к князю Владимиру царевна Анна для обручения, через несколько дней он был венчан с нею здесь же, в Херсонесе.

При Крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Возвращаясь в Киев, взял Владимир из Царьграда вместе с царевной Анной архиерея Михаила, а из Херсонеса многих священников, монахов. Забрал из Херсонеса мощи священномученика Климента Римского и ученика его Фива, святые иконы, богослужебные книги. Уже на пути из Херсонеса в Киев князь Владимир показал, как христианство влияет на характер человека: отказавшись от многоженства, он направляет своих дружинников к каждой своей жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену, поэтому он всем даёт свободу и возможность, если они хотят, снова выйти замуж. Старшая его жена, мать Ярослава Мудрого, ушла в женский монастырь под Киевом. По возвращении в Киев, князь Владимир первым делом крестил своих 12 сыновей в источнике, получившем название Крещатик. Было объявлено общее Крещение киевлян в Днепре: "И утром вышел Владимир со священниками на Днепр и собралось много людей без числа...” Сразу же по Крещении народа Владимир повелел сокрушать идолов и языческие капища разрушать до основания, и на тех местах строить святые церкви. От Святого Крещения Руси в 988 году до смерти князя в 1015 г. были годы благоденствия на Руси. После Крещения из гордого язычника Владимир переродился в целомудренного, милосердного и доброго человека. Какое-то время он даже не решался утверждать приговоры о справедливых казнях особо опасных преступников. "Почему, князь, ты злодеев не казнишь?” Он отвечал: "Боюсь греха”. Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища, в которых обучали славянской азбуке и Премудрости Божией. Это было начало просвещения русского народа, образованности, грамотности . На княжеском дворе он начал устраивать по праздникам пиры для всего народа, а больным велел развозить продукты по их домам. "Красным солнышком” прозвал Владимира русский народ. Его подвиг оценили и свои и чужие. Вызволив народ из тьмы язычества, Владимир объединил всех славян через Крещение в единое государство. Принятие христианства святым князем Владимиром в Херсонесе стало основополагающей частью того государственного механизма, который быстро вывел Киевскую Русь из доисторического состояния, помог ей с удивительной легкостью и скоростью усвоить ценности мировой культуры и стать уже при Ярославе Мудром вровень с лучшими государствами Европы. Крещением Руси святой равноапостольный Владимир открыл нашей истории путь к вечности. Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равным апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира празднуется 28 июля.

Закладка Свято-Владимирского собора состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, заложившего первый камень храма. Александра II лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. Во времена первой обороны Севастополя 1854-1855гг. монастырь заняли французы. Из церкви они сделали огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, которые находились за Карантинной бухтой. К концу обороны Севастополя монастырь и церковь лежали в руинах. После Крымской войны Херсонесский монастырь восстановили, император Александр II приказал ежегодно 28 июля совершать крестный ход из Севастополя вХерсонес и дал разрешение на сооружение соборного храма. Собор предназначался для воплощения в себе памяти о величайшем событии - Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточнославянского мира от язычества к христианству. Автором проекта является академик архитектуры Д.И. Гримм. Владимирский собор стал первым выдающимся сооружением, спроектированным Д.И. Гриммом. Эта работа принесла архитектору звание профессора и право преподавания в академии. Высота храма вместе с крестом составляет около 34 метров. Стены собора даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием - колонны из ценного вида мрамора, полы из мозаики. Расписывали Владимирский собор известные в то время художники - академик живописи А.И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работой руководил автор проекта Форосской церкви А. Чагин. Деньги и средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, люди потребовали продлить ее. Но всё равно из-за дефицита средств сооружение собора затянулось на три десятилетия. В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею. Во времена Великой Отечественной войны храм получил значительные повреждения, стены потрескались, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком состоянии собор находился до совсем недавнего времени.

крещение собор архитектура роспись

Возведение храма (1858-1876 гг.)

Крымская война, стоившая нашему народу более чем 150 000 жизней, а противнику 50 000, закончилась поражением России. Ей запрещалось иметь на Черном море военный флот, она вынуждена была оставить отвоеванные у Турции земли, она фактически переставал быть европейской сверхдержавой. Севастополь, полностью разрушенный, лежал в руинах, и восстанавливать его было не на что, да и не зачем, ведь в отсутствии флота его главная база становилась не нужна. Почти 15 лет город не восстанавливали.

И поэтому удивительно, что после войны, в таких тяжелых условиях дело строительства Владимирского собора сдвинулось с мертвой точки и стало быстро продвигаться вперед.

Севастополь лежал в руинах, а в Херсонесе уже с 1857 года начались активные работы по строительству новых зданий для монастыря. Как будто древний город конкурировал с новым: когда Севастополь при М. П. Лазареве активно строился, Херсонес пребывал в некотором забвении. А когда город славы лежал в руинах, в городе древнем разворачивалось строительство.

И вот, на фоне «строительного бума» в Херсонесе, императором применяется решение о возведении здесь Владимирского собора. Это было уже третье решение, и принимал его уже третий император!

Александр не мог восстановить потопленный флот, не мог отстроить разрушенный город. Но он хотел сделать что-то, хоть какой-то символический жест, который показал бы: государство не отвернулось от Севастополя, от его священной земли.

Поэтому, спустя 2 года после ухода из Севастополя и Херсонеса оккупационных войск, она дает разрешение на строительство собора. Но на какие деньги? Оказывается средства, средства собранные еще до войны на строительство Владимирского собора в Севастополе, так и лежали невостребованными. И император повелевает разделить их на две части: на строительство инвалидного дома с домовой церковью в Севастополе и для собора св. Владимира в Херсонесе.

Но оставшихся после разделения на две части средств, на строительство собора не хватало. На строительство храма было передано 40545 рублей, что во много раз меньше собранных когда-то 350 тысяч народных денег.

Спустя месяц после царского указа о возведении храма, Святейший Синод разрешает херсонесской киновии провести очередной – уже третий – собор пожертвований на строительство собора по всей России.

Для надзора за ходом строительства создавалась специальная комиссия. Ее председателем был генерал-майор Захар Андреевич Аркас – военный моряк, участник многих сражений, а кроме того – историк и археолог, еще до войны проводивший раскопки в Херсонесе, автор книг «Описание Ираклийского полуострова» и «История Херсонеса».

Новый проект собора был составлен в кратчайшие сроки. Уже 2 июня 1859 года его утвердил император. Автором проекта был ректор архитектурного отделения Академии художеств Давид Иванович Гримм. (1823-1898).

О том, что в этот раз собор решили строить всерьез, говорил и тот факт, что ему, еще не построенному, стали дарить подарки. До начала Крымской войны для Владимирского собора в Севастополе было написано 36 живописных работ: 34 образа и 2 картины работы художников И.А. Майкова, Е.А. Сорокина, Т.А. Нефа и П.Т. Рисса. Теперь они передавались для Херсонесского собора.

Для ускорения строительства храма, по особому указанию императора, было разрешено брать камень на его возведение из руин Севастополя.

В 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Петербурге в Херсонес, по указу императору, была передана частица мощей. Св. равноапостольного князя Владимира.

Для хранения священной реликвии был изготовлен специальный мраморный ковчег в виде Евангелия. После возведения собора ковчег был установлен в его нижнем храме на красивом мраморном постаменте над легендарным местом купели, в которой крестился Владимир.

Когда составлялся план местности, на которой предстояло возвести собор, на нем не было показано даже предлагаемое место купели. И отец Евгений, тогдашний настоятель Херсонесского монастыря, поставил на плане над местом расположения могил квадратик и надписал: «водоем». Впоследствии этот «водоем» признали купелью, в которой крестился Владимир, и над этим местом установили памятный знак.

В 1860 году начались работы по расчистке места для будущего строительства. Здесь в средние века стояло семь христианских храмов! И при строительстве собора их старались если не сохранить, то, по крайней мере, не уничтожить полностью. Автор проекта Д.И. Гримм не мог наблюдать за ходом строительства, и поэтому подыскал себе замену, рекомендовав на эту должность архитектора Антонова.

18 марта 1861 года Александр утвердил «определение» Священного Синода о придании Херсонесской киновии статуса первоклассного монастыря. Значение обители, которая будет окормлять Владимирский собор, становилось очень большим.

17 июня 1861 года настоятелю Херсонесского монастыря сообщили о том, что на закладку храма приедет императорская семья во главе с самим государем.

Торжественная церемония начала возведение собора состоялась спустя 2 месяца, 23 августа 1861 года. В ней, как ожидалось, приняли участие император и императрица. Александр IIзаложил первый камень в основание фундамента храма. Там же была замурована медная доска с перечнем духовных и светских лиц, которые принимали участие в церемонии. С тех пор императорская семья постоянно покровительствовала херсонесскому собору.

По возвращению в Петербург царь пожертвовал на строительство храма 1000 рублей из личных средств. Кроме того, он заказал отлить для собора 111-пудовой колокол, судьба которого ныне неизвестна.

В 1862 году была составлена смета на строительство, стоимость которого оценили в 456 000 рублей. Но когда отгремели праздники, выяснилось, сто строить собор не на что: в распоряжении Комиссии имелось лишь 20 729 рублей 19 копеек.

Но пока деньги не закончились, строительные работы велись. С 1861 по 1863 год строился фундамент огромного здания.

В 1864 году началась кладка первого яруса правого алтаря. Но деньги стремительно иссякали. Оказавшись перед угрозой остановки строительства, Комиссия обратилась к Архиепископу Таврическому Алексию с просьбой о разрешении ограничиться строительством нижнего яруса собора, накрыть его крышей и прекратить работы «до улучшения обстоятельств».

Была составленная новая, значительно сокращенная смета, и дело передали на рассмотрение в Священный Синод. Но там не согласились с этим предложением, и велели продолжать работы в 1865 году.

14 августа 1867 года третий сын Александра II- великий князь Владимир – положил первый камень в основу горнего места главного алтарного собора, от которого символически начинается первый ряд кладки верхнего храма. Он же установил мраморный крест над мощами своего святого покровителя. А на следующий день царевич принял на себя звание клитора (старосты) собора.

Через 7 месяцев, 19 марта 1868 года, специальная комиссия принимала от строителей первый ярус храма. Члены комиссии остались довольными увиденным.

Надзор за строительством с 1866 по 1873 год осуществлял новый архитектор – некто Вятский.

Шел уже 1873 год, со дня начала строительства прошло 12 лет, но стены поднялись на землей всего на 6,5 метров, а внутри были выведены только столбы, арки и боковые своды.

В 1874 году к руководству строительством приступил новый инженер-архитектор – М. Арнольд, который внес в конструкцию храма действительно необходимые улучшения, обеспечивающие его прочность.

В 1876 году для практически отстроенного собора отливают металлические оконные рамы, размещают за границей заказ на изготовление витражного стекла.

Итак, на возведение здания собора потребовалось ни много ни мало 15 лет.

Рождение красоты: роспись и украшение собора (1887-1894 гг.)

В тишине, вдали от бурь, потрясавших государство, среди руин Херсонеса, стояло гулко пустое здание Владимирского собора. Без росписей, без икон, не освещаемое огоньками свечей и лампад, не согреваемое биением людских сердец.

Но собор как будто чувствовал, какие бури проносятся над нашим отечеством: он сам жестоко пострадал от шторма. В декабре 1879 года в районе Херсонеса разыгрался страшный ураган, нанесший собору значительные повреждения.

И вот, вместо того, чтобы начинать внутреннюю отделку собора, занялись ремонтом его крыши. Ремонт был выполнен, и собор снова оказался в забвении на долгие годы.

И только когда до 900-летия Крещения Руси оставался год, центральные власти вспомнили о храме.

Новый император Александр IIIвпервые посетил Херсонес с5 мая 1886 года и осмотрел неотдаленное здание собора. А спустя год он поинтересовался у архиепископа сколько стоит завершение работ на соборе. Архиепископ, посовещавшись с настоятелем Херсонесского монастыря, назвал очень серьезную сумму: 300 000 рублей.

Александр IIIассигновал на отделку и роспись собора испрашиваемую сумму, с выплатой по 100 000 рублей ежегодно в течение трех лет.

И начался предъюбилейный аврал. Было решено проводить работы ускоренными темпами. Но все понимали, что за год расписать, отделать и оборудовать огромное здание не удастся. Тогда сосредоточились на нижнем храме, чтобы ко дню Крещения св. Владимира, которое отмечалось 15 июля 1888 года, освятить его. Был смонтированный временный деревянный иконостас, и 13 июля нижний храм был освящен во имя Рождества Богородицы.

Тем временем, разворачивались работы по отделке и росписи верхнего храма.

В том же году была вновь создана строительная комиссия для организации отделки собора. Ее первой работой стало заключение контрактов на проведение мраморных и мозаичных работ в обоих храмах: и верхнем, и нижнем. Среди них важнейшими были: изготовление беломраморного иконостаса верхнего храма и создание мозаичных полов собора.

Все мраморные работы во Владимирском соборе на Центральном холме выполнил из разноцветного каррарского мрамора скульптор Винценто Бонани.

Изготавливая полы храма в технике полихромной (многоцветной) мозаики, авторы проекта отдавали дань херсонесской традиции: уже тогда мозаики древнего города восхищали всех, кто их видел.

Разворачивались в соборе и живописные работы. Авторский коллектив, расписывавший Владимирский собор, был огромным. Среди его членов – и громкие академические имена, и скромные фамилии местных учителей-передвижников, соратник В.М. Васнецова, И.Е. Репина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи и других выдающихся русских художников той поры.

Кисти Корзухина принадлежат росписи иконостасов верхнего и нижнего храмов, часть стенных сюжетных росписей. Конху (верхнее полукружие) алтарной апсиды верхнего храма украсила его композиция «Тайная вечеря». А «Крещение» и «Преображение» кисти этого художника разместили в так называемых «больших кругах» на южной и северной сторонах верхнего храма. Он же написал несколько икон в иконостасе главного алтаря, изображения 12 апостолов на барабане купола собора и иконы в правом (южном) приделе верхнего храма, который впоследствии был освящен во имя св. великого князя Александра Невского.

Нашли свое место в нижнем храме и написанные в начале 50-хх годов XIXвека две большие картины художника П.Т. Рисса: «Крещение св. князя Владимира» и «Крещение киевлян».

Полотна 30 лет пролежали на складе монастыря и нуждались в значительной реставрации. Их возрождением занялся преподаватель живописи виленской духовной семинарии Г.А. Молокин. Он же и восстановил 34 иконы работы художников И.А. Майкова и Е.А. Сорокина, когда-то переданные Владимирскому собору вместе с картинами П.Т. Рисса, и тоже нуждавшиеся в помощи реставратора.

Орнаментальные росписи верхнего и нижнего храмов выполнил севастопольский учитель живописи Прокофьев.

Художнику Макину было поручено написать десять икон для киотов верхнего храма и несколько икон на стекле для окон горних мест обоих храмов.

Резчик В. Корецкий выполнил из дерева два иконостаса – для придела Александра Невского и для главного алтаря нижнего храма. Последний впоследствии украсили позолотой.

На выполнение грандиозных по объему отделочных и живописных работ ушло почти 4 года. К октябрю 1891 года работы были практически завершены, и началась подготовка к освящению собора, которое состоялась 17 октября 1891 года.

Новый золоченый иконостас нижнего храма был освящен в следующем году, тогда же завершили и изготовление мозаичного пола нижней церкви.

Придел Александра Невского освятили 17 июля 1892 года.

Но и после этого в соборе продолжались мраморные работы. Венцом трудов камнерезов стала установка памятника св. вел. Князю Владимиру в нижнем храме и облицовка мраморов остатков средневекового храма. Последний строитель покинул собор в 1894 году.

Итак, что же представлял собой полностью построенный и отделанный собор Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира в Херсонесе?

Это был один из крупнейших храмов России. Его высота составляла 36 метров, внешний объем – 20 500 метров кубических, общая площадь помещений – 1 726 метров квадратных, диаметр купола – 10,5 метров, внутренняя высота верхнего храма от пола до свода купола – 24 метра, высота главного креста над куполом собора – 2,85 метра. Храм способен одновременно вместить до 1 000 прихожан.

Архитектура Владимирского собора

Архитектурное решение: крестовокупольный храм. Выстроен в Византийском стиле по мотивам знаменитой константинопольской церкви Сергия и Вакха (VIв. н. э.). Собор двухэтажный, имел пять престолов: в нижнем храме – во имя Рождества Богородицы и святого Мартиниана, в верхнем – во имя св. равноапостольного великого князя Владимира, святого великого князя Александра Невского и святого апостола Андрея Первозванного (так и не бы достроен).

Строительный материал: клеонинский песчаник, штучный крымбальский известняк. Отделочный камень (кресты, панели верхнего храма, колонны): гранит, белый, красный и темно-бордовый каррарский мрамор, светло-серый гаспринский мрамор и бело-желтый балаклавский мраморовидный известняк. Полы: мозаичные из цветного камня.

Крест над куполом: шестиконечный, железный с позолотой.

Владимирский собор, который был и остается крупнейшим в Крыму, стал ярким и самобытным произведением архитектуры второй половины XIXвека. Он стал поистине достойным памятником Крещению Руси, символом могущества России, ее верности традициям.

Огромное здание собора доминировало над окружающей местностью. Его было видно почти со всех возвышенностей Севастополя, а золотой крест первым видели корабли, приближавшиеся к городу. Поэтому, в 1896 году Дирекция маков и лоций Черного и Азовского морей предложила администрации монастыря покрасить серые цинковые крыши собора в белый цвет, чтобы их тоже было хорошо видно с моря. Но эти работы, которые начали было производить, по приказу командующего Черноморским флотом, были в следующем году приостановлены из-за отсутствия средств, да так больше и не возобновлялись.

Крыши были слабым место собора. К 1904 году они снова требовали ремонта, средств на который не отпустили, и уникальные росписи собора, его великолепная живопись, начали портиться.

Годы испытаний. От закрытия до разрушения и забвения собора (1924-1986 гг.)

В 1923 году монастырь закрыли, а в октябре 1924 года он перешел в руки светской администрации. В нем предполагалось разместить часть экспозиции херсонесского музея. Но сначала его нужно было привести в порядок: злополучная кровля снова пришла в негодность.

В верхнем храме разместили фрагменты древней и средневековой церковной архитектуры. Нижний ярус приспособили для хранения фондов археологических находок.

Собору суждено было служить музеем очень недолго – 16 лет. 22юиня 1941 года началась Великая Отечественная война, а Севастополь в ту же ночь подвергся первой бомбардировке. Херсонес, находившийся в двух шагах от входа в Севастопольскую бухту, оказался в центре боев советский зенитчиков с немецкими бомбардировщиками.

Экспозиции пришлось перенести в подвалы. Осенью 1941 года основная часть экспозиции – в том числе и та, что хранилась во Владимирском соборе – была упакована в 108 ящиков общим весом 8 тонн и вывезена на Кавказ.

Когда 30 июня 1942 года в Севастополе начались уличные бои, над Херсонесом практически круглосуточно гремела артиллерийская канонада. И в один из дней крупнокалиберный снаряд попал прямо в купол храма. В южной стороне купола и барабана образовалась огромная дыра.

Но первое выпавшее на его долю испытание собор выдержал. Зияя страшной раной, он простоял 22 месяца немецкой оккупации. Занявшие Херсонес фашистские части устроили в соборе склад. А оставшиеся экспонаты музея оккупанты паковали в ящики для вывоза в Германию, но вывести их враги не успели.

Судный день наступил для собора, когда вражеские части готовились оставить Севастополь. По приказу немецкого оберства Кольба собор был заминировал и взорван. Взрыв был такой силы, что обрушил перекрытия между нижним и верхним ярусами, обвалил остатки купола. В верхней части собора разошлись строительные швы, и, конечно, со стен рухнула почти вся штукатурка вместе с бесценными росписями. Храм вступал в самые трагические десятилетия своего существования.

Собор пострадал настолько сильно, а сам он был таким огромным что ставит вопрос о его восстановлении в первые послевоенные годы никто не решался. Изуродованная громада херсонесского храма производила уж очень удручающее впечатление.

Судьба собора повисла на волоске. В 1961 году специально созданная комиссия обследовала руины и пришла к выводу: храм восстановления не подлежит и должен быть разобран. К счастью, предложение комиссии было отклонено властями. Десятилетие спустя, было выдвинуто другое предложение. Профессор Московского архитектурного института К.Н. Афанасьев произвел обмеры здания и составил проект его консервации и приспособления под музей. Предполагалось разобрать второй ярус, устроить крыши на уровне стен, которые казались еще крепкими, и перепланировать внутренние помещения. Но средств на это не нашлось.

Восстановление собора (1986-2001 гг.)

Дискуссии о необходимости полной реставрации собора стали очень активными именно в 80-е годы. С начала перестройки, когда до 1000-летия Крещения Руси оставались считанные годы, все-таки был составлен проект полной реставрации собора. Он был выполнен киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Ивановича Осадчего. Проектом предполагалось восстановление не только внешнего облика, но и интерьеров верхнего и нижнего храмов, возобновление церковной службы.

Но в те годы осуществить столь масштабный замысел не удалось: церкви по всей стране возвращались сотни храмов, и каждый из них в отдельности стало остро не хватать средств.

1000-летие Крещения Руси в свой собственный юбилей храм встретил в руинах, но уже не в забвении.

Возле него, как символ грядущих перемен, в 1991 году возник подъемный кран и гора строительного камня. Одно из первых негосударственных строительных предприятий города – кооператив «Херсонес» по руководством А.Н. Попутаровского – подрядилось восстанавливать собор. Средства на это выделялись государственные, а строить должна была частная фирма. Повторялся опыт возведения собора в XIXвеке. Предполагалось осуществить реставрацию храма по уже упоминавшемуся проекту Е.И. Осадчего.

Но дело закончилось ничем: распался Советский Союз, финансирование прекратилось, и стройка замерла.

И вновь, как и 150 лет назад, единственной реальной силой, способной возродить Храм, оказалось государство. На сей раз – украинское. 9 июня 1997 года вышло специальное постановление Кабинета \министров Украины «О мероприятиях по подготовке и празднованию в Украине 2000-летия Рождества Христова».

Немало трудов пришлось положить правящему архиерею, Владыке Лазарю, чтобы добиться реставрации этой великой святыни. Проблемы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 году здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства. Под патронатом Л.Д. Кучмы начались реставрационные работы.

Работы поначалу шли очень трудно: медленно и с остановками. Удивительную динамику они приобрели со второй половины 2000 года, и с тех пор проводятся ударными темпами. В основу реставрации положен проект 1986 года, существенно дополненный и переработанный с учетом ныне действующих норм и правил.

Главными изменениями являлось то, что арочные перекрытия между нижними и верхними ярусами и перекрытие барабана купола выполнены не из штучного камня, как раньше, а из монолитного железобетона.

Причин такого решения несколько. Во-первых, иссякли или не разрабатываются те месторождения камня, из которых брали строительный материал в XIXвеке. Во-вторых, возведение сводов из штучных камней, каждый из которых должен иметь совершенно определенную форму, требует высочайшей квалификации каменщиков. Технология выполнения такого рода работ за последние десятилетия была во многом утрачена. Кроме того, монолитный железобетон, который не был известен строителям прошлого, - гораздо более легкий и прочный строительный материал. Он будет служить лучше и дольше, чем каменная кладка.

Владимирский собор не строили заново, а именно восстанавливали. Поэтому, все сохранившиеся стены и конструкции строители бережно отреставрировали.

На реставрации собора, которую проводит государственная корпорация «Укрреставрация», заняты лучшие специалисты со всей Украины: из Крыма и Севастополя, Сум и Кировограда. И, конечно же, из столицы страны – из Киева. Особенно высокое мастерство продемонстрировали крымские специалисты бетонщики.

Несколько слов – о крыше, которая всегда была слабым местом храма.

Новую крышу реставраторы решили сделать из меди. Причем, это были не медные листы, а медная черепица! Крышу решили стилизовать под черепицу, поскольку собор построен в византийском стиле.

Возведение собора состоит из двух частей: общестроительные работы, или «возведение вчерне» как говорили 150 лет назад, и отделка. Окончание общестроительных работ символизирует церемония воздвижения креста над куполом храма.

Конечно, церемония воздвижения над одной из главных возрожденных святынь православия не могла не стать мероприятием общегосударственной важности. Но она стала акцией международного масштаба.

Эта возвышенная и неповторимо трогательная церемония состоялась 28 июля 2001 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Освящение креста произвел митрополит Киевский и Всея Украины Блаженнейший Владимир с участием митрополита Симферопольского и Крымского высокопреосвященного Лазаря и митрополита Одесского и Измаильского высокопреосвященного Агафангела.

В мероприятии приняли участие президенты Украины Леонид Данилович Кучма и Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

В 2002 году в Свято-Владимирском соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым. 3 апреля 2004 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в присутствии Президента Украины Л.Д. Кучмы совершил чин освящения восстановленного Свято-Владимирского собора Херсонеса.

Огласительные беседы

В Свято-Владимирском соборе проводятся Огласительные беседы перед крещением и венчанием, что позволяет осознать таинства церкви, укрепиться в вере православной и спокойно влиться в жизнь церкви. Особое значение имеет Огласительные беседы перед крещением дляродителей и крёстных, а так же тех, кто крестится во взрослом возрасте. Огласить значит научить понимать нашу веру и воцерковить.

Воцерковление же значит стать Христовым, слиться с церковью, стать постоянным прихожанам храма участвующим в таинствах церкви и жить во Христе. Перед крещением проводится три беседы, на беседах изучают: семь таинств церкви, понимания символа веры, обязанности крёстных родителей, о православном храме и литургии, о сектах. На огласительных беседах даётся самое основное и очень кратко так, как невозможно за три беседы всё объять. Поэтому необходимо продолжать беседы и после крещения с новообращёнными, а так же и с прихожанами, которые ходят в храм и не знают: "что там происходит и зачем они там стоят"? В дальнейшем будут проводится беседы и для воцерковлённых прихожан на различные темы.Крещение без огласительных бесед очень опасно. Как правило, люди, крестившиеся без бесед редко становятся постоянным прихожанами храмов, крёстные родители забывают сой обет, данный перед Богом, во время крещения, а некоторые по непониманию и незнанию своей веры попадают в различные секты и их оттуда очень трудно вытащить, а порой и невозможно.

Перед венчанием огласительные беседы имеют так же важное значение, как и перед крещением. Беседы перед венчанием помогают венчающимся, осознать само таинство, подготовиться перед исповедью и причастием Святых Христовых тайн, что важно перед венчанием так как, на венчание нужно приходить в чистоте души, подготовиться к совместной жизни, строительству домашней церкви. На беседах по венчанию читают: о таинстве венчания и ответственности перед Богом за данный обет, о православной вере и воцерковлении. После венчания так же важно быть воцерковлённым и в дальнейшем приходить в храм со всей своей семьёй и воспитывать своих детей в православной вере своим примерам жизнью во Христе.Дай Бог, что бы каждый приходящий нашёл своё место в храме, взошёл на корабль церкви, кормчий которого Христос и укрепился в вере православной.


Список используемой литературы:

· http://ru.wikipedia.org

· http://www.pravoslavnyi.ru

· «Владимирский собор в Херсонесе» историко-публицистический очерк. Севастополь 2001 год.