Курсовая работа: Барьеры коммуникации
Название: Барьеры коммуникации Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа |
Барьеры коммуникации Содержание Введение 1.Барьеры: понятия, классификация 1.1 Понятие барьера 1.2 Барьеры массовой коммуникации 1.3 Барьеры межличностной коммуникации 2.Барьеры в деятельности специалиста по PR 2.1 Особенности профессиональной деятельности специалиста по PR 2.2.Барьеры в деятельности специалиста по PR ЗаключениеСписок литературы Введение Барьеры коммуникации - препятствия, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации. В современном мире в условиях человеческого взаимодействия, в разных сферах деятельности возникают трудности, или коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры могут являться причиной возникновения конфликтов в общении между деловыми партнерами. В основе любого конфликта лежат такие барьеры, которые включают противоречивые позиции деловых партнеров по какому- то поводу, а также несовпадение интересов. Чтобы разрешить конфликт необходимо преодолеть эти барьеры. Преодоление барьеров- это путь к эффективному общению, установлению взаимоотношений между людьми. Чтобы правильно преодолеть коммуникативные барьеры и не допустить возникновение барьеров, специалист в области PR должен владеть знаниями и умениями в общении, владеть методами коммуникации и способами преодоления барьеров. Я выбрала тему курсовой работы «Барьеры коммуникации», так как хотелось подробнее узнать с какими трудностями можно столкнуться в процессе коммуникации. Цель курсовой работы- анализ как коммуникативных барьеров, так и межличностных. А также выявление возможных видов барьеров коммуникации в деятельности PR -специалистов и других специалистов разных профессий. Задачи курсовой работы: · Раскрыть понятие барьера; · Раскрыть представления о барьерах массовой коммуникации; · Раскрыть представления о барьерах межличностной коммуникации; · Рассмотреть различные пути преодоление коммуникативных барьеров; · Выяснить особенности профессиональной деятельности специалиста в области PR; · Проанализировать вышеизложенное; · Провести практическое исследование у специалистов в области PR и других сотрудников разных профессий на примере ООО PR-Агентство « Бабич и Партнеры», а также специалистов других сфер деятельности, а именно это врачи, менеджеры и тд.; · Предоставить сравнительную характеристику. При написании курсовой работы, я использовала научную, учебную литературу. Основными источниками информации послужили учебники для организации деятельности PR, авторами которых являются: Блэк С. «Введение в паблик рилейшнз»; Бороздина Г.В. «Психология делового лбщения»; Курбатов В.И. «Стратегия делового успеха». Также я использовала журнал «Вопросы психологии №1», автором является Шакуров Р.Х. Для правильного обозначения многих понятий, я использовала словарь «Основы теории коммуникации». Для практического исследования я использовала книгой Горшкого М.К., Шерега Р.Р. « Как провести социологическое исследование». Глава 1. Барьеры: понятия, классификация 1.1 Понятие барьера Из чего складывается наша жизнь? Она состоит из процесса преодоления непрерывной цепи барьеров - физических, духовных, социальных, ценностных, информационных и т.д.- в целях удовлетворения наших потребностей. Их существует множество и понятие каждого из них соответственно разное. Первым глубоко осознал большой потенциал понятия «барьер» З. Фрейд - основатель самого мощного и влиятельного направления в мировой психологической науке. В России одним из первых созидательную роль барьеров вскрыли ученые в области научного творчества. Оказалось, что каждому открытию предшествует появление специфического познавательного барьера. Это явление обнаружил Б.М. Кедров и назвал «барьером». Открытие совершается как процесс его преодоления. Теперь наука не может обойтись без понятия «барьер». Так что же такое барьер? Обычно барьеры трактуются в житейском понимании как нечто не желаемое, то что создает помеху. В нашем же понимании барьер - это универсальный и постоянный атрибут жизни, ее обязательный и необходимый спутник. Барьеры существуют везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения независимые от их природы. Трудно переоценить роль барьеров в социальной жизни. Они стабилизируют и регулируют жизнедеятельность народов и государств, облекаясь в форму различных запретов, норм, законов, обычаев, традиций и т.д. Без них общество не могло бы существовать. Барьер как элемент системы Барьеры всегда являются элементом какой-то системы. Любая целостная система, состоящая из элементов, обязана своему существованию барьерам, препятствующим ее распаду. Без барьеров не может существовать ни один комок вещества, без них не было бы Вселенной, людей, государств. Под их влияние возникают и функционируют организаторские системы разных модальностей. И человек перестал быть дикарем, когда обрел нравственный барьер - совесть, образующий духовный стержень цивилизованного общества. Барьер - это определенное отношение элементов,оказывающее воздействие на систему. Специфика этого воздействия заключается в торможении, сопротивлении, противодействии, блокировании, лишении и т.д. Понятие «барьер» можно определить как отношение между элементами системы, которое ограничивает свободу одного из них. По отношению к другим элемента барьер выполняет следующие основные функции: · стабилизация:барьер останавливает движение; · коррекция: столкнувшись с препятствием, движение меняет направление · энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием барьера; · дозировка: барьеры дозируют движения; · торможение: барьер замедляет движение; · лишение: барьер ослабляет функциональные возможности. Роль барьера в жизни природы столь велика, как и в жизни общества и отдельной личности. Барьеры в жизни личности По отношению к человеку в роли барьеров выступают самые разные факторы: закрытая дверь, ступеньки лестницы, которые надо одолеть, нехватка нужной информации, недостаток самообладания, усталость, пространство и время, и т.д. Барьер - это психологический феномен, в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей. Барьер - субъективно-объективная категория. То, что является непреодолимой преградой для слабого, не является таковой для сильного. Существуют внешние и внутренние барьеры. Так, поднимая тяжелый груз, человек испытывает внутреннюю трудность. Внешние барьеры связаны с внутренними, продуцируют их. Такие барьеры сопровождаются эмоциональным стрессом, огорчением, раздражением и т.д. Барьеры в деятельностиВажную роль в структуре деятельности играют барьеры. Именно барьеры дают импульс к движению деятельности, обусловливают содержание и смену ее фаз. Итак, рассмотрим четыре фазы структуры деятельности. 1 фаза – ориентировочная Под влиянием ценностно-информационных барьеров развиваются ценностные отношения, способность ориентироваться в новых ситуациях, осуществлять выбор целей с учетом внешних и внутренних условий. 2 фаза - программирование В качестве помехи выступает структурно-информационный барьер. Эта фаза учит планировать постановку и решение проектировочных задач в деятельности. 3 фаза - реализация программы В качестве помехи выступает предметно-преобразовательный барьер. Под влиянием барьера развивается мастерство исполнения. Фаза продиктована барьером рассогласования. Фаза прививает навыки самоконтроля. Достигнутое теряет свое очарование, что стимулирует постановку новых, высоких целей. Отсюда- полицикличность деятельности. Как мы видим, барьеры играют решающую роль в деятельности. Деятельность не только развивает, но и развивается. Анализируя все вышесказанное можно наконец то дать понятие барьера. Барьер - широкое понятие, объединяющее в одно целое механизмы разных психических структур, открывающие новые возможности для развития. 1.2 Барьеры массовой коммуникации Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта. Выделяют 4 класса барьеров. 1.Барьеры, обусловленные факторами среды К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации: · акустические помехи - шум в помещении или за окном, ремонтные работы, звонки телефона и т.д.; · отвлекающая окружающая обстановка - все то, что способно отвлечь внимание собеседников (яркий или тусклый свет и т.д.); · температурные условия - слишком холодно или жарко в помещении; · погодные условия - дождь, ветер, давление и т.д. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов. 2. Технические барьеры Технический барьер состоит в том, что те или иные явления мешают найти и получить нужную информацию. К техническим барьерам относятся «шумы» и «помехи». Понятие «шум» ассоциируется с технологическими проблемами, и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником. Источник шума обладает способностью разрушать информацию, тем самым он увеличивает степень неопределенности приемника. Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые обусловлены и человеческим фактором: неправильное использование техники связи; неправильным выбором технического средства для передачи сообщения. Па первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий коммуникативные проблемы решены. Но большинство барьеров коммуникации обусловлено человеком. 3. Человеческие барьеры Человеческие барьеры можно разделить на межъязыковой, социальный, психологический, психофизиологический, социо-культурный барьеры коммуникации. Рассмотрим каждый барьер подробно. 1) Межъязыковые барьеры Участники коммуникации говорят на разных языках и не могут найти общего в общении. 2) Социальные барьеры. Барьер связан с разными положениями в обществе и разным социальным группам. Социальный барьер делится еще на барьеры: · Барьер разного уровня жизни; · Барьер национальных культур; · Барьер лжи и обмана. 3) Психологические барьеры В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, застенчивость, стыдливость). Психологические барьеры выполняют две основные функции: · Функция психологического препятствия; · Функция психологической защиты. 4) Психофизические барьеры Такие барьеры могут возникать вследствие психофизических нарушений (заикание, картавость, потеря голоса, глухота). 5) Социокультурные барьеры Люди являются представителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, социальной группы. Все это порождает социокультурные барьеры. 4. Барьеры сообщения Барьеры сообщения также можно разделить на барьеры: 1) Семантический барьер В сообщении используется многозначные слова. 2) Фонетический барьер В сообщении используется быстрая, невыразительная или медленная речь; акценты (звуки- паразиты) 3) Стилистический барьер Стиль сообщения не соответствует ситуации существования. 4) Логический барьер Внутри сообщения сложная логика рассуждений. 5) Профессиональное неприятие 6) Нестандартные участники сообщения Объект сообщения не соответствует открытию привлекательности. 7) Инерция включенности При столкновении сообщения с другими проблемами, яркость и значимость в сообщении не является настолько сильной, чтобы отвлечь его. Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Для многих людей умение «донести» свое мнение, свои знания до партнера- часть профессии, поэтому они должны уделять первостепенное внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления. 1.3 Барьеры межличностной коммуникации Среди барьеров межличностной коммуникации выделяют: барьер отрицательных эмоций, плохого настроения, восприятия, речи, установок, первого впечатления, а также барьер взаимопонимания. Рассмотрим подробнее каждый вид межличностных коммуникативных барьеров. 1)Барьер отрицательных эмоций Эмоции- это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия и неудовольствия, радости и страха, и т.п. Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты и стрессы. · Барьер отрицательных эмоций можно подразделить на несколько барьеров. · Барьер общения. Возникает на почве страдания или даже горя. Барьер общения вызывает искаженное представление о действительности и неправильные оценки. Очень часто это выражается в агрессивности или в стремлении избежать общения, замкнуться в одиночестве. Трудно преодолеть барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоции могут следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуждения, побуждения совершить нежелательный поступок. · Барьер страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций –плохие переменные разговора. Носители таких качеств должны быть скорее объектами психиатра и психотерапевта, нежели субъектами делового общения. 2) Барьер плохого настроения У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности и несбывшихся надежд, черствости окружающих и собственной черствости. Плохое настроение можно отнести к низкой культуре быта, плохой его организации. Человек с плохим настроением - плохой работник и еще худший партнер в общении. Одними из главных источников отрицательных эмоций являются межличностные столкновения. Ссора, конфликт вызывают отрицательные эмоции у всех. Чтобы это предотвратить наиболее разумным будет отказаться от беседы, предложить перенести ее на другое время. 3) Барьер восприятия Каждый человек стремится, чтобы его понимали. Но не все при этом стремлении делают все необходимое для того, чтобы смысл его речи был ясным, стремление отчетливым, цели обоснованными. В общении в возникшем непонимании чаще всего виноваты обе стороны. Чтобы достичь максимального эффекта коммуникации, требуется отдать отчет в том, что существуют барьеры речи, установки, впечатление. 4) Барьер речи Эмоциональное состояние человека существенно сказывается на его речи. Чем больше человек овладел навыками общения и публичного выступления, тем лучше он контролирует свои эмоции. В разговоре с собеседником сразу угадывается его эмоциональный настрой. Существенное значение в том, как влияют эмоции на речь, играет тип высшей нервной деятельности. Слабая нервная система затрудняет четкое изложение материала, логику рассуждения. Излишняя заторможенность не позволяет гибко реагировать на внезапно возникшие затруднения в общении. Излишняя возбудимость способствует поспешности: слово опережает мысль. Чем меньше человек владеет своими эмоциями, тем чаще он в общении порождает непонимание, конфликты, чаще попадает в нелепые ситуации. 5) Барьер установки Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. В основе такого разговора лежит установка, т.е сформировавшаяся в человеке оценка или стереотип. Психологи утверждают, что установка есть у каждого человека. Ее формирование осуществляется независимо от сознания. Одному подсознательно несимпатичны толстые люди, другому худые не внушают доверия. Установка облегчает приспособление к разным жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная, она представляет собою собственную шкалу ценностей. Разные люди имеют разные установки. Люди с подвижной установкой, обнаруживают стремление к активности. Обладатели статичных установок с трудом адаптируются, некоммуникабельны. Установки создают в общении впечатление, что у человека нет своего мнения, а устойчивые установки говорят о том, что собственные принципы собеседнику дороже всякой реальности. 6) Барьер первого впечатления Общение приводит к контакту с новыми людьми. И хотя говорят, что первое впечатление чаще всего ближе к истине, тем не менее оно часто ошибочно. « Не судите, да не судимы будете…»- сказано в Евангелии, и в этом безусловная истина. Прежде чем судить, нужно присмотреться, прислушаться, оценить… Впечатление, производимое человеком на своего партнера по общению, имеет большое значение. Его манеры в общении раскрывают его статус воспитание, статус, культуру, а иногда и профессию. Следовательно, первое впечатление о человеке может многое сказать. И если отрицательное первое впечатление по всем этим характеристикам переносится на предмет обсуждения, тем самым формируется барьер первого впечатления. 7) Барьер взаимопонимания Главная проблема общения - отсутствие взаимопонимания. Выделим несколько основных принципов взаимопонимания в общении. · Владение профессиональным языком. Принцип предполагает использование профессиональной лексики для описания и объяснение возникающих ситуаций. · Уровень взаимопонимания прямо связан с уровнем интеллектуального развития коммуникатора и реципиента. Принцип имеет консервативный характер. Отсутствие взаимопонимания при условии существенной разницы уровня интеллектуального развития собеседников не только затрудняет общение, но и делает достижение конструктивного результата невозможным. · Уровень взаимопонимания обусловлен полнотой информации. Полная информация может быть дополнена полнотой изложения материала, фактов, а также открытым способом изложения собственной позиции. · В основе эффекта взаимопонимания - логичность изложения и последовательность обоснования. Понимание того, что хочет доказать собеседник, вытекает из того, насколько последовательно, и обстоятельно он излагает свою позицию. С ней можно согласиться или не согласиться, но такая позиция понятна. · Концентрированность внимания. Чтобы понять, нужно не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник. Преодоление барьеров межличностной коммуникацииВ отечественной научной литературе представление о проблеме преодоления барьеров речи связаны именем ученого Б.Ф. Поршнева. Рассмотрим пути их преодоления. 1) Пути преодоления барьеров отрицательных эмоций. · Барьер общения Рационального способа поведения для преодоления барьеров общения, возникающих на основе отрицательных эмоций (гнев, пыл и т.д. ), который можно предложить всем без исключения, не существует, поскольку люди значительные наследственно и социально обусловленные вариации в степени их выраженности и контроля. В процессе общения мотивированный гнев, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость, решительность человека могут многократно возрасти. В такой ситуации человек склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер становится объектом, на который изливается весь гнев. Деловое общение с раздраженным или гневным человеком неэффективно, а в ряде случаев невозможно. Поэтому выход из такой ситуации- не демонстрация слабости, а наоборот, смелость или даже великодушие. · Барьер плохого настроения Преодоление эмоций, связанных с плохим настроением, ставится вопрос о том, вести или не вести диалог с человеком, переполненным отрицательным зарядом. В данной ситуации имеет место факт, что один из партнеров осознает свое состояние или у партнера. Так как плохое настроение часто передается собеседнику, ожидать достижения соглашения, взаимопонимания невозможно. Поэтому выход из такой ситуации- перенесение беседы либо вовсе отказ от беседы. · Барьер первого впечатления Преодоление барьера первого впечатления носит двойной характер. Сюда можно отнести такие составляющие как манера одеваться, манера выражать свои мысли, умение держать осанку, невербальные проявления. Для эффективности процесса коммуникации партнерам по общению необходимо осознавать, что внешний вид не играет важную роль. Важным является умение правильно излагать свои мысли. 2) Пути преодоления барьеров речи · Логический барьер Для преодоления барьера речи стоит обратить внимание на логический барьер. Логический барьер можно преодолеть лишь путем: «идти от партнера», пытаясь понять как он строил свои умозаключения. · Стилистический барьер Для преодоления стилистического барьера основывается на двух приемах структурирования информации: · Правило рамкиСуть состоит в том, что начало и конец разговора должны быть четко ограниченными. В начале любого разговора выясняется цели и намерения, ожидание и результаты. А в конце как правило подведение итогов, сделаны выводы. Это способствует наилучшему восприятию информации, так как существует психологический феномен, которым пользуются многие ораторы: люди запоминают лучше начало и конец информации. Начало информации способствует возникновению симпатии, а конец остается в памяти. Можно сказать, что начало и конец выступления чаще всего запоминается аудиторией. В повседневной жизни правило рамки часто нарушается. Зачастую начав разговор по поводу одной проблемы, партнеры забывают о ней и завершают общение совсем по другому поводу. Такой разговор становится лишним. Не понятно к какому выводу пришли, а главное нужно возвращаться к этой проблеме снова. · Правило цепи Правило цепи определяет строение информации как бы «изнутри». Следовательно информация необходимая для анализа проблемы соединена в цепь по каким то признакам. Способы соединения информационных цепей могут быть разные: Это «во-первых», «во-вторых» и т.д.; информация может быть проранжирована. Также коммуникация может выстраивается в логических цепях. Например « если это так, то это тоже так». Использование правила цепи облегчает партнеру понимание информации. · Семантический барьер Чтобы преодолеть семантический барьер нужно понять особенности мышления партнера, т.е понять его лексику, в каком смысле использовано то или иное значение слова. · Фонетический барьер Для преодоления барьера необходимо работать больше над собой, развивать акцент, учиться говорить внятно и достаточно громко. Способы преодоления всех барьеров имеют препятствие личностного роста. К факторам личностного роста относят: честолюбие, стремление к высокому статусу, ответственность перед окружающими. А также можно включить такие факторы как нехватка уверенности в себе, отсутствие нужных навыков и т.д. Деловое общение специалиста PR – это искусство, которое позволяет легко войти в контакт с партнером, чтобы получить желаемый результат. Специалист по PR часто сталкивается с проблемой построения общения на основе взаимопонимания. Чтобы разрешить эту проблему профессионалу в области связей с общественностью необходимо знать основы психологического общения, отлично владеть психотехниками, а также правилами этикета. Глава 2. Барьеры в деятельности специалиста по PR 2.1 Особенности профессиональной деятельности специалиста по PR межличностный коммуникация барьер взаимопонимание PublicRelations- весьма богатое понятие. Оно включает в себя: · Все что может улучшить взаимопонимание между организацией и теми с кем эта организация вступает в контакт, как внутри так и за ее пределами. · Рекомендации по созданию общественного лица организации. · Миропонимания направленные на выявление слухов или других источников непонимания. · Мероприятия направленные на расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды, рекламы, выставок, видео показов. · Любые действия направленные на улучшение контактов между людьми или организациями. В число особенностей профессиональной деятельности специалист по PR включают: 1. Продвижение Под «продвижением» имеется в виду целый комплекс маркетинговых коммуникаций, призванный стимулировать сбыт предлагаемой продукции. Тут и рекламные компании, и распродажи, и исследования рынка, а также всякого рода информационных «шумов», организационных помех и т.д. Как правило, коммуникатор (пиар- специалист) должен выявить свою целевую аудиторию, определить ответную реакцию, выбрать форму обращения и каналы его передачи, наладить обратную связь с аудиторией. 2. Паблисити Под «publicity» понимается «пропаганда». Выделяют три основных качества «паблисити»: достоверность содержания, широкий охват аудитории, броскость и запоминаемость формы. В этом случае перед службой PR возникают несколько задач, в том числе обеспечение фирме благожелательной известности, формирование представления о ней как об организации с высокой гражданской ответственностью, а также противодействие распространению неблагоприятных слухов и сведений. 3.Лоббирование «Лоббирование» (от англ. Lobby- коридор) представляет собой процесс влияния заинтересованных групп на принятие решения властными структурами. Лоббирование- один из основных приемов системы связей предпринимателя с общественностью в целях непосредственного воздействия на аппарат государственной власти со стороны представителей общественности- деловых кругов и многих слоев населения. Основная цель лоббирования- целенаправленное воздействие на процесс принятия решений государственными и законодательными органами. Результатом лоббирования является закрепление в принимаемых нормативных, законодательных актов интересов различных групп и организаций в получении государственных дотаций, социальных льгот, международных инвестиций. Кроме того, выделяют такие специфические сферы PR, как финансовый консалтинг, поведение во время кризисных ситуаций и пр. Чтобы быть профессиональным специалистом в области PR важно иметь ряд личностных особенностей. Для успешной работы в области PR , нужно не только обладать многими качествами и навыками, но и иметь природные качества. К таким качествам С. Блэк относит: · здравый смысл и живой ум, · организаторские способности, · объективность наряду с острым критическим восприятием, · богатое воображение и способность понимать иную точку зрения, · невозмутимость и предельное внимание к деталям, · умение работать много, а при необходимости – в одиночку, · жизнерадостность и чувство юмора, · гибкость, способность делать одновременно несколько дел. К этим качествам, которые перечислил С. Блэк, следует добавить также немаловажные особенности в деятельности по PR: · коммуникабельность - способность человека легко устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать их. · Харизма - личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только внешним имиджем, но и такими индивидуальными характеристиками, как целеустремленность, лидерство, решительность и др. Для выявления барьеров в деятельности специалистов сферы PR и других представителей разных коммерческих структур, я провела практическое исследование. Результаты представлены в следующей главе. 2.2 Барьеры в деятельности специалиста по PR Специалист по PR часто сталкивается с множеством барьерами. Цель моего практического исследования - выявить какие барьеры коммуникации чаще всего встречаются в процессе общения у специалистов сферы PR и специалистов других процессов. А также дать сравнительную характеристику. Объект данного исследования - сотрудники ООО « PR-агентство Бабич и Партнеры», а также сотрудники разных сфер деятельности (врачи, менеджеры, рыбаки). В своем практическом исследовании, я провела опрос в виде теста у представителей, данных профессий. Каждый вопрос определял у опрошенного мной человека степень барьера межличностной коммуникации. А именно: барьера отрицательных эмоций, плохого настроения; барьера восприятия, речи; барьера первого впечатления, установок. А также барьера взаимопонимания. Тест по вопросам представлен в Приложении Б. Мною была опрошена целевая аудитория 20-40 лет. Из полученных данных можно сделать вывод, что группы людей отметили: барьер отрицательных эмоций; барьер восприятия. Следует отметить, что представители разных профессий выделяют те барьеры, которые наиболее часто встречаются в их деятельности. В этом мы можем убедиться, посмотрев Приложение В. Опрошенные на первое место выделяют барьер восприятия. Это 80% - 100%. Затем барьер взаимопонимания, это 20% - 60%. Барьер отрицательных эмоций тоже дает о себе знать. Это 20% - 30%. В этом мы можем убедиться, посмотрев Приложение Г. Что касается, барьера речи, плохого настроения и первого впечатления, то их выделяют лишь сотрудники разных сфер деятельности, но не специалисты в области PR. Стоит отметить, что лишь барьер установок не препятствует на пути общения с деловыми партнерами. Можно сказать, что этим двум группам присущи одинаковые барьеры в общении. Но, как показало практическое исследование, у специалистов в области PabulicRelation выявлено меньше трудностей в коммуникативном общении, по сравнению с другими специалистами различных профессий. Заключение Мы подробно рассмотрели общее понятие барьера. Рассмотрели барьеры массовой и межличностной коммуникации. Барьеры массовой коммуникации делится на четыре класса. Это человеческие барьеры; барьеры сообщения; технические барьеры; барьеры, обусловленные факторами среды. Что касается барьеров межличностной коммуникации, то их оказалось семь. Это барьер отрицательных эмоций, плохого настроения, восприятия, речи, установок, взаимопонимания, первого впечатления. Мы изучили различные пути преодоления коммуникативных барьеров. Описали главные особенности профессиональной деятельности специалиста в сфере PR. Затем проанализировав весь материал, я провела практическое исследование, чтобы выявить наличие барьеров или трудностей с партнерами в процессе общения. Практическое исследование состояло в том, что я опросила специалистов по связям с общественностью на примере ООО PR- Агентство « Бабич и Партнеры» и сотрудников других сфер деятельности, основываясь на анкетировании. Практическое исследование показало, что опрошенные на первое место выделяют барьер восприятия. Затем барьер взаимопонимания. Барьер отрицательных эмоций тоже дает о себе знать. Стоит отметить, что Сотрудники PR- Агентства « Бабич и Партнеры» выделяют барьер восприятия. Хотя представители других профессий тоже выделяют этот барьер. Однако большинство коммуникативных барьеров, «пиарщики» просто обходят стороной. Поэтому на основе проделанной работы, нужно отметить, что специалист в области PR широко подготовлен профессионализмом в сфере коммуникационной деятельности, умеющий выделять наиболее перспективные вопросы и налаживать взаимоотношения с общественностью в целом и конкретной аудиторией. Деловые контакты оказывают решающее влияние на успешность поведения бесед, совещаний, переговоров. Поэтому специалист по PR должен обладать рядом навыков, чтобы четко выразить свои мысли. Список литературы 1. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз: Учеб. Пособие, 2-е издание, перераб. И доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001.-148 с. 2. Анцупов А.А., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.:, 1999.-153с. 3. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия.-М.: РИП-Холдинг, 2003 4. Березин В.М. «Сущность и реальность массовой коммуникации.-М.: Изд-во РУДН, 2002 5. Блэк С. PR: Введение в паблик рилейшнз. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 311 с. 6. Бодалев А.А. « Личность и общение». М.: Межд. Пед. Акад., 1995.-264 с. 7. Бороздина Г.В. Психология делового общения.- М.: ИНФА-М, 1999. -224 с. 8. Бизнес коммуникации. «Стратегии и навыки».- Спб.: Питер, 2001.-688 с. 9. Вацлавик П и др. Психология межличностных коммуникаций.- СПб., 2000 10. Горшкова М. К., Шерега Р.Э. Как провести социологическое исследование, М.: Политиздат, 1990.- 228 с. 11. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз, Изд-е 2-е: Стереотип. М: Филин, 1998- 256 с. 12. Илюшин И.А. Введение в PublicRelations: Учебное пособие/ Сост. И.А. Илюшин.- Владивосток. Изд-во Дальневосточного университета, 2000.- 132 с. 13. Курбатов В.И. «Стратегия делового успеха».- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995. – 127-141с. 14. Курницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник.- СПб.: Питер, 2002 15. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современом мире: методология анализа и практика исследований.- М., 2000//www.I-U.ru 16. Панфилова А.П. Деловая коммуникация профессиональной деятельности: Учебное пособие.- СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.- 496 с. 17. Поченцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов.М.: «РефлБук», К.: «Ваклер»-2000.-624 с. 18. Синяева И М. «Паблик Рилейшнз в коммуникативной деятельности. М.: ЮНИТИ, 1998.- 269с. 19. Харрисон Ш. «Связи с общественностью. Вводный курс. Пер. с англ. под ред. Г.Е. Алпатова.- Спб.:Изд. Дом «Нева», 2003.- 368с. 20. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения.-Киев, 1985.-154с. 21. Вопросы психологии.- 2001.- №1.-С. 3-18. |