Дипломная работа: Моделирование конкурентоспособности товара на современном рынке
Название: Моделирование конкурентоспособности товара на современном рынке Раздел: Рефераты по экономико-математическому моделированию Тип: дипломная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Моделирование конкурентоспособности товара на современном рынке ВведениеЭкономика – важнейший аспект нашей жизни. Особенно четко это понимается в условиях мирового экономического кризиса. Именно решению экономической задачи посвящена моя дипломная работа. Как подойти к стандартным, исключительно экономическим вопросам, с математической точки зрения? Попытаться алгоритмизировать способы вычисления различных понятий, создать математические модели для решения практических задач экономики, как говорится «разложить по полочкам» эту многообразную теорию. Рассмотрим предприятие, производящее товар, и желающее оценить его место положение на рынке. Если мы говорим о товаре, обладающем рядом свойств, и при выходе на рынок, сталкивающемся с некоторыми конкурентами в своей области, то наиболее четко описывает ситуацию экономический параметр – конкурентоспособность товара. Научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности и ее управлению, опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной печати. Многообразие публикаций отражает объективную сложность предмета научного исследования. Работа будет протекать по следующему плану: Сначала определим экономическую интерпретацию задачи, оговорим её особенности и дадим определения ряду экономических понятий, а затем перейдем к математической составляющей, т.е. классифицируем задачу и попытаемся найти её решение с помощью теории оптимизации. 1. Экономическая теория. Конкурентоспособность 1.1 Определения Любой человек, сталкивающийся, с различными видами экономической теории, будь то новости по телевизору / радио или же непосредственно на рабочем месте, знаком с понятием «конкурентоспособности». Различают конкурентоспособность товара, предприятия и даже отрасли. Но что же это за часто встречающийся коэффициент, для чего он нужен, что он обозначает и как рассчитывается!? Дадим определение (из научных работ институтов УлГУ и СПбГУЭФ): «Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов». Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ «О конкуренции»: это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке . 1.2 Свойства Для любого объекта можно определить огромное количество характеристик, как внутренних, так и внешних факторов. Анализировать их все, не предоставляется возможным. Перечислим несколько основных свойств самого понятия конкурентоспособности: · Основная задача, при анализе конкурентоспособности, правильно выделить основную специфику объекта и корректно подобрать состав требований , которым должен подчиняться, удовлетворять объект. · Мера привлекательности продукта . Важно отслеживать специфику каждой отельной характеристики продукта, контролировать, что для него «хорошо», и что «плохо», а так же учитывать особенности вкуса потребителя. Для наглядности этого свойства приведу пример: тарелка. Имеет различные свойства, мы рассмотрим её вес . И не забудем заранее проанализировать, является ли это свойство важным и может ли охарактеризовать каждый подобный продукт. Для потребителя №1 тем лучше тарелка, чем больше её вес. Для потребителя №2 тем лучше тарелка, чем вес меньше. Необходимо эту особенность учитывать при сравнении с товарами – аналогами по данной характеристике. · Релятивистская природа понятия конкурентоспособности. Это обусловлено тем, что каждый раз мы анализируем объект относительно конкретного рынка и относительно конкретных аналогов. · Динамический характер понятия конкурентоспособности, определяется объективными процессами, протекающими в экономических системах, и связан со временем их протекания. 1.3 Методы расчета Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного товара и свойства конкурирующих товаров. Многочисленные расчетные способы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей – параметров качества (технических) и экономических параметров. От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать: · потребность покупателей; · величина необходимого полезного эффекта; · конкурирующий товар; · гипотетический образец; · группа аналогов. С течением времени различали несколько способов расчета коэффициента конкурентоспособности: дифференциальный метод оценки, комплексный метод, смешанный (современный) метод. Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром – аналогом. Он, однако, не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца. На первых двух методах подробно останавливаться не будем, т. к. по своей сути смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом. Улучшение любой из характеристик товара автоматически не повышает его конкурентоспособность. Иначе говоря, «улучшение» характеристик товара по сравнению с базовым образцом вовсе не гарантирует появление конкурентных преимуществ – решающую роль следует отдавать потребителю в оценке преимуществ или недостатков товара (пример с тарелкой). Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара. Расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формулам:
где Выбор той или иной формулы производится согласно свойствам товара и вышеперечисленным свойствам и условиям конкурентоспособности.
Расчет группового показателя по техническим, характеризующий степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, производится по формуле: где
Значимость каждой характеристики определяется экспертно, и для нормировки показателей будем использовать весомость параметров
Выбор формул Расчет группового показателя по экономическим параметрам, характеризующего степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору экономических параметров, производится по формуле: где
При расчете экономического параметра не возникает вопроса выбора соотношения из формулы
Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле: где
Заметим, что в данной формуле нет значимости отдельных параметров, это обусловлено обязательным выполнением каждого из них. Отличительной особенностью данной формулы является то, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, то товар при этом будет неконкурентоспособен. Из вышеприведенных формул подытожим: расчет интегрального показателя конкурентоспособности для продукции фирмы производится по формуле: где Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара. Данное определение конкурентоспособности является чрезвычайно ёмким, так как охватывает весь спектр факторов, определяющих суть этого понятия. Как следует из приведенного определения, конкурентоспособность товара определяется тремя необходимыми элементами: · свойствами данного товара, · свойствами конкурирующих товаров, · особенностями потребителей. 2. Постановка физической модели 2.1 Формулировка ситуации Работа проводится на основе данных, предоставленных предприятием под названием ЗАО «Химпоставщик-М». Которая занимается производством, реализацией и техническим сопровождением продуктов лакокрасочной отрасли, таких как: аддитивы, сиккативы, термостабилизаторы, лаки, пасты, смолы, полимеры, ПеноПолиУританы (ППУ). Именно на последнем продукте, возникла необходимость, остановиться поподробнее. Продукт новый для предприятия и очень перспективный, используется в различных отраслях: как в промышленности, так и в повседневной жизни. Хотелось бы проанализировать рынок ПеноПолиУритана, какие возможны продвижения и с помощью каких инструментов, все это должно привести к дальнейшему повышению прибыли при реализации. На рынке представлены несколько фирм, предлагающие подобную продукцию. Сам материал имеет несколько основных показателей, позволяющих его охарактеризовать. Все это приводит к мысли о необходимости анализа конкурентоспособности товара на рынке ПеноПолиУритана. 2.2 Данные Компанией ЗАО «Химпостовщик-М» было принято решение улучшить положение на рынке продукции: ПеноПолиУритан (ППУ). Продукция имеет высокий уровень качества, подтвержденный сертификатами международного соответствия, и пользуется большим успехом в сфере лакокрасочной продукции. Все важные характеристики продукции разделим на технические, экономические и нормативные. В данное время на рынке представлены ППУ различных марок, данные по ним можно обнаружить в Internet: Фирма A – КровМаркет Фирма B – Новые Строительные Технологии – НСТ Фирма C– Тепломонтажсервис Фирма в – Химпоставщик 2.3 Расчет коэффициента конкурентоспособности 2.3.1 Расчет технических показателей Расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле: где
Значимость каждой характеристики определяется экспертно, и для нормировки показателей будем использовать весомость параметров
Показатели представлены в виде таблице 1. Реальные технические характеристики продукции
Рассчитаем параметрические технические характеристики, используя данные из таблицы 1, согласно формуле Параметрические технические характеристики продукции
Выбор формул Затем, используя данные таблицы 1 и таблицы 2, опираясь на формулу Групповые технические параметры продукции
Полученный групповой показатель Основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований. 2.3.2 Расчет экономических показателей Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле: где
При расчете экономического параметра не возникает вопроса выбора соотношения из формулы
Весомость рассчитаем из значимости, аналогично со случаем технических параметров. Показатели представлены в виде таблице 4. Реальные экономические характеристики продукции
Учтем, что параметрические характеристики рассчитываются, как отношение цены товара или услуги, связанной с товаром, к наилучшей (наименьшей) из всех представленных фирм на рынке. Используя так же данные таблицы 4 и формулу Параметрические экономические характеристики продукции
Затем, используя данные таблицы 4 и таблицы 5, опираясь на формулу Групповые экономические параметры продукции
Групповой экономический показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору экономических параметров. Чем ближе значение 2.3.3 Расчет нормативных показателей Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле: где
Заметим, что в данной формуле нет значимости отдельных параметров, это обусловлено обязательным выполнением каждого из них, т.е. каждая из характеристик важна на 100%. Отличительной особенностью данной формулы является то, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, что означает несоответствие параметра обязательной норме, то групповой показатель также равен 0. Очевидно, что товар при этом будет неконкурентоспособен. Показатели представлены в виде таблице 7. Реальные нормативные характеристики продукции
Используя данные таблицы 7 и формулу Параметрические нормативные характеристики продукции
Аналогично заполним таблицу 9, используя формулу Групповые нормативные параметры продукции
2.3.4 Расчет показателя конкурентоспособности Расчет интегрального показателя конкурентоспособности для продукции фирмы производится по формуле: где А Данное соотношение обусловлено законами математики. Прямая зависимость от группового нормативного показателя, т. к. мы либо подтверждаем соответствие нормам, либо обнуляем коэффициент конкурентоспособности в силу несоответствия. Деление на ноль, лишь усложнило бы объяснение формулы. Увеличение значения экономических параметров ведет к «ухудшению» товара в глазах потребителей, т.е. к понижению конкурентоспособности. Очевидно, что зависимость обратная. Введение двух формул Используя формулу Расчет коэффициента конкурентоспособности
Чем ближе значение коэффициента конкурентоспособности к единице, тем товар более конкурентоспособен на рынке по сравнению с остальными. Товар, обладающий нулевым коэффициентом конкурентоспособности на рынке не конкурентоспособен. ПеноПолиУритан (ППУ) компании ЗАО «Химпостовщик-М» обладает наименьшим значением коэффициента конкурентоспособности. А значит у потребителя пользуется меньшим спросом, скорее всего объемы реализации минимальны. Нам, как производителям, необходимо этот коэффициент повысить. Попробуем для этого воспользоваться математикой. 3. Математическая теория 3.1 Постановка математической задачи Сформулируем математическую модель. Целевая функция: Формула универсальна и позволяет рассчитать значение конкурентоспособности для любой фирмы s из всех фирм, представленных на рынке (общее число фирм – r). Нам необходимо увеличить коэффициент конкурентоспособности. Возможно, не удастся найти его максимальное значение, но наша задача сделать его как можно больше. Распишем подробнее основные переменные целевой функции:
Управляемыми переменными являются: Ограничения:
Дополнительное условие: Функция
3.2 Классификация задачи Классифицируем поставленную математическую модель. Практические задачи оптимизации, которые сводятся к математическим моделям вида: Если функции Такая задача сводится к задаче линейного программирования. Существует несколько наиболее часто используемых методов для решения задач линейного программирования, к ним относится графический метод , симплекс-таблица и различные разновидности симплекс-метода . Графический метод неприменим из-за количества управляемых переменных, их слишком много. Допустимым множеством Затруднения использования симплекс-метода связанны не только с той же проблемой, что у графического метода, к ней еще прибавляется сложность приведения к каноническому виду, представления в симплекс-таблицах. Изменение управляемых переменных задано дискретным рядом значений, а значит, можем классифицировать поставленную задачу, как дискретную задачу оптимизации. Часто применимый для таких задач метод ветвей и границ. 3.3 Метод оптимизации для решения поставленной задачи Наиболее часто встречающийся, распространенный метод для решения такого типа задач – метод ветвей и границ. 3.3.1 Общее описание метода ветвей и границ Метод применяется для решения разнообразных задач дискретной оптимизации. Его идея состоит в последовательном разбиении допустимого множества
на взаимно непересекающихся подмножествах Схему поиска решения методом ветвей и границ в каждом конкретном случае можно наглядно представить в виде некоторого дерева, состоящего из множества вершин и соединяющих их ветвей . Примеры деревьев: Начальной вершине 0 соответствует исходное допустимое множество
Если при ветвлении из каждой вершины происходит разбиение соответствующего ей множества на две части, то схема метода изображается бинарным деревом. Процесс ветвления из данной вершины
В данном случае дальнейший поиск решения исходной задачи на подмножестве Вершины, удовлетворяющие одному из условий Процесс ветвления продолжается до тех пор, пока остается хотя бы одна активная вершина, т.е. Из описания метода ветвей и границ ясно, что для его применения существенным является выполнение только следующих двух условий: · Известно правило ветвления , т.е. разбиения множества допустимых решений, представляемого вершиной, на несколько попарно непересекающихся подмножеств. · Имеется алгоритм получения нижней границы целевой функции на любом допустимом множестве. Поэтому метод ветвей и границ можно использовать для решения не только целочисленной задачи линейного программирования, но и многих других задач, для которых выполняются указанные условия. 3.3.2 Особенности метода в поставленной задаче Применим метод к нашей задаче: Технологические возможности сырья не беспредельны, а значит улучшать значения параметров, можно только до определенного периода. Скажем также и о том, что получить результат при первых же поступлениях средств невозможно, из разумных соображений. Для нововведений и разработок требуется и / или время, и / или вложения в новые технологии, и / или затраты на работы технологов. Отсюда представим некоторую значимую часть дискретных зависимостей «улучшение реальных характеристик продукции» т.е. управляемых переменных
Вложение средств в нормативные параметры необходимо, только если значение характеристик на данный момент не соответствует нормам и ГОСТ. Ранее представлено условие
В задаче требуется найти распределение средств, которые необходимо выделить предприятию, чтобы коэффициент конкурентоспособности был как можно больше На каждом шаге, мы будем получать новые значения характеристик товара, согласно дискретной зависимости. Нам необходимо в каждом случае просчитать новый коэффициент конкурентоспособности и сравнить его с коэффициентами товаров других фирм. Если не принять никаких ограничений, то метод превратится в перебор возможных решений. Но мы можем ввести ограничение, которое сократит число возможных решений и сделает нашу задачу более корректной с экономической точки зрения. Нам, фирме D, достаточно будет если коэффициент конкурентоспособности станет больше максимального коэффициента представленных на рынке товаров: Так же, мы «убиваем» вершины не за счет ограничений снизу / сверху допустимых подмножеств (теория метода ветвей и границ), а за счет условия рациональности принятия решения в экономике: «зачем платить больше, если можно заплатить меньше». С математической точки зрения это выглядит так: если значения параметров Эти ограничения исключают заведомо бесперспективные вершины, т.е. сокращают перебор возможных решений. Возможно, например, использование следующего правила ветвления. Будем считать, что в первую очередь просматриваются распределения средств на технические характеристики с максимальной значимостью Ограничения так же будут обусловлены технологическими и экономическими особенностями продукции. 3.4 Решение Воспользовалась программой, написанной в среде MATLAB, и нашла оптимальное решение поставленной задачи. Затрата средств в размере: 174 у. е. 45 у. е. – выделено для понижения коэффициента теплопроводности; 26 у. е. – для понижения значения объемного водопоглощения; 19 у. е. – для увеличения срока эксплуатации; 11 у. е. – для расширения диапазона прочности; 33 у. е. – для снижения стоимости продукции; 40 у. е. – для уменьшения стоимости доставки.
К вопросу об устойчивости решения можно сказать, что малые изменения значений характеристик не ведут к серьезным изменениям коэффициента конкурентоспособности. 3.5 Текст программы clear; clc; close all; конкурентоспособность программа листинг коэффициент %ФИРМА A %ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ P_tex_1_A = 0.026; %коэффициент теплопроводности, Вт/м*К P_tex_2_A = 0.015; %объемное водопоглащение, % P_tex_3_A = 30; %срок эксплуатации, лет P_tex_4_A1 = -200; %нижняя граница диапозона рабочих температур, градус P_tex_4_A2 = 150; %верхняя граница диапозона рабочих температур, градус P_tex_4_A = P_tex_4_A2 – P_tex_4_A1; % прочность (диапозон рабочих температур) %ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ P_ek_1_A = 90; %стоимость продукции, руб./кг P_ek_2_A = 10; %стоимость доставки, руб./кг %НОРМАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ P_norm_1_A = 1; %экологическая безопастность P_norm_2_A = 1; %горючесть (ГОСТ) %ФИРМА B %ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ P_tex_1_B = 0.027; %коэффициент теплопроводности, Вт/м*К P_tex_2_B = 0.04; %объемное водопоглащение, % P_tex_3_B = 25; %срок эксплуатации, лет P_tex_4_B1 = -250; %нижняя граница диапозона рабочих температур, градус P_tex_4_B2 = 180; %верхняя граница диапозона рабочих температур, градус P_tex_4_B = P_tex_4_B2 – P_tex_4_B1; % прочность (диапозон рабочих температур) %ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ P_ek_1_B = 110; %стоимость продукции, руб./кг P_ek_2_B = 20; %стоимость доставки, руб./кг %НОРМАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ P_norm_1_B = 1; %экологическая безопастность P_norm_2_B = 1; %горючесть (ГОСТ) %ФИРМА C %ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ P_tex_1_C = 0.025; %коэффициент теплопроводности, Вт/м*К P_tex_2_C = 0.03; %объемное водопоглащение, % P_tex_3_C = 32; %срок эксплуатации, лет P_tex_4_C1 = -100; %нижняя граница диапозона рабочих температур, градус P_tex_4_C2 = 150; %верхняя граница диапозона рабочих температур, градус P_tex_4_C = P_tex_4_C2 – P_tex_4_C1; % прочность (диапозон рабочих температур) %ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ P_ek_1_C = 95; %стоимость продукции, руб./кг P_ek_2_C = 20; %стоимость доставки, руб./кг %НОРМАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ P_norm_1_C = 0; %экологическая безопастность P_norm_2_C = 1; %горючесть (ГОСТ) %ФИРМА D %ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ P_tex_1_D = 0.028; %коэффициент теплопроводности, Вт/м*К P_tex_2_D = 0.02; %объемное водопоглащение, % P_tex_3_D = 22; %срок эксплуатации, лет P_tex_4_D1 = -100; %нижняя граница диапозона рабочих температур, градус P_tex_4_D2 = 100; %верхняя граница диапозона рабочих температур, градус P_tex_4_D = P_tex_4_D2 – P_tex_4_D1; % прочность (диапозон рабочих температур) %ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ P_ek_1_D = 99; %стоимость продукции, руб./кг P_ek_2_D = 15; %стоимость доставки, руб./кг %НОРМАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ P_norm_1_D = 1; %экологическая безопастность P_norm_2_D = 1; %горючесть (ГОСТ) %значимость параметров alfa_tex_1 = 0.5; alfa_tex_2 = 0.25; alfa_tex_3 = 0.2; alfa_tex_4 = 0.05; alfa_ek_1 = 0.7; alfa_ek_2 = 0.3; % наименьшее значение теплопроводности – наилучшее P_tex_1 = [P_tex_1_A P_tex_1_B P_tex_1_C P_tex_1_D]; P_tex_ideal_1 = min (P_tex_1); q_tex_1_A = P_tex_ideal_1 / P_tex_1_A; q_tex_1_B = P_tex_ideal_1 / P_tex_1_B; q_tex_1_C = P_tex_ideal_1 / P_tex_1_C; q_tex_1_D = P_tex_ideal_1 / P_tex_1_D; % наименьшеезначениеводопоглощения– наилучшее P_tex_2 = [P_tex_2_A P_tex_2_B P_tex_2_C P_tex_2_D]; P_tex_ideal_2 = min (P_tex_2); q_tex_2_A = P_tex_ideal_2 / P_tex_2_A; q_tex_2_B = P_tex_ideal_2 / P_tex_2_B; q_tex_2_C = P_tex_ideal_2 / P_tex_2_C; q_tex_2_D = P_tex_ideal_2 / P_tex_2_D; % наибольшее значение срока эксплуатации – наилучшее P_tex_3 = [P_tex_3_A P_tex_3_B P_tex_3_C P_tex_3_D]; P_tex_ideal_3 = max (P_tex_3); q_tex_3_A = P_tex_3_A / P_tex_ideal_3; q_tex_3_B = P_tex_3_B / P_tex_ideal_3; q_tex_3_C = P_tex_3_C / P_tex_ideal_3; q_tex_3_D = P_tex_3_D / P_tex_ideal_3; % наибольшее значение прочности – наилучшее P_tex_4 = [P_tex_4_A P_tex_4_B P_tex_4_C P_tex_4_D]; P_tex_ideal_4 = max (P_tex_4); q_tex_4_A = P_tex_4_A / P_tex_ideal_4; q_tex_4_B = P_tex_4_B / P_tex_ideal_4; q_tex_4_C = P_tex_4_C / P_tex_ideal_4; q_tex_4_D = P_tex_4_D / P_tex_ideal_4; %расчет группового технического параметра I_tex_A = q_tex_1_A * alfa_tex_1 + + q_tex_2_A * alfa_tex_2 + + q_tex_3_A * alfa_tex_3 + + q_tex_4_A * alfa_tex_4; I_tex_B = q_tex_1_B * alfa_tex_1 + + q_tex_2_B * alfa_tex_2 + + q_tex_3_B * alfa_tex_3 + + q_tex_4_B * alfa_tex_4; I_tex_C = q_tex_1_C * alfa_tex_1 + + q_tex_2_C * alfa_tex_2 + + q_tex_3_C * alfa_tex_3 + + q_tex_4_C * alfa_tex_4; I_tex_D = q_tex_1_D * alfa_tex_1 + + q_tex_2_D * alfa_tex_2 + + q_tex_3_D * alfa_tex_3 + + q_tex_4_D * alfa_tex_4; % наименьшее значение стоимости товара – наилучшее P_ek_1 = [P_ek_1_A P_ek_1_B P_ek_1_C P_ek_1_D]; P_ek_ideal_1 = min (P_ek_1); q_ek_1_A = P_ek_1_A / P_ek_ideal_1; q_ek_1_B = P_ek_1_B / P_ek_ideal_1; q_ek_1_C = P_ek_1_C / P_ek_ideal_1; q_ek_1_D = P_ek_1_D / P_ek_ideal_1; % наименьшее значение стоимости доставки товара – наилучшее P_ek_2 = [P_ek_2_A P_ek_2_B P_ek_2_C P_ek_2_D]; P_ek_ideal_2 = min (P_ek_2); q_ek_2_A = P_ek_2_A / P_ek_ideal_2; q_ek_2_B = P_ek_2_B / P_ek_ideal_2; q_ek_2_C = P_ek_2_C / P_ek_ideal_2; q_ek_2_D = P_ek_2_D / P_ek_ideal_2; %расчет группового экономического параметра I_ek_A = q_ek_1_A * alfa_ek_1 + + q_ek_2_A * alfa_ek_2; I_ek_B = q_ek_1_B * alfa_ek_1 + + q_ek_2_B * alfa_ek_2; I_ek_C = q_ek_1_C * alfa_ek_1 + + q_ek_2_C * alfa_ek_2; I_ek_D = q_ek_1_D * alfa_ek_1 + + q_ek_2_D * alfa_ek_2; % наибольшее значение экологической безопасности – наилучшее P_norm_1 = [P_norm_1_A P_norm_1_B P_norm_1_C P_norm_1_D]; P_norm_ideal_1 = max (P_norm_1); q_norm_1_A = P_norm_1_A / P_norm_ideal_1; q_norm_1_B = P_norm_1_B / P_norm_ideal_1; q_norm_1_C = P_norm_1_C / P_norm_ideal_1; q_norm_1_D = P_norm_1_D / P_norm_ideal_1; % наибольшеезначениегорючести– наилучшее P_norm_2 = [P_norm_2_A P_norm_2_B P_norm_2_C P_norm_2_D]; P_norm_ideal_2 = max (P_norm_2); q_norm_2_A = P_norm_2_A / P_norm_ideal_2; q_norm_2_B = P_norm_2_B / P_norm_ideal_2; q_norm_2_C = P_norm_2_C / P_norm_ideal_2; q_norm_2_D = P_norm_2_D / P_norm_ideal_2; %расчет группового нормативного параметра I_norm_A = q_norm_1_A * q_norm_2_A; I_norm_B = q_norm_1_B * q_norm_2_B; I_norm_C = q_norm_1_C * q_norm_2_C; I_norm_D = q_norm_1_D * q_norm_2_D; % КОЭФФИЦИЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ : K_A = I_norm_A * I_tex_A / I_ek_A K_B = I_norm_B * I_tex_B / I_ek_B K_C = I_norm_C * I_tex_C / I_ek_C K_D = I_norm_D * I_tex_D / I_ek_D K = [K_A K_B K_C K_D]; s = [1 2 3 4]; figure; hold on; grid on; axis ([0 5 0 1.1]) plot (s, K, 'r*'); title('KONKURENTOSPOSOBNOST'); xlabel('Firm'); ylabel('K'); Заключение Проведя свою работу, я решила экономическую задачу: по повышению конкурентоспособности товара при минимизации затрат. Воспользовалась для этого теорией математической оптимизации. Нашла наиболее оптимальную комбинацию потраченных средств на различные характеристики товара, для вывода его на уровень достаточный, для достойного функционирования фирмы на рынке. Задача построена на реальных данных современного рынка лакокрасочной продукции. Заказчиком является фирма ЗАО «Химпоставщик-М». Полученным результатом компания удовлетворена и применила данные в разработке финансового плана распределения средств на следующий квартал. Литература1.В.В. Лесин, Ю.П. Лисовец. Основы методов оптимизации – М.: Издательство МАИ, 1995. – 344 с.: ил. 2.Гончаров. В.А. Методы оптимизации / В.А. Гончаров. М.: изд. МИЭТ, 2008. 188 с. 3.А.В. Пантелеев, Т.А. Летова. Методы оптимизации в примерах и задачах – 2-е изд., исправл. – М.: Высш. Шк., 2005. – 544 с.: ил. 4.Электронный учебник. Методы оптимизации: http://optimizer.by.ru/branchborder.html 5.Гончров В.А. Курс лекций «Методы Оптимизации» 6.Статья из Internet-журнала Экономика: к.т.н., доц. Е.М. Белым и С.В. Барашковым (УлГУ), совместно с асп. И.А. Курамшиным (УлГУ), при участии И.А. Дюпюи (СПбГУЭФ). |