Курсовая работа: Управление сегментированием рынка (на примере ОАО "Молочная благодать" г. Кушва)
Название: Управление сегментированием рынка (на примере ОАО "Молочная благодать" г. Кушва) Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Уральский государственный экономический университет Кафедра маркетинга и рекламы КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине "Управление маркетингом" Тема: Управление сегментированием рынка (на примере ОАО "Молочная благодать" г. Кушва) Выполнена: студентом гр. МАР-08 А.А. Балякиной Проверена: к. э. н., доцентом И.С. Негановой Екатеринбург 2011 Содержание Введение 1. Теоретические основы сегментирования 1.1 Понятие сегментирования 1.3 Условия успешной сегментации 2. Анализ сегментирования рынка ОАО "МОЛОЧНАЯ БЛАГОДАТЬ" 2.1 Характеристика предприятия 2.2 Сегментация рынка молочной продукции г. Кушва 3. Рекомендации по повышению эффективности исследуемого предприятия Библиографический список
|
Высокий | Сегмент 2 | |
Средний | Сегмент 2 | |
Относительно низкий | Сегмент 1 |
20 30 40 50 60 Возраст
Рисунок 1.1 - Сегментирование рынка по двум признакам
Такая схема сегментирования, одним из признаков которой является уровень доходов потенциальных потребителей, может быть целесообразной, например, для определенных моделей обуви, одежды, определенного вида услуг, места продажи, частоты потребления товара и т.п.
В ряде случаев для поиска своего сегмента целесообразной является схема последовательного сегментирования, т.е. построения "дерева сегментирования" (рисунок 1.2).
В данном случае при сегментировании рынка проводят разделение по каждому признаку, а затем, в зависимости от конкретного вида товара, выбирают свой сегмент, т.е. после разделения рынка маркетологи предприятия анализируют их и выбирают наиболее привлекательные для себя.
Рисунок 1.2 Сегментирование рынка с помощью "дерева сегментирования"
3. Интерпретация, или описание профилей полученных сегментов
Каждый сегмент описывается с точки зрения половозрастного состава, доходов, предпочтений и т.д. С одной стороны эти группы характеризуются определенными потребительскими запросами и предпочтениями, а с другой - они достаточно однородны и по социально-экономическим и по демографическим признакам.
4. Выбор целевых сегментов
После разделения рынка на сегменты необходимо оценить их привлекательность и решить, на сколько сегментов должно ориентироваться предприятие. Целевым сегментом рынка называют один или несколько сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности предприятия.
При осуществлении сегментирования рынка на практике необходимо помнить, что излишнее увлечение числом признаков сегментирования в большинстве случаев является нецелесообразным:
- во-первых, потому, что чрезмерное углубление сегментирования может резко уменьшить емкость внутри самого сегмента и, соответственно, сократить доходы фирмы;
- во-вторых, множественность признаков сегментирования затрудняет информационное обеспечение процесса, удлиняет его сроки, увеличивает трудоемкость и стоимость.
Каких-либо правил определения глубины сегментирования не существует. В каждом конкретном случае ее определяют логическим путем исходя из требований коммерческой разумности и достаточности.
5. Позиционирование товара
Позиционирование товара на выбранном сегменте заключается в разработке такой методики продвижения товара на рынок, чтобы потребитель выделял и предпочитал его перед товарами конкурентов, т.е. другими словами, позиционирование - определение места предложения товара на рынке. Разрабатывая методику позиционирования, предприятие работает над имиджем товара, который хочет предложить потребителю. Разные предприятия используют различные основания при выборе методики позиционирования. Наиболее часто выбирается надежное и отличительное от конкурентов качество товара; выгоды или решение проблемы, которые можно приобрести вместе с товаром; используется обещание здоровья, радости, добра и т.д. На эти качества товара затем активно обращается внимание потребителей посредством разных инструментов маркетинговых коммуникаций.
Основные факторы, которые предприятие может использовать для позиционирования товара:
- надежное или отличительное от конкурентов качество товара;
- лучшее качество товара, подчеркивающее, что это могут позволить ценящие себя люди;
- выгоды или решение проблемы;
- жизнеутверждение, радость, обещание добра, которое придет вместе с товаром;
- позиционирование по отношению к конкурирующей марке, когда рекламодатели стараются подчеркнуть, что в товаре есть отличительные параметры, которых нет у товаров конкурентов.
Все действия предприятия, направленные на завоевание целевого сегмента (цена товара, выбор каналов распределения, рекламные средства, слоган, оформление, упаковка и др.), должны соответствовать выбранной методике позиционирования. Все вместе они способствуют успешному продвижению товара на рынок.
6. Разработка комплекса маркетинга
Последним этапом процесса сегментирования рынка является разработка комплекса маркетинга, то есть после принятия решения о стратегии позиционирования товара предприятие приступает к детальной проработке составных частей маркетинга-микс. Рассматривать составные комплекса маркетинга необходимо во взаимосвязи друг с другом, применительно к выбранному целевому сегменту. [4, с.53]
1.3 Условия успешной сегментации
К наиболее важным условиям относят:
1) измеримость сегмента, которая характеризуется количественными параметрами выделяемой группы потребителей, а именно: количество реальных и потенциальных потребителей; площадь сегмента; рыночная доля и объемы продаж; емкость и потенциал сегмента;
2) доступность сегмента отражает совокупные возможности компании по информационной обеспеченности, выгодной дистрибуции, логистическим формам и методам управления материальными потоками;
3) устойчивость сегмента предполагает оценку стабильности спроса относительно корпоративных товаров и услуг с учетом платежеспособности потребителей и рыночных закономерностей;
4) выгодность сегмента включает его доходность, тенденции роста прибыли на текущую и длительную перспективу с учетом возможной экономии совокупных затрат, защищенность от конкуренции;
5) коммуникативность сегмента предполагает эффективное использование средств массовой информации, связей с общественностью, масс-медиа, Интернета для формирования имиджа и позитивного общественного мнения.
Организация процесса сегментации потребителей выделяет такие признаки, как поведенческий, социально-демографический, психографический и географический.
В результате комплексной оценки процесса сегментации руководство выносит вердикт о целесообразности рыночного участия, выделении части бюджета на маркетинговую деятельность. [9, с.63]
2. Анализ сегментирования рынка ОАО "МОЛОЧНАЯ БЛАГОДАТЬ"
2.1 Характеристика предприятия
Кушвинский гормолзавод был основан в 1969 году и первоначально считался государственным предприятием пищевой молочной продукции. В 1996 году предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество "Кушвинский гормолзавод". С 9 июня 2007 года ОАО "Кушвинский гормолзавод" решением общего собрания акционеров переименован в ОАО "Молочная Благодать".
Предприятие специализируется на выпуске молочной продукции. Производимая на ОАО "Молочная благодать" продукция обладает определенной рыночной спецификой. Большинство наименований молочной продукции, являясь продуктами первой необходимости, находят гарантированный сбыт в рамках рынков, на которых производящее их предприятие занимает доминирующие позиции. К таким видам относят: молоко, кефир, сметану, творог и т.д. Потенциальная емкость рынка по этим видам продукции ограничивается количеством населения, проживающего на данной территории и среднедушевым объемов потребления того или иного вида продукции.
Обозначим основные виды продукции, выпускаемой ОАО "Молочная благодать":
- молочные продукты (молоко пастеризованное, молоко топленое, масло сливочное);
- кисломолочные продукты (варенец, ряженка, кефир, биокефир, йогурт, снежок, сметана, творог, сырок, сырок глазированный);
- сыр (сырная масса со вкусом грибов, сырная масса со вкусом зелени, сырная масса со вкусом бекона).
Молочный завод производит свою продукцию из сырья, которое приобретает в 15 хозяйствах следующих районов: Алапаевского, Пригородного, Режевского, Нижнетуринского. Полный перечень поставщиков представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные поставщики сырья
Наименование | Объемы поставок сырья, тонн | |
2009 г. | 2010 г. | |
к-з им. "Чапаева" | 6630 | 5897 |
СХПК "Путиловский" | 2349 | 2592 |
к-з "Ленина" | 1121 | 948 |
с-з "Богословский" | 1757 | 2272 |
ПКХ "В-Салда" | 347 | 451 |
СХПК "Деевский" | 1922 | 1973 |
ПСХ "Ямовский" | 701 | 725 |
ГУП с-з "Шумихинский" | 1075 | 1248 |
СПК "Восток" | 442 | 384 |
СПК "Нива" | 845 | 859 |
СПК "Н-Лялинский" | 152 | 662 |
СПК"Красногрский" | 291 | 1114 |
ОГУП "Петрокаменский" | - | 255 |
ООО "Земледелец" | 356 | 394 |
К/х "Кушва" | 277 | 230 |
к-з "Россия" | - | - |
ВСЕГО: | 22126 | 22526 |
Продукция ОАО "Молочная благодать" реализуется в 13 населенных пунктах (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Процентное соотношение распределения продукции завода
Наименование города |
Периодичность поставки продукции | Среднемесячный объем поставок, тонн | Удельный вес поставляемой продукции |
Н. Тагил | ежедневно | 360 | 30,02 |
Краснотурьинск | ежедневно | 240 | 17,04 |
Лесной | ежедневно | 180 | 9,44 |
Кушва | ежедневно | 60 | 7,82 |
Качканар | ежедневно | 80 | 6,99 |
Н. Тура | ежедневно | 55 | 4,9 |
Екатеринбург | 4 раза в неделю | 10 | 0, 19 |
Североуральск | 3 раза в неделю | 200 | 3,66 |
Невьянск | 3 раза в неделю | 45 | 2,03 |
Красноуральск | ежедневно | 60 | 7,82 |
Верхотурье | 2 раза в неделю | 80 | 6,99 |
Н. Ляля | 3 раза в неделю | 12 | 1,3 |
Серов | 3 раза в неделю | 36 | 1,8 |
Проанализируем организационную структуру ОАО "Молочная благодать". Представим ее в виде схемы на рисунке 2.1 (Приложение А).
По схеме видно, что организационная структура завода имеет линейно-функциональную форму, которая характеризуется следующими моментами:
- непосредственное воздействие руководителя на все управляемые звенья по всем функциям управления;
- принцип единоначалия (во главе каждого подразделения стоит один начальник, отдающий приказы подчиненным).
Особо следует остановиться на конкурентах предприятия. У ОАО "Молочная благодать" нет конкурентов в следующих населенных пунктах: в городе Кушва, в городе Красноуральск, в городе Верхняя Тура, в поселке Баранчинском, в деревне Азиатская, в деревне Кедровка, в деревне Верхняя Баранча. В этих населенных пунктах молочный завод является единственным предприятием, предлагающим потребителю молочную продукцию.
В городах Нижний Тагил и Качканар у ОАО "Молочная благодать" есть конкуренты. В Качканаре это Чусовской молокозавод. В Нижнем Тагиле это молокозаводы г.Н. Тагил, молокозаводы г. Екатеринбурга, молокозавод г. Верхняя Салда.
В целом цены на товары предприятий - конкурентов мало отличаются друг от друга. Таким образом, можно сказать, что продукция ОАО "Молочная благодать" конкурентоспособна по сравнению с товарами предприятий - конкурентов.
2.2 Сегментация рынка молочной продукции г. Кушва
Используя один из видов маркетинговых исследований - анкетирование (Приложение Б), проведем собственный анализ. В целях спроса и потребительских предпочтений на молоко и молочную продукцию ОАО "Молочная благодать" было опрошено 60 человек. Большинство опрошенных составили женщины - 48 человек (80%), мужчины - 12 человек (20%).
Молочная продукция по сей день остается одной из самых потребляемых.
Так, 70% (42 чел.) опрошенных жителей города ежедневно покупают продукты, производимые из молока; 18,3 % (11 чел.) - 2 раза в неделю; 11,7% (7 чел.) - более 2 раз в неделю. К счастью не оказалось людей, которые не покупает молочную продукцию вообще (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Частота покупки молочной продукции
При этом среди опрошенных самыми популярными являются кисломолочные продукты и йогурт около 51,6% (31 чел.); вторым по популярности является молоко 25% (15 чел.); далее творог - 10% (6 чел); другие продукты из молока - 8,4% (5 чел.) и сметана - 5% (рисунок 2.2).
сегментирование рынок молочная продукция
Рисунок 2.2 - Сегментация рынка по видам молочной продукции
Также интересно было узнать, для кого приобретается молочная продукция. Из всего количества опрошенных 51,7% (31 чел.) респондентов покупают для детей/внуков; 38,3% (23 чел.) - для себя и 10% (6 чел.) - для других членов семьи (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3
Следует также отметить, что основной особенностью на рынке молочной продукции, является развитие потребления йогуртов и кисломолочных продуктов, в результате данный сегмент показывает стабильный показатель роста.
Как показали результаты опроса, в первую очередь при покупке молочной продукции потребители отдают предпочтение качеству товара 26,6% (16 чел.) и соотношению "цена/качество" 53,3% (32 чел.).
Цена является основным критерием выбора всего лишь для 13,4% респондентов (8 чел). Стоит также отметить, что срок хранения продукции играет важную роль в приобретении товара важным для 6,7% опрошенных (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Критерии, влияющие на выбор потребителей молочной продукции
Также очень интересная информация для ОАО "Молочная благодать" получилась из следующего вопроса. Бывает ли так, что приходя в магазин, Вы не видите той продукции, которую хотели купить?
- нет, такого не бывает - 16,6% (10 чел.);
- редко - 75% (45 чел.);
- постоянно - 8,4% (5 чел.)
Сейчас наибольшим спросом молочная продукция пользуется у граждан в возрасте 30-40 лет - это 40% опрошенных; далее 40-50 лет - 26,6% (16 чел.); 50-60 лет - 18,5% (11 чел.); 20-30 лет - 11,6% (7чел.) и старше 60 лет - 3,3% (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 - Сегментирование рынка по возрасту
Упаковка рассматривается как один из элементов товарной политики. Упаковка играет существенную роль для молочной продукции и приобретает очень большое значение. Упаковка должна обеспечивать сохранность продукции, также должна быть современной, удобной, легкой и надежной. Поэтому потребителям был задан вопрос: Необходимо ли совершенствовать упаковку?
Итак, 66,6% (40 чел.) опрошенных потребителей не видят необходимости менять упаковку; 11,7% (7 чел.) считают, что должны быть внесены изменения и 21,7 % потребителей еще не определились (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 - Необходимость совершенствования упаковки
Цена является одним из основных критериев при выборе товара. Люди с наименьшим доходом обычно покупают что подешевле. Так как в нашем городе уровень доходов не высокий (рисунок 2.7), необходимо было узнать, как реагируют потребители на цены продукции ОАО "Молочная благодать".46,7% (28 чел.) опрошенных считают, что цены высокие; 53,3% (32 чел.) уверены, что цена соответствует качеству продукции (рисунок 2.8).
Рисунок 2.7 - Сегментация рынка по уровню доходов потребителей
Рисунок 2.8 - Сегментация рынка по ценам на продукцию
Качество продукции это важнейший показатель деятельности предприятия и фактор конкурентоспособности. По результатам опроса 70% потребителей удовлетворены качеством продукции ОАО "Молочная благодать", 30% - частично удовлетворены (рисунок 2.9).
Рисунок 2.9 - Степень удовлетворенности качеством молочной продукции
Рыночная аудитория может относиться к товару по-разному. В нашем случае 8,3% (5 чел) восторженно относятся к молочной продукции; 58,3% (35 чел.) - положительно и 33,4% безразлично (рисунок 3).
Рисунок 3 - Сегментирование по степени отношения к товару
Чем яснее можно выявить связь отношений с переменными демографического порядка, тем эффективнее может оказаться работа предприятия по охвату наиболее перспективных потенциальных потребителей.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.
Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями. Обычно сопоставимым ассортиментом легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и обеспечить стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать предприятие уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления потенциала роста в силу того, что весь упор делается на ограниченный ассортимент товаров. Поэтому в анкете присутствовал вопрос о необходимости расширения ассортимента. По мнению 46,7% потребителей предприятию ОАО "Молочная благодать" нужно расширить ассортимент; 33,3% считают что это необязательно и 20% это не нужно (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Необходимость расширения ассортимента продукции
Подводя результаты проведенного сегментирования, можно сделать вывод, что предприятию ОАО "Молочная благодать" необходимо обратить внимание на ассортимент продукции и подумать о его расширении.
Так как почти 50% опрошенных потребителей считают, что цены на молочную продукцию высокие, нужно принять решение об установлении разных цен для потребителей в разных городах. ОАО "Молочная благодать" находится в черте города, значит для потребителей города Кушвы, цены на молочную продукцию должны быть ниже чем у конкурентов, потому что затраты на транспортные расходы меньше.
Анализируя рынок г. Кушвы можно сказать, что продукция ОАО "Молочная благодать" пользуется популярностью. Большей частью потребителей являются люди в возрасте 30-40 лет с доходом 5-15 тыс. рублей и в основном товар приобретается для детей. Соответственно молокозаводу нужно ориентироваться именно на этот сегмент рынка. Не тратить времени на попытки изменить отношения со стороны отрицательно настроенных потребителей, зато стремится укрепить в своем мнении положительно настроенных и склонить на свою сторону безразличных. Также концентрировать внимание на группах потребителей, спрос которых в настоящее время удовлетворен не полностью.
Рынок молочной продукции города Кушвы достаточно развит. Различные изменения на рынке происходят постоянно, однако резких скачков не наблюдается, что говорит о его стабильности. В тоже время развитие рынка продолжается.
Во-первых, появляются новые товары: биопродукты, йогурты, творожные десерты.
Во-вторых, меняется упаковка, расфасовка и т.д. В результате происходит изменение позиции молочных продуктов ОАО "Молочная благодать".
Рост числа других производителей, представленных на рынке города способствует формированию здоровой конкуренции в борьбе за клиента, формированию благоприятных условий развития качества и ассортимента для ОАО "Молочная благодать".
Основным путем реализации молочных продуктов в Кушве являются специализированные магазины, магазины общего профиля и супермаркеты.
Постепенно снижается потребление традиционных молочных продуктов (ряженка, варенец, снежок) в пользу обогащенных современных биопродуктов. Перспективны любые десертные молочные продукты, которые употребляются не для утоления голода, а для удовольствия. И это связано с доходом потребителей. Общий объем этих продуктов может расти не только за счет увеличения количества новых потребителей, но и за счет роста потребления этих продуктов постоянными покупателями.
3. Рекомендации по повышению эффективности исследуемого предприятия
Предприятию ОАО "Молочная благодать" нужно искать новые приемлемые пути развития. Для повышения эффективности необходимо:
1. Приобретать новое качественное конкурентноспособное сырье, из которого будет производиться доступная для всех слоев населения продукция.
2. Покупать новое оборудование, технологические линии, способные обеспечивать выпуск современной упаковки, выдерживать требования качества, сроков хранения и увеличивать эти показатели.
3. Больше внимания уделять упаковке, чтобы она была современной, легкой, надежной и удобной.
4. Постоянно проводить анализ рынка, выявлять новые сегменты для появления новых потенциальных потребителей продукции.
5. Цены нужно сравнивать с ввозимой продукцией, чтобы обеспечивать спрос низкоплатежного потребителя.
6. Разрабатывать новые методы распространения товаров с учетом каналов распределения.
7. Формировать желание совершения покупки с помощью рекламы, своевременно информировать потребителей о выпуске новой продукции.
8. Расширять сеть сбыта за счет малых и крупных оптовиков.
9. Изучать поставщиков, посредников, конкурентов для достижения своих целей.
10. Проводить анализ производства, оборудования и т.д. для определения возможностей, выявления необходимых ресурсов для обеспечения надлежащего количества и качества продукции.
Роль маркетинга заключается в том, чтобы привести производство в соответствие со спросом. Необходимо создавать спрос на производимую продукцию и удерживать его в конкурентной борьбе. Так как сметана и творг пользуются не очень высоким спросом, нужно предлагать эти продукты как диетические.
Несомненным достоинством ОАО "Молочная благодать" является то, что выпускаемая продукция всегда свежая и натуральная. Максимальные сроки хранения от 36 часов до 14 суток по отдельным группам производимой продукции. Соответственно в нашем городе есть преимущество перед другими ввозимыми молочными продуктами, так как на доставку уходит гораздо меньше времени.
И самое главное, уделять больше внимания группам потребителей, спрос которых в настоящее время удовлетворен не полностью и тщательно продумывать стратегию и политику ценообразования на все группы товаров.
Заключение
Каждое предприятие заинтересовано в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ему нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий.
Отправная точка маркетинговой деятельности - анализ рыночных возможностей. Руководству необходимо знать, как следует выявлять и оценивать эти возможности. Каждую возможность необходимо оценить с точки зрения ее соответствия целям и наличным ресурсам фирмы.
Анализ должен вскрывать ряд привлекательных с точки зрения фирмы рыночных возможностей. Чтобы убедиться в достаточной привлекательности открывающейся возможности, фирме нужно будет провести более тщательную оценку текущего и будущего спроса.
Анализируя рынок г. Кушвы можно сказать, что продукция ОАО "Молочная благодать" пользуется популярностью. Для респондентов огромную роль играет цена продукта, срок хранения, ассортимент и качество.
Большей частью потребителей являются люди в возрасте 30-40 лет с доходом 5-15 тыс. рублей и в основном товар приобретается для детей. Соответственно молокозаводу нужно ориентироваться именно на этот сегмент рынка. Не тратить времени на попытки изменить отношения со стороны отрицательно настроенных потребителей, зато стремится укрепить в своем мнении положительно настроенных и склонить на свою сторону безразличных. Также концентрировать внимание на группах потребителей, спрос которых в настоящее время удовлетворен не полностью.
Библиографический список
1. Багиев Г.Л., Новиков О.А. Маркетинг средств производства: основы планирования, организации и экономики: Учеб. Пособие. Л.: ЛФЭИ, 1991
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.
3. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2001
4. Бурцева Т.А., В.С. Сизов, О.А. Цень - Управление маркетингом: Учебное пособие. - 271 с.
5. Голубков Е.П. Сегментация и позиционирование. // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, №4
6. Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь - справочник, 2000 г. - 439 с.
7. Данько Т.П. Управлением маркетинга: издание 2-е, 2001 - 334 с.
8. Кокс К.Т. Классика маркетинга, 2001 г.
9. Коротков А.В., Синяева И.М. Управлениемаркетингом: учебное пособие для студентов вузов, 2005 - 463 с.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2006. - 656 с.
11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс.2-е изд. - СПб.: Питер, 2006 - 464 с.
12. Крылов И. Маркетинг. М.: Центр, 1998
13. Осентон Т. Новые технологии в маркетинге, 2003 г.
14. Панкрукин А.П. Маркетинг: Учебник для Вузов по курсу "Маркетинг"/Институт международного права и экономики им.А.С. Грибоедова. - М.: Издательство ИМПЭ, 1999-398 с.
15. Попов Е.В. Продвижение товара: Учебное пособие для студентов вузов. - Екатеринбург: Изд-во наука, 1997. - 347 с.
16. Росситер Р. Джон. Реклама и продвижение товаров, 2000 г.
17. Тамбиев А.Х., Кетов Н.П. Региональный маркетинг: Учебное пособие для Вузов по экономическим специальностям - М.: Экономика, 2000. - 320 с.
18. Ходеев Ф.П. Маркетинг для студентов средних специальных учебных заведений / Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 224 с.
19. Хруцкий В.Е., Современный маркетинг: Учебное пособие по маркетингу, 1999 г.
20. Шнаппауф Р.А. Практика продаж. Справочное пособие, 2000 г.