Курсовая работа: Медико-демографическая ситуация в Воронежской области
Название: Медико-демографическая ситуация в Воронежской области Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение Глава 1. Социально-экономическое положение Воронежской области 1.1 Общая характеристика субъекта РФ 1.2 Социально-экономическое развитие Воронежской области Глава 2. Особенности медико-демографической ситуации Воронежской области 2.1 Показатели воспроизводства населения 2.2 Показатели заболеваемости 2.3 Показатели инвалидности Глава 3. Характеристика состояния здравоохранения Воронежской области 3.1 Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на здравоохранение и спорт 3.2 Поступление и расходование средств Территориальных фондов обязательного медицинского страхования 3.3 Обеспеченностьть населения медицинскими кадрами 3.4 Больничные и амбулаторно-поликлинические учреждения Заключение Список используемой литературы Тема выбранной курсовой работы связана с оценкой сферы здравоохранения в отдельно взятом субъекте Российской Федерации, а именно в Воронежской области. Целью данной работы является анализ особенностей медико-демографической ситуации в области и основных характеристик организации работы системы здравоохранения. Задачи, для достижения поставленной цели, включают в себя анализ параметров деятельности учреждений здравоохранения в данной области и основных интегральных характеристик состояния общественного здоровья. Причем процесс изучения показателей должен производиться в динамике и в сравнении с общероссийскими показателями аналогичных периодов. Впоследствии, необходимо будет отметить основные тенденции и выявить наиболее острые проблемы в здравоохранении Воронежской области. Курсовая работа состоит из трех основных разделов. В первом разделе будут рассмотрены особенности социально-экономического положения Воронежской области, чтобы в дальнейшем можно было зафиксировать различные зависимости и закономерности состояния общественного здоровья региона, системы здравоохранения от экономического развития области. В рамках этого раздела субъекту будет дана общая характеристика, а также будут описаны основные тенденции развития в 2001-2009 годах в финансовой, экономической и социальной сферах. Второй раздел будет посвящен особенностям медико-демографической ситуации в Воронежской области. Здесь будут проанализированы основные показатели воспроизводства населения, оценены заболеваемость и инвалидность в регионе. В третьем разделе будет охарактеризовано состояние здравоохранения Воронежской области. Необходимо будет рассмотреть финансирование здравоохранения, обеспеченность населения медицинскими кадрами, причем как врачами, так и средними медицинскими работниками, количество учреждений здравоохранения: врачебных и амбулаторно-поликлинических, их мощность, а также обеспеченность населения коечным фондом. В обеспечении здоровья населения первостепенную роль играет эффективная система здравоохранения. Помимо непосредственного влияния на здоровье и качество жизни населения, система здравоохранения также играет важную роль в экономике. В Воронежской области существует сложившаяся система здравоохранения, функционирование которой на протяжении последних лет является стабильным и устойчивым. Вместе с тем имеет место тенденция общего сокращения мощности больничных, врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, как по общему их количеству, так и по числу больничных коек круглосуточных стационаров. В то же время численность врачей и среднего медицинского персо-нала остается относительно стабильной. Данная тенденция отражает национальную политику по развитию амбулаторного медицинского обслуживания как приоритета в развитии здравоохранения. Глава 1. Социально-экономическое положение Воронежской области 1.1 Общая характеристика субъекта РФВоронежская область — субъект Российской Федерации, область в центре европейской части России. Областной центр — город Воронеж. Расстояние до Москвы — 439 км. Образована 13 июня1934 года. Входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр области — город Воронеж. Глава администрации Воронежской области — Алексей Васильевич Гордеев. Социальные преимущества: более благоприятные природно-климатические условия для жизни и ведения сельского хозяйства; высокая миграционная привлекательность; невысокая стоимость услуг ЖКХ; относительно развитая система здравоохранения; более высокий уровень развития высшего образования, сохранившийся с советского периода. Социальные проблемы: высокая смертность и сильное постарение населения; низкие темпы экономического роста и медленное восстановление промышленности в 2000-х гг.; пониженный уровень профессионального образования занятого населения; низкий уровень доходов населения и повышенный уровень бедности, особенно сельского населения; медленная трансформация областного центра в центр рыночных услуг, несмотря на достаточно высокую численность его населения. Население Таблица 1 Численность населения (на конец года; тысяч человек)
Воронежская область – самый большой по численности населения регион ЦФО после Москвы и Московской области, в ней живет 2,3 млн человек. Как и в большинстве регионов Черноземья, доля городского населения в области понижена - 63% (по РФ – 73%), это следствие более поздней урбанизации и благоприятных условий для сельского хозяйства. Воронеж в советское время так и не дорос до города-миллионера, а с 1990-х гг. численность его населения быстро сокращается. Но значимость областного центра очень велика: в черте города концентрируется 40% населения всей области, а вместе с близко расположенными средними городами Нововоронеж, Семилуки и прилегающими районами Воронеж образует почти миллионную агломерацию. За 20 последних лет Воронежская область потеряла почти 8% населения (190 тыс. чел.), однако по сравнению с другими регионами ЦФО темпы сокращения были меньше. Например, соседние Курская и Тамбовская области потеряли 13-16% населения. Сельское население Воронежской области за этот же период сократилось на 12%, городское – только на 4,5%. В семи городах за счет прибытия мигрантов из стран бывшего СССР численность населения в 2003 г. была даже больше, чем в конце советского периода. Однако к 2008 г. сократилась численность населения всех городов области, более медленно – в городах с относительно благополучным экономическим положением – Воронеже, Россоши, Лисках. Таблица 2. Динамика численности населения Воронежской области в 1989–2008 гг.
Сельские жители Воронежской области проживают в основном в крупных и средних по величине селах (82% сельского населения), что снижает издержки на содержание сети сельских учреждений социальных услуг. Структура сельского расселения Воронежской области ближе к соседней Ростовской, чем к другим регионам Центрального Черноземья (табл. 2). Малые города и поселки городского типа, концентрирующие соответственно 10 и 8% населения региона, являются центрами переработки сельхозпродукции своих районов и центрами массовых услуг. Плотность населения Воронежской области – 44 чел. на кв. км – достаточно высокая, но все же меньше, чем в соседних Белгородской и Липецкой областях. Только в двух районах плотность населения выше средней по региону: в пригородном Новоусманском (к востоку от Воронежа) и Лискинском – 51 и 50 чел. на кв. км. Относительно редко заселены юго-восточные Петропавловский и Воробьевский районы – 13-16 чел. на кв. км. Таблица 3 Распределение численности населения по полу и отдельным возрастным группам на 1 января 2009 г. (тысяч человек)
Центральная России была и остается зоной наиболее сильной депопуляции, поэтому во всех областях Черноземья демографическая ситуация хуже, чем по стране в целом. В Воронежской области коэффициент естественной убыли (-7,6‰ в 2008 г.) в 3 раза превышает средний по РФ. В 2007-2008 гг. рождаемость заметно повысилась, но смертность сокращается медленно (рис. 1). В переходный период Черноземье впервые за сто лет стало зоной миграционного притока, это замедлило сокращение численности населения. Коэффициент миграционного прироста был максимальным в 1993-1994 гг. (около 12‰), он даже покрывал естественную убыль населения. Воронежская область стала одним из регионов массового расселения возвратных мигрантов из стран бывшего СССР. В начале 1990-х гг. в Борисоглебск из Средней Азии организовано переехало на постоянное место жительства около 12 тыс. человек. При финансовой помощи государства переселенцы самостоятельно строили дома, обеспечивали себя рабочими местами. Однако к 2000 г. федеральная поддержка свернулась. После завершения периода стрессовых миграций из СНГ сальдо миграций приблизилось к нулю. В последние годы коэффициент миграционного прироста в Воронежской области ненамного выше среднего по стране, но среди соседних регионов Черноземья она все же более привлекательна для мигрантов, чем Липецкая, Курская и Тамбовская, которые не имеют такого крупного регионального центра. демографический заболеваемость бюджет амбулаторный В нескольких муниципалитетах демографическая ситуация лучше, чем в среднем по области. В Нововоронеже – молодом городе, возникшем при атомной станции в 1958 г., – естественная убыль составила 3‰, в Воронеже, Россошанском и Богучарском районах - 4,5-5‰. Сильнее всего депопуляция на северо-западе области, вНижнедевицком и Репьевском районах из-за резкого постарения населения (рис. 2). Например, в Репьевском районе в 2008 г. 42% населения составляли пенсионеры. Сложная демографическая ситуация и во входящих в Воронежскую агломерацию Рамонском и Хохольском районах, где трудоспособное население в течение последних десятилетий активно перемещалось в областной центр. В последние годы наиболее миграционно привлекательны Каширский и Хохольский районы, расположенные между Воронежом и Нововоронежом, т.е. вблизи или в пределах агломерации, а также юго-восточный Калачевский район (миграционный прирост 11-13‰). Сильным миграционным оттоком выделяются Воробьевский район с самым низкой в области оплатой труда и экономически неблагополучные Бутурлиновский район и Борисоглебский городской округ. Рис. 2. Демографическая ситуация в муниципальных образованиях в 2007-2008 гг. Возрастная структура населения Воронежской области отличается высокой долей пожилых. Старше трудоспособного возраста 25,3% населения (по стране – 21%, по ЦФО – 23,9%). На детей до 16 лет приходится только 13,8% (по РФ – на 2% больше). Ниже среднего по стране и доля трудоспособного населения – 61%. Поэтому демографическая нагрузка на 1000 трудоспособных одна из самых высоких в ЦФО (5 место) – 641 нетрудоспособный (по данным 2007 г.). В 2000-х гг. Воронежская область была одним из лидеров ЦФО по ожидаемой продолжительности жизни. Но темпы роста этого показателя невысоки, и в 2007 г. область перестала выделяться в лучшую сторону на общероссийском фоне. Трудовые ресурсы Уровень экономической активности населения Воронежской области (62%), как и в других регионах Центрально-Черноземного района, ниже среднероссийского (67%). Сказывается более старая возрастная структура и высокий уровень самозанятости среди сельского населения, 42% которого относится к категории экономически неактивного (по стране – 36%). Кризис 1990-х гг. привел к тому, что структура занятых в Воронежской область вернулась чуть ли не в доиндустриальную эпоху: в 2000 г. занятых в сельском хозяйстве было больше, чем в промышленности (табл. 7). Только к 2007 г. доля занятых в сельском хозяйстве значительно уменьшилась за счет высвобождения избыточных работников и роста занятости в секторе услуг (с 49 до 59%). Снижение занятости в сельском хозяйстве – естественный и необходимый процесс после избыточного и неэффективного роста аграрной занятости в 1990-е годы, когда агросектор стал "убежищем" для сельского населения и мигрантов из СНГ. Расплатой за избыточную занятость оказалось снижение уровня оплаты труда в сельском хозяйстве. Важно отметить, что в 2000-е гг. сокращение занятости в агросекторе произошло за счет неэффективных сельхозпредприятий. Изменения в структуре занятости позволили поднять уровень оплаты труда в сельском хозяйстве и сократить уровень бедности сельского населения. Позитивные структурные сдвиги проявляются и в развитии малого предпринимательства: доля занятых в малом бизнесе (вместе с ПБОЮЛ) в Воронежской области выше, чем в среднем по стране (25 и 20% в 2006 г.). Таблица 4 Структура занятых по отраслям экономики (на основе классификатора ОКВЭД), %
Серьезная проблема Воронежской области – невысокий уровень образования занятого населения. Более 40% занятых не имеют профессионального образования, в основном это касается начального профобразования (табл. 8). Однако следует учитывать, что данные обследования рынка труда не всегда репрезентативны по регионам. Проблема недостаточного профессионального образования обусловлена невысоким уровнем урбанизации, аграрным укладом жизни значительной части населения. В то же время доля занятых с высшим образованием не отличается от средней по стране. Высококвалифицированные кадры сконцентрированы в Воронеже – крупнейшем образовательном центре Черноземья. Таблица 5. Уровень образования занятого населения в 2007 г., % (по данным обследования рынка труда Росстата)
Уровень безработицы в Воронежской области быстрее всего сокращался в середине 2000-х гг., а в 2008 г. он опустился ниже среднего по стране (рис. 3). Это следствие многих факторов – от постарения населения и ухода многочисленной когорты пожилых с рынка труда до роста занятости в бюджетных услугах. По показателям занятости и безработицы Воронежская область вряд ли может быть отнесена к депрессивным, проблема занятости в период экономического роста постепенно "рассосалась". Рис. 3. Уровень безработицы по МОТ в некоторых регионах ЦФО, % Однако в период нового кризиса безработица резко усилилась – ее уровень по методологии МОТ вырос с 5% в 2008 г. до 13% в феврале 2009 г., но к лету 2009 г. этот показатель снизился до 8-9%. При этом Воронежская область отличалась пониженной скрытой безработицей - в середине 2009 г. только 2,1% занятых работали неполное время (по стране – 3,4%). Это следствие пониженной доли занятых в промышленности. Именно в промышленности собственники были вынуждены использовать неполную занятость как инструмент снижения издержек вместо увольнений. В отличие от сектора услуг, оптимизация занятости в промышленности была затруднена по причине давления государственных органов власти, препятствующих увольнениям. 1. 2 Социально-экономическое развитие Воронежской областиУровень жизни населения Воронежской области невысок, это показывает покупательная способность доходов (соотношение душевых денежных доходов и прожиточного минимума). Воронежская область в 2008 г. имела худшие показатели среди всех пяти субъектов Черноземья, хотя в ЦФО есть области с более низкой покупательной способностью доходов населения (рис. 4). Воронежская область отличается пониженной долей легальной заработной платы в структуре доходов населения (35%, в среднем по РФ – 39%), повышенной долей социальных выплат (17%, в среднем по РФ – 12%), а также невысокими доходами от собственности (6%, в среднем по РФ – 10%). Такая структура доходов типична для менее развитых регионов. Рис. 4. Отношение душевых доходов к прожиточному минимуму в некоторых регионах ЦФО, % Внутрирегиональные различия можно измерить только по уровню заработной платы. Среди муниципалитетов области лидерами являются Нововоронеж (на 59% выше среднерегиональной зарплаты) и Воронеж (на 23%). Нововоронеж – типичный пример промышленного моногорода, в котором средняя заработная плата стабильно превышает среднерегиональную за счет более высокого уровня оплаты труда в отрасли его специализации. Стабильное положение Нововоронежской АЭС и строительство АЭС-2 позволит обеспечить более высокие заработки и в будущем. В остальных городах области уровень заработной платы почти не отличается от среднего по области, а аутсайдерами, как и везде, являются периферийные аграрные районы. Воронежская область, в отличие от остальных регионов Черноземья, имеет более сильные различия в доходах населения: коэффициент фондов (отношение доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) превышает 15 раз и приближается к среднему по стране (17 раз в 2007 г.). Это следствие сильных различий в заработках жителей крупного регионального центра и сельских занятых. Рис. 5. Отношение среднемесячной начисленной заработной платы к среднерегиональной в январе-декабре 2008 г. Глава 2. Особенности медико-демографической ситуации Воронежской области2.1 Показатели воспроизводства населения Таблица 6 Общие итоги естественного движения населения
Проведя анализ показателей естественного движения населения в Воронежской облалсти, на основании заранее определенных критериев оценки можно утверждать, что на протяжении всего периода исследования уровень рождаемости в данном субъекте является невысоким, в 1995 снизившись до очень низкого. В последние годы (2007-2008) наметилась тенденция к повышению уровня рождаемости. В целом, динамика рождаемости в субъекте соответствует динамике по стране. Темпы прироста рождаемости отражены в табл. 7. В 2008 году уровень рождаемости в Воронежской области был ниже, чем по стране в целом на 23,4 %. В периоде с 1995 до 2008 года уровень смертности в области находится на высоком уровне. Прослеживается тенденция к стабилизации смертности, тогда как в целом по России в последние годы она снижается. Темпы прироста смертности показаны в табл. 7. Однако, уровень смертности все равно остается выше, чем средний по стране (в 2008 г. выше на 21,2%). Возрастная структура населения Воронежской области отличается высокой долей пожилых. Старше трудоспособного возраста 25,3% населения (по стране – 21%, по ЦФО – 23,9%). На детей до 16 лет приходится только 13,8% (по РФ – на 2% больше). Ниже среднего по стране и доля трудоспособного населения – 61%. Поэтому демографическая нагрузка на 1000 трудоспособных одна из самых высоких в ЦФО (5 место) – 641 нетрудоспособный (по данным 2007 г.). В 2000-х гг. Воронежская область была одним из лидеров ЦФО по ожидаемой продолжительности жизни. Но темпы роста этого показателя невысоки, и в 2007 г. область перестала выделяться в лучшую сторону на общероссийском фоне (рис. 6). Рис. 6. Ожидаемая продолжительность жизни в регионах ЦФО, лет Воронежская область – моноэтничный регион, доля русских по данным переписи 2002 г. составляла 94,2% и даже выросла по сравнению с 1989 г. (93,3%). Доля украинцев (область имеет общую границу с Украиной) снизилась с 5 до 3% вследствие ассимиляции. В постсоветский период появилась небольшая армянская диаспора. Таблица 7 Темпы прироста (убыли) показателей естественного движения населения (в %)
Таким образом, проанализировав основные характеристики естественного движения населения, можно сделать вывод о том, что показатели улучшились после 1995 года. Рождаемость и естественный прирост, начиная с 1995 года, имеют положительную динамику, заметно улучшились в период с 2000 по 2005 года. Показатель смертности не имеет тенденции к улучшению, но также как и остальные показатели естественного движения населения находится на более низком уровне, чем средние показатели по стране. Рассмотрим более подробно различные характеристики смертности населения. Таблица 8 Умершие в трудоспособном возрасте1) в 2008 г.
1) Мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 года. Проанализировать В отличие от общего показателя смертности, который стабильно выше общероссийского, смертность населения в трудоспособном возрасте в Воронежской области имеет примерно одинаковый уровень. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте на 10 % выше в области, чем в среднем по стране, смертность женщин ниже на 3,5 %. Высокая преждевременная смертность в трудоспособном возрасте влияет на показатель продолжительности жизни в регионе: Таблица 9 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
Как видно из таблицы 9, продолжительность жизни в Воронежской области чуть выше продолжительности жизни в целом по России. Таблица 10 Смертность населения по основным классам причин смерти в 2008 г (число умерших на 100 000 человек населения)
Основной причиной смертности в Воронежской области являются болезни системы кровообращения, которые в сравнении с показателями РФ превышают их на 39,8%. Общий показатель смертности в области больше на 21,1%, чем в целом по стране. Таблица 11 Младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до 1 года)
В 2008 году из федерального бюджета на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" учреждения здравоохранения Воронежской области получили денежных средств и материальных ценностей на сумму более 1,5 млрд. рублей. Более 225 млн. рублей к этой сумме добавил консолидированный бюджет региона. Только за медицинскую помощь, оказанную в минувшем году женщинам в период беременности и родов, а также за диспансеризацию детей первого года жизни в ЛПУ области было перечислено около 230 млн. рублей, что на 26% больше, чем в 2007 году. По оценке экспертов, взвешенная государственная политика в решении демографических проблем, укрепление материальной базы службы медицинской помощи матерям и детям – важнейший фактор положительных сдвигов в этой сфере. В 2008 году число родов в Воронежской области увеличилось на 9% - на свет появилось 22178 малышей. Улучшились в Воронежской области и качественные показатели медицинской помощи будущим мамам. Материнская смертность в регионе снизилась на 8,3 %. Отметим, что этот показатель в Воронежской области сегодня значительно ниже среднего по России и по Центральному федеральному округу. Примечательно, что и сами женщины стали во время беременности более внимательно относиться к своему здоровью. В прошлом году на медицинский учет в ранние сроки встали уже 90,5% будущих мам против 87,9% в 2007 году. Снизилось число женщин, не наблюдавшихся в женской консультации, а также количество родов вне родильного отделения. Специалисты также отмечают уменьшение числа осложнений беременности и родов[7]. Таблица 12 Материнская смертность (на 100000 родившихся живыми)
Материнская смертность — один из основных критериев качества и уровня организации работы родовспомогательных учреждений, эффективности внедрения научных достижений в практику здравоохранения. Однако большинство ведущих специалистов рассматривают этот показатель более широко, считая материнскую смертность интегрирующим показателем здоровья женщин репродуктивного возраста и отражающим популяционный итог взаимодействий экономических, экологических, культурных, социально-гигиенических и медико-организационных факторов. Взвешенная государственная политика в решении демографических проблем, укрепление материальной базы службы медицинской помощи матерям и детям - важнейший фактор положительных сдвигов в этой сфере. В 2008 году число родов в Воронежской области увеличилось на 9% - на свет появилось 22 178 малышей. При этом впервые за последние 20 лет количество родов превысило число абортов. Воронежских женщин, выбравших материнство, оказалось в 1,2 раза больше. Улучшились в Воронежской области и качественные показатели медицинской помощи будущим мамам. Материнская смертность в регионе снизилась на 8,3 %. Отмечается, что этот показатель в Воронежской области сегодня значительно ниже среднего по России и по Центральному федеральному округу. И сами женщины стали во время беременности более внимательно относиться к своему здоровью. В 2008 на медицинский учет в ранние сроки встали уже 90,5% будущих мам против 87,9% в 2007 году. Снизилось число женщин, не наблюдавшихся в женской консультации, а также количество родов вне родильного отделения. Специалисты также отмечают уменьшение числа осложнений беременности и родов. Необходимо отметить две группы проблем и рисков. 1. С точки зрения формирования ресурсного потенциала области и влияния на экономику наиболее острыми являются следующие проблемы: низкая рождаемость; высокий уровень смертности. Угрозу представляет тенденция большой смертности среди мужчин среднего трудоспособного возраста; продолжающаяся депопуляция, не компенсируемая миграционным приростом. Сокращение численности населения представляет реальную прогнозируемую угрозу абсолютного снижения численности трудовых ресурсов и их недостатка для удовлетворения потребностей экономики области; снижение численности и доли лиц молодежных возрастов, вследствие чего выбытие из трудоспособного возраста старших трудовых поколений все в меньшей степени компенсируется молодой трудовой сменой; идущая опережающими темпами депопуляция сельского населения, на которую накладывается тенденция повышенного механического оттока жителей сел в города. Особенно острой является проблема оттока наиболее активной части молодежи и невозвращения в места прежнего проживания молодых людей, получивших профессиональное образование в городах; диспропорция гендерной структуры, начинающая проявлять себя уже в старшей молодежной группе населения и представляющая угрозу его естественному воспроизводству. 2. С позиции социально-экономических угроз: старение населения, увеличение демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста. С 2009 года демографическая нагрузка начнет возрастать и к 2015 году может составить почти 900 человек на 1000 трудоспособных граждан. Таблица 13 Динамика младенческой и материнской смертности в Воронежской области (нормируемый интенсивный показатель)
Анализируя НИП, можно сделать вывод, что уровень материнской смертности в Воронежской области значительно ниже среднего в РФ (в 2008 году на 35,2 %), что характеризует более благоприятную ситуацию региона в этой сфере. Таким образом, анализ показателей младенческой и материнской смертности говорит об их пониженном уровне по сравнению со средним по стране. Также в данных показателях отсутствуют четкие тенденции. Это можно объяснить тем, что регион средней численности. Цели, задачи и приоритеты стратегии в сфере демографии. Исходя из анализа ситуации и демографических тенденций, стратегической целью демографической политики Воронежской области на период до 2020 года определяется создание условий для обеспечения простого воспроизводства населения, стабилизации его демографической структуры и формирования на этой основе необходимых экономике трудовых ресурсов. Эта цель достигается на основе решения следующих задач: повышения рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10−2,15 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару, общего коэффициента рождаемости – до 12 чел. на 1000 чел. населения); снижения смертности − до 15,5 чел. на 1000 чел. населения; стабилизации показателя среднегодовой естественной убыли населения на величине не более 0,3-0,4 %; обеспечения механического прироста населения до величины, компенсирующей его естественную убыль не менее чем на 50−60 %; стабилизации численности населения области на этой основе; обеспечения допустимой для экономики области демографической нагрузки. Приоритетными направлениями демографической политики на период до 2020 года являются: 1. Повышение рождаемости и укрепление института семьи, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья населения. 2. Снижение уровня смертности, в первую очередь среди детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, увеличение продолжительности жизни населения. 3. Создание условий для стабилизации демографических процессов в сельской местности. 4. Создание условий для переселения в область граждан репродуктивного возраста из числа соотечественников, проживающих за рубежом, управление трудовой миграцией. Основное внимание в демографической политике должно быть обращено на контроль и регулирование следующих индикаторов: численность постоянного населения; ожидаемая продолжительность жизни на-селения; общий коэффициент рождаемости на 1000 населения; суммарный коэффициент рождаемости в расчете на одну женщину репродуктивного возраста; общий коэффициент смертности на 1000 населения; коэффициент младенческой смертности на 1000 детей, родившихся живыми; коэффициент миграционного прироста (убыли) на 10 тыс. населения; коэффициент общего прироста (убыли) на 10 тыс. чел. населения. Управление Роспотребнадзора по Воронежской области сообщало, что по данным социально-гигиенического мониторинга за период 2000-2008 гг. отмечалась тенденция роста показателя первичной заболеваемости. Анализ данных социально-гигиенического мониторинга за 2008 год показал, что территориями риска по уровню первичной заболеваемости болезнями органов дыхания у взрослого населения являются Каменский, Новоусманский, Павловский, Семилукский муниципальные районы и городской округ г. Воронеж. Рост показателя первичной заболеваемости отмечается у детей – болезнями органов дыхания, инфекционными и паразитарными болезнями при относительно высокой степени достоверности аппроксимации; у подростков – травмами, отравлениями, болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезнями кожи и подкожной клетчатки, глаза и его придаточного аппарата; у взрослых – болезнями мочеполовой системы и болезнями системы кровообращения. Таблица 14 Первичная заболеваемость в динамике (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения)
Из табл. 14 видно, что по сравнению со средним уровнем по стране уровень первичной заболеваемости в Воронежской области является значительно более низким. В 1995 году уровень первичной заболеваемости в области был ниже общего на 22,7%, в 2005 – на 28,3%, в 2008 – на 31,7 %. Таблица 15 Темп прироста (убыли) показателя первичной заболеваемости
Как видно из табл. 15 в период с 1995 до 2005 года прослеживается тенденция роста первичной заболеваемости в Воронежской области. В 2008 году в области произошло снижение данного показателя. Рис. 6. Структура первичной заболеваемости населения по группам болезней Как видно из рис. 6 основными в структуре первичной заболеваемости населения являются болезни органов дыхания. Таблица 16 Контингенты больных психическими расстройствами и расстройствами поведения по субъектам Российской Федерации (численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях; на конец года)
Из вышеприведенной таблицы видно, что численность больных психическими расстройствами и расстройствами поведения в Воронежской области, начиная с 2000 падала, так же, как и общероссийская, которая характеризуется постоянной тенденцией к снижению. Если анализировать этот показатель на 100000 человек населения, то становится понятным, что его уровень меньше средний по стране (в 2008 году он ниже, чем общероссийский на 9,4%). Данная проблема тесно связана и зависит от уровня заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Таблица 17 Контингенты больных алкоголизмом и алкогольными психозами по субъектам Российской Федерации (численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях; на конец года)
Численность больных алкоголизмом и алкогольными психозами в Воронежской области по сравнению с 2000 годом резко увеличилась, данный показатель на 100000 человек населения имеет тенденцию к снижению после 2007 года. Необходимо отметить, что общероссийский показатель не характеризуется ярко выраженной тенденцией к снижению, но по сравнению с ним область имеет чрезвычайно большой уровень заболевания алкоголизмом. В 2008 году этот уровень был на 31,6% выше. Таблица 18 Контингенты больных наркоманией по субъектам Российской Федерации (численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях; на конец года)
Численность больных наркоманией, в отличии от общероссийской тенденции к повышению, имела пик в 2005 году, после чего резко снизилась. Анализ этого показателя на 100000 человек населения показывает, что по сравнению с 2000 годом в 2008 его уровень стал ниже на 105,3%. По сравнению со средним уровнем по стране этот показатель в Воронежской области на порядок ниже (в 2008 году – ниже в 4 раза). 2.3 Показатели инвалидности Таблица 19 Общая численность инвалидов по субъектам Российской Федерации (на 1 января)
В период с 2006 по 2009 численность инвалидов в Воронежской области возросла на 6,8%, в сравнении с численностью по Российской Федерации, которая увеличилась на 4,2%. Таблица 20 Численность лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами, по субъектам российской федерации (человек)
При анализе показателя численности лиц впервые признанных инвалидами становится видно, что в 2000 году в Воронежской области его уровень был ниже, чем в последующие годы. Сложно выделить четкие тенденции как в области, так и в целом по стране, но начиная с 2005 года произошло снижение показателя (табл.20). Таблица 21 Темп прироста (убыли) численности лиц, впервые признанных инвалидами(%)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в РФ численность лиц, впервые признанных инвалидами, имеет тенденцию к снижению, но на данный момент находится на более высоком уровне, чем в 2000 году. А численность лиц, впервые признанных инвалидами, на 10 000 человек населения в Воронежской области составляет всего лишь 38,5% от общероссийского уровня, что свидетельствует о значительно лучшей ситуации в этой области в регионе. Меры и механизмы регулирования демографической политики в Воронежской области Меры реализации Стратегии демографической политики Воронежской области на период до 2020 года предусматривают обеспечение четырех основных направлений: 1. Сохранение человеческого капитала. 2. Стимулирование рождаемости, укрепление семьи и повышение престижа семьи и семейных ценностей. 3. Улучшение миграционной ситуации. 4. Повышение качества жизни населения области как средство смягчения негативных тенденций в демографических процессах. Реализация стратегических целей и задач, кардинальное улучшение демографической ситуации в Воронежской области требует проведения комплекса мер, относящихся к сфере государственного регулирования: координации мероприятий и сбалансирования показателей демографической и социально-экономической политики; разработки и реализации ОЦП "Демографическое развитие Воронежской области на период до 2020 года"; реализации ОЦП "Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом"; разработки и реализации программ и мер управления трудовой миграцией, использования в области иностранной рабочей силы; улучшения среды проживания в населенных пунктах области; ресурсного (финансового, материального, кадрового, организационного и др.) обеспечения мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, здоровья населения, поддержку семьи, материнства и детства и т.д. Информационной основой развития областной демографической политики является проведение социально-демографических исследований, направленных на выявление территориальных и категориальных особенностей и причин депопуляции, изучение отраслевой и территориальной специфики миграционных процессов, направлений эффективного использования труда мигрантов, целесообразной доли замещения трудовых ресурсов области трудом мигрантов и др. Слабая управляемость демографических процессов, их инертность определяют необходимость заблаговременного формирования социально-экономических механизмов регулирования демографических процессов с использованием наиболее управляемых факторов. Реализация мероприятий ОЦП и ведомственных целевых программ по улучшению уровня и качества жизни населения, региональной и муниципальных программ экономического и социального развития, приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, развития АПК и улучшения жилищных условий также обеспечит повышение уровня и качества жизни населения и окажет положительное влияние на развитие демографической ситуации. Глава 3. Характеристика состояния здравоохранения Воронежской области3.1 Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на здравоохранение и спорт Таблица 22 Расходы на здравоохранение и спорт
Из данных, приведённых в табл. 22, видно, что в Воронежской области относительно высокий уровень расходов консолидированного бюджета области на здравоохранение. По общей величине расходов консолидированного бюджета на здравоохранение и физическую культуру Воронежская область устойчиво занимала в 2001 и 2004 гг. 3 место среди регионов ЦФО (после г. Москвы и Московской области), 1 место в ЦЧР. Даже с учетом численности населения (по этому показателю Воронежская область занимает третье место в ЦФО после Москвы и Московской области), оказывается, что по расходам консолидированного бюджета на душу населения область занимает 6-7 место (вместе с Тульской областью) среди регионов ЦФО. В ЦЧР она уступает только Липецкой области. Область имеет высокую динамику роста бюджетных расходов: за период 2001-2004 гг. - они увеличились в 2,48 раза. Для сравнения: увеличение этого показателя в РФ составило 2,0, в ЦФО - 2,1. 3.2 Поступление и расходование средств Территориальных фондов обязательного медицинского страхования Таблица 23 Поступление и расходование средств Территориальных фондов обязательного медицинского страхования (миллионов рублей)
1) Включая данные по ЗАТО. Из данных, приведенных в табл. 23,можно увидеть, что в Воронежской области присутствует недостаточность ресурсов, необходимых для финансирования программы государственных гарантий, областных целевых программ развития здравоохранения. О недостаточности ресурсов, необходимых для финансирования территориальной программы государственных гарантий свидетельствуют следующие данные. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг в Воронежской области в 2004 г. 68,4%, 2005 г. - 77%, тогда как соответствующий общероссийский показатель составлял соответственно 82% и 80%. Для сравнения приведем данные по другим регионам. Так, в Белгородской области в 2005 г. значение названного показателя - 79%, Липецкой - 92% [9] . Недофинансирование отличает и современную практику реализации областной целевой программы "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003-2006 годы и на период до 2010 года" в 2003-2006 годах. Общий объем финансирования программы за 2003-2006 годы составил 936,5 млн. руб. (43,1% от запланированного программой), из них: федеральный бюджет - 443,8 млн. руб. (87,3% от запланированного), областной бюджет - 286,3 млн. руб. (19,8% от запланированного), местные бюджеты - 54,3 млн. руб. (в 2,4 раза больше запланированного), средства ТФОМС - 152,4 млн. руб. (75,7% от запланированного)[3] . Анализ практики финансирования всего комплекса целевых программ развития здравоохранения в Воронежской области позволяет зафиксировать следующие моменты: - отсутствует полномасштабное финансирование программ. Ни одна из них не профинансирована полностью. Общее финансирование в 2005 и 2006 годах составило 23,6 и 55,5%% от утвержденного; - существенно различается мультипликационный эффект привлечения бюджетных средств: в 2005 году на 1 рубль средств областного бюджета на реализацию ОЦП по здравоохранению дополнительно было привлечено из всех источников от 1 до 99,7 рубля по различным программам; - наблюдается снижение мультипликационного эффекта, причем в некоторых случаях такая динамика оказывается достаточно заметной. Например, по программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Воронежской области на 2005-2009 годы" в 2005 году на 1 рубль средств областного бюджета дополнительно было привлечено из всех источников 99,7 рублей, а в 2006 году - только 4,4 рубля; - по некоторым программам вообще не предусматривается использование внебюджетных источников (например, "Малая энергетика в здравоохранении"), что противоречит идеологии ОЦП, предусматривающей принцип многоканального финансирования; - ряд ОЦП носят декларативный характер. Они разработаны, утверждены областной Думой, но фактически не финансируются (например, программа "Формирование здорового образа жизни"). Таблица 24 Поступление и расходование средств ТФОМС в расчете на 1 жителя (миллионов рублей)
Уровень поступления и расходования средств на 1 жителя показывает незначительные изменения, произошедшие в 2007-2008 годах. Если сравнить его с общероссийским уровнем, то он меньше. Финансирование здравоохранения и спорта в Воронежской области и поступление и расходование средств ТФОМС имеют схожие тенденции. Эти показатели были немного увеличены в 2008 году по сравнению с 2007 годом. При расчете их на 1 жителя области видно, что уровень финансирования меньше, чем общероссийский уровень. Таблица 25 Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие здравоохранения,по субъектам Российской Федерации1)
1) С 2000 г. по субъектам Российской Федерации – без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности. В Воронежской области можно отметить относительно высокую динамику роста инвестиций в основной капитал. За период 2000-2008 гг. объем инвестиций в основной капитал здравоохранения увеличился в 20,4 раза. Заметим, что рост этого показателя в РФ за тот же период составил приблизительно 6,1. По объему инвестиций в основной капитал отрасли Воронежская область в 2002, 2003, 2004 гг. устойчиво занимала 4 место в ЦФО. 3.3 Обеспеченность населения медицинскими кадрами Таблица 26 Среднесписочная численность работников организаций здравоохранения (тысяч человек)
Среднесписочная численность работников организаций здравоохранения в Воронежской области в период с 1995 по 2008 снизались на 2,8 тысяч (табл. 34) . Главная проблема воронежской медицины — нехватка персонала. Воронежские выпускники Медицинской академии не желают работать по специальности. Главной проблемой, по словам заместителя руководителя департамента здравоохранения Воронежской области, является нехватка государственных медицинских работников. Так, за 11 лет, Воронежская академия имени Бурденко выпустила 778 врачей, из которых работать по специальности пошли только 518 человек. Многие выпускники не желают работать в медицинских учреждениях, а государство продолжает тратить на обучение будущих врачей немалые деньги. На оснащенность медицинских учреждений по Воронежу и области было потрачено 24,5 миллиона рублей. Однако часть купленного оборудования простаивает без действия из-за отсутствия врачей общей практики. Дефицит и узких специалистов. В Аннинском, Верхнехавском, Бутурлиновском и других районах области не хватает около половины специалистов. В основном, это окулисты, урологи, кардиологи, дерматологи и хирурги. Устарело и 50 процентов дезинфицирующего оборудованияв больницах и поликлиниках. Часто население жалуется на долгий приезд скорой помощи по вызовам. Оказывается, что на 10 000 жителей полагается одна бригада скорой помощи. Однако, например в Воронеже, одна бригада обслуживает гораздо большее количество человек, а в 11 районах области вообще нет бригад скорой. На вызовы выезжает только фельдшер и водитель. В прошлом, 2009 году, медицинские учреждения потеряли 107 миллионов рублей только на штрафах за несоблюдение правил и норм. Явные нарушения найдены и среди работников призывной комиссии. Так, например, один молодой человек в селе Новая Усмань Воронежской области наблюдался у одного и того же невропатолога в течение 6 лет подряд. Каждый год у призывника обнаруживали сотрясение мозга. Это продолжалось вплоть до окончания призывного возраста молодого человека. К сожалению, такой случай "откоса"от службы в армии далеко не единичный. Сегодня к проблемам медицинских нарушений прибавилась и проблема нежелания студентов медицинских учреждений работать по выбранной специальности. Для работы в регионах выпускникам предоставляется жилье, высокая заработная плата и отличные экологические условия. Вот только пока никто из будущих врачей не спешит покидать Воронеж и ехать в глухие деревни и села даже в хороший дом и на высокий оклад. Таблица 27 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций здравоохранения (рублей;1995 гг.– тыс. руб.)
Начисленная заработная плата работников организаций здравоохранения Воронежской области ниже, чем средняя зарплата данных специалистов по стране. Величина прожиточного минимума в 2008 году в РФ была 4693 руб., а в Воронежской области – 4180 руб. Соотношение заработной платы с прожиточным минимумов соответственно – 278% в среднем по РФ и 198% в области. Следовательно, если сравнивать заработную плату с прожиточным минимумом региона, то соотношение в Воронежской области меньше, чем в целом по России. Таблица 28 Численность врачей всех специальностей В период с 2007 по 2008 произошло снижение численность врачей в воронежской области. Важным преимуществом Воронежской области является наличие в ней медицинского вуза - государственной медицинской академии (ВГМА) имени Н.Н. Бурденко, обеспечивающей подготовку не только специалистов для системы здравоохранения, но и кадры для медицинской науки. Созданные на базе академии кафедры последипломной подготовки обеспечивают переподготовку практикующих специалистов и руководящего звена. Существенная характеристика деятельности ВГМА - обучение по целевому набору из сельских районов за счет средств областного бюджета. Следует отметить также, что за счет регионального бюджета осуществляется целевая подготовка 80% сестринского персонала в пяти средних медицинских образовательных учреждений области [1]. Таблица 29 Темп прироста (убыли) количества врачей
Небольшое увеличение численности врачей произошло в период с 1995 по 2000 год (табл. 29), что соответствует периоду активного развития региона. Причем уровень обеспеченности населения врачами составляет в % от общероссийского: в 1995 году -104,1 %, в 2000 - 105,9 %, в 2005 - 111,1%, в 2007 – 110,4%, в 2008 -106 %. Средняя арифметическая – 107,5%, что говорит о более высоком уровне обеспеченности населения области врачами. Таблица 30 Численность среднего медицинского персонала
Показатель численности среднего медицинского персонала на 10000 человек населения в РФ имел тенденцию к снижению с 2000 по 2008 год. В Воронежской области с 2000 по 2007 год наблюдалось увеличение этого показателя, но в 2008 году она снова уменьшилась (табл. 30). Прирост численности среднего медицинского персонала, также как и численности врачей, наблюдался в период с 2000 по 2005 год. Если сравнивать показатель обеспеченности населения области кадрами с общероссийским уровнем, то он составлял в 1995 году – 99,4%, в 2000 – 99,6%, в 2005 – 101,1%, в 2007 – 101,2%, в 2008 году – 101,3%. Средняя арифметическая – 100,5%, что говорит о похожем обеспечении Воронежской области средним медицинским персоналом как и по РФ. Таблица 31 Темпы прироста (убыли) среднего медицинского персонала
В программе "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003-2006 годы и на период до 2010 года" определены следующие основные задачи в сфере кадрового обеспечения: приближение врачебной помощи к сельским жителям; повсеместное создание и разукрупнение врачебных участков; создание института врачей общей практики (семейных врачей); закрепление медицинских кадров в сельской местности. 3.4 Больничные и амбулаторно-поликлинические учрежденияТаблица 32 Число больничных учреждений
В период 1995-2008 произошло значительное сокращение числа больничных учреждений на 62,2 %. Сегодня в системе здравоохранения Воронежской области работают 185 больничных учреждений на 23826 коек. В области функционируют: 32 центральных районных больниц, 94 участковые больницы, областная клиническая больница №1, областная больница №2, областная детская клиническая больница №1, №2, больница скорой медицинской помощи, 15 диспансеров со стационарами и ряд других специализированных учреждений. В области трудятся 12088 врачей, имеют почетное звание 65 медицинских работников. Несмотря на наличие в области Воронежской государственной медицинской академии и 5-ти средних образовательных медицинских учреждений перед областью стоит проблема, связанная с диспропорцией в обеспеченности медицинскими кадрами городской и сельской местности. О развитии инновационных процессов в здравоохранении свидетельствует большое количество инновационных проектов Воронежской области в сфере здравоохранения - более пятидесяти в 2006 году. В области разработаны, внедрены в производство и практическую медицинскую деятельность новые методы лечения заболеваний, новые медицинские приборы и лекарственные средства[2] . Внедрены телемедицина, геоинформационные технологии, дистанционный кардиомониторинг. Достаточно высок уровень развития в регионе информационных технологий в управлении здравоохранением. Таблица 33 Число больничных учреждений по формам собственности по субъектам Российской Федерации в 2008 г.
На настоящее время на территории области осуществляют деятельность 880 частных медицинских учреждений: по медицинской деятельности – 491 организация (юридические лица – 302, индивидуальные предприниматели – 189); по фармацевтической деятельности – 389 организаций (юридические лица – 252, индивидуальные предприниматели – 137). Роль частной медицины в Воронежской области оценить сложно, на традиционные методы лечения ее конкуренция не влияет. В то же время идет наращивание объемных показателей в негосударственной системе здравоохранения. Доля платных посещений из всего количества посещений в 2009 году составляет 7,6%, в 2008 году – 8,0%. Таблица 34Число больничных коек
Следует отметить, что уменьшение количества больничных коек и наращивание мощности АПУ связано с реализацией Постановления администрации области от 9.08.2002г. № 738 "Об оптимизации структуры медицинской помощи населению Воронежской области", которое обозначило приоритетной задачей в организации здравоохранения всемерное развитие активных форм первичной медицинской помощи, приближение ее к населению области. Важным направлением структурной перестройки отрасли явилось сокращение экономически малоэффективных больниц и приближение численности стационаров и их коечного фонда к расчетным потребностям населения в больничной помощи. Структурная реорганизация больничных учреждений была направлена на оптимизацию сети больниц и приведение их коечного фонда к величине, достаточной для реализации объема стационарных услуг, предусмотренных Программой государственных гарантий. Другое направление структурной перестройки здравоохранения региона - приоритетное развитие стационарозамещающей медицинской помощи. При заметном сокращении числа стационаров при больницах (со 116 до 10) и числа пролеченных в них больных (в 32,7 раза) стационары при АПУ не только компенсировали такое снижение, но и обеспечили общий рост пролеченных больных. Так, если в 2001 г. численность пролеченных больных во всех стационарах составила 102 837 человек, то в 2005 г. - 146270 человек. Стационары при АПУ имеют существенно более высокий КПД: одно место в них обеспечило лечение 30,5 больных. Значение аналогичного показателя в стационарах при больницах - 14,7. Таблица 35 Темпы прироста (убыли) обеспеченности населения коечным фондом
В Воронеже принято решение о сокращении числа коечных мест в городских стационарах. По мнению руководителя. Реструктуризация коечного фонда городских больниц позволит увеличить расходы на питание и лекарства. Объем медицинской помощи сокращаемого профиля не изменился. Поэтому будет расширено число мест в дневных стационарах, поскольку большинство больных по вышеуказанным группам заболеваний не нуждаются в круглосуточном пребывании в стационаре. Более того, мировая и российская практика показывает, что основной объем медицинской помощи люди получают именно в поликлиниках и дневных стационарах. За счет высвободившихся помещений будет решен дефицит площадей, а также расширены оставшиеся отделения. Принимаемые меры позволят сократить скученность больных, которая иногда возникает в больницах. Таблица 36 Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений
Существенная часть зданий больниц, а также поликлиник, входящих в состав больничных учреждений и самостоятельных АПУ требует капитального ремонта (соответственно 23,9% и 24,0%), заметная доля лечебных учреждений лишена стандартного набора коммунальных услуг - водопровода (7,3% и 13,2%), горячего водоснабжения (35,8% и 51,5%), центрального отопления (7,0%, 17,0%), канализации (7,0%, 17,0%). Нередки случаи, когда отсутствует телефонная связь (7,3% и 4,4%). В характеристике существующей асимметрии обратим внимание на следующее. Город Воронеж аккумулирует 72,5% всей численности врачей региона. Около 70% муниципальных районов области имеет долю в общей численности врачей Воронежской области, не превышающую 1%. Разрыв в обеспеченности врачами на 10 000 человек населения в период 2002-2005 гг. увеличился: в 2002 г. превышение максимального значения показателя (92,5) над минимальным (13,7) составляло 6,8 раза, в 2005 г. - 7,5 раз (соответственно, 98,0 и 13,0). Если не учитывать уровень обеспеченности врачами г. Воронежа, то диапазон значений этого показателя по муниципальным районам области также остается значительным и растет. Так, в 2002 г. превышение максимального значения над минимальным (соответственно 34,9 и 13,7) составляло 2,5 раза, то в 2005 г. - 2,7 раза (соответственно, 34,8 и 13,0). Об уровне асимметрии свидетельствуют данные о мощности амбулаторно-клинических учреждений. Так, в 2005 г. действующие в области 324 АПУ имели общую мощность 43279 посещений в смену, в том числе, в сельской местности (там проживает около 38% жителей региона) их мощность составила 10227 посещений, т.е. 23,6 от общей мощности [5] . Таблица 37 Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 000 человек населения (число посещений в смену)
В Воронежской области наблюдается ограниченная мощность АПУ. По этому показателю Воронежская область занимает 15 место в ЦФО. Мощность ее врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 83,5% от среднего значения показателя по РФ, 76,5% по ЦФО. Следует заметить, что мощность АПУ Воронежской области является самой низкой в ЦЧР. Выводы: Конкретные изменения необходимо осуществить для улучшение ситуации по здравоохранению в Воронежской области: · Следует повысить престижа труда медицинских работников первичного звена здравоохранения; участковая служба должна бать обновлена молодыми квалифицированными специалистами · Первичную медицинскую помощь следует сделать более доступной и качественной · Требуется повысить квалификацию участковых врачей · Амбулаторно-поликлинические учреждения должны получить необходимое диагностическое оборудование и как следствие этих мер снизятся сроки ожидания диагностических исследований · Необходимо поставить в регион новые машины скорой помощи, вследствие чего должна повыситься оперативность работы службы скорой помощи · Следует организовывать дополнительную бесплатную иммунизацию населения · Так нужно, что бы было организованно массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания · Требуется удовлетворить острую необходимость в строительстве новых медицинский центров, благодаря которым снизятся сроки ожидания и повысится доступность дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, особенно для жителей удаленных районов ЗаключениеНа данный момент статистические данные отражают достаточно неблагополучное состояние здоровья населения России, а преобладание смертности над рождаемостью в большинстве регионов страны свидетельствует о развитии процесса депопуляции. По прогнозу Госкомстата России, за период 1999-2016 гг. численность населения страны может уменьшиться на 11,5 млн. человек. В результате написания данной курсовой работы были проанализированы различные тенденции, которые описывают состояние медико-демографической ситуации в Воронежской области в последние годы. Положительные моменты заключаются в том, что показатели, смертности, инвалидности и рождаемости немого лучше средних по стране. Ключевые проблемы состоят в повышенном уровне смертности в трудоспособном возрасте, достаточно высоком уровне заболеваемости населения и нехватка государственных медицинских работников. В результате анализа социально-экономического развития области и его сравнения с медико-демографическими показателями были выявлены достаточно четкие зависимости. Они проявились в значительном улучшении демографической ситуации в период с 2000 по 2007 год, который соответствует периоду наиболее активного экономического развития области. По основным проблемам, главным образом, связанным с заболеваемостью населения, были приняты программы, которые имеет целью снижение распространенности таких заболеваний как алкоголизм, злокачественные новообразования и другие. Исходя из анализа ситуации и демографических тенденций, стратегической целью демографической политики Воронежской области на период до 2020 года определяется создание условий для обеспечения простого воспроизводства населения, стабилизации его демографической структуры и формирования на этой основе необходимых экономике трудовых ресурсов. Эта цель достигается на основе решения следующих задач: повышения рождаемости до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,10−2,15 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару, общего коэффициента рождаемости – до 12 чел. на 1000 чел. населения); снижения смертности − до 15,5 чел. на 1000 чел. населения; стабилизации показателя среднегодовой естественной убыли населения на величине не более 0,3-0,4 %; обеспечения механического прироста на-селения до величины, компенсирующей его естественную убыль не менее чем на 50−60 %; стабилизации численности населения области на этой основе; обеспечения допустимой для экономики области демографической нагрузки. Приоритетными направлениями демографической политики на период до 2020 года являются: 1. Повышение рождаемости и укрепление института семьи, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья населения. 2. Снижение уровня смертности, в первую очередь среди детей, подростков и лиц трудоспособного возраста, увеличение продолжительности жизни населения. 3. Создание условий для стабилизации демографических процессов в сельской местности. 4. Создание условий для переселения в область граждан репродуктивного возраста из числа соотечественников, проживающих за рубежом, управление трудовой миграцией. Оценка состояние здравоохранения Воронежской области показала, что такие показатели, как уровень финансирования, обеспеченность населения кадрами, коечным фондом, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений находятся на более низком уровне, чем в среднем по России. Но сохраняются проблемы с оснащенностью учреждений здравоохранения, наличием необходимого медицинского оборудования в местных больницах, однако в области разработаны, внедрены в производство и практическую медицинскую деятельность новые методы лечения заболеваний, новые медицинские приборы и лекарственные средства. Внедрены телемедицина, геоинформационные технологии, дистанционный кардиомониторинг. Достаточно высок уровень развития в регионе информационных технологий в управлении здравоохранением. Таким образом, основные пути совершенствования ситуации в области здравоохранения для Воронежской области заключаются в повышении ее качества и эффективности за счет переоснащения учреждений здравоохранения; в повышении доступности медицинской помощи всему населению региона и повышения квалификации медицинских специалистов. Одним из важных направлением является развитие и совершенствование системы профилактических мероприятий основных классов заболеваний и улучшения качества методов раннего выявления заболеваний. А также необходимо уделять особое внимание санитарной культуре населения, уровню осведомленности и образованности в области здравоохранения, пропаганде здорового образа жизни. Список используемой литературы1. Воронежский курьер. - 2007. - №89. - С. 2. 2. Главное управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям администрации Воронежской обл. 3. Главное управление экономического развития Воронежской области. 4. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2009. – 795 с. 5. Программа реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007-2008 годы / Утверждена Постановлением Воронежской областной Думы от 22.12.2006 г. №704-IV-ОД. 6. http://voronezhstat.gks.ru 7. http://vvoronezhe.ru 8. http://regnum.ru 9. См.: http://socpol.воронеж.htm; http://socpol.белгород.htm; .: http://socpol.липецк.htm. |