Курсовая работа: Спрос и предложение на рынке автомобилей
Название: Спрос и предложение на рынке автомобилей Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||
Оглавление Введение 1.Спрос и предложение 1.1 Понятие спроса. Факторы, влияющие на спрос 1.2 Понятие предложения. Факторы изменения предложения 2. Рыночное равновесие 2.1 Понятие рыночного равновесия 2.2 Реакция рынка на изменение спроса и предложения 3. Изменение спроса и предложения на рынке автомобилей Заключение Список использованной литературы и источников Введение Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке. Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение. Спрос и предложение – это взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Цель этой работы – изучить, что такое спрос и предложение, рассмотреть влияние неценовых факторов на спрос и предложение. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ — факторы, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке, за исключением цен на товары, услуги (доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменящх товаров, запасы и др.). В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи: - рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения; - раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения; - проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке; - раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения. Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения. В работе использованы труды таких теоретиков, как О.А. Курно, А. Маршалл, Гиффен, А. Смит и др. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе курсовой работы дается определение спроса и предложения, факторов, оказывающих на них свое влияние. Также в первой главе рассматриваются законы спроса и предложения . Во второй главе раскрыта взаимозависимость спроса и предложения и установление равновесной цены на рынке. Показан механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике. 1. Спрос и предложение 1.1 Понятие спроса. Факторы, влияющие на спрос спрос предложение платежеспособный цена Спрос - это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени. Спрос – платежеспособное желание приобрести товар. Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться из-за рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо знать, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление. Объем спроса – максимальное количество товара, которое согласны приобрести потребители при определенных условиях. Объем спроса определяется ценой. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике. Если цены за единицу товара Р отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос Q, - по оси абсцисс, то и получим такой график(рис.1.1.). Рис.1.1.Кривая спрос Изображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса D(D - от англ. "demand" - спрос). Кривая спроса суммарно для всех потребителей является результирующей кривых спроса для каждого потребителя в отдельности. Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может быть график прямой линии, в зависимости от сложности сценария. Кривые спроса используются для оценки поведения агентов конкурентных рынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения для оценки сбалансированной или равновесной цены (цены по которой все продавцы готовы продать и все покупатели готовы купить, также известной, как термин цена рыночного клиринга) и равновесного количества (объёма товаров или услуг, которые будут произведены и проданы без избыточного увеличения предложения или избыточного сокращения спроса) на рынке. На монополистическом рынке, кривая спроса представлена только кривой спроса на продукцию монополиста и не требует создания результирующей функции. На графике кривая в отлого опускается. Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса. Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что тоже самое, если на рынок поступает большее количество одинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены. Спрос не остается неизменным.Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD =f(P) На наличие у покупателей желания и возможности покупать данный товар по определенной цене влияет множество факторов, называемых неценовыми детерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но в реальности, естественно, могут изменяться. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево. 1.Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары. Субституты (от лат. substitutio— замена) — взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого. Товары считаются субститутами, если значение перекрестной эластичности больше нуля: E(Q2 ,P1 ) > 0 К примеру, автомобильн ые по крышки и бензин. Когда бензи н дорожает, то люд и меньш е ездят на личных автомашинах, а значит, покупают меньше п окрышек (даж е если их цен а не изменил ась). Таким образом, рост це н на бензин привод ит к движ ению вверх по кривой спроса на бензи н, а также к сдвигу вл ево кривой спроса на автопокрышки. Пары тов аров такого типа н азывают ся взаимодополняющими (и ли комплементами). Одни и те же п ары товаров могут быть как взаимозаменяющими, так и взаимо дополняющи ми, в зави симости от отношения к ним покупателей ; эти термины не отраж ают внутренних свойств товаров. Некоторые лю ди могут считать сыр и говядину взаимозаменяющими и сточниками прот еина, но тот, кто люби т бутерброды с сыром, скорее отнесется к этим товарам как к взаи модополняющим. Существует еще один важный момент, на котором стоит останови ться. При формировании закона спроса, по д ценой подразумевается цена относительная, то есть, рассчитанная по отношению к другим товарам. В перио ды инфляции, когда общи й средний уровень цен растет, становится особенно важным различать изменения в относительных ценах и изменения в ценах но минальных (количестве долларов, заплаченных за товар). Когда инфл яция сильна, товар может стать относительно бол ее дешевым, даже если его номинальная цена растет (при условии, что цены на другие товары растут еще бо лее быстро). 2.Размер дохода потребителей. Спрос на товар зависит от изменений доходов потребителей. Когда их дохо ды растут, то люди, естественно, покупают большие количества товаров (при неизме нных це нах). Предпол ожим теперь, что дохо ды потребителей растут. По мере роста дохо дов люди стан овятся все бол ее разборчивыми в том, что они едят. Им уже не нужны просто калории. Теперь и м нужны калории высшего качества, со держащиеся в пище, которая вкусн а, по лезна и соответ ствует моде. Однако существуют и такие товары, которые люд и начин ают покупать в меньших ко личествах, если их доход возрастает (при прочих равных условиях). Например, потребление маргари на снижается при росте доходов, поскольку покупател и начинают чаще пол ьзоваться сливочным маслом. Люди обычно покупают меньш ее количеств о услуг по ремонту обуви, если их доход растет; вместо этих услуг они просто пок упают нов ую обувь. Товары такого типа, как маргарин, услуги по ремон ту обуви, одежду секонд-хенд, называются низш ими товарами. Спрос на них возрастает при снижении доходов. Как и в случае с взаимозаменяющими и взаимодополняющими тов арами, товары являются низшими или н ормальными (высши ми ) только потому, что их так оценил п отребитель; э ти свойства не являются вн утрен не при сущими тов арам. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода потребителей, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Выделяют еще товары Гиффена. Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена все, наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса. Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например, товарами Гиффена в России являются соевый соус, кетчуп и майонез. В этом заключается "парадокс Гиффена": при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах. Рис. 1.2. Классические кривые спроса и "парадокс Гиффена" Если рассматривать кривую спроса в классической постановке (рис. 1.2.), то легко убедиться в том, что действительно по закону спроса такое поведение потребителей в принципе невозможно - с увеличением цен на товар объемы его приобретения должны уменьшаться, но не увеличиваться. Увеличение объемов спроса при одновременном увеличении цен по сути классической теории означает переход от старой кривой спроса при доходе C1 к новой кривой спроса при новых, более высоких доходах C2 , что показано стрелкой на рисунке 1.2.Например,исследование цен показало, что рис и макароны в Китае являются товарами Гиффена. После "отпуска" розничных цен в январе 1992 г. в России в средствах массовой информации в качестве примера "эффекта Гиффена" часто стали приводить увеличение спроса на хлеб, подмеченное статистикой. Обычно товары Гиффена обнаруживаются в условиях нестабильности (кризисные угрозы, нестабильные доходы, резкие институциональные изменения и т. п.). Но надёжное исследование требует изучения "прочих равных условий", что осуществляется далеко не всегда. Таким образом "парадокс Гиффена" рассматривается как исключение из закона. Выделены в отдельную категорию и товары Веблена. Это статусные товары, которые показывают статус человека (дома, машины и т. д.) Эффект Веблена - феномен, нарушающий закон спроса и гласящий, что при прочих равных условиях, чем выше цена определенных товаров, тем больше объем спроса на них. Согласно концепции "демонстративного потребления", представители класса богатых покупают многие товары не из-за того, что эти товары удовлетворяют их личные потребности, а из-за того, чтобы "выделиться" среди других, продемонстрировать себя как состоятельных людей. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном. Например, в наше время "новые русские" и молодежь весьма подвержены эффекту Веблена. К примеру, покупка фирменной одежды за "заоблачные" цены в бутике, хотя на вьетнамском рынке продается то же самое намного дешевле. 3. Ценовые и дефицитные ожидания.Изменен ие ожидани й покупателей — это третий фак тор, ко торый может быть при чиной сдвига кривой спроса. Если люди по какой -либо причине ожидают, что относитель ная цена товара возрастет, и ли что какой-то неценовой фак тор вызовет в скором будущем рост альтернативн ой сто имости товара, то, конечно, потребители будут стремить ся купить товар до ожидаемого изменения.Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары (например, в связи с изменениями налоговой системы), относительно наличия существующих и иных товаров в будущем (например, при появлении информации об уходе с рынка крупного поставщика привычного товара или о скором начале выпуска товара, лучше удовлетворяющего соответствующие потребности) также способны изменить спрос в соответствующую сторону. Изменяющие спрос ожидания могут относиться и к собственному доходу потребителя в будущем.4. Изменение вкусов и предпочтений.Изменение вкусов — это четвертый источник и зменения спроса. Иногда вкусы меняются быстро (напри мер, в таких отраслях, как популярная музыка, одежда, еда). В этом случае кривая спроса совершает сдвиги очень часто. В други х случаях изменение вкусов прои схо дит мед ленн о, но постоянно. Так, например, в последние годы по требители стали больше заботи ться о своем здоровье. В результате, падает спрос на сигареты и пищу с высоким содержанием хо лестерина, и в то же время растет спрос на рыбу, цыплят, спортивное оборудование.5.Изменение количества покупателей.Увеличение или уменьшение числа покупателей, имеющих доступ на данный рынок, обусловливает соответственно повышение и снижение спроса. 6. Изменение расходов на рекламу. Реклама может придать товару дополнительную ценность в восприятии потребителя. К примеру, как вы считаете, какую марку джинсов предпочтет большая часть покупателей: нерекламируемую или "Леви'с"? Доктор Эрнест Дишер, психолог, известный как основоположник исследований человеческой мотивации, поддержал точку зрения, заключающуюся в том, что образ изделия, который в определенной мере создается рекламой, является неотъемлемой характеристикой этого изделия. Дальнейшие исследования показали, что, хотя реклама и не должна однозначно указывать на качество изделия, сам положительный образ, представленный в ней, может предполагать высокое качество, повышая привлекательность товара для потребителя и тем самым придавая ему дополнительную потребительскую ценность. Именно по этой причине при одинаковом качестве различных марок аспирина цена аспирина фирмы "Байер" выше. Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса. Перемещение кривой в в положение D1 , при увеличении спроса, при уменьшении — в D2 . Рис.1.3.Изменение спроса под влиянием неценовых факторовДля характеристики поведения кривой спроса на определенном участке, как и для анализа многих других зависимостей, в экономике используется так называемая функция эластичности, отражающая степень чувствительности изменений одной величины к изменениям другой, или, точнее, на сколько процентов изменится одна величина при определенном процентном изменении другой величины. То есть эластичность спроса по цене в определенной точке кривой спроса будет равна отношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению уровня цен. Аналогичным образом оказывается удобным использовать понятие эластичности и для характеристики чувствительности спроса к изменениям неценовых параметров при фиксированной цене (эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса на один товар по цене на другой товар и т.п.). 1.2 Понятие предложения. Факторы изменения предложения Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками, предложены покупателям для покупки.Предложение – это готовность продать товар. Его предъявляют производители и продавцы.Любой поставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной. Очевидно, что производить товаров "слишком мало" невыгодно, т.к. любой поставщик несет так называемые постоянные затраты, не зависящие от объема поставок (например, плата за аренду помещений, оплата труда административного и обслуживающего персонала, амортизация стоимости зданий и оборудования, которые имеют физически и "морально" ограниченный срок службы независимо от степени их эксплуатации). Ясно, что на чем большее количество поставленных изделий распределяются эти постоянные расходы, тем меньшая сумма "постоянной себестоимости" будет у каждого из изделий – если бы все расходы поставщика были постоянными, то с наращиванием объема поставок себестоимость единицы изделия монотонно убывала бы. Существование же некоторого ограничения сверху на наращивание объема поставок объясняется тем, что для любого поставщика существует некоторое определенное количество поставляемого товара, превышение которого вызовет ускорение роста переменных расходов, необходимых для выпуска каждого дополнительного изделия. Или, говоря иначе, при увеличении переменных расходов сверх некоторого критического значения количество дополнительно произведенных изделий в расчете на единицу вложенных переменных издержек будет постепенно уменьшаться – так называемый закон убывающей производительности. Это связано, прежде всего, с существованием технических и технологических ограничений на наращивание объема производства сверх некоторого количества в единицу времени для любого оборудования: оборудование будет давать все более частые сбои, за счет несоблюдения технологии увеличится количество брака и отходов. При этом бессмысленно далее увеличивать затраты на внеплановые ремонты, увеличивать интенсивность подачи сырья, увеличивать число рабочих смен или ставить около каждого станка по два рабочих. Утверждается, что закон убывающей производительности применим ко всем известным производственным процессам. Таким образом, с ростом интенсивности поставок критичность режима работы поставщика будет ускоренно нарастать, и себестоимость каждого отдельного дополнительно поставленного изделия (т.е. сумма затрат, которую производство этого дополнительного изделия добавит ко всем ранее произведенным общим затратам, которые были осуществлены для производства всех предыдущих изделий) превысит установленную продажную цену (т.е. сумму, добавляемую в результате поставки этого дополнительного товара к общей выручке). В этом случае поставка этого дополнительного изделия действительно уменьшит, а не увеличит общую прибыль, равную разности между общей выручкой и общими затратами. Ясно, что чем выше установленная продажная цена, тем больший объем производства соответствует оптимальному уровню для отдельного поставщика: поставщик имеет возможность выдержать более интенсивный (то есть более дорогостоящий) режим работы, бóльшую себестоимость последнего дополнительно произведенного изделия. Кроме того, при повышении продажной цены для ряда других поставщиков, которые ранее не имели возможности предлагать на рынке данный товар по той причине, что продажные цены были ниже даже минимально возможной средней себестоимости поставляемых ими изделий, могут теперь начать поставки на рынок этого товара, т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной. Объем предложения – максимальное количество товара, которое согласен продать продавец Таким образом, рост цены влечет за собой увеличение предложения. Законом предложения называется увеличение количества предлагаемого блага при росте его ценыи обратное - снижение цен сокращает предложение. Кривая предложения может быть схематично представлена графически следующим образом: Рис.2.1. Кривая предложения Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).Кривая предложения - линия, выражающая зависимость между ценами и количеством товара, которое производители готовы выпустить и реализовать на рынке. Вполне логично, что при более высокой цене и прочих равных условиях наблюдается и более высокий уровень предложения, так как главная цель производителя состоит в максимизации прибыли, что может обеспечиваться увеличением дохода. Однако при слишком высокой цене сравнительно большой доход производитель получает, не наращивая выпуск товара. В данном случае предложение как минимум остается неизменным, а может и сократиться.НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. Под воздействием изменения какого-то из них величина предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой вправо или влево. Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие:1. Цены на ресурсы.Чем ниже затраты производителя на сырье и рабочую силу, тем больше товара по низкой цене он может предложить на рынок.2. Уровень технологии, применяемой при производстве однотипных изделий.Совершенствование технологий означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. Если производство товара обходится изготовителю дешевле, чем раньше, то он, расходуя те же средства, может произвести больше и таким образом увеличить предложение, Если, наоборот, затраты на производство растут, то предложение сокращается.Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.3. Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и движение их цен.Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложения кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.4. Число продавцов и их поведение на рынке.При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти.Например, образование новой профессиональной футбольной лиги увеличивает количество матчей между профессиональными футбольными командами.Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.5. Налоги, дотации и субсидии, влияющие на развитие производства. Налоги влияют на прибыль производителя. Для того чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление. Дотации дает государство, для того, чтобы производитель затратил меньше личных денег и мог расширить производство и кривая предложения смещается вправо. 6. Ожидания производителей в связи с возможными изменениями цен.Если производители ожидают, что цены на их товар в ближайшее время поднимутся, то они будут придерживать товар, продавая его меньше при нынешней цене, чтобы получить большую выгоду. В случае ожиданий противоположного характера все будет наоборот. Если ожидается понижение цены, то производители избавляются от данного товара. Например, ожидание существенного снижения цен на нефть заставляет нефтяные компании увеличивать текущее предложение. 2. Рыночное равновесие 2.1 Понятие рыночного равновесия На рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и покупателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний. Для более подробного раскрытия понятий приведем график (рис.5). Для чего совместим кривые спроса и предложения одного и того же товара на этом графике. Линия в есть графическое изображение спроса от цены, линия S – графическое изображение функции предложения от цены. Точка их пересечения – это точка равновесия E. В данной ситуации объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd= Ps), то есть рынок сбалансирован. Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным. Координатами точки пересечения кривых спроса и предложения E является равновесная цена Peи равновесный объем производства Qre. В таких условиях производителям данного товара невыгодно дальнейшее расширение производства, а значит, и предложения, так как товар не найдет спроса. В свою очередь покупатели этого товара именно на такой объем предложения и рассчитывали, цена предложения их также устраивает. Рассмотренная нами модель, иллюстрирующая одновременное взаимодействие спроса и предложения определенного товара, получила в экономической теории название модели частичного рыночного равновесия (равновесия на рынке одного товара). Рис. 3.1. – Рыночное равновесие по Вальрасу Приведенная характеристика равновесия в экономической теории известна как "равновесие по Вальрасу" (швейцарский экономист). Существует и другой подход к описанию равновесия — "равновесие по Маршаллу". Отличие этих моделей в следующем: если Вальрас делает акцент на соотношении величины спроса и величины предложения в установлении равновесия, то Маршалл — на соотношении цены спроса и цены предложения в данном процессе. Равновесие по Маршаллу можно проиллюстрировать на следующем графике (рис. 3.2.). Допустим, что объем предложения ниже равновесного (Q1 < Qe), тогда цена спроса будет выше цены предложения (Р1 > P4). Это будет побуждать продавцов наращивать объем предложения. Если же объем предложения превышает равновесный уровень(Q2 > Qe) , то цена предложения превысит цену спроса, то есть P2 > P3, и продавцы станут снижать объем предложения. При равновесном объеме производства цена спроса совпадает с ценой предложения. Рис. 3.2.– Рыночное равновесие по Маршаллу Модель Маршалла больше применима к анализу установления равновесия в длительном периоде, когда объем предложения в состоянии адекватно отреагировать на изменение рыночной цены спроса. Вместе с тем обе модели показывают естественную способность рынка "самонастраиваться" путем непрерывного "поиска" соответствий между спросом и предложением. Рисунок 3.1. и 3.2. иллюстрируют единственность рыночного равновесия, когда линии рыночного спроса и рыночного предложения пересекаются в единственной точке Е. Точка пересечения кривых спроса(D) и предложения(S) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Равновесие — закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается стабильность экономической системы в целом. Словарь определяет слово " равновесие" как ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равновесие. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается вновь; нестабильное — когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного периода времени. Если в экономической системе, выведенной по каким-либо причинам из равновесия, имеются факторы, возвращающие ее в исходное равновесное состояние, то такое равновесие стабильно; при отсутствии подобных факторов равновесие является нестабильным. В условия конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректирует цену до того момента, пока величина спроса и величина предложения не совпадут. Это равновесная цена. Соответствующее количество (продукта) – это равновесное количество. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток у покупателей. При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж—такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. 2.2 Реакция рынка на изменение спроса и предложения Равновесная цена не может оставаться долгое время неизменной. Те же рыночные силы, которые привели к ее установлению, будут вызывать и ее изменение. Мы уже выяснили, что множество факторов ведет к изменению спроса и предложения, что будет выражаться в сдвиге кривых спроса и предложения, либо только одной из них в ту или другую сторону, либо обеих сразу в одном или противоположных направлениях. Эти движения кривых спроса и предложения неизбежно будут вызывать изменение рыночного равновесия, а значит, и равновесной цены. Рассмотрим конкретные примеры.
Изменение спроса (предложение остается неизменным) — рис. 3.3. Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо, это приводит к росту как равновесной цены (P1> P0), так и равновесного количества (Q1> Q0). Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево, что ведет к снижению и равновесной цены (Р2 < Р0), и равновесного количества (Q2< Q0). Изменение предложения (спрос остается неизменным)– рис. 3.4. Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо. Это приводит к уменьшению равновесной цены (Р1 < Р0), но увеличению равновесного количества (Q 1 > Q 0). Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево. Это приводит к росту равновесной цены (Р2 > Р0), но уменьшению равновесного количества (Q2<Q0). В рассмотренных случаях сдвигалась только одна кривая – либо спроса, либо предложения, когда вступали в действие либо детерминанты спроса, либо детерминанты предложения. Скажем, в первом примере сдвиг рыночного равновесия мог произойти под действием роста или снижения доходов покупателей, а во втором примере — за счет увеличения или уменьшения числа производителей. Но в реальной жизни нередки случаи, когда одновременно действуют факторы, изменяющие и спрос, и предложение. Например, повышение таможенных пошлин может вызвать уменьшение предложения импортных товаров, а рост доходов населения — одновременное увеличение спроса на них. Рассмотрим случаи одновременного изменения и спроса, и предложения. Здесь возможно несколько вариантов. 1. Спрос и предложение изменяются в одном направлении. а) Спрос и предложение увеличиваются одновременно и в равной степени (рис.3.5.). В этом случае произойдет изменение только равновесного количества в сторону его увеличения (Q1> Q0), а равновесная цена останется прежней. б) Спрос и предложение сокращаются одновременно и в равной степени (рис. 3.6.). При одновременном сокращении спроса и предложения равновесная цена не изменится, а равновесное количество снизится ( Q1 < Q0).
2. Спрос и предложение изменяются в разных направлениях а) Спрос увеличивается, а предложение сокращается в той же пропорции (рис. 3.7.). Одновременное увеличение спроса и сокращение предложения не изменят равновесного количества, но приведут к росту равновесной цены (Р1 > Р0).
б) Спрос сокращается, а предложение увеличивается в той же пропорции (рис.3.8.). В этом случае равновесное количество также не изменится, а равновесная цена снизится (Р1< Р0). Необходимо учесть и еще одно обстоятельство. Во всех случаях одновременного изменения спроса и предложения мы исходили из того, что эти изменения происходят в одинаковой пропорции, т. е. что предложение и спрос, скажем, увеличиваются в 2 раза или предложение увеличивается, а спрос сокращается в 1,5 раза. Но в реальной жизни такое случается редко. Типичны случаи, когда эти изменения происходят в неравной степени. Например, спрос вырос в 2 раза, а предложение сократилось в 1,3 раза и т.п. 3. Изменение спроса и предложения на рынке автомобилей Эта тема объясняет понятия предложения и спроса и показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам).Так как экономическая жизнь постоянно меняется, то и спрос непрерывно изменяется. Кривые спроса остаются неизменными только в учебниках. Почему же сдвигается кривая спроса? Потому что меняется не только цена блага, но и другие факторы. Например, рынок автомобилей в США.Есть много возможных причин, по которым с 1950 по 1990 гг. спрос на машины резко возрос: Таблица 4. 1. В эти года фактически удвоился средний реальный доход людей, численность взрослого населения увеличилась почти на половину, и наблюдался спад в работе альтернативных форм общественного транспорта (автобусов, троллейбусов и железной дороги). В результате этих перемен произошел сдвиг вправо кривой спроса на машины. Чистый эффект от таких изменений детерминант спроса мы называем увеличением спроса. Увеличение спроса на автомобили показано (рис. 4.1.) как сдвиг вправо кривой спроса. Этот сдвиг означает, что по каждой цене будет куплено больше машин. Рис.4.1.Кривая спроса на автомобили Так как элементы, определяющие спрос, меняются, то изменяется и спрос на автомобили. Здесь мы видим, как влияют повышение среднего дохода, увеличение численности населения, более низкие цены на бензин на спрос автомобилей. Теперь рассмотрим сдвиг в предложении на примере рынка автомобилей. При изучении сил, определяющих кривую предложения, говоря о политике предприятий-производителей, необходимо понимать, что производители выпускают товары для получения прибыли, а не для удовольствия или из милосердия. Один из наиболее важных элементов, лежащих в основе кривой предложения – это издержки производства (или производственные затраты). Если производственные затраты низки по сравнению с рыночными ценами, то для производителей выгодно поставлять товары в больших количествах. Если же они высоки по сравнению с ценой, фирмы производят товар в небольших количествах, переключаются на другие продукты или даже покидают бизнес. Производственные затраты в первую очередь определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом. Очевидно, что цены на ресурсы, такие как труд, энергию или оборудование оказывают большое влияние на производственные затраты и данный уровень выпуска. Например, когда в 1970-х гг. цены на нефть резко возросли, это привело к возрастанию цен на энергию для производителей, увеличению их производственных затрат и понижению их предложения. В противоположном случае - в начале 1990-х процентные ставки упали и, таким образом, снизились издержки производства многих предприятий, которые брали деньги под проценты. Настолько же важным фактором, влияющим на производственные затраты, является технический прогресс. Он приводит к переменам, позволяющим снижать количество ресурсов, требующихся на производство одного и того же объема выпуска. Это понятие объединяет все, начиная с подлинных технических открытий и лучшего применения существующих технологий, и кончая обычной реорганизацией рабочего процесса. Производители стали работать более эффективно. Для того чтобы сделать автомобиль, требуется куда меньше времени, чем раньше. Этот прогресс в технологиях позволяет изготовителям машин получать прибыль от производства большего числа автомобилей по той же цене. Или приведем другой фактор: банк пересматривает порядок своей работы, для того, чтобы банковские служащие могли открыть чековый счет для нескольких клиентов, заполнив только одну короткую форму, вместо того, чтобы заполнять 5 или 6 длинных форм, как раньше. Это изменение в порядке работы тоже снизит издержки производства. Но производственные затраты - это не единственный фактор, влияющий на кривую предложения. Фирмы пользуются любой альтернативной возможностью для использования своих производственных активов. Таким образом, на предложение также влияют цены сопутствующих благ, и в особенности благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего товара вырастет, то повысится цена и второго. Так, автомобильные компании на одном и том же заводе обычно выпускают несколько различных моделей одного автомобиля. Если спрос на какую-то модель возрастает, и ее цена растет, то они переведут сборочные конвейеры на производство этой модели, и предложение других моделей снизится. Или, если увеличится спрос и цена на грузовики, то весь завод может перейти на изготовление грузовиков, и предложение легковых автомобилей снизится. Торговая политика государства также оказывает сильное воздействие на предложение. Таблица 4.2. Факторы, влияющие на кривую предложения. Когда меняются цены на автомобили, производители изменяют объем производства и величину предложения, но предложение остается постоянным, и кривая предложения не сдвигается. И наоборот, когда другие факторы, влияющие на предложение, меняются, изменяется и предложение, а кривая предложения сдвигается. Предложение автомобилей возрастает с уменьшением затрат или увеличением конкуренции со стороны Японии. По каждой цене внутренние и иностранные производители будут поставлять больше автомобилей, и, поэтому, кривая предложения сдвинется вправо. Предложение на примере рынка автомобилей возрастет, если произойдут такие события, как: компьютеризация проектирования и обработки данных, обеспечивающая экономию затрат, уменьшит объем труда, требуемого для изготовления машин; рабочие согласятся на уменьшение зарплаты; японским производителям автомобилей позволят экспортировать больше машин; или правительство отменит некоторые инструкции, регулирующие промышленность. Любой из этих элементов увеличит предложение автомобилей в США по каждой цене.Рис. 4.2. Увеличение предложения автомобилей Заключение Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.Закон спроса гласит: чем ниже цена на товар, тем выше спрос на него и наоборот.Кривая спроса характеризует состояние цен и объема покупок определенной продукции в определенный момент времени. Эта кривая изображается в виде графика, который имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически в виде кривой предложения, которая имеет положительный наклон.Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одного из неценовых факторов, от которых он зависит: увеличение (или сокращение) доходов потребителя: изменение вкусов и предпочтений потребителей, ценовые и дефицитные ожидания потребителей, колебание расходов на рекламу, изменение цен товаров-заменителей или товаров-комплементов и т.д.Сдвиг кривой предложения также вызывается изменениями факторов, влияющих на предложение: цены ресурсов, совершенствование технологий производства, размер налогов и субсидий и т.д.Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению.Таким образом, мы выполнили все поставленные в этой работе задачи. Список использованной литературы и источников 1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь/ А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с. 2. Борисов Е.Ф., Экономическая теория. Учебное пособие. Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп./ Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с. 3. Борохов В. Б. Основы экономической теории/ В. Б. Борохов. - М.: Финпресс, 2000. – 159 с. 4. Веблен Т. Теория праздного класса/ Т. Веблен. – М.: Прогресс, 1984. – 367 с. 5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2001. – 208 с. 6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. - СПб.: Экономическая школа, 1994. - 349с 7. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – СПб.: АО" Санкт-Петербург оркестр", 1994. – 448 с. 8. Ивашковский С.Н. Экономика: микро - и макроанализ. – М.: Дело, 2001. – 359 с. 9. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. - М.: Издательство "Туран", 1996. -400 с. 10. Литвинцева Г.П. Словарь терминов по институциональной экономике. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – 336 с. 11. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1 - М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. - 26 c. 12. Микроэкономика: практический подход: учебник./ Под. ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2004 – 672 с. 13. 13.Мэнкью Н. Принципы микроэкономики. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с. 14. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. 2изд., изм. - М.: НОРМА, 2002. — 572 с. 15. Одинец В. П., Тарасевич В. М., Цацулин А. Н. Спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. – СПб.: издательство Санкт-петербургского университета экономики и финансов, 1993. – 158с. 16. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. /В.Ф. Максимова. – М.: "СиминтЭк",1992. – 168 с. 17. Тарасевич А. С., Гребенников П. И., Лересский А. И. Микроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 375 с. 18. Теория потребительского поведения и спроса./ Под. ред. В. Н. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1993. – 380 с. 19. Economicus.Ru - Микроэкономикаhttp://micro.economicus.ru/ |