Реферат: Остафьево
Название: Остафьево Раздел: Рефераты по москвоведению Тип: реферат |
Остафьево до середины XVIII в. Усадьба Остафьево расположена в восьми километрах южнее Москвы. В документах начала XVII в. впервые появилось упоминание об этой местности как пустоши сельца Никульского, а называлась она «Климово, Нечаево тож». Свое нынешнее название усадьба получила во второй половине XVIII в. после присоединения ее к соседней деревне Остафьево. До середины XVIII в. усадьба находилась во владении служилых дворян Малова и Пивова, Н. К. Минина, Ляпуновых, Бартеневых, Львовых, Апраксиных, Голицыных. Прокопий Ляпунов - политический деятель начала XVII в. В 1610 г. он организовал свержение Василия Шуйского, а после занятия Москвы польскими войсками возглавил формирование первого ополчения и был его командующим. Бартеневы - стрелецкий род. Львовы - дьяки, близкие к царскому двору. Петр Апраксин - граф, государственный деятель, сподвижник Петра I, участник русско-шведской войны, президент Юстиц-коллегии. Князь Яков Голицын - внук воспитателя Петра I Бориса Голицына. К. М. Матвеев Козьма Матвеев - промышленник, родом из Тульской губернии. К. М. Матвеев и П. И. Сухарев открыли в Остафьеве в 1752 г. красильное заведение. Петр Иванович Сухарев был гениальный изобретатель-самоучка, открывший секрет изготовления редких красителей. Они не уступали по качеству заграничным и были необходимы для расцвечивания отечественных тканей и сукон. Его компаньон купец Козьма Матвеевич Матвеев был не менее талантлив, но уже как предприниматель. Он рано заслужил доверие правительства, отдавшего ему в 1742 г. на откуп таможенные сборы в Нижнем Новгороде, а с 1747 г. и табачный сбор. В Курской губернии у Матвеева была своя Суконная фабрика, а на Урале он разделял пай с П. И. Паниным на железоделательный завод. К 1750 гг. у Матвеева были сургучная и красильная фабрики в Москве, а в дальнейшем он стал собственником ценинной фабрики, производившей печные изразцы. Владение Голицыных Матвеев приобрел по особому разрешению правительства, заинтересованного в развитии производства отечественных красок. Ему, как лицу не принадлежавшему к высшим сословиям, исключительное право на приобретение «деревень» - земли и 500 душ крестьян сельца Климово и деревни Остафьево - давалось с целью обеспечения мануфактуры рабочей силой и на строго оговоренных условиях. В 1754 г. Матвеев выслужил звание коллежского советника, приравнявшее его к дворянскому сословию. В 1756 г. умер П. И. Сухарев. Почувствовав себя «дворянином» и единственным владельцем заведения Матвеев взялся за переоборудование усадьбы. На рубеже 1750-1760-х гг. он капитально отстраивает Остафьево. Созданный в это время ансамбль определил главные черты пространственной структуры и всей композиции будущей усадьбы князей Вяземских. В начале 1780-х гг. вдовой Матвеева и его детьми была перенесена каменная церковь Живоначальной Троицы из принадлежащего ей села Рязанова в Остафьево. В 1758 г. место бывшего красильного заведения, упраздненного Матвеевым два года спустя после смерти компаньона, в Остафьеве начала работать Суконная фабрика с привлечением части рабочих бывшей красильной фабрики. Другая часть рабочих красильного заведения была продана, вместе с «секретами» производства, новому владельцу, открывшему свое предприятие в Вологде. Последнее было самым серьезным нарушением Матвеева, которое при жизни предпринимателя «не замечалось» чиновниками. Расплачиваться за это самоуправство пришлось наследникам Козьмы Матвеева, полностью лишившимся (после тридцатилетнего спора с наследниками П. И. Сухарева) своего права на имение, исключая произведенных Матвеевым построек: каменных и деревянных зданий суконной фабрики и каменного господского дома, обреченных на слом и на вывоз из имения. А. И. Вяземский В 1792 г. новым владельцем Остафьева стал князь Андрей Иванович Вяземский. Вяземскому выпала удача выгодно приобрести все сразу: землю и крестьян, красивую усадьбу с прудами и садом, и готовым к производству «заведением». Выгода и состояла в том, что несмотря на решение Сената от 1786 г. имение все еще оставалось в «споре» между наследниками К. Матвеева и П. Сухарева. Беря на себя ответственность за решение «спора», используя при этом связи в Сенате, А. И. Вяземский имел возможность сбросить цену. К началу 1794 г. вопрос был решен окончательно и все матвеевские постройки (господский дом и фабрика) перешли в его собственность, наряду с землей и крестьянами. Сравнительно малоземельное имение, расположенное поблизости от Москвы, должно было служить местом отдыха его владельцу, принося при этом доход от производства и продажи сукон. Род Вяземских ведет свое начало с 1300 г. от князей киевских Рюриковичей. Среди Вяземских - Афанасий Вяземский - один из главных опричников Ивана Грозного. Князь Андрей Иванович Вяземский - один из образованнейших людей своего времени, фрондирующий аристократ, англоман и масон. Начав жизнь, как многие дворяне, с военной службы, он в двадцать с небольшим лет был уже полковником. Участвовал в русско-турецкой войне; гордостью и независимостью не угодил «светлейшему» Потемкину. В чине генерал-поручика перешел на службу «по гражданской части» - нижегородским и пензенским наместником. Служба сложилась неудачно: нетерпимость к лихоимству породила большое чисто недоброжелателей. Попытка «в Пензе создать Лондон» не удалась, и князь вышел в отставку, так обьяснив ее императору Павлу I: «Природа влила в мою душу непреодолимое омерзение от кривых дорог». В 1801 г. Вяземский начинает строительство усадебного дома по проекту, авторство которого пока не установлено. Андрей Иванович, человек много повидавший, умный, независимый и людей притягивал к себе незаурядных. В числе частых гостей были баснописец, позднее министр юстиции Иван Иванович Дмитриев, сенатор и поэт Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, дипломат, член Петербургской академии наук Александр Михайлович Белосельский-Белозерский, Василий Львович Пушкин, Василий Андреевич Жуковский... С 1804 г. в Остафьеве живет историограф Николай Михайлович Карамзин. П. А. Вяземский Во время заграничного путешествия князь А. И. Вяземский встретил ирландку Женни Квин (урожденную О'Рейли), увез в Россию, добился для нее развода и женился на ней. Она стала матерью будущего поэта Петра Андреевича Вяземского. В 1807 г., когда умирает Андрей Иванович, Петр становится владельцем усадьбы. Первое время дела по имению вели его опекуны (Ю. А. Нелединский-Мелецкий и Н. М. Карамзин), а фабрика находилась в руках управляющих. В 1811 г. Петр женился и с этого времени взял на себя хозяйственные хлопоты. При Петре Андреевиче достраивается усадебный дом, а также перестраивается суконная фабрика. Между тем государственные заказы на поставку сукна резко сократились. Не имея связей, подобных связям отца, служившего в Сенате, Петр Андреевич оказался к тому же и в новых более жестоких условиях рыночной конкуренции, поскольку суконные и ткацкие фабрики в его эпоху росли в дворянских и купеческих имениях, буквально, как грибы. Но при всех трудностях фабрика оставалась одной из главных статей дохода. Когда выделка сукна перестала быть выгодной, фабрику перепрофилировали на производство полотна и парусины. Фабрику закрыли лишь в 1861 г. в связи с крестьянской реформой, так как крестьяне отказались работать на прежних условиях. В 1821 г. П. А. Вяземский попадает в опалу и в течение последующих девяти лет живет с семьей в Остафьеве под особым надзором полиции. Это было следствием писания обличительных стихов, разговоров об освобождении крестьян, участия в подготовке проекта конституции. Именно в это время происходит расцвет духовной жизни в Остафьеве, ставшем местом встреч многих выдающихся личностей эпохи. В Остафьево приезжали А. И. Тургенев, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, А. С. Пушкин, А. Мицкевич. Дворец достигает стадии завершенности. Он приобретает тот внешний вид, который предполагается возвратить ему после окончания реставрационных работ. В 1832 г. Вяземские переезжают в Петербург и бывают в Остафьеве лишь изредка. П. П. Вяземский В 1861 г. во владение усадьбой Остафьево вступает Павел Петрович Вяземский - сенатор и камергер, служил в составе русских миссий в Константинополе, Гааге, Карлсруэ и Вене, был попечителем Петербургского и Казанского учебных округов, председателем Комитета иностранной цензуры, начальником Главного управления по делам печати. Павел Петрович основал Общество любителей древней письменности, в задачу которого входила публикация памятников древнерусской литературы, их изучение и популяризация. Князь Вяземский был автором многочисленных работ по истории русской культуры, написал «Замечания на «Слово о полку Игореве», издал семь автографов А. С. Пушкина, опубликовал книгу «А. С. Пушкин по документам остафьевского архива и личным воспоминаниям». В 1848 г. Павел Петрович женился на вдове поэта И. А. Бека Марии Аркадьевне (урожденной Столыпиной), а в 1861 г. стал хозяином Остафьева. Князь был страстным коллекционером. Он размещает во дворце мночисленные коллекции живописи, графики, прикладного искусства, с связи с чем интерьеры главного дома существенно изменяются. Павел Петрович создал в усадьбе мемориальную комнату Карамзина и Пушкина, и своего отца Петра Андреевича Вяземского. Павел Петрович превратил Остафьево в домашний музей. Комплекс построек бывшей фабрики в это время перестраивается, приспосабливаясь под скотный и конный дворы. В 1882 г. Павел Петрович отдал новое распоряжение о переоборудовании их под летние дачи и для сдачи внаем. В 1888 г. Павел Петрович умирает, а через год - его жена. Усадьба Остафьево переходит к их сыну Петру Павловичу Вяземскому, который живет в Петербурге, сдавая Остафьево внаем. Усадьба приходит в запустение. С. Д. Шереметев В 1898 г. Петр Павлович Вяземский продает усадьбу Остафьево мужу своей сестры Екатерины, Сергею Дмитриевичу Шереметеву. Сергей Дмитриевич - сын графа Дмитрия Николаевича Шереметева и Анны Сергеевны Шереметевой (фрейлины императрицы Александры Федоровны, дочери дальнего родственника Сергея Васильевича Шереметева). Сергей Дмитриевич Шереметев был флигель-адьютантом Александра III и генерал-майором, членом Государственного Совета и обер-егермейстером Высочайшего двора. В 1904 г. Императорская академия наук избрала его своим почетным членом. Большую роль в формировании у Сергея Дмитриевича интереса к изучению истории сыграл князь Павел Петрович Вяземский, на дочери которого, княжне Екатерине Павловне, в 1868 г. Шереметьев женился. После смерти князя С. Д. Шереметев сменил его на посту председателя Общества любителей древней письменности и, став хозяином Остафьева, прекрасно понимал историческое значение усадьбы. Время с 1898 по 1918 г., связанное с его именем, является периодом создания в ней уникального музея. С 1898 г. усадьба становится практически нежилой. С 1906 г. в западном флигеле поселяется его сын Павел Сергеевич Шереметев, помогавший своему отцу в создании музея. Сознавая мемориальную ценность всей обстановки дворца, Шереметев почти не подвергал ее изменениям, но уделял серьезное внимание состоянию здания. С 1899 по 1907 г. был выполнен ряд работ по реставрации фасадов и интерьеров дома. В мае 1907 г. фотограф П. П. Павлов провел фотосьемку усадьбы. Серия видов Остафьева с этих фотографий была вскоре выпущена большим тиражом в виде почтовых открыток, что сделало усадьбу широко известной. С 1911 по 1914 гг. в усадьбе по желанию и на средства графа устанавливаются памятники тем, кто оставил яркий след в ее истории - Н. М. Карамзину, П. А. Вяземскому, П. П. Вяземскому, В. А. Жуковскому, А. С. Пушкину. С. Д. Шереметев приглашает в усадьбу историков, ученых, писателей. Сюда приезжают воспитанники учебных заведений познакомиться с историей усадьбы. Граф никогда не считал Остафьево «обычной земельной собственностью» и именно поэтому в 1903 г. оформил его как заповедное наследственное имение второму по старшинству сыну, историку, художнику, публицисту графу Павлу Сергеевичу Шереметеву. В 1918 г. национализированное имение графа С. Д. Шереметева передается в ведение Мосгубземотдела. С созданием Наркомпроса все имущество дворца было взято на учет Комиссией по охране художественных ценностей, а музей как учреждение передан в ведение Губмузея. Первым директором музея становится Павел Сергеевич Шереметев. П. С. Шереметев Всю жизнь Павел Сергеевич Шереметев был тесно связан с усадьбой Остафьево. С детства ему запомнились приезды в усадьбу с родителями, братьями и сестрами. Будучи студентом историко-филологического факультета Петербургского университета, он помогал отцу разбирать и обрабатывать Остафьевский архив князей Вяземских, вел большую работу по подготовке экспозиций в залах домашнего музея. П. С. Шереметев подолгу жил в Остафьеве, где у него были комнаты в западном флигеле усадебного дома. Здесь он рисовал, занимался исследовательской работой. К 1911 г. им была подготовлена и издана книга «Карамзин в Остафьеве»… До осени 1929 г. Павел Сергеевич с женой Прасковьей Васильевной (Оболенской), сыном Василием и матерью Екатериной Павловной жил в усадьбе, был хранителем художественно-исторических ценностей Остафьева. Все то время, пока музей в Остафьеве был открыт, Павел Сергеевич работал над описанием коллекции живописи и скульптуры; составлял описи изделий из бронзы, мрамора, дерева… Работал над систематизацией коллекций оружия, гемм, гравюр, литографий, книг. В 1927 г. был издан без указания автора написанный П. С. Шереметевым путеводитель по музею. Подготовлен к изданию VI том Остафьевского архива. В двадцатые годы усадьба не ремонтировалась, хотя и находилась под пристальным вниманием Наркомпроса. В июне 1928 г. бывший граф был уволен из музея, а осенью 1929 выселен из Остафьева. В 1931 г. Остафьево из музея-усадьбы преобразуется в дом отдыха, в связи с чем во дворце проводится капитальный ремонт. Здание оборудуется центральным отоплением, вентиляцией, радио- и телефонными сетями. Изменяется планировка помещений, начинается остекление галерей, проводившееся этапами по мере приспособления помещений для нужд дома отдыха. В ноябре 1989 г. в усадьбе вновь открывается музей. В феврале 1995 г. Указом Президента РФ музей-усадьба Остафьево «Русский Парнас» включается в перечень обьектов исторического и культурного наследия федерального значения. В усадьбе ведутся работы по воссозданию первоначального архитектурно-ландшафтного образа усадьбы. Первостепенной задачей является реставрация усадебного дома, которую планируется закончить к 2007 г., к двухсотлетию его постройки. |