Реферат: Политическое сознание понятие,структура,функции
Название: Политическое сознание понятие,структура,функции Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
Содержание Введение....................................................................................................... 3 1. Понятие и сущность политического сознания .......................................... 4 1.1. Понятие и сущность политического сознания ……………………………4 1.2. Подходы к рассмотрению политического сознания………………………6 1.3. Черты политического сознания и его социальные носители……………..8 2. Структура политического сознания ………………………………………….10 3. Функции политического сознания …………………………………………...15 Заключение……………………………………………………………………..18 Библиографический список………………………………………………………20 В ведение Политическое сознание выступает как существенный фактор политики, в значительной степени определяющий функционирование политической системы общества, направленность политических процессов, характер политической деятельности и поведения людей. Оно составляет субъективную основу функционирования политической системы и выражает рациональную сторону поведения каждого отдельного человека, тесно связано с политической культурой и во многом определяет ее, в обобщенной форме выражает степень знакомства личности с политикой. В самом общем виде можно представить политическое сознание как специфическое отражение политики социальными общностями и индивидами. Эта констатация, однако, нуждается в развернутом обосновании, в рассмотрении структуры и функций изучаемого феномена. Целью данной работы является рассмотрение политологической категории “политическое сознание”. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи: · необходимо раскрыть понятие политического сознания; · следует привести основные черты данного феномена и показать, кто является социальными носителями явления; · необходимо рассмотреть функции политического сознания; · представляется целесообразным раскрыть структуру политического сознания. 1. Понятие политического сознания и его основные черты. 1.1. Понятие и сущность политического сознания. Прежде всего, следует отметить, что политическое сознание наряду с правосознанием, моралью, наукой, религией, искусством представляет собой особую форму общественного сознания; она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти. Следовательно, политическое сознание выступает как совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства. Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия, его непременным составляющим элементом. Политика – это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической действительности, осознание своих устремлений, формулирование цели, выбор средств и способов ее достижения. Как мы видим, главным вопросом отношений людей в политической сфере является вопрос о государственной власти. Соответственно этот вопрос занимает главное место и в структуре политического сознания. Без его уяснения не может быть и речи о сознательном участии в политике. Не менее важное место в политическом сознании занимает проблема политических интересов людей, которые выступают в качестве побудительных мотивов политического действия. Вместе с тем, политическое сознание отражает гораздо более широкий круг социальных явлений. Это вытекает из самой природы политики. Поскольку она имеет в качестве объекта своей деятельности все сферы общественной жизни, то политическое сознание, так или иначе, включает в себя все отраженное социальное бытие. Таким образом, политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи, как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества. Однако определение политического сознания через категорию “отражение” отнюдь не означает, что оно есть пассивный элемент политического процесса. Наоборот, будучи имманентным свойством всякого социального субъекта, оно выступает в качестве активного начала в политике. Политическое сознание способно опережать общественную практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти, как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления. Вместе с тем, политическое сознание, если оно в искаженном виде отражает социальную действительность, может приводить к волюнтаризму в политике, когда действующий субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными желаниями и произвольными решениями. Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей. 1.2. Подходы к рассмотрению политического сознания. Важно отметить, что различные философские направления по-разному рассматривают природу сознания. Идеализм исходит из того, что сознание развивается спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. Диалектико-материалистическое учение исходит из того, что невозможно анализировать сознание изолированно от явлений общественной жизни. Оно представляет собой свойство высокоорганизованной материи – мозга – и выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира. С социологической точки зрения, сознание выступает, прежде всего, как отображение в духовной жизни людей в первую очередь их политического бытия – всего разнообразия политической жизни, политических процессов и явлений. В науке сложились две точки зрения на сущность политического сознания. Так сторонники бихевиорального подхода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. Иными словами, с этой точки зрения политическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышления человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. А, следовательно, снимается и проблема формирования политического сознания. Второй, аксиологический, подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. В рамках такого подхода появляется возможность выделить, опираясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере власти, две разновидности форм сознания – политическое и предполитическое (потестарное, от лат. potestas – власть), ориентирующееся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной и долгосрочной перспективы развития, навыки прогнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этическими суждениями, позволяют людям осознавать ограничения политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых и правых политических движений. В противоположность этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки политических изменений, которые улавливают только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальности на этой основе постоянно развиваются идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство. 1.3. Черты политического сознания и его политические носители. Как и сознание в целом, политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений. Как известно, субъектами политики выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Они и являются социальными носителями политического сознания. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества. Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Политическое сознание группы и общества не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. В то же время между индивидуальным, групповым и массовым, т. е. присущим народу, обществу, видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания. В свою очередь личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности. Важно также отметить, что политика есть область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, сфера взаимоотношений между социальными группами, классами, нациями и народами. В силу этого политическое сознание не в последнюю очередь выступает и как специфическая форма выражения политических интересов социальных классов и групп. Оценка социально-политической действительности зависит от того конкретного положения, которое занимает носитель этой оценки – личность, социальная группа, класс – в данной системе общественных отношений. Поэтому политическому сознанию указанных социальных субъектов объективно присущи социально-классовые черты. Такие черты в значительной мере присущи и политическому сознанию общества в целом. Каждая социальная группа стремится представить свои политические интересы как отвечающие общим интересам. Однако наиболее существенное влияние на характер политического сознания общества оказывают экономически доминирующие социальные силы, которые располагают максимальными возможностями для духовного производства и соответственно для своего влияния на всех членов общества. Вместе с тем, политическое сознание, отражая объективный интерес нации, народа в целом, характеризуется и общенациональными чертами, которые присущи всем социальным группам и индивидам. Между социально-классовыми и национальными элементами политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Обе эти стороны постоянно в той или иной мере присущи сознанию любого субъекта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют или одни, или другие. Несомненно, например, что в периоды внешней угрозы безопасности страны на первый план в политическом сознании всех общественных сил выходят общенациональные интересы. В конце XX века перед лицом глобальных проблем человечества в политическом сознании народов все большее место занимают общечеловеческие ценности и интересы. 2. Структура политического сознания Политическое сознание, будучи вплетено в различные виды деятельности, внутренне структурируется, разделяясь на различные элементы и образования. В настоящее время вся совокупность духовных образований, обслуживающих политическую деятельность, в основном исследуется в рамках трех основополагающих структур: · гносеологической (когнитивной), раскрывающей различия между элементами политического сознания с точки зрения достоверности отражения ими реальной действительности. Иными словами, гносеологическая структура сознания предполагает, что все воззрения субъектов рассматриваются как знания, с той или иной степенью полноты отражающие различные стороны мира политики. В данном аспекте рассматриваются: вопросы соотношения политической истины и лжи, заблуждения политического интеллекта и силы его проникновения в тайны политического мира соотношения мифологического, утопического и научного типов отражения и т.д.; · аксиологической, отражающей духовные явления политической сферы с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для познающего субъекта. Иначе говоря, в данной структуре политические представления интерпретируются как разнообразные суждения и оценки, которые воплощают те или иные ценностные приоритеты познающего политику субъекта. Поэтому одни и те же институты, нормы, процессы и другие явления одним субъектом (например, представителем демократического мировоззрения) могут оцениваться положительно, а другим (исповедующим иные идеалы и принципы) отрицательно. Совокупность же различающихся оценок и будет заполнять весь объем политического сознания; · социологической (функциональной), характеризующей все элементы политического сознания с точки зрения занимаемого ими места, а также роли, которую они играют в процессе реализации духовных явлений на практике. С одной стороны, в рамках данной структуры описываются разные формы индивидуального, группового или массового сознания, а с другой – компоненты процесса перемещения содержания мышления человека в сферу практики, а именно: идеалы, принципы, нормы, установки, мотивы и т.д. В качестве наиболее обобщенных элементов политического сознания в данном смысле рассматривается политическая идеология и политическая психология, каждая из которых играет в политической жизни важную, чрезвычайно сложную специфическую роль. Основу политического сознания составляет знание политической действительности. Лишь на основе определенной совокупности знаний о фактах и явлениях политической жизни могут складываться взгляды и оценки, касающиеся этой сферы общественного бытия. Важно отметить, что само знание политической действительности измеряется двумя основными уровнями: эмпирическим и теоретическим. Эмпирический уровень сознания основывается на знании, полученном в ходе повседневного практического опыта, в процессе стихийного освоения политической жизни. Сознание, сформированное на этой базе, можно также охарактеризовать как обыденное политическое сознание, которое свойственно самым широким слоям граждан, получающим представления о политике из разнообразных, несистематизированных наблюдений за ходом текущего политического процесса. Чаще всего на этом уровне политическая действительность воспринимается в форме неполных, фрагментарных представлений, иллюзорных взглядов, размыто, «смутно», стихийно, случайно и т.д. В соответствии с этими признаками сознание определяется как массовое политическое сознание. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического наличием идеологических и теоретических элементов. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Теоретический уровень политического сознания выражается, прежде всего, в теоретически ясных представлениях о процессах и явлениях политической жизни, в знании ее сущностных сторон. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет уверенно ориентироваться в политической обстановке, разрешать конкретные политические вопросы, принимать управленческие решения, определять способы и методы достижения определенных целей. На основе научного знания вырабатываются концептуальные подходы, позволяющие обеспечивать стратегию политического развития. Теоретический уровень осознания политической действительности не является массовым и относится к индивидуальным формам политического сознания. Теоретический уровень политического сознания отличает ориентация на раскрытие законов, управляющих политической жизнью общества. Поэтому он сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий и воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах и т.п. Теоретический уровень наиболее тесно связан с наукой и идеологией того или иного класса, правящей элиты. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет: · ставить и решать ее важнейшие цели и задачи; · определять средства и методы их достижения; · направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем. Такое осознание позволяет выработать механизмы контроля за ходом выполнения политических решений и целевых программ; научно проанализировать реальный ход политических событий, действительные и возможные последствия принимаемых политических решений властными органами. Итак, политическое сознание системно по своему характеру, оно имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания – это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. По крайней мере, в структуре политического сознания можно выделить такие основные уровни как эмпирический и теоретический. Другим важным компонентом политического сознания выступают политические оценки и суждения, посредством которых личность или общественные группы выражают свое отношение к политической действительности. Они проявляются неоднозначно и могут быть отнесены к двум основным уровням: психологическому и идеологическому. На психологическом уровне оценки и суждения о политике выступают в эмоционально-чувственном виде и заключаются в чувственном восприятии политических явлений и событий, в выражении чувств, настроений и эмоций по отношению к ним. Так, оценки и суждения о политических событиях на этом уровне их восприятия могут быть выражены положительные, отрицательные или нейтральные, получающие одобрение или осуждение, побуждающие к активным действиям или пассивности и т.д. Чаще всего они носят спонтанный характер и вытекают из обыденных представлений о политике. На идеологическом уровне оценки и суждения носят рассудочный характер и проявляются в виде политических установок, предпочтений и систем взглядов. В них обычно содержатся не только чувства одобрения или осуждения в связи с теми или иными политическими событиями, но и качественная характеристика происходящего, политический прогноз возможного исхода событий, требования к организованным действиям в связи с ходом политического процесса и т.д. Такой характер оценки и суждения принимают при сознательном выборе определенной политико-мировоззренческой ориентации, ясном видении характера происходящего. Понятно, что на идеологическом уровне политические оценки и суждения формируются на базе теоретических знаний и представлений. Таким образом, в структуре политического сознания можно выделить следующие основные компоненты: · идеальный – знание (эмпирическое или теоретическое) политической действительности; · аксиологический – ориентации на систему политико-мировоззренческих ценностей (ценностный аспект); · психологический – чувственно-эмоциональное отношение к политическим явлениям. 3. Функции политического сознания. Политическое сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейшие функции: · когнитивную, т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов; · коммуникативную, т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти; · идейную, т.е. функцию осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира. Степень полноты и характер этих функций могут существенно меняться в зависимости от характера политических процессов. Например, в переходных процессах, когда в политическую жизнь активно включаются различные субъекты, обладающие собственным видением политических изменений и политики будущего, ищущего логику своего властного поведения, тогда, как правило, ослабевает коммуникативная функция политического сознания, но одновременно активизируется его идейная функция. Политическое сознание выполняет еще целый ряд функций. 1. Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений. С особой силой потребность в регулятивной функции политического сознания обнаруживается на переломных этапах общественного развития, в кризисные периоды. Именно от политического сознания широких слоев общества, от политических установок «верхов» зависят эффективность политических систем, ход развития событий, направленность социально-политических преобразований. 2. Познавательно-информационная функция. Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Даже если они не желают ею заниматься – политика «займется» ими все равно. Она влияет на жизнь и судьбы людей через государство, законы, партии, общественные организации и др. Она «проникает» в людей в виде политической информации. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации. Политическое сознание в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться. 3. Прогностическая функция создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях. 4. Оценочная функция. Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам. Люди, таким образом, делают для себя определенные выводы, конкретизируют степень важности различных политических явлений и событий. Именно на основе оценки политической действительности люди формируют свои политические взгляды, убеждения, позиции, пристрастия. 5. Интегрирующая функция содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок. 6. Мобилизующая функция. Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только «обязаны» обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами. В свою очередь гражданское самовосприятие побуждает (мобилизует) людей к переходу от пассивного осознания социальной действительности к конкретному участию в общественно-политической жизни. В этом плане политическое сознание посредством своей мобилизующей функции побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др. Заключение Политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи, как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества. Социальными носителями политического сознания являются индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества. Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления. Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания. В свою очередь личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности. Среди компонентов политического сознания выделяют следующие: научное отражение политической реальности, систематизированное и обобщенное в форме политической науки и политической теории; ориентация деятельности субъектов в мире политики через выражение его интересов в концептуальной форме, средством реализации этой функции служит идеология; чувственные и эмоциональные элементы сознания, т. е. психологические импульсы, побуждающие людей к действию. Политическое сознание представляет собой систему и обладает многоуровневой структурой. Уровень политического сознания представляет собой определенную ступень, достигнутую социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. Ученые в структуре политического сознания выделяют обыденный, эмпирический и теоретический уровни. Библиографический список 1. Соловьев А.И. Политология: политическая теория. Политические технологии. Учебник. М., 2001. 2. Макеев А.В. Политология: Учебное пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 333с. 3. Буренко В.И. Политология: Учебные материалы. М., 2002. 4. Горелов А.А. Политология: Учебник. М., 2002. 5. Политология / Под ред. В.И. Буренко. М., 2002. 6. Политология: Хрестоматия / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. 7. Политология: Учебник / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др. М., 2003. 8. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М., 1993. |