Реферат: Традиции гостеприимства в азербайджанской культуре
Название: Традиции гостеприимства в азербайджанской культуре Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: реферат |
Содержание Введение....................................................................................................... 3 Глава 1. Республика Азербайджан............................................................. 4 1.1. Историческая справка........................................................................... 4 2.1. Информация для туристов................................................................... 6 Глава 2. Традиции республики Азербайджан............................................ 9 2.1. Традиции и правила поведения............................................................ 9 2.2.Традиции гостепримства азербайджанской культуры...................... 14 Заключение................................................................................................. 20 3. Список используемых источников........................................................ 21 Азербайджан - один древнейших очагов человеческой цивилизации, - это этническая территория и историческая Родина азербайджанцев, изначально являющихся исконным населением этой страны.На севере, вдоль главного Кавказского хребта, проходит граница Азербайджана с Россией. С востока он омывается Каспийским морем, а на северо-западе и юго-западе соответственно соседствует с Грузией и Арменией. Большая часть территории Азербайджана представляет собой обширную равнину, окаймленную горными цепями, постепенно переходящими в низменность. Для раскрытия темы были использованы интернет-источники. ГЛАВА 1 . Республика Азербайджан 1.1 Историческая справка Азербайджан - "земля огня" (от пожаров на поверхности старинных нефтяных бассейнов). Античное название Atropatene арабской произносилась как Азербайджан. Недавняя история: стал независимой республикой в 1918. Красная армия вошла в республику в 1920. Азербайджан стал союзной республикой СССР в 1936. Конфликт с Арменией по поводу Нагирного Карабаха вызвал волнение в 1988-1989. Советские войска вошли в Баку, чтобы восстановить порядок. В 1990 был введен чрезвычайный стан. В 1991 лидера Азербайджана поддержали путчистов в Москве (ДКНС). Азербайджан объявил себя независимым. Было подписано и снова затронуто перемирия в Нагирному Карабахе, он объявил о своей независимости. В декабре 1991 Азербайджан вошел в состав СНГ. В 1992 стал членом ООН и присоединился к Конференции по безопасности сотрудничества. Снова восстановилась война в Нагирному Карабахе. Президент Ельчибей уступил местом бывшему лидеру Коммунистической партии Азербайджана Гейдару Алиеву, а Сурет Гусейнов в 1993 возглавило правительство, стал премьер министром. Война в Карабаху. В ходе кровопролитного конфликта, который начался в 1990-х между армянами и азербайджанцами по вопросу принадлежности Нагирного Карабаха, Баку потерял контроль не только над Нагирним Карабахом, но и близлежащими к нему семерыми районами - Агдамом, Джебраїлом, Физули, Кяльбаджаром, Лачином, Зангеланом и Губадли. Сейчас в самопровозглашенном государстве, которое требует независимости от Азербайджана, проживает 140 тысяч человек, преимущественно этнических армян. В данное время на территории Нагорного Карабаха, где проживают, в основном, этнические армяне, существует непризнанная Нагорно-Карабахская республика, которая имеет тесные экономические и военно-политические связи с Арменией. Азербайджан добивается восстановления своего контроля над Нагорним Карабахом. Вышестоящий орган исполнительной власти - Кабинет министров, который назначается президентом, а также утверждается Милли-Меджлисом. Действия органов власти регламентируются Конституцией республики, принятой на референдуме в ноябре 1995 г. 1.2. Информация для туристов Азербайджа́н (азерб. Azərbaycan) — государство в восточной части Закавказья (Южного Кавказа), на юго-западном побережье Каспийского моря. Азербайджан - необыкновенная страна с богатой и древней историей. Здесь находится более 6 тысяч историко-архитектурных памятников. Почти половину территории страны занимают горы Кавказа и Талыша с плодородными долинами. Горы Азербайджана покрыты тенистыми лесами, а настоящим украшением азербайджанской земли являются его горные озера. Самый быстрый способ доехать до Азербайджана - полет на самолете, авиарейсы выполняются из Москвы, а также из ряда других крупных городов России. визовые формальности: Гражданам Российской Федерации, въезжающим в страну на срок не более 90 дней, виза не нужна. Остальным гражданам для получения визы в Азербайджан необходимо предъявить в Консульский Отдел Посольства Азербайджана приглашение. таможенный контроль: Туристам запрещается ввозить и вывозить манаты. Иностранная валюта должна быть внесена в декларацию. Вывозить разрешено не более тоц суммы, которая была привезена в страну. При вывозе из Азербайджана суммы более 1 000$ (или ее эквивалента в другой валюте) взимается налог - 1% от суммы. Беспошлинно можно ввозить товаров на сумму до 10 000$. Запрещен ввоз: Азербайджанский Манат. Обмен валюты, работа банков:Национальная валюта Азербайджана - манат. Манат, введен в обращение 1 февраля 1993 г. Пункты обмена валюты расположены по всему Баку и другим крупным городам, кредитные карты принимаются к оплате во многих крупных супермаркетах столицы. Использование как кредитных карт, так и туристических чеков в провинции практически невозможно. Доллары США неофициально имеют широкое хождение во всех сферах. В центральной части Баку магазины работают с 9.00 до позднего вечера, на периферии, как правило, до 19.00-20.00. Чаевые составляют 5-10% от суммы счёта в ресторане, в такси предпочтительнее платить по взаимной договорённости. В пределах страны выделяются несколько типов климата, от сухого и влажного субтропического до горного тундрового (высокогорья). Летом от +26… +30 С на равнинах до +5 С в высокогорьях, а зимой от – 3 ?C на равнинах до –10 ?C в горах. Лето сухое. Осень и весна – с дождями. Страна Азербайджан сильно подвержена своим традициям. Территория Азербайджана рельефна - это и горы, и низменности, и равнины, и впадины. Примерно на половине территории Азербайджана горы: на севере - хребет Большого Кавказа, на юго-западе - хребет Малого Кавказа. Наивысшая точка страны - гора Базардюзю на Главном, или Водораздельном, хребте ( 4 466 м ). В средней части страны расположена Куро-Араксинская низменность, на юго-востоке - Ленкоранская низменность. Дорожное движение: прокат автомобилей: В Азербайджане ,при наличии водильских прав,можно взять на прокат практически любую марку автомобиля. Такси: В Азербайджане в полной мере распротранена система маршрутных такси. Автобусы: Автобус является наиболее развитым видом общественного транспорта в городах страны. Между Баку и крупными городами республики и райцентрами, а также с городами России, Грузии, Ирана и Турции налажено регулярное автобусное сообщение. Аэропорты: Баку (им. Гейдара Алиева),Гянджа (Гянджа), Нахичевань (Нахичевань) Авиакомпании: Азербайджан Хава Йоллары Госконцерн,Имэйр,Туран Эйр,Шёлковый Путь. Ж/д: Железные дороги, являются одним из основных видов транспорта в Азербайджане, на их долю приходится около 40 % грузооборота (2007 год) и до 25 % пассажирооборота[источник не указан 21 день]. В 1980-е доля железных дорог в общем грузо/пассажирообороте составляла 80 % и 50 % соответственно, объём перевозимых грузов в 1987 году достиг 120 млн.т.[источник не указан 21 день] Падение объемов перевозок было связано с развалом СССР, нарушением экономических связей, конфликтом в Нагорном Карабахе. Все эти явление резко снизили долю железных дорог в перевозках по стране. Пик кризиса перевозок пришелся на 1991-93 годы[источник не указан 21 день]. С 1995 года начался процесс оживления и наращивания уровня перевозок. С 2000 года рост объёма перевозок стал увеличиваться минимум на 25 % ежегодно. В 2007 году по железным дорогам было перевезено до 35 млн.т. грузов[источник не указан 21 день]. порты: Все порты находятся на побережье Каспийского моря. Глава 2. Традиции республики Азербайджан 2.1. Традиции и правила поведения. Азербайджан – страна свято соблюдающая свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях. В традициях Азербайджана отражены элементы и культы различных верований, существовавших на его территории. Сегодня многие национальные традиции можно наблюдать в театрализованном виде на народных праздниках или на мероприятиях в честь встречи почетных гостей. Очень многое в стране подчинено вековым обычаям и традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения. В общественных местах опрятность в одежде очень ценится, а никаких ограничений на ношение европейской или спортивной одежды в повседневной жизни нет и в помине. Также традиционно очень уважительное отношение к культовым местам (при посещении мечетей и мавзолеев следует соблюдать традиционные для всех исламских стран нормы). Сами местные жители, особенно женщины, одеваются достаточно строго, предпочтение отдается темным цветам. Но зато большое внимание уделяется ярким аксессуарам и украшениям. Одной из интересных народных традиций азербайджанцев является празднование Новруза. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна. В этот день совершается особенно много обрядов и ритуалов. Например, вечером каждая семья должна на крыше своего дома зажечь столько факелов, сколько человек проживает в данной семье. Все должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом заклинание. После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу. Это символизирует то, что невзгоды всех, кто перепрыгнул через костер, были уничтожены и выброшены далеко за пределы дома. Чтобы незамужние девушки были счастливыми, в кувшин с водой днем бросают «черные» монеты – знак несчастья - и вечером перед закатом солнца эту воду выливают вместе с монетами на улицу. До наступления темноты в день «ахыр чершенбе» принято было гадать. Азербайджанские девушки и юноши обычно подходили к дверям соседей и «подслушивали» их разговор, а затем, исходя из первых услышанных слов, делали выводы об исполнении их желаний. В этот день многие семьи также гадали по книге Хафиза. Среди предпраздничных обрядов, основным считается обряд приготовления ритуальной пищи сэмэни (каши и пшеницы), которая является символом плодородия природы и человека и имеет культовое значение. Церемония приготовления сэмэни сопровождается ритуальными песнями и танцами. Последний день старого года также считается у азербайджанцев особым праздником. В предпраздничный день все семейство собирается дома. Для главы стелился специальный тюфячок. Отец семейства совершает намаз, затем читает молитву. Без его разрешения никто не смеет притронуться к еде. Как только прозвучит выстрел, извещающий о начале трапезы, хозяйка приносит молочный плов. Открытые в праздничный день ворота и двери домов извещали, что хозяин дома. Гостей пришедших на праздничную встречу, встречал старший сын или племянник хозяина дома. Окропив руки пришедшего розовой водой, они приглашали его в дом. По знаку хозяина тотчас же приносили чай для гостя. Такие визиты наносились в течение трех дней. Затем наступал черед женщин, праздновавших Новруз неделю. А в последнюю ночь старого года все члены семьи обрызгивали друг друга водой перед сном, чтобы «смыть» все невзгоды старого года. А когда наступает сам праздник, все надевают новую одежду и начинаются гуляния. Сегодня в Азербайджане официально празднуют Новруз 21 марта, и этот день не является рабочим днем. В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди стремятся пойти к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Вода — символ чистоты и свежести. Там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, к примеру, мед, или если его нет — сахар. Затем нужно понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов». Праздничный стол в этот день - особенный. На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». Это сумах, скэд (молоко), сирке (уксус), сэмени (специальная каша из пшеницы), сабзи (зелень) и т. д. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет символическое значение: свеча - свет или огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового. Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. И как только яйцо качнется – наступает Новый год. Все сидящие за столом начинают поздравлять друг друга. Как правило, в праздничные дни входные двери не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. А детишки в эти дни посещают знакомых и родственников, с мешочками, куда те кладут праздничные подарки. В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет. Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя, это является признаком несчастья. Праздник весны - Новруз байрамы - является самым древним и красивым праздником азербайджанцев. Что касается традиций в одежде, национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой. Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений. Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани. Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц - из шелка. Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии. Начинаются они с предварительного оповещения... Предварительное оповещение Родственники жениха отсылают в дом девушки близкого родственника. Он должен сказать о намерении придти на сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это согласия. В таком случае самый уважаемый из рода жениха старается получить согласие у родителей девушки. Малое сватовство Согласно обычаю, первыми в дом девушки приходят две женщины - мать жениха с одной из близких родственниц. Как только женщины приходят к соглашению, должны встретиться главы двух семейств - отцы. С первого раза отец девушки не дает согласия. Он должен посоветоваться с дочерью и спросить ее мнение. Если она молчит, то ее молчание является знаком согласия. Однако окончательного согласия все-таки не дают. Оно дается на большом сватовстве. Потому что главные слова должны сказать главные люди в роду. Сватовство Отец жениха приглашает в дом близких родственников. Они сообща принимают общее решение о сватовстве. Девушки со стороны жениха встречаются с будущей невестой и узнают ее мнение. Затем ее матери сообщают число сватовства. Домашние невесты советуются с ней. Сваты приходят в назначенный день. Если сторона девушки не согласна, им отвечают отказом. Если согласна, то просят время подумать. Через некоторое время родственники жениха снова приходят в дом девушки. В этот раз родственники девушки дают свое согласие. В день большого сватовства сваты вновь приходят в дом невесты. Их сажают во главе стола. Родственники девушки тоже присутствуют, все кроме матери невесты и самой невесты – ее уводят в этот день из дома. Отец жениха вновь спрашивает родственников невесты каков их ответ. «Пусть благословит их Аллах», - отвечают те. Сидящие за столом говорят: «Аминь». Новые родственники поздравляют друг друга. Маленькое обручение. После сватовства в течение месяца родственники жениха должны придти в дом невесты для маленького обручения. В этот день собирается 25-30 человек: подруги невесты, ее ровесницы. Они садятся вокруг невесты. Выбор имён для новорожденных тоже можно выделить как обычай. Выбор имени обычно сопряжен с определенными трудностями. Представители доминирующего народа при выборе имени для ребенка более свободны. Выбор может быть остановлен на имени, рифмующимся с именем предыдущего ребенка, Без особого внимания к смыслу, имени прежнего представителя рода, или же просто на усмотрение родителя либо другого родственника. 2.2.Традиции гостепримства азербайджанской культуры Гостеприимство азербайджанцев широко известно. В Азербайджане принять гостя умеют с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом вопросе никто не будет - желание гостя - закон, поэтому всегда можно договориться с радушным хозяином на другое время визита. Часто хозяин или другой собеседник дарят гостю подарки, причем зачастую не самые дешевые, поэтому рекомендуется иметь при себе небольшой набор сувениров или подарков. Местные женщины, особенно это заметно в сельских районах, обычно не вмешиваются в беседу хозяина с гостями, даже если среди них тоже есть представительницы прекрасного пола. Они накроют и подадут на стол, но наверняка откажутся разделить трапезу с иностранными гостями, поэтому настаивать на этом не стоит. Повышенное внимание к хозяйке дома, или попытка вовлечь её в беседу, также может быть воспринято неодобрительно. При входе в дом следует обязательно снять обувь и следовать распоряжениям хозяина. Обычно сначала на стол подают чай. Оригинальной азербайджанской посудой, предназначенной для питья являются стаканы Армуду или иначе “Богмалы”. Оба названия связаны с формой этих стаканов и ассоциациями, которые они вызывают в сознании народа. Без них трудно себе представить чаепитие азербайджанцев. Надо отметить, что кроме эстетических преимуществ, стаканы Армуду имеют и теплофизические. Они заключаются в том, что их тонкая талия не пропускает поднимающийся со дна поток теплой части жидкости. Этот поток как бы отражается и при этом получает дополнительную энергию, благодаря которой снова возвращается на дно. Но при этом небольшая часть, поступившей со дна охладевшей жидкости проходит через тонкую “талию” в верхнюю часть стакана. Это очень удобно для того, кто пьет чай. Так как в продолжении чаепития чай в стаканах армуду охлаждается не сразу. К тому же, небольшая емкость этих стаканов (100 грамм) требует не очень много времени, чтобы допить все их содержимое. При этом не теряются вкусовые качества чая - он выпивается свежим. Специфичным является то, что стаканы доверху не наполняются: на 1-2 см сверху оставляется место, которое часто бывает выделено ободком. Это расстояние в народе называют “додаг йери”, что буквально переводится как место для губ. После чаепития подаются вторые блюда, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные. Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей. У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня. Еще в памятнике азербайджанской литературы дастане «Деде-Коркуд» говорится, что «дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушатся». В древнем Азербайджане в богатых семьях, когда прислуга выносила гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что гостю пора в обратный путь. Азербайджанцы были очень внимательными, заботливыми и вежливыми по отношению к гостю. О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем Востоке и в России. В честь заезжих купцов и путешественников во дворцах правителей устраивались настоящие пиры с меню в 300 блюд! Для встречи особо важных гостей существовал специальный ритуал. Для встречи гостя народ собирался в определенном месте. Они делились на две группы. Во главе одной из них шли старейшины (аксакалы). Они несли подарки: хлеб особой выпечки или лаваш, соль, зеркало, шербет и другие сладости, завернутые в красную материю. Вторая группа, состоявшая из государственных служащих, народных певцов и музыкантов, шла чуть позади первой. Встречающие гостей шли в своих национальных одеждах. Они приветствовали гостей песней, угощали шербетом, хлебом-солью, девушки бросали им под ноги цветы. Когда гости входили в дом, им под ноги стелили красивые кубинские, карабахские, ширванские ковры. У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня. Об обычае гостеприимства в Азербайджане имеются сведения и в литературных памятниках XII в. Азербайджанцы были очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостю. О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем Востоке и в России. Источники рассказывают, как гостеприимно встречали Петра I в Дербенте, князя Долгорукого в Баку и Сальяне, военного губернатора города Шамахи в Шуше, А.Бестужева в Кубе, М.Ю.Лермонтова в Гусаре, профессора Казанского университета И.Березина в доме у А.Бакиханова и т.п. Прекрасным примером гостеприимства азербайджанцев может послужить прием, устроенный беглярбеком Шамахи Абдуллой-ханом в XVI в. в честь английских миссионеров Антони Дженкинсона и Олкока, прибывших но торговым делам. На этом приеме было подано на стол 290 блюд. Вот что писал А.Дженкинсон: "Когда приблизилось время обеда, на полу были разостланы скатерти, и подали различные блюда; по моему счету их было 140. Когда их убрали со скатертями, то разостлали другие и внесли 150 блюд с фруктами и другими пиршественными кушаньями, так что в обе перемены было подано 290 блюд" (Путешественники об Азербайджане. - Баку, 1961, т. 1). Немецкий ученый Кемпфер, будучи в начале 1684 г. в Азербайджане, посетил храм огнепоклонников в Сураханы и был приглашен в гости жителями села Бина. Вот что писал он по этому поводу: "При наступлении вечера мы воспользовались гостеприимством в соседнем селении Бонна (Сысоев В.М. предполагает, что это теперешнее село Бина). Здесь нас ожидало полное радушие жителей, принявших нас в своих жилищах, устлавши пол коврами: они не допустили, чтобы мы провели ночь в грязном караван-сарае, среди погонщиков" (Подробно см.: Сысоев В.М. Тюркское население Азербайджана в XVII веке. - Баку, 1926). О гостеприимстве азербайджанцев имеются значительные литературные сведения в источниках XIX в. После присоединения Азербайджана к России русских чиновников, знакомившихся с бытом и обычаями, поражал обычай гостеприимства местного населения, и поэтому источники этого периода изобилуют сообщениями об этом. Мы считаем нелишним обратиться к некоторым из них. Можно сэкономить масло, рис, но не пожалей для гостей, что имеешь: для ночлега имей богатую комнату и достаточно плова для гостей. По этнографическим данным установлено, что одна из черт
гостеприимства азербайджанцев - это большое количество в доме постельных принадлежностей. Это было отмечено одним из источников еще в начале XIX в. В этом источнике мы читаем: "В домах у богатых можно найти расписанные пестрыми цветами стены, резные из дерева потолки, разукрашенные красками. Все видимое богатство состоит из перин, подушек и прочих принадлежностей из шелковых материй, протканных золотыми цветами" его, предоставляя путникам кров даже в отдаленных от села местах. Традиционные способы гостеприимства при встречах дорогих и высокопоставленных гостей. Для встречи гостя народ собирался в определенном месте. Люди разделялись на две группы. Во главе одной из них шли старейшины (аксакалы). Вторая группа, состоящая из государственных служащих, народных певцов и музыкантов, шла чуть позади первой. Встречающие гостей шли в национальных одеждах. Они приветствовали гостей песней, угощали шербетом и хлебом-солью. Когда гости входили в дом, им под ноги стелили красивые кубинские, карабахские, ширванские ковры, а поверх ковров - тирма-зархара. По другому обычаю, у ног гостя резали овцу, и он перешагивал через жертвенное животное. Мясо овцы раздавалось нуждающимся. В одном из материалов 50-х годов XIX в. так описывается встреча жителями Шуши военного губернатора Шамахи: "Перед въездом в город перед нами был зарезан бык, и кровь его пролилась под ноги наших коней. Мясо зарезанного быка отнесли в мечеть для раздачи беднякам" (Письма из Шамахи. К., 1857, № 56). По сведениям турецкого путешественника XVII в. Э.Челеби, в Баку было специальное должностное лицо (мехмандар) для встречи гостей. Когда гость входил в дом, по обычаю молодая девушка в яшмаке (с закрытым лицом) снимала обувь с гостя и мыла ему ноги теплой водой. В этнографических материалах имеются свидетельства и о других формах гостеприимства . После окончания сбора фруктов и винограда сельские жители созывали к себе гостей-родственников, соседей, показывали им собранный урожай, делились опытом, советовались, обменивались новостями. После этого накрывался стол с яствами. Этот обычай среди садоводов Ордубада назывался "Бостан позма". Здесь, в отличие от других зон, приглашенным гостям не открывали секрета выращивания новых сортов фруктов и овощей. Каждый огородник (или владелец огорода) ознакамливал гостей с новыми сортами арбузов и дынь. В завершение встречи гостей угощали кебабом на лужайке и, провожая их, в качестве подарка давали арбузы и дыни нового сорта. По обычаю в Азербайджане гостей не отпускали из дома без подарка. В свою очередь гости тоже приносили подарки. Например, в зоне, где занимались садоводством, гостю в сумку клали сушеные фрукты, яблоки и другие продукты. В районах, где занимались производством шерсти, гостю дарили чулки, перчатки, пояс и другие изделия. Существовал определенный обычай, по которому принимали и угощали гостя. В организации этих процессов у каждого народа действуют присущие ему правила. Гостеприимство азербайджанского народа, уважение к гостю уходит своими корнями в глубокую древность. В Азербайджане считалось, что гостя надо угощать лучшими блюдами - тикя кебаб, тас кебабы и пловы различных видов. Они подавались с различными приправами, зеленью и без спиртных напитков. По обычаю перед обедом молодой человек с кувшином и тазом {автава - лэйэн) обходил гостей и поливал им на руки, а затем подавал им полотенце, чтобы они вытерли руки. Перед обедом желающим подавали кофе и кальян, затем чай с лимоном и разнообразными сортами варенья. В подаче блюд бытовал определенный порядок: каждый вид блюда подавался по очереди, подача всех блюд считалась неприличной. Соблюдение такого правила имело положительную сторону: во-первых, между блюдами образовывалась пауза, которая нужна была для обмена мнениями и отдыха, во-вторых, присутствие одновременно всех блюд создало бы путаницу, гость мог бы растеряться, в каком порядке их употреблять. Кроме того, изобилие разнообразных приятных запахов могло бы отбить у гостя аппетит. В Азербайджане как в прошлом, так и теперь бытует обычай, по которому гостя по очереди приглашали к себе родственники и соседи хозяина. В прошлом, если по каким-либо причинам в доме отсутствовал хозяин, прибывшего гостя принимала его супруга или старший в доме. Спать гостя укладывали в особую комнату (кстати, в Азербайджане почти в каждом доме была специальная комната - гостевая). В некоторых местах для гостей выстраивались специальные помещения, называемые "бала-хана", которые размещали у ворот, на втором этаже, с тем, чтобы гость сразу же мог подняться к себе, не встречаясь с членами семьи хозяина. В гостевой комнате на стене развешивался молитвенный коврик для того, чтобы гость мог совершать молитву-намаз. В прошлом каждая семья по возможности обращала внимание на чистоту и убранство "гонаг отагы". Потолки этих комнат украшали рисунками, стены и полы покрывали коврами, развешивали дорогое оружие, полки - дорогой и декоративной посудой. Даже и теперь в районах Азербайджана комнаты для гостей содержатся в особой чистоте и используются только тогда, когда в доме есть гость. Вл. Татиашвили сообщал, что комнаты для гостей - лучшая часть кавказского дома не только из-за того, что в этой комнате расстелены ковры и паласы и она содержится в чистоте, но и потому, что здесь семья не живет, только слышна беседа посторонних (т.е. гостей) (Татиашвили Вл. Страна Кетш. Газета "Бакинский рабочий", 1927, 3 дек.). Еще одним из подтверждений гостеприимства азербайджанцев являются образцы народного устного творчества, в котором этот обычай широко отражен. Следует отметить и поговорки, где имеется богатый материал, отражающий гостеприимство. Например, "Стол гостеприимного человека не оскудеет", "Гость приносит изобилие", "Да буду жертвой гостя и дороги, которая его привела", "Дом без гостя - мельница без воды", "Гость приходит сам, а провожает - хозяин", "Гостю не говорят кушай" и т.д. (Подробно см.: Поговорки. - Баку, 1981). Выражением особого уважения к гостю служат следующие строки из легенды, написанные Б.Вахабзаде. В одной азербайджанской семье хозяин был занят с гостями. В это время единственный малыш дома подполз к казану с кипятком и упал в него. Увидевшая это мать, завернув труп ребенка, спрятала его и молчала, пока гости не ушли. После достойных проводов гостей жена рассказала все мужу и начала рыдать (Вахабзаде Б. Баяты. - журнал "Элм вэ хаят", 1973, № 1). Таким образом, семья не нарушила этики
гостеприимства, так как оно считалось священной обязанностью, и испортить настроение гостю считалось недопустимым. Заключение Обычаи гостеприимства имеют глубокие исторические корни и присущи всем народам мира. Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали характерные только для него обряды гостреприимства, правила приема гостей и посещения друзей. Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящимися под охраной Зевса (Большая энциклопедия. - СПб., 1902, т. VII). В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если в дом приходил кровный враг, хозяин встречал и провожал его по всем канонам гостреприимтсва, и в это время его жизни ничто не угрожало. 3. Список используемых источников 1. Vomel.net - Республика Азербайджан - http://www.vomel.net/state/01/03.html 2. Турпром - Азербайджан - http://www.tourprom.ru/country/Azerbaidjan/ 3. Онлайн Энциклопедия Кругосвет - http://www.krugosvet.ru/ 4. Azblok.net - http://azblok.net/index.php?newsid=12949 5. Toxunulmaz.8bb.ru – Азербайджан - http://toxunulmaz.8bb.ru/viewtopic.php?id=722 6. Мир туризма – Обычаи и традиции Азербайджана - http://mir-turizma.net/publ/azerbajdzhan/tradicii_i_obychai_azerbajdzhana/83-1-0-185 |