Реферат: Предмет, структура и функции политологии. Методы политического исследования. Жан-Жак Руссо. Об О
Название: Предмет, структура и функции политологии. Методы политического исследования. Жан-Жак Руссо. Об О Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г.Кирове Юридический факультет Кафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Контрольная работа по политологии Предмет, структура и функции политологии. Методы политического исследования. Жан-Жак Руссо. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. Книга вторая. - Гл. YII. YIII. Книга третья. - Гл. IX. (изложение содержания) Студента Носкова Д. В. Группы Ст. преподаватель Ерохин С. В. Киров 2011 Предмет, структура и функции политологии. Методы политического исследования. План 1. Понятие политики, предмет политологии. 2. Структура и функции политологии. 3. Методы политического исследования. Список используемой литературы. 1. Понятие политики, предмет политологии. Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция) (2) . Считается, что термин «политика» получил широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля (384—322 до н.э.). Аристотель рассматривал политику как особую, «наиболее важную из всех» форму общности людей, ориентированную на достижение «высшего из всех благ». По его мнению, политика, утверждая 5 определенных видов власти и правления, объединяет людей, обеспечивает целостность общества. В настоящее время мы часто этим термином обозначаем различные виды влияния и руководства. Так, мы говорим о политике президента, о финансовой политике банков, о политике руководства коммерческой фирмы, о политике учителя, о политике лидера группы подростков, который стремится укрепить свой авторитет, и т.д. В научной литературе существует огромное количество определений понятия «политика». Приведем для примера лишь некоторые из них: «Политика — это искусство жить вместе» (Платон, древнегреческий философ). «Политика — это борьба между классами» (В.И. Ленин). Политика «означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распространение власти» (М. Вебер, немецкий социолог). «Политика — это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти; но одновременно это и способ взаимодействия личностей внутри каждого сообщества» (Р. Арон, французский социолог и политолог). «Политика... — организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной» (Энциклопедический словарь). Многообразие определений всегда указывает на сложность описываемого явления, которое, видимо, просто не поддается краткой, однозначной интерпретации. Мы будем исходить из того, что политика — это особая сфера жизнедеятельности людей, существующая в обществе наряду с экономической и социально-бытовой. Поэтому выделим вначале то, что отличает политику от этих сфер социальной жизни (3) . Вопрос о предмете политологии достаточно дискуссионный. Немало крупных ученых полагали, что предметом политологии служит государство во всех его проявлениях. Так, виднейший представитель "юридической школы" Г. Еллинек утверждал, что термин "политическая наука" охватывает собой всю совокупность учений о государстве. М. Прело считает предметом политической науки познание и своего государства, и всех иных государств. Французские политологи (М. Дюверже, Ж. Бюрдо и др.) считают, что предметом политической науки выступает власть в любых ее проявлениях и в самых разнообразных человеческих группах. С этим подходом можно было бы согласиться, если бы речь шла о политической власти. Некоторые исследователи полагают, что предметом политологии является политика. Но если встать на эту точку зрения, то тогда институциональная и процессуальная стороны политической материи останутся вне внимания политологии. По мнению Б. А. Стародубского и Е. Р. Кастеля, предмет изучения политологии — политическая жизнь общества. «Политология как наука, — пишут они, — складывается из двух частей: одна изучает политическую жизнь отдельных стран, а другая сравнивает политическую жизнь многих стран, устанавливая черты сходства и черты различия, выявляя закономерности развития политической жизни, человеческого общества».. Однако думается, что предмет политологии есть все же не политическая жизнь общества как таковая, а те политические явления и процессы, которые преобразуют социальную жизнь в политическую. Таким образом, предметом современной политологии выступают политические явления и процессы, закономерные взаимосвязи многочисленных политических учреждений, орга нов и организаций по поводу политической власти, а также политическое сознание и политическое поведение людей. (5) . 2. Структура и функции политологии. Политология создала вполне определенное число понятий, которые являются инструментами исследования. Они составляют следующие группы. Первая группа понятий - дает возможность выявить, определить, что есть политология: ее объект, предмет (политическое пространство или политическое поле, парадигма, методы и функции, политика).Вторая - позволяет анализировать структуры и силы, которые для политических лидеров, элиты являются целью или средством (из-за своей всеобщности они имеют вертикально-горизонтальный (поперечный) характер. Это прежде всего «политическая власть», «господство», «порядок»).Третья - связана с исследованием политических институтов (государство, политические партии, группы давления, административный аппарат, избирательные системы, правовые системы и суды) и субъектов политики (личность лидера, политическая элита, этнические группы, классы). Четвертая - позволяет анализировать политическую систему. Это такие понятия, как «собственно политическая система», «компоненты», «нормы», «структуры политической системы», «вход», «выход», «требования», «артикуляция интересов», «агрегирование интересов», «спрос», «поддержка», «среда», «обратная связь», «коммуникация», «рецепторы», «память» и т.п. Благодаря введению данных понятий в теорию политических систем, произошел значительный скачок в развитии политологии в целом. Однако традиционное понимание политической системы среди отечественных ученых не исключает понятий, входящих во вторую и третью группу, но, как нам кажется, не придает ясности анализу политических систем ни по одному из признаков: ролевому, функциональному, институциональному. Пятая г руппа понятий позволяет анализировать политический процесс во всей его совокупности: революция, реформы, политическая модернизация, избирательная кампания, конфликты, политическое событие, ситуация, обстановка и др. Шестая группа понятий, пользующаяся в последнее время признанием многих специалистов, науки, охватывает в основном область политического сознания. Речь идет о таких понятиях, как политическая психология, способствующая выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения; политическая идеология, являющаяся мощным мобилизующим средством, в котором сходятся коллективное и индивидуальное; политическая культура, показывающая насколько человеком освоены общезначимые образцы политической деятельности, насколько ему удалось возвысить свою субъективность до признаваемых в обществе культурными нормами мыслительной и практической деятельности: политическая социализация как вхождение человека в политику, его подготовка и включение в отношения власти; политическая пропаганда, имеющая априорно чисто технический характер, однако, представляющая собой основной способ сознательного воздействия на представления, которые структурируют мир политики (4) . Политология как наука выполняет ряд взаимосвязанных между собой функций, в которых конкретизируются ее роль и значение в жизни общества. Онтологическая функция — первая и отправная. Ее назначение — познание и объяснение политических явлений и процессов такими, какие они есть в действительности. Выполняя онтологическую функцию, политология отвечает на вопросы, что такое политика, политические институты и учреждения, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д. Эвристическая функция . Эвристика — это искусство нахождения истины и новых открытий. Политология не ограничивается познанием и истолкованием политических явлений и процессов, а постоянно углубляет знания о них, открывает новые закономерности в их развитии. Методологическая функция . Методология — это, по сути дела, теория (учение), обращенная к научным исследованиям. Политология как сравнительно молодая наука призвана постоянно совершенствовать, обогащать арсенал методов, способов познания своего сложного и динамичного предмета. Ее категории, выводы и основополагающие идеи используются другими гуманитарными науками, если они затрагивают проблемы политической жизни общества. Управленческая функция. Термин «политика» в переводе с греческого — «искусство управления государством». Венцом политики выступает политическая (государственная) власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит она, тот, как правило, решает все дела. Реализуется политическая власть через государственное управление. Мировоззренческо-регулятивная функция. Один из основателей международного права Г. Гроций говорил, что война начинается в умах людей. Можно сказать шире — всякое поведение, любая человеческая деятельность начинается в умах, в сознании людей. Отсюда вытекает важная роль мировоззрения, политического сознания и политической культуры в регулировании общественных отношений. Они образуют интеллектуальную основу, определяющую качество работы всего регулятивного механизма. От уровня политического сознания и культуры напрямую зависит политическая активность личности и общества. Прогностическая функция. На основе познания закономерностей развития политических явлений и процессов политология способна выдвигать гипотезы, теории, истинность которых затем будет проверяться практикой. Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в политической сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее политических явлений. Научные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются. Функции политологии тесно между собой взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении и социальной роли политологии 3. Методы политического исследования. Метод исследования — совокупность средств и приемов, используемых исследователем при решении интересующих его проблем — от постановки задачи до интерпретации результатов. Первоначально политическая наука обходилась довольно ограниченным исследовательским инструментарием, призванным анализировать прежде всего институциональные, нормативно-правовые, государственно-властные аспекты мира политического. Арсенал приемов и методов политических исследований существенно расширился в 50-е годы, когда почти одновременно мировая политология обогатилась целым комплексом новых методологических подходов (1) . В политологии используются три группы методов: теоретические, эмпирические и общенаучные (логические). Теоретические методы в политологии можно разделить на две группы. Первая группа методов предназначена для познания и аналитического конструирования политической реальности, вторая — для объяснения политического поведения людей. Эти группы методов решают две разные познавательные задачи: первая стремится выработать оптимальный способ познания объективных политических образований, вторая — найти механизмы понимания политической деятельности отдельных индивидов. К первой группе теоретических методов относятся следующие: • структурализм. В основе этого метода лежит убеждение, что в обществе и в политике есть устойчивые социальные и политические образования — структуры. Это могут быть институты, нормы, группы, общности, статусы, роли — иными словами, все то, что существует помимо воли и сознания отдельных людей. Устойчивость структур позволяет вычленять их из политической реальности, изучать каждую в отдельности. • функционализм. В отличие от структуралистского подхода этот метод акцентирует внимание на выявлении факторов взаимозависимости политических институтов, организаций и других элементов политической реальности. Функция рассматривается как объективное требование, предъявляемое целым к своим частям, как возникающая между ними позитивная связь, зависимость. • системный анализ. Ориентирует исследователей на конструирование политики как открытой системы, взаимодействующей со своей окружающей средой, прежде всего с другими социальными сферами общества. Опираясь на общеметодологические принципы теории систем, кибернетики, ученые, использующие этот метод, исследуют каналы взаимовлияния политической системы и окружающей среды, механизмы адаптации политической системы, механизмы ее функционирования и развития. • топологический метод. Политика рассматривается в категориях политического пространства, или политического поля. Этот метод используется при описании положения политической элиты в обществе, а также различных социальных и политических групп. Благодаря этому методу более ясной становится картина возникающих в обществе конфликтов, когда противостояние описывается как стремление образовавшихся групп изменить свое положение в политическом пространстве. Вторая группа теоретических методов ориентирована на объяснение политического поведения. Они создавались главным образом социологами и психологами, но в настоящее время успешно применяются при изучении различных видов политических действий. Назовем некоторые из них: • бихевиоризм. Методологический подход, основанный американским психологом Б.Ф. Скиннером. В основе этого подхода лежит предположение, что поведение человека есть реакция на различные раздражители, стимулы. В политологии с помощью этого метода обычно описывают изменения в политическом поведении людей, связывая их с изменениями условий жизни, принятием политических решений и т.д. • теории рационального выбора. В основе этой методологической схемы лежит мнение о существовании универсального стремления человека к получению максимального вознаграждения минимальной ценой — «закон выгоды». Этот подход часто используется для описания отношений власти, когда подчинение объясняется как стремление человека получить в обмен какие-либо ресурсы (эмоциональные, материальные и т.д.), для объяснения электорального выбора, когда предполагается , что человек отдает голос тому кандидату, программа которого в наибольшей степени отвечает его интересам и т.п. • психодинамические теории личности. Как и теории рационального выбора, они объясняют поведение внутренними факторами, но источник активности описывается как сложный, далеко не всегда осознаваемый, иррациональный процесс. • когнитивные теории. Указывают, что причины поведения нужно искать в тех ментальных процессах, с помощью которых человек познает и объясняет окружающий мир. Человек действует в зависимости от того, как он воспринимает, оценивает, интерпретирует ситуацию. Характер и формы политических действий определяются ранее сложившимися установками, стереотипами, а также процессами восприятия и обработки новой информации. Это лишь часть теоретических методов, используемых в политологии. Причина их многообразия — в сложности, противоречивости политики. Наука не изобрела и вряд ли когда-нибудь изобретет единый универсальный метод познания политических явлений. Эмпирические методы в отличие от теоретических ориентированы на получение непосредственного знания о политической жизни. Эмпирия (от греч. етреша — опыт) — это очевидность, то, что наблюдаемо, поддается восприятию посредством чувств, это знание, лежащее как бы на поверхности, для извлечения которого не нужны сложные абстрактные конструкции, это реальные факты, конкретные действия людей, запечатленные в памяти и соответствующим образом описанные. • метод наблюдения. Он является систематизированным, направленным восприятием какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем. Например, наблюдение за ходом избирательной кампании, когда фиксируются все действия ее участников. • опрос. Развитие этого метода в значительной мере повлияло на лицо современной политологии, которая в настоящее время предстает не только в виде теоретической дисциплины, объясняющей общие тенденции политической жизни, но и в виде науки, способной дать практическое знание о политических настроениях, ожиданиях, установках реальных людей. Метод опроса в отличие от наблюдения позволяет (при правильно разработанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в политическом сознании личности: о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, каким лидерам отдает предпочтение. • контент-анализ. Это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация форм и содержания информационного источника — текста. Контент-анализ позволяет выявить, какая информация и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандидата, отражают ли эти документы состояние общественного мнения, потребности и интересы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной политической организации, государственного учреждения, политического лидера. Эмпирические методы в политологии играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам, задающим общую направленность любого научного исследования, стремящегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимостей между фактами, выявлению тенденций развития. Общенаучные, логические методы. В ходе развития общего научного знания и прежде всего в рамках философской традиции сложились единые для всех наук методы познания и объяснения объективной реальности. Логические методы представляют собой универсальные правила, устанавливающие соответствующие процедуры для достижения рациональных выводов. К ним относятся следующие методы: • определение и классификация. Они позволяют достичь договоренности относительно основных категорий науки и определенной их упорядоченности; • сравнение. Обеспечивает сопоставление однопорядковых процессов, явлений и событий. Этот метод, в частности, лежит в основе сравнительной политологии, специализирующейся на соотнесении политических феноменов, функционирующих и развивающихся в различных странах и регионах; • анализ и синтез. Это метод, позволяющий рассматривать внутреннюю композицию, строение сложных политических образований; • индукция и дедукция. Методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему, и наоборот; • моделирование. Метод, предполагающий построение абстрактных моделей, раскрывающих как внутреннее строение политического объекта, так и складывающиеся между его элементами зависимости. Моделирование получает большое распространение особенно в связи с внедрением в политологический анализ компьютерной техники, позволяющей проводить подсчет самых многообразных факторов, воздействующих на политический процесс; • исторический анализ. Дает возможность рассматривать ретроспективу политического события или явления, определить характер происшедших изменений. Логические методы упорядочивают процесс познания политики, делают его более организованным, убедительным. Но в рамках политологии они так же, как и эмпирические методы, играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам. Итак, политология обладает своим методологическим инструментарием познания политической реальности и политического поведения. Ведущими являются теоретические методы, которые задают общую направленность политическим исследованиям, влияют на отбор фактов, на методики эмпирических исследований, лежат в основе логических обобщений (3) . Список используемой литературы. 1. Гаджиев, К.С. Политология: Учебник [Текст] / К. С. Гаджиев. - М., 2001. – 198с. 2. Ирхин, Ю.В., Зотов, В.Д., Зотова, Л.В. Политология: Учебник [Текст] / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - М.: Юристъ, 2002. – 511 с. 3. Пушкарева, Г.В. Политология: Краткий курс лекции [Текст] / Г. В. Пушкарева. - М., 2002. – 114с. 4. Общая и прикладная политология: Учебное пособие [Текст] / Под ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова. - М., 1997. – 247с. 5. Политология: Учебник для вузов [Текст] / под ред. В. Д. Перевалова. – М.: Норма, 2003. – 363с. Жан-Жак Руссо. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. Книга вторая. Гл. YII . О законодателе. Автор ведет рассуждения о том, каким должен быть законодатель. Он пишет, что «великие цари встречаются редко», законодатели же еще реже. Основной задачей законодателя является объединение народа, укрепление целостности государства. Осуществление этого – есть признак того, что «законы достигли той самой высокой степени совершенства, какая только им доступна». Дарования законодателя должны быть «необыкновенными», так же как и его роль в государстве, а созданные им законы – справедливы для всех и для него в первую очередь. Чьи бы то ни было «частные интересы» не могут быть выше законов. Чтобы сохранить объективность законов в древних государствах имелась практика того, что законодатель не обладал властью. Так было в «большинстве греческих городов», а позже - итальянских республиках. И именно тот факт, что человек, наделенный властью и законодательным правом был одним и тем же лицом, привел к гибели Рим. Законы не должны создаваться в интересах власти. Они должны быть равными для всех. Но тогда возникает вопрос: как управлять народом, если законы будут написаны для него? Чтобы власть имела авторитет, «отец нации» должен обладать «мудростью богов» и тогда народ будет уважать «законы Государства как законы природы» и покорно нести «бремя общественного благоденствия». Т.е. власть наделяется божественной силой и происхождением. Однако далеко не каждый правитель может приписать своей власти и способностям божественное происхождение. «Великая душа Законодателя - это подлинное чудо, которое должно оправдать его призвание». Книга вторая. Гл. YIII . О народе. «Большинство народов как и людей, восприимчивы лишь в молодости; старея, они становятся неисправимыми». Не всякий народ воспринимет «благие» законы. Законодатель «подобно архитектору…изучает почву», чтобы понять «способен ли народ» его законы «выдержать». А все это потому, что народ не всегда понимает и хочет, чтобы его жизнь облегчили. «Народ даже не терпит, когда касаются его недугов, желая их излечить, подобно тем глупым и малодушным больным, которые дрожат при виде врача». Революции и перевороты народ воспринимает болезненно. Они не повторяются «дважды в жизни одного и того же народа». Такие события «могут … народ уничтожить», потому что более чем «освободитель» народу требуется «повелитель». «У народов, как и людей, существует пора юности или, если хотите, зрелости, которой следует дождаться, прежде чем подчинять их законам». Прогрессирующие законы следует вводить в период «зрелости» народа. Руссо приводит пример русского народа и реформ Петра, которые, по его мнению, не имели прогрессирующей роли, потому что народ не был для них готов, не был создан для таких реформ вообще. «Народ был диким» и «не созрел для уставов гражданского общества». Автор отмечает, что реформы Петра были скачком, который привел к тому, что народ и не стал ни тем, кем хотел его сделать царь, ни тем, кем должен был стать по уровню своего развития в надлежащее для этого время. Книга третья. - Гл. IX . О признаках хорошего правления. Автор рассуждает о признаках хорошего правления. «Подданные превозносят покой в обществе, граждане - свободу частных лиц; один предпочитает безопасность владений, а другой - безопасность Личности….» Точного ответа на вопрос о том, каковы признаки хорошего правления, нет, об этом ведутся споры. Однако Руссо пишет, что наиболее верным признаком хорошего правления, на его взгляд, является увеличение численности народа и рост его благоденствия. То правление худшее, при котором «народ уменьшается в числе и оскудевает». А далее следует вопрос: в какие века и какие народы жили в период благоденствия и увеличивались в численности? И всегда ли внешнее благополучие, расцвет культуры сопровождались с благополучием народным? Порой было так, что «распри вельмож волновали французское королевство», но «это не мешало тому, чтобы французский народ жил, счастливый и многочисленный», а во времена, когда «наблюдался расцвет литературы и искусства», страна теряла население, народ разорялся и порабощался. Итог – процветанию народу приносит «не сколько мир, сколько свобода». |