Реферат: Понятие и сущность среды предпринимательства

Название: Понятие и сущность среды предпринимательства
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: реферат

Вопрос № 4 Понятие и сущность среды предпринимательства.

Предпринимательство - это самостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и занятия торговлей с целью получения прибыли.

Предприниматель - лицо, занимающееся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок. Предприниматели имеют право без ограничений принимать решение и осуществлять самостоятельно любую деятельность, которая не противоречит действующему законодательству.

Предпринимательство является особым новаторским, антибюрократическим стилем хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую ответственность за результаты работы.

Как социально-экономическое явление, предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана в первую очередь с экономическими условиями жизнедеятельности.

В экономическом отношении предпринимательство содержит в себе различные стороны хозяйственной деятельности. Его можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями. К субъектам предпринимательства можно отнести различные участники экономической деятельности:

1. Частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях.

2. Группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах, и т. д.

3. В отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций.

Такой подход позволяет выделить три формы предпринимательства: частную, коллективную и государственную.

Объектом предпринимательства является определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, что результаты предпринимательства материализуются в производимой продукции (услугах), а также в соответствующем доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель организовал деятельность, учел всю совокупность факторов. Сама организация деятельности зависит от характера комбинации различных ресурсов. На начальном этапе необходимо провести оценку возможности заниматься бизнесом в определенной сфере, опираясь на наличие ресурсов.

Собственно процесс предпринимательства включает следующие стадии:

- поиск новой идеи и ее оценка;

- составление бизнес-плана;

- поиск необходимых ресурсов;

- создание оптимального механизма реализации предпринимательских идей;

- управление созданным предприятием.

Одна из самых сложных задач предпринимателя, по мнению современных российских аналитиков, - это поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.


Вопрос № 14 Характеристика основных факторов, определяющих выбор правовой формы предпринимательской деятельности.

На выбор организационно-правовой формы предпринимательства в немалой степени влияют внешние факторы: политическая стабильность (если ее нет, предприниматель не будет заинтересован разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты), макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические кризисы и инфляция, государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности, состояние рынка и другие факторы, которые необходимо учитывать при создании собственного дела и выбора предмета деятельности. Важное значение для успеха деятельности имеют: месторасположение, наличие инфраструктуры деятельности фирмы, благоприятное отношение к предпринимателям местных органов самоуправления.

Большое (если не определяющее) значение играет скорость оборота вложенных при создании собственного дела средств. Как известно, наибольшая скорость оборота денежных средств наблюдается в торгово-посредническом предпринимательстве, а наименьшая в производственном.

Выбор формы предпринимательской деятельности зависти от пристрастия и вкусов гражданина, но все-таки существуют некоторые объективные условия, в соответствии с которыми предпочтительными являются та или иная организация форма. Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности определяет уровень и объем возможных прав и обязанностей. Предпринимательская деятельность в России может осуществляться без создания юридического лица и с созданием юридического лица Организационно-правовая форма закрепляется в различных документах, перечень которых определяется законом.


Вопрос № 24 Социальное обеспечение работников, проблемы дисциплины и прекращения трудовой деятельности.

Нужно гарантировать предоставление работникам предприятия льготных пенсий в соответствии с действующим законодательством, досрочный выход на пенсию для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или в районах с тяжелыми природно-климатическими условиями за счет средств предприятия, а также доплат к государственным пенсиям с учетом трудового вклада работника.

Особое внимание следует уделить улучшению условий труда работников, сокращению рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда. Для этого целесообразно предусмотреть набор конкретных мероприятий с указанием сумм, направляемых на их реализацию.

Разделы трудового договора, посвященные социальному развитию коллектива, могут быть весьма разнообразны по содержанию и включать обязательства сторон по: медицинскому обслуживанию (например, организация и оплата ежегодной диспансеризации работников или оплата лекарств и т.п.); организации санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и членов их семей; предоставлению дополнительных льгот многодетным или неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов с детства; улучшению условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих на предприятии; строительству, содержанию и распределению жилья, объектов социально-курортного назначения; созданию материальных условий для деятельности профсоюзов; проведению оздоровительных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий; стимулированию работников медицинских, детских, культурно-просветительских, учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия; другим трудовым и социально-экономическим вопросам.

В соответствии с принятым законом с января 1993 г. медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование должно реализовываться по специальным программам, размер страхового взноса устанавливается Советом Министров Российской Федерации. Добровольное медицинское страхование является дополнительным по отношению к обязательному и может осуществляться за счет прибыли (дохода) предприятия. Поэтому целесообразно решить вопрос о необходимости и возможности проведения дополнительного медицинского страхования и его условиях: с какой страховой медицинской организацией, на какой срок и на какие виды медицинского обслуживания заключается договор страхования.


Вопрос № 34 Планирование и контроль запасов материалов и сырья.

Эффективное управленческое планирование запасов (как материальных ресурсов, так и готовой продукции) возможно на промышленном предприятии лишь как составная и неотъемлемая часть комплексного процесса управленческого планирования (бюджетирования), охватывающего все основные сегменты хозяйственной деятельности и взаимосвязи между ними. Это обусловлено тем, что запасы сырья и материалов и товарные остатки представляют собой два звена (стадии) непрерывного процесса кругооборота оборотного капитала предприятия (так называемого финансового цикла предприятия).

Результатом срочного (на определенный период) планирования инвестиционного и финансового циклов (движения основного и оборотного капитала) является составление сводного бюджета промышленного предприятия. Параметрами и составными фрагментами сводного бюджета, относящимися к управлению запасами в рамках комплексного («сквозного») бюджетного процесса, являются:

1) для запасов сырья и материалов:

- бюджет закупок;

- баланс движения запасов материальных ресурсов;

2) для запасов готовой продукции — баланс движения товарных остатков:

В целом плановый (а по итогам бюджетного периода — фактический) баланс движения запасов выражается классической формулой:

Остаток на начало периода + Приход – Расход = Остаток на конец периода.

Заметим, что поскольку запасы материальных ресурсов и готовой продукции принадлежат к так называемым «промежуточным» активам (то есть промежуточным стадиям финансового цикла), то приходные и расходные статьи балансового равенства будут определяться соответственно «предшествующими» и «последующими» стадиями финансового цикла. Так, для запасов сырья и материалов балансовое равенство будет выглядеть как

Остаток материальных ресурсов на начало периода + Бюджет закупок — Плановое производственное потребление = Плановый (целевой) остаток материальных ресурсов на конец периода.

Баланс движения товарных остатков определяется соотношением выпуска (приходная часть) и реализации (расходная часть):

Остаток готовой продукции на начало периода + Плановый выпуск — Плановый объем реализации = Плановый (целевой) остаток готовой продукции на конец периода.

Остаток запасов на начало бюджетного периода есть величина определенная. Из трех других составляющих балансового равенства по правилам простейшей арифметики две величины являются «заданными» (то есть независимыми параметрами), а четвертая, соответственно, получается расчетным путем. Здесь необходимо особо подчеркнуть тот момент, который часто игнорируется российскими промышленными предприятиями: целевой (конечный) остаток запасов никогда не бывает расчетным; иначе говоря, величина целевого остатка запасов планируется на основе отдельной методики оптимизации уровня запасов, и в балансовом равенстве величина конечного остатка запасов является независимым («заданным») параметром.


Вопрос № 44 Анализ возможностей, ресурсов и рисков – «SWOT-анализ».

«SWOT-анализ» - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Сильные стороны (S trengths) - преимущества организации;

Слабости (W eaknesses) - недостатки организации;

Возможности (O pportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

Угрозы (T hreats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Следует обратить внимание на то, что один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

При проведении SWOT-анализа, а в особенности анализа шансов и угроз, должны использоваться ранее проведенные исследования общественного мнения. Связь организации с определенной проблемой, вопросом, приписывание ей компетентности в какой-либо сфере, может быть для нее хорошим шансом. Вместе с тем, с точки зрения организации оценка ее определенных действий как весьма непопулярных может стать значительной угрозой. Исследования общественного мнения могут также подтвердить выводы анализа, касающихся слабых и сильных сторон. Даже если организация имеет сильного лидера, но это личность весьма непопулярна в обществе, тяжело приписать ее наличие к сильным сторонам организации. Может оказаться, что такой лидер очень хорошо руководит организацией (и в этом смысле это сильная сторона), но именно его низкая популярность является угрозой для организации.


Вопрос № 54 Финансовый план.

Финансовый план - последний раздел бизнес плана. Финансовый план поможет потенциальному инвестору определить, как много потребуется наличности и когда, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес. Также инвестор должен быть в состоянии оценить, какую прибыль может получить при том размере капитала, который готов или собираеться инвестировать. Рассмотрены все основные отчеты финансового плана:

1. Отчет о прибылях и убытках;

2. КЭШ или план по наличности;

3. Прогнозный баланс;

4. Основные фонды;

5. Финансовые коэффициенты.

Финансовый план поможет потенциальному инвестору определить, как много потребуется наличности и когда, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес. Составление финансовых прогнозов прибыли компании, потока наличности и финансового положения заставит вас детально обдумать финансовые операции, которые планируются осуществить. В ходе этого процесса ясно выявится любое противоречие, расхождение или нереалистическое предположение. Информация, которая будет нужна, чтобы объединить финансовые прогнозы, в большей своей части уже собрана в предыдущих разделах, когда составлялись планы продаж, текущей деятельности и трудовых ресурсов.

Данный раздел покажет, как объединить все прогнозы в финансовый план. Поскольку многообразие информации, с которой инвестор будет работать, может привести к ее недостоверности, чтобы не ошибиться, необходимо разработать три варианта прогнозов:

- пессимистический,

- наиболее реальный,

- оптимистический.

Различия в прибылях и наличности при переходе от одного варианта к другому покажут степень риска, с которым, возможно, встретиться.


Задание 4. Расшифруйте содержание понятия «кадровая политика предприятия». Перечислите достоинства и недостатки внешнего источника рабочей силы для предприятия.

Кадровая политика представляет собой систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, причем распространяется это положение на весь коллектив занятых, в рамках которого осуществляется управление.

Основные цели кадровой политики формулируются следующим образом:

1. Безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение государственными органами и отдельными гражданами положений законов о труде и профессиональных союзах, КЗОТа, типовых правил внутреннего распорядка и других документов, принятых высшими органами по этому вопросу;

2. Подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспечения основной хозяйственной деятельности потребным числом работников необходимого профессионально-квалификационного состава;

3. Рациональное использование кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении предприятия, организации, объединения;

4. Формирование и поддержание работоспособных, дружных производственных коллективов, борьба с текучестью кадров, разработка принципов организации трудового процесса; развитие внутрипроизводственной демократии; формирование нового хозяйственного механизма;

5. Разработка критериев и методики планового подбора, оценки, обучения и расстановки руководящих и квалифицированных кадров, подготовки и повышения квалификации остальной части работающих, развития их гражданского самосознания, всестороннего развития личности.

Внешние источники - кандидаты, до этого не связанные трудовыми отношениями с данным предприятием.

К внешним источникам относятся работники других предприятий, выпускники учебных заведений, учащиеся и др.

Внешними средствам привлечения персона могут стать:

• объявления о приеме через средства массовой информации и рекламу предприятия,

• организации, занимающиеся трудоустройством (биржи, бюро, консультационные центры, кадровые агентства и т.п.);

• вузы, колледжи, техникумы, профессиональные училища и п.;

• работники предприятия.

При всем богатстве выбора кандидатов извне, и меньшей угрозе возникновения интриг внутри предприятия, период адаптации нового сотрудника будет более длительным, а эффективность может оказаться минимальной.

Сейчас в деловой практике очень часто употребляют три термина: «аутсорсинг» и «аутстаффинг»

Аутсорсинг - обозначает договор, по которому сторонняя организация принимает на себя все или часть функций, которые традиционно лежат на внутренних подразделениях компании. Как правило, это договор на оказание услуг или договор подряда.

В случае аутстаффинга специализированное агентство передает своих сотрудников для работы в клиентской компании. То есть сотрудники физически работают в этой компании как ее собственные, но по документам числятся в специализированном агентстве, которое выполняет для них формальные функции работодателя (оформление трудовых договоров, начисление зарплаты, социальные гарантии, ведение документации).


Плюсы и минусы аутстаффинга.

Плюсы Минусы
Нет необходимости раздувать штат организации Нет четкого законодательного обоснования подобных договоров
Компания экономит время и средства, связанные с подбором персонала и оплатой его услуг Дополнительные издержки, в том числе налоговые
Удобно принимать на работу иностранных работников Внимание со стороны проверяющих служб
Экономия средств на обеспечении условий труда Риск судебных разбирательств
Затраты на аутстаффинг уменьшают прибыль и дают право на вычеты по НДС Отсутствие контроля за кадровым и налоговым делопроизводством

Список литературы

1. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 1998

2. Дойл П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: «Питер», 1999

3. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. М.В. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1997

4. Пономарев Н.Н. Организация предпринимательской деятельности: Методические указания к практическим занятиям специальности 060800. – Новосибирск: СибУПК, 2001

5. Тихомиров М.Ю. Предприниматель и закон: Практическое пособие. – М.: Экономика, 1996