Шпаргалка: Шпаргалка по Политологии 16
Название: Шпаргалка по Политологии 16 Раздел: Рефераты по политологии Тип: шпаргалка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Политология.
Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях. Политология представляет собой комплексную науку, включающую следующие отрасли политического знания (рис.2.):
Важнейшими проблемами политологии являются
общие методы исследования политических объектов. Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, политики. Нормативный метод предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы и т.п. Этот метод ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Функциональный метод требует выяснения зависимости между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например:
Структурно-функциональный метод предполагает рассмотрение политики как целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет своё назначение и выполняет определённую функцию. Антропологический метод требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека. Психологический метод сходен с антропологическим, но требует исходить в политических исследованиях из человека как конкретного индивидуума. Этот метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, типичных механизмов психологических мотиваций. Деятельностный метод даёт динамическую картину политики. Он рассматривает политику как процесс, имеющий следующие стадии (этапы):
Исторический метод требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего, будущего. общелогические методы. Эти методы относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. В данную группу методов входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, мысленный эксперимент, моделирование и другие подобные методы. методы эмпирических исследований. Эти методы также прямо не отражают специфики политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и других наук. К ним относятся: использование статистики, анализ документов, анкетный опрос, лабораторный эксперимент, теория игр и др. методы, использование которых в совокупности превращает науку о политике в самостоятельную научную дисциплину. Системный метод - состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Бихевиоралъный метод (от анг. "бихевиор" - поведение) - исследование политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определённых политических ролей. Своё детальное обоснование применительно к политологии бихевиоризм получил в вышедшей в 1880 году книге Вудро Вильсона. Использование этого метода в политологии опирается на следующие предпосылки:
Сравнительный метод - состоит в сопоставлении однотипных политических явлений. Целью этого метода является выявление их общих черт и специфики, нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач. Специфика политологии предполагает и её функции в обществе: Гносеологическая или теоретико-познавательная функция . Суть этой функции в адекватном отражении политической реальности, раскрытии присущих ей связей и закономерностей. Благодаря этой функции раскрываются объективные тенденции социально-политического и экономического развития, трудности и противоречия в жизни общества, даются оценки политическим ситуациям. Методологическая функция . С её помощью раскрываются общие закономерности политики, различных политических систем, создаётся база для развития более частных политических теорий и для других общественных наук. Аналитическая функция . Позволяет давать анализ, оценку результатов деятельности государства, партий и других элементов политической организации общества. Регулятивная функция . Помогает обеспечивать воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях. Прогностическая функция . С её помощью осуществляется предвидение политических процессов, своевременная корректировка политики. Мировоззренческая функция . Позволяет правильно оценивать соотношение общечеловеческих и классовых интересов и определять своё место в политической жизни общества. Политику как социальный феномен можно расчленить по разным основаниям: 1. по сферам жизни (экономическая, социальная, военная, национальная, культурная ); 2. по областям (внутренняя и внешняя); 3. по масштабам (международная, мировая, локальная, региональная); 4. по носителям и субъектам (государство, партии, движения, отдельного лица); 5. по срокам действия (долговременная и краткосрочная). Главная особенность политики — ее связь с органами власти. Политика — сфера общих дел, предполагающая организованное насилие, санкционированное обществом, государством. Следовательно, политика и власть неразделимы. 2.ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ. Виды и функции власти. Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство
) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации
) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации
) в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Власть есть явление социальное, то есть общественное. Существуют различные виды власти. К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие: Функции власти
3. Структурные элементы власти и топология ее источников и ресурсов.
4.Политическая власть. Легитимность власти. Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политика – причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики.
Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей. Для осуществления политической власти необходимо:
Обратите внимание на принципы суверенитета и легитимности. Функционирование политической власти осуществляется на базе именно этих общепризнанных принципов. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества); 2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.
Классификация оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности
5.Концепции власти и властных отношений. Власть как категория политической науки определяется неоднозначно, с точки зрения понимания ее сущности и природы. Существуют следующие основные концепции и подходы к определению природы власти.
Все подходы к определению сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многозначность этого политического феномена. В современной политологии определяют три важнейших аспекта власти, среди которых основополагающим является директивный:
6. Понятие политики и ее современные интерпретации. Поли́тика (греч.Πολιτική — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства[1] .
7. Политическая система общества: понятие, структура, функции, типология. Любое классовое общество политически оформлено, оно имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет вычленить политическую жизнь из жизни общества в целом, которую можно считать «окружающей средой», и установить наличие связей между ними. Функции политической системы общества Политическая система общества имеет свои функции , среди которых исследователями выделяются: 1) определение целей, задач и путей развития общества; 2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ; 3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности); Структура политических систем общества Политическая система является сложным явлением и включает в себя различные части (или подсистемы). Она складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных – высшего (мегауровень) и среднего (мезоуровень) и неинституционального – нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые . Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений: носителей власти (руководителей, правящих) и исполнителей (рядовых членов массовых ассоциаций).
8. Политические системы современности/по А.С.Панарину/ 9.Государство: понятие, признаки, функции, структура, теории происхождения. Признаки Государства
Теории происхождения государства: · Теологическая теория · Патриархальная теория · Общественный договор · Теория насилия · Материалистическая (марксистская) теория · Психологическая теория · Расовая теория Гюнтера · Органическая теория Функции государства делятся на внутренние и внешние. К внутренним функциям государстваотносятся следующие: 1. Государственное регулирование экономики посредством налоговой, кредитной, инвестиционной, таможенной политики. 2. Социальная функция, которая включает в себя следующие подфункции: — регулирование социальных отношений посредством национальной, демографической, религиозной и т.п. политики, а также политики в области занятости населения; — создание государственной системы социального обеспечения; — создание условий для нормальной жизнедеятельности общества посредством жилищной, экологической политики, создания государственной системы услуг. 3. Культурно-воспитательная функция, которая реализуется посредством создания государственной системы учреждений образования, науки, культуры. 4. Охрана общественного порядка и поддержание дисциплины граждан в рамках существующего права. 5. Защита существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил. К внешним функциям государстваотносятся следующие: 1. Защита страны от внешней агрессии. 2. Защита государственных интересов на международной арене посредством дипломатической деятельности. 3. Развитие сотрудничества с другими странами мира в целях обеспечения благоприятных условий для развития национальной экономики и для интеграции в мировую экономику. Для осуществления этих функций созданы специальные государственные органы, в совокупности образующие структуру государства. Итак, в структуру государства входят: 1. Органы государственной власти – законодательной и исполнительной. Часто говорят о триаде властей: законодательной, исполнительной и судебной. Однако в строгом, формально-юридическом смысле судебная власть (в лице министерства юстиции) входит в структуру исполнительной власти. Выделение судебной власти из структуры исполнительной обусловлено тем значением, которое придается в либерально-демократической традиции судебной власти: она рассматривается как один из важнейших механизмов обеспечения контроля со стороны общества над государством. 2. Органы охраны правопорядка и органы правосудия. Сюда относятся милиция, внутренние войска, суд, прокуратура. 3. Органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны. Сегодня в нашей стране это ФСБ – Федеральная служба безопасности. 4. Органы, обеспечивающие внешнюю безопасность страны (армия, управление внешней разведки, таможенная служба, федеральная пограничная служба). Второй, третий и четвертый элементы приведенной структуры государства представляют собой ничто иное, как так называемые силовые ведомства и министерства. Все они входят в структуру исполнительной власти. Возникает вопрос: на каком же основании силовые ведомства и министерства выделяются из структуры исполнительной власти в качестве самостоятельных элементов государства? Ответ очевиден: в силу их особой значимости для выполнения основных функций государства. 10. Формы правления. Монархия.
11. Формы правления. Республика.Республике присущи следующие признаки:
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений ( президент или парламент )наделён большим количеством полномочий. По этому принципу республики разделяются по трем параметрам:
12. Формы государственного устройства: федерация, конфедерация, унитарное государство.Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Конфедера́ция — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией. Основные признаки унитарного государства
13. Правовое и социальное государство.В правовом государстве обеспечивается верховенство права и реализуются:
По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:
В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat ; государство всеобщего благосостояния , государство всеобщего благоденствия ) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся[1] . 14. Политические режимы. Авторитарный режим.Существенными чертами авторитаризма являются:
15. Тоталитарный режим.Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Понятие «тоталитаризм» было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ в. В 1925 г. это слово впервые прозвучало в итальянском парламенте в выступлении лидера итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного режима в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). 16. Основные принципы демократического устройства власти.Самое простое определение демократии – это власть народа. Согласно мнению американских просветителей демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии средних веков, в том числе Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.п.). Современные демократии, наследуя многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.
17. Уровни и формы политического участия.Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, разрешения конфликтов, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан. Могут быть введены следующие “идеальные” типы политического поведения и участия личности в политике: • личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: лица, профессионально занимающиеся политикой, и лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях; • личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, отдельные политические акции); • личность с различным уровнем компетентности, наблюдателя, проявляющего интерес к политике, но лично практически не участвующего в ней; • пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике; • аполитичная и отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике. 18/19. Политические партии. Политические движения.Термин «партия » в переводе с латинского означает «доля, часть». Т.е. в буквальном смысле слова партия – это часть населения. Виды политических партий Вследствие огромного многообразия политических партий в политической науке существуют различные их классификации. Наиболее распространенными являются следующие: 1. По целям выделяют партии избирательных компаний и парламентские партии. Партии избирательных кампаний ограничивают свою деятельность организацией и проведением избирательной кампании кандидата. Парламентские партии выполняют три основные функции:
2. По типу связи гражданина с партией партии разделяют на кадровые и массовые. Их сравнительная характеристика приведена в таблице.
3. По идеологии общепринятым является деление партий на левые, правые и центр. Такое деление партий пришло из политической истории Франции. В 1814 г. в Национальном собрании Франции депутаты-роялисты расположились справа от спикера, депутаты-республиканцы – слева, а в центре оказались умеренные депутаты. С тех пор принято построение идеологического спектра политических партий слева направо. Сегодня он выглядит следующим образом:
20. Партийные системы.Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы. При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями. Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. 21. Группы интересов и группы давления.Группы интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.
|
Типология политических лидеров | |
Способ утверждения лидерства в группах и организациях |
o Формальные; o неформальные |
Способ легитимации власти лидера в обществе |
o Традиционные; o рационально-легальные; o харизматические |
Стиль руководства | o Авторитарные; o либеральные; o демократические |
Имидж и ролевое назначение | o Лидер-знаменосец; o лидер-служитель; o лидер-торговец; o лидер-пожарный |
Тактика достижения поставленных целей | o Консерваторы; o реформаторы; o революционеры |
25. Политическая культура :
политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Культура политического сознания | Культура политического поведения | Культура функционирования политических институтов |
Политические представления и убеждения | Культура политического участия | Культура электорального процесса |
Политические ценности, традиции, обычаи и нормы | Культура политической деятельности | Культура принятия и реализации политических решений |
Политические установки | Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов |
Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.
Характерные чертыполитической культуры состоят в том, что она:
- фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
- является продуктом естественно-исторического развития общества;
- имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;
- характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
- идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;
- ориентации, объясняясмысл политических явлений;
- адаптации и социализации – через приобщение к навыкам политического поведения;
- интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
- коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.
26. Политические идеологии.
это более или менее систематизированная совокупность идей, концепций, взглядов, в которых социальные субъекты оценивают систему властных (политических) отношений и свое место в ней, средства, способы ее изменения (сохранения).
Большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.
Виды идеалогий.
1. Фашизм.
2. коммунизм.
3. социализм.
4. консерватизм
5. неоконсерватизм
6. либерализм
7. неолиберализм
27. Политические элиты.
Политическая элита – лица, принимающие в рамках политической системы главные решения, отдающие приказы и контролирующие посредством бюрократического аппарата их выполнение.
В каждом обществе политическая элита занимает главенствующее положение и осуществляет функции политического руководства. Но в условиях конкретных политических систем, сложившихся традиций, по способам формирования и функционирования элиты могут существенно отличаться. Это многообразие нуждается в осмыслении, и здесь может помочь выделение типов элит, т.е. типология, с помощью которой можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты
Типы политических элит
В зависимости от критерия типологизации можно выделить различные типы элит .
Типология политической элиты | |
Способ отбора (рекрутирования) элиты |
o Открытая (антрепренерская) элита; o закрытая элита (гильдии) |
Род деятельности | o Политическая; o экономическая; o военная; o бюрократическая; o культурно-информационная |
Место в политической системе | o Правящая; o оппозиционная (контрэлита) |
Характер внутриэлитных отношений |
o Объединенная (с высокой степенью интеграции): а) идеологически объединенная; б) консенсусно объединенная; o разъединенная (с низкой степенью инте- грации) |
Степень представительности |
o С высокой степенью представительности; o с низкой степенью представительности |
27.Конституционные основы гос.власти России.
онституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:
- права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;
- народовластие и республиканская форма правления;
- федеративное устройство;
- разделение властей;
- государственный суверенитет;
- верховенство права;
- политическое и идеологическое многообразие;
единство экономического пространства и свобода экономической деятельности;
- социальный характер государства;
- светский характер государства;
- признание и гарантирование местного самоуправления.
Все эти положения содержатся в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя».
28. Политические конфликты.
Политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей.
Типы политических конфликтов
Конфликты можно типологизировать по разным основаниям.
Типология конфликтов | |
По характеру противоречий | o Антагонистические; o неантагонистические |
По сферам проявления | o Экономические; o политические; o межнациональные; o международные |
По времени действия | o Затяжные; o скоротечные |
По интенсивности | o Слабые; o сильные |
По масштабам действия | o Локальные; o региональные |
По формам проявления | o Мирные; o немирные |
По количеству участников | o Многосторонние; o двусторонние |
Функции политического конфликта
Являясь постоянно действующим фактором, политический конфликт выполняет определенные функции, которые можно разделить на позитивные и негативные.
Позитивные функции конфликта |
Негативные функции конфликта |
o Выполняет стабилизирующую, интегрирующую роль, сигнализируя обществу и властям о разногласиях, противоречиях; стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль; o способствует разрешению противоречий и обновлению общества; стимулирует переоценку ценностей; o ускоряет создание новых структур; o обеспечивает лучшее познание его участников |
o Приводит к дезинтеграции общества; o приводит к социальному взрыву, гибели людей, ликвидации материальных ценностей; o приводит к осложнениям межгосударственных, международных отношений; o приводит к абсолютизации вооруженного насилия как средства разрешения конфликта, к установлению военной или другой диктатуры |
29. Способы разрешения политических конфликтов.
Методы урегулирования конфликтов |
Способы применения |
«Избегание» конфликта | Временный уход с политической арены, уклонение от встреч с противником и др. |
Подмена конфликта | Перемещение его в иную плоскость |
Конфронтация | Жесткие, «революционные» решения |
Приспособление | Действия, акции, направленные на самостоятельную выработку решений по урегулированию конфликта одной из сторон, но удовлетворяющих обе стороны |
Откладывание | Временная уступка сильному оппоненту |
Примирение сторон | Сближение позиций через посредника |
Третейское разбирательство или арбитраж | Обращение в судебные органы |
Переговоры | Наиболее распространенный и перспективный способ разрешения политических конфликтов |
Альтернативное разрешение конфликтов |
Конфликт регулируется самими участниками путем взаимного сотрудничества и достижения соглашения |
30. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Международные организации.
Список международных организаций
Полное наименование организации на русском языке
![]() |
Сокращенное наименование на русском языке
![]() |
Сокращенное наименование на оригинальном языке
![]() |
Полное наименование организации на оригинальном языке
![]() |
Год создания
![]() |
Период(ы) членства России (РСФСР)
![]() |
Азиатская парламентская ассамблея | АПА | … | … | 1999 | Да |
Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум | АТПФ | … | … | 1993 | 1993-н.в. |
Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества | АТЭС | APEC | Asia-Pacific Economic Cooperation Forum | 1989 | 1997-н.в. |
Андское сообщество | … | … | Andean Community | 1969 | Нет |
Арктический совет | Арктический совет | CPAR | The Conference of Parliamentarians of the Arctic Region | 1996 | Да |
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии | СААРК | SAARC | … | 1985 | Нет |
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии | АСЕАН | ASEAN | Association of South East Asian Nations | 1967 | Нет |
Африканский союз | … | … | African Union | … | Нет |
Балтийская ассамблея | Балтийская ассамблея | … | … | 1991 | Нет |
Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций | ВАО АЭС | WANO | World Association of Nuclear Operators | 1989 | Да |
Всемирная исламская лига | … | … | … | … | Нет |
Всемирная торговая организация | ВТО | WTO | World Trade Organization | 1995 | Нет |
Группа Рио | … | … | Grupo de Río | 1986 | Нет |
Евразийское экономическое сообщество | ЕврАзЭС | … | … | 2000 | 2000-н.в. |
Европейская ассоциация свободной торговли | EFTA | … | … | … | Нет |
Европейский союз | ЕС | EU | European Union | … | Нет |
Единое экономическое пространство (Проект) | ЕЭП | … | … | 2003 (намерения о создании) | 2003-н.в. |
Зона европейского высшего образования (Болонская группа, Участники Болонского процесса) | Болонская группа | … | … | 1999 | 2003-н.в. |
Карибское сообщество | КАРИКОМ | CARICOM | Caribbean Community | … | Нет |
Лига арабских государств | ЛАГ | … | … | … | Нет |
Международная авиационная федерация | ФАИ | FAI | Federation Aeronautique Internationale | 1905 | Да |
Международная организация морской спутниковой связи | ИНМАРСАТ | … | … | … | … |
Международная организация по предпринимательству и инвестициям | … | INOBI | … | … | … |
Международный союз молодых фермеров | МСМФ | IUYF | International Union of Young Farmers | 2000 | 2000-н.в. |
Международная организация уголовной полиции – Интерпол | Интерпол | ICPO, OIPC, Interpol | International Criminal Police Organization/ Organisation Internationale de Police Criminelle | 1923 | 1990-н.в. |
Международная федерация инженеров-консультантов (строительство) | ФИДИК | … | … | … | … |
Международное общество авиационной электросвязи | … | SITA | Societe Internationale de Telecommunications Aeronautiques | 1949 | … |
Меркосур | – | Mercosur | Mercado Comun del Sur (персисп. «Южноамериканский общий рынок») | 1991 | Нет |
Организация «Исламская конференция» | ОИК | OIC | Organisation of the Islamic Conference | 1969 | Нет |
Организация Восточно-карибских государств | … | OECS | Organisation of Eastern Caribbean States | … | Нет |
Организация Договора о коллективной безопасности | ОДКБ | … | … | 1992 | 1992-н.в. |
Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ | ГУАМ | GUAM | Organization for Democracy and Economic Development – GUAM | 1997 | Нет |
Организация объединенных наций | ООН | UN | United Nations | … | Да |
Организация объединенных наций, Всемирная организация интеллектуальной собственности | ВОИС | … | … | … | Да |
Организация объединенных наций, Всемирный почтовый союз | … | … | … | … | Да |
Организация объединенных наций, Группа Всемирного банка | … | … | … | … | Да |
Организация объединенных наций, Международное агентство по атомной энергии | МАГАТЭ | … | … | … | Да |
Организация объединенных наций, Международный валютный фонд | МВФ | … | … | … | Да |
Организация объединенных наций, Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры | ЮНЕСКО | … | … | … | Да |
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе | ОБСЕ | OSCE | Organization for Security and Co-operation in Europe, фр.Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe | 1975 | 1975-н.в. |
Организация Североатлантического договора (Североатлантический альянс) | НАТО | NATO | North Atlantic Treaty Organization | 1949 | Нет |
Организация стран-производителей и экспортеров нефти | ОПЕК | OPEC | … | 1960 | Нет |
Организация Черноморского экономического сотрудничества | ОЧЭС | … | … | 1999 | 1999-н.в. |
Северный совет министров | … | … | … | … | Нет |
Североамериканская зона свободной торговли | НАФТА | NAFTA | … | … | Нет |
Совет Баренцева/Евроарктического региона | СБЕР | BEAR | The Barents Euro-Arctic Region | 1993 | 1993-н.в. |
Совет государств Балтийского моря | СГБМ | … | … | 1991 | 1991-н.в. |
Совет Европы | - | … | Counsil of Europe | 1949 | Да |
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива | ССАГПЗ | GCC | Gulf Cooperation Council | … | Нет |
Содружество демократического выбора | СДВ | … | … | 2005 | Нет |
Содружество наций (Британское содружество) | … | … | Commonwealth of Nations | … | Нет |
Содружество независимых государств | СНГ | CIS | Commonwealth of Indenpendent States | 1991 | 1991-н.в. |
Союз арабского Магриба | САМ | … | … | … | Нет |
Союз для Средиземноморья | … | … | Union pour la Méditerranée | 2008 | Нет |
Тихоокеанский союз | … | … | Pacific Union | … | Нет |
Форум «Азия-Европа» | ФАЕ | АСЕМ | Asia-Europe Meeting | 1996 | Нет |
Франкофония | – | – | La Francophonie | 1970 | Нет |
Центральноамериканский парламент | … | … | Central American Parliament | … | Нет |
Шанхайская организация сотрудничества | ШОС | SCO | Shanghai Cooperation Organization | 2001 | 2001-н.в. |
Южноамериканское сообщество наций | … | CSN | The South American Community of Nations | … | Нет |