Реферат: Политическая культура, ее сущность и структура
Название: Политическая культура, ее сущность и структура Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат | |||||||||
Департамент образования Московский городской педагогический университет Экономический факультет Реферат По дисциплине: «Политология» На тему: «Политическая культура ее сущность и структура» Студентки 3 курса группы №7 Секачевой Светланы Сергеевны Отделение – экстернат Специальность 061100 «Менеджмент организации» 1 полугодие Москва, 2009 год Содержание Введение……………………………………………………….…3 1. Понятие, структура и значение политической культуры ..…………..6 2. Составные элементы политической культуры…….………………...10 3. Политическое сознание…………………………….………………...12 4. Типы и функции политической культуры………………….….........14 5. Политическая социализация………………………..………………...17 Заключение………………………………….………………….19 Список литературы………..…………………………………..21 Введение Политика – неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству общества в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличьях – в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния – политика может обнаружиться внутри любой общественной группы. Необъятен диапазон представлений о политике. Вот лишь некоторые ее определения. «Политика означает стремление к участию во власти или оказания влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер). Политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса», «концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин). «Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика» (О. Шпенглер). «Изучение политики есть изучение влияния и влияющего…иными словами, кто что получает, когда и как» (Г. Лассуэл). «Политика – борьба интересов, маскируемая под борьбу принципов. Руководство общественными делами во имя личной выгоды» (А. Бирс). «Политика – это процесс управление» (О. Ренни). «Политика – властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон). « Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений» (Р. Шнайдер). Анализ различных подходов к теоретической интерпретации политической сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном характере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жизни; 2) как один из видов активности социальных субъектов и 3) как тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами). В первом аспекте политика предстает в контексте структуры общества как его элемент, занимающий свое место и играющий в нем определенную роль. Начиная с Аристотеля, за политикой как за автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами. Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпретацией как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность ее субъектов, занимающихся политической деятельностью «по случаю», «по совместительству» и «профессионально». Что же касается третьего аспекта, то уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения. В структуре политики выделяются форма, содержание и процесс (отношения). Форма политики – это ее организационная структура (государство, партии), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. В политическом процессе находит отражение сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Политика может осуществляться на нескольких уровнях: 1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями. 2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона. 3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов. 4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства. Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями, отношениями и сферами). Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность. Узловыми проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура; политические системы и режимы современности; формы правления и государственного устройства; политическая стабильность и политический риск; партийные и избирательные системы; политические права и свободы человека и гражданина; гражданское общество и культура личности; политическая коммуникация и средства массовой информации; религиозные и национальные аспекты политики; средства и методы урегулирования политических конфликтов и кризисов; международные политические отношения, геополитика, политическая глобалистика. В политике сталкиваются группы интересов, охватывающих различные сферы жизнедеятельности общества – экономику, государственное устройство и право, социальную сферу, этнонациональные и религиозные отношения, традиционные социальные структуры. Значительное влияние на нее оказывают национально-историческое и социокультурные традиции общества, психологический генотип нации. Благодаря своему системному характеру политическая наука сегодня оказалась на перекрестке междисциплинарного движения, охватывающего различные науки. Политические исследования все больше базируются на данных культурной антропологии, социологии и политической экономии, истории, права, социолингвистики, герменевтики, других общественных и гуманитарных наук. Появляется совершенно новая проблематика, как, например, гендерная политическая теория и феминистская практика, политическая экология и глобалистика, политическая прогностика. Сложность и многогранность политики как общественного явления позволяет исследовать ее на макро- и микроуровнях. В первом случае исследуются политические явления и процессы, которые происходят в рамках институтов власти и управление, имеющих отношения ко всей общественной системе. Во втором – описываются и анализируются факты, связанные с поведением индивидов и малых групп в политической среде. Вместе с тем сложность и многогранность политики позволяет исследовать ее одновременно и с общетеоретических, и с конкретно-социологических позиций, между которыми располагаются различного рода промежуточные исследовательские уровни. Однако при этом важно иметь в виду, что ни один промежуточных уровней не дает исчерпывающего представления о политике в целом. В России политология как наука и учебная дисциплина получила официальное признание и гражданство лишь в последние годы. В центре внимания исследователей находятся следующие проблемы: политическая жизнь и ее основные характеристики; теория власти и властных отношений; политические системы и режимы современности; политическая культура и политическая идеология; личность и политика; политическая модернизация в обществе; геополитика; международные политические отношения, политические аспекты глобальных проблем современности. 1. Понятие, структура и значение политической культуры. Несмотря на очевидную значимость политической культуры для понимания мира политического, в нашей обществоведческой литературе она еще не получила должного освещения. В настоящее время существует самый широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия «политическая культура». Нередко ее отождествляют с образовательным и культурным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические позиции. Иногда можно услышать, что у такого-то нет политической культуры, у другого высокий или низкий уровень политической культуры. Некоторые полагают, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким уровнем образованности ее нет. Ее часто путают с политической системой и политическим поведением. В настоящее время определений политической культуры насчитывается несколько десятков. Это объяснимо, если учесть сложность и многовариантность проблемы, невозможность ее сведения к какому-либо четко очерченному, раз и навсегда установившемуся феномену. Термин «политическая культура» ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Разрабатывая модель политической системы, Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Последняя была названа политической культурой. Ее классическое определение, сформулированное Г. Алмондом и Г. Пауэлллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Эта субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов: а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектам и идеях; б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов; в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев. Таким образом, политическая культура – это система ценностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатываемых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности и отражающих их отношение к политической власти. Политическая культура по своей структуре весьма сложное и многоуровневое явление. Оно включает в себя политические ценности, современные знания, мышление, идеалы и убеждения, чувства и действия, средства и способы. Перечисленные структурные элементы могут складываться в различного рода субкультуры, проявляться на практическом и мировоззренческом уровне, взаимодействовать и отторгаться друг от друга, приобретать решающее значение в определенных политический ситуациях, на конкретных исторических отрезках времени. Схема 1. Политическая культура
Схема 2. Виды политических культур Политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предполагает выбор направленности деятельности. Политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностей стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации). Как признавался сам Алмонд, введенное им понятие представляло попытку классифицировать с помощью одного термина то, что «раньше представало как отношение к политике, политические ценности, идеология, национальный характер, культурная среда». Оно позволяло выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем, соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии, фундаментальных ценностей общества. Политическая культура выполняет в обществе определенные функции: 1. идентификации, реализуя потребность человека в понимании групповой принадлежности; 2. ориентации, объясняя смысл политических явлений; 3. адаптации и социализации – через приобретение к навыкам политического поведения; 4. интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп; 5. коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов. Среди политических ценностей выделяются следующие: 1. прошлый политический опыт, воплотившийся в реальные и идеальные политические конструкции (формы государственного устройства и правления, виды политических режимов); 2. знания о таких политических явлениях, с которыми субъекты политической деятельности неразрывно связывают свое существование (о правах и свободах, о равенстве и справедливости); 3. политические традиции и нормы, выкристаллизовавшиеся в ходе исторического развития, на которые ориентируются участники политической деятельности, считая из наиболее правильными и эффективными (право старших по возрасту депутатов открывать первое заседание парламента); 4. политические символы и памятники политической культуры (флаги, гербы, гимны, документы и реликвии). Ценности играют роль ориентированной и мотивационной базы политической культуры. Различают ценности свободы, порядка, развития, равенства и справедливости. Культивирование ценностей, овладение ими дают возможность субъектам политической деятельности избежать многих ошибок, эффективно использовать свой позитивный потенциал. Игнорирование же ведет к возникновению разрушительных тенденций, деградации политических явлений, хаосу в политической жизни. Современные политические знания (теории, концепции, идеи, принципы) составляют важный блок политической культуры. Они могут основываться на политических ценностях прошлого, могут быть добыты при помощи других современных отраслей знания (естественных и гуманитарных, фундаментальных и прикладных). В своей совокупности они составляют науку политологию, которая в свою очередь подразделяется на политическую философию, политическую историю, политическую социологию. Политическое мышление выступает как форма и способ существования политических знаний. Благодаря политическому мышлению знания выстраиваются в систему, которая вырабатывает различного рода компенсаторные и защитные механизмы, позволяющие ему нормально функционировать на индивидуальном и общественном уровнях. Политические идеалы и убеждения базируются на знаниях и политических ценностях, нормах и традициях. Они формируются под воздействием идеологических и психологических факторов, характеризуют устойчивую, стабильную часть политической культуры. Политические чувства (эмоции) отражают психологические особенности восприятия политических явлений индивидом, социальной группой, классом, обществом. Чувства «очеловечивают» политику, придают политической культуре нравственно-эмоциональное значение. Политические действия выступают в качестве наиболее динамичного и реального структурного элемента политической культуры. Они связывают субъекта с политической практикой; посредством действий осуществляются идеалы и убеждения, претворяются в жизнь знания, достигаются намеченные цели. В своей совокупности такие действия составляют политическую деятельность, из них формируются политические отношения, в обобщенном и системном виде они олицетворяют политику. Политические средства и способы решения общественных проблем также относятся к структурным элементам политической культуры, ибо действие самого механизма ее реализации практически невозможно без таковых (политических переговоров, консультаций, собраний, выборов, компромиссов). Важно подчеркнуть, что все элементы политической культуры неразрывно взаимосвязаны, действуют в единстве, последовательно и системно. В зависимости от различного рода объективных факторов (этнических, географических, демографических) и выбора людьми тех или иных ценностных ориентаций они могут формироваться в отдельные субкультуры (религиозные, национальные, территориальные, лидеров и элиты, женские, молодежные). 2. Составные элементы политической культуры Политическая культура – это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Это динамическая, развивающаяся, постоянно обогащающаяся историей в своем содержании и формах система, чутко реагирующая на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная, научно-техническая, компьютерная, информационная или иная революция. Особенность политической культуры состоит в том, что она неразрывно связана с человеческой субъективностью и представляет собой своего рода «субъективный объект». В узком понимании она составляет не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представленный той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, политического, законах и правилах их функционирования. Обычно в политической сфере значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, тех или иных общественно-политических образований, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте они подаются. Формы их реализации, принятие или непринятие подавляющим большинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками политической культуры. Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания и в более широком плане духовной культуры, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения. Политическая культура составляет в некотором роде этос, или дух, который одушевляет формальные политические институты. В качестве составных элементов политическая культура включает в себя формировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами. Она включает определенные ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее институтов и важнейших «правил игры», принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства. Эти компоненты, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими долговременными факторами, характеризуются относительной устойчивостью, живучестью и постоянством, медленно поддаются изменениям в процессе глубоких сдвигов в общественном бытии. Цементирующим элементом политической культуры следует считать политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Большое влияние на характер политических ориентаций, симпатий и антипатий людей оказывают господствующая в обществе система мировоззренческих позиций и ценностно-нормативный установок, фундаментальные взгляды на человека, общество и мир в целом. Если рассматривать политическую культуру не как основной детерминирующий фактор партийно-политических отношений и процессов, а как опосредующее звено между социально-экономическими интересами, базовыми потребностями, социальным статусом, морально-этическими нормами отдельного человека, социальных групп, классов, вовлеченных в политический процесс, с одной стороны, и их политическим поведением – с другой. Политическая культура способствует формированию определенных типов политического поведения, она придает ему определенную направленность в тенденции, но не является детерминирующим фактором. Одним из важнейшим факторов формирования, утверждения в жизнеспособности политической культуры является легитимность существующей системы и действующего в каждый данный период политического режима. Лорд Брайс говорил, что даже Римская империя основывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй воле ее подданных. Более того, в системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, центральное место занимают элементы, способствующие формированию и сохранению политической системы. Количество позитивных ценностей, разделяемых всеми членами общества, определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность. Вместе с тем было бы неправильно рассматривать политическую культуру как систему только широко разделяемых в обществе ценностей, убеждений и символов, ограничивать ее лишь позитивными установками по отношению к существующей политической системе, как это делает ряд политологов, игнорируя политические убеждения, установки и ценности, присущие тем или иным социальным группам, выступающим за изменение существующей ситуации. Важное значение имеет также выявление расхождений в политических убеждениях различных групп в рамках каждой политической системы. В противном случае совершенно невозможно было бы объяснить такие важнейшие явления, как левый и правый варианты радикализма, которые выступали и в наши дни продолжают выступать за изменение существующего там положения. Человеческая деятельность, требующая совместных коллективных усилий, предполагает соответствующую организацию и координацию этих усилий как на индивидуальном уровне, так и в масштабах всего общества. Г. Алмонд и С. Верба показали, что межличностное доверие является необходимым условием формирования вторичных ассоциаций, которые в любой демократической системе имеет важное значение для эффективного политического участия, и с условием формирования демократических правил игры. Например, важно оценивать оппозицию как лояльную, которая в случае прихода власти не будет преследовать своих противников и способна управлять страной, оставаясь в рамках закона. В правовом государстве жизнеспособность юридическо-правовой системы и подчинение ей подавляющего большинства населения связаны в большей степени с уважением к закону, чем страхом применения санкций. Если такое уважение потеряно, презумпции справедливости закона брошен вызов. 3. Политическое сознание При любой попытке вычленения политической культуры, анализа ее основных параметров и составляющих, определения места и роли в подсистеме политического неизменно встает вопрос о ее соотношении с общественным сознанием вообще и политическим сознанием в частности. Политическое сознание обычно рассматривается как одна из множества форм общественного сознания. Если согласиться с этим, то нельзя не признать, что сердцевину политического сознания составляют установки, ориентации, ценности, стереотипы, относящиеся к политической системе, к системе власти и властных отношений, государственному управлению, политическим институтам, к таким категориям, как свобода, справедливость, равенство, демократические принципы, авторитаризм, тоталитаризм, социализм, права человека. Содержание и смысл общественного сознания раскрываются через деятельность людей, их отношение к окружающему миру. При этом обнаруживается, что устойчивые образования – мотивы, оценки, потребности, интересы, социальные ожидания и притязания – относятся прежде всего к социокультурной и политико-культурной сферам. Их можно отнести к политическому сознанию, разумеется, если возникнет необходимость его вычленения как самостоятельного образования. Но все же необходимо учесть, что субъективный мир политического помимо установок, ориентаций, ценностей, относящихся к миру политики и включаемых, как правило, в политическое сознание, охватывает и такие компоненты, как нормы и правила игры, поведенческие стереотипы, вербальные редакции, политическую символику и знаковую систему, выражаемые не только словесно, но и иными средствами и формами. Политико-культурный подход призван учитывать эти моменты. Любые формулировки, определяющие искусство как форму общественного сознания и способ духовно-практического освоения мира, должны в то же время отражать тот факт, что в обоих своих качествах оно прежде всего является органической составляющей духовной культуры. А сознание, равно как язык, символика, музыкальные или иные формы, представляет собой средство воспроизводства, творения, познания и трансмиссии искусства. Тесно связанный с нравственными нормами обычай – это древнейшая форма хранения и трансмиссии социокультурного опыта от поколения к поколению и играет немаловажную роль в жизнедеятельности людей. В отличие от предметной стороны социальной культуры – орудий труда, продуктов материального и духовного производства – обычай представляет собой элемент деятельной ее стороны, которая включает нормы общественно-политической жизни, нормы взаимоотношений между людьми, общепризнанные нормы поведения людей, легитимизировавшиеся силой массовой привычки, традиции и общественного мнения. В различных определениях в разных сочетаниях используются выражения типа: «жизненные установки», «типы и формы поведения», «типы ориентаций». Культура детерминирует, определяет, обуславливает, регулирует, оказывает влияние и представляет собой инфрастуктуру, социально-историческую среду обитания, жизнедеятельности и воспроизводства человека. В ней человек ищет свое отражение, в ней он идентифицирует себя с себе подобными и, собственно говоря, узнает себя. Будучи формой бытия человека, культура в равной мере относится и к сущности, и к существованию человека. Можно сказать, что культура – это базис суверенного бытия людей. А.Я. Гуревич писал: «Мир культуры образует в данном обществе в данную историческую эпоху некую глобальность – это как бы тот воздух, которым дышат все члены общества, та невидимая всеобъемлющая среда, в которую они погружены. Национальная культура составляет для ее носителей объективную реальность. Но эта объективность имеет субъективное происхождение, поскольку, хотя культура и предшествует человеку, человек есть и всегда остается актуальным началом культуры. Будучи выражением коллективного «Я» определенного сообщества людей, культура включает в себя образ народа, структуру и уровень материальных и духовных интересов и потребностей людей, уровень образования и состояние просвещения, системы нравственных норм поведения. При таком понимании очевидно, что общественное сознание является интегрирующим компонентом социокультурной системы, что она составляет основополагающую ткань духовной культуры, обеспечивающей ее воспроизводство и трансмиссию от поколения к поколению. По аналогии можно сказать, что политическое сознание, выделенное в качестве самостоятельной категории, функционирует и самовоспроизводится в определенной политико-культурной среде. Вместе с тем оно есть и условие, и одновременно средство воспроизводства политической культуры. 4. Типы и функции политической культуры Простая констатация факта существования того или иного комплекса элементов, которые можно было бы объединить в категорию политической культуры, сама по себе не снимает вопрос, как эти элементы реализуются в конкретном политическом процессе, в поведении различных групп и слоев населения. Дело в том, что одни и те же политические установки, ценностно-нормативные ориентации и идейно-политические принципы у разных людей и социальных групп в конкретном политическом поведении проявляются по-разному. Поэтому в каждой политической культуре можно выделить совокупность черт и характеристик, которые придают ей определенный колорит, некоторую специфику. В рамках единой политической культуры выделяются отдельные субкультуры, в которых в той или иной концентрации преобладают конфессиональные, этнические, региональные или другие начала. Каждой политической системе соответствует особая, особенная базисная модель (или модели) политической культуры, которая в каждой конкретной стране проявляется в специфически национальных формах. Как правило, важнейшие элементы каждой базовой модели характеризуются универсальностью и определяются общемировоззренческими установками и ориентациями людей независимо от их национально-государственной принадлежности. В этом качестве в обобщенной, абстрагированной форме они составляют системообразующие компоненты политической культуры и разделяются большинством населения соответствующих стран. Тип политической культуры отражает наиболее общие черты политического мышления и поведения людей на определенном историческом этапе развития общества, в одной историко-политической среде, у одного или нескольких народов, в рамках одного или нескольких государств. Основаниями для выделения таких типов могут быть и объективные, и субъективные факторы. В литературе широко используется типология политических культур, данная Г. Алмондом и С. Верба. Они выделили три типа: патриархальный , для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданнический , которому присущи сильная ориентация на политические институты и невысокий уровень индивидуальной активности граждан; активистский , где налицо заинтересованность граждан в политических институтах и активное участие в их деятельности. В зависимости от типов политических систем можно выделить: тоталитарную политическую культуру, которой присущи навязывание населению правящей верхушкой идеалов слепого подчинения, наличие сплошной цензуры политического информирования граждан, провозглашение политических мифов, кампаний для оправдания насилия и жестокости; авторитарную политическую культуру, где преобладают ценностные ориентиры и стандарты вождизма, харизматического лидерства, существует дозирование информации; демократическую политическую культуру, в рамках которой осуществляются политические права и свободы граждан, создаются гарантии их обеспечения, демократические механизмы формирования убеждений и представлений, преодоления конфликтов и разногласий. Различают рыночную политическую культуру, в рамках которой политика понимается людьми как разновидность бизнеса, как акт свободного обмена деятельностью граждан, и этническую , где подчеркивается доминирующая роль государственных институтов в организации политическую жизни и определении условий политического участия в ней индивида (Э. Баталов). В силу географического положения, исторического развития, под влиянием крупных политических событий формируются специфические черты, присущие политической культуре только данного региона или отдельной страны. Для американской политической культуры характерными чертами, например, являются четкая целенаправленность политических действий, их светский характер, прагматизм участников политической деятельности, стабильные условия конкуренции. В японской политической культуре в настоящее время наблюдается сочетание традиционных ценностных ориентиров с либерально-демократическими стандартами поведения. Российская политическая культура отличается преобладанием проявлений политической активности через коллективные организованные органы, политическим радикализмом. Значение политической культуры для общества и политической системы проявляется и через ее функции. Они бывают основные и вспомогательные, общие и конкретные, характеризуют политическую деятельность индивидов и общественных образований. Можно выделить следующие функции политической культуры: 1. Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями политической культуры. В ее рамках осуществляется трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поколений), образовательная (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан), информационная (обеспечивающая поступление политической информации в диапазоне от организационных институтов СМИ до неформальных источников в виде обычных сведений, документов в виде цифр, знаков, символов) функции. 2. Социализаторская функция (функция политической социализации) раскрывает значение политической культуры как мощного арсенала средств, способных помочь отдельной личности выработать умение ориентироваться в политическом пространстве, выживать в конфликтных (экстремальных) политических ситуациях и при соответствующих условиях активно участвовать в политической жизни, выполнять определенные властные полномочия и функции. В рамках данной функции можно обозначить идентификационную функцию, помогающую человеку осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, выбрать средства и способы участия в защите ее интересов, и адаптационную функцию, которая характеризует способность человека приспосабливаться к изменяющейся политической среде, «осваивать» соответствующие условия и средства при осуществлении своих прав и свобод. 3. Аксиологическая (ценностная) функция политической культуры отражает все то, что можно считать непреходящим в мире политическом. Разумеется, здесь нужно иметь в виду, что в разные исторические периоды, у различных индивидов, социальных групп могут складываться свои представления о политических ценностях. В границах данного направления можно выделить ориентированную функцию, характеризующую стремление человека выбрать соответствующие ценности в качестве идеала и реальных средств при осуществлении своих прав и обязанностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личности. 4. Интеграционная функция отражает влияние системно-организующих характеристик, заложенных в политической культуре, на иные политические явления и общественный организм в целом. Она предопределяет существование коммуникативной функции, обеспечивающей связь и взаимодействие элементов политической системы на основе общепризнанных в рамках данной культуры понятий, символов, знаковых обозначений, и регулятивной функции, выражающей способность политической культуры через политические традиции, нормы, образцы поведения оказывать целенаправленное воздействие на социально-политические отношения. 5. Воспитательная функция заложена в самой природе политической культуры и отражает ее гуманистическую направленность. Человек, овладевая прошлым политическим опытом, современными знаниями в процессе мышления и практической деятельности, вырабатывает умения и навыки их рационального использования, которые постоянно совершенствуют в общении с другими людьми. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает влияние на воспитание других. Воспитательное значение политической культуры проявляется в унификационной и преобразовательной функциях. Первая отражает общие, в какой-то мере одинаковые политические параметры, стандарты, необходимые человеку для равного с другими участия в политической жизни, а вторая характеризует творческий, изменчивый потенциал политических явлений и среды в целом, который, с одной стороны, обуславливает необходимость самосовершенствования участников политической деятельности, а с другой – нацеливает их на преобразовательную деятельность для улучшения условий осуществления своих политических прав, амбиций. Функции политической культуры носят объективный характер, они выкристаллизовываются в ходе исторического развития общественных систем. Однако сами функции, их набор в конкретной политической системе могут изменяться: при различных исторических обстоятельствах одни функции могут исчезать, другие – появляться. 5. Политическая социализация Политическая культура формируется и развивается через усвоение и сохранение людьми определенных норм, стандартов, традиций. Именно люди, усвоив культурные ценности, ориентиры и заняв соответствующие места и роли в политике, делают эту культуру социально значимой. С другой стороны, одной и важнейших функций политической культуры является социализаторская функция, которая прежде всего помогает уяснить, понять человеку, как и при помощи каких средств он может нормально жить в политическом мире. В западной литературе одни авторы рассматривают политическую социализацию как освоение человеком новых для себя ценностей (М. Хабермас, К. Луман), другие понимают под ней процесс обучения человека определенным политическим ролям (Р. Липтон, Т. Парсонс), третьи трактуют ее как внутренний процесс человека, в результате которого происходит политизация чувств, эмоций, взглядов (Э. Фромм). В российской литературе встречаются определения более комплексного характера (В. Пугачев, А. Соловьев, К. Гаджиев). С учетом имеющихся определений политическую социализацию можно понимать как непрерывный процесс освоения отдельным человеком накопленных обществом культурных ценностей, формирования у него необходимых социально-политических качеств, позволяющих ему адаптироваться в принятии социально полезных политический решений . Политическая социализация применительно к конкретной личности имеет внутренний (личностный) и внешний (социальный) аспекты. Внутренний аспект включает идентификацию, адаптацию и ориентацию личности. Идентификация означает сознание человека принадлежности его к определенной группе (партии, организации), помогающей осваивать политические нормы и ценности. Адаптация характеризует приспособление индивида к изменяющейся политической действительности, выработку приемов и способов окружающей среды. Ориентация позволяет человеку в соответствии с его возможностями определить свою роль и статус в политической системе, соотнести их со статусами других индивидов. Внутриличностный аспект политической социализации зависит от природно-биологических и социально-психологических качеств человека, он характеризует процесс самосознания, самовоспитания и самоорганизации. Такие внутренние черты человека, как воля, настойчивость, целеустремленность, определяют степень активности и реальность его как политического активиста, лидера. Внешний аспект политической социализации характеризует общесоциальное воздействие на личность и охватывает обучение, интеграцию и поведение личности. Разумеется, при этом надо помнить, что человек приходит в этот мир с уже заложенными определенными качествами. Обучение это одновременно и политическое образование, и привитие определенных навыков, умений, и воспитание в соответствующих политических традициях. Интеграция означает положительную реакцию социума в отношении индивида, принятие его в свои ряды и воспитание потребности у индивида в сохранении целостности той политической системы, в которую он интегрирован. Поведение в данном случае понимается как отражение взаимодействия целого ряда факторов политической социализации и характеризует активную и сознательную политическую деятельность индивида. Внешнее политическое влияние осуществляется через сложную сеть различных институтов гражданского общества – агентов социализации. Важное, определяющее значение среди них принадлежит семье, образовательным учреждениям, общественным организациям, религиозным объединениям, средствам массовой информации, политическим партиям, государственным структурам. В политологии различают этапы социализации человека. Первичный этап охватывает детский возраст, здесь сначала на интуитивном, а затем сознательном уровне происходит первоначальная адаптация человека к политическим явлениям. Вторичный этап характеризует уже вполне осознанное восприятие политической реальности, способность к переработке и пересмотру собственных политических позиций, выбору политического поведения. Политическая социализация выступает в качестве важнейшей составляющей политической культуры в целом и необходимой предпосылкой активного политического участия. Заключение Таким образом, мы рассмотрели понятие «политологии» как самостоятельной науки, какие пути и подходы использовались в развитии общества. Частично познакомились с политологами, которые изучали политологию, политическую культуру. Это такие как М. Вебер, Г. Алмонд, С. Верба, Г. Лассуэл, О. Ренни и многие другие. Политика – неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению, дефицитных благ и по руководству общества в деле достижения общих целей. Политика предстает в контексте структуры общества как его элемент, занимающий свое место и играющий в нем определенную роль – это первый аспект политики. Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпретацией как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Третий аспект – определение политики как высший вид человеческого общения. В ходе развития политологии (науки о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством) были выявлены проблемы современной политологии, было рассмотрено, что изучает политология и какие субъекты она исследует в ходе политического развития. Политология рассматривает такие сферы политики как политическая культура, государственное устройство, политические системы и режимы, формы правления, политические права и свободы граждан и многое другое. Особое внимание в работе было уделено политической культуре, которая является системой ценностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатываемых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности и отражающих их отношение к политической власти. Политическая культура по своей структуре весьма сложное и многоуровневое явление. Она включает в себя политические ценности, современные знания, мышление, идеалы и действия, средства и способы. Ее изучали такие политологи как Г. Алмонд, И. Гердер, Г. Пауэлл, С. Верба. Г. Алмонд и Г. Пауэлл ввели ее классическое определение, оно звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентиров участников данной политической системы. Эта субъективная сфера, образующая основание политический действий и придающая им значение». Были рассмотрены типы и функции политической культуры, которые были представлены такими политологами как Г. Алмонд и С. Верба. Они выделили три типа: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданнический, которому присущи сильная ориентация на политические институты и невысокий уровень индивидуальной активности граждан; активистский, где налицо заинтересованность граждан в политических институтах и активное участие в их деятельности. Было выявлено значение культуры, которое проявляется через ее функции. Они таковы: вспомогательная, социализаторская, аксиологическая (ценностная), интеграционная, воспитательная. И эти функции носят объективный характер, они изменяются в ходе исторического развития общественных систем. В ходе изучения вопроса о политической культуре, было показано, что политическая культура формируется и развивается через усвоение и сохранение людьми определенных норм, стандартов, традиций. Был рассмотрен вопрос о политической социализации, как одной из важнейшей функцией политической культуры. Ее рассматривали и изучали такие политологи как М. Хабермас, К. Луман, Р. Липтон, Т. Парсонс, Э. Фромм, В. Пугачев, А. Соловьев и К. Гаджиев. Они рассматривали политическую социализацию как освоение человеком новых для себя ценностей, процесс обучения человека определенным политическим ролям, внутренний процесс человека, в результате которого происходит политизация чувств, эмоций, взглядов. Список используемой литературы 1. К.С. Гаджиев Учебник «Введение в политическую науку», Москва, 2000 г. 2. В.Д. Перевалов Учебник для ВУЗов «Политология», Москва, 2001 г. 3. М.А. Василика Учебник «Политология», Москва, 2001 г. 4. Э.Я. Баталов Вестник МГУ «Политическая культура как социальный феномен», 1995 г. |