Курсовая работа: Акустический проект ночного клуба
Название: Акустический проект ночного клуба Раздел: Рефераты по физике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Украины Национальный технический университет Украины “КПИ” Кафедра акустики и акустоэлектроники Расчетно-графическая работа по курсу “Прикладная акустика” на тему“ Акустический проект ночного клуба «Жокей»(г.Шостка) ” Выполнил: студент гр.ДГ-72 Гордиенко Игорь Проверила: Луньова С.А. Киев2010 ПРЕДИСЛОВИЕ В данной расчетно-графической работе мы выполняем акустический проект помещения ночного клуба «Жокей» (г.Шостка). Практика строительства показала, что помещение, предназначенные для прослушивания и записи музыкальных и речевых программ, обладают высокими акустическими качествами лишь в том случае, если при прослушивании был произведен соответствующий акустический расчет, а в ходе строительства приняты меры для улучшения качества здания. Помещение ночного клуба находится в жилом массиве. Требуется коррекция звукоизоляции помещения, так как уровень шума вблизи клуба превышает нормативные значения. Схема помещения отображена в приложении 1. 1. Акустические ТРЕБОВАНИЯ К РАСсЧИТАННОМУ ТИПУ ПОМЕЩЕНИЯ Так как ночной клуб является залом многоцелевого назначения, то значит, он должен соответствовать параметрам для данного типа помещений. Залы многоцелевого назначения должны обеспечить хорошую слышимость музыки, как в натуральном звучании, так и со звукоусилением, театральных представлений без звукоусиления, лекций идокладов со звукоусилением (в залах вместимостью более 300 слушателей) или без него. Залы многоцелевого назначения средней вместимости рассчитываются обычно на 100...1000 слушателей. К таким залам относятся клубы и дома культуры, актовые залы учебных заведений, конференц-залы ит.д. Объем зала определяется в соответствии с существующими нормами, при этом рекомендуется исходить из объема 4-6 м3 на человека. При наличии у зала сценической коробки общий объем его назначается без учета объема сцены. Площадь, приходящаяся на одного зрителя, не должна превышать 0,85-0,9 м2 . При выборе пропорции и длины зала следует исходить из следующих рекомендаций: отношение длины зала кего средней ширине должно быть не менее 1, но не более 2. В.этих же пределах рекомендуется принимать и отношение средней ширины зала к его средней высоте. Длину залов, не имеющих сцены, следует выбирать не более 28 м, а залов со сценой – не более 26 м (от задней стены до занавеса). При расчете объемов и геометрических размеров необходимо учитывать рекомендуемые объемы, приходящиеся на одного зрителя, которые могут быть определены из графиков, приведенных на рис.1. Рис.1 На рис.2 показаны зависимости Топт =Т( V ) для f=500 Гц для помещений различного назначения. В нашем случае – это кривая №2, кривая для помещений малых музыкальных форм. Эти значения оптимальной реверберации можно найти по следующим приближенным формулам: Топт =0.4 lgV -0.15 . Рис.2 Ночной клуб является помещением, в котором звучит музыка ударного характера. Поэтому Топт должно быть равным 1 с.(для малого объема) 2. РАСЧЕТ ГЕОМЕТРИИ ПОМЕЩЕНИЯ 1) Расчет количества слушателей Исходя из соображений, что на одного слушателя рекомендуется 4 м3 , найдем максимальное количество слушателей. Размеры помещения указаны в прилож.1. Найдем объем помещения: V =3.5*(20*5.5+3*7.5+5*7.5+9.5*5-2*0.6*0.6)-0.7*3*5=748 (м3 ) N = V /4=187 (слушателей) 2) Выбор оптимального времени реверберации Для данного помещения найдем оптимальное время реверберации: Топт =0.4 lgV -0.15=1 (с) Данное Топт справедливо на частоте 500Гц. Найдем частотную зависимость Топт с помощью рис.3. Рис.3 Частотная характеристика Топт Табл.1
3. ОБЩЕЕ ПОГЛОЩЕНИЕ, ПОДБОР И РАЗМЕЩЕНИЕ ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ Определим требуемое количество поглощения расчетной формулой, которая получается из формулы Эйринга для стандартного времени реверберации: , где μ – коэффициент затухания звука в воздухе. Рассчитаем A0 (Topt ), а также границы допустимых значений Amin =A0 (Tmax ), Amax =A0 (Tmin )для Tmin =0.9Topt , Tmax =1.1Topt . Результаты проведенных вычислений занесем в табл.2 S∑ =829 (м 2 ) Табл.2
Рассчитаем общий фонд поглощения: Расчет будет производиться из соображений, что 50% слушателей(94) будут сидеть в зале на деревянных стульях, а остальная часть выступать в качестве публики на танцполе площадью 25 м2 Табл.3
Рассчитаем ДФП учитывая, что внесенное поглощение определяется, как , где α1 , α2 – коэффициенты поглощения соответственно вносимого материала и того материала из ОФ, поверх которого он будет устанавливаться на площади Si :
Вычислим расчетное время реверберации по формуле Эйринга: (3.2) А также определим отклонение от оптимального Topt : (3.3) Полученные данные занесем в таблицу 4. Табл.4
4. ПОСТРОЕНИЕ ПЛОЩАДОК 1Х И 2Х ОТРАЖЕНИЙ. РАСЧЕТ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАННИХ ОТРАЖЕНИЙ Закономерности формирования процесса реверберации наиболее наглядны, если излучаемый сигнал представляет собой короткий импульс. При этом в точку приема, кроме прямого сигнала, приходят импульсы, отраженные от ограждающих поверхностей. Так как эти импульсы не перекрываются, можно рассчитать и построить на графике последовательность отраженных импульсов, составляющих в совокупности реверберационный сигнал (рис.4). Вводим систему декартовых координат и задаем координаты источника x, y, z и приемника x0 , y0 , z0 . Найдем длину пути прямого сигнала Найдем длину пути для каждого из следующих сигналов, отраженных от поверхностей. Для этого находим координаты xи , yи , zи первичного мнимого источника, который соединяется с приемником прямым лучом. После чего определим: Найдём первые отражения от потолка, левой стены и правой стены:
Мы выбирали мнимые источники таким образом: Время прихода первых отражений, находят по формуле: c=330 м/с; Далее определяем момент прихода отраженного сигнала и отношение его амплитуды к амплитуде прямого сигнала; в логарифмическом масштабе уровень отражения определяется формулой, дБ: где поглощение і-той поверхности Для первых отражений: Для вторых отражений: После того, как закончено построение временной последовательности отражений, результатом расчетов упорядочивают по времени прихода сигналов; представляют в форме табл. 5. Таблица 5
Рис.4 Выводы. Так как переотраженые сигналы приходят вслед за прямым (максимальное значение 20 мс), то на слух они практически сливаются с ним, усиливая его громкость, не снижая четкости звучания музыки. 5. ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ К акустическому расчету помещения входит разработка методов по защите помещения от посторонних звуковых сигналов, которые называются шумами. Шумы бывают следующего происхождения: гудение, уличный шум, сигналы автомобилей и др. Чаще всего шум проходит в звукоизолированное помещение через перегородку, которая отделяет его от помещения, а также через отверстия в перегородках (воздушные шумы). В нашем случае имеем обратную задачу. Ночной клуб является источником широкополосного сигнала высокого уровня (100-110 дБ), а так как он находится в непосредственной близости к жилым домам, то мы должны провести ряд мер по «звукоизоляции» улицы. Согласно с санитарными нормами № 3077-84 имеем следующие уровни шума: Табл.6
Проведем расчет фактического уровня шума, воздействующего на жилой массив на частотах 125, 500 и 4000 Гц. где Si – площади перегородок, отделяющих і-й источник шума от территории; τi – значение собственной звукоизоляции соответствующих участков; А – значение поглощения звука вне помещения (примем равным 0). Источник шума огражден от территории внешней кирпичной кладкой (27 мм), бетонной стяжкой на железобетонной плите (10+6) . Уровень источника примем 100 дБ. Площадь ограждающей поверхности 52,5 м2 (стена) 300 м2 (крыша). Окна отсутствуют, двери не выходят на улицу. Полученные значения запишем в табл.7. Табл.7
Сравнивая значения табл.6 и табл.7 четко видно, что шум создаваемый ночным клубом практически не отклоняется от нормированных значений в дневное время и сильно отклоняется от значений для ночного времени (20 дБ). А если учесть тот факт, что основное время работы заведения ночное время суток, предлагаются следующие меры: 1) уменьшение громкости звука до 80 дБ; 2) для уменьшения L ф предлагается установка кирпичной стены толщиной 27 мм с развязкой с помещением на расстоянии от основной стены, а также построить чердачное помещение. Это позволит уменьшить уровень приблизительно на 10-15 дБ. |