Реферат: Лекции по Транспорту 2

Название: Лекции по Транспорту 2
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: реферат

23.03.2011

Выбор назначений пассажирских поездов

Поезда ежедневного обращения

при А1-А2 > аср назначается АБ

при А2-А3 > аср назначается АВ

при А3 > аср поезд АГ

При недостаточном пассажиропотоке назначаются поезда периодического обращения (по дням недели или по четным-нечетным числам месяца).

График оборота пассажирских составов


, сутки

- время нахождения приписки

– время оборота

- время обращения в нечетном, четном направлении

Размеры движения пассажирских поездов

Средняя вместимость составов ( , ) определяется по принятой композиции составов и количеству мест в вагонах соответствующей категории (купейных, плацкартных, микст и др.)

Доля пассажиров, отправляемых в сквозных поездах ( ) и коэффициент использования вместимости составов ( , ) определяют по статистике о проданных билетах.

Потребность пассажирских составов (П) каждой категории

По величине П и принятой композиции составов определяют требуемое количество вагонов каждого вида.


Деление пригородного участка на зоны

Диаграмма пасажиропотоков

Число поездов по зонам (для параллельного графика)



Типы графика в пригородном движении

Параллельный

максимальная частота движения;

выше пропускная способность;

выгоден при малых пассажиропотоках;

Непараллельный (классический)

меньше времени в пути для пассажиров дальних зон;

более равномерная населенность составов.

Показатели по пассажирским перевозкам

Количественные

, пасс. – число отправленных пассажиров;

, пасс.-км;

-, км – средняя дальность поездки;

, поездо-км;

, ваг.-км;

-, пасс.-км/км – средняя густота перевозки пассажиров;

, место-км;

-, ваг. – среднее количество вагонов в составе поезда

Качественные

, пасс. – средняя населенность состава

, пасс. – средняя населенность вагона

– процент использования предложенных мест (населенность состава)

, составов – потребное число составов

, км – среднесуточный пробег пассажирских составов

, , , – все виды скоростей движения (ходовая, техническая, участковая, маршрутная скорости)

Техническое нормирование и оперативное управление ЭР

Целью технического нормирования (ТН) является разработка показателей, при которых обеспечивается выполнение предстоящего объема (плана) перевозок при рациональном использовании технических средств и ресурсов.

При ТН решаются следующие задачи:

для каждого подразделения сети железных дорог определяются размеры предстоящей ЭР (дороги, отделения и станции);

распределяется парк вагонов по их роду с учетом объемов предстоящей работы;

создается и распределяется резерв вагонного парка для обеспечения массовых сезонных перевозок;

устанавливаются нормы содержания эксплуатационного парка локомотивов по основным депо;

определяются нормы обеспечения заданных размеров движения локомотивными и поездными бригадами

Показатели ТН:

количественные: ;

качественные: ;

нормы обеспечения перевозочными средствами: , лимит топлива и электроэнергии

Расчет количественных показателей (размеров работы) ведется на основе схем вагонопотоков

Оперативное регулирование перевозочного процесса

Регулирование ЭР – это система мероприятий направленных на предупреждение и устранение затруднений (сбоев) в перевозочном процессе.

Необходимость регулировочных мер обусловлена наличием неравномерности ЭР, «окон» для ремонта технических средств и др. факторами.

Виды регулирования ЭР:

регулирование вагонных парков (структурное, по назначениям, породовое);

регулирование вагонопотоков (по направлениям);

регулирование погрузки (по назначениям, по типу вагонов);

регулирование выгрузки (развоз, ускорение выгрузки);

регулирование парка локомотивов и бригад.

Диспетчерское руководство эксплуатационной работой

В состав дежурных смен диспетчерских центров управления входят, кроме того, локомотивные диспетчеры, диспетчеры по перевозке номенклатурных грузов, строительных, лесных, рудных, наливных грузов, диспетчер по «окнам».

Работа диспетчера любого уровня направлена на выполнения сменного плана ЭР в пределах выделенного полигона (района, участка) управления.

Суть работы диспетчера – текущее планирование работы, контроль и анализ выполнения плана, выработка и реализация регулировочных мер.


Работа поездного диспетчера (ДНЦ)

Основные функции:

Активные:

текущее планирование пропуска поездов по участкам, «идти впереди поездов»

диспетчерское регулирование

оценочно-контрольные действия

Пассивные:

ведение ГИД

обмен «подходами»

ведение приложений к графику.

Основные регулировочные приёмы ДНЦ:

Ускорение хода поезда по сравнению с графиком;

Изменение пунктов и порядка скрещения и обгона поездов;

Организация пропуска поездов по неправильному пути;

Сдваивание поездов;

Регулирование подвода поездов к станциям;

Постоянное предварительное планирование пропуска поездов по участкам и др.


19



16.03.2011

Графическое изображение движения поездов

Типы графиков движения

По числу главных путей на перегонах

а) Однопутные (на однопутных линиях)

б) Двухпутные (на линиях с двумя главными путями)

По наличию поездов разных категорий (тихоходы и скороходы)

в) Параллельные (поезда идут с одинаковыми скоростями)


г) Непараллельные (скорости поездов разных категорий различны)

По соотношению числа поездов проложенных на графике в четном и нечетном направлении

д) Парные – число поездов в обоих направлениях одинаково

е) Непарные –разное число поездов в четном и нечетном направлениях


Элементы графика движения

Время хода по каждому перегону в четном и нечетном направлении ( и );

Время на разгоны и замедления по каждой станции в четном и нечетном направлении ( , );

Станционные интервалы ( , , , и др.) – минимальные промежутки времени между моментами прибытия, отправления или проследования поездов по станции, необходимые по условиям обеспечения безопасности движения;

Межпоездные интервалы ( ) – минимальные промежутки времени между двумя следующими попутными поездами;

Нормы времени стоянок поездов на станциях ( ) – для выполнения технологических операций (технического обслуживания, прицепки-отцепки вагонов, смены локомотивов или локомотивных бригад, посадки - высадки пассажиров);

Нормы времени нахождения локомотивов в пунктах основного и оборотного депо (для экипировки и технического обслуживания);

Для построения графика необходимо определить требуемые размеры движения грузовых и пассажирских поездов, т.е. число поездов, которые должно быть проложено на графике для обеспечения заданного объема перевозок.

Пропускная и провозная способность железных дорог

Наличная пропускная способность ж.д. линии ( ) – это наибольшее число поездов (или пар поездов), которое может быть пропущено по данной линии в течение суток при существующем техническом оснащении и принятой организации движения (типе графика).

– коэффициент надежности (зависит от технического состояния локомотивов, поездов, путей и т.д.)

- число поездов в периоде графика

мин для однопутных участков

мин для двухпутных участков

Периодом графика ( ) называют время занятия перегона парой (группой) поездов, характерной для данного типа графика.

Для однопутного перегона:

, - стоянки на станциях а и б

Для двухпутного перегона:

Потребная пропускная способность ж.д. линии ( ) – это число поездов (пар поездов), которое требуется пропустить по участку в течение суток с учетом заданного числа поездов разных категорий (грузовых, пассажирских, сборных, ускоренных).

, , - коэффициенты съёма (приравнивают поезда к грузовым)

- на двухпутных путях; - на линии с двухпутными вставками; - на однопутных линиях

Провозная способность ж.д. линий ( ) –наибольшее количество груза в млн.тонн, которое может быть перевезено по данной линии в течение года при существующей пропускной способности ( , , ) и среднем весе нетто поезда соответствующей категории ( , , ).

- коэффициент неравномерности движения


Определение потребности в усилении провозной способности линии

- исходный год эксплуатации;

- технически возможный срок работы линии без усиления провозной способности;

- рациональный срок реализации мер эксплуатации;

- коэффициент месячной неравномерности грузовых перевозок;

- грузопоток исходного года эксплуатации;

- среднегодовой пророст грузопотока;

– потребная провозная способность

- наличная провозная способность исходного года

Меры по усилению пропускной и провозной способности

Пути увеличения пропускной способности

увеличение ходовых скоростей движения (более мощные локомотивы, двойная тяга или подталкивание);

уменьшение длины перегонов (открытие до разъездов, постов, удлинение путей в сторону ограничивающего перегона)

До открытия разъезда

После открытия разъезда «б/»

При удлинении путей станции «а» в сторону перегона «аб» ось станции «а» принимает положение «а/» и период графика сократится до величины.

внедрение более совершенных устройств автоматики и связи (автоблокировка);

уплотнение графика движения поездов (частично-пакетный график, организация движения соединенных поездов)

Частично-пакетный график

Снижение съема грузовых поездов за счет уменьшения числа категорий поездов по скоростям движения или перехода к параллельному графику для обеспечения массовых перевозок в экстремальных ситуациях.

Соединение поездов

на двухпутном участке

на однопутном участке

сооружение дополнительных главных путей (на всех или ограничивающих перегонах, двухпутных вставок для безостановочных обгонов и скрещение поездов);

Меры по увеличению среднего веса поезда нетто

использование более мощных локомотивов, двойной тяги и подталкивания;

удлинение станционных путей с одновременным усилением тяги;

уплотнение погрузки использование большегрузных вагонов;

смягчение профиля пути и снижение сопротивления движению.

Различают мероприятия: организационно-технические (не требующие больших капиталовложений) и реконструктивные (требующие инвестиций).

При разработке мер по освоению возрастающего объема перевозок наряду с решением вопросов увеличения наличной пропускной способности рассматривают возможности сокращения потребной пропускной способности.

Организация пассажирских перевозок

Виды пассажирских перевозок и классификация поездов

Пассажиропотоки делят по видам сообщения:

международное – в пределах двух и более стран4

прямое – в пределах двух и более железных дорог;

местное – в пределах одной железной дороги;

пригородное – в пределах пригородного участка (150-200 км).

В соответствии с этим назначают пассажирские поезда:

дальние – следующие на расстояние более 700 км;

местные – курсирующие на расстоянии до 700 км:

пригородные – в пределах пригородной зоны.

Главной особенностью пассажирских перевозок является их резкая неравномерность:

по сезонам года (зима –лето);

по дням недели (будние, выходные, праздничные);

по часам суток (пиковые часы в пригородном движении).

В зависимости от назначения и требуемых удобств пассажирские поезда делятся на: скорые, пассажирские, пригородные, почтово-багажные, грузопассажирские, туристско-экскурсионные

Высокое качество обслуживания пассажиров включает

удовлетворение потребностей в перевозке (предоставление желаемого места в нужном поезде по первому требованию);

своевременность перевозок (следование поездов строго по расписанию);

обеспечение нужных удобств в приобретении билетов (ЦЖБ, ГБК, «Экспресс-3», Интернет);

обеспечение пассажирам необходимых санитарно-бытовых удобств, комфортных условий, нужных услуг на вокзалах (справочные службы, багажные, камеры хранения, залы ожидания, комнаты отдыха, носильщики и т.д.) и в поездах (постель, чай, отопление, связь, интернет и др.);

целенаправленная работа по сокращению времени нахождения пассажиров в пути (увеличение скоростей движения, сокращение времени стоянок поездов под техническими и др. операциями).


19



09.03.2011

Технология работы железнодорожных станций

Среднее время нахождения вагона на станции:

АСУ, используемые в управлении работой станций

АСОУП – оперативное управление перевозками;

КСАУСС – сортировочная станция;

АСУГС – грузовая станция;

АСУПС – пограничная станция;

АСУКП – контейнерный пункт;

Диспарк – дислокация парка вагонов;

Дислок – дислокация локомотивов;

Дискон – дислокация контейнеров.

Для связи с ИВЦ рабочие места работников станций оборудуются комплексом устройств (АРМ)

В АСУ на базе ИВЦ решаются следующие задачи:

обеспечение станции точной информацией о подходе поездов и вагонов (ТГНЛ)

подготовка состава к расформированию (составление сортировочного листка, определение очередности расформирования составов)

учет наличия и расположения вагонов на путях станции (ведение накопительных ведомостей)

составление натурных листов на отправляемые поезда

текущее планирование работы станции (планирование поездообразования)

передача информации о составах отправляемых поездов на станции их расформирования

оперативных подсчет показателей работы каждой дежурной смены

протоколирование всех операций с поездами и вагонами, ведение ГИР

ведение форм статистического учета и отчетности по работе станции

Обеспечение устойчивой работы станции

Устойчивая работа – это такое состояние станции (инфраструктуры),при котором поезда принимаются и отправляются по графику без задержек.

Для обеспечения такого состояния станции должны соблюдаться следующие условия:

Темп обработки в ПП ≥ темп прибытия

Темп расформирования ≥ темп прибытия

Темп формирования ≥ темп накопления

Темп обработки в ПО ≥ темп накопления

Темп отправления ≥ темп накопления

Темп – это число поездов (событий) за единицу времени (час), как величина обратная продолжительности и величины интервала операций ( , , , , , , )

Последствия нарушения условий

При нарушении условий 1 и 2 все пути парка приема заполняются поездами, стоящими в очереди на обработку бригадами ПТО и расформирование и прием поездов на станцию прекращается

При нарушении условия 3 пути сортировочного парка заполняются накопленными составами, роспуск с горки прекращается

При нарушении условий 4 и 5 парк отправления заполняется готовыми составами, но ведет также к заполнению составами сортировочного парка, прекращению работы горки и неприему поездов на станцию.

Возможные меры повышения темпов работы

Увеличение числа групп в бригадах ПТО или числа бригад в парке приема

Освобождение горочных локомотивов от формирования, осаживания и других операций не связанных с расформированием поездов

Выделение дополнительных локомотивов на расформирование поездов

Применение более производительных способов маневров (толкачами вместо осаживания)

Выделение дополнительных локомотивов на формирование поездов

Увеличение числа групп в бригадах ПТО парка отправления или числа бригад ПТО

Выделение дополнительных поездных локомотивов, бригад и ниток графика для вывоза поездов

Оптимизация работы станции

Оптимизация означает улучшение станционных процессов для достижения максимальной эффективности работы станции.

Эффективность работы станции оценивается величиной простоев вагонов на станции.

Максимальная эффективность в работе станции достигается при соответствии ее технического оснащения фактическому объему работы.

На основе моделирования работы для каждой станции можно построить график зависимости , который называют технической характеристикой станции.

Вагонопоток величиной от до - является оптимальным для существующего технического оснащения станции, т.к. при этом станция работает в зоне минимальных простоев вагонов ( ).

При увеличении вагонопотока до и неизменном техническом оснащении время простоя возрастает до .

Чтобы не допустить роста простоя вагонов необходимо заблаговременно модернизировать техническое оснащение в соответствии с ожидаемыми объемами работы, что отражается в новой технической характеристики

.

Интенсификация работы станций

Чтобы станция работала в оптимальном режиме (с минимальными простоями) требуется систематическая работа по приведению ее технологии и технического оснащения в соответствии с возрастающими объемами работы.

Освоение возрастающих объемов работы возможно как за счет строительства дополнительных путей, парков, горок (экстенсивный путь), так и за счет лучшего использования имеющейся инфраструктуры (путь интенсификации).


Основные направления интенсификации:

Ускорение технологических операций ( )

внедрение более современных технических средств

внедрение современных инновационных технологий

повышение скоростей маневровых передвижений

укрупнение бригад, занятых на обработке поездов

Сокращение межоперационных перерывов ( )

ввод дополнительных локомотивов, бригад ПТО

выбор оптимальной специализации путей

сокращение времени простоя на пересечениях враждебных маршрутов

Сокращение простоев под накоплением ( )

установление очередности расформирования поездов с учетом завершения накопления составов

планирование и организация уборок вагонов с грузовых пунктов и из ремонта с учетом завершения накопления

отправление поездов повышенного веса и длины

формирование групповых поездов вместо одногруппных

Внестанционные мероприятия

выделение дополнительных локомотивов для вывода поездов со с станции

освобождение станции от части выполняемой ею работы

предварительная сортировка вагонов на подходах к станции

календарное планирование погрузки

Технология перевозочного процесса

Основу технологии перевозочного процесса на ж.д. транспорте составляют план формирования поездов (ПФ) и график движения поездов (ГД).

Последовательность разработки ПФ

устанавливается прогнозируемое (по планам и заявкам грузоотправителей) количество тонн грузов ( ), подлежащих перевозке между станциями ж.д. на расчетный период (год, квартал, месяц).

полученные грузопотоки переводятся в вагонопотоки ( ) между станциями ее использования ( ). .

выбирают направления следования вагонопотоков (картосхемы).

выделяют расчетные полигоны с опорными станциями (А, Б, В, Г, Д) и составляют таблицы корреспонденции вагонопотоков между этими станциями.

Отправительская маршрутизация


Необходимые условия назначения маршрута:

Суммарный суточный объем погрузки всех грузоотправителей, участвующих в организации отправительского маршрута, должен быть не меньше установленного числа вагонов в маршруте

Суммарная выгрузочная способность за сутки у всех получателей груза, включаемого в маршрут, не меньше количества вагонов в маршруте

Между станцией погрузки (или формирования) маршрута и станцией его назначения (или выгрузки) имеется хотя бы одна техническая станция, на которой по ПФ предусмотрена переработка вагонопотоков данного назначения.

Достаточное условие назначение маршрута: дополнительные затраты на организацию маршрута на станции отправления по сравнению с немаршрутным отправлением и на станции назначения, не должны превышать экономию в пути следования.

Техническая маршрутизация

Из вагонопотоков, не охваченных отправительской маршрутизацией, на сортировочных станциях формируются технические маршруты. Выбор варианта выделения технических маршрутов основан на сопоставлении затрат на накопление ( ) и экономии в пути следования ( ).


Расчеты основаны на использовании условий

Необходимые условия (НУ)

для струи АГ это условие

Достаточное условие (ДУ)

для назначения АГ

Общее достаточное условие (ОДУ)

для струи АГ это условие

Число возможных вариантов организации технических маршрутов:

Методы расчета плана формирования поездов

Метод совмещенных аналитических сопоставлений (автор К.А. Бернгард)

Сущность метода заключается в последовательном отборе наиболее выгодных назначений. На основе сопоставлений экономии вагоночасов от проследования попутных станций без переработки и затрат на накопление по разработанной методике.

Метод абсолютного расчета (автор А.П. Петров)

По всем возможным вариантам определяют показатели: затраты вагоночасов на накопление и переработку вагонов с использованием специальных расчетных таблиц. Показатели сводят в ведомость и выбирают лучший вариант. Недостаток - в ограниченном числе опорных станций (до 8 станций).

Метод направленного перебора вариантов (автор А.И. Попов)

Метод базируется на положении теории множеств, что любое множество можно упорядочить. Множество вариантов ПФ представляется в виде графа вариантов. На вершинах графа определяют показатели, по которым выбирают лучший вариант.

Метод последовательного улучшения плана (автор С.В. Дувалян)

Суть метода заключается в постепенном улучшении плана путем перехода от одного множества назначений к другому за счет дополнения его другими назначениями.

Существуют разновидности перечисленных методов, разработанные В.А. Кудрявцевым, А.Т. Осьмининым.

15



02.03.2011

Передвижение

Поездное

Маневровое

Маневр – всякое внепоездное передвижение подвижного состава.

Маневровые средства

Локомотивы

Паровозы

Тепловозы

Электровозы (не используются в маневрах, т.к. необходим контактный провод)

Лебедки

Вагонотолкатели

Ускорители-замедлители

Классификация маневров по назначению

Расформирование состава – расстановка вагонов прибывшего поезда по путям накопления;

Формирование состава – расстановка вагонов в составе поезда в соответствии с требованиями ПТЭ и ПФ;

Прицепка и отцепка вагонов от состава с целью увеличения или уменьшения длины состава;

Подача и уборка вагонов - это перестановка вагонов со станционных путей на пункты погрузки – выгрузки и обратно после выполнения грузовых операций;

Осаживание вагонов – продвижение вагонов с локомотивом сзади в пределах одного пути с целью их сцепления и освобождения нужного участка пути;

Подтягивание вагонов – продвижение вагонов с локомотивом впереди с целью их сцепления и освобождения нужного участка пути.

Маневровые путевые устройства

Сортировочная горка – вагоны движутся под воздействием силы тяжести самих вагонов, находящихся на уклоне пути

Вытяжной путь – движение вагонов осуществляется с использованием силы тяги локомотива.


Сортировка вагонов на вытяжных путях

Способ осаживания (рабочий цикл вытягивание – осаживание)

Самый непроизводительный способ

Способ одиночных толчков (рабочий цикл толчок – оттягивание)

Время на маневры сокращается на 20-40% по сравнению с осаживанием.

Способ серийных толчков (рабочий цикл серия толчков – оттягивание)

Время на маневры сокращается на 25-30% по сравнению с одиночными толчками и примерно в 2,5 раза по сравнению с осаживанием.

Толчок – это разгон состава до скорости 10-15 км/ч и резкое торможение в результате чего отцепленный предварительно вагон (отцеп) по инерции следует на путь назначения.

Оборудование тормозных позиций на сортировочной горке

Немеханизированная горка

Торможение отцепов осуществляется с помощью переносных тормозных башмаков

Потребное количество башмаков для удержания состава:

Тормозные позиции оборудуются башмакосбрасывателеми.

Механизированная и автоматизированная горка

Тормозные позиции оборудуются вагонными замедлителями.

Расположение вагонов на путях сортировочного парка после их роспуска с горки


Закрепление вагонов от ухода с путей

Условие равновесия сил, действующих на стоящий на пути вагон

Назначение железнодорожных станций.

Станции являются раздельными пунктами на железнодорожной линии и на них выполняются следующие виды операций:

технические – прием, отправление и безостановочный пропуск поездов, расформирование и формирование поездов, прицепка-отцепка вагонов от поездов, подача-уборка вагонов на грузовые пункты, смена локомотивов и бригад, техническое обслуживание и ремонт вагонов.

грузовые – погрузка в вагоны и выгрузка грузов, перегрузка грузов, сортировка мелких отправок.

коммерческие – прием, взвешивание, хранение и выдача грузов, оформление перевозочных документов, пломбирование вагонов, осмотр вагонов в коммерческом отношении.

пассажирские – посадка и высадка пассажиров, прием, хранение и выдача багажа и ручной клади, продажа и компостирование билетов.

Классификация железнодорожных станций

По назначению

- сортировочные станции – располагаются в местах зарождения и погашения вагонопотоков. Основная работа – расформирование и формирование поездов.

- участковые станции – располагаются на концах ж.д. участков. Основная работа – пропуск и обработка транзитных поездов.

- грузовые станции – располагаются в местах массового зарождения и погашения грузопотоков. Основная работа – погрузка и выгрузка вагонов.

- пассажирские станции – располагаются в местах массового зарождения и погашения пассажиропотоков и на ней преобладают пассажирские операции.

П - промежуточные станции – располагаются внутри железнодорожных участков. Основная работа – это технические операции по пропуску поездов.

По объему работы

Внеклассные и 1 класса – крупные станции (сортировочные, участковые, грузовые и пассажирские);

2 и 3 класса – промежуточные станции;

4 и 5 класса – разъезды и обгонные пункты.

Класс устанавливается по сумме балов, начисляемых за все выполняемые операции. В зависимости от класса устанавливается штат работников и размер заработной платы.

Техническое оснащение ж.д. станций

Путевое развитие – железнодорожные пути для выполнения технических и грузовых операций;

Устройства СЦБ и связи – для регулирования и управления движением (ЭЦ, МРЦ, радио, громкоговорящая связь);

Маневровые устройства – для сортировки вагонов (горки и вытяжные пути);

Грузовые устройства и механизмы – для выполнения и выгрузки вагонов (механизированные склады, площадки);

Пассажирские устройства – для посадки и высадки пассажиров и их обслуживания (пассажирские платформы);

Устройства для освещения, противопожарной безопасности, водоснабжения и др.

Устройства для экипировки локомотивов и вагонов;

Служебно-технические здания и сооружения (посты управления, хранения, бытовые помещения для работников и др.).

Схемы путевого развития станций


Промежуточная станция

Сортировочная станция


Схемы путевого развития станций

Участковая станция

Пассажирская станция

7



16.02.2011

Исходные понятия и определения

Эксплуатационная работа ( )– это перевозочный процесс, включающий весь комплекс операций по транспортировке груза от грузоотправителя до грузополучателя (маневровая работа по передаче вагонов к месту погрузки, уборка вагона и постановка его в состав поезда, формирование поезда, продвижение поезда по участку ж.д., расформирование поезда на станции назначения, выгрузка груза из вагона и т.д.), а также по оформлению и пересылке перевозочных документов.

Пропускная способность ж.д. линии ( )– число поездов, которое может быть пропущено по линии за сутки при данном ее техническом оснащении (число главных путей, технического состояния инфраструктуры, системы управления движением, типа графика движения, вида подвижного состава)

Провозная способность ж.д. линии ( ) – количество тонн груза, которое может быть перевезено по данной линии в течение года (при имеющейся пропускной способности и весовых нормах поездов).

Перерабатывающая способность ( ) – максимальное число вагонов, которое может быть переработано (принято, расформировано, сформировано и отправлено) на станции в течение суток.

Рабочий парк вагонов ( ) – это количество вагонов, которое необходимо подразделению железной дороги (станции) для выполнения заданного объема перевозок (достаточных показателях использования вагонов).

Нерабочий парк вагонов – это вагоны, находящиеся в ремонте, в резерве, в аренде, а также используемые железной дорогой для своих нужд.

Наличный парк вагонов – это вагоны рабочего и нерабочего парка.

Эксплуатируемый парк локомотивов – это локомотивы, занятые на поездной и маневровой работе.

Участок обращения локомотивов – часть ж.д. линии, в пределах которой поездное движение обслуживается локомотивами одного депо.

Участок обслуживания локомотивной бригадой – это часть ж.д. линии, расположенная между станцией места проживания (дислокации) бригад и пунктом (станцией) их оборота.

Железнодорожный участок – часть ж.д. линии, расположенная между двумя смежными участковыми или между участковой и сортировочной станциями.

Перегон – часть ж.д. участка между двумя смежными станциями.

Важнейшие принципы организации перевозочного процесса

Безусловное соблюдение требований безопасности движения (безопасность движения – это свойство транспортной системы находящейся в состоянии, когда отсутствует угроза жизни и здоровью пассажиров, обслуживающего персонала, потери перевозимых грузов, повреждения объектов инфраструктуры ж.д. и подвижного состава).

Обеспечение сохранности перевозочных грузов и комфортных условий проезда пассажиров.

Соблюдение установленных (договорных) сроков в доставки грузов и перевозки пассажиров.

Обеспечение экономичности перевозок, выполнение перевозок с минимальными эксплуатационными затратами.

Соблюдение требований техники безопасности работников, охраны труда и окружающей среды.

Основные документы регламентирующие эксплуатационную работу на железных дорогах РФ

Устав железнодорожного транспорта РФ – устанавливает взаимную ответственность сторон, обязанности и права владельцев инфраструктуры, перевозчиков и клиентов ж.д. в процессе перевозок грузов и пассажиров.

ПТЭ – правила технической эксплуатации железных дорог РФ (содержит обязанности работников ж.д., нормы содержания и порядок использования технических средств железных дорог, обеспечивающий БД и ТБ).

ИДП – инструкция по движению поездов и маневровой работе на ж.д. РФ (регламентирует порядок приема, отправления и пропуска поездов по станциям и участкам, а также производства маневров, при безусловном обеспечении требований БД и ТБ).

ИС – инструкция по сигнализации на ж.д. РФ (устанавливает систему видимых и звуковых сигналов, применяемых на ж.д. транспорте для передачи приказов и указаний)

ГД – график движения поездов (графическое изображение расписания движения всех грузовых и пассажирских поездов, система организации поездопотоков).

ПФ – план формирования поездов (система организации вагонопотоков устанавливает категорию формируемых поездов, станции их расформирования, а также назначения вагонов, включаемых в поезда).

ТП – технологический процесс работы станции (устанавливает порядок выполнения и нормы времени на операции с поездами и вагонами).

ТРА – техническо-распорядительный акт станции (регламентирует порядок использования технических средств на станции).

ТН – технические нормы работы железных дорог (система показателей, которые ежемесячно рассчитываются и задаются подразделениям ж.д. для выполнения).

Приказы и инструктивные указания МИНТРАНСа, компании ОАО «РЖД» по различным направлениям деятельности в дополнение к перечисленным документам.

Схема расположения участков обращения локомотивов и локомотивных бригад

Основные показатели эксплуатационной работы

Показатели объема работы (количественные)

, ваг – количество вагонов;

, п – количество поездов;

, локк – количество локомотивов;

, ваг – погрузка, погружено вагонов;

, ваг – выгрузка, выгружено вагонов;

, тонн – отправлено грузов;

, пасс – отправлено пассажиров;

, тонн – вес груза;

, км – длина линии;

, км – эксплуатационная длина линии;

, ваг - рабочий парк вагонов;

, ткм – грузооборот;

, вагкм – пробеги вагонов;

, пасскм – пассажирооборот;

, пкм – пробеги поездов;

, локкм – пробеги локомотивов;

, ткм/км – грузонапряженность линии;

Показатели качества использования технических средств транспорта

, т/ваг – средняя статическая нагрузка вагонов;

, т/ваг – средняя динамическая нагрузка вагонов;

, км/сут – среднесуточный пробег вагона;

, км/сут – среднесуточный пробег локомотива;

, ткм нетто/вагон – производительность вагона;

, т/локк – вес локомотива;

, ткм брутто/лок – производительность локомотива;

, сут – оборот вагона – это время, в течение которого вагон проходит полный цикл операций от окончания одной погрузки до окончания следующей погрузки (оно включает суммарное время нахождения вагона на станции погрузки, время в пути и на станции выгрузки);

, км/ч – средняя ходовая скорость движения поезда по участку;

, км/ч – средняя техническая скорость движения поездов по участку (учитывает время на разгоны и замедления);

, км/ч – средняя участковая скорость движения поезда по участку (учитывает время на разгоны – замедления и стоянки поезда на промежуточных станциях);

, км/ч – средняя маршрутная скорость движения(с учетом стоянок и на участковых и сортировочных станциях).

5