Реферат: Муниципальная служба 3

Название: Муниципальная служба 3
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Содержание:

Введение

1 Организационно – правовые основы муниципальной службы в РФ

1.1Понятие «муниципальной службы»

1.2 Задачи, функции и принципы организации муниципальной службы

1.3 Правовой статус муниципального служащего

2 Прохождение муниципальной службы в РФ

2.1 Поступление на муниципальную службу

2.2 Квалификационный экзамен и аттестация муниципальных служащих

2.3 Прекращение муниципальной службы

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Контракт с гражданином, назначаемым на должность

главы администрации муниципального образования

Введение

Понятие «муниципальной службы» долгое время отсутствовало в нашем законодательстве и в научной литературе. Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» разграничивает государственную службу и муниципальную службу. Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.

Понятие «муниципальной службы» сравнительно новое для отечественного законодательства. Это обусловлено тем, что местное самоуправление как правовой и организационно-управленческий институт начал формироваться сравнительно недавно.

Сложность темы и ее недостаточная разработанность в научной литературе предопределяют необходимость осуществления комплексного исследования системы и процесса реализации муниципального права, прежде всего, через такой механизм, как институт муниципальной службы и его соответствующее его кадровое обеспечение.

Целью курсовой работы является исследование муниципальной службы в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:

1 изучить основы организации муниципальной службы в Российской Федерации;

2 раскрыть понятие муниципальной службы;

3 исследовать задачи, функции и принципы муниципальной службы;

4 рассмотреть порядок прохождения муниципальной службы в РФ;

5 сделать выводы по поставленным задачам и привести предложения по совершенствованию изученной проблемы.

Объектом исследования являются отношения связанные с формированием и организацией муниципальной службы в Российской Федерации.

Предметом исследования выступает деятельность муниципальных служащих, связанная с реализацией муниципальной службы в РФ.

По данной теме существует множество публикаций, пособий, монографий, но, ограничиваясь рамками курсовой работы, нам удалось познакомиться с такими авторами как Щербаков Ю.Н., Назаров В.И., Кокотов А.Н., Комкова Г.Н., которые раскрывают сущность муниципальной службы, рассматривают принципы ее организации.

Нормативную правовую базу исследования составляет Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», Европейская хартия местного самоуправления, Устав Алтайского края, Устав муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края и другие.

При написании работы были использованы такие методы как системный, правовой и метод сравнения и анализа.

По структуре работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.

Первый раздел будет посвящен понятию муниципальной службы, ее задачам и функциям, а также принципам ее организации. Во втором разделе мы рассмотрим вопросы, связанные с прохождением муниципальной службы. В заключении сформулированы выводы о значимости муниципальной службы.

1 Основы организации муниципальной службы в РФ.

1.1 Понятие «муниципальной службы».

Муниципальная служба - вид службы, который связан с формированием и процессом становления и развития местного самоуправления. Муниципальной службе присущи как общие для всех видов служебной деятельности признаки, так и особенные, обусловленные спецификой местного самоуправления. В словосочетании «муниципальная служба» определяющим является второе слово - «служба», которое указывает на вид деятельности, которым занимается человек. А слово «муниципальный» подчеркивает ее направленность. Четкое определение понятия «муниципальная служба» отражено в федеральном законодательстве.

Впервые определение понятия "муниципальная служба" появилось в Федеральном законе от 28 сентября 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в последствии определение понятию "муниципальная служба" было дано Федеральным законом от 08 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Оба закона в настоящее время утратили силу.

В научной литературе представлен достаточно широкий спектр точек зрения относительно вопроса о служебной деятельности как особом виде социальной деятельности, а также непосредственно о понятии "служба". Одни авторы считают что понятие "служба" может включать и обозначать и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение, и самостоятельное ведомство. Другие определяют службу как вид социальной деятельности, которая в системе социальных отношений является необходимым условием нормальной жизнедеятельности общества. [2.25, с. 42]

Можно выделить черты, присущие муниципальной службе:

Муниципальная служба - профессиональная деятельность.

Прежде всего, профессиональная деятельность - это деятельность, право на которую у гражданина возникает в соответствии с квалификацией, указанной в документе о начальном, среднем или высшем профессиональном образовании.

Гражданину, претендующему на должность муниципального служащего, необходимо иметь уровень профессионального образования, соответствующий квалификационным требованиям к определенной муниципальной должности.

Решение профессиональных задач и является профессиональной деятельностью муниципального служащего.

Муниципальная служба - деятельность на постоянной основе. Это означает, что в отношениях между органом местного самоуправления и служащим лежит трудовой договор. Вводя формулировку «постоянная основа», законодатели стремились подчеркнуть, что это не деятельность по выполнению какой-то одной обязанности, исполнение которой прекращает отношения между органом местного самоуправления и гражданином.

В основе муниципальной службы - замещение муниципальной должности, не являющейся выборной.

Сущность муниципальной службы - обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальная служба - это деятельность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставами муниципальных образований, финансируемых из средств местного бюджета и наделенных полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение муниципальной службы - это профессиональная деятельность по обеспечению реализации полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными, в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставами муниципальных образований, финансируемых из средств местного бюджета и наделенных полномочиями по решению вопросов местного значения.

Сейчас действующий федеральный закон «О муниципальной службы в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ определяет муниципальную службу, как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Исходя из Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальную службу можно определить как профессиональную управленческую деятельность, как правовой институт и как социальный институт. [2.25, с. 43]

Также можно сказать, что муниципальная служба отличается рядом особенностей в силу специфики выполняемых задач.

Во-первых, муниципальная служба призвана выполнять как функции по удовлетворению публично-правовых интересов местного сообщества, так и задачи органов власти субъекта Федерации, а также задачи, имеющие общефедеральное значение.

Во-вторых, муниципальная служба является составной частью публичной службы, действуя по единым принципам, установленным федеральным законодательством.

В-третьих, служащие муниципальной службы, исходя из конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, при выполнении своих полномочий в пределах своей компетенции независимы от воздействия органов государства.

В-четвертых, в отличие от государственного служащего результаты деятельности муниципального служащего всегда конкретны, осязаемы для местного населения.

В-пятых, муниципальная служба представляет собой эффективную структуру социального обслуживания потребностей местного сообщества.

Чтобы задействовать творческий потенциал народа, необходимо создать на местах условия, благоприятствующие активному участию населения в делах местных сообществ, а также воспитывать муниципальное чиновничество в духе профессионализма и порядочности. [2.9, с.23]

Определение муниципальной службы, принятое в настоящее время как профессиональной деятельности, осуществляемой на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, на сегодняшний день нуждается в уточнении, поскольку не отражает ряда существенных особенностей муниципальной службы.

1.2 Задачи, функции и принципы организации муниципальной службы.

Муниципальная служба осуществляется в интересах жителей муниципального образования, для организации и предоставления физическим и юридическим лицам муниципальных услуг и обеспечения охраны правопорядка. В связи с этим муниципальная служба должна решать задачи в различных сферах деятельности муниципального образования.

Основными задачами муниципальной службы являются:

1 обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

2 обеспечение реализации положений Конституции РФ, федерального законодательства, законов субъекта Российской федерации, устава муниципального образования, правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования;

3 организация оптимального, наиболее эффективного обеспечения социально-экономических и иных условий жизни населения муниципального образования исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций;

4 формирование условий для практического осуществления функций органов местного самоуправления и профессиональное обеспечение реализации функций, компетенции и полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

5 защита прав и интересов населения и органов местного самоуправления муниципального образования;

6 подготовка, принятие, организация исполнения и исполнение решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

7 оказание содействия федеральным органам государственной власти, расположенным на территории муниципального образования, органам государственной власти субъекта России. [2.19, с.9]

Но все же главной задачей, для решения которой и создается муниципальная служба, является обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через выборные органы местного самоуправления и непосредственно.

Если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования: социальную, экономическую, политическую. Под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Основными функциями муниципальной службы являются:

Планирование. В основе планирования — разработка программ, планов деятельности муниципальной службы по решению стоящих перед местным самоуправлением задач.

Планирование заключается в формулировании условий, необходимых для решения того или иного вопроса, установлении последовательности создания или обеспечения этих условий, определении порядка, а также сроков выполнения конкретных действий, указании на то, какими должны быть результаты деятельности;

Регулирование. Применительно к муниципальной службе регулирование заключается в упорядочении общественных отношений, возникающих в сфере местного самоуправления, в налаживании связей между субъектами этих отношений, приведении системы управления делами муниципального образования в такое состояние, которое обеспечивает эффективную работу всех элементов местного самоуправления;

Распорядительство. Распорядительные функции выражаются в даче конкретных указаний исполнителям – выполнить работы, совершить действия в определенном порядке и в определенный срок. Однако они проявляются и в непосредственных действиях муниципальных служащих; [2.19, с.23]

Координация. Она представляет собой установление взаимосвязей между органами местного самоуправления и различными внешними и внутренними субъектами. Взаимосвязи необходимы для слаженной и четкой деятельности различных субъектов правовых отношений по решению конкретных задач. От скоординированности действий органов местного самоуправления во многом зависит эффективность их работы и объем затрат, причем не только финансовых, производственных для достижения результата;

Контроль. Как функция муниципальной службы, контроль представляет собой проверку качества, полноты и своевременности выполнения субъектами правовых отношений поставленных перед ними задач и целей. Он может включать в себя проверку исполнения принятых решений или обязанностей, возложенных на того или иного субъекта;

Учет и информационное обеспечение. В муниципальной службе учет представляет собой регулярный сбор сведений, информации. Это информация о результатах деятельности органов местного самоуправления, о движении финансовых и материальных ресурсов муниципальной службы, об объектах муниципальной собственности. Информационное обеспечение представляет собой сбор, обработку, накопление, хранение, поиск, анализ и представление требуемых сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.

Муниципальная служба формируется и осуществляется на основе определенных принципов. А.М. Володин и А.А. Немчинов определяют принципы муниципальной службы как «… отправные и основные начала, руководящие идеи и требования, лежащие в основе формирования и функционирования муниципальной службы». Данные принципы являются правовыми и закрепленными в законодательстве. Также можно сказать, что принципы муниципальной службы РФ – это закрепляемые в Конституции Российской Федерации и федеральных законов и обусловленные природой местного самоуправления основополагающие идеи и правила. Которые предопределяют актуальное содержание муниципальной службы и перспективы ее правового регулирования.

Каждый в отдельности принцип муниципальной службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны, то есть соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого - либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов. [2.19, с.24]

Основными принципами организации муниципальной службы в РФ являются:

1 приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2 равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3 профессионализм и компетентность муниципальных служащих - основной критерий, который используется при отборе кандидата на вакантную муниципальную должность;

4 стабильность муниципальной службы;

5 доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6 взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; [2.5, с.46]

7 единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы - федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» прежде всего, определяет требования к организации муниципальной службы, поступлению на муниципальную службу и замещению муниципальных должностей, прохождению муниципальной службы;

8 правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9 ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10 внепартийность муниципальной службы - муниципальные служащие не могут при исполнении должностных полномочий руководствоваться решениями политических партий и движений, иных общественных и религиозных объединений. [2.5, с.47]

Важным элементом в организации муниципальной службы является классификация муниципальных должностей.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Должности муниципальной службы подразделяются на четыре основные категории:

Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий;

помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования;

специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления органом местного самоуправления своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий. [2.12, с.330]

Рассмотрим II раздел Реестра должностей муниципальной службы в Алтайском крае.

I. Высшая должность

Руководитель аппарата представительного органа муниципального образования.

II. Главная должность

1) заместитель руководителя аппарата представительного органа муниципального образования;

2) начальник отдела аппарата представительного органа муниципального образования.

III. Старшая должность

1) главный специалист аппарата представительного органа муниципального образования;

2) ведущий специалист аппарата представительного органа муниципального образования.

IV. Младшая должность

1) специалист первой категории аппарата представительного органа муниципального образования;

2) специалист второй категории аппарата представительного органа муниципального образования;

3) специалист аппарата представительного органа муниципального образования. [1.8, с.1]

Подробная и детальная классификация муниципальных должностей муниципальной службы позволяет организовать мобильность в работе муниципального аппарата, разграничить сферы ответственности между сотрудниками. Кроме того, классификация (своеобразный Табель о рангах) является хорошим способом стимулирования профессионального роста муниципальных служащих и четкого задания его направленности и ступеней. [2.12, с.332]

Реализация на практике всех задач, функций и принципов муниципальной службы залог ее эффективной деятельности, достижения главной цели – обеспечение жизнедеятельности населения муниципальных образований через исполнение полномочий органов местного самоуправления.

2 Прохождение муниципальной службы.

2.1 Поступление на муниципальную службу.

Действующее законодательство России регламентирует процесс прохождения муниципальной службы следующим образом.

Прохождение службы начинается с поступления на муниципальную службу.

Принимает на муниципальную службу представитель нанимателя - глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). [1.3, с. 1]

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. [1.3, с. 7]

Гражданин Российской Федерации может быть принят на муниципальную должность муниципальной службы, если он соответствует квалификационным требованиям, установленным по соответствующей должности. Квалификационные требования к служащим, замещающим муниципальные должности, определяют соответствие профессиональной подготовки кандидата функциям и полномочиям, установленным по данной муниципальной должности.

Основные квалификационные требования устанавливаются в зависимости от особенностей муниципальной должности муниципальной службы и полномочий соответствующих органов местного самоуправления и отражаются в должностной инструкции.[2.19, с. 121]

Критерии квалификационных требований, предъявляемых к муниципальным служащим, составляют: к уровню профессионального образования; к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности; к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Типовыми квалификационными требованиями к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для замещения должностей муниципальной службы являются:

1) для высших должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы на должностях не ниже главной группы либо государственной службы на должностях не ниже ведущей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;

2) для главных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы на должностях не ниже ведущей группы либо государственной службы на должностях не ниже старшей группы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет;

3) для ведущих должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование и стаж муниципальной службы на должностях не ниже старшей группы либо стаж государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

4) для старших и младших должностей муниципальной службы - образование не ниже среднего профессионального без предъявления требований к стажу работы по специальности. [1.8, с. 1]

Типовыми квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям муниципальной службы, являются:

1) знание Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края;

2) знание федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края, муниципальных правовых актов, соответствующих направлениям деятельности органа местного самоуправления или его структурного подразделения, избирательной комиссии муниципального образования;

3) знание основных принципов построения и функционирования системы муниципальной службы;

4) знание принципов муниципальной службы, требований к служебному поведению муниципального служащего;

5) знание основных прав и обязанностей муниципального служащего, а также запретов и ограничений, связанных с муниципальной службой;

6) знание основ государственного и муниципального управления;

7) наличие специальных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

8) владение современными средствами, методами и технологиями работы с информацией;

9) наличие навыков работы с документами;

10) владение официально-деловым стилем современного русского языка. [1.8, с. 2]

По общему правилу, при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:

1 личное заявление. Заявление подается на имя руководителя органа местного самоуправления;

2 документ, удостоверяющий личность. Таким документом является паспорт гражданина Российской Федерации;

3 трудовую книжку;

4 страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

5 документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

6 документы об образовании и профессиональной подготовке. Такими документами являются аттестаты, дипломы, удостоверения, свидетельства; [2.19, с. 123]

7 справку из налоговых органов о своем имущественном положении. При поступлении на муниципальную службу гражданин в силу закона должен представить сведения о получаемых им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Непредставление в установленный срок или искажение сведений о доходах и имущественном положении является основанием для отказа в приеме на муниципальную службу или для привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности;

8 заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;

9 другие документы.

От впервые поступающего на муниципальную службу может быть затребована автобиография. Автобиография содержит краткое описание в хронологической последовательности основных этапов жизни и трудовой деятельности. Она составляется в произвольной форме собственноручно муниципальным служащим. [2.19, с. 124]

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется соответствующим актом органа местного самоуправления или его структурного подразделения (приказом, постановлением или распоряжением соответствующего должностного лица) о назначении на муниципальную должность муниципальной службы.

Поступление на муниципальную службу также сопровождается заключением трудового договора, составлением должностной инструкции и оформлением иных документов, входящих в состав личного дела муниципального служащего.

Трудовой договор с муниципальным служащим — это соглашение между муниципальным служащим и органом местного самоуправления, по которому служащий обязуется выполнять установленные должностные обязанности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а орган местного самоуправления обязуется выплачивать муниципальному служащему денежное содержание и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, соглашением сторон.

Трудовой договор с муниципальным служащим заключается в письменной форме (приложение А).

Обязательными для трудового договора являются следующие условия:

1 стороны соглашения и место службы муниципального служащего. Сторонами трудового договора являются:

а) в качестве работодателя — орган местного самоуправления;

б) в качестве работника — граждане, достигшие 18 лет, отвечающие требованиям законодательства о муниципальной службе.

В трудовом договоре также указывается структурное подразделение, на службу в которое принимается муниципальный служащий.

2 служебные функции — работа, в соответствии с квалификацией по определенной должности, которую обязан выполнять муниципальный служащий.

Служебные функции определяются в соответствии с квалификационной характеристикой, основные положения которой отражаются в должностной инструкции.

3 срок договора. Трудовой договор может заключаться на неопределенный срок и на определенный срок.

4 обязанности органа местного самоуправления по обеспечению надлежащих условий труда для муниципального служащего. В числе таких обязанностей в трудовом договоре указываются обязанности:

а) эффективно организовать труд муниципального служащего;

б) создать условия для безопасного и высокорезультативного труда;

в) оборудовать рабочее место муниципального служащего в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности;

г) своевременно выплачивать муниципальному служащему обусловленную договором заработную плату (денежное содержание); [2.19, с. 139]

5 размер денежного содержания. Как правило, размер денежного содержания указывается с разбивкой на должностной оклад, надбавки и доплаты к должностному окладу. Доплаты и надбавки могут быть стимулирующего и компенсационного характера: за профессиональное мастерство и высокую квалификацию; за классность; за ученую степень; за отклонение от нормальных условий труда.

Различные виды поощрения муниципальных служащих также могут быть отражены в трудовом договоре — например, вознаграждение по итогам работы за год, выплата за выслугу лет.

Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу таких условий относятся:

1 условие об установлении испытательного срока;

2 условие о совмещении должностей. Совмещение должностей может выступать в качестве самостоятельного условия трудового договора. В этом случае стороны оговаривают порядок и условия совмещения;

3 условие о переподготовке, обучении вторым и совмещаемым профессиям, о регулярном повышении квалификации. В трудовой договор могут быть внесены обязательства муниципального служащего по повышению квалификации, уровня профессионализма и компетентности, а также обязательства органа местного самоуправления по отношению к муниципальному служащему, заключающиеся в предоставлении широких возможностей для получения знаний и навыков, создании соответствующих условий для их приобретения;

4 условие о продолжительности отпуска. В трудовом договоре указывается продолжительность ежегодного отпуска муниципального служащего, а также дополнительного отпуска;

5 условие о режиме рабочего времени и времени отдыха. Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка. [2.19, с. 140]

В большинстве случаев трудовые договоры с муниципальными служащими заключаются по примерным или типовым формам, утвержденным органами местного самоуправления.

Соблюдение всех выше перечисленных требований и условий при поступлении на муниципальную службу создает качественные кадры, которые необходимы для эффективного функционирования муниципальной службы.

2.2 Квалификационный экзамен и аттестация муниципальный служащих.

Аттестация муниципального служащего — проверка квалификации, уровня профессиональной подготовки и соответствия служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, результатов деятельности и способностей к выполнению полномочий по замещаемой муниципальной должности муниципальной службы, а также с целью решения вопроса о присвоении муниципальным служащим квалификационных разрядов.

Аттестация муниципального служащего призвана способствовать совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по подбору, повышению квалификации и расстановке муниципальных служащих.

При аттестации оцениваются профессиональные, деловые и нравственные качества работников, их способность работать с людьми, делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

Аттестация обычно проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. [2.20, с. 158]

В законе «О муниципальной службе в Алтайском крае» говорится, что аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

• замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

• достигшие возраста 60 лет;

• беременные женщины;

• находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

• замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Для проведения аттестации образуется аттестационная комиссия; составляются списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации; утверждается график проведения аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия создается правовым актом руководителя соответствующего органа местного самоуправления. Она образуется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В состав аттестационной комиссии обычно входят представители кадровой и юридической службы, психологи, руководители соответствующих структурных подразделений. К работе в комиссии могут привлекаться независимые эксперты, и их оценка качеств муниципального служащего будет учитываться аттестационной комиссией при принятии решения. [2.20, с. 160]

Образованная аттестационная комиссия является постоянно действующей и может быть использована при проведении конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей, проведении квалификационных экзаменов для присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим.

Списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации, и графики проведения аттестации составляются и утверждаются в порядке, определяемом правовыми актами органов местного самоуправления.

График проведения аттестации утверждается руководителем органа местного самоуправления и доводится до сведения аттестуемых муниципальных служащих обычно не менее чем за месяц до начала аттестации.

Для проведения аттестации на каждого муниципального служащего, подлежащего аттестации, готовятся аттестационный лист предыдущей аттестации и отзыв (или служебная характеристика).

Отзыв подготавливает и подписывает непосредственный руководитель муниципального служащего.

Отзыв должен содержать сведения о профессиональных и деловых качествах муниципального служащего, всестороннюю оценку личности, индивидуальных особенностей служащего, показатели результатов работы за предшествующий период.

Аттестуемый муниципальный служащий должен быть заранее, как правило — не менее чем за неделю до аттестации, ознакомлен под расписку с представленным на него отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности в предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом. [2.20, с. 163]

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого муниципального служащего. Как правило, при ее проведении присутствует руководитель структурного подразделения, в котором работает аттестуемый.

В случае неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины аттестационная комиссия может провести аттестацию в его отсутствие, если признает, что представленных материалов достаточно для принятия обоснованного решения.

В ходе аттестации могут проводиться тестирование муниципального служащего, собеседование с ним, в ходе которых выявляется знание им действующего законодательства, научных рекомендаций и передового опыта в сфере его деятельности.

Оценка результатов служебной деятельности каждого муниципального служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой муниципальной должности муниципальной службы, определении его вклада в достижение поставленных задач, сложности выполняемой им работы, а также иных показателях служебной деятельности. Решение об оценке профессиональных и деловых качеств аттестуемого муниципального служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой муниципальной должности. [2.20, с. 165]

В результате аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия дает ему одну из следующих оценок: соответствует замещаемой должности муниципальной службы; не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

В случае принятия решения о соответствии муниципального служащего занимаемой должности аттестационная комиссия в своем решении рекомендует присвоить муниципальному служащему соответствующий квалификационный разряд.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимавшими участие в голосовании. С аттестационным листом муниципальный служащий знакомится под расписку.

Аттестационный лист с результатами аттестации муниципального служащего представляется руководителю органа местного самоуправления не позднее чем через неделю после проведения аттестации. [2.20, с. 166]

Руководителем органа местного самоуправления с учетом оценок и рекомендаций аттестационной комиссии и соблюдением действующего законодательства может быть принято решение:

1) о моральном или материальном поощрении муниципального служащего;

2) о повышении муниципального служащего в должности;

3) о присвоении ему квалификационного разряда;

4) об изменении размера надбавки за особые условия муниципальной службы (сложность, специальный режим работы);

5) о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую муниципальную должность;

6) о мерах по обеспечению выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по служебной деятельности муниципального служащего;

7) о направлении муниципального служащего на повышение квалификации или переподготовку;

8) о переводе на другую муниципальную должность.

Муниципальный служащий в случае признания его не соответствующим занимаемой должности может освобождаться от муниципальной должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а может направляться на повышение квалификации или переподготовку, либо с его согласия переводиться на другую муниципальную должность. [2.20, с. 167]

По итогам проведенной аттестации муниципальных служащих издается соответствующий правовой акт органа местного самоуправления или его руководителя, в котором анализируются результаты проведения аттестации, утверждаются мероприятия по выполнению рекомендаций аттестационной комиссии, подготовке к проведению очередной аттестации и улучшению работы с кадрами.

Также при прохождении муниципальной службы кроме аттестации предусмотрен квалификационный экзамен, который проводится по инициативе муниципального служащего для присвоения ему очередного квалификационного разряда.

Квалификационный экзамен проводится:

а) при назначении впервые на должность муниципальной службы — перед поступлением на муниципальную службу или в период испытания при замещении должности муниципальной службы;

б) при переводе муниципального служащего на муниципальную должность более высокой группы — перед переводом муниципального служащего или в период испытания;

в) при переводе муниципального служащего на должность

иной специализации — перед переводом муниципального служащего (в структурном подразделении органа местного самоуправления);

г) при инициативе муниципального служащего о присвоении ему очередного квалификационного разряда без последующего перевода на другую должность. [2.15, с. 211]

Не допускаются к квалификационному экзамену муниципальные служащие, замещающие муниципальную должность менее года или достигшие предельного возраста, установленного для замещения должностей на муниципальной службе.

Кроме того, квалификационный экзамен не проводится, если вакантная должность замещается в порядке конкурса, условия которого не включают сдачу квалификационного экзамена.

Для проведения квалификационного экзамена формируется квалификационная комиссия; утверждается место и время проведения квалификационного экзамена; составляются списки муниципальных служащих, подлежащих сдаче квалификационного экзамена; подготавливаются необходимые документы для комиссии.

Порядок формирования квалификационной комиссии — такой же, что и аттестационной. [2.15, с. 213]

Проведение квалификационного экзамена по решению органа местного самоуправления муниципального образования может возлагаться на аттестационную комиссию.

Квалификационная комиссия:

• рассматривает заявление муниципального служащего о приеме квалификационного экзамена и другие поступившие материалы;

• извещает муниципальных служащих о времени и месте проведения квалификационного экзамена;

• разрабатывает и утверждает экзаменационные билеты для квалификационного экзамена.

Экзаменационные билеты, каждый из которых обычно содержит 3-4 вопроса, обновляются ежегодно.

По решению квалификационной комиссии экзамен может быть заменен собеседованием или подготовкой муниципальным служащим реферата на заданную тему. Порядок проведения собеседования, защиты реферата определяет квалификационная комиссия.

Квалификационная комиссия правомочна принимать решение об оценке результатов квалификационного экзамена, если на ее заседании присутствуют не менее двух третей ее членов. На заседание квалификационной комиссии с правом совещательного голоса может приглашаться непосредственный руководитель аттестуемого.

В случае неявки муниципального служащего на экзамен по уважительной причине председатель квалификационной комиссии назначает другой срок сдачи экзамена. В случае неявки муниципального служащего на квалификационный экзамен при отсутствии уважительных причин он считается невыдержавшим квалификационный экзамен.

По прибытии на экзамен муниципальный служащий выбирает билет и в этом же помещении, в пределах отведенного времени, готовится к ответу. [2.15, с. 214]

Квалификационный экзамен сдается муниципальным служащим в устной или письменной форме в соответствии с программой квалификационных экзаменов, разрабатываемой с учетом специализации должностей муниципальной службы органом местного самоуправления.

На подготовку к ответу по вопросам билета, как правило, отводится не более 30 минут. При подготовке к ответу на экзаменах муниципальный служащий имеет право пользоваться нормативными правовыми актами.

Опрос на экзамене должен быть проведен по всем вопросам экзаменационного билета.

По результатам квалификационного экзамена квалификационная комиссия дает экзаменуемому одну из следующих оценок:

1) выдержал (сдал) квалификационный экзамен;

2) не выдержал (не сдал) квалификационный экзамен. [2.15, с. 216]

Итак, аттестация направлена на выявление соответствия профессиональных навыков и умений муниципального служащего занимаемой должности. Такого вида проверка стимулирует служащих к улучшению своих профессиональных знаний.

Квалификационный экзамен тоже оценивает профессиональные знания и умения муниципального служащего, но в отличие от аттестации экзамен может проводиться по инициативе служащего, что дает ему возможность планировать свою карьеру.

2.3 Прекращение муниципальной службы.

Поскольку в основе возникновения сложного служебного правоотношения находится трудовой договор, то факт его расторжения (прекращения) влечет полное прекращение всех прав и обязанностей, составляющих статус муниципального служащего, закрепленный в законодательстве.

Прекращение муниципальной службы — это прекращение трудового договора, на основании которого муниципальный служащий осуществлял свою деятельность.

В развитии законодательного регулирования оснований и порядка прекращения трудового договора с муниципальным служащим можно выделить три этапа. [2.12, с. 158]

Первый этап - с момента вступления в силу Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» до принятия Закона «Об основах муниципальной службы» (от 17 декабря 1997 г.).

Второй этап - со дня вступления в силу Закона «Об основах муниципальной службы» до внесения в него изменений и дополнений Законом № 75-ФЗ.

Третий этап начался с момента вступления в силу Закона от 13 апреля 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах муниципальной службы» и продолжается в настоящее время.

В ст. 20.1 указанного нормативного акта основания для увольнения муниципального служащего подразделены на две основные группы:

1 основания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации (общие основания);

2 особые основания, свойственные только муниципальной службе.

К числу последних относятся:

• достижение предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы (предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет, однако законом допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших 60 лет).

• прекращение гражданства Российской Федерации;

• несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего настоящим Федеральным законом;

• разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

• возникновение обстоятельств, когда гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а также находиться на муниципальной службе в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права занимать должности муниципальной службы. [2.12, с. 159]

Особенностью прекращения трудового договора с муниципальными служащими является также то, что в некоторых случаях осуществление действий по расторжению такого договора должно быть признано не правом, а обязанностью администрации (конкретного уполномоченного лицо) органа местного самоуправления. Такая обязанность у руководителя органа местного самоуправления возникает в случае несоблюдения служащими ограничений, установленных в Федеральном законе «Об основах муниципальной службы».

В настоящее время такой обязанности работодателя (муниципального органа) в Законе «Об основах муниципальной службы» прямо не предусмотрено. Следовательно, увольнение, работника в случае нecoблюдения указанных ограничений является не единственно возможным, а одним из возможных вариантов поведения администрации органа местного самоуправления.

С точки зрения трудового законодательства закрепление именно права, а не обязанности увольнения (по инициативе администрации) служит гарантией защиты право работника и работодателя прийти к соглашению, несмотря на существующую возможность расторжения трудовых отношений. Однако, распространяя трудовое законодательство на отношения муниципальной службы следует иметь ввиду, что, не соблюдая указанные ограничения, служащий тем самым нарушает не только интересы муниципального органа, но и интересы населения, в целях, обеспечения которых он действует. Следовательно, «конфликт интересов» в донном случае нельзя разрешить путем простого отказа администрации от права увольнения в обмен на обещание впредь не поступать подобным образом. Изложенное, позволяет утверждать, что в законодательстве необходимо закрепить общую обязанность работодателя расторгнуть трудовой договор со служащим, совершившим поступок, несовместимый с его статусом и подрывающий престиж органа местного самоуправления.

В тоже время нельзя формально, без учета конкретной ситуации рассматривать все случаи несоблюдения ограничений. Однако каждый случай совершения муниципальным служащим нарушений должен становиться достоянием общественности путем издания соответствующего приказа главы муниципального образования. При этом в случае если трудовой договор не расторгается, должны быть доказаны причины (смягчающие обстоятельства), послужившие основанием для оставления его на службе. Это касается случаев, когда деяние хотя и содержит состав служебного правонарушения, может быть оправдано малозначительностью, иными смягчающими обстоятельствами. [2.12, с. 160]

Выход на пенсию муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы – 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста не более чем на один год.

При увольнении в связи с ликвидацией органа местного самоуправления или сокращение численности его штата муниципальному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение 3 месяцев. В случае непредставления муниципальному служащему в соответствии с его профессией и квалификацией иной должности он остается в резерве муниципальных служащих с сохранением в течение года непрерывного стажа муниципальной службы.[2.12, с. 161]

Четкая регламентация порядка прохождения муниципальной службы зависит не только от органов местного самоуправления, но и от государственных органов, потому что именно они формируют правовую базу муниципальной службы и осуществляют контроль за ее реализацией.

Заключение

Подводя итог исследования, нужно сделать выводы по поставленным нами задачам.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Реализация всех задач, функций и принципов муниципальной службы необходима для эффективного осуществления муниципальной службы, достижения ее главной цели – обеспечении полномочий по реализации вопросов местного значения муниципальных образований для эффективного жизнеобеспечения населения существующей территории и участии в обеспечении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Немало важным аспектом в исследовании стали не только особенности организации муниципальной службы, но и порядок ее прохождения.

Поступление – первая ступень при прохождении муниципальной службы, на которой происходит отбор будущих муниципальных служащих.

Предъявляемые требования при поступлении на муниципальную службу призваны создать качественные кадры, которые необходимы для эффективного функционирования муниципальной службы.

В процессе прохождения муниципальной службы предусмотрены процедуры проверки профессиональных знаний, умений и навыков.

Одна из них – аттестация, направленная на выявление соответствия профессиональных навыков и умений муниципального служащего занимаемой должности. Такого вида проверка стимулирует служащих к улучшению своих профессиональных знаний.

Квалификационный экзамен тоже оценивает профессиональные знания и умения муниципального служащего, но в отличие от аттестации экзамен может проводиться по инициативе служащего, что дает ему возможность планировать свою карьеру.

Четкая регламентация порядка прохождения муниципальной службы зависит не только от органов местного самоуправления, но и от государственных органов, потому что именно они формируют правовую базу муниципальной службы и осуществляют контроль за ее реализацией.

Повышения эффективности муниципальной службы в целом, оптимизации затрат на содержание муниципальных служащих и развития материально-технической базы муниципальной службы можно достичь:

• созданием условий для оптимального организационно-правового обеспечения муниципальной службы;

• внедрением новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности муниципальных служащих, рациональное использование материально-технических ресурсов в системе муниципальной службы;

• обеспечением повышения привлекательности и престижа муниципальной службы;

• совершенствованием оплаты труда и регламентации деятельности муниципальных служащих;

• реализацией программ подготовки кадров для муниципальной службы и профессионального развития муниципальных служащих.

Муниципальная служба осуществляется в интересах жителей муниципального образования, для организации и предоставления физическим и юридическим лицам муниципальных услуг и обеспечения охраны правопорядка. Она является институтом, который опирается на гражданскую культуру, профессиональные знания и квалификацию муниципальных служащих. Следовательно, от качества осуществляемой деятельности муниципальной службы зависит уровень развития муниципального образования.

Список использованных источников:

1Нормативные правовые акты

1.1 Европейская хартия местного самоуправления: принята 15 октября 1985 г.- [Электронный ресурс].- Гарант. Версия от 14 января 2009.

1.2 Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г.- М.: Кодекс, 204.- 47с.

1.3 О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 2 марта 2007.- №25 ФЗ [Электронный ресурс]. - Гарант. Версия от 14 января 2009.

1.4 О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003.- №58 ФЗ [Электронный ресурс].- Гарант. Версия от 14 января 2009.

1.5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003. - №131 ФЗ [Электронный ресурс].- Гарант. Версия от 14 января 2009.

1.6 Устав Алтайского края: принят 5 июня 1995.- №3- 3С [Электронный ресурс].- Гарант. Версия от 14 января 2009.

1.7 Устав муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края: принят 10 июня 2005.- № 133 [Электронный ресурс].- Гарант. Версия от 14 января 2009.

1.8 О муниципальной службе в Алтайском крае: закон Алтайского края от 7 декабря 2007.- №134- ЗС [Электронный ресурс]. - Гарант. Версия от 14 января 2009.

2 Научная и специальная литература

2.1 Авсеенко, В.И. Муниципальное право: учебник/ В.И. Авсеенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 354с.

2.2 Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие/ Р.В. Бабун.- М.: Изд-во Питер, 2004.- 348с.

2.3 Бахрах, Д.Н. Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы: учебное пособие / Д.Н. Бахрах. – М.: ИНФРА – М, 1995.- 258с.

2.4 Большаков, А.Г. Местное самоуправление в контексте федерализации российского государства: учебное пособие/ А.Г. Большаков.- М. Приор, 2000. – 256с.

2.5 Бородин, В.В. Муниципальная служба как институт муниципального права: учебник / В.В. Бородин, Е.А. Гончарова. – М.: ЮНИТИ, 2003.- 366с.

2.6 Глазунова, Н.И. Государственная и муниципальная служба: учебник/ Н.И. Глазунова.- М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.- 556с.

2.7 Данилина, И.Е. Муниципальное право в вопросах и ответах: учеб. пособие/ И.Е. Данилина – М.: Проспект, 2004.– 215с.

2.8 Игнатюк, Н.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебник/ Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин.- М.: Изд-во Юстицинформ, 2007.- 312с.

2.9 Калиниченко, Л.А. Муниципальное управление: Организационные основы: учеб. пособие/ Л.А. Калиниченко.- М.: Логос, 2001- 64с.

2.10 Кирсанова, М.В. Делопроизводство в органах государственной власти и местном самоуправлении: учеб. пособие/ М.В. Кирсанова, С.П. Кобук, Ю. М. Аксенов.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 255с.

2.11 Козбаненко, В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное/ В.А. Козбаненко// Государство и право. – 2003.- №1.- 128с.

2.12 Кокотов, А.Н. Муниципальное право России: учебник/ А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин.- М.: Юристъ, 2005.- 383 с.

2.13 Комкова, Г.Н. Российская муниципальная служба на современном этапе: учеб. пособие/ Г.Н. Комкова, О.В. Шудра.- М.: Изд-во Феникс, 2007.- 247с.

2.14 Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник/ О.Е. Кутафин.- М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.- 669с.

2.15 Лютцер, В.Л. Муниципальная служба: учеб. пособие/ В.Л. Лютцер.- М.: ЮНИТИ, 1998.- 329с.

2.16 Мильшин, А.Г. Муниципальное право России: учеб. пособие/ А.Г. Мильшин.- М.: Изд-во Москва, 2008.- 553с.

2.17 Михеева, Т.А. О некоторых проблемах института муниципальной службы/ Т.А. Михеева// Государственная служба.- 2002.- №3.- с. 69-72

2.18 Назаров, И.В. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. пособие/ И.В. Назаров.- М.: Изд-во Феникс, 2007.- 247с.

2.19 Немчинов, А.А. Муниципальная служба: справочное пособие/ А.А. Немчинов, А.М. Володин.- М.: Изд-во Дело и Сервис,2002.- 384с.

2.20 Порядок и условия прохождения муниципальной службы: учеб. пособие / под ред. А.Ф.Мурашко, О.Л. Савронской.- М.: Проспект, 1999.- 253с.

2.21 Старилов, Ю.Н. Служебное право: учебник/ Ю.Н. Старилов.- М.: Изд-во БЕК, 1996.- 258с.

2.22 Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник/ В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2003. – 320с.

2.23 Щепачев, В.А. Муниципальная служба в Российской Федерации: Юрид. слов.- справ. / В.А. Щепачев.- Оренбург : Юж. Урал, 2003.- 64с.

2.24 Щербаков, Ю.Н. Государственная и муниципальная служба: учебник/ Ю.Н. Щербаков.- М.: Изд-во Феникс, 2007.- 254с.

Приложение А (справочное)

Контракт с гражданином, назначаемым на должность главы

администрации муниципального образования

Представитель нанимателя в лице главы муниципального образования__________________________________________________________________________

(наименование муниципального образования)____________________________________________

(Ф.И.О.)

с одной стороны, и гражданин Российской Федерации______________________________________

(Ф.И.О.)

именуемый в дальнейшем "Муниципальный служащий", с другой стороны, заключили на основе_______________________________________________________________________________

(наименование акта представительного органа муниципального образования о назначении гражданина Российской Федерации на должность главы администрации муниципального образования, дата и номер этого акта) настоящий контракт о нижеследующем:

I. Общие положения

1. В соответствии с настоящим контрактом Муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности главы администрации муниципального образования__________________________________________________________________________

(наименование муниципального образования)

и соблюдать служебный распорядок администрации муниципального образования, а Представитель нанимателя обязуется обеспечить Муниципальному служащему замещение должности муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края о муниципальной службе, в полном объеме выплачивать Муниципальному служащему денежное содержание и предоставить ему социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края о муниципальной службе и настоящим контрактом.

2. Дата начала исполнения должностных обязанностей_________________________.

(число, месяц, год)

II. Права и обязанности Муниципального служащего

3. Муниципальный служащий имеет права, предусмотренные статьей 11 и другими положениями Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными нормативными правовыми актами о муниципальной службе, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования, в том числе право расторгнуть контракт и уволиться с муниципальной службы по собственной инициативе, предупредив об этом Представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

4. Муниципальный служащий несет основные обязанности муниципального служащего, предусмотренные статьей 12 Федерального закона.

5. Муниципальный служащий обязан:

организовать надлежащее осуществление полномочий администрации муниципального образования по решению вопросов местного значения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края;

отчитываться о деятельности администрации муниципального образования в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования;

отчитываться перед уполномоченными федеральными законами и законами Алтайского края государственными органами о ходе реализации отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с этими законами, в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и законами Алтайского края.

6. Муниципальный служащий не подлежит аттестации.

III. Права и обязанности представителя нанимателя

7. Представитель нанимателя имеет право:

требовать от Муниципального служащего исполнения должностных обязанностей, возложенных на него настоящим контрактом, а также соблюдения служебного распорядка администрации муниципального образования;___________________________________________

(наименование муниципального образования)

поощрять Муниципального служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей;

привлекать Муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка;

реализовывать иные права, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о муниципальной службе.

8. Представитель нанимателя обязан:

обеспечить предоставление Муниципальному служащему гарантий, установленных Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и настоящим контрактом;

соблюдать законодательство Российской Федерации и Алтайского края о муниципальной службе и условия настоящего контракта;

исполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

9. Решения о поощрении муниципального служащего либо привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка оформляются соответствующим правовым актом представительного органа муниципального образования.

IV. Оплата труда

10. Муниципальному служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:

должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере_______рублей в месяц;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере ________процентов должностного оклада;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере ________ процентов должностного оклада;

ежемесячного денежного поощрения в размере______;

ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере ________ процентов должностного оклада;

премии по результатам работы в размере__________;

единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в размере__________;

других выплат и надбавок, предусмотренных федеральными законами, законами Алтайского края, иными нормативными правовыми актами.

V. Служебное время и время отдыха

11. Муниципальному служащему устанавливается ненормированный служебный день.

12. Муниципальному служащему предоставляется:

ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью ____календарных дней;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью_____календарных дней;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью ____ календарных дней.

VI. Срок действия контракта

13. Контракт заключается на срок_________________________________

VII. Условия профессиональной служебной деятельности,

гарантии, компенсации и льготы в связи с профессиональной

служебной деятельностью

14. Муниципальному служащему обеспечиваются надлежащие организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей:__________________________________________________________________

(оборудование служебного места средствами связи, обеспечение компьютерной и иной оргтехникой, обеспечение доступа и к информационно-правовым системам и т.д.).

15. Муниципальному служащему предоставляются гарантии, компенсации и льготы в связи с профессиональной служебной деятельностью, предусмотренные Федеральным законом, законом Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае" и иными нормативными правовыми актами.

VIII. Иные условия контракта

16. Муниципальный служащий подлежит обязательному страхованию, предусмотренному законодательством Российской Федерации.

17. Иные условия контракта:________________________________________

IX. Ответственность сторон контракта.

Изменение контракта. Прекращение действия контракта

18. Представитель нанимателя и Муниципальный служащий несут ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Запрещается требовать от Муниципального служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных настоящим контрактом.

20. Изменения в настоящий контракт могут быть внесены по соглашению сторон в следующих случаях:

при изменении законодательства Российской Федерации;

по инициативе любой из сторон настоящего контракта.

При изменении Представителем нанимателя существенных условий настоящего контракта Муниципальный служащий уведомляется об этом не позднее чем за два месяца до их изменения.

21. Изменения, вносимые в настоящий контракт, оформляются в виде дополнительных письменных соглашений, которые являются неотъемлемой частью настоящего служебного контракта.

22. Настоящий контракт может быть прекращен по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Трудовым кодексом Российской Федерации.

X. Разрешение споров и разногласий

23. Споры и разногласия по настоящему контракту разрешаются по соглашению сторон, а в случае, если согласие не достигнуто, - в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

24. Настоящий контракт составлен в двух экземплярах. Один экземпляр хранится в личном деле Муниципального служащего, второй - у Муниципального служащего. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.

Представитель нанимателя Муниципальный служащий

_______________________ _______________________

________________________ _______________________

(наименование должности (Ф.И.О.)

главы муниципального образования,

Ф.И.О.)

____________________ _______________________

(подпись) (подпись)

"____" __________200 г. "____" _____________200 г.

Паспорт: серия______N_____,

Выдан____________________

(кем, когда)

________________________

Адрес:____________________

__________________________

Телефон:__________________