Курсовая работа: Производственно-финансовая деятельность АТП
Название: Производственно-финансовая деятельность АТП Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по Образованию Южно-Уральский Государственный Университет Автотракторный факультет Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта» Курсовая работа По курсу «Производственно-финансовая деятельность АТП» «Бизнес план» Руководитель ______________ “___”______________2006 Челябинск 2006 Содержание 1. Задание на курсовую работу________________________________ 3стр. 2. Введение________________________________________________ 4стр. 3. Раздел №1 «Производственная программа по эксплуатации подвижного состава»_______________________________________________________6стр. 4. Раздел №2 «Потребность в эксплуатационных материалах»______9стр. 5. Раздел №3 «Программа по техническому обслуживанию и текущему ремонту»_____________________________________________________13стр. 6. Раздел №4 «Численность и фонд заработной платы работников АТП»_______________________________________________________ 14стр. 7. Радел №5 «Себестоимость перевозок»_______________________20стр. 8. Раздел №6 «Производственные фонды АТП»_________________23стр. 9. Раздел №7 «Финансовые показатели деятельности АТП»_______ 25стр. 10. Заключение_____________________________________________27стр. 11. Литература_____________________________________________28стр. Задание. Целью курсовой работы является закрепление знаний при изучении курса экономики АТП. Рассчитать бизнес план грузового автотранспортного предприятия. Курсовая работа состоит из расчётно-пояснительной записки, которая содержит расчёты, таблицы и графики. Расчётно-пояснительная записка включает 7 разделов: 1. Производственная программа по эксплуатации подвижного состава. 2. Потребность в эксплуатационных материалах. 3. Программа по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. 4. Численность и фонд заработной платы работников АТП. 5. Себестоимость перевозок. 6. Производственные фонды АТП. 7. Финансовые показатели деятельности АТП. Исходные данные указаны в таблице №1 Таблица №1 «Исходные данные»
Введение. Большое разнообразие материальных благ человеческого общества, необходимых для его жизнедеятельности и развития, создаётся с участием транспорта, который обслуживает процессы производства и обращения. Отличительной особенностью транспорта является то, что его продукцией является перемещение. Транспорт, как самостоятельная отрасль материального производства, обладает особенностями, присущими обществу и действующей системе производственных отношений. Основной задачей АТП является полное удовлетворение потребностей населения в автомобильных перевозках, рациональное использование подвижного состава, обеспечение безопасности и надлежащего качества перевозок пассажиров и сокращение транспортных издержек в народном хозяйстве. АТП обязаны систематически улучшать экономическую работу, совершенствовать методы перевозок пассажиров и изыскивать дополнительные резервы для снижения себестоимости и повышение рентабельности перевозок. Спрос на грузовые автомобильные перевозки во многом определяется динамикой и структурой изменения объёмов производства в стране, а также платёжеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики. Автомобильным транспортом в России перевозится около 80 % общего объёма грузов, перевозимых всеми видами транспорта, т.е. подавляющая часть грузов не может быть доставлена потребителям без автомобильного транспорта. Таким образом, основная сфера деятельности АТ – это доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта. Учитывая специфику АТ, важной проблемой является организация его взаимодействия с другими видами транспорта в транспортных узлах. Здесь на АТ ложится значительный объём завоза-вывоза грузов, отправляемых мелкими отправками, и обслуживания клиентуры, не имеющей других транспортных коммуникаций, кроме автомобильных дорог. Грузовые автомобильные перевозки являются важным фактором развития экономики страны и обеспечения её внешне-экономических связей. Процесс обеспечения перевозок сопряжён с решением целого ряда организационных, технологических и управленческих проблем. В связи с расширением интеграции экономики России в мировое сообщество, которое существенно ускорится после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), автотранспортная промышленность будет играть всё более важную роль в развитии страны. Одновременно российское транспортное законодательство, технические стандарты и нормативы будут приближаться к европейским. Автотранспортный бизнес станет более «прозрачным» с экономической и правовой точек зрения, но одновременно повысятся требования к качеству и эффективности работы перевозчика. Автотранспорту нет альтернативы при перевозках дорогостоящих грузов на малые и средние расстояния, в розничной торговле, в промышленности, системах производственной логистики, в транспортном обеспечении малого бизнеса и обслуживания агрокомплекса. В процессе международной интеграции значительно возросла роль АТ во внешней торговле. За последние 10 лет объём перевозок внешнеторговых грузов АТ увеличился почти в 12 раз. Раздел №1 «Производственная программа по эксплуатации подвижного состава» В качестве объекта для выполнения курсовой работы является предприятие «Терра», имеющее потребность в доставке автомобильным транспортом промышленных и продовольственных товаров. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ проводится механизировано. Для определения времени простоя автомобиля под погрузочно-разгрузочными работами за одну ездку рассчитаем по прейскуранту 13-01-01: На балансе предприятия имеется 150 автомобилей Камаз 5320 (бортовой). Возраст парка в среднем изношен на 25%. Производственная база. Суточная программа для одного автомобиля. Программа перевозок по парку за год. Для проверки правильности расчета годового объёма рассчитаем по другой формуле и определим процентное соотношение. Если разница не превышает 1 %, то первое значение оставим без изменения. Из этого следует что . Разница на 0.7 % поэтому первое значение показателя оставляем без изменения. Таблица №2 «Производственная программа по эксплуатации подвижного состава»
Раздел №2 «Потребность в эксплуатационных материалах» При планировании материально-технического снабжения потребность в продукции рассчитывают по каждому виду материальных фондов. Потребность в топливе для автомобилей определяется с использованием удельных или линейных норм расхода. Так же с учётом марки авто, типа ПС, вида перевозок, климатических условий эксплуатации и других факторов. Для планирования используется линейные нормы в литрах на 100 км. пробега в том случае, когда определяется потребность для конкретного автомобиля и удельные нормы расхода в литрах на единицу работы при укрупнённых расчётах для всего парка. Линейные нормы расхода топлива и смазочные материалы установлены по маркам автомобилей: Р3112194-0366-97(2002) «Нормы расхода топлив и смазочных материалов». Корректировочные коэффициенты вводятся с учётом особенностей эксплуатации автомобиля видов груза и т.д. Д1 – работа в зимнее время. 10 % за 1 год. В Челябинске зимнее время держится примерно 5 месяцев. Поэтому поправочный коэффициент будет равен 4,2%. Д2 – корректировка в зависимости от населения. Так как в Челябинске проживает более 1 млн. человек, то коэф. увеличивается на 15%. Д3 – для новых автомобилей надбавка 5% на 1000 км. Если одновременно используется несколько Д, то норма расхода устанавливается суммированием поправок: Общую потребность в АТП в топливе рассчитывают исходя из планируемого пробега автомобиля, объёма транспортной работы в ткм. и установления норм расхода топлива. При этом расход топлива для бортовых грузовых автомобилей слагается из двух элементов: нормы на 100 км. пробега и нормы на каждые 100 ткм. транспортной работы. Последняя составляет для дизельных – 1,3 л. на 100 км. Общая потребность топлива для грузовых перевозок, работающих сдельно рассчитывается по формуле: - расход топлива с учётом общего пробега, грузооборота и поправочных коэффициентов; - нормы расхода топлива на 100 км; - нормы расхода топлива на 100 ткм; - сумма поправочных коэффициентов. Дополнительные затраты топлива также связанны с тем, что парк автомобилей новый, поэтому необходим дополнительный пробег на обкатку: Внутригаражный расход топлива принимается 1 % от общего расхода топлива, т.е. 4245 литров в год. Затраты на топливо равны: Потребность в моторном масле рассчитывается: - норма расхода на 100 л. топлива. Рассчитаем общие затраты на моторное масло: Потребность в трансмиссионном масле рассчитывается: Рассчитаем общие затраты на трансмиссионное масло: Потребность в консистентной смазке рассчитывается: Рассчитаем общие затраты на консистентную смазку: Потребность в керосине рассчитывается как половина от общего расхода топлива и с учётом удельного веса топлива. Удельный вес керосина равен 0,72. Таким образом, потребность в керосине можно подсчитать: Рассчитаем общие затраты на керосин: Все выше перечисленные значения сведены в таблице №3. Таблица №3 «Потребность в ГСМ»
Раздел №3 «Программа по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава» Программа по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) подвижного состава включает расчёт количества всех видов ТО и расчёт трудоёмкости ТО и ТР в человеко-часах. Задачей ТО и ТР является поддержание ПС в технически исправном состоянии. Показателями оценки работы служат коэффициент технической готовности и затраты на ТО и ТР . Количество технических обслуживаний и ремонтов определяется исходя из принятых норм пробега до капитального ремонта и до соответствующего вида техобслуживания путём добавления общего годового пробега автомобилей на скорректированную норму пробега до соответствующего вида технического обслуживания и ремонта. Трудоёмкость работ определяется по каждому виду технического обслуживания в отдельности умножением их количества на скорректированную норму трудоёмкости. Данное предприятие пользуется услугами специального предприятия и не имеет собственной ремонтной базы. Предприятие имеет бригаду ремонтных рабочих в количестве 10 человек, которые проводят разовый ремонт и ежедневное обслуживание. Форма оплаты почасовая. Средний разряд 2,5. Затраты стоимости проведения ТО-1, ТО-2 и ТР подробнее будет рассмотрено в разделе себестоимости перевозок. Раздел №4 «Численность и фонд заработной платы работников АТП» 4 .1. Водители. Исходными данными для расчёта количества водителей является программа работы автомобилей за год на линии и годового фонда рабочего времени одного водителя. - человеко-часы работы водителей, принимается равным АЧр; - часы на подготовительно-заключительное время, принимается в размере 2,5 минут в час работы; - часы участия водителя в выполнении ТО и ТР. Этот показатель равен нулю, т.к. пользуемся услугами сторонних организаций. - Годовой Фонд Рабочего Времени. =365 - дни календарные; =52 – дни выходные; =11 – праздничные дни; = 24 – дни отпуска; = 10 – прочие дни; = 7 час. – время смены; = 4 – выходные дни совпадающие с отпуском. Таким образом, количество водителей составит: Количество водителей распределяется по классам: 20% водителей 1 класса = 38 чел. 50 % водителей 2 класса = 94 чел. 30 % водителей 3 класса = 56 чел. Фонд заработной платы водителей определяется исходя из принятой системы оплаты труда. Для водителей грузовых «сдельных» автомобилей устанавливается сдельно-премиальная система оплаты труда. При этой системе оплаты заработная плата определяется исходя из объёма выполненной работы в тоннах и тонно-километрах и соответствующих сдельных расценок. Основанием для начисления заработной платы служат нормы времени на одну тонну и один тонно-километр и часовые тарифные ставки водителя 3 класса соответствующей модели автомобиля. Часовая тарифная ставка (Ч3) водителя 3 класса принимается 20 руб/час. Норма времени простоя под погрузкой и разгрузкой на одну тонну: - время погрузки-разгрузки; - грузоподъёмность автомобиля. Норма времени простоя под погрузкой и разгрузкой на один тонно-км: = 1 час = 60 мин. = 0,417 час = 2,5 мин. Расценка за одну тонну перевезённого груза: Расценка за один выполненный тонно-км: Следует учесть класс перевозимого груза. Скорректированная по классу груза расценка равна: Фонд заработной платы за выполненную работу составит: Доплаты и надбавки: 1. Всем водителям производится доплата за квалификацию в процентах от часовой тарифной ставки водителя 3 класса. 1 класс – 25%, 2 класс – 10 % 2. Доплата за руководство бригадой. Производится в % от часовой тарифной ставки водителя 3 класса. Разобьем водителей на 10 в бригаду. Тогда количество бригад составит: Доплата производится ежемесячно в твёрдой сумме бригадиру 300 руб. в месяц. 3. За выполнение обязанностей экспедиторов. Производится в % от зарплаты за работу повременщиков в зависимости от категории перевозимого груза(2 категория = 5 %). 4. Доплата за выполнение обязанностей грузчика – отсутствует. 5. Премиальные доплаты принимаются в размере 40% Итого основной фонд заработной платы водителей: Также водителям предусматривается дополнительный фонд заработной платы в размере до 10 % от основного: На основной и дополнительный фонд заработной платы начисляется районная надбавка (на Урале в размере 15%): Суммарный фонд заработной платы водителям составляет: Средняя заработная плата водителя составит: Отчисления по ЕСН составляют 26 % от ФЗПв: Таким образом, фонд оплаты труда водителей составит: Все расчеты, которые были проведены выше, сведём в одну таблицу №4. Таблица №4 «Численность и фонд заработной платы водителей»
4.2. Ремонтно-вспомогательные рабочие. Количество ремонтно-вспомогательных рабочих составляет 15 человек. Оплата будет повременно-премиальной. Среднемесячная зарплата 3000 руб. (включая надбавки). 4.3. Численность и фонд заработной платы ИТР, служащих, МОП и ПСО. Численность инженерно-технических работников, служащих и младшего обслуживающего персонала определяется штатным расписанием, которое зависит от размеров АТП, режима работы, коэффициента выпуска автомобилей на линию, характера и условий работы. Штатное расписание составляется в соответствии с утверждёнными типовыми штатами. Фонд заработной платы ИТР, служащих рассчитывается согласно штатному расписанию АТП и установленным должностным окладам по соответствующим разрядам. Таблица №5 «Численность и фонд заработной платы ИТР, служащих, МОП»
Таблица №6 «Численность и фонд заработной платы АТП»
На предприятии на оплату труда предназначено 240 260 40,9. Это меньше чем норма ФЗП. Отсюда следует что перерасход не наблюдается. Раздел №5 «Себестоимость перевозок» Себестоимость перевозок рассчитывается по статьям указанным ниже. 1. Расходы на оплату труда. Фонд заработной платы всех работников АТП без суммы отчислений по единому социальному налогу составляет 17 148 502,83 руб. 2. Отчисления по единому социальному налогу составляют 4 832 622,886 руб. 3. Затраты на топливо для автомобилей составляют 59 484 586 руб. 4. Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы составляют 22 656 136руб. 5. Затраты на автомобильные шины. Определяются исходя из стоимости одной шины, общего пробега автомобилей за год и норм на ремонт и восстановление шин в процентах к стоимости комплекта шин на 1000 км. пробега. - затраты на ремонт шин; =3200 руб. - цена одной шины; = 6 – количество колёс; =670140 км. – общий годовой пробег автомобилей; =6% - норма затрат на ремонт и восстановление автомобильных шин на 1000 км. в %. 6. Затраты на ТО и ТР. Определяются исходя из общего пробега автомобилей и норм затрат на 1000 км пробега. =237 руб. – нормы затрат на запасные части; = 270 руб. – нормы затрат на материалы. 7. Амортизация ПС на полное восстановление. Определяются исходя из общего пробега автомобиля и норм амортизационных отчислений на полное восстановление, установленных в процентах от балансовой стоимости автомобиля на 1000 км. пробега. 8. Накладные расходы. Включают большой перечень затрат, которые можно укрупнено рассчитать, используя нормы накладных расходов на один списочный автомобиль. Для новых АТП накладные расходы планируют по нормам установленных в рублях на 1 списочный автомобиль в год. Эта сумма составляет 44000 руб. Таким образом, сумма накладных расходов составит: Дополнительные статьи затрат. 1. Платежи по обязательному медицинскому страхованию составляют 3.5 % от фонда оплаты труда. руб. 2. Платежи по обязательному страхованию имущества АТП составляют 0,15 % от стоимости ОФ и норматива оборотных средств. 3. Плата за воду, исходя из суточного потребления в объёме 400 литров на один авто и 20 литров на одного работающего. Стоимость 1 м3 = 25 руб. 4. Плата за выбросы в атмосферу загрязнённых веществ в размере 300 руб. на каждую тонну сожжённого топлива. Результаты проведённых расчётов приведены в таблице №7 «Смета затрат и калькуляция себестоимости» Таблица №7 «Смета затрат и калькуляция себестоимости»
Раздел №6 «Производственные фонды АТП» Производственные фонды включают стоимость основных фондов (зданий, сооружений и т.д. срок службы больше года) и оборотных средств в качестве норматива оборотных средств. Капитальные вложения в строительство, реконструкцию, модернизацию производства включается в баланс предприятия, выступая как основные фонды. Капитальные вложения на строительство определяют по нормативам удельных капитальных вложений на один списочный авто. Норматив удельных капитальных вложений зависит от типа АТП, от типа ПС, от способа хранения, от условий эксплуатации и др. НОС определяется путём деления годовых затрат по статьям на календарный период. Порядок расчёта по статьям представлен в таблице №8 Таблица №8 «Норматив оборотных средств»
Годовые затраты на шины (новые) рассчитываются путём деления годового пробега автомобилей на норму пробега шины и умножением на количество колёс на автомобиле и на стоимость одного комплекта шин. Годовые затраты на оборотные агрегаты можно определить укрупнено: для грузовых АТП они составляют 0,8 от стоимости ПС, а в норматив отчисляется 3 % от полученной суммы: Малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь определяется из расчёта 2000 руб. на один списочный автомобиль. Таким образом, производственные фонды равны: Раздел 7 «Финансовые показатели деятельности АТП» Основными показателями, характеризующими производственную деятельность АТП, являются доход и прибыль. Доход. Доход АТП формируется за счёт дохода от перевозок и дохода и дохода от экспедирования грузов. Предприятие может также получать доходы от других видов деятельности, но в данном случае они равны нулю. - тариф за перевозку 1 тонны груза, руб. Тариф за перевозку зависит от себестоимости перевозки груза, класса груза. Кроме того, учитывается рентабельность перевозок, налоги и сборы. =94* 1.1 * 1.18 * 1.3 * 1.16 = 184руб. - себестоимость за одну тонну груза. - класс груза. НДС берётся в размере 18 %. =1,30 Доход за экспедирование берётся % от дохода за перевозки, выполненные с элементами экспедирования. Процент зависит от категории груза. Так как у нас вторая категория груза, то берём 10 %. Общий доход будет равен: Прибыль. Прибыль АТП определяется разницей доходов и затрат, с вычетом отчислений на содержание дорог в размере 1.5 % от дохода за перевозки. Различают балансовую и расчётную прибыль. Расчётная прибыль отличается от балансовой на величину отчислений в бюджет (16% от Пб), НДС (18% от Д) и экологический налог (статья себестоимости) Рентабельность. Показывает сколько прибыли получает предприятие на каждый рубль производственных фондов. Для удобства её рассчитывают в %. Общая рентабельность: Расчётная рентабельность: Заключение. Проделав данную курсовую работу мы рассчитали бизнес план работы предприятия и определили следующие основные показатели: Общий доход будет равен: Расчётная прибыль: Рентабельность: Литература. 1. Экономика АТП: Методические указания к выполнению курсовой работы / составители: Л.С. Глухих, З.В. Альметова. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 1999. 2. Голованенко С.Л. «Экономика автомобильного транспорта» - Киев: Техника, 1988. 3. Голованенко С.Л. «Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта». – Минск: Высшая школа, 1991. 4. Краткий автомобильный справочник НИИАТ – М.:Транспорт,1986. 5. Курс лекций. |