Контрольная работа: Политическое участие женщины в управлении страной
Название: Политическое участие женщины в управлении страной Раздел: Рефераты по психологии Тип: контрольная работа |
Политическое участие женщины в управлении страной. СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Объективные и субъективные причины отчуждения женщин от политики 5 2. Роль женщины в политической деятельности 8 Заключение 13 Литература 14 Введение Политика (от греч. politika — государственные или общественные дела) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами. Сутью ее является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политика затрагивает интересы всей страны. Политическая деятельность женщин — это особая сфера, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что чисто мужская политика в демократическом обществе немыслима, обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхождение слова и дела и многое другое. В современных условиях приходится отмечать, что доминирующей мужской российской элите не удается поддерживать в стране здоровое демократическое общество, устойчивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть. Отчуждение женщин от власти, а также от собственности оборачивается серьезным просчетом мужской части элиты. В гендерологии проблема политической деятельности означает поиск, теоретическое осмысление и практическое решение политических проблем. При этом исследуются: —распределение властных функций между полами; —особенности электорального поведения женщин; —продолжение, конкретизация и развитие общегуманной идеи человечества о социальном равенстве; —признание равных возможностей и значимости обоих полов в развитии цивилизации; —выражение социального протеста по поводу существующей дискриминации; —борьба за расширение политических прав женщин; —анализ деятельности политических институтов, партий общественного мнения в свете взаимоотношения полов; —научное обобщение опыта политической деятельности женщин, основанной на гуманизме и демократии. 1. Объективные и субъективные причины отчуждения женщин от политики Участие женщин в принятии политических решений, подтвержденное в ст. 32 Конституции РФ, где речь идет о равных правах граждан в управлении государством, является проявлением их самостоятельности. В настоящее время асимметричность тендерной системы в России возрастает в связи с тем, что приобщение женщин к политике сопряжено с большими социальными издержками: неравные стартовые возможности, отсутствие концепции, доказывающей, что большая часть населения должна участвовать в государственных делах. Несмотря на принимаемые решения на уровне государственной власти, до сих пор нет четко отработанного национального механизма, обеспечивающего равенство прав и свобод представителей обоего пола. Структура власти должна быть сбалансированной: женщины не только могут, но и должны оказывать влияние на решение социальных, экономических и политических вопросов. Значительное влияние на отчуждение женщин от политики оказывает патриархатная идеология, ставящая женщину в зависимое от мужчины положение во всех сферах жизнедеятельности общества. Существующая нестабильность в экономике, политике, неуверенность в завтрашнем дне — все это укрепляет негативный взгляд на женщину, хотя известно, что в тяжелые периоды жизни страны женщины наравне с мужчинами участвовали в решении самых сложных проблем. Патриархатная идеология приходит в противоречие с основными принципами демократии, где на первом месте стоят свобода, самореализация личности. Субъективными причинами отчуждения женщин от политики является низкая активность самих женщин в силу консервативности существующих взглядов, весьма активно поддерживаемых СМИ. Следует отметить и низкую конкурентоспособность женщин в политической сфере, особенно в период избирательных кампаний. Мужчины, находящиеся у власти, не содействуют продвижению женщин к власти. Тяжелое положение в сфере экономики тяжким бременем ложится на плечи женщин, естественно, сокращая ее возможности участия в общественно политической жизни общества. Как показывает мировой опыт, интеграция женщин в политику возможна за счет формирования эгалитарной идеологии, повышения роли государства, ведущих партий и широкой общественности в обеспечении реального равноправия женщин. По опыту мировой практики на увеличение женского представительства в высших законодательных органах положительно влияют следующие факторы: 1)партийная квота или наличие политической цели увеличения числа женщин-кандидатов в парламентах, избираемых по пропорциональной избирательной системе; 2) законы, согласно которым соотношение представителей полов в списках кандидатов от партий соответствовало бы демографическому показателю в стране (женщин — 53%, мужчин — 47%). Необходимо внести коррективы не только в существующую идеологию государства, но и в действующее законодательство в отношении женщин. Речь идет о том, чтобы устранить неравенство, которое объективно снижает конкурентоспособность женщин во всех сферах. Необходимо разработать систему квот для женщин по западному образцу. Например, в скандинавских странах доля женщин в политической жизни и управлении значительно выше, чем у нас. В Финляндии Президентом Республики в 2000 г. стала Тарья Холонен, в Германии в 2005 г. канцлером избрана Ангела Меркель, президент Чили — Микеле Бачелет, Филиппин — Глория Арройо, Либерии — Элпен Джонсон-Серлиф, премьер-министр Новой Зеландии — Элен Кларк. В Дании, Нидерландах, Норвегии и др. 1/3 министров составляют женщины, в Швеции — 52%. И эти страны отличаются своим стабильным социальным, экономическим и политическим благополучием. Система квот должна сопровождаться корректировкой избирательной системы, предусматривать увеличение или включение женщин в партийные списки. В стране должны быть выработана гендерная система экспертизы принимаемых решений, а также обеспечено осуществление систематического контроля за соблюдением прав женщин и изменена кадровая политика в отношении них. Государство и общественные организации должны способствовать созданию школ политического лидерства для подготовки женщин к политической деятельности. Обществу следует использовать в полной мере интеллектуальный потенциал женщин. 2. Роль женщины в политической деятельности. Вторая половина XX века отмечена прорывом женщин в высшие эшелоны власти. Это в основном характерно для Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки: Карасон Акино в Индонезии, Бенадир Пхуто в Пакистане, Маргарет Тэтчер в Великобритании и др. Это заметно поколебало «мужской» стереотип мышления: политика — для мужчин, кухня, дети — для женщин. В России всплеск политической активности женщин пришелся на первую половину прошлого столетия. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917 г. Был принят ряд законов, защищающих права женщин. Разработан специальный механизм по работе среди этой части населения (Женские советы под руководством женотделов партийных органов). На I Всероссийском съезде работниц и крестьянок (ноябрь 1918 г.) выступал В. И. Ленин. Ему принадлежат слова: «Успех революции зависит от того, насколько в ней участвуют женщины»[1] . Съезд определил новые формы и методы работы по активизации женщин, вовлечения их в общественно полезный труд, государственную политическую деятельность. В эти годы создавались комиссии, агитировавшие женщин принимать участие в жизни страны. Много внимания уделялось их образованию. В сфере политической деятельности зазвучали имена таких женщин-политиков, как И. Ф. Арманд, Р. С. Землячка, А. М Коллонтай, Н. К. Крупская, М. И. Ульянова, Е. Д. Стасова и др. Как писала А. М. Коллонтай — судьба женщин занимала еевсю жизнь. Их участь толкнула ее к социализму. Все эти женщины были образованными, из обеспеченных семей. У многих были дети. Так, у И. Ф. Арманд и К. И. Кирсановой — было по пять детей, у С. Смидович — трое. Первым наркомом государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай, Председателем Московского губсовнархоза — И. Ф. Арманд. A.М. Коллонтай в последующем стала первым послом Иными словами, женщины при поддержке прогрессивно мыслящих мужчин смогли организовать большую работу на пользу всего общества. В. И. Ленин отмечал, что «у нас в партии есть надежные, умные и неутомимые деятельные коммунистки». Это свидетельствовало о способностях женщин, о высокой ценности их деятельности для общества. B.И. Ленин в речи «О задачах женского рабочего движения в Советской Республике» говорил: «Наша задача состоит в том, чтобы сделать политику доступной для каждой трудящейся женщины»[2] . Средства массовой информации очень часто искажают смысл высказываний Ленина о возможности политической деятельности женщин. Это происходит либо от незнания ленинских работ, либо от намеренного желания фальсифицировать эти высказывания. Бурная политическая деятельность женщин в СССР в 30-е гг., к сожалению, начала постепенно сокращаться. Тезис «женский вопрос решен» привел к ликвидации женотделов в партийных органах. В 1934 г. упразднили женский сектор при ЦК ВКП(б). Правда, в составе Верховных Советов депутатов трудящихся всех уровней удельный вес женщин был высоким. В начале 80-х, например, в СССР они составляли 32,8%, РСФСР — 35%, союзных республиках — в среднем 36,2%, в автономных — 40,3%. Много женщин работало в местных исполнительных органах власти. Это объяснялось тем, что на местах решались конкретные практические задачи реализации планом социально-экономического развития, результаты этой работы были очевидными. В стране повсеместно функционировала четко отработанная система квотирования участия женщин в органах власти. Первые выборы в представительные органы власти без квоты в 1989 и 1990 гг. показали: женский вопрос в стране, оказывается, не решен — женщины проиграли выборы. В 1990-м женщин-депутатов в Верховном Совете РФ было всего 3%, в Верховном Совете СССР — 8,9% от общего количества депутатов. Так называемое демократическое общество, в котором народ управляет делами этого общества, где созданы механизмы, гарантирующие каждому доступ к власти, гарантируются права человека, его свободы и возможность самоутверждения, на поверку оказалось блефом. Справедливо замечание Е. Ф. Лаховой, что «общество не может считаться демократическим, если женщины играют в политике пассивную роль (только как избиратели), не участвуют в управлении государством, не занимают руководящих постов, занимают подчиненное место в семье»[3] . Доказательством тому являются и последующие выборы в Государственную Думу: в 1993 г. женщин-депутатов было 13,6%,, или 69 человек, в 1995 г. их стало еще меньше — 46, или 9,6%. Не стало фракции «Женщины России», которая в какой-то степени пыталась решать женские проблемы через законотворческую деятельность. Выборы 1999 г. были еще более негативными в отношении женщин. В Государственную Думу избрали всего 34 женщины, что составило 7,6%. В Государственной Думе IV созыва (2003) всего 44 женщины (около 10% от общего количества депутатов). Из 178 членов Совета Федерации всего 10 женщин. Число женщин на высших должностях в системе федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации не соответствует их роли в обществе. Хотя участие женщин в принятии ответственных решений способствовало бы повышению их качества и эффективности исполнения. Президентом РФ по этому поводу в 1996 г. был принят специальный указ, который практически так и не реализован. В составе членов Правительства Российской Федерации в настоящее время женщин нет. В системе государственной службы женщины заняты в основном на должностях, слабо влияющих на принятие ответственных решений: среди государственных служащих федерального уровня они составляют 56%, но руководящие должности занимают только 9%, из которых на «высших» должностях — лишь 1,3%. В органах судебной власти на федеральном уровне — в аппаратах Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ около 72% всех служащих — женщины, но руководящие функции выполняют только 14% из них[4] . Следовательно, и здесь гендерные диспропорции очень существенны. Женщины не могут в этих условиях влиять в достаточной мере на политическую и экономическую жизнь страны. Все это стало им недоступно. В чем же причина такого положения, какие механизмы в обществе устранили женщин от участия в политической деятельности, нужно ли это изменить? Провозглашение в России свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности властных отношений в обществе. Суть демократического устройства, модернизации общественных систем состоит не только в перераспределении полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но также между мужчинами и женщинами. Степень участия женщин в структурах власти является критерием устойчивости базы демократии, т. е. включения в демократические процессы всех членов общества, независимо от пола. Занятие женщиной определенного руководящего поста само по себе еще не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы и мужского, и женского населения, они различны. Гендерный подход при принятии политических решений означает прежде всего осознание того, что те или иные явления по-разному могут влиять на мужское и женское население, вызывать у них неодинаковую реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе. И женщины, находящиеся во властных структурах, объективно способны привнести в политическую культуру те элементы, которые помогут отстоять, защитить интересы и женского, и мужского населения. Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных интересов в обществе. Мировой опыт парламентаризма свидетельствует: если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, это облегчает принятие законов в защиту детей. Если 20-30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы всего женского населения, реализуются намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа — без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические или иные проблемы. Заключение Несмотря на все трудности, с которыми встречаются женщины, ставшие на путь политической деятельности, есть определенные результаты, связанные с их конкретной работой в представительных и исполнительных органах государственной власти и неправительственных организациях. Речь и об инвентаризации нормативных актов, касающихся положения женщины, семьи, охраны материнства и детства, и о работе над проектами и экспертизе новых законов, которые соответствовали бы современным политическим, социальным и экономическим реальностям, и об организации контроля за реализацией норм действующего законодательства, участии в проведении парламентских слушаний и т. д. Интеграция женщин в политику предполагает объединение усилий женщин и мужчин во имя общегосударственных интересов. Власть женщине нужна для оказания своего влияния на решение не только политических, но и социальных, нравственных проблем, защиты прав человека, семьи, людей пожилого возраста, материнства и детства. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, созданный при Государственной Думе в 1994 г., участвовал в разработке многих законов, подготовил Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на период до 2000 г. Литература: 1. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – с. 300 2. Лахова Е.Ф. Роль женщин в демократизации российского общества// Женщины в политике, политика для женщин. – М., 1996. с.5. 3. О некоторых проблемах методологии гендерной экспертизы законодательства. – М., 2002. 4. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. с.232. 5. Политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с. [1] Ленин В. И. ПСС. Т. 37. — С. 185-186. 114 [2] Ленин В.И. Речь на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц. 23.09.1919. ПСС.Т. 39. с. 205. [3] Лахова Е.Ф. Роль женщин в демократизации российского общества// Женщины в политике, политика для женщин. – М., 1996. с.5. [4] О некотры проблемах методологии гендерной экспертизы законодательства. – М., 2002. – с.15 |