Реферат: Классификация и виды документов
Название: Классификация и виды документов Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||
Лекция 1. Классификация и виды документов Вопросы: 1. Введение. Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы. 2. Место делопроизводства в структуре управленческого труда. 3. Государственная структура управления делопроизводством, документооборотом и архивами Республики Беларусь. 1.Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы. Делопроизводство – вид управленческой деятельности, охватывающий процесс создания документов и организацию работы с ними. Цели делопроизводства: создание текстовых документов в сфере управления (фиксирование информации); организация работы с документами (создание условий, обеспечивающих движение, поиск, хранение документов в процессе делопроизводства). Информационные связи организации могут осуществляться письменными и устными средствами. К средствам письменной (документированной) связи относятся: деловые письма, договоры, соглашения; доклады, отчеты; телеграммы, факсы, телефонограммы и др.; Устная связь осуществляется при помощи: устных переговоров, совещаний; телефонных переговоров; переговорных устройств и громкоговорящей связи; телеконференций и т.п. Большая часть информации, используемая для управления, фиксируется в различных документах. Составной частью управления любой организации является делопроизводство, которое означает организацию информационного сопровождения дел. Главная цель делопроизводства – информационное обеспечение управления организацией или документационное обеспечение управления (ДОУ). Из главной цели делопроизводства вытекают основные задачи: создание документов, т.е. фиксация их на каком-либо носителе (бумажном, электронном и др.); регистрация документов; передача документов для их последующего исполнения или принятия по ним решения; передача документов для их последующего решения; систематизация документооборота в организации. Достижения в науке, быстрый рост производства требуют изменений в сфере управления. С целью повышения эффективности управления совершенствуется делопроизводство. Современное делопроизводство характеризуется внедрением в процесс работы с документами компьютерной, организационной техники (модемов, факсов, множительной и сканирующей техники), телекоммуникационных технологий, интернета. Основными принципами современного делопроизводства являются: оперативность в составлении и прохождении документов; высокое качество документов; оптимальность документооборота (целесообразность документов, недопустимость их дублирования, волокиты при прохождении и т.п.); применение безбумажных технологий обмена информацией. Реализации этих принципов в управлении способствуют организационные меры: оптимальное распределение обязанностей между сотрудниками; оснащение рабочих мест компьютерами и оргтехникой; создание компьютерных сетей и сетевых технологий; применение специализированного программного обеспечения. 2. Место делопроизводства в структуре управления. Процесс управления состоит из сравнительно небольшого числа сложных логических или творческих операций – оценки ситуации, прогнозирования, планирования и принятия решений. Значительно большее количество составляют технические операции и действия по составлению, согласованию, регистрации, контролю исполнения подготовленных документов. Делопроизводство представляет собой часть технологии управления и обработки документов. Процесс труда с документами можно подразделить на технические (делопроизводственные), логические и творческие операции: к техническим относится обработка поступающей документации: вскрытие конвертов, регистрация, печатание документов, перемещение документа, контроль исполнения, подписание документов и др.; логические – включают ознакомление с документом, подбор необходимой информации, проведение необходимых подсчетов, согласование, визирование, контроль и др.; творческие – определяют специфику труда руководителя, состоят из определения состава оптимального решения, документирования принятого решения и пр. Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдения установленных правил и порядка работы с документами в организации, их сохранность возлагаются на руководителя организации. Приказом руководителя назначаются ответственные за ведение делопроизводства в структурных подразделениях. Работники должны быть ознакомлены с установленным порядком работы с документами в организации, изложенными в инструкции по делопроизводству. Работники несут персональную ответственность за выполнение требований инструкции по делопроизводству, сохранность находящихся у них служебных документов. 3. Государственная структура управления делопроизводством, документооборотом и архивами Республики Беларусь. Управление делопроизводством , бумажным и электронным документооборотом в Республике Беларусь осуществляет Государственный комитет по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь (Белкомархив), созданный в 1991 году. Белкомархив руководит работой 6 республиканских, 9 областных, 16 зональных, и более 100 городских архивов. Вопросами научного использования документов занимаются два научно-исследовательских института: Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного делопроизводства (Бел НИИДАД); Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации (БелНИИЦЭД). Организация и осуществление государственного надзора за выполнением требований законодательства по архивному делу в части организации хранения и обеспечения сохранности документов, ведению делопроизводства в организациях предприятиях всех форм собственности осуществляет Государственная инспекция архивов и делопроизводства Республики Беларусь (Госархивнадзор) в структуре Министерства юстиции Республики Беларусь. Раздел 1. Документирование управленческойдеятельноститема 1.1. виды и классификация документовВопросы: 1. Общие понятия о документе. 2. Классификация документов. 3. Основные виды документов. 4. Электронные документы. 1. Общие понятия о документе. Документ – это материальный носитель с зафиксиронной на ней информацией. В качестве носителя может быть бумага, фото- и кинопленка, электромагнитные носители и др. Деятельность организаций* характеризует совокупность документов, составляющих систему документации, в том числе систему организационно-распорядительной документации (далее ОРД). Документы служат основанием для принятия решений, справочно-информационной работы, учета, средством общения между организациями, организациями и гражданами, способом доказательства, т.к. имеют юридическую силу. 2. Классификация документов. Классификация документов – это деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия, их унификации. Классификация документов приведена в Приложении А. Документы классифицируются по следующим признакам: 2.1 . Служебные и личные. Личные – документы, созданные отдельными гражданами (заявления, резюме, автобиография и др.). Служебные документы исходят от имени предприятий, организаций или представляющих их должностных лиц. Служебные документы включают в себя три группы ОРД: 2.1.1. организационные – устав и структура предприятия, положения о структурных подразделениях предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции работников; 2.1.2. распорядительные – указы, постановления, решения, приказы, указания, распоряжения; 2.1.3. справочно -информационные – акты, письма, докладные и объяснительные записки, справки и др. 2.2. По содержанию документы подразделяются на организационно-распорядительные, по личному составу, финансово-расчетные и т.д. 2.3. По способу фиксации информации документы делятся на письменные, графические, фото- и кинодокументы, электромагнитные. 2.4. По наименованию – приказы, письма, инструкции и т.п. 2.5. По видам документов: типовые, примерные, трафаретные. Типовые документы разрабатываются вышестоящими органами для подведомственных организаций и носят обязательный характер. Примерные документы разрабатываются вышестоящими органами, но носят рекомендательный характер. На их основании разрабатываются документы для внутреннего пользования в организации. Трафаретные документы изготавливаются типографским способом и содержат постоянную часть, отпечатанную типографским способом и переменную – заполняемую составителем. Например, личный листок по учету кадров. 2.6. По стадиям создания документы подразделяются на подлинники (оригиналы) и копии (отпуск, дубликат, выписка). Подлинники – первоначальный документ, содержащий исходную информацию и надлежащим образом оформленный. Копия – документ, точно повторяющий оригинал. В правом верхнем углу поля проставляется слово «копия» и заверяется соответствующим образом. Различают разновидности копий: Отпуск – полная копия исходящего документа, оставшаяся у отправителя, изготавливаемая одновременно с подлинником на обычном листе бумаги и заверенная соответствующим образом. Дубликат – второй экземпляр документа, выданный в замен подлинника, в связи с его утратой. Дубликат и подлинник имеют одинаковую юридическую силу. Выписка из документа – копия части документа. 2.7. По срокам хранения документы подразделяются на три основных группы: 2.7.1 постоянного срока хранения; 2.7.2 долговременного (свыше 10 лет); 2.7.3 временного (до 10 лет). Классификация документов производится на этапе группировки их в дела. Дело – это совокупность документов по одному вопросу, помещенные в твердую обложку, оформленную соответствующим образом. 3. Основные виды документов. В управленческой деятельности организаций наиболее часто применяются следующие виды документов: 3.1. Приказ – правовой акт, издаваемый в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией. 3.2. Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем в целях решения оперативных вопросов касающихся узкого круга должностных лиц. 3.3. Указание – правовой акт, издаваемый организацией по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций, информационно-методического характера. 3.4. Протокол – документ фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. 3.5. Письмо – обобщенное название различных по содержанию документов на бумажном носителе и пересылаемых по почте. 3.6. Справка – документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов или событий. 3.7. Докладная записка – документ, содержащий обстоятельное изложение какой-либо информации, с выводами и предложениями составителя. 3.8. Объяснительная записка – документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, проекта, отчета) или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка. 3.9. План – документ, устанавливающий точный перечень намечаемых к выполнению мероприятий или работ, их последовательность, сроки, объем и конкретных исполнителей. 3.10. Отчет – документ, содержащий сведения о выполнении плана, задания, поручений и мероприятий организации или должностному лицу. Перечень наиболее употребляемых в управленческой деятельности видов документов приведен в Приложении Б. Требование к документам, наиболее часто встречающимся в делопроизводстве, будут изучаться в процессе изучения дисциплины. 4. Электронные документы. Под электронным документом понимается форма представления информации, выполненная на компьютере и зафиксированная на магнитном носителе (магнитный диск, дискета, флешка). Все экземпляры электронного документа являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу. Электронный документ подписывается электронной цифровой подписью должностного лица. Электронная цифровая подпись – набор символов, вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи и принадлежащая конкретному лицу. Открытый ключ проверки подписи – набор символов доступный для заинтересованных лиц и используемый при проверке достоверности электронной цифровой подписи. В случае, когда создаются документ на бумажном носителе и электронный документ идентичные по содержанию, оба документа признаются самостоятельными документами. Государственные органы и юридические лица, а также физические лица, в функции которых входит работа с электронными документами, обязаны обеспечивать необходимые меры ее защиты. Переход на электронный документооборот обеспечивает значительную экономию финансовых и материальных средств, времени. В настоящее время применяется в области финансовой и статической отчетности, декларировании и других сферах. Контрольные вопросы: 1. Понятие и цели делопроизводства. 2. Основные принципы делопроизводства. 3. Операции, составляющие процесс труда по делопроизводству. 4. Кто обеспечивает организацию и контроль делопроизводства. 5. На какие организации возложены функции организации, управления и контроля за делопроизводством в Беларуси. 6. Классификация служебных организационно-распорядительных документов. 7. Классификация личных документов. 8. Классификация документов по видам. 9. Классификация по стадиям создания документов. 10. Классификация документов по срокам хранения. 11. Понятие электронного документа и электронной подписи. ПРИЛОЖЕНИЕ АКлассификация документов * Примечание: под организацией в дальнейшем понимаются органы управления, предприятия, учреждения и другие юридические лица |