Курсовая работа: Ассоциация стран Юго-Восточной Азии АСЕАН
Название: Ассоциация стран Юго-Восточной Азии АСЕАН Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Марийский государственный университет» Кафедра мировой и отечественной экономики Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Курсовая работа по международным экономическим отношениям) Выполнила: Студентка группы МЭ-31 Патрушева А.В. Научный руководитель: к.э.н., доцент Горинов А.Т. Йошкар-Ола, 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I : Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона…..6 1.1. Общая характеристика развитых индустриальных и аграрно-индустриальных стран АТР……………………………………………………7 1.2. Новые индустриальные страны Азиатско-тихоокеанского региона…………………………………………………………………………...11 1.3. Важнейшие группировки АТР…………………………………………... 16 ГЛАВА 2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)…………...17 2.1. История становления и политическое развитие…………………. …..17 2.2. Структура и механизмы…………………………………………………..20 2.3. Зона свободной торговли, зона инвестиций и схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН………………………………………………..22 ГЛАВА III : Россия и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)…………………………………………………………………………27 3.1. Россия и АСЕАН…………………………………………………………... 27 3. 2. Фонд Сотрудничества Россия – АСЕАН……………………………….30 Заключение……………………………………………………………………...32 Список использованной литературы……………………………………….. 34 Приложения…………………………………………………………………….. 35 Введение Предметом моей работы стала история развития одной из наиболее влиятельных современных региональных политико-экономических организаций - Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Численность населения, стран в нее входящих, составляет сегодня примерно 500 млн. человек, а их ежегодный совокупный национальный продукт, равен примерно 660 млрд. долларов США. Организация АСЕАН является важнейшей группировкойАзиатско-тихоокеанского региона.АТР - экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объединенными и торговыми отношениями. Эти страны имеют выход к Тихому океану и используют его водное пространство для транспортного сообщения. Важными прмышленно-торговыми центрами в составе АТР является развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млрд. человек. В своей работе я попыталась рассмотреть и проанализировать весь комплекс вопросов, связанных с процессом образования АСЕАН, ее основных задач, целей и перспектив. Происследовала также состав и внутреннюю структуру АСЕАН, характер принятия основных политических и экономических решений, то есть весь административно-управленческий механизм, обеспечивающий этой организации непросто выживание в современном мире, но и способность давать адекватные ответы на вызовы времени. В настоящее время в АСЕАН состоят десять государств Юго-Восточной Азии - Индонезия, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Мьянма, Лаос и Камбоджа. В 1967 году на момент своего образования в АСЕАН входило лишь пять стран (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия и Сингапур) и, с учетом проблем и внутренних противоречий между этими странами, многие аналитики высказывали в то время большие сомнения относительно ее устойчивости и перспектив на будущее. Опровергая эти прогнозы, АСЕАН, за относительно короткое время, продемонстрировала свою немалую эффективность, особенно в предотвращении обострения территориальных споров и разного рода политических и экономических противоречий между своими членами. Успешно выдержав испытание "холодной" войной, двумя Индокитайскими войнами (1965-1973) и (1978-1979), АСЕАН сумела превратиться в такую организацию, без которой вся современная архитектура международных отношений в Юго-Восточной Азии была бы просто немыслима. Эффективность АСЕАН особенно проявилась в сфере экономического развития. Шаги по смягчению политических и территориальных споров в рамках образованной региональной общности позволили странам региона обеспечить необходимую политическую стабильность, а правильно выбранная экспорториентированная модель хозяйственного развития, относительная дешевизна рабочей силы и другие факторы сделали их экономики привлекательными для иностранных инвестиций. Приток капиталов извне позволил странам АСЕАН в течение длительного времени (более 20 лет) достигать весьма высоких показателей экономического роста - в среднем ежегодный рост ВВП составлял примерно 7%, что в два-три раза превышало аналогичный показатель в других странах мира. В период 1976-1997 гг. совокупный внутренний продукт большинства стран АСЕАН вырос в 3-4 раза. Несмотря на тяжелый валютно-финансовый кризис (1997-1998 гг.), который сопровождался политическими и социальными потрясениями, обесцениванием национальных валют, спадом производства, инфляцией, безработицей, в настоящее время страны АСЕАН сумели достаточной успешно преодолеть его последствия. Этот факт стал еще одним подтверждением дееспособности АСЕАН как регионального политического и экономического объединения, которое выступает ныне как весомый партнер Японии, Китая и Южной Кореи в переговорах о формировании на Северо-Востоке и Юго-Востоке Азии зоны свободной торговли. Изучение предметного анализа внутренней структуры и механизмов принятия и реализации решений в рамках АСЕАН представляет актуальную научную задачу, ибо так можно судить о позитивном и негативном опыте региональной консолидации и соответственно сделать выводы и о наиболее оптимальном характере и наиболее эффективных формах организации региональных объединений. Основные цели и задачи исследования. Основная цель исследовательской работы состояла в том, чтобы - выявить роль АСЕАН в процессе экономического роста и политической консолидации в Юго-Восточной Азии и дать объективный прогноз ее будущего развития. В этой связи в настоящей работе поставлены следующие задачи: а) проанализировать причины и процессы, приведшие к образованию АСЕАН. б) определить основные этапы развития и рассмотреть политику АСЕАН. в) осветить основные организационные структуры АСЕАН с точки зрения их компетентности и эффективности, выявить наиболее позитивные решения, позволившие организации успешно пройти через горнило внутренних и внешних конфликтов. ГЛАВА I : Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона Азиатско-тихоокеанский регион - экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объедененными торговыми отношениями. Эти страны имеют выход к Тихому океану и используют его водное пространство для транспортного сообщения. Важными прмышленно-торговыми центрами в составе АТР является развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны . Это Россия, Китай, Япония, Канада,и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млдр. человек. [1] Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом хозяйстве. АТР занимает лидирующее положение в международных торговых отношениях. На его долю приходится 40% от объема мировой торговли и внешне-экономических операций. Столь существенная доля участия в международных торговых операциях поддерживает интенсивность промышленное производство в странах АТР насчитывает 60% от мировой индустрии. 1.1. Общая характеристика развитых индустриальных и аграрно-индустриальных стран АТР Так как важными промышленными центрами в АТР являются такие страны как Россия, США , Япония, Китай и Канада , представляю краткую информацию о некоторых странах . Япония — островное государство с общей площадью 372 тыс. км2, расположенное у восточных берегов Евразии. ЭГП характеризуется положением на перекрестке морских путей Азиатско-Тихоокеанского региона, соседством с крупнейшими странами мира. Это открывает большие возможности для участия в международном географическом разделении труда.[2] Численность населения страны более 125 млн человек, она входит в первую десятку крупнейших по численности населения стран. В последние десятилетия в стране установился первый тип воспроизводства населения и естественный прирост составляет 3 человека на 1000 в год. Япония — вторая страна мира по уровню развития хозяйства. Минеральные природные ресурсы для развития промышленности практически отсутствуют. Страна имеет в целом благоприятные природные условия и ресурсы для развития сельского хозяйства, хорошо обеспечена водными ресурсами, имеет благоприятные условия для развития морского транспорта, рыболовства. Главные отрасли промышленности — современное машиностроение, энергетика, металлургия, химическая промышленность. Ведущая отрасль международной специализации — машиностроение, в особенности электроника, робототехника, автомобилестроение. На него приходится более 50% всего экспорта страны. Сельское хозяйство обеспечивает основную часть потребностей страны в продовольствии. Главная его отрасль — растениеводство, а главная культура — рис. В последнее время большое развитие получили и основные отрасли животноводства. Важная отрасль хозяйства — рыболовство. Япония занимает 1 -е место в мире по улову рыбы. Страна находится на 2-м месте в мире по объему внешней торговли, является одним из крупнейших экспортеров капитала. США — крупнейшее государство, расположенное в Северной Америке. Территория — 9,4 млн км2 (4-е место в мире). Состав территории: основная территория, Аляска, Гавайские острова в Тихом океане. ЭГП выгодное вследствие наличия широкого фронта морских границ, положения между двумя океанами. Природная и экономическая «прозрачность» сухопутных границ с Канадой и Мексикой способствует развитию торгово-экономических связей.[3] Занимает 3-е место в мире после Китая и Индии по населению. Характерен второй тип воспроизводства. Иммиграция оказывала и оказывает большое влияние на формирование американской нации. Население размещено неравномерно: плотность в приморских и приозерных штатах — 350—400 чел./км2, в горных — 2—3 чел./км2. США развивается во многих старых, новых, особенно новейших отраслях (авиатехника, ракетно-космическая, электронно-вычислительная техника). В промышленности представлены все отрасли и подотрасли. В МГРТ особо выделяются автомобилестроение, электроника, авиаракетнокосмическая промышленности, велико значение нефтяной. Сельское хозяйство — многоотраслевое. Совершен переход к агробизнесу. Основной тип сельскохозяйственных предприятий - высокоспециализированные фермы. США дают 50% мирового экспорта зерна- США занимают первое место в мире по развитию всех видов транспортаОчень большое развитие получила сфера нематериального производства и услуг (2/3 всех занятых), что свидетельствует о вступлении страны в стадию постиндустриального развития. Китай — великое древнее государство, возникшее задолго до новой эры. Оно внесло огромный вклад в материальную и духовную культуру человечества. Китайская Народная Республика — третье по размерам территории государство мира, протянувшееся в центральной и восточной частях Азии с востока на запад на 5,7 тыс. км, а с севера на юг — на 3,7 тыс. км. Чрезвычайно выгодно приморское положение страны. Практически незамерзающие моря открывают широкий выход в Тихий океан и огромные возможности для развития внешних экономических связей. Природные ресурсы Китая велики и разнообразны. На севере страны расположены огромные массивы дальневосточных лесов, на юге пространства заняты тропическими лесами. Страна занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов и цинка, олова, вольфрама, молибдена и других видов минерального сырья. Огромные водные ресурсы хранят в себе крупные запасы гидроэнергии. Китай — самая многонаселенная страна в мире. Согласно переписи 1990 г. численность населения Китая составила 1 млрд 134 млн человек. Хотя в Китае и проводится активная демографическая политика по снижению темпов роста населения, к 2000 году оно составит 1,3 млрд человек. С одной стороны, такое большое население предопределяет огромные трудовые ресурсы (около 700 млн человек), с другой — обостряет жилищную и продовольственную проблемы. КНР — страна многонациональная, хотя более 90% ее жителей — китайцы. Большая часть национальных меньшинств проживает во внутренних районах страны. Для Китая характерны большие контрасты расселения: почти 90% жителей сосредоточены на 1/3 территории страны на востоке. Китай слабо урбанизированная страна, лишь каждый третий житель страны — горожанин. При этом ни в одном другом государстве мира нет такого количества городов-« миллионеров» (около 40). За последние десятилетия Китай, хозяйство которого основывается на общественной собственности, превратился в крупное индустриальное государство с самыми высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует угольная промышленность. Растет добыча нефти и газа. Производство электроэнергии базируется на ТЭС (3/4 электроэнергии). В Китае осуществляется программа развития гидроэнергетики: главные каскады ГЭС сооружаются в верховьях Янцзы и Хуанхэ. В машиностроительном комплексе преобладают не специализированные, а универсальные предприятия. Главные центры машиностроения — Шанхай, Харбин, Пекин, Лоян и др. Химический комплекс опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье. Выделяют две группы производств: 1) минеральных удобрений; 2) бытовой химии и фармацевтики. Столицей текстильной промышленности является Шанхай. В сельском хозяйстве Китая занято 400 млн человек. В растениеводстве резко преобладают зерновые — 80% всех посевов. Главной возделываемой культурой остается рис. Среди технических культур преобладает хлопчатник. На северо-западе Китая преобладает интенсивное кочевое или полукочевое скотоводство. Разводят рабочий скот: лошадей, быков, волов. Примерно половина грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Однако растет доля автомобильного, морского и трубопроводного транспорта. 1.2. Новые индустриальные страны Азиатско-тихоокеанского региона Наиболее яркими и интересными представителями НИС, являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, именно на них обращено внимание мира последние 10 лет. Район Азиатского континента и бассейна Тихого океана на сегодня является самой динамичной частью мирового хозяйства, ведь именно в этом регионе миру явилось чудо “азиатских драконов” (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), а также “азиатских тигров” (Тайланд, Малазия, Индонезия, Филиппины). Ещё 15-20 лет назад эти страны относились к беднейшим государствам мира. Однако в последние годы их социально-экономический прогресс был настолько стремительным, что справочники не успевали фиксировать происходящие там перемены. За последнее десятилетие ХХ столетия доля обрабатывающей промышленности в ВВП этих государств увеличилась с 15 до 27%, а доля экспорта готовой продукции во всём их экспорте – с 14 в 1975 году, до 66% в 1997. Данные представители НИС развиваются по принципу “лестницы”, а значит, можно предположить, что следующей ступенью с этих странах станет освоение капитало- и частично наукоёмких товаров на экспорт. Тем не менее стоит отметить, что в целом для роста НИС, как и для роста других стран третьего мира, характерны экстенсивность, высокая материалоёмкость и трудоёмкость производства. За последнее десятилетие развивающиеся страны действительно добились больших успехов в своём экономическом развитии, преодолении социально-экономической, научно-технической и культурной отсталости, унаследованной от колониальных времён. Ускоренное развитие экономики развивающихся государств (особенно НИС) способствовало интенсивному процессу повышения доли сферы обслуживания (до 51% в структуре ВВП) и промышленности (до 28,4%) и уменьшению доли сельского хозяйства (до 14,5%) в общей структуре народного хозяйства. Но, несмотря на то, что такая структура характерна для всех развитый стран, всё это является чисто внешним сходством, которое при глубоком анализе показывает огромные деформации: наличие традиционных отраслей сфер производства, слабая научно-техническая база, отсутствие современной индустриальной и социальной инфраструктуры и т.д. В АТР различают НИС «первой волны» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) и НИС «второй волны» (Малайзия, Тайланд, Филиппины и Индонезия). НИС «первой волны». Гонконг и Сингапур являются городами-государствами с высоким уровнем развития экономики и ВВП на душу населения свыше 20 тыс.$. Обе эти страны играют важную роль как мировые финансовые центры и как транспортные узлы АТР. Структура ВВП Гонконга такова, что почти 81% ВВП создаётся в сфере услуг, около 19% - в промышленности и только 2% - в сельском хозяйстве. Большая часть экономики данной страны связана с финансами. Здесь развита банковская деятельность, страхование, операции с ценными бумагами. В сфере производства Гонконг специализируется на продукции лёгкой промышленности. И если ещё в 1980-е годы гонконгские товары были прямыми подделками западных аналогов и отличалась невысоким качеством, то теперь современные технологии и контроль качества продукции позволяют Гонконгу выпускать вполне конкурентоспособную продукцию. В Сингапуре применяется жёсткая модель управления экономикой, называемая “управляемой демократией”. Курс экономической политики правительства здесь по-прежнему представляет из себя импортозамещение с опорой на переработку продукции базовых отраслей региона. Структура экономики Сингапура следующая: 0,2%ВВП создаётся в сфере сельского хозяйства, около 35% - в промышленности, чуть более 27% - в сфере финансов и бизнес услуг, а на доля транспорта и коммуникация приходится почти 13% ВВП. Сейчас широкое развитие в этой стране получили электроника, информатика и биотехнологии. Модель развития Южной Кореи может успешно функционировать только при определённых экономических условиях, которыми являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, а также развития сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием и политика справедливого распределения доходов. Дальнейшие успехи экономического развития Южной Кореи связана с переходом к наукоёмкой, высокотехнологичной продукции, производство которой будет опираться на долгосрочную государственную политику в области науки, техники и подготовки квалифицированных работников. С 1979 года Корея проводит политику открытости экономики для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и европейским инвестициям в страну по линии ТНК. Несмотря на определённые успехи в развитии, экономика Кореи в настоящее время переживает серьёзные проблемы. Причины трудностей корейской экономики заключается в том, что экспортоориентированная модель не ставила перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействуя исключительно внешние факторы . Очевидна, что такая стратегия должна быть повержена пересмотру.[4] Для экономики Тайваня характерен крупный государственный сектор, под контролем которого находится шестая часть промышленного производства и половина товарооборота. Индустриализация в Тайване в своё время была проведена при непосредственном участии США. В результате американской помощи и политики государственного регулирования экономического развития уже в 1980-е годы в экспорте этого государства преобладала промышленная продукция (около 90%). Структура ВВП Тайваня имеет выраженный промышленный характер: 3,5% - доля сельского хозяйства, почти 40% - промышленности и около 57% приходится на сферу услуг. НИС «второй волны». Динамизм такого “азиатского дракона” как Малайзия также базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности. Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА). Аграрный сектор экономики Малайзии получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен, предоставлением субсидий на приобретение машин и удобрений. Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства. Так, отношения бюджетных расходов к ВВП сократилось с 58% в 1981 году до 15% в 1998. Отличие Малайзии от многих развивающихся стран состоит в том, что развитие государственного сектора выполняет целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам. То есть поддержка отечественного бизнеса и государственного сектора не подразумевает создание “тепличных” условий , что сохраняет здоровую конкурентную среду.[5] В экономике Индонезии до начала 60-х годов приоритет отдавался усилению нерыночных отношений. Однако с приходом к власти в 1965 году генерала Сухарто началась существенная корректировка экономической модели, подразумевающая государственную поддержку укрепления рыночных институтов. При непосредственном участии государства началась активная модернизация сельского хозяйства. Так, объём субсидий достиг 8-9% стоимости урожая, что выше, чем в других странах ЮВА. Обеспечивалось стимулирование частного бизнеса, возвращение собственникам (в том числе иностранным) национализированных ранее предприятий, привлечение внешних займов и прямых инвестиций. Одновременно шло становление крупных государственных компаний, действовавших в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и финансовой сфере. Рассмотрим теперь вкратце отличительные черты экономики Таиланда. Примечательной особенностью этой страны является то, что достаточно частая смена правительств, в том числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамике развития экономики страны: среднегодовые темпы прироста ВВП в 50-90-е года составили 7%, то есть были одними из самых высоких среди рассматриваемых стран. Дело в том, что колебание политического курса не влияли отрицательно на предсказуемость экономической политики. Отличительными чертами экономического курса на протяжении 60-90-х годов были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета; ограниченное вмешательство государства в экономический процессы; гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство. Филиппины являются самой бедной страной среди НИС. ВВП на душу населения здесь меняя 3 тыс. $. Особенностью экономики страны является тот факт, что она ещё не исчерпала резервы экстенсивного развития. Промышленный сектор этого государства представлен прежде всего добывающей промышленностью и текстильным производством, а также сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Тем не менее в Филиппинах уже появились первые прогрессивные отрасли экономики: производство бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования. (см. приложение 3) 1.3. Важнейшие группировки АТР АТЭСбыл создан в 1989 году. Его возникновение было обусловлено желанием стран – основателей содействовать экономическому росту, стимулировать и укреплять торговлю, и повысить жизненный уровень в азиатско-тихоокеанском регионе. АТЭС начался со скромной программы отраслевых и торговых переговоров. На сегодняшний день в АТЭС входит 21 страна, включая все основные страны региона и наиболее динамично и быстро растущие страны мира: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. В 1997 г., одновременно с приемом в АТЭС России, Вьетнама и Перу, введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Организация АСЕАН (от английской аббревиатуры – ASEAN – The Association of Southeast Asian Nations) региональное объединение стран Юго-Восточной Азии, которые на сегодняшний день, в общем, имеют население 500 млн. человек, общий ВВП в 737 млрд. долларов США, объем торгового оборота в 720 млрд. долларов США. Была создана 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд) руководством Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Сингапура. 8 января 1984 года в члены организации был принят Бруней Даруссалам. После окончания так называемой «холодной войны» в члены организации были приняты страны социалистической ориентации – Вьетнам (28 июля 1995 года), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 года), Камбоджа (30 апреля 1999 года). Активно расширяется сотрудничество со странами региона в рамках формулы «АСЕАН плюс 3» и «Диалог с партнерами». В рамках последнего активно участвуют такие страны как Япония, Индия, Китай, Республика Корея, Австралия, Канада, ЕС, Новая Зеландия, Россия, США, Пакистан. ГЛАВА 2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 2.1. История становления и политическое развитие Первые шаги к межгосударственному сотрудничеству в Юго-Восточной Азии можно найти еще в годы "холодной войны", однако тогда оно носило ярко выраженный военно-политический характер и сводилось к участию в глобальном противостоянии двух систем, например в составе такого одиозного блока как СЕАТО (Организация договора стран Юго-Восточной Азии). Попытки межгосударственных объединений на экономической основе носили подчиненный характер и не могли претендовать на самостоятельную роль в международных отношениях (например, Ассоциация Юго-Восточной Азии). В этом плане больше повезло возникшей в преддверии периода разрядки АСЕАН. Ассоциация была создана по решению конференции министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин 8 августа 1967 в Бангкоке. В принятой Декларации АСЕАН ставились следующие цели: - ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА); — укрепление мира и региональной стабильности; — расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров; - развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства; - расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц; - установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями. В Декларации отмечалось, что АСЕАН открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Этим документом был зафиксирован статус ежегодной конференции министров иностранных дел как главного рабочего органа АСЕАН, правомочного принимать решения по реализации положений Декларации, обсуждать коренные проблемы деятельности Ассоциации, решать вопросы приема новых членов. Важным шагом в политическом становлении АСЕАН явилось принятие в ноябре 1971 Куала-Лумпурской декларации о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии. В ней заявлялось что нейтрализация региона представляет собой "желанную цель", что все страны-участники примут необходимые усилия по обеспечению признания и уважения ЮВА в качестве зоны, отвергающей вмешательство извне. Завершение Второй индокитайской войны весной 1975 придало мощный импульс развитию договорно-правовой и организационной базы АСЕАН. На первом саммите АСЕАН на о. Бали (Индонезия), были одобрены Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация о согласии. Договор, в частности, предусматривал, что партнеры по АСЕАН будут предпринимать усилия для мирного решения возникающих взаимных противоречий в интересах укрепления мира в регионе, отказываться от угрозы применения силы и все спорные вопросы будут решать посредством дружественных переговоров. В тексте Договора нашла свое отражение идея превращения Юго-восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета. В организационном плане на Балийском саммите было принято решение о создании постоянного Секретариата АСЕАН и назначении генерального секретаря по принципу ротации. Первым генеральным секретарем стал индонезийский дипломат Хартоно Ректохарсоно. В силу особой сложности проблемы лишь в 1995 государства-участники сумели подойти к подписанию Договора о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (South-EastAsiaNuclearFreeZone). Однако для его практического вступления в силу необходимо подписание отдельного протокола к Договору всеми ядерными державами. В 1994 в рамках превентивной дипломатии, по инициативе АСЕАН был запущен механизм Асеановского регионального форума (АРФ). Его задачей является обеспечение путем диалога и консультаций бесконфликтного развития обстановки как в Юго-Восточной Азии, так и в Азиатско-тихоокеанском регионе (ATР). В ежегодных заседаниях АРФ участвуют страны АСЕАН и их внерегиональные партнеры по диалогу, в том числе Россия, США, Китай, Япония и др. Участники АРФ ставят задачу продвигаться от осуществления мер доверия через превентивную дипломатию к созданию надежной системы безопасности в АТР. Учитывая особую сложность и потенциальную взрывоопасность обстановки в Южно-Китайском море, где сталкиваются и взаимно накладываются территориальные притязания шести прибрежных государств и территорий (Брунея, Вьетнама, КНР, Малайзии, Тайваня, Филиппин), страны АСЕАН в 1992 выступили с Манильской декларацией. Она призывала все вовлеченные стороны ограничиться мирными средствами в урегулировании спорных вопросов, а также избегать действий по милитаризации расположенных в акватории Южно-Китайского моря (ЮКИ) островов и приступить к совместному освоению их ресурсов. В июле 1996 в Джакарте на конференции министров иностранных АСЕАН была выдвинута идея принятия "регионального кодекса поведения" в ЮКИ, который явился бы фундаментом укрепления взаимопонимания в этом регионе. Регулярный характер приобрели ежегодные постминистерские встречи с представителями региональных партнеров по схеме "10 + 1", то есть асеановская "десятка" плюс один из партнеров. Ежегодно проводимые асеановские мероприятия выглядят следующим образом: конференция министров иностранных дел АСЕАН, совещание АРФ, постминистерские встречи по диалогу с внерегиональными партнерами. 2.2. Структура и механизмы Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящий и координирующий механизм – регулярные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет, возглавляемый министром иностранных дел страны – текущего председателя АСЕАН, которые сменяются в алфавитном порядке (в настоящее время – Сингапур). В Джакарте функционирует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный Секретарь АСЕАН назначается сроком на пять лет. В 2003-2007 гг. этот пост занимал сингапурец Онг Кенг Йонг, с 1 января 2008 г. на очередной пятилетний срок его сменил бывший министр иностранных дел Таиланда С. Питсуван. Сотрудники Секретариата АСЕАН выбираются путем открытого конкурса по всему региону. В АСЕАН действует 11 специализированных комитетов, ежегодно проводится более 300 мероприятий, включая встречи министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д. Ежегодно проходят министерские Конференции АСЕАН, служащие форумом по обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Соединенными Штатами Америки). С целью продвижения превентивной дипломатии в 1993 году был создан АСЕАНовский региональный форум (АРФ), многостороннее консультативное собрание. В настоящее время в него входят члены АСЕАН, партнеры по диалогу, Папуа Новая Гвинея в качестве наблюдателя и два консультативных партнера - КНР и Россия. Первая встреча АРФ в июле 1994 года и вторая в августе 1995 года определили трехсторонний подход в сотрудничестве в области безопасности: обеспечение доверия, развитие превентивной дипломатии и выработка подходов для решения конфликтов. Для поддержки международных отношений АСЕАН учредила комитеты, состоящие из глав дипломатических миссий, расположенных в экономических и политических центрах мира: Брюссель, Лондон, Париж, Вашингтон, Токио, Канберра, Оттава, Веллингтон, Женева, Сеул, Нью-Дели, Нью-Йорк, Пекин, Москва, Исламабад. АСЕАН имеет свои вооруженные силы – ВМС, которые проводят совместные учения. В 1994 году на 27-й конференции министров иностранных дел стран-членов АСЕАН был принят флаг АСЕАН. В 2007 году были проведено два саммита АСЕАН – XII Саммит в Себу . На XII Саммите участники Саммита пришли к соглашению: 1) Содействовать социально-экономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов. 2) Противостоять террористическим вызовом; активно содействовать освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия. 3) Развивать энергетическую кооперацию в рамках АСЕАН, включая создание единой энергосистемы и строительство Транс-АСЕАНского газопровода. XIII Саммит АСЕАН совпал с 40-й годовщиной организации. На Саммите обсуждались вопросы: энергетики, экологии, изменения климата и устойчивого развития. На Саммите был утвержден новый Генеральный Секретарь АСЕАН – Сурин Питсуван, бывший министр иностранных дел Таиланда. В последние годы в АСЕАН усиливаются призывы к отходу от некоторых основополагающих принципов Ассоциации. В частности, Таиланд при активной поддержке Филиппин выступает за снятие «табу» на обсуждение тех внутриполитических проблем отдельных членов «десятки», которые затрагивают интересы всей группировки (т.н. «конструктивное вмешательство»). Под нажимом таких настроений на Манильском саммите АСЕАН (1999 г.) было принято решение о создании асеановской «тройки по содействию урегулированию внутриполитических проблем стран-членов. 2.3. Зона свободной торговли, зона инвестиций и схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. - Лаос и Мьянма, в 1999 г. - Камбоджа. [6] Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ - Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. СЕПТ развивает основные положения Соглашения о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г. (АПТА). Согласно принятой схеме СЕПТ все товары подразделяются на четыре категории. К первой относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению в соответствии с ускоренным или обычным графиком. Эта группа товаров составляет 88% всей товарной номенклатуры стран АСЕАН и постоянно расширяется. Две другие категории товаров включены в списки изъятий, причем в одну категорию входят товары, представляющие важность для обеспечения интересов национальной безопасности, защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также художественные, исторические и археологические ценности. Другая часть изъятий включает в себя товары, снижение тарифов на которые страны АСЕАН считают по внутриэкономическим соображениям временно невозможным, однако, предусматривается постепенное сокращение числа этих товаров. Четвертую категорию составляет сельскохозяйственное сырье, первоначально полностью исключенное из схемы СЕПТ. Главной причиной возникающих у членов АФТА трудностей является однотипная структура экономик стран ЮВА и практически одинаковая и, следовательно, конкурирующая их экспортная товарная номенклатура. Исключение составляет только Сингапур. СЕПТ также предусматривает шаги по согласованию стандартов и сертификатов качества на продукцию, выработку правил честной конкуренции, упрощение внутренних инвестиционных и таможенных законодательств, стимулирование процесса создания совместных региональных предприятий и т.д. Для реализации этих целей создан Консультативный комитет АСЕАН по стандартам и качеству. Управление и руководство процессом формирования зоны свободной торговли АСЕАН осуществляется следующим образом. Основным органом, ответственным за выработку решений в отношении реализации схемы СЕПТ, является Совет АФТА, в который входят министры экономики стран АСЕАН и Генеральный секретарь Ассоциации. В осуществлении этих функций Совету помогают регулярные встречи старших экономических должностных лиц и Секретариат АСЕАН. Государства-участники смогли добиться определенного успеха. Так, средневзвешенный уровень внутрирегиональных тарифов на основную группу товаров был снижен с 12,67% в 1993 году до 6,15% в 1998 году. Доля внутриасеановской торговли в 1998 году составила 20% от общего объема внешней торговли стран Ассоциации, что, однако, намного меньше, чем в Европейском союзе или НАФТА (60% и 40% соответственно). По расчетам специалистов АСЕАН , общая выгода входящих в нее стран от либерализации торговли и роста экспорта товаров до 1998 г. составляла в год не менее 3-4 млрд. долл. за счет дополнительного увеличения их совокупного валового внутреннего продукта. Соответственно возрастало число новых рабочих мест и валютных поступлений.(см. приложение 4, 6) Схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН. В целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН , а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества. Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами - членами АСЕАН в апреле 1996 года. Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики. Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.[7] Для стимулирования создания новых компаний предусмотрен ряд преференций. Так, согласно новой схеме промышленного сотрудничества в отношении товаров, одобренных для производства в рамках АИКО, с момента создания начинают применяться льготные тарифные ставки в размере 0-5% . Это создало им преимущественные условия по сравнению с остальными производителями, для которых такой уровень тарифной ставки в соответствии с Соглашением о СЕПТ был достигнут только через несколько лет. Кроме того, предусматривается ряд и нетарифных преференций, в том числе и преимущества в получении инвестиций. Опираясь на содержащиеся в Соглашении об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ) рычаги воздействия на структуру производства, переориентацию предприятий с производства сырья и полуфабрикатов на производство конечного продукта, AИКO вводит дополнительные стимулы. В частности, в отношении импорта готовой продукции, полуфабрикатов (промежуточных продуктов) и сырья предусматривается применение льготной тарифной ставки, вместе с тем конечные продукты имеют неограниченный доступ на рынки стран АСЕАН , а доступ на эти рынки промежуточных продуктов и сырья ограничивается. Зона инвестиций АСЕАН. В октябре 1998 года было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН. Зона инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории всех государств - членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций путем предоставления инвесторам национального режима, налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т.д. Стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения сыграл азиатский финансовый кризис 1997 года, в результате которого произошел существенный отток из ЮВА иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе по крайней мере стратегических инвесторов, страны АСЕАН решили разрешить иностранные инвестиции в ранее недоступные для них сектора экономики. В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2010 года основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств - членов Ассоциации и до 2020 года - внешним инвесторам. Участники обязались постепенно предоставить всем иностранным инвесторам национальный режим (до 2010 г. - асеановским инвесторам, к 2020 году - всем инвесторам из третьих стран). Странам, осуществляющим инвестиции в обрабатывающую промышленность, национальный режим предоставляется немедленно. Исходя из различного уровня развития государств - членов АСЕАН , Рамочное соглашение первоначально предусматривало постепенное уменьшение Списка временных исключений и полного отказа от него для Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда до 2010 г., Вьетнама - до 2013 г., Лаоса и Мьянмы - до 2015 г. Однако уже на первом своем заседании в марте 1999 г. Совет АИА ликвидировал списки в 2003 году. Помимо указанных мер страны АСЕАН в рамках Рамочного соглашения обязались предоставить инвесторам пакет налоговых льгот, намеченных “Ханойским планом действий” в 1998 г. К ним прежде всего относится временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на найм иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и др. Все это показало, что страны АСЕАН, несмотря на лоббирование некоторых заинтересованных в сохранении своего монопольного положения представителей национального капитала, намерены последовательно продвигаться по пути успешного завершения создания зоны инвестиций. Важно отметить, что после паники 1997 года уже началось возвращение многих инвесторов в ЮВА. На этой основе, а также благодаря мерам по ограничению движения “горячих денег”. Руководящим органом зоны инвестиций АСЕАН является Совет, включающий министров, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций в странах Ассоциации. В заседании Совета также принимают участие главы национальных инвестиционных агентств. Основным рабочим органом АИА является созданный Советом Координационный комитет по инвестициям. Функции Секретариата Совета и Координационного комитета выполняет Секретариат АСЕАН. ГЛАВА III : Россия и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 3.1. Россия и АСЕАН Россия участвует в совещательных заседаниях на встречах министров АСЕАН с 1991 года. В 1993 году министр иностранных дел России выразил желание оформить отношения с АСЕАН. Россия было предложено стать членом АСЕАНовского Регионального Форума (АРФ), и, таким образом, была признана ее роль стратегически важного государства в регионе. В апреле 1995 года в Москве прошел семинар по принципам безопасности и стабильности в АТР, который стал вкладом России в обеспечение мира и процветания в регионе. [8] В июле 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Это высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами. Министр иностранных дел Российской Федерации регулярно принимает участие во встречах стран АСЕАН с диалоговыми партнерами, проводимых ежегодно в конце июля по завершении Совещаний министров иностранных дел Ассоциации в рамках т.н. "Постминистерских конференций" (ПМК) (на пленарных заседаниях “АСЕАН+10” и на индивидуальных диалогах с каждым партнером в формате "АСЕАН+1"). Действуют механизмы диалога Россия-АСЕАН, к числу которых относятся: · Совместный комитет сотрудничества (СКС); · Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК); · Рабочая группа СКС по торгово-экономическому сотрудничеству; · Рабочая группа СКС по научно-технологическому сотрудничеству; · Фонд сотрудничества Россия-АСЕАН для финансирования совместных проектов; На встрече руководства ТПП РФ и Конфедерации ТПП АСЕАН в апреле 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого предусмотрено создание Делового совета под председательством президентов двух палат и с участием представителей предпринимательских кругов России и стран-членов АСЕАН. Сформирован Постоянный комитет российской части Делового совета, который возглавляет Президент Торгово-промышленной палаты РФ. На рассмотрении АСЕАН находятся наши предложения о создании рабочих групп по торгово-экономическому сотрудничеству, по транспорту, по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий. С учетом интереса асеановцев к российским достижениям в сфере науки и техники налаживается научно-технологическое и военно-техническое сотрудничество. 13 декабря 2005 года в г. Куала-Лумпур (Малайзия) Президент России В.В. Путин принял участие в работе первого саммита Россия – АСЕАН. В ходе состоявшегося в рамках саммита рабочего завтрака, участники рассмотрели ряд международных проблем, в частности ближневосточное регулирование. Главной темой саммита явилась проблематика регионального и международного сотрудничества. В.В. Путин отдельно обсудил с премьер-министром Китая Вэнь Цзябао проблему загрязнения реки Амур. Россия и Китай договорились о совместной работе по ликвидации последствий экологической катастрофы и координации усилий в будущем по защите окружающей среды. Кроме того, 13 декабря 2005 г. В.В. Путин и руководители государств-членов АСЕАН приняли Совместную декларацию о развитом и всеобъемлющем партнерстве, а также Комплексную программу действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 годы. В декларации затронуты практически все области взаимодействия – от борьбы с туризмом до туризма и спорта. 5-е заседание совместной комиссии по планированию и управлению АСЕАН – Россия состоялось 24 мая 2007 года в Маниле (Филиппины). Стороны согласились реализовать следующие проекты: 1. Семинар по возобновляемой энергетике (предложение АСЕАН). 2. Конференция АСЕАН «Малый бизнес АСЕАН и электронная коммерция» (предложение России). 3. Обучение деловому английскому языку в странах АСЕАН (предложение России). 4. Создание центра АСЕАН в российском университете (предложение Таиланда). 5. Издание делового путеводителя АСЕАН - Россия (предложение Таиланда). 6. Обучение русскому языку туроператоров (предложение Индонезии). 1 августа 2007 г. в Маниле состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, посвященная вопросам углубления диалогового партнерства Россия–АСЕАН. Российскую Федерацию представлял Министр иностранных дел С.В.Лавров. Министры приветствовали создание Финансового фонда диалогового партнерства Россия-АСЕАН, отметив, что его функционирование является важным компонентом развертывания всестороннего диалога, в том числе в осуществлении совместных программ и проектов. Россия и страны АСЕАН подтвердили настрой на углубление и развитие взаимного сотрудничества, которое они рассматривают как важный фактор построения безопасной и стабильной архитектуры взаимоотношений в Азии. 3. 2. Фонд Сотрудничества Россия - АСЕАН Фонд представляет собой структуру, в рамках которой государство активно взаимодействует с частным бизнесом. Создан по инициативе Министерства иностранных дел России и осуществляет свою деятельность под его патронажем, а также в тесной координации с Комиссией Российской Федерации по делам АСЕАН и Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам участия в форуме АТЭС. Фонд – некоммерческая структура и открыт для участия в нем государственных, общественных и частных организаций. Направления деятельности Фонда закреплены в правительственной концепции развития сотрудничества РФ со странами АСЕАН и АТЭС. Основная задача Фонда — продвижение национальных интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, консолидация и координация усилий российских предпринимателей и организаций, отбор, экспертиза и финансирование совместных проектов и программ в области торгово-экономического, научно-технологического, инвестиционного, культурного и иного сотрудничества. Фонду отведена роль независимого аудитора и эксперта в подготовке заключений по проектам и предложениям, касающимся сотрудничества с государствами-членами АСЕАН и их партнерами в АТР. Фонд взаимодействует с ТПП РФ и ТПП стран АТР, является членом Делового Совета Россия–АСЕАН и Делового Клуба АТЭС. Руководство Фонда входит в двусторонние межведомственные и правительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-технологическому сотрудничеству с государствами АТР. Фонд способствует созданию благоприятных условий для работы на российском рынке частных компаний стран АТР, и российских компаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе, формированию надежных механизмов продвижения и лоббирования интересов участников сотрудничества. С 1999 года Фонду отведена роль координатора и организатора постоянного участия Российской Федерации в форумах АСЕАН и АТЭС по экономической, научно-технической и гуманитарной тематике. Создание Фонда, учрежденного при непосредственном участии и под патронажем Министерства иностранных дел России, предусмотрено статусом России как полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН и договоренностями, достигнутыми в ходе российско-асеановских консультаций в Джакарте (Индонезия) в июле 1996 года. Основные цели и задачи Фонда: - организация финансового обеспечения двусторонних и многосторонних проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие сотрудничества российских юридических лиц с юридическими лицами АСЕАН и АТЭС, стран-членов и партнеров АСЕАН и АТЭС; - координация деятельности российских и зарубежных организаций-участников совместных проектов Фонда; - оказание содействия развитию сотрудничества юридических лиц РФ с юридическими лицами АСЕАН и АТЭС, стран-членов и партнеров АСЕАН и АТЭС в областях экономики и торговли, науки и техники, культуры, контактов между людьми, экологии, туризма; - привлечение иностранных инвестиций и кредитов из стран АТР с целью финансирования наиболее эффективных проектов, реализуемых в РФ; - привлечение российских инвесторов с целью финансирования проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе; - организация и проведение экспертных оценок рассматриваемых проектов, в том числе с привлечением иностранных экспертов; - оказание консультативной помощи заинтересованным лицам в области законодательства России и стран АТР, порядка сертификации товаров и услуг, а также по другим вопросам. Заключение В настоящее время полноправными членами АСЕАН являются 10 государств: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Статус партнёра Ассоциации в рамках регионального диалога получили США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Европейский союз, Южная Корея, Индия, Китай и Россия (с 1996 г.). Папуа-Новая Гвинея имеет статус постоянного наблюдателя. Формально АСЕАН открыта для участия всех государств в Юго-Восточной Азии, поддерживающих её цели и принципы. Целями и задачами АСЕАН провозглашены: ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи; содействие установлению мира и стабильности в регионе на основе "соблюдения справедливости и законности в отношениях между странами" и приверженности принципам. С начала 70-х гг. страны АСЕАН активно расширяют и укрепляют политическое сотрудничество. На конференции министров иностранных дел стран-участниц в Куала-Лумпуре (Малайзия) 27 ноября 1971 г. была принята Декларация о превращении Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета. В 1976 г. на первой встрече в верхах стран АСЕАН были подписаны Декларация согласия АСЕАН и Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, предусматривающие значительное расширение сферы взаимодействия и усиление политической солидарности. Ассоциация является организатором ежегодных форумов по вопросам региональной безопасности, играет ведущую роль в регулярном диалоге Азия - Европа, в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, имеет прямые контакты с Китаем, Россией, ЕС, США, Японией, другими странами. Министр иностранных дел РФ И.С. Иванов на своей пресс-конференции в г. Шанхай (24 июля 2000 г.) заявил, что: "важное и всё возрастающее значение в нашей внешней политике имеет и будет иметь Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону". Следовательно, Россия всячески стремиться к расширению сферы сотрудничества с одной из наиболее влиятельных политико-экономических организаций региона, выступающей на международной политической арене как самостоятельный актор, а не блок, поддерживающий какого-либо одного лидера. Начиная с 1991 года Россия принимала участие в консультативных совещаниях министров и встречах, которые следовали за этими совещаниями, в качестве наблюдателя. На 26 встрече на уровне министров в 1993 году, министр иностранных дел РФ - А.В. Козырев - заявил о желании России создать юридическую базу для установления отношений по линии АСЕАН-РФ. Страны-члены ассоциации согласились с тем, что Россия является одним из важнейших стратегических партнёров в регионе, и, с учётом пожеланий самой России, Российской Федерации было предложено стать членом Регионального Форума АСЕАН (РФ АСЕАН), когда он был создан в 1994 году. В апреле 1995 года, в Москве состоялся Семинар второго трека РФ АСЕАН по вопросам безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что явилось важным вкладом со стороны России в дело поддержания регионального мира и развития. На 27 сессии АСЕАН на министерском уровне (июль 1997 г. Джакарта, Индонезия) России был присвоен статус полноправного партнёра Ассоциации. Согласно занимаемому положению Россия принимает участие в ряде консультативных совещаний АСЕАН в числе которых Региональный форум (РФ), постминистерские совещания (ПМС), проходящие по формуле 9+1 и 9+10 и др. Важным вкладом в ведении диалога между Россией и АСЕАН является и Комитет Москва-АСЕАН, который позволяет сторонам обсуждать вопросы безопасности, политики и развития взаимовыгодного сотрудничества. Список использованной литературы 1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 727с. 2. Международные экономические отношения / Под редакцией проф. Рыбалкина В. Е., М., ЮНИТИ, 2004г. 3. Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2007. – 660с. 4. Мировая экономика / Под. ред. Л. Тарасовича. - СПб: Питер, 2001.-320с. 5. Мировая экономика: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М., 2007. – 272с. 6. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. профессора И.П.Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 575с. 7. Мировая экономика. – СПб: Питер, 2002. – 192стр. 8. Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. / Под научным руководством академика РАН Р. Энтова, ИЭППП, 1988г. 9. Принципы,проблемы и политика:Учеб.в 0-х т.. Пер.с англ. - М.: ИНФРА-М, 2005г 10. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М,2002. – 320с. 11. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М,2000.-250с. 12. Холопов А.В. Теория международной торговли. МГИМО - М.: РОССПЭН, 2006г. Интернет источники: 13. http://www.rncpec.fareast.ru/Guide/r_ACEAN.htm 14. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/9/9e/1010296.htm 15. http://www.101flag.ru/flags.htm 16. http://www.attachment:/95/asean.htm Приложения Приложение 1.
Приложение 2. АСЕАН создана в 1967г. для содействия региональной стабильности и экономическому сотрудничеству.Флаг, учрежденный в 1997г. несет фвета флагов стран-участниц. Синий символизирует море, небо и дружбу. Эмблема состоит из красного круга, в центре которого перевязанный сноп из десяти рисовых стеблей, олицетворяющих десять стран - участниц ассоциации. Приложение 3. Доля различный отраслей экономики в создании ВВП.
Приложение 4. Внешняя торговля стран АСЕАН в 2005 г. в мировой торговле Приложение 5. Динамика ВВП, ВВП на душу населения в странах АСЕАН (1998 и 2005 гг.) Приложение 6. Экспорт и импорт АСЕАН, 2004г. (Данные национальной статистики и Всемирного банка) Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филлипины. [1] Мировая экономика: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М., 2007. – 272с. [2] Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2007. – 660с. [3] Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2007. – 660с. [4] Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2007. – 660с. [5] Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2007. – 660с. [6] - Холопов А.В. Теория международной торговли. МГИМО - М.: РОССПЭН, 2006г. [7] - Холопов А.В. Теория международной торговли. МГИМО - М.: РОССПЭН, 2006г. [8] - Международные экономические отношения / Под редакцией проф. Рыбалкина В. Е., М., ЮНИТИ, 2004г. |