Курсовая работа: Стратегия компании на примере предприятия
Название: Стратегия компании на примере предприятия Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Курсовая работа по предмету: «Стратегический менеджмент» СТУДЕНТ: ПОПКОВ А.В № СТУД.БИЛЕТА: 91209 КОД СПЕЦ-ТИ: 080507 КУРС: 3 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: САПЕГИНА С.Г ЕКАТЕРИНБУРГ 2011 Содержание: Введение ………………………………………………………………………............................3 Стратегические приоритеты и цели компании. 6 Основные задачи в рамках выполнения стратегической цели: 6 Социально ответственный бизнес. 7 Телекоммуникационные активы.. 7 Важнейшие события за прошедший год. 8 Структура акционерного капитала. 14 Глава 3. Анализ внешней среды организции. 15 Карта стратегических групп. 24 Глава 4. Анализ внутренней среды организации.25 Глава 5. Стратегическое видение будущего организации. 30 Введение В Сибирском федеральном округе весь спектр современных услуг связи предоставляет ОАО «Сибирьтелеком». Компания действует на территории 5 115 тыс. кв. км (30% территории России) с численностью населения порядка 20 млн. человек (14% населения России). Уровень урбанизации населения: 70%. Доля населения, проживающего в крупных городах: 45%. Главным преимуществом «Сибирьтелеком» на рынке связи является универсальность компании и развитость инфраструктуры сетей. Компания предоставляет абонентам и корпоративным клиентам полный спектр услуг связи, чего не может сделать ни один другой оператор, работающий в Сибири. История ОАО «Сибирьтелеком» началась в 1919 году, когда в Сибревкоме — на правах отдела — было образовано Сибирское управление почт и телеграфов с необычным, но очень характерным для того времени названием «Сибпочтель». Новое управление должно было обеспечить почтово-телеграфной связью водный транспорт и окраины Сибири, пункты заготовок Совнархоза и медицинские учреждения. С тех пор прошло 80 лет. Все это время задачи и функции управления связи непрерывно росли: и количественно, и качественно. Сегодняшнее ОАО «Сибирьтелеком» — это крупный оператор связи Сибирского региона с выручкой, достигающей 1 730 миллионов рублей в год, обладающий разветвленной сетью филиалов и располагающий новейшими высокими технологиями. Связь в Сибири начиналась с почты. Первое упоминание о почтовом сообщении между Москвой и сибирскими городами относится к концу XVII века. С середины XIX века на территории нынешней Новосибирской области стали появляться почтово-телеграфные конторы. Весьма примитивные по сегодняшним меркам, они активно работали тогда, когда не только города, но и поселка Новониколаевского не было и в помине. Гражданская война и экономическая разруха привели службу связи в состояние крайнего упадка. 13 июня 1921 года была образована Новониколаевская губерния с центром в Новониколаевске, а три месяца спустя был организован отдел народной связи губернского исполнительного комитета, к которому отходили соответствующие учреждения Томской и Алтайской губерний. Новониколаевский губернский отдел связи просуществовал ровно год. В результате очередной реорганизации был образован Средне-Сибирский округ связи (с центром в Новониколаевске), куда вошли Новониколаевская, Томская и Алтайская губернии. Однако новая система подчиненности районных контор округу связи осложняла их взаимодействие, поэтому пришлось создать промежуточное звено, которым стала в начале Новониколаевская губернская, а затем — Новониколаевская окружная контора связи. С 1 октября 1925 года по распоряжению центра структура управления связью в Сибири была изменена, а Средне-Сибирский округ был переименован в Сибирский округ связи. На смену бывшим районным конторам пришли окружные, которые вначале выполняли функции районных, затем круг их прав и обязанностей расширился. То обстоятельство, что центр управления связью Сибири находился в Новониколаевске-Новосибирске, накладывало на наших связистов особые обязанности, в исполнении которых они преуспевали. 25 мая 1925 года постановлением ВЦИК был образован Сибирский край. 30 июля 1930-го на территории Сибири «появился» Восточно-Сибирский край, а Сибирский переименовали в Западно-Сибирский. 28 сентября 1937 года Западно-Сибирский край был разделен на Новосибирскую область и Алтайский край. С этого времени в названии областного управления связи появилось слово «Новосибирское». В задачи тогдашнего управления, согласно «Положения об областном управлении наркомсвязи» от 31 декабря 1939г. входило руководство всеми видами связи общего пользования (почта, телеграф, телефон, радио), радиофикация, распространение и экспедирование печати, контроль строительства, технического состояния и эксплуатации всех видов связи и радиовещания. Дальнейшие территориальные изменения большого значения не имели, они лишь меняли количество курируемых областным управлением территорий. Название — «Электросвязь» — компания получила в 1994 году, а 30 ноября 2002 года — ОАО «Сибирьтелеком». Темпы инноваций в телекоммуникационном мире сегодня настолько велики, что компаниям связи надо работать над созданием новых бизнес-идей в режиме онлайн, чтобы опережать ожидания своих клиентов и быть конкурентоспособными на рынке. За внимание клиентов компании сражаются идейно - с помощью контента, и побеждают те из них, которые способны производить услуги, равнозначные мечтам клиента. Миссия МРК «Сибирьтелеком» - быть лидирующим оператором связи в Сибирском регионе. Основа нашей деятельности - это совмещение передовых производственных технологий и продуманной маркетинговой политики для предоставления широкого выбора качественных телекоммуникационных услуг для всех категорий пользователей. Макроэкономическая ситуация благоприятствует росту телекоммуникационного рынка СФО. Прогнозируемый прирост реального валового регионального продукта (ВРП) Сибири в 2009-2010 гг. в диапазоне 3-6% в год создает предпосылку быстрого расширения рынка связи в СФО. Это позволит увеличить долю доходов отрасли связи в ВРП СФО, которая в настоящее время составляет порядка 2,5%. Низкое значение этого показателя (отстающее от среднего по России уровня и от уровней большинства государств мира) свидетельствует о том, что предложение услуг пока не соответствует потенциальному спросу. Исходя из сказанного, среднегодовой прирост номинальных доходов отрасли связи Сибири в предстоящие три года по прогнозам специалистов может составить не менее 20-22%, а при решении задач ускорения экономического роста в стране и регионах – более 25%. ОАО «Сибирьтелеком» продолжает оставаться лидером телекоммуникационного рынка региона, занимая 43% совокупного объема рынка. Наиболее прочные позиции Компания занимает на рынках традиционных услуг местной проводной телефонии и внутризоновой связи (83% и 95% рынка соответственно). Доминировать на рынке фиксированной связи в Сибирском федеральном округе Компании позволяют, прежде всего, её конкурентные преимущества, главными из которых являются: · обширная абонентская база; · самая разветвленная и во многом уникальная сетевая инфраструктура ТфОП с точками присутствия в подавляющем большинстве населенных пунктов СФО, практически во всех районах и микрорайонах крупных городов. Компания является одним из ведущих провайдеров Интернет-услуг (51% рынка) и операторов сотовой связи (23% рынка). Услуги компанииОАО «Сибирьтелеком» предоставляет полный спектр телекоммуникационных услуг – от услуг традиционной телефонной связи до новых услуг на основе интеллектуальных сетей. Являясь ведущим телекоммуникационным оператором Сибири, ОАО «Сибирьтелеком» предоставляет полный спектр телекоммуникационных услуг – от услуг традиционной телефонной связи до новых услуг на основе интеллектуальных сетей, от предоставления доступа в сеть Интернет по dial-up, до высокоскоростного доступа по технологиям ADSL2+ и ETTH. Постоянная модернизация оборудования, квалифицированный персонал и ориентация на потребности клиентов являются залогом высокого качества всех предоставляемых услуг, где бы Вы ни находились от Омска до Читы. Стратегические приоритеты и цели компании
Основные задачи в рамках выполнения стратегической цели:
По оценкам аналитиков 2/3 прироста рынка телекоммуникаций в настоящее время происходит за счёт рынка сотовой связи. Исходя из прогнозных расчётов, объём рынка сотовой связи в 2006 г. составит более 18 млрд. руб. Поэтому беспроводная связь является сферой повышенного интереса ОАО «Сибирьтелеком». Социально ответственный бизнесУчитывая значительный масштаб бизнеса компании, ОАО «Сибирьтелеком» осознает свою роль, как представителя крупного бизнеса, участия в общественно – значимых процессах. МРК признает необходимость осуществлять посильный вклад в формирование здорового общества, позитивного жизненного настроя населения, способствовать комфортному восприятию действительности гражданами, участвовать в развития общества и в процессах общественной консолидации. Одним из приоритетов бизнеса компании является социальная ориентация и ответственность перед обществом. ОАО «Сибирьтелеком» ведет широкую благотворительную и спонсорскую деятельность, принимая участие в жизни сибирского федерального округа. Компания постоянно оказывает помощь детским садам, детским домам, ветеранам и участникам военных действий, деятелям культуры и искусства. Знаковыми для себя проектами компания считает свое участие в региональных спортивных клубах. Имя «Сибирьтелеком» достойно несут команды новосибирских баскетболистов и хакасских волейболистов. Во многих отношениях значимым для «Сибирьтелекома» является помощь образовательным процессам профильного ВУЗа - Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики. Сознательная гражданская и корпоративная позиция компании, объективная оценка потребностей и поддержание актуальных инициатив являются частью социальной миссии компании, стремящейся к партнерским отношениям с окружающим нас обществом. Телекоммуникационные активыОбщая монтированная емкость ОАО «Сибирьтелеком» составляет 3 969 тыс. линий, в том числе используемая ёмкость составляет 3 630 тыс. линий. Местные телефонные сети. Удельный вес монтированной емкости электронных станций в общей монтированной емкости телефонных станций на местных телефонных сетях (уровень цифровизации по системам коммутации) – 49% , в том числе ГТС – 57%, СТС – 15%. Общая протяженность внутризоновых линий передачи составляет 28 223,08 км. Системы междугородной и международной телефонной коммутации. Коммутационная емкость АМТС Компании составляет: цифровые станции – 72 160 (каналов и линий зоновой связи), аналоговые станции – 15 455 (каналов и линий зоновой связи); образована цифровыми станциями типа EWSD, AXE -10, S -12 и аналоговыми станциями типа ARE, АТСКУ, AXE -10, 1. Телеграфные сети. Общее число телеграфных каналов всех видов, образованных каналообразующей аппаратурой составляет 7789,0, включая 1 292,5 магистральных, 6496,5 внутриобластных и внутрирайонных каналов. Сеть проводного вещания. Общее число радиоузлов составляет 1 322, в том числе 196 в городах и 1126 - в сельской местности. Важнейшие события за прошедший годОктябрь 2010
Сентябрь 20 10
Август 20 10
Июль 20 10
Июнь 20 10
Май 20 10
Апрель 20 10
Март 20 10
Февраль 20 10
Январь 20 10
Декабрь 200 9
Ноябрь 200 9
Филиалы компанииОткрытое акционерное общество «Сибирьтелеком» – один из крупнейших телекоммуникационных операторов связи России, осуществляющий свою деятельность на территории Сибирского федерального округа, в котором «Сибирьтелеком» имеет разветвленную филиальную сеть - 11 филиалов и владеет 100 % акций ведущих сибирских сотовых операторов, работающих в стандартах GSM и IMT-MC-450 - ЗАО «Енисейтелеком», ЗАО «Байкалвестком» и ЗАО «СТЕК Джи Эс Эм». Филиалы ОАО «Сибирьтелеком» расположены во всех регионах СФО, кроме Республики Тыва: в Республиках Алтай, Бурятия и Хакасия, Алтайском и Красноярском краях (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа), Иркутской (включая Усть-Ордынский автономный округ), Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Читинской областях (включая Агинский Бурятский автономный округ). Услугами «Сибирьтелекома» в этих регионах сегодня пользуется около 4,2 млн. абонентов фиксированной сети и свыше 3,8 млн. сотовых абонентов.
656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, 74
670000, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 42
649000, г. Г.-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 51/1
664011, г. Иркутск, ул. Свердлова, 37
650099, г. Кемерово, пр. Советский, 61
660017, г. Красноярск, пр. Мира, 102
630099, г. Новосибирск, ул. Ленина, 5
644099, г. Омск, ул. Герцена, 3
634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 83а
655017, республика Хакасия, г. Абакан, ул. Щетинкина, 20,
672076, г. Чита, ул. Ленина, 107 Долевое участиеСписок дочерних и зависимых обществ ОАО «Сибирьтелеком» на 01.05.2010 г.
Структура акционерного капиталаСтруктура уставного капитала Компании:
Структура акционерного капитала Компании на 01.01.2010 г.:
Глава 3. Анализ внешней среды организции Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что Организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в прямом взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. Для изучения внешней среды организации применяется большое количество методов, например, PEST– анализ, анализ отрасли, анализ «5 сил конкуренции». PEST– анализPEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления: · политических (Policy), · экономических (Economy), · социальных (Society), · технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. Основные положения PEST – Анализа: “Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны” Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее. PEST – Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов. Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды. Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка: · важности для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая; · влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния; · направленности влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная.
5 сил конкуренцииВысота входных барьеров в отрасль Рыночная Рыночная сила сила поставщиков покупателей Возможность появления товаров-заменителей
Конкуренция между продавцами внутри отрасли очень высока. Основными средствами борьбы за потребителя являются цена, качество услуги, а также предоставление новых видов услуг. В основном борьба идет на рынке сотовой связи и услуги предоставления интернета. До настоящего времени развитие рынка телекоммуникаций обходилось без острой конкуренции операторов. Рынок рос достаточно быстро и все его участники, с учетом разного уровня технологической оснащенности, находили свои ниши. Но уже в этом году отмечено значительное усиление соперничества. С прошлого года компания «Сибирьтелеком» не скрывает своих планов по выходу на рынки, на которых ранее главенствовали сотовая связь, IP-телефония. Сегодня очевидно, что «Сибирьтелеком» предпринимает усилия для того, чтобы занять основную долю рынка и в сфере предоставления доступа в Интернет.
Вход на рынок потенциальным конкурентам является затрудненным, во первых естественной монополизацией некоторых видов услуг, во вторых огромным капиталовложением в создание предприятия. В последнее время наблюдались вхождение на рынок компаний занимающихся альтернативными видами связи провайдеров интернета.
Товаром заменителем может выступить почта, но это морально устаревшая и технологически отсталая форма передачи информации, единственное ее применение наблюдается в специфических ситуациях или в зонах не обслуживаемых операторами.
Деятельность ОАО «Сибирьтелеком» мало зависит от поставщиков, так как эта компания предоставляет услуги передачи информации. Продукция поставщиков не уникальна и при желании или наличии каких-либо проблем производители могут достаточно легко перейти на другого поставщика, предлагающего более выгодные условия.
Самое большое влияние на предприятие оказывают потребители. Они формируют действия фирмы, ведь именно за потребителя идет борьба между конкурентами. Предприятие должно своевременно улавливать тенденции в предпочтениях покупателей и перестраиваться под них – менять ассортимент, качество предлагаемых услуг, если хочет быть успешным. Тут есть две тенденции: У провайдеров интернет и проводной связи конкуренция развивается однобоко: компании борются только за подключение новых клиентов к сети, переманивать клиентов невозможно из-за высокого установочного платежа. А для сотовых компаний борьба за «чужого» абонента — основной вид конкуренции, только от покупателя зависит, получит ли организация прибыль, а так как переход от одного производителя к другому для покупателя в данной отрасли не составляет никакого труда. Привлечение потребителей – одна из основных задач, выполнению которой способствует информированность покупателей о услугах. В данной отрасли информированность можно назвать высокой. В настоящее время основными направлениями борьбы за потребителя является качество и, в меньшей степени, цена. Анализ отраслиТелекоммуникационная отрасль относится к важнейшим секторам экономики, которые обеспечивают функционирование и согласованную работу всех государственных систем. Сегодня теле- и инфокоммуникации становятся важнейшим элементом экономического развития. Без современной национальной телекоммуникационной инфраструктуры в России невозможно ее вхождение в мировое экономическое и информационное пространство. Поэтому не удивительно, что Правительство РФ рассматривает дальнейшее развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны как один из главных факторов подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе. Даже в периоды общего спада в национальном хозяйстве отрасль связи России продолжала динамично развиваться: телекоммуникационные компании быстро оправились от финансового кризиса 2008 г., сумели поддержать реноме надежного заемщика и остались привлекательными для инвесторов. В настоящее время предприятия электросвязи работают прибыльно и имеют удовлетворительные финансовые показатели. По сравнению с компаниями других секторов экономики они имеют достаточно высокую долю наличных денег в доходах, и это обуславливает возможность роста за счет собственных средств. Дальнейшее качественное развитие операторов электросвязи особенно важно, если учесть, что потребность населения в телекоммуникационных услугах растет из года в год. К сожалению, в настоящее время запросы россиян не удовлетворяется не только в сфере новых современных видов телекоммуникационных услуг, но даже в области традиционной телефонной связи. К примеру, уровень телефонизации - один из показателей экономического развития страны - составляет в России в среднем 23,7 стационарных телефонных аппарата на 100 человек, в то время как в Европе – вдвое выше. Цифровизация местной сети также не достаточна – порядка 43%, а в европейских странах она составляет около 98%. К настоящему времени в России: действует более 18 тыс. лицензий на оказание различных телекоммуникационных услуг (из них около 15 тыс. - в области электросвязи). доля доходов отрасли электросвязи в ВВП – 2,7%. свыше 80% услуг связи оказывается традиционными операторами. традиционные операторы владеют около 85% всех российских телекоммуникационных сетей. Государственное регулирование отрасли. Низкий уровень рыночного риска предприятий-операторов электросвязи обусловлен их монопольными позициями на рынке традиционной связи. В условиях стабильного спроса на телекоммуникационные услуги это гарантирует постоянный минимальный уровень доходов, который практически не зависит от экономических условий и политической ситуации в стране. Однако это не избавляет предприятия отрасли от политических рисков, связанных, в первую очередь, с существенным влиянием государства на отрасль. Общее регулирование отрасли относится к компетенции Министерства информационных технологий и связи, которое: o выдает лицензии телекоммуникационным компаниям, o сертифицирует оборудование, o регулирует порядок оказания услуг связи общего пользования, o осуществляет выделение частотного ресурса. Государственные органы сохраняют за собой полномочия в регулировании и утверждении тарифов на услуги междугородной и местной телефонной связи. Влияние государства сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли: позитивно в одних случаях и негативно - в других. В частности, значительная часть дебиторской задолженности традиционных операторов связи приходится на государственные учреждения и другие бюджетные организации, не подлежащие отключению от телефонной сети. Кроме того, операторы проводной телефонной связи в своей деятельности должны учитывать следующий фактор: именно предприятия «Связьинвеста» по-прежнему несут основное бремя социальной ответственности. Самым важным шагом в улучшении государственного регулирования отрасли стало принятие новой редакции закона «О связи». Закон «О связи» отвечает требованиям Всемирной торговой организации, директивам Европейского союза, рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития и Международного союза электросвязи, в том числе и в части предлагаемого механизма универсального обслуживания. Другим существенным моментом является закрепление в законе «О связи» необходимости получения операторами связи компенсации экономически обоснованных затрат и возмещение обоснованной нормы прибыли от капитала, используемого при оказании услуг связи, тарифы на которые устанавливаются государством. Тем не менее, до сих пор государственное регулирование отрасли не обеспечивает равных условий всем участникам рынка и не до конца учитывает проблемы распределения социальной нагрузки, наличия перекрестного субсидирования и неэффективности тарифного регулирования. Все эти обстоятельства позволяют альтернативным операторам развиваться за счет традиционных. Конкуренция на рынке связи. В настоящее время в России, кроме традиционных операторов электросвязи, действуют независимые ведомственные компании этого профиля. Они создаются, как правило, национальными корпорациями, чей бизнес рассредоточен по всей территории РФ. На сегодняшний день свои сети есть у ОАО «РЖД» (оператор «ТрансТелеком»), РАО «ЕЭС России» («ЕЭС Телеком»), РАО «Газпром» («ГазСвязь», «ГазТелеком»), ОАО «Транснефть» («Связьтранснефть»). Обеспечение нормального внутрикорпоративного трафика информационно-коммуникативных систем ведомственных операторов стало возможным, благодаря собственным оптоволоконным магистралям. В ряде регионов операторы предоставляют услуги связи местным жителям и предприятиям и стремятся получить право на оказание услуг международной и междугородной связи. В связи с этим аналитики рассматривают сети ведомственных компаний связи как потенциальную базу для создания сетей местной и междугородной связи, а самих операторов как возможных конкурентов традиционным операторам и «Ростелекому». Однако пока ни один из ведомственных операторов не имеет первичной сети связи. К другой категории игроков рынка телекоммуникационных услуг относятся так называемые альтернативные операторы, строящие корпоративные сети и оказывающие комплексные услуги связи крупным клиентам (бизнес-центрам, гостиницам, банкам и др.). В России действуют несколько крупных групп альтернативных операторов: o ГолденТелеком (Комбелга, Коминком, Телеросс, Совинтел); o Комстар – Объединенные Телесистемы (МТУ-Информ, Комстар, Телмос), МТУ-Интел, Голденлайн; o Петерстар, Глобус Телеком, Петербургский ТранзитТелеком, Межрегиональный ТранзитТелеком; o Антел Холдинг (Макомнет, Раском, Метроком, МКС); o другие (Эквант, Телиа-Сонера, Комкор, Корбина). Главными рыночными преимуществами этих операторов является высокое качество, широкий спектр услуг и отсутствие социального бремени. По некоторым оценкам, на долю альтернативных операторов, работающих в секторах рынка с наиболее высокими уровнями прибыльности, приходится около 60% дохода. Большинство альтернативных операторов использует телефонные сети общего пользования традиционных операторов. Однако некоторые из них строят цифровые наложенные сети, обеспечивающие прямую качественную связь между российскими абонентами и собственными международными станциями или международными станциями «Ростелекома». В этих сетях предоставляются услуги голосовой почты и высокоскоростные услуги передачи данных. Перспективы развития бизнеса альтернативных операторов могут быть связаны как с дальнейшим развертыванием цифровых наложенных сетей в регионах, так и с привлечением новых коммерческих клиентов в регионах, охваченных их сетями. Декларированная органами власти поэтапная демонополизация российского телекоммуникационного рынка вряд ли в ближайшие годы сможет пошатнуть монопольные позиции дочерних компаний «Связьинвеста» на рынке традиционных услуг связи: действующие сети местной, междугородной и международной связи являются неоспоримым преимуществом операторов электросвязи в конкурентной борьбе. Учитывая масштабы России, низкую плотность населения, суровые климатические условия и, соответственно, огромные объемы средств и времени, требуемые для развертывания сетей, лишь немногие из конкурентов готовы строить свои сети местной и междугородной телефонной связи. Мобильная связь. Последние несколько лет отрасль мобильной связи демонстрировала чрезвычайно высокие темпы развития. Реальные размеры клиентской базы превзошли прогнозные показатели в несколько раз. Число абонентов сотовой связи на конец 2008 года составило более 36 млн. человек, а в начале 2009 года – превысило число абонентов стационарной связи. Рынок сотовой связи в России формируется в основном новыми операторами. Безусловными лидерами на этом рынке считается «большая тройка» операторов федерального уровня, имеющих лицензии на всей или почти всей территории Российской Федерации – это «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), «ВымпелКом» (БиЛайн), «МегаФон». Кроме того, крупными региональными игроками являются компании «Уралсвязьинформ», «С.М.А.Р.Т.», «ВолгаТелеком», «Сибирьтелеком» и др. Почти все операторы предоставляют услуги сотовой связи в регионах через свои дочерние компании. Исключение составляет «Уралсвязьинформ», самостоятельно обслуживающий большую часть абонентов. Основными факторами роста стали значительные инвестиции в отрасль, которые позволили реализовать эффект масштаба и снизить уровень тарифов. Одновременно значительно повысилась совокупная зона охвата операторов. В ряде случаев мобильная связь стала рассматриваться как реальная альтернатива местной и внутризоновой связи. Дополнительными факторами, подталкивающими динамику развития, стали рост конкуренции, массированные рекламные компании, вариативность тарифных планов. В последние 2-3 года стало тенденцией резкое снижение уровня тарифов, происходящее в силу усиливающейся конкуренции. Успешное развитие позволяет компаниям холдинга, оказывающим сотовые услуги в этих регионах, занять достойную позицию на сотовом рынке России. Так "Уралсвязьинформ", обслуживая совместно с дочерними организациями 1 млн. 200 тыс. абонентов, следует по этому показателю сразу за «большой тройкой» и занимает 4-е место. «Сибирьтелеком» совместно с дочерними организациями обслуживает 540 тыс. мобильных абонентов и занимает 6-е место. Сразу за ним в рейтинге самых крупных операторов следует 100%-я «дочка» «ВолгаТелекома» – ЗАО "Нижегородская сотовая связь", располагающая 400-тысячной клиентской базой. Новые услуги связи. Интернет. Одним из инструментов сохранения рыночных позиций в условиях растущей конкуренции является расширение спектра дополнительных услуг. По мере цифровизации телекоммуникационных сетей региональные операторы смогут более активно соперничать с альтернативными компаниями в области услуг Интернет, IP-телефонии, сотовой связи, пейджинга, кабельного телевидения и др. Кроме того, новые услуги связи дают реальную возможность увеличить отдачу от эксплуатируемой телефонной сети - цены на них не являются сферой деятельности естественной монополии, и, следовательно, государственными органами не регулируются. Таким образом, перспективы развития и сохранения прочного положения на рынке во многом зависят от технической и инновационной политики менеджмента традиционных операторов. Обзоры: По данным Министерства связи и информационных технологий РФ, объем отечественных инвестиций в отрасль связи за 2009 составил 37,7млрд. руб. ($1,34 млрд.), увеличившись на 9,7% относительно АППГ, при этом ввод основных фондов в отрасли возрос на 61,7% к АППГ. Совокупный объем иностранных инвестиций вырос в 13,8 раза к АППГ, составив $1,48 млрд. При этом прямые иностранные инвестиции уменьшились в 1,4 раза, портфельные инвестиции уменьшились в 16,8 раза, объем прочих инвестиций увеличился в 21,4 раза. Совокупные доходы операторов связи по итогам 1H05 составили $11,2 млрд., увеличившись на 30% относительно АППГ (по итогам 2004 г. рост составил 36,5%). Доходы традиционных операторов выросли на 15,4%, в то время как доходы новых операторов связи возросли на 42%. Таким образом, тенденция увеличения доли новых операторов связи в совокупных доходах отрасли продолжилась и в текущем году. Наиболее динамичными секторами с точки зрения доходов в рассматриваемом периоде были документарная электросвязь (+63,6), сельская телефонная связь (+34,5%), подвижная электросвязь (+35,1%). В то же время на 29,1% снизились доходы от соединений, предоставленных с использованием всех типов таксофонов, незначительно увеличились доходы от предоставления услуг междугородней и международной телефонной связи (+1,5% к АППГ). За рассматриваемый период организациями отрасли было введено в эксплуатацию 794,2 тыс. городских телефонных номеров, а также 133,1 тыс. номеров для сельских жителей. Отрасль глазами копании: В 2009 году сибирский рынок связи продемонстрировал высокие темпы роста (33% за год). Развитие экономики СФО открывает возможности увеличения доходов Общества, но в то же время возрастает конкурентное давление во всех потребительских сегментах рынка связи. В целом величина рынка составила 70,3 млрд. руб., что соответствует 10% российского рынка телекоммуникаций. Объемы телекоммуникационного рынка Сибирского федерального округа в 2009 году (%) Увеличению спроса на телекоммуникационные услуги в значительной мере способствуют: • повышение доступности услуг связи; • увеличение количества компьютеров у населения и юридических лиц, • популяризация различных информационных систем и моделей сетевого информационного взаимодействия для населения и бизнеса; • инновации, привлекающие потребителя; • реализация государственных целевых программ; • развитие законодательной базы. Эти и другие факторы определяют растущий интерес к современным телекоммуникациям со стороны различных слоев общества на фоне повсеместного распространения новых информационных технологий. Достигнутый уровень проникновения как в городах, так и в сельской местности демонстрирует, что еще не исчерпаны возможности для роста числа абонентов традиционной телефонной связи в Сибири. Несмотря на экспансию мобильной связи, потребности населения и организаций в фиксированной телефонии сохраняются. В рассматриваемом периоде все сегменты рынка, за исключением дальней связи, продемонстрировали прирост от 1% по прочим услугам до 54% по мобильной связи, что свидетельствует о значительном потенциале рынка и его привлекательности для дальнейшего развития бизнеса. Динамика рынка услуг связи СФО в 2009 году (рост за год в %) Таблица 3.1
С точки зрения внутренних факторов и навыков бизнес-модель компании соответствует уровню развития рынка и конкурентной ситуации в части распределенной сетевой инфраструктуры и значительной абонентской базы (4,2 миллиона абонентов фиксированной связи и 3,1 миллиона абонентов мобильной связи), что положительно отразилось на результатах деятельности Общества. Доли Общества на рынке по итогам 2009 года представлены в таблице 3.2.
Вывод: Очевидно, что для России, как для самой большой стране мира по занимаемой территории, развитие современной системы связи крайне актуально. С одной стороны, развитие инфраструктуры связи, в том числе современной инфраструктуры доступа к сети Интернет, имеет важнейшее значение для конечных потребителей, с другой – способствует снижению транзакционных издержек бизнеса. По итогам года можно констатировать, что связь по-прежнему остается одним из наиболее динамичных и привлекательных для инвестиций секторов экономики. Бурное развитие сектора связи обусловлено ростом конечного спроса на услуги операторов, который связан с увеличением реальных располагаемых доходов населения. В среднесрочном периоде перспективы развития отрасли связи можно оценивать весьма оптимистично. Конкуренция среди операторов будет способствовать внедрению новых стандартов связи, развитию рынка дополнительных сервисов. В свою очередь это должно привести к дополнительным инвестициям в отрасль, увеличению ее вклада в ВВП. Карта стратегических группВ рассматриваемой отрасли Сибирском федеральном округе функционирует около сотни предприятий. Установим предприятия, которые войдут в карту стратегических групп:
Определим спектр характеристик, которые отличают фирмы отрасли между собой:
для построения карты выберем критерии качества и ассортимента. Качество:
Ассортимент:
Глава 4. Анализ внутренней среды организации. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Для исследования внутренней среды применяются такие методы как SWOT – анализ, SNW-анализ, анализ Spider-mapи другие. Spider- mapКарта в виде паутины spider-map наглядно показывает и персоналу и руководству какие стороны организации стороны организации нуждаются доработке, а какие вполне успешны. Для хлебообъединения «Восход» данный анализ показывает, что все параметры предприятия имеют достаточно высокий уровень, однако на такие показатели как, например, себестоимость и качество менеджмента руководство все же должно обратить внимание и задуматься об их улучшении. SWOT - анализ
Применяемый для анализа среды метод SWОТ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. SNW – АНАЛИЗ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – АНАЛИЗ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S». Как видно из проведенного анализа, ОАО «Сибирьтелеком» имеет достаточно много сторон сильных, а слабых сторон не имеет вовсе, за счет чего обеспечивает себе уверенное положение на рынке. Матрица BCGВ основе модели BCG (матрица «рост – доля рынка»)лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит 4 стадии: · выход на рынок (товар-«проблема»); · рост (товар-«звезда»); · зрелость (товар-«дойная корова»); · спад (товар-«собака»). Основными товарными группами ОАО «Сибирьтелеком» являются:
Рассматриваемое предприятие является самым крупным на рынке, ближайшим его конкурент – Ростелеком, необходимо сравнить по выбранным товарам доли рынка Сибирьтелеком и Ростелеком и по полученным данным построить матрицу. Темпы Роста рынка высокая низкая относительная доля рынка На основании полученной матрицы можно сделать вывод, что в портфеле предприятия есть один товар «звезда» - от этой бизнес единицы зависит общее состояние хозяйственного портфеля, она нуждаются в инвестициях, однако уже сама являются генераторами наличности, оптимальным развитием такого товара является переход в стадию дойных коров по мере перехода в стадию зрелости. В портфеле так же присутствуют два товара «дойных коровы». Эти товары зарабатывают средства в объемах превышающих их потребность в реинвестировании, это происходит потому, что предприятие занимает лидирующее положение на рынке. Для этих товаров необходимо поддерживать условия, в которых они будут процветать и продолжать приносить предприятию большую прибыль. Портфель ОАО «Сибирьтелеком» является идеальным по структуре, что обеспечивает ему высокие объемы прибыли и уверенные позиции на рынке. Ключевые факторы успехаОАО «Сибирьтелеком» обладает практически всеми ключевыми факторами успеха, обеспечивающими эффективное функционирование в рассматриваемой отрасли:
Глава 5. Стратегическое видение будущего организации
Российский рынок связи уже четвертый год подряд показывает один из самых высоких темпов роста, опережая рост экономики страны в целом. До последнего времени бурное развитие рынка касалось в основном европейской части страны. Сейчас операторы самого разного уровня начинают проявлять все больший интерес к рынку связи в Сибирском федеральном округе (СФО). Заключение Специфика предстоящего периода 2009-2011 гг. Определяется агрессивной экспансией мобильной связи, либерализацией телекоммуникационного рынка и резким обострением конкуренции по всем направлениям. «Сибирьтелеком» должно поставить перед собой задачу осуществить коренное преобразование своего делового профиля и превратиться из оператора фиксированной телефонии в провайдера конвергентных услуг голосовой связи, доступа в Интернет, передачи данных, системных инфокоммуникационных решений для бизнеса, образования и досуга, а так же подтвердить свои позиции лидера телекоммуникаций Сибири. В течение следующих пяти лет основными направлениями развития общества будут сохранение и укрепление позиций в фиксированной телефонии, опережающее развитие широких полос данных как основы формирования конкурентного преимущества, развитие коммерческих навыков для укрепления рыночных позиций в сегментах населения, малого и среднего бизнеса, крупных корпоративных клиентов, повышение операционной эффективности и сокращение затрат. Данные направления развития должны быть поддержаны изменениями в организационной структуре, ИТ-системах и сетевой инфраструктуре компаний. Эти направления будут основываться на фундаменте крупнейшей абонентской базы, уникальной местной сетевой инфраструктуре, самой протяженной в Сибири цифровой внутризоновой сети, внедрении передовых технологий. Крупномасштабное предложение широкополосного доступа и Интернет-услуг по технологии хDSL позволит опередить главных конкурентов и занять доминирующие позиции на рынке. |