1. Склонение имен существительных в единственном числе
І скл. м.р., ср.р.
|
ІІ скл. ж.р.
|
ІІІ скл. ж.р.
|
И
|
кто? что? |
дом_, учитель, озеро
, море
|
страна
, земля
|
жизнь
, ночь
|
Р
|
кого? чего? |
дома
, учителя
, озера
, моря
|
страны
, земли
|
жизни
, ночи
|
Д.
|
кому? чему? |
дому
, учителю
, озеру
, морю
|
стране
, земле
|
жизни
, ночи
|
В.
|
кого? что? |
дом_, учителя
, озеро
, море
|
страну
, землю
|
жизнь
, ночь
|
Т.
|
кем? чем? |
домом
, учителем
, озером
, морем
|
страной
, землей
|
жизнью
, ночью
|
П
|
о ком? о чем? |
о доме
, об учителе
, об озере
, о море
|
о стране
, о земле
|
о жизни
, о ночи
|
2. Склонение имен существительных во множественном числе
І скл. м.р., ср.р.
|
ІІ скл. ж.р.
|
ІІІ скл. ж.р.
|
И
|
кто? что? |
дома
, учителя
, озëра
, моря
|
страны
, земли
|
жизни
, ночи
|
Р
|
кого? чего? |
домов
, учителей
, озëр_, морей
|
стран_, земель_ |
жизней
, ночей
|
Д.
|
кому? чему? |
домам
, учителям
, озëрам
, морям
|
странам
, землям
|
жизням
, ночам
|
В.
|
кого? что? |
дома
, учителей
, озëра
, моря
|
страны
, земли
|
жизни
, ночи
|
Т.
|
кем? чем? |
домами
, учителями
, озëрами
, морями
|
странами
, землями
|
жизнями
, ночами
|
П
|
о ком? о чем? |
о домах
, об учителях
, об озëрах
, о морях
|
о странах
, о землях
|
о жизнях
, о ночах
|
3. Склонение имен прилагательных
м.р., ср.р.
|
ж.р.
|
мн.ч
|
И
|
какой,-ое, -ая,-ие? |
новый
, последний
, новое
, последнее
|
новая
, последняя
|
новые
, последние
|
Р
|
какого, -ой, -их? |
нового
, последнего
|
новой
, последней
|
новых
, последних
|
Д.
|
какому, -ой, -им? |
новому
, последнему
|
новой
, последней
|
новым
, последним
|
В.
|
какой, (-ого), -ую, -ие,(-их)? |
как И.п или как Р.п. |
новую
, последнюю
|
как И.п или как Р.п. |
Т.
|
каким, -ой, -ими? |
новым
, последним
|
новой
, последней
|
новыми
, последними
|
П
|
о каком, -ой, -их? |
о новом
, о последнем
|
о новой
, о последней
|
о новых
, о последних
|
4. Основные, самые употребительные значения падежей
И. |
кто? что? подлежащее, именное сказуемое |
брат, сестра; друзья, соседи (Брат
читает. Иван и Саша – мои друзья
.) |
Р
. |
кого? чего? нет
|
брата
, сестры
, друзей
, соседей
, хлеба
, письма
, молока
|
какого, - ой, -их? / чей? чье? чья? чьи? |
ответ брата
, книга сестры
, письма друзей
|
сколько? |
два брата
, три сестры
, много друзей
|
у кого? у чего? (есть) |
у брата
..., у сестры
..., у друзей
... |
из чего? = откуда? |
от брата
, из школы
с работы
|
Д
. |
кому? чему? (подарить; нравится) |
брату
, сестре
, друзьям
|
кому? чему? (холодно, интересно, скучно...) |
брату
, сестре
, друзьям
, мне, тебе, ему, нам, вам, им |
В
. |
кого?, что? (знать, любить...) |
брата
, сестру
, иностранный язык_, своих друзей
|
когда? |
в два, в понедельник_, в среду
|
куда? |
в школу
, на работу,
в университет_ |
Т.
|
с кем? с чем? |
с братом
, с сестрой
, с друзьями
, с сумкой
|
чем? (совершать действие) |
резать, ножом
, есть вилкой
|
П.
|
о ком? о чëм? (говорить, сообщать) |
о брате
, о сестре
, о друзьях
, о проблемах
|
когда? |
на этой
неделе
, в мае
, в этом
году
|
где? |
в школе
, на работе
, в газетах,
на мосту
|
5. Видовременные характеристики глагола
несовершенный вид – что делать?
|
совершенный вид – что сделать?
|
настоящее время
|
пишу
, -ешь
,...; люблю
, -иш
ь,...; интересуюсь
, -ешься
,...; |
-
|
прошедшее время
|
писал
, -а
, -о
, -и
; любил
, -а
, -о
, -и
; интересовался
, -ась
, -ось
, -ись
|
написал
, -а
, -о
,.-и
; полюбил
, -а
, -о
, -и
; заинтересовался
,
-ась
, -ось
, -ись
|
будущее время
|
буду
писать, будешь
писать,...; буду
любить,...; буду
интересоваться,... |
Напишу
, напишешь
,...; полюблю
, полюбишь
,...; заинтересуюсь
, заинтересуешься
,... |
6. Основные структурные модели русского простого нераспространенного предложения
Простое предложение (Кто что делает/сделает?) |
Мы изучаем русский язык.
|
Предложения с составным глагольным сказуемым |
Я хочу рассказать
вам о себе. |
Предложения с составным именным сказуемым |
Россия
- огромная страна
. Он будет (был) художником
. |
Неопределенно-личные предложения |
В газетах пишут
об Олимпиаде. |
Обобщенно-личные предложения |
Что посеешь
, то и пожнешь
. Век живи
, век учись
. |
Безличные предложения |
Ребятам
очень весело
. На улице потеплело
. Легко дышится
. |
У кого (есть) что? кто? У кого нет кого? чего? |
У Андрея
большая семья.
У меня
нет брата
. |
Назывные предложения |
Зима. Мороз.
|
|