Реферат: Экономика автотранспортного предприятия
Название: Экономика автотранспортного предприятия Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Р.Ф. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) Кафедра: Эксплуатации и ремонта автомобилей КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ» Вариант 51 Выполнил: студент гр. АТ 04-А4 Чупин И.Н. Проверила: Ниясова Э.Р. Омск-2008 СОДЕРЖАНИЕ: Задание на курсовую работу……………………………………………….…….2 Реферат…………………………………………………………………………….4 Введение…………………………………………………………………………...5
Заключение…………..…………………………………………………………...25 Список использованной литературы……………..…………………………….26 Реферат: Цель работы заключается в том, чтобы экономически обосновать эффективность расширения и модернизации зоны текущего ремонта автотранспортного предприятия, осуществляющего ТР автомобилей «ЗИЛ-431410». В данной работе было использовано: 46 формул, 5 таблиц (1; 4; 7; П.1.1; П.1.3.); 2-а (приложения 2 и 6.) Расчеты подтвердили обоснованность эффективности расширения и модернизации зоны текущего ремонта автотранспортного предприятия. ВВЕДЕНИЕ В практической деятельности инженер решает вопросы, связанные с совершенствованием организации технического обслуживания или ремонта подвижного состава, реконструкцией части предприятия, вызванной необходимостью повышения производительности труда. Качества обслуживания, реконструкцией производственно-технической базы действующего автотранспортного предприятия в связи с изменением технологии технического обслуживания и текущего ремонта. Уменьшением объемов работ и др., модернизацией имеющегося технологического оборудования, заменой части старого оборудования на более совершенное. Проектированием малых предприятий по ремонту двигателей и других агрегатов, шиномонтажных мастерских, моек, дорожных станций технического обслуживания и др. Для решения указанных выше вопросов составляется экономическое обоснование: сопоставляются затраты по объемам работ или услуг на необходимое оборудование, рассчитывается срок окупаемости производственных затрат, уровень рентабельности. 1. Расчет численности производственного персонала Штатная численность ремонтных рабочих (чел.): , (1) где - годовая производственная программа участка, зоны, чел.-ч; - годовой фонд рабочего времени одного ремонтного рабочего, ч; принимается 1770 ч /3/. чел. Расчет численности вспомогательных рабочих выполняется аналогично, для этого необходимо рассчитать трудоемкость вспомогательных работ, которая принимается в процентах от годовой производственной программы ремонтных рабочих. Для предприятий, обслуживающих менее 300 автомобилей – 30%. чел. Общая численность производственного персонала с учетом вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих (чел.): , (2) где - коэффициент, учитывающий численность руководителей, специалистов и служащих, включаемых условно в состав бригады, принимается 1,1¸1,15. чел. 2. Расчет затрат на оказание услуг по зоне текущего ремонта Затраты по производственным подразделениям АТП (зонам ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, цехам и участкам) рассчитываются по следующим статьям: - фонд оплаты труда производственного персонала; - отчисления на социальные нужды; - затраты на запасные части; - затраты на материалы; - общепроизводственные (накладные) расходы. Расчет заработной платы ремонтных рабочих. В АТП ремонтные рабочие распределяются по разрядам, поэтому рассчитывается средняя часовая тарифная ставка по подразделению (руб./ч): , (3) где - часовая тарифная ставка ремонтного рабочего в зависимости от разряда, руб.; - число ремонтных рабочих i -го разряда, чел. руб./ч Далее определяется сумма заработной платы по тарифу за время работы при повременной системе оплаты (руб.): , (4) где - районный поясной коэффициент, для Омской области принимается в размере 1,15. руб. Премии ремонтным рабочим устанавливаются в процентах от заработной платы, начисленной по тарифу (руб.): , (5) где - процент премии, установленный по подразделению, =20¸40%. руб. Доплаты за тяжелые и вредные условия труда: , (6) где - процент доплаты за тяжелые и вредные условия труда, принимается 4¸24%. руб. Доплаты бригадирам, не освобожденным от основной работы, за руководство бригадой: , (7) где - количество бригадиров, соответствует количеству бригад, чел.; - минимальная заработная плата, принимается 720 руб./7/; 12 - количество месяцев в году; - процент доплат за руководство бригадой, принимается 20¸50%. руб. Общая сумма доплат: , (8) руб. После расчета доплат определяется общая сумма основной заработной платы ремонтных рабочих (руб.): , (9) руб. При этом дополнительная заработная плата ремонтных рабочих (руб.): , (10) где - процент дополнительной заработной платы, %. Процент дополнительной заработной платы (%): , (11) где - дни календарные, принимается 365 дней; - праздничные дни, принимается 11 дней /4/; - выходные дни, при 5-дневной рабочей неделе принимается 104 дня; - дни отпуска, принимается 28 дней /4/. , руб. Общая сумма фонда заработной платы ремонтных рабочих (руб.): , (12) руб. Расчет заработной платы вспомогательных рабочих Средняя часовая тарифная ставка вспомогательного рабочего: руб./ч Сумма заработной платы по тарифу за время работы при повременной системе оплаты: руб. Премии вспомогательным рабочим устанавливаются в процентах от заработной платы, начисленной по тарифу: руб. Доплаты за тяжелые и вредные условия труда: руб. Общая сумма доплат: руб. Общая сумма основной заработной платы вспомогательных рабочих: руб. При этом дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих (=13,6 %): руб. Общая сумма фонда заработной платы вспомогательных рабочих: руб. Определяется общий фонд оплаты труда по производственному участку с учетом вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих (руб.): . (13) руб. Отчисления на социальные нужды в виде единого социального налога составляют 26% (Пенсионный фонд - 20%, Фонд социального страхования - 3,2%, Фонд обязательного медицинского страхования - 2,8%). Отчисления в Фонд социального страхования на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют 1,1% для ТО и ТР грузовых автомобилей. Отчисления на социальные нужды в виде единого социального налога (руб.): . (14) руб. Отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (руб.): , (15) где - норматив отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принимается 1,1%. руб. Общая сумма отчислений на социальные нужды: , (16) руб. Расход запасных частей и агрегатов i -й системы автомобиля (двигатель внутреннего сгорания, коробка передач, задний мост, передний мост, рулевой механизм) определяется по нормам затрат на ТО и ТР /5/. При определении по нормам для текущего ремонта: , (17) где - норма расхода запасных частей и агрегатов i -й системы на 1000 км пробега, ед./1000 км; - общий пробег автомобилей, км. ед., ед., ед., ед., ед. Сумма затрат на запасные части определяется по каждой системе автомобиля: , (18) где - стоимость запасных частей и агрегатов i -й системы автомобиля, руб./ед. руб., руб., руб., руб., руб. Общая сумма затрат на запасные части определяется суммированием затрат по каждой системе автомобиля: , (19) руб. Расход материалов i- го вида также определяется по нормам затрат на ТО и ТР по видам технического воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР) /5/: , (20) где - норма расхода материалов i -го вида на 1000 км пробега, л (кг)/1000 км. л., л., кг, кг, кг, кг, л. л, л. Затраты на материалы рассчитываются по каждому виду: , (21) где - стоимость материалов i -го вида, руб./л (кг). руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб. руб., руб., Общая сумма затрат на материалы определяется суммированием затрат по каждому виду материалов: . (22)
Общепроизводственные (накладные) расходы определяются упрощенным или подробным расчетом. Для упрощенного расчета общепроизводственные расчеты принимаются в процентном отношении от фонда заработной платы работников в пределах от 150 до 200%. В курсовой работе выполняется подробный расчет общепроизводственных расходов. При подробном расчете общепроизводственные расходы определяются по следующей методике: 1. Затраты на текущий ремонт зданий основного производства принимаются в размере 2-5% от стоимости здания. 2. Затраты на текущий ремонт оборудования определяются в размере 2-7% от стоимости оборудования. 3. Затраты на амортизацию основных производственных фондов рассчитываются на основании норм амортизационных отчислений. Для этого необходимо выполнить подбор оборудования по указанной в задании зоне ТР. Таблица 1 Перечень оборудования, установленного в зоне ТР и нормы амортизационных отчислений по основным производственным фондам
Расчет выполняется отдельно по видам и группам основных производственных фондов (руб.): , (23) где - стоимость основных производственных фондов i -й группы, руб.; - норма амортизационных отчислений по основным производственным фондам i -й группы. руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб. Общая сумма амортизационных отчислений по основным производственным фондам определяется суммированием амортизационных отчислений по видам и группам основных производственных фондов: (24) 4. Затраты на электроэнергию определяются на основании ее расхода на освещение и производственные нужды: - затраты на силовую электроэнергию , (25) где - расход силовой энергии, кВт∙ч; принимается 3000¸5000 кВт-ч на одного ремонтного рабочего в год; - цена электроэнергии, руб./кВт·ч, принимается 1,92 руб./кВт·ч; руб., - затраты на осветительную энергию , (26) где - норма расхода электроэнергии, Вт/м2 , принимается 20-25 Вт на 1м2 площади пола; - продолжительность работы электрического освещения в течение года, ч; принимается при односменном режиме 800 ч; - площадь пола зданий основного производства, м2 ; 1000 - переводной коэффициент Вт в кВт. руб. Общая сумма затрат на электрическую энергию (руб.) , (27) руб. 5. Затраты на водоснабжение определяются для бытовых и технологических нужд раздельно. Затраты на воду для технологических целей: , (28) где - расход воды на одну мойку агрегатов, л; принимается 15-30% от норм расхода воды на мойку транспортного средства; - количество моек автомобилей, агрегатов (определяется количеством дней работы участка, зоны) за год; - цена воды для технических нужд, руб./м3 , принимается 30 руб./м3 ; А - среднесписочное количество обслуживаемых автомобилей, ед.; 1000 - переводной коэффициент л в м3 . Нормы расхода воды на мойку установлены на отечественное оборудование для уборочно-моечных работ в следующих размерах: грузовые автомобили – 1500 л на 1 автомобиль. Для агрегатов принять 0,15¸0,3 от норм расхода воды для грузовых автомобилей /5/. руб. Затраты на воду для бытовых нужд: , (29) где - норматив расхода бытовой воды, л; принимается 25-40 л за смену на одного работающего; - количество работников, чел.; - цена воды для бытовых нужд, руб./м3 , принимается 30 руб./м3 ; - количество дней работы производственного участка за год, принимается в зависимости от выбранного режима работы; 1,3 - коэффициент, учитывающий расход воды на прочие нужды (уборку). руб. Общая сумма затрат на водоснабжение (руб.): . (30) руб. 6. Затраты на отопление: , (31) где - норматив расхода тепла, Гкал/м3 год, принимается 0,1 Гкал/м3 ·год; V - объем отапливаемого помещения, м3 ; - цена за 1 Гкал отапливаемой площади, руб./Гкал, принимается 560 руб./Гкал. руб. 7. Затраты на возобновление малоценного и быстроизнашивающегося инструмента, приспособлений и инвентаря , (32) где - стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента, приспособлений и инвентаря, руб.; - норматив отчислений на возобновление малоценного и быстроизнашивающегося инструмента, приспособлений и инвентаря, %, принимается 10%. руб. 8. Прочие расходы , которые могут возникнуть в процессе производственной деятельности, но не могут быть точно учтены и рассчитаны, принимаются в размере 2¸3% от суммы расходов по предыдущим статьям. руб. 9. Налоги и платежи планируются в размере 15-20% от общей суммы расходов по предыдущим статьям. руб. Общая сумма общепроизводственных расходов (руб.): . (33) Общая сумма расходов на ТР по зоне (руб.): . (34) руб. После выполнения расчета общей суммы расходов на ТР полученные данные сводятся в табл. 2. Калькуляция себестоимости может составляться: - на 1000 км пробега: ; (35) руб. - на один нормочас: . (36) руб./чел.-ч. Таблица 2 Группировка затрат на ТР по статьям калькуляции, руб.
3. Расчет капитальных вложений Капиталовложения – вклад инвестиций в воспроизводство основных фондов путем строительства новых и реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий. Стоимость капитальных вложений по проектируемому участку, зоне включает: стоимость зданий, сооружений, оборудования и инструмента (срок полезного, использования которого более 12 месяцев). Для совершенствования системы ТО-1, ТО-2 и ТР требуется приобрести 2 единицы технологического оборудования по оптовой цене 250 тыс. руб. и 1 единицу оборудования по оптовой цене 400 тыс. руб. Для ТР требуется построить новый цех площадью 20 м2 при высоте потолков 6 м, стоимость строительства 1 м3 принимается 20 тыс. руб. 1. Капитальные вложения в технологическое и энергетическое оборудование (электрические двигатели, компрессорные установки и др.): , (37) где - стоимость единицы оборудования, руб./ед.; - количество оборудования, ед. В случае приобретения (или производства) нового оборудования стоимость единицы определяется: или , (38) где - оптовая цена оборудования, определяется по действующим прейскурантам или договору с предприятием-поставщиком, руб./ед.; - коэффициент транспортно-заготовительных расходов , связанных с приобретением оборудования, для приближенных расчетов принимается 0,05¸0,1 /7/; - коэффициент, учитывающий затраты на строительные работы , в том числе устройство фундамента для оборудования, в зависимости от массы и сложности оборудования принимается 0,02¸0,08 /7/; - коэффициент, учитывающий затраты на монтаж и освоение оборудования , устанавливается на основе стоимости монтажных работ, принимается 0,04¸0,06 от оптовой цены оборудования /7/; - предпроизводственные текущие затраты на выполнение научно-исследовательских работ, связанных с использованием данного оборудования, руб./ед.; - затраты на подготовку и освоение производства оборудования, в том числе на его проектирование, руб./ед. руб. руб. руб. 2. Капитальные вложения в здания: , (39) где - потребный объем здания для изготовления продукции, м3 ; - стоимость строительства 1 м3 производственного здания, руб. руб. Общая стоимость капитальных вложений: . (40) руб. 4. Расчет доходов, прибыли Большинство АТП выполняют ТР сторонним организациям, применяя для расчетов договорные цены. Размер цены определяется исходя из затрат предприятия на ТР и желаемой нормы прибыли. 1. Цена одного нормо-часа, (руб.): , (41) где - желаемая норма прибыли для АТП составляет 30-35%. руб. 2. Доход от выполнения ТР сторонним организациям: , (42) где - трудоемкость работ, выполняемых для сторонних организаций, чел.-ч. руб. 3. Прибыль от выполнения ТР: , (43) где - процент трудоемкости, выполняемой для сторонних организаций, %. руб. 5. Экономический эффект и срок окупаемости капитальных вложений В результате расширения и технического перевооружения зоны технического обслуживания и ремонта годовая производственная программа основных работ увеличивается на 15%, трудоемкость вспомогательных работ не изменяется, увеличивается пробег 1 транспортного средства на 5%, увеличивается объем услуг, оказываемых сторонним организациям, на 20%. В соответствии с указанными изменениями пересчитываются затраты зоны технического обслуживания и ремонта. Результаты представляются в табличном виде (табл. 4). Штатная численность ремонтных рабочих: чел. чел. Общая численность производственного персонала с учетом вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих: чел. Средняя часовая тарифная ставка по подразделению: руб./ч Сумма заработной платы по тарифу за время работы при повременной системе оплаты: руб. Премии ремонтным рабочим: руб. Доплаты за тяжелые и вредные условия труда: руб. Доплаты бригадирам, не освобожденным от основной работы, за руководство бригадой: руб. Общая сумма доплат: руб. Общая сумма основной заработной платы ремонтных рабочих: руб. Дополнительная заработная плата ремонтных рабочих: руб. Общая сумма фонда заработной платы ремонтных рабочих: руб. Фонд заработной платы вспомогательных рабочих ФЗПвсп остается без изменений. Общий фонд оплаты труда по производственному участку с учетом вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих: руб. Отчисления на социальные нужды в виде единого социального налога: руб. Отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: руб. Общая сумма отчислений на социальные нужды: руб. Расход запасных частей и агрегатов i -й системы автомобиля : ед., ед., ед., ед., ед. Сумма затрат на запасные части : руб., руб., руб., руб., руб. Общая сумма затрат на запасные части: руб. Расход материалов i- го вида : л, л, кг, кг, кг, кг, л, л, л. Затраты на материалы : руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб. руб., руб., Общая сумма затрат на материалы: Затраты на текущий ремонт зданий основного производства : Затраты на текущий ремонт оборудования : Затраты на амортизацию основных производственных фондов: руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб., руб. Общая сумма амортизационных отчислений по основным производственным фондам: Затраты на электроэнергию: - затраты на силовую электроэнергию: руб., - затраты на осветительную энергию: руб. Общая сумма затрат на электрическую энергию: руб. Затраты на водоснабжение: - затраты на воду для технологических целей: руб. - затраты на воду для бытовых нужд: руб. Общая сумма затрат на водоснабжение: руб. Затраты на отопление: руб. Затраты на возобновление малоценного и быстроизнашивающегося инструмента, приспособлений и инвентаря: руб. Прочие расходы : руб. Налоги и платежи : руб. Общая сумма общепроизводственных расходов:
Общая сумма расходов на ТР по зоне: руб. После выполнения пересчета общей суммы расходов на ТР полученные данные сводятся в табл. 3. Калькуляция себестоимости может составляться: - на 1000 км пробега: руб. - на один нормо-час: руб./чел.-ч. Таблица 3 Группировка затрат на ТР по статьям калькуляции, руб.
Цена одного нормо-часа: руб. Доход от выполнения ТР сторонним организациям: руб. Прибыль от выполнения ТР: руб. Таблица 4Показатели деятельности до внедрения мероприятий и после
Рассчитывается экономический эффект от внедрения нового оборудования, применения новых технологических процессов, способов организации производства и труда, механизации и автоматизации производственных процессов при оказании одной и той же услуги:, (44) где - себестоимость одного нормо-часа до и после внедрения мероприятия соответственно, руб./чел.-ч; - годовая производственная программа после внедрения мероприятия, чел.-ч. руб. Расчет экономической эффективности капитальных вложений производится по «Типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений», согласно которой коэффициент абсолютной эффективности определяется: . (45) . Кроме того, рассчитывается срок окупаемости капитальных вложений (годы): . (46) года. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате экономических расчетов по зоне текущего ремонта автотранспортного предприятия было выяснено что, с увеличением годовой производственной программы основных работ на 15%, пробега одного транспортного средства на 5%, объема услуг, оказываемых сторонним организациям на 20% происходит снижение себестоимости за счет получения большего дохода, не смотря на увеличение затрат, что делает экономический эффект в рублей и срок окупаемости около 2,52 года. Список использованной литературы1. Курсовые и дипломные проекты факультета «Автомобильный транспорт». Структура и правила оформления: Методические указания / Сост.: А.П. Елгин, С.С. Капралов, Д.А. Колесник.- Омск: Изд-во СибАДИ, 2002.-44с. 2. Кусовые и дипломные проекты (работы) в электронном виде. Правила выполнения и защиты: Методические указания / Сост.: Д.С. Кулькин, А.П. Елгин, С.С. Капралов, А. В. Кукин. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2002.- 12с. 3. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта: ОНТП-01-91/ Росавтотранс.- М.: Гипроавтотранс, 1991. – 184с. 4. Тарифная политика на автомобильном транспорте. – 5-е изд. перераб. и доп.- М.: Изд-во «ЦЕНТРОРГТРУДА АВТОТРАНС, 2003.-271 с. 5. Великанов К. М., Власов В. Ф., Карандашова К. С. Экономика и организация производства в дипломных прооектах.-Л.: Машиностроение, 1997.-345с. 6. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 01.10.2003 №127-ФЗ. Экономическое обоснование эффективности расширения и модернизации зоны текущего ремонта автотранспортного предприятия
Экономия от снижения себестоимости 1 часа обслуживания автомобиля = руб. Эффективность капитальных вложений =. Срок окупаемости капитальных вложений Т = К / П = года |