Реферат: Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
Название: Бюджетная система и бюджетное устройство РФ Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ №1 Понятие бюджета и его экономическое значение, функции бюджета. Бюджет РФ – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва. Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между гос-вом, хоз. субъектами и населением по поводу распределения части стоимости общественного продукта в процессе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. Специфика бюджетных отношений как части финансов состоит в : 1. Они возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является гос-во. 2. Они связаны с формированием фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения потребностей гос-ва. Цели и задачи: 1) финансовое обеспечение бюджетной сферы 2) перераспределение ВВП 3) госуд. регулирование и стимулирование 4) контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств Механизм бюджета – система формирования и использования ден.фонда, имеющая ряд специфических характеристик :
Функции бюджета:
№2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Бюджетная система – совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, её структура и взаимосвязь объединённых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных(единых) гос-вах бюджетная система включает 2 звена : госуд. и местный бюджет (Франция, Великобритания, Швеция). В федеративных гос-вах ( Германия, РФ, США) функционирует 3уровневая система, согласно чему функционирует – республиканский (фед) , региональный ( субъекты фед ), местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения ). В состав бюджетов субъектов РФ входят : -21 республиканский -55 областных и краевых -Москвы и СПб -окружные бюджеты 10автономных округов - в составе местных бюджетов находится около 29 тыс местных бюджетов Консолидированный бюджет РФ – свод Фед. бюджета и бюджетов субъектов РФ. Консолидированный бюджет :
бюджет субъектов РФ консолид местный бюджет
городов поселковых советов районов Консолидированный бюджет ежегодно составляется, но не утверждается а форме закона. Информации я параметрах консолид. бюджета является очень важной для аналитических и прогнозных расчетов. Федеральный бюджет разраб и утверждается в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с бюджетным Кодексом РФ бюджетная система основывается на принципах. Принципы бюджетной системы: 1) Единство бюджетной системы (единая правовая база, единая денежная система, единая бюджетная классификация, единство бюджетного процесса и единые санкции за нарушение бюджетного законодательства.) 2) Разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы (реализация через закрепления соответствующих доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответственного уровня ) 3) Принцип самостоятельности (органы власти соответствующего уровня имеют право : - формировать свой бюджет (т е самостоятельно осуществлять бюджетный процесс) - определить направление расходов исходя из наличии соответствующих источников дохода каждого уровня бюджета 4) Принцип равенства бюджетных прав субъекта федерации и муниципальных образований (определение бюджетных полномочий органов гос.власти, субъектов и органов местного самоуправления в области установления и исполнения расходов, обязательных в формировании неналоговых и налоговых доходов). 5) Принцип полноты отражения всех доходов, расходов и источника финансирования дефицита бюджета (означает что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов в обязательном порядке и полном объёме отражаются в соответствующем бюджете). 6) Принцип сбалансированности (объем расходов должен соответствовать объему доходов). 7) Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (при исполнении бюджетов должны достигаться заданные результаты с использованием наименьшего объёма средств). 8) Принцип общего совокупного покрытия расходов (все расходы должны покрываться общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита). 9) Принцип прозрачности (открытости). Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов отчётов об их исполнении. 10) Принцип достоверности (надёжность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета). 11) Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств (бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей на финансирование конкретных задач). 12) Принцип подведомственности (означает, что получатели бюджетных средств в праве получать бюджетные ассигнования только органов главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся). 13) Принцип единства кассы (зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счёта за исключением операций, осуществляемых за пределами соответствующий территорий). №3 Бюджетный федерализм. Федеральное устройство РФ является предпосылкой возникновения фин-бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве. Характеризует разграничения прав и полномочий между центром и регионами. Принципы: 1 Принцип законного разграничения полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления 2 Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них функций. 3 Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы. Вертикальное выравнивание – компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счёт средств финансовой помощи, поступающей со счетов вышестоящего бюджета на счета нижестоящего бюджета : Трансферты - средства, поступающие из федерального и регионального фонда, размеры которых рассчитываются по установленным правительством нормативам. Дотации - средства, предоставленные бюджетов другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субвенции - средства, предоставленные бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов. Субсидии - средства, передающиеся бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования текущих расходов. Горизонтально выравнивание – пропорционально распределение налогового беремени между субъектами федерации для устранения или снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий. 4 Принцип самостоятельности и равноправия, который выражается в самостоятельном определении направлений использования бюджетных средств. |